Болезни Военный билет Призыв

Таблица по истории кружки 20 30 годов. История России XIX–XX вв. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина

«Культура XIX ст» - Верещагин в.В. (1842-1904). «Могучая кучка». Большая вода». «Что истина?» (Понтий Пилат и Христос). Торговые ряды. Саврасов а. К. (1830-1897). Айвазовский и.К. (1817-1900). Архитектор А. Померанцев. «На острове Валааме». «Радуга». И.Левитан. «Владимирка». Ярославский вокзал в Москве. Ц. А. Кюи. Ф.О. Шехтель.

«Россия XIX-XX» - Только в начале XX века Россия вступила на путь индустриального развития. 1. Государственное устройство 2. Население 3. Культурный уровень 4. Необходимость модернизации общества. Официальной религией государства было признанно христианство. Белый – мир, чистота, совершенство. Что такое индустриальное общество? 14.

«Русская культура в XIX веке» - Классицизм. А.С Пушкин (1799-1837) М.Ю Лермонтов (1814-1841) Н.В Гоголь (1809-1852). На площади перед Казанским собором установлены статуи Кутузова и Барклая- де-Толли. А.Н.Воронихин. Общепризнанный родоначальник русской классической музыки. Романтизм. Якоби Борис Семёнович. (1801- 1874) - русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847).

«Индия XIX-XX в» - Индия, к середине XIX в. была окончательно захвачена англичанами. Лидеры ИНК. В XX век Индия вступила отсталой аграрной страной с медленно развивающейся промышленностью. Лидеры радикалов, включая Тилака, оказались в тюрьме. Ликвидация Ост-индской компании. Национальные богатства по-прежнему перекачивались в Англию.

«Русская литература XIX-XX веков» - Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. И нет у нас иного достоянья! Иннокентий Анненский. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей.

«Германия XIX-XX в» - В1862 г.назначен на пост канцлера. Северогерманский союз. План урока. Германская империя в конце XIX- начале XX века. Новая история. ПРАВИТЕЛЬСТВО (рейхсканцлер). 35 суверенных монархии. Система власти Германской империи. Германский союз. Социальное законодательство. <<Железный канцлер>>.

Московский университет и его роль в общественном движении. Движение декаб­ристов было разгромлено, но передовые, революционные идеи подхватило и развило дальше молодое поколение. Центром общественного брожения в конце 20-х - начале 30-х годов стал Московский университет. В 1826 г., в год казни декабристов, Николай I узнал о широком распространении крамольной поэмы «Сашка», наполненной свободолюбивыми мыслями и настроениями протеста. Поэму сочинил студент Московского университета А. Полежаев, «незаконный» сын дворянина и крепостной крестьянки. Николай лично расследовал это дело и отдал талантливого поэта в солдаты. В 1827 г. был обнаружен и разгромлен тесно связанный с университетом кружок братьев Критских, задумавший развернуть широкую противоправительственную агитацию. В 1831 г., в тревожное для царизма время после польского восстания и «холерных бунтов», Николай расправился с кружком Сунгурова, также связанным с московским студенчеством. Кружок намеревался провести подготовку вооружённого восстания. В университете в конце 20-х - начале 30-х годов возникло ещё несколько объедине­ний передовой молодёжи. Московский университет, давно быв­ший на подозрении у правительства, становился центром передового общественного движения. «Опальный университет рос влиянием,- пишет Герцен,- в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова и снова разливались во все стороны России, во все слои её».

Герцен поступил в Московский университет в 1829 г. Около него и Огарёва быстро сорганизовался политический кружок, считавший себя наследником идей декабристов и проповедовавший революционное свержение ненавистного самодержавно-крепостнического строя. Члены кружка, по словам Герцена, «проповедовали французскую революцию, потом проповедовали сен-симонизм и ту же революцию; мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть по всякому насилию, ко всякому произволу».

В эти же годы в университете действовал также кружок Станкевича, более умозрительный и философский, нежели по­литический! Кружок Станкевича был настроен против самодержавного гнёта и всего крепостного строя николаевской России, однако он существенно отличался от герценовского кружка и не носил революционного характера. Его либеральная политическая умеренность и дала ему возможность продолжать свою деятельность после разгрома полицией кружка Герцена - Огарёва.

