Болезни Военный билет Призыв

Кто такой гетман иван мазепа. Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты. Иван Мазепа- гетьман Левобережной Украины

Мазепа Иван Степанович – изменивший России и Петру I гетман Малороссии. Мазепа происходил из шляхетской украинской семьи. Отец его, как можно думать по некоторым данным, поступил в казачество и до восстания Хмельницкого был белоцерковским атаманом, а потом получил от польского короля звание черниговского подчашего. Год рождения Мазепы определяют по-разному: 1629, 1633 или 1644. Образование Иван Мазепа начал, как говорят, в киевской академии , а потом был помещен ко двору короля Яна-Казимира в качестве покоевого (звание, соответствующее немецкому камер-юнкеру) и послан для довершения образования за границу. В 1663 Мазепа, продолжая служить полякам и после восстания Хмельницкого, выполнял поручения короля на Украине. В том же году, по неясной причине, он покинул двор и 6 лет оставался в неизвестности.

К этому времени относятся и романтические приключения Ивана Мазепы, одно из которых, по преданию, окончилось тем, что обманутый муж привязал Мазепу к спине степного коня, напуганного ударами и выстрелами, и пустил его. Еще несколько времени спустя, Мазепа женился на дочери белоцерковского полковника Семена Половца, вдове Фридрикевич, поступил на службу к правобережному (т. е. дружественному полякам) гетману Дорошенку , стал нужным для него человеком и получил уряд генерального есаула. Скоро, впрочем, Мазепа изменил своему покровителю и перешел к подвластному России левобережному гетману Самойловичу , сначала без официального положения. Он скоро вкрался в доверие нового патрона и в 1682 был поставлен генеральным есаулом. Через пять лет, во время крымского похода , Самойлович пал жертвой интриги и был низложен, а на место гетмана избран Иван Мазепа, давший взятку в 10,000 р. всемогущему тогда при московском дворе царевны Софьи князю В. В. Голицыну . В 1689 Мазепа был в Москве и сумел снискать расположено молодого царя Петра, отстранившего от власти сестру Софью.

Гетман Иван Мазепа

В течение многих лет Иван Мазепа был деятельным помощником Петра в его военных предприятиях и приобрел полное его доверие, благодаря чему и упрочил за собой обладание гетманской булавой. На Украине Мазепу не любили. Его польское воспитание и вкусы делали его чуждым народной массе. Мазепа окружал себя польскими выходцами, покровительствовал преданной ему старшине, «обогащал ее, обогащался и сам. Недовольство гетманом выражалось в волнениях, которые подавлялись. В ту пору доносы были обычным явлением, и на Мазепу не раз доносили, но доносы оказались несостоятельными, и доверие царя к Мазепе не уменьшилось. Не имел последствий и донос Кочубея, дочь которого соблазнил Мазепа, – донос, основанный уже на действительной измене гетмана царю.

Когда появилась у Мазепы мысль об измене, установить трудно, во всяком случае, уже в 1705 – 1706 гг. Мазепа вёл переговоры с польской княгиней Дольской и с посаженным шведами во время Северной войны на польский трон королём Станиславом Лещинским. Успехи Карла XII и затруднительное положение Петра заставили Мазепу действовать решительнее. Уверяя царя в преданности, гетман Мазепа заключает условие со шведами и поляками и выговаривает себе вассальное владение в Белоруссии. В то же время он возбуждает в малороссийской казацкой старшине опасения на счет намерений Петра уничтожить автономию Малороссии. Довольно долго удается Ивану Мазепе скрывать свою измену от правительства, но движение Карла XII в южную Россию осенью 1708 заставило гетмана раскрыть свои карты. Он присоединяется к Карлу с 1500 казаков и призывает Малороссию к восстанию. Однако надежды Мазепы не сбылись. Украинский народ не верил в пропагандировавшийся Мазепой план самостоятельного существования страны и основательно боялся возвращения под власть Польши. Только среди недовольных русским правительством запорожцев было сочувствие Ивану Мазепе.

Обстоятельства складывались против Мазепы. Меншиков взял и сжег гетманскую резиденцию Батурин, суровая зима затрудняла поход шведов по стране, где население относилось к ним несочувственно. Низложенный и преданный церковной анафеме Мазепа был заменен Скоропадским. Малороссия признала нового гетмана, а наиболее предусмотрительные соучастники Ивана Мазепы вскоре передались Петру. Полтавская битва 27 июня 1709 решила судьбу кампании и Мазепы. Карл XII и гетман едва успели избежать во время неё плена и спаслись в Турцию. Турки, несмотря на домогательства Петра, не выдали Мазепу, но старческий организм Мазепы не выдержал сильных потрясений. Гетман скончался 22 августа того же 1709 г. и был похоронен в Галаце.

Карл XII и Мазепа после Полтавской битвы. Художник Г. Седерстрём

Мазепинцами назывались сторонники гетмана Ивана Мазепы, приставшие вместе с ним к шведам. Некоторые из них, как Даниил Апостол и Игнатий Галаган, вовремя порвали с мятежным гетманом и успели войти в милость у царя. Другие перешли к царю в день Полтавской битвы, в числе их генеральный судья Чуйкович, генеральный есаул Максимович, полковники Зеленский, Кожуховский, Покотило, Антон Гамалея, Семён Лизогуб, писарь Гречаный и др. Они поплатились арестом и ссылкой. Наконец, иные – генеральный обозный Ломиковский, генеральный писарь Орлик, прилуцкий полковник Дмитрий Горленко, Федор Мирович, братья Герцики, племянник Мазепы Войнаровский и др. последовали за гетманом в Турцию, а после его смерти продолжали попытки поднять в Малороссии восстание.

