Болезни Военный билет Призыв

Некоторые исследователи считают способности врожденными и доказывают. Индивидуальные способности. Тихие воды глубоки


Тема «Человек и общество» 8 класс

Вариант 5.

22. В государстве А информационные технологии внедря­ются во все сферы общественной жизни, резко возросло значение науки и научной информации. К какому типу относится общество А?

1) традиционному 2) аграрному

3) индустриальному 4) постиндустриальному

24 Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. В постиндустриальном обществе признана значимость прав личности, человек имеет возможность менять свое положе­ние в обществе.

Б. В информационном обществе происходит постепенное сглаживание социального неравенства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

28 Наблюдающийся в современном мире процесс сближения социально-экономических, политических и культурных процессов различных стран и формирование единого человечест­ва ученые-обществоведы называют

1) цивилизацией 2) глобальной проблемой 3) национальной интеграцией 4) глобализацией

29 Глобальными проблемами человечества называют проблемы ,

1) проявившиеся в период Великих географических открытий

2) существовавшие с момента появления первых государств

3) появившиеся при переходе к классовому обществу

4) вставшие перед обществом во второй половине XX века

31 По заключению специалистов, в некоторых районах Зем­ли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной во­дой, которую вынуждены потреблять люди. В этом проявляется проблема

1) демографического взрыва 2) межэтнических конфликтов

3) загрязнения окружающей среды 4) нехватки энергии и энергоносителей

41 В приведенном списке приведены черты сходства чело­века и животных и отличия человека от животных. Вы­берите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.

1) забота о потомстве 2) потребность в труде

3) потребность в воспроизводстве рода 4) наличие сознания

Прочтите текст и выполните задания 65.1-65.6

Некоторые исследователи считают способности врожден­ными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказа­тельство они приводят примеры раннего и очень яркого проявле­ния способностей у выдающихся музыкантов, художников, по­этов, ученых.

Действительно, музыкальная одаренность у Моцарта об­наружилась в три года, у Гайдна - в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка - в десять лет. У шах­матистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал иг­рать в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Ку­бы), Карпов - в пять лет, Таль и Фишер - в шесть лет, Ласкер - в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырем годам.

Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало иссле­дований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, прабабушка Л. Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина - Евдокия Трубецкая были родными сестрами. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов.

Но все это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей специально развивают способности к музыке, живописи или ма­тематике и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии.

В настоящее время большинство исследователей считают, что проявление наследственных способностей зависит от воспита­ния. Наследственность определяет возможности человека, а воспи­тание - степень приближения к этим возможностям. При этом вы­ясняется, что возможность развития способностей сохраняется до­вольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающи­ми в развитии безнадзорными детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследовате­ли установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необ­ходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться. (По материалам энциклопедии для школьников)

^ 65.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

65.2 Какие два доказательства того, что способности являются врожденными, приводят ученые?

65.3 Как, по мысли современных ученых, в формировании способностей связаны наследственность и воспитание? В чем мнение современных ученых опровергает идею врожденно­сти способностей?

65.4 Как вы понимаете мысль о том, что способности человека могут компенсироваться? Используя знания курса и личный социальный опыт, приведите два примера компенсации спо­собностей.

65.5 A. - актриса столичного театра. Ее дети, часто бывав­шие на репетициях и спектаклях, также стали актерами, внучка занимается в детской театральной студии. Объясните дан­ную ситуацию. Какой фрагмент текста может помочь вам в объ­яснении?

65.6 Все ли свои способности человек может развить в полной мере? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

76 . В стране Y социологической службой был проведен оп­рос совершеннолетних юношей и девушек. Им задавали вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные опроса. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2) Противоборство выбрало больше юношей, чем девушек.

3) Сотрудничество более популярно у девушек, чем уход из ситуации.

4) Уступку выбирает приблизительно одинаковое количество юношей и девушек.

5) Сотрудничество менее популярно у юношей, чем уступка.

Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных "исследователей", эти "гнезда талантов" всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих "ученых" нет и быть не может.

Но существует и резко противоположная точка зрения на способности, которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.

Наши ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности.

Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой - хорошим исполнителем, третий -дирижером, четвертый -музыкальным критиком и т. д.