Станкевич и члены его кружка усердно изучали немецкую идеалистическую философию-Канта, Шеллинга, Фихте; они первыми взялись за изучение Гегеля и пропагандировали его философию. Герцен вспоминал, что не было параграфа во всех трёх частях «Логики» Гегеля или других его работах, «который не был бы взят отчаянными спорами нескольких ночей» Некоторое время посетителем собраний кружка Станкевича был В Г. Белинский, глубоко интересовавшийся философскими проблемами; однако воздействие Станкевича на Белинского в литературе крайне преувеличено, как переоценена и вся деятельность умеренного кружка Станкевича. Белинский шёл своим самостоятельным путём, вырастая в подлинного революционера-демократа, кружок же Станкевича остался на либеральных позициях.

В лице Герцена и его друзей в революционном движении России впервые выступили сторонники утопического социализма, создавшие его самостоятельную и наиболее передовую концепцию. Они с большим интересом знакомились с теориями Сен-Симона и Фурье, однако вовсе не были их покорными подражателями. Герцен и его друзья с жаром отстаивали социалистическое мировоззрение, имевшее то высокое и существенное отличие от западных форм утопического социализма, что оно было соединено с убеждением в необходимости революции, движущей силой которой должен был стать народ. Их социалистические воззрения носили боевой, революционный характер. Эта важнейшая особенность является существенным отличием русского утопического социализма от западного Ленин справедливо отметил, что в социалистических теориях Герцена не было та грана» подлинного научного социализма, марксизма. В условиях тогдашней русской действительности Герцен и Огарёв не могли подняться до научного социализма. «В сущности,- писал Ленин,- это… прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдагинюю революционность буржуазная демократия» .

Вскоре после окончания университета (1833 г.) Герцен был арестован (в июле 1834 г.) как «смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», и сослан в Пермь, а затем в Вятку, где пробыл в ссылке три года.

Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевского царствования революционный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво искала выход из создавшегося положения.Одной из особенностей постдекабристского общественного движения было развитие оппозиционных настроений в студенческой среде. Своеобразие студенческой среды порождалось разнородным социальным составом, в котором выходцы из дворян составляли не более трети, и духовным максимализмом, развивавшимся под влиянием активного познания мира в процессе обучения. На первых порах эти факторы не имели большого значения, но впоследствии, при размежевании освободительного движения на демократическую и либеральную ветви, оно усиливало радикальные настроения участников движения.Известность приобрели, прежде всего, оппозиционные студенческие кружки в стенах Московского университета. Один из них – Кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских (1826-1827 гг.). В планы кружка входили: цареубийство и истребление царской семьи, конституционные преобразования. Члены кружка пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов, чиновников, низших офицеров и солдат; в день коронации разбросали на Красной площади прокламации, в которых, обращаясь к народу, выступали против монархии, рассказывали о невинно пострадавших декабристах. За эту акцию их арестовали и подвергли длительному тюремному заключению.В конце 20-х гг. при активном участии студентов Московского университета возник кружок Я. И. Костенецкого, получивший название «Общество друзей». Кружок объединил 25 человек. Мысль о превращения кружка в революционную организацию высказал перед его участниками отставной губернский секретарь Н. П. Сунгуров (по его имени чаще всего принято называть эту организацию).

Целью кружка были:

– ликвидация крепостного права;

– установление конституционного правления.