В русской литературе наиболее обстоятельные сведения об Иване Мазепе находим у Костомарова в «Руине» и «Мазепе и Мазепинцах». См. также Ф. М. Уманец, «Гетман Мазепа» (Спб., 1897); Лазаревский, «Заметки о Мазепе» («Киевская Старина» 1898, 3, 4, 6). Жизнь Мазепы служила часто и сюжетом беллетристических произведений.

Для меня лично в этом вопросе «вопроса» нет – всё ясно. Мазепа – предатель. Почему? Да потому, что, будучи поставленным Петром I «главным по Малороссии», он предал своего государя, нарушил присягу и перебежал на сторону другого суверена – шведского короля Карла ХII. Поэтому, если абстрагироваться от страны действия, от ситуации – то перед нами предательство в его кристально чистом виде. Неслучайно, специально для Мазепы Петр отдал распоряжение изготовить «орден Иуды».
Всё остальное вокруг Мазепы – это наслоение политики.
Об этом статья корреспондента ресурса сайт, живущего в Малороссии-Украине.

Мазепа – герой или предатель?

Есть хорошая китайская мудрость: не верь сказанным словам – слова могут обмануть. Не верь поступкам – поступки тоже могут обмануть. Ищи мотивы, которые принуждают человек говорить и совершать те или иные поступки. Именно мотивы определяют суть человека.

Давайте, опираясь на эту китайскую мудрость, попытаемся повнимательнее рассмотреть личность гетмана Украины Ивана Мазепы; в честь которого в Украине сейчас так старательно переименовывают улицы, площади и проспекты.

В Российской Империи Мазепу считали предателем. Советская историческая школа тоже считала Мазепу предателем. Современная же «независимая» украинская власть почитает его национальным героем. В 1996 году в Украине вводится в оборот национальная денежная единица – гривна. И на 10 гривенной купюре, совершенно неожиданно для подавляющего большинства граждан, появляется портрет Мазепы.

Всеми возможными способами народу пропагандируются лозунги: «Мазепа – борец за долю народную!». И: «Мазепа – борец за независимость Украины от русского ярма!» При чём, исходя из того, что его портрет помещён на 10 гривенной купюре, а портрет Ярослава Мудрого, князя Владимира и Богдана Хмельницкого на меньших номиналах, обыватель подсознательно делает вывод, что вклад Мазепы в борьбу за долю народную и независимость куда значительнее Ярослава Мудрого. Ситуация же с современной украинской политической элитой и того хуже. К сожалению, дальше лозунга брошенного Кучмой «Украина – не Россия» продвинуться ей не удалось. По той простой причине, что это просто не выгодно. Иначе, пришлось бы как-то объяснять, почему при Ярославе Мудром князе Новгородском, князе Ростовском и князе Киевском в Киеве был составлен свод законов русского права, который вошёл в историю, как «Русская правда», по которому и жила тогда территория теперешней Украины.

Просто представьте себе: Ярославу Мудрому, при котором Киев, как и остальная Русь, жил по «Русской правде» какой-то провидец рассказывает, вот де скоро родится недалеко от Киева, под Белой Церковью Мазепа, который станет бороться за освобождение Руси от русского ярма… Или того лучше: за освобождение Украины от русского ярма! Да Ярослав Мудрый даже не понял бы про что речь!

Кстати, вы никогда не задумывались, почему за 25 лет так называемой «независимости», на западной Украине, считающей себя форпостом «незалежности» так и не появилось ни одного памятника Мазепе? Кандидатура ведь отменная: дружил с настоящим европейцем — королём Карлом, «мужественно» сражался за независимость Украины от русского тирана Петра; и даже был удостоен от него ордена Иуды. А памятника от поборников «независимости» так и не дождался. Обидно. Зато, непосильные труды Мазепы на поприще завоевания независимости, были сполна оценены, угадайте кем?

Даю подсказку: самым «демократичным» государством на нашей планете. Да-да-да, именно США сполна оценили труды Мазепы, назвав в честь украинского гетмана аж четыре населённых пункта: Мазепа (Пенсильвания).

Мазепа (Миннесота), Мазепа (тауншип в округе Уабаша. Миннесота) и Мазепа – посёлок, расположенный в округе Грант, штат Южная Дакота.

Итак, давайте всё же вернёмся к китайской мудрости: не верь сказанным словам – слова могут обмануть. Не верь поступкам – поступки тоже могут обмануть. Ищи мотивы, которые принуждают человек говорить и совершать те или иные поступки. Именно мотивы определяют суть человека.

Что же всё-таки заставило Мазепу перейти на сторону шведского короля Карла?

На мой взгляд, первое, на что нужно обратить внимание, это уникальные, огромные богатства Мазепы. Мазепа за время службы царевне Софье, а затем Петру I, стал одним из богатейших людей не только в Малороссии, но и в России. Он был владельцем 19 654 дворов в Малороссии и 4 117 дворов в России (это более 100 000 душ). Мазепа был самым богатым гетманом за всю историю Украины – Малороссии. (здесь я не беру во внимание лишь гетмана Кирилла Розумовского /1750—1764/ , так как он был родным братом фаворита императрицы Елизаветы Петровны Алексея Розумовского и поэтому сравнивать их было бы не совсем тактично) Так что факт остаётся фактом: среди гетманов, Мазепа был самым богатым; оставив далеко позади себя всех гетманов. Для сравнения: (в порядке убывания) Мазепа – 23 771 дворов, гетман Скоропадский – 18 882, гетман Апостол – 9 103 двора… И т.д…

Второе: именно Мазепа ввел в Малороссии панщину. Украинские историки, при прямой постановке вопроса, делают ударение на то, что при Мазепе панщина была «человечной» — всего то два дня в неделю. Всего-то треть от панщины польских и российских селян. Но, удивительно честно подметил профессор Йоркского университета Орэст Субтэльный в своей «история Украины», которая на западе считается лучшим изложением истории Украины на английском языке:

«... Всего через одно поколение панщина увеличилась до 4-5 дней».