Задатки - только как бы "дремлющие" силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т.п. В.Г.Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М.И. Глинка еще в возрасте 3-4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.

Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области.

Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки.

плизз
_________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Некоторые исследователи считают способности врождёнными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказательство они приводят примеры раннего и очень яркого проявления способностей у выдающихся музыкантов, художников, поэтов, учёных.
Действительно, музыкальная одарённость у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна - в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка - в десять лет. У шахматистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал играть в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Кубы) , Карпов - в пять лет, Таль и Фишер - в шесть лет, Ласкер - в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырём годам.
Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало исследований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, что прабабушка Л. Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина - Евдокия Трубецкая были родными сёстрами. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов.
Но всё это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей специально развивают способности к музыке, живописи или математике и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии.
В настоящее время большинство исследователей считают, что проявление наследственных способностей зависит от воспитания. Наследственность определяет возможности человека, а воспитание - степень приближения к этим возможностям. При этом выясняется, что возможность развития способностей сохраняется довольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающими в развитии «трущобными» детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследователи установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста.
2. Как, по мысли современных учёных, в формировании способностей связаны наследственность и воспитание? В чем мнение современных учёных опровергает идею врожденности способностей?
3. Как вы понимаете мысль о том, что способности человека могут компенсироваться? Используя знания курса и личный социальный опыт, приведите два примера компенсации способностей.
4. Все ли свои способности человек может развить в полной мере? С опорой на текста и обществоведчиские знания приведите два аргумента в защиту своей позиции.

Задатки и способности.

Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных «исследователей», эти «гнезда талантов» всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового

Народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих «ученых» нет и быть не может.

Но существует и резко противоположная точка зрения на способности, которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.

Гоноболин полагал, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т.е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей .

Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только к процессе деятельности.

Кроме того, задатки

Многозначны, т.е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой – хорошим исполнителем, третий – дирижером, четвертый – музыкальным критиком и т.д.

Задатки – только как бы «дремлющие» силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся «пробудить», выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т.п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М.И. Глинка еще в возрасте 3–4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.


Это интересно:

Особенности отношения и поведения мамы и папы
Мы имеем дело с двумя разными со­циальными институтами - отцовством и материнством. В чем же состоят и чем детерминируются их различия и специфиче­ские функции? Соотношение отцовства и материнства - один из аспектов более общей полоролев...

Негативизмы
Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов . "Негативизмом мы будем называть такие проявления...

Основные разделы психологии
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть своего времени исследованиям и консультированию. Часть п...

Помогите плизз
_________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
Некоторые исследователи считают способности врождёнными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказательство они приводят примеры раннего и очень яркого проявления способностей у выдающихся музыкантов, художников, поэтов, учёных.
Действительно, музыкальная одарённость у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна - в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка - в десять лет. У шахматистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал играть в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Кубы), Карпов - в пять лет, Таль и Фишер - в шесть лет, Ласкер - в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырём годам.
Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало исследований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, что прабабушка Л.Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина - Евдокия Трубецкая были родными сёстрами. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов.
Но всё это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей специально развивают способности к музыке, живописи или математике и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии.
В настоящее время большинство исследователей считают, что проявление наследственных способностей зависит от воспитания. Наследственность определяет возможности человека, а воспитание - степень приближения к этим возможностям. При этом выясняется, что возможность развития способностей сохраняется довольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающими в развитии «трущобными» детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследователи установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться.
(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие два доказательства того, что способности являются врождёнными, приводят учёные?
3. Как, по мнению современных учёных, в раскрытии способностей связаны наследственность и воспитание? Как, по мнению современных учёных, опровергается идея врождённости способностей?
4. Объясните мысль автора о том, что способности человека могут компенсироваться. Используя знания курса и личный социальный опыт, приведите два примера компенсации способностей.
5. А. - актриса столичного театра. Её дети, часто бывавшие на репетициях и спектаклях, также стали актёрами, внучка занимается в детской театральной студии. Объясните данную ситуацию. Какой фрагмент текста может помочь Вам в объяснении?
6. Все ли свои способности человек может развить в полной мере? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.