Общество разработало план вооруженного восстания в Москве. План предусматривал захват артиллерии и арсенала и раздачу оружия народу, разоружение полиции, освобождение арестованных, захват власти, рассылку от имени московского генерал-губернатора приказа о высылке в Москву депутатов к рассмотрению конституции. Открытое выступление не состоялось и в середине 1831 г. участники кружка были арестованы. Всего к следствию было привлечено 12 студентов, 9 чиновников и 8 военнослужащий. Наиболее активные участники были приговорены к каторжный работам. В соприкосновении с сунгуровской организацией находился кружок Виссариона Григорьевича Белинского, получивший название «Литературном общество 11-го нумера» по номеру комнаты общежития для «казеннокоштных» (учившихся за государственный счет) студентов. Литературные споры в обществе часто переходили на политические темы, которые нашли свое отражение в пьесе Белинского «Дмитрий Калинин». В 1832 г. Белинский был отчислен из университета «по ограниченности способностей» и из-за «слабого здоровья».Большой след в истории оставил кружок Александра Ивановича Герцена и Николаевича Платоновича Огарева. Участники обсуждали острые вопросы недавней истории европейских стран, движения декабристов, путей развития России. Находя в европейских событиях и происходивших политических изменениях много конфликтных социальных проблем, Герцен и Огарев обратились к изучению зарождавшихся тогда социалистических идей. Их идеал – революционное преобразование России. Деятельность – пропаганда утопического социализма в московском обществе и, прежде всего, – в студенческой среде; резкая критика Николаевского правления, неприятие крепостного права. В 1834 году кружок Герцена–Огарева был обнаружен полицией. Не имея никаких фактов, полиция сфабриковала дело об исполнении «пасквильных песен». Герцен и его товарищи были арестованы и после восьмимесячного следствия – отправлены в ссылку.Среди университетских просветительских обществ 30-х гг. наиболее заметным был кружок Николая Владимировича Станкевича. Первоначально кружок носил чисто студенческий характер. Его участники интересовались преимущественно вопросами философии, эстетики и литературы. Сам Станкевич не отличался научным или литературным талантом, но обладал универсальными способностями глубоко разбираться в людях, угадывая в них блестящих писателей и мыслителей. В разное время в кружке Станкевича участвовали: Константин Сергеевич Аксаков, В. Г. Белинский, Михаил Александрович Бакунин, Василий Петрович Боткин, Тимофей Николаевич Грановский, Михаил Никифорович Катков, Алексей Васильевич Кольцов, Юрий Фёдорович Самарин и др. Станкевич происходил из богатой помещичьей семьи и оказывал материальную поддержку своим талантливым друзьям. Кружок Станкевича не возбуждал острых политических вопросов, но содействовал развитию высоких философских и художественных идеалов среди своих участников.Свободное развитие общественной мысли и эстетических вкусов ставило круг друзей Станкевича вне официальной идеологии самодержавия. Неслучайно в кружке сформировались взгляды ряда мыслителей и публицистов, получивших впоследствии известность в оппозиционном и даже революционном движениях. Судьба самого Станкевича сложилась трагически: в возрасте 27 лет он умер от чахотки.

Подавление восстания на Сенатской площади и смертная казнь пятерых декабристов (в России многие десятиле­тия не подвергали этой расправе за политические преступле­ния), ужесточение цензуры вызвали недовольство многих либе­рально настроенных людей, прежде всего молодежи. Однако для создания новых тайных обществ по типу декабристских в тог­дашнем обществе не было ни сил, ни возможностей. Поэтому на протяжении 20-начала 30-х гг. существовали лишь небольшие кружки (численностью от пяти до нескольких десятков чело­век), в которых велись «вольнодумные» разговоры. Подобные кружки существовали недолго и, как правило, быстро раскрыва­лись полицией. Сведения о некоторых из них и сохранились только благодаря полицейским делам. На общественную атмо­сферу они не смогли оказать серьезного влияния. Однако сам факт их возникновения свидетельствует о сохранении в России недовольства правительственной политикой. Это подтверждает­ся сведениями о существовании подобных кружков не только в столицах, но и в ряде провинциальных городов.

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок бра­тьев В. И. и М. И. Критских. Члены его собирались вести антипра­вительственную пропаганду и даже поговаривали о цареубийстве. В 1831 г. был разгромлен кружок Н. П. Сунгурова, в котором на­ряду со студентами состояли и офицеры. Хотя деятельность обоих кружков ограничивалась разговорами, их члены подверглись су­ровому наказанию: ссылке или даже сдаче в солдаты.

В 1832 г. университетское начальство узнало о существовании так называемого литературного общества 11-го нумера - студен­ческого кружка, сложившегося вокруг В. Г. Белинского. Будущий критик читал здесь свою драму «Дмитрий Калинин». Чтобы не привлекать полицию и не создавать университету окончательной репутации рассадника вольнодумства, Белинского немедленно ис­ключили «по слабости здоровья и ограниченности способностей».