Я не верю, что современные украинские младореформаторы, которые уже 25 лет лепят из Мазепы «национального народного героя и мученика» не знают того, что именно Мазепа ввёл и узаконил панщину. Хотя бы потому, что большинство из них учили в институтах историю Украины именно по трудам О.Субтельного, который прямо указывает на то, что именно при Мазепе были узаконены две панщины в неделю.

Третье: Общеизвестен факт строительства на средства Мазепы православных соборов, церквей и колоколен. Колокольня Софийского Собора также была построена на деньги Мазепы. По свидетельствам историков докторов исторических наук Ю.Моцика и С.Павленко за счёт собственных средств Мазепа построил 26 церквей. Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси.

Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы???

Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков. А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1.5 тыс, а по другим с 3 тысячами казаков. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1.5 тыс. казаков. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности. Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». 7000 или 600 — большая разница. К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды.

И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом бежал в Бендеры (Молдавия). И буквально через два месяца Мазепа умирает. Да, он умер, по теперешним меркам в солидном возрасте – 70 лет. Но, все исторические источники указывают на то, что здоровье у Мазепы было «ого-го-го» — молодой позавидует, и тут на тебе – такая скоропостижная смерть. Так как точных исторических данных о смерти Мазепы нет, то я позволю себе выдвинуть свою гипотезу. Мазепа до Полтавской битвы обладал несметными богатствами, собственностью, почётом и славой (один орден Андрея Первозванного – высший орден Российской империи чего стоит), и в один день он лишился всего «нажитого непосильным трудом». Вся собственность и рабы которых он закабалил, выдавливая из народа все соки ради обогащения, остались на территории, которая до содеянного предательства считалась его Родиной. За один день он лишился буквально всего. С его точки зрения, перейдя на сторону шведов он поступил правильно. Ни клятва на Евангелие, ни полное доверие Петра, ни интересы его народа, ничто не смогло удержать его от предательства. Я думаю, он поверил в непобедимость Карла. После побед шведов над Саксонией, Польшей, после сокрушительного поражений русских под Нарвой вся Европа признала Карла непобедимым – «новым Александром Македонским». И Мазепа выбрал с его точки зрения беспроигрышный вариант – стал на сторону «непобедимого Карла». Исходя из всего выше наведённого, мотив Мазепы предельно прост и понятен: как самый богатый, он стремился лишь к сохранению своих несметных богатств и власти. Поэтому, перефразируя Тараса Бульбу, и сдох, пропал бесславно, как подлая собака!

Я приведу вам такой житейский пример, наверняка и вы, если внимательно присмотритесь, найдёте что-то подобное и в своём опыте… Это был ещё СССР. Сосед по лестничной площадке, работая забойщиком в шахте, насобирал денег и купил в тридорога, с рук, подержанную «Волгу». Лелеял её, мыл ежедневно, выезжал только по праздникам. И тут подвернулась возможность поехать «на север» на заработки. Через год он вернулся. Первым делом побежал в гараж к нажитой непосильным трудом «Волге»… Открыл гараж и умер – инфаркт. Оказалось, он перед отъездом тщательно вымыл её, а потом зачем-то накрыл чехлом, да ещё и клеёнкой сверху обкрутил (видно в школе плохо учился, не знал что такое конденсат) И машина за год просто сгнила. Соседи, очевидцы рассказывали, что он лишь размотал клеёнку, увидел сгнившую машину, схватился за сердце, и сразу же умер… Масштаб потерь соседа конечно же несопоставим с потерями Мазепы, но, суть одна и та же.

Господа придумавшие «проект независимая Украина», не ошиблись, разместив на бумажных купюрах портрет иуды Мазепы. Но, «местные товарищи» убедив себя в непобедимости заокеанских господ, и оглашающих, что «Украина не Россия!» идут уже пройдённым путём Мазепы.

Уверен, они не могут не понимать истинных мотивов поступков Мазепы. Я допускаю, что упиваясь богатствами выжатыми из народа, они не осознают унизительности выбранного ими пути, но я не верю, что они настолько примитивны, чтобы не видеть причинно-следственной связи между жизнью и смертью Мазепы.

С.Михайличенко

В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Он поминутно терял рассудок от невыносимых, адских болей, проистекающих от десятков неизлечимых болезней. А, приходя в сознание, после долгого нелепого бормотания, истошно скулил: «Отруты мэни - отруты!» («Яду мне - яду!»)…

Но поскольку травить православного даже перед тяжкой смертью всегда считалось непростительным грехом, то старшины и челядь порешили действовать по старинному обычаю - долбить дырку в потолке крестьянской хаты. Чтобы, значит, облегчить грешной душе умирающего расставание с бренным телом.

Как тут не вспомнить старинное поверье: чем больше человек грешит при жизни, тем мучительнее смерть его ожидает. И впрямь - в обозримом прошлом и настоящем тогдашней Малороссии трудно было сыскать более коварного, злого и мстительного человека, нежели Мазепа. Он являл собой пример классического и законченного злодея на все времена и для всех народов.Даже при том, что общие нравы малорусских политиков той поры особой шляхетностью (благородством) не страдали. Оно и понятно: люди, живущие в окружении более сильных и могущественных соседей, вынуждены были постоянно решать тягостною, но неотвратимую дилемму - под кого бы выгоднее «подлечь». Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач.

К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких

«В нравственных правилах Ивана Степановича, - пишет историк Н.И. Костомаров, которого никак не заподозришь в русофильстве, - смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем (Пётр I. - М.З )», перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями».

«Он лгал всем, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был сделать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду»

Историк Бантыш-Каменский так характеризует Мазепу: «Имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности".

Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А.С. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».

И в «Полтаве» продолжил: «Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего,/ Что кровь готов он лить, как воду,/ Что презирает он свободу,/ Что нет отчизны для него».

Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу.

Выражение «Проклята Мазепа!» веками относилось не только к плохому человеку, но и вообще к любому злу. (На Украине и в Белоруссии мазепа - неряха, грубиян, злой хам -устар .)

Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять - с 1629 по 1644 годы (то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи!). Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей…

Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу.

Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера.

Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества.

Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе.

Меж тем именно такие коварные способности (элементарно гипнозом владел!) и вознесли Мазепу на вершину власти

Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он - естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю.

Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану - просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» - пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко.Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас!»

И вот я сейчас задаюсь вопросом, на который никто и никогда не сможет ответить. Ну почему преданный Самойловичу (значит, и русскому царю!) атаман Сирко, этот неистовый защитник православных, заклятый враг татар и турок, не отрубил Мазепе голову на месте за то, что тот, подонок, вёз пятнадцать русских душ в рабство? Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы.

Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем! И потом ещё много раз ездит в русскую столицу, укрепляя теперь уже свой собственный авторитет. Опуская бесчисленные тактические и стратегические ходы Мазепы, между которыми он благополучно «слил» Самойловича и всю его семью, где был почти родным человеком, заметим лишь, что 25 июля 1687 года хитрый царедворец получает с помощью подкупа российской чиновничьей верхушки «клейноты» (символы) гетманской власти - булаву и бунчук.

В правление Мазепы закрепощение посполитых (так называли тогда крестьян) приняло особенно широкий размах

А гетман стал самым крупным крепостником по обе стороны Днепра. На Украине (в то время Гетьманщине) он прибрал к рукам около 20 тысяч дворов. В России - многим более 5 тысяч. В общей сложности Мазепа имел свыше 100 тысяч крепостных душ. Ни один гетман до него и после не мог похвастаться столь сказочным богатством.

А в это время в России происходили очень серьёзные тектонические сдвиги империи, в результате которых на престол взошёл Пётр I. Будете смеяться, но и к молодому царю Мазепа почти с ходу втёрся, как впечатался, в невероятное доверие. Даже сейчас в это с трудом верится, однако в 1700 году Мазепа получает орден Андрея Первозванного - высшая русская награда за №2! (первым награждён князь Иван Головин). Видать, крепко понравился русскому царю ушлый гетман, хотя возрастная разница, их разделявшая, составляла 33 года.

И далеко ведь не случайно Мазепа писал Петру: «Наш народ глуп и непостоянен. Пусть великий государь не слишком дает веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислать на Украину доброе войско солдат, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».

Это, кстати, к вопросу о восторгах некоторых историков по поводу самого долгого гетмановского правления Мазепы - двадцать один год - и о его якобы страстном стремлении к независимости Украины любой ценой. Уже не говорю о так называемых Коломацких статьях, подписанных лично гетманом при его вступлении в должность. Там чёрным по белому указано, что Украине запрещаются любые внешнеполитические сношения. Запрещалось гетману и старшин назначать без согласия царя. Зато все они получали русское дворянство и нерушимость имений.

И, позвольте, где тут «борьба за независимость Украины»? Да, в течение двух десятилетий Мазепа неукоснительно выполнял волю Петра I. И правильно делал. Только предпринимал он это исключительно к выгоде своей. Тут никакой «нэзалэжностью» даже не пахнет. Запахло позже, когда ущербный по всем нравственным параметрам гетман почему-то уверовал, что непобедимая шведская армия разгромит войска нарождающейся Российской империи.Тогда-то впервые звериное, волчье чутьё Мазепы крепко его подвело. Вестимо, сколько верёвочке не виться… Но прежде, чем напомнить об окончательном падении гетмана, как политика, остановимся ещё на его самой безобразной человеческой подлости…

Первая песнь пушкинской «Полтавы», кто не забыл, начинается так: «Богат и славен Кочубей».