В Московском университете сложился и кружок А. И. Герце­на и Н. П. Огарева. Члены кружка придерживались тогда ли­беральных антиправительственных взглядов, с восхищением следили за революцией во Франции в 1830 г. и восстанием в Польше в 1830-1831 гг. Но в 1831 г. под влиянием крушения польского восстания и известий о восстании лионских ткачей

Герцен и его друзья стали пересматривать свои убеждения в пользу социалистического учения - сен-симонизма. Прежние свои взгляды Герцен позднее называл «детским либерализмом 1826 г.». В 1834 г. кружок был раскрыт полицией. Герцен был сослан в Пермь, позднее - в Вятку. Другие члены кружка также попали в ссылки или были отданы под полицейский надзор.

Наряду с перечисленными в Московском университете суще­ствовал кружок Н. В. Станкевича, не имевший ярко выраженно­го политического и оппозиционного характера. В этом кружке изучались труды немецких философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Станкевич оказал огромное влияние на идейную жизнь России. Здесь сформировались как самостоятельные мыслители будущие видные общественные деятели, в том числе вожди запад­ничества: Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, и славянофильства: И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин.

  • Справочник по истории

    • 3 июня в Петрограде открылся 1-й съезд Сове­тов, на который съехались более 800 делегатов. Значительное большинство принадлежало эсерам и меньшевикам. Большеви­ки получили лишь 105 мандатов. В избранном съездом ЦИКе (Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Сове­тов рабочих и солдатских депутатов) было по четыре меньшеви­ка и эсера и один большевик. Съезд высказался за сотрудничество с буржуазными партия­ми и...

    • 2 съезд РСДРП

      Деятельность «Искры» способствовала подготов­ке II съезда РСДРП, который открылся в 1903 г. в Брюсселе, а затем продолжался в Лондоне из-за преследований полиции. На съезде была принята программа партии, состоявшая из двух частей: программы-максимум и программы-минимум. Та­кая структура объяснялась тем, что, по мнению социал-демокра­тов, в России должна была сначала произойти...

    • Вечером 25 октября, когда Петроград уже нахо­дился в руках восставших и готовился штурм Зимнего дворца, в Смольном институте открылся 2-й съезд Советов. Среди 642 де­легатов было 390 большевиков и около 100 левых эсеров (партия эсеров к тому времени фактически раскололась, ее левая часть поддерживала большевиков). После того как съезд отказался вступить в переговоры с Временным правительством и...

    • 20 съезд КПСС

      XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Он принял директивы шестого пятилетнего плана на 1956-1960 гг., наметив широкие социальные мероприятия: сокращение рабоче­го дня с восьми до семи часов, повышение пенсий и зарплат низко­оплачиваемых рабочих и служащих, жилищное строительство. В отчетный доклад ЦК КПСС были включены принципиаль­но новые положения по международным вопросам. Прежде все­го партия...

    • 20 съезд КПСС и Восточная Европа. Вторжение в Венгрию

      После XX съезда КПСС в странах Восточной Ев­ропы резко усилилось стремление к десталинизации. В июне 1956 г. произошли волнения в польском городе Познани. Демон­странты, требовавшие свободы, ликвидации коммунистического политического режима и удаления советских войск из Польши, были разогнаны польскими войсками и силами безопасности. В Польше возник опасный политический кризис, встал вопрос о...

    • 3 съезд РСДРП

      В апреле 1905 г. в Лондоне состоялся III съезд РСДРП. В его работе принимала участие только большевистская часть партии, так как меньшевики признали созываемый съезд незаконным и провели свою конференцию в Женеве. Социал-демократы считали начавшуюся революцию буржуазно-демократической. Меньшевики в связи с этим полагали, что главной движущей силой революции, ее гегемоном должна стать буржуазия. После свержения...