И далее: «Но Кочубей богат и горд/ Не долгогривыми конями,/ Не златом, данью крымских орд,/ Не родовыми хуторами,/ Прекрасной дочерью своей/ Гордится старый Кочубей».Долгие годы почти ровесники (Мазепа старше Кочубея на год), они были друзьями - не разлей вода. И даже породнились: племянник гетмана, Обидовский, женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Кочубеевне, Матрёне, Мазепа стал крестным отцом.У меня, на Украине, кумовство издревле почитается как духовное родство. Крёстные родители опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом и крестники должны заботиться о крёстных родителях как о собственных. В 1702 году Мазепа похоронил свою жену и вдовел два года.В ту пору ему было далеко за шестьдесят, а Матрёне Кочубей - шестнадцать (в «Полтаве» она - Мария). Разница по самым скромным подсчётам - в полвека.И старик решил жениться на юной крестнице, хотя до этого соблазнил её мать. «Чародiй» пустил в ход все приемы своего обольщения: «Мое серденько», «моя сердечно кохана», «целую все члонки тельца твоего беленького», «помни слова свои, под клятвою мне данные, в тот час, когда выходила ты из моих покоев». «Я с великою сердечною тоскою жду от Вашей Милости известия, а в каком деле, сама хорошо знаешь».Из писем Мазепы видно, что Матрена, ответившая на его чувства, сердится за то, что гетман отослал её домой, что родители её ругают. Мазепа негодует и называет её мать «катувкой» - палачихой, советует в крайнем случае уйти в монастырь. Естественно, родители решительно воспротивились возможной женитьбе. Официальная причина отказа была в церковном запрете на браки между крестным отцом и крестницей.Однако изворотливый Мазепа, не заслал бы сватов, если бы не рассчитывал, что церковные власти, великолепно им прикормленные, снимут для него запрет. Скорее всего, Кочубеи прекрасно осознавали, в какую «халэпу» (напасть) может завести всё их семейство коварный и злой жених. Да со временем и Матрёна избавилась от заблуждений:

«Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь! Будешь потом жалеть». И свои угрозы Мазепа исполнил сполна.

По прямому (и это установлено точно!) навету Мазепы, Кочубея и полковника Захара Искру подданные царя приговорили к смерти и выдали гетману для показательной казни. Перед казнью Мазепа приказал ещё раз люто пытать Кочубея, чтобы тот выдал, где спрятаны его деньги и ценное имущество. Кочубея жгли каленым железом всю ночь перед казнью, и он всё рассказал.

Эти «кровавые деньги» поступили в сокровищницу гетмана. 14 июля 1708 года безвинным страдальцам отрубили головы. Обезглавленные тела Кочубея и Искры были переданы родственникам и погребены в Киево-Печерской лавре. На гробовом камне высекли надпись: «Поскольку нам смерть повелела молчати,/ Сей камень о нас должен людям вещати:/ За верность к Монарху и преданность нашу/ Страданья и смерти испили мы чашу».

… А через пару месяцев после этой казни Мазепа предал и Петра I

С первых шагов шведских войск по украинской земле население оказывало им сильное сопротивление. Мазепе нелегко было оправдываться перед Карлом за «неразумность своего народа». Они оба поняли, что ошиблись - как друг в друге, так и в стратегических расчётах - каждый. Однако коварство, подлость и запредельная низменность Мазепы ещё не до конца была исчерпана. Он послал к царю полковника Апостола с предложением, ни много ни мало, предать в руки Петра шведского короля с генералами!

Взамен хамски просил ещё большего: полного прощения и возвращения прежнего гетманского достоинства. Предложение было более, чем неординарное. Посовещавшись с министрами, царь дал согласие. Для блезиру. Он прекрасно понимал: Мазепа предсмертно блефует. Сил для пленения Карла у него не наблюдалось. Полковник Апостол и многие его товарищи пополнили ряды войска Петра I.

Как известно, после исторической Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом и остатками его войска. Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу. Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился.

Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу - кучка из 30 сребреников.Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Церковь предала имя Мазепы анафеме. И снова из «Полтавы» Пушкина: «Забыт Мазепа с давних пор;/ Лишь в торжествующей святыне/ Раз в год анафемой доныне,/ Грозя, гремит о нём собор».

На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях

Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» (выражение Тараса Григорьевича Шевченко). Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре. После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя (как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга!) По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена?

И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда - вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук

Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Искариот!»

…Никогда не забуду лета 1991 года. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину?

Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству.

А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, академика АН Украины доктора исторических наук Владимира Сергийчука. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов (ОУН) и подвигов Украинской повстанческой армии (УПА): «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины.

Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет».

Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди - бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна.

Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство - это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное».

А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни ; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила!».

Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении

Она - не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине.

Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников.

Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.

…После выхода фильма известного кинорежиссера Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения (знакомы мы были с 1970 года) позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу?». «Ну, ты же умный человек и понимать должен, что для актёра не существует запретных ролей. Чем подлее герой, тем его интереснее играть».

«Согласен с тобой, если это Ричард Ш. Он - всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром. Ладно, оставим за скобками то, что Юра (мы с ним тоже были давние знакомцы) - автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея - Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат. Неужели это тебя не покоробило? А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло - тоже не задел?».

Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал. Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми». Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло. Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль. Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией!

Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу.

Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах

А так его личность излишне демонизируется. Меж тем он был элементарным, хоть и очень злым, негодяем. Досадно, что нынешним украинским властям он так по душе.

…Можно сколько угодно говорить, писать и вещать о том, каким выдающимся государственным деятелем был Мазепа, 305 лет назад покинувший наш бренный мир. Достаточно зайти на украинскую Википедию и увидеть там несметное перечисление заслуг славного патриота «нэзалэжной Украины» Ивана Степановича: и полиглот он, и меценат, и храмостроитель, и поэт, и любовник, и «чародей», и… Но потом вспомнишь Пушкина: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость». И всё встаёт на свои места.

1639 года в с.Мазепинцы под Белой Церковью на Киевщине, умер 21 сентября 1709 года в возле н. п. Бендеры в Молдове. Самый известный гетман Войска Запорожского (1687-1708), ставший героем для украинских патриотов и предателем для России, князь Священной Римской Империи.

Логику россиян о Мазепе понять не сложно: "Мазепа был любимцем Петра I, обласканный властью", кавалер №2 Высшего российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного с бриллиантами (первым был генерал-фельдмаршал Головин, сам Петр I получил орден за №6, Меньшиков - №7), был богатейшим человеком в Украине с неограниченной властью, все имел и... все потерял, когда "предал Москву в самый ответственный момент Северной войны", перейдя на сторону Карла XII. Спрашивается, что ему не хватало? У россиян нет ответа на данный вопрос, ответ есть у украинцев.

Почему Иван Мазепа - герой Украины.

1-й подвиг Ивана Мазепы: Родина выше собственной выгоды и личного счастья. Чтобы понять Ивана Мазепу, россиянам нужно вспомнить

Сколько добровольцев ушло осенью-зимой 1941 г. на фронт и погибло, будучи талантливыми педагогами, физиками, хлеборобами, но не красноармейцами, поставив интересы страны выше личных в минуты смертельного лиха;

Сколько сотен (!) тысяч украинцев весной и летом 2014 г. вступило в добровольческие батальоны, Нацгвардию, ВСУ, стали волонтерами и просто помогали армии чем могли, чтобы защитить независимость Украины, рискуя и погибая, получая инвалидность, передавая с трудом заработанные средства для армии, которая из "голой и босой" стала одной из лучший в всего за 1,5 года.

Патриотизм выше рассудка и здравого смысла и тогда и сейчас, а и - это разные нации. Этот тезис помогает понять, почему после Переяславской Рады 1654 и смерти Богдана Хмельницкого (1657)

За 30 последующих лет Россию "предали" более десятка (!) украинских гетманов (Выговский (1657-1659), Юрий Хмельницкий (1659-1662), Яким Сомко, Иван Брюховецкий, Остап Гоголь, Демьян Многогрешный, Михаил Ханенко, Самойло Самусь, Иван Самойлович и др.). Гетманы менялись, как в калейдоскопе и каждый пытался... "предать", выведя себя и подконтрольную территорию из-под Кремля. Почему? Ответ прост: гетманы считали московского царя временным союзником, а не своим сувереном и господином и "предавали" его каждый раз, как только пыталась закрепиться на украинской земле, показав "кто в доме хозяин";

На этом фоне "предательство Мазепы" выглядит типичным поведением украинского гетмана и его окружения, которые помнили времена до "присоединения к Москве" (50 лет назад) и своих старших побратимов, которые за эти 50 лет более десятка раз пытались выйти из-под контроля Москвы;

Бурная реакция россиян так же понятна: в отличие от предыдущего десятка "предателей-гетманов", они считали Мазепу "своим", "пригретым", "обласканным", "награжденным", чей поступок уйти из-под власти Москвы был для них полной неожиданностью.

Главное отличие Ивана Мазепы от предшественников в том, что он многие годы готовился к этому шагу, о чем свидетельствует вся его деятельность за 21 год гетманства в Украине (1687-1708).

2-й подвиг Ивана Мазепы: прекращение гражданской войны ("Великой Руины" 1657-1687) и возрождение экономики и политического влияния Украины в мире.

Прекращение войн и набегов

- позволило начать экономическое возрождение украинских земель , чьи посевы не жгли каратели и кочевники, женщин и детей не угоняли в рабство, а мужчины не убивали друг друга в междуусобице;

- Мазепа пытался установить "гражданский мир" на Гетманщине , широко раздавая казацкой старшине земли (об этом свидетельствуют гетманские универсалы Василию Борковскому, Прокопа Левенцу, Михаилу Миклашевский, Ивану Скоропадскому и др.), одновременно защищая интересы простых казаков и простолюдинов, что было зафиксировано универсалами от 1691, 1692, 1693, 1701 и других, в которых регулировались вопросы и отработка;

- Иван Мазепа серьезно укрепил международный имидж Украины , что помогло спасти Украину от разрушений после государственного переворота в Московском 1689 года. Произошло это, благодаря дипломатическому подходу Мазепы, который сумел наладить отношения как с царевной Софьей и фактическим руководителем московского князя Голицина, а также с их преемником - царем Петром I.

Несмотря на запрет международных дипломатических отношений, зафиксированного в "Коломацких статьях", соглашении между Украиной и Московским государством, подписанным во время избрания Мазепы гетманом, он имел многочисленные связи с монархическими дворами Европы, в частности, Веттинов в , Гираев в Крыму и др. С целью обороны южных границ построил крепости на юге Украины, в частности, Новобогородицкую и Ново-Сергиевского на реке Самара.

3-й подвиг Ивана Мазепы: развитие образования для развития государства. Он постоянно опекал множество учебных заведений, за своисредства строил корпуса Киево-Могилянской академии и Черниговского коллегиума, которые позже также были обогащены современными на то время библиотеками редкими рукописями.

Для развития культуры того времени большое значение имели мероприятия гетмана по изданию произведений украинской литературы, в частности, произведений Афанасия Зарудного, Дмитрия Туптало, Григория Двоеслова и многих других.

Косвенно деятельность Мазепы сказалась и на развитии архитектуры и изобразительного искусства, дало основание ученым-искусствоведам говорить о возникновении в Украине в конце XVII - начале XVIII в. уникального стиля - "мазепинского барокко". Кроме того, целенаправленная политика Мазепы привела к общему возрождению, которое сказалось не только на развитии всех отраслей искусства, но и в сфере философии, теологии, общественных и естественных наук.

4-й подвиг Ивана Мазепы: поддержка украинской церкви, как будущей идеологической опоры украинского государства . За счет самого Ивана Мазепы было построено, отрестраврировано и преображено огромное количество церковных сооружений. Самыми известными из них были здания в таких монастырях, как Киево-Печерская Лавра, Пустынно-Николаевский, Братский Богоявленский, Кириловский, Золотоверхо-Михайловский, Черниговский Троицко-Ильинский, Лубенский Мгарский, Густинский, Батуринский Крупницкий, Глуховский, Петропавловская, Домницкий, Макошинский, Бахмачский, Каменский, Любецкий, кафедральные соборы в Киеве - Святой , Переяславе и Чернигове, церкви в Батурине, и другие.