    • 10 (23) января 1918 г. открылся 3-й Всероссий­ский съезд Советов. Подавляющее большинство мест как на съезде, так и в избранном им ВЦИКе принадлежало большеви­кам и левым эсерам. Съезд утвердил декреты Совнаркома, при­нял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и объявил Россию Советской Федеративной Социалистической Ре­спубликой. Постепенно политическая роль Советов падала. Их...

    • «Апрельские тезисы» В. И. Ленина

      3 апреля Ленин вернулся в Петроград. Ночью он выступил на собрании петроградских большевиков с докладом «О задачах пролетариата в данной революции». Тезисы доклада были опубликованы в «Правде» 7 апреля и вошли в историю как «Апрельские тезисы». В тезисах ставилась задача перехода ко второму этапу рево­люции, который должен передать власть пролетариату и бедней­шему крестьянству. В противовес...

    • «Вечный мир». Крымские походы

      В 1686 г. во время правления царевны Софьи был заключен так называемый Вечный мир с Польшей. Россия окончательно получила Левобережную Украину и Киев, а также вступила в антитурецкую коалицию с Польшей, Австрией и Ве­нецией. В составе коалиции России отводилась вспомогательная роль - борьба против Крымского ханства. В 1687 и 1689 г. фаво­рит Софьи В. В. Голицын совершил два похода на Крым. В...

    • «Грузинское дело» 1922 г.

      В ходе подготовки объединения произошел ин­цидент, известный как «грузинское дело». Еще в 1921 г. Кавказ­ское бюро ЦК РКП(б) приняло решение об объединении закав­казских республик в федерацию. Это вызвало возражения ЦК КЩб) Грузии во главе с Б. Мдивани и К. Махарадзе. Межнацио­нальные отношения на Кавказе оставались сложными. Нередки были проявления национализма. Например, в 1921 г. грузин­ское...

Революционные кружки в это время возникали не случайно. «Самое появление кружков,- писал Герцен,- было естественным ответом на внутреннюю потребность русской жизни». Возникшие кружки объединяли, с одной стороны, передовую дворянскую молодежь, а с другой - разночинцев.

В это время сложились кружки: братьев Критских, Сунгурова, Герцена и Огарева, кружок Поносова, кружок Белинского и Станкевича.

Наиболее ранним был кружок братьев Критских (Михаила, Василия и Петра), возникший в 1827 г. среди студентов Московского университета. Братья Критские вместе с другими участниками кружка (всего около десятка лиц) объявляли себя продолжателями борьбы декабристов. Кружок братьев Критских носил политический характер. Михаил Критский называл декабристов великими, считал несчастным тот народ, который состоит под монархической властью. Членами кружка была заведена печать с надписью «Вольность и смерть тирану», оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг. Участники кружка стояли за конституционный строй. В области тактики революционной борьбы члены кружка братьев Критских сделали большой шаг вперед по сравнению с декабристами. Они вели речь не о военном перевороте, а о необходимости поднять массовое восстание, сделать революцию. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты.

Кружок Н. П. Сунгурова, выходца из мелкопоместного дворянства, возник в 1831 г. По свидетельству Герцена, направление этого кружка также было политическим. Своей задачей члены кружка ставили подготовку вооруженного восстания. Участники этой организации рассчитывали возмутить «чернь», захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание намечалось в Москве. Они полагали необходимым введение конституционного строя в России, убийство царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г. последовал арест его членов. Сам Сунгуров был приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не удалось. Умер он на Нерчинских рудниках.

Кружок Герцена и Огарева образовался в 1831 г., почти одновременно с кружком Сунгурова . Этот кружок также был тайным и носил политический характер. Члены кружка Герцена и Огарева были по преимуществу студентами Московского университета. В него входили Соколовский, Уткин, Кетчер, Сазонов, B. Пассек, Маслов, Сатин и некоторые другие лица. Они собирались на вечеринки, пели на них революционные песни, произносили речи и читали стихи революционного содержания, вели речь о конституции. революционный кружок политический станкевич

Во взглядах членов кружка Герцена и Огарева выражался протест против реакционного, палочного режима, созданного в стране Николаем I.

«Идеи были смутны,- пишет Герцен в «Былом и думах»,- мы проповедовали французскую революцию, мы проповедовали сен-симонизм и ту же революцию. Мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу».