Иван Мазепа также занимался состоянием православной церкви за пределами Украины. Среди подарков, сделанных Мазепой иностранным Московского Патриархата, наиболее известна серебряная плащаница, что сохраняется в алтаре греческого православного собора Воскресения при Гробе Господнем в и используется только в особо торжественных случаях. Другим известным подарком было Евангелие 1708, переписанное и украшенное гравюрами средства для богослужебного использования православных сирийцев г. Алеппо. Кроме этих подарков, гетман выделял определенные средства на милостыни и помощь христианам за рубежом. Всего, по подсчетам казацкой старшины, сделанными сразу после смерти Мазепы, за 20 лет своего правления гетман на меценатские цели потратил не менее 1 110 900 дукатов, 9 243 000 злотых и 186 000 империалов.

5-й подвиг Ивана Мазепы: его жизнь и смерть... прославили Украину. По сей день Мазепа - самый популярный украинец в мире , обошедший все последующие поколения украинцев от до и президентов независимой Украины. Ему посвящено 186 гравюр, 42 картины, 22 музыкальных произведения, 17 литературных произведений, шесть скульптур. Среди наиболее известных произведений - гравюры И. Мигуры, И. Щирского, Д. Галяховского, Л. Тарасевича, М. Бернингротга; портреты неизвестных художников XVII - начала XVIII в., хранящихся в музеях Украины; полотна историко-легендарного содержания известных художников А. Деверия, Ю. Коссака, Л. Булянже, Г. Верне, Т. Жерико, Е. Делакруа, Е. Харпентера, М. Геримського; поэтические и прозаические произведения Дж. Байрона, Гюго, Ю. Словацкого, А. Пушкина, Ф. Булгарина, Г. Асаки; музыкальные инструментальные и оперные произведения П. Сокольского, К. Педротти, Ш. Пурни, Дж.В. Гинтона, Ф. Педреля, П. Чайковского, М. Гранваль, Ф. Листа, Ж. Матиаса, О. Титова, С. Рахманинова.

Что дало бы Украине поражение России в Северной войне против Швеции.

Иван Мазепа использовал опыт гетмана Петра Дорошенко - на несколько лет Украине от Москвы после Переяславской рады для чего заключил союзный договор с Турцией.

Северная война 1700-1721 Швеции с Россией давала уникальный шанс Украине получить независимость от Кремля, т.к.

1. первым предал... Петр 1, когда в 1706г. Карл XII разгромил польские войска российского союзника и ставленника короля Августа, принудил того отречься от польской короны (1706 год), а нового короля Станислава Лещинского заставил объявить войну России. Над Украиной нависла угроза польской при поддержке войск Карла XII), Мазепа обратился к Петру за помощью. Но царь, в то время ожидавший наступления шведов, ответил: "Я не дам и десяти солдат. Защищайся, как знаешь".

2. в случае поражения России, Швеция могла передать Украину под протекторат своего союзника - Польши, как прекрасный трофей в войне (саму Швецию далекая практически не интересовала)

3. в случае совместной победы Швеции с и Украиной, гетманщина получала долгожданную независимость

4. в украинских землях росло недовольство "чужой войной" на которую по требованию Москвы Иван Мазепа посылал все новые и новые казачьи подразделения, которые несли до 60% потерь в боях с лучшей на тот момент армией Европы во главе которой стоял Карл XII.

Критический момент выбора настал для Мазепы в октябре 1708 года, когда Карл XII начал свой поход на Москву не через (в лесных массивах шведы несли потери от "партизанских ударов), а через лесостепь Украины. Мазепа принял решение перейти на сторону Швеции.

Подобные отношения были характерны для того времени в Европе: если сюзерен не выполнял своих обязательств относительно вассала, то последний оставлял своего покровителя-сюзерена и переходил под протекцию другого. В итоге 1708 году Мазепа подписал договор с Карлом XII, в котором указывалось следующее:

1) Карл XII обязывался защищать Украину, которая должна была стать независимой государством Европы с титулом княжества;

2) территория независимого украинского княжества расширялась за счет отвоеванных от России украинских земли;

3) гетман и все сословия украинского общества сохраняли свои права;

4) Мазепа признавался пожизненным правителем Украины, а после его смерти генеральная рада имела право избрать нового гетмана;

5) на время ведения войны шведам передавались следующие города: Полтава, Гадяч, Батурин и др. для размещения гарнизонов

Мазепа подчеркивал, что не ищет в этом никакой личной пользы. Большинство казаков не поняло планы Мазепы, оставило гетмана и ушло на соединение с армией Петра I. С гетманом осталось несколько тысяч человек. В Полтавской битве шведская армия проиграла, остатки войск Мазепы ушли в Молдову, где предводитель украинских казаков умер 21 сентября 1709 года

- Иван Мазепа принадлежал к семье известной правобережной украинской шляхты. Начальное образование получил в школе Киевского братства, впоследствии окончил Киево-Могилянский коллегиум и Иезуитскую коллегию в Варшаве. В течение трех лет учился в , и Голландии, где получил блестящее европейское образование, опыт европейской политической и культурной жизни. Знал несколько иностранных языков;

- Мазепа был первым украинским гетманом, который неизменно держал гетманскую булаву в течение почти 22 лет (8081 день). Этот период характеризовался экономическим развитием Украины-Гетманщины, стабилизацией социальной ситуации, подъемом церковно-религиозной жизни и культуры;

В начале XVIII века в условиях Северной войны (1700-1721) Иван Мазепа в союзничестве с польским королем Станиславом Лещинским, а также шведским королем Карлом XII предпринял попытку реализовать свой военно-политический проект. Главной целью данного проекта был выход из-под протектората Московского государства и образования на украинских землях независимого государства;

- целью Мазепы как гетмана Войска Запорожского было объединение казацких земель Левобережья, Правобережья, и, если возможно, Слобожанщины и Ханской Украины в составе единого Украинского государства, установление прочной автократической гетманской власти в становой государстве европейского типа с сохранением традиционной системы казацкого устройства.