Через провокатора III отделение узнало о существовании кружка Герцена, и вскоре, в 1834 г., члены его были арестованы. Двое из них, Соколовский и Уткин, были заключены в Шлиссельбургскую крепость. Уткин через два года умер в каземате, а Соколовский - в ссылке в Пятигорске. Герцен был сослан в Пермь, Огарев и Оболенский - в Пензу.

В 1830 г. сложился и просуществовал до 1832 г. кружок Белинского, именуемый «Литературным обществом 11-го нумера». Он состоял из студентов Петрова, Григорьева, Чистякова, Протопопова, Прозорова и других. В этом кружке обсуждалась драма Белинского «Дмитрий Калинин», в которой он со всей остротой осуждает крепостничество. Белинский и члены его кружка интересовались вопросами философии, и, следовательно, когда Белинский позже вошел в кружок Станкевича, он был в вопросах философии далеко не новичком, как неверно утверждали многие авторы в отношении Белинского.

Кружок Станкевича имел «умозрительное», научно-философское направление. Станкевич мало интересовался политикой; его кружок имел главной своей задачей изучение философских воззрений того времени. В кружке изучалась философия Фихте, Шеллинга и Гегеля. Позиции, занимаемые Станкевичем, были умеренными, либеральными.

В кружок Станкевича входили: Белинский, Грановский, Бакунин, Герцен, братья Аксаковы, братья Киреевские и другие лица. B кружке Станкевича находились революционные демократы, а также западники и славянофилы; взгляды представителей этих трех направлений резко расходились между собой, что привело впоследствии к борьбе их между собой.

Роль кружка Станкевича состояла в том, что в своем кружке он пробудил среди виднейших своих современников интерес к изучению философии и объединил вокруг себя на некоторое время многих передовых людей своей эпохи. Короткое время большую роль в кружке играл Бакунин. После отъезда Бакунина в начале 40-х годов за границу деятельность бывшего кружка Станкевича оживилась в связи с возвращением из ссылки Герцена. Герцен и целый ряд близких к нему лиц занялись изучением философии. Но к изучению вопросов философии Герцен подходил по-другому, чем Станкевич. Герцен связывал изучение философии с задачами революционной борьбы.

Следует обратить внимание на попытку создания революционного кружка из служащих, осуществленную в 1836 г. Петром Поносовым на Чермесском заводе Лазаревых на Урале; в кружок входило шесть молодых людей: Поносов, Мичурин, Десятов, Романов, Нагульный и Михалев. Они тайно составили «бумагу», представлявшую собой своего рода устав о создании «Тайного общества для уничтожения власти помещиков над крестьянами». В ней они писали: «Иго рабства в России от времени становится несноснее, и должно полагать, что на будущее время оно будет еще несноснейшим».

Задачей общества они ставили: «...собрать благомыслящих граждан в одно общество, которое всячески бы старалось о ниспровержении власти, присвоивших ее несправедливо, и об ускорении свободы. Для сего-то, благородные граждане, ниспровергнем соединенными силами невольничество, восстановим свободу и через то заслужим благодарность потомства!!!» Полностью этот документ опубликован в сборнике «Рабочие движения в России в XIX веке» (т. I, под ред. А. М. Панкратовой). Вскоре после подписания этого документа шесть участников попытки создать тайный кружок на заводе были арестованы и по распоряжению Бенкендорфа отданы в рядовые финляндских батальонов. Были и другие попытки создать тайные антикрепостнические организации - со стороны Жеребцова, Ромашева, Аппельрода и некоторых других лиц.

Таким образом, мы видим, что все попытки создать тайные революционные организации пресекались царизмом самыми жестокими мерами. Но Николай I преследовал не только создание тайных кружков и организаций, но и всякую попытку свободомыслия.

Жертвами его репрессий стали гениальные русские поэты А. С Пушкин, М. Ю. Лермонтов, талантливые поэты Полежаев, Печерин и другие. Арестованы были за антиправительственные высказывания помещик Львов, Бризгда, Раевский, гимназист Орлов и некоторые другие лица. Жертвой николаевского деспотизма был и близкий к декабристам П. Я. Чаадаев.