Иван Мазепа глазами художника Юрия Журавель.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель так увидел Ивана Мазепу:

Биография Ивана Мазепы.

1659 год - после вернулся после обучения в Речь Посполитую;

1662-1669 годы - король Ян-Казимир поручал Мазепе несколько различных дипломатических миссий в Украине, Османской империи, Московии;

С 1663 года Иван Мазепа жил в родовом имении в селе Мазепинцы;

Конец 1669 года - вступил на службу к гетману Петру Дорошенко, что стало "переломным моментом" в жизни и деятельности будущего гетмана, который с тех пор полностью отдал себя украинскому государственному делу;

1668-1669 годы - женился;

После 1674 года Мазепа исполнял обязанности генерального есаула. Принимал участие в войне Дорошенко как союзника Османской империи против Речи Посполитой (поход на Галичину 1672);

Июнь 1674 года - Порошенко послал Мазепу в и Османской империи, дал татарский эскорт, несколько пленных казаков с Левобережья, предназначенных в подарок хану и султана чиновникам. Во время путешествия у реки Ингул Мазепа попал в руки запорожцев, которые могли его убить; кошевой атаман узнал Мазепу и спас;

Июль 1674 года - гетман Левобережной Украины Иван Самойлович, узнав об этом, потребовал у Сирка выдать ему Мазепу. Сирко сначала отказал, но под давлением московского правительства вынужден был отправить Мазепу в Батурин. Своим опытом в международных делах, безупречными манерами Мазепа убедил Самойловича сделать его доверенным лицом (был избран военным есаулом);

1687 год - в руки Мазепы попала гетманская булава после того, как Самойлович был сброшен с гетманства и отправлен в Сибирь;

28 октября 1708 года - Мазепа надеялся предотвратить разграбление своей земли королем Карлом XII, который пришел в Украину. Поэтому он перешел на сторону Шведов. Вместе с ним перешли и три тысячи казаков. Через несколько дней после этого Батурин был уничтожен русскими войсками;

Июнь 1709 года - Мазепа и Карл XII бежали в Молдову, которая на то время принадлежала Османской империи;

.

1687 года по 1709 1639

1662 1665 году.

1655 ), а брат под Дрыжеполем (1655

Мазепа Иван Степанович - выдающийся государственный и политический деятель, гетман Украины с 1687 года по 1709 год, официальный титул – гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра, князь Священной Римской империи, родился 20 марта 1639 года, в родовом селе Мазепинцы под Белой Церковью, ныне Киевская область.

Вошел в историю Украины как символ свободы украинского народа, который стремился сделать Украину великим европейским государством, освободив ее из-под гнета Московского царства.

Мазепа родился в украинской шляхетской православной семье. Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы - Николай Мазепа которому за военную службу был пожалован польским королем хутор на речке Каменце. На этом месте он построил село, названное впоследствии Мазепинцами. По наследству это село перешло его сыну - Михаилу Мазепе.

Дед Ивана, Михаил Мазепа, был на службе у московского царя: охранял южные границы Московского государства от набегов татар.

Отец, Степан Мазепа, был одним из соратников Богдана Хмельницкого. Принимал участие в Переяславских переговорах с московскими боярами. Не поддержал Переяславский договор и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году.

Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, происходила из старинного шляхетского казаческого рода Белоцерковщины, которые занимали руководящие должности в Киевском казачьем полку. Современный российский исследователь Мазепы Т. Г. Таирова-Яковлева в своей монографии «Мазепа» приводит данные, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками - отец под Чортковом (1655 ), а брат под Дрыжеполем (1655 ). После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей.

Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме, затем - в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна - Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян.

Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках.

В 1663 году И. Мазепа вернулся в Украину, чтобы помочь больному отцу. После его смерти (в 1665 г.) польский король назначает его на должность Черниговского подчашего.

В 1669 году он вступил на службу к гетману П. Дорошенко, тогда же вступил в брак с Анной Половець (в 1702 г.), дочерью генерального обозного Семена Половця и вдовой белоцерковского полковника Самойла Фридрикевича. Сначала И. Мазепа был ротмистром надворной хоругви (командиром гетманской гвардии), а впоследствии выполнял обязанности генерального есаула.

С 1674 года Иван Мазепа находится на службе у левобережного гетмана Самойловича, который поручает Мазепе воспитание своих детей, присвоив ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула.

Мазепа И.С. принимал участие в войне П. Дорошенко как союзника Турции против Польши (поход в Галичину в 1672 году), принимал также участие в Чигиринских походах (1677 -1678 гг.).

Мазепа И.С. активно участвовал в войне Московского государства с Турцией и Крымом (Крымский поход 1689 года, взятия Казикермана, в 1695 году, осада и взятие Азова в 1696 году, Таванские походы на низ Днепра второй половины 1690 лет и тому подобное).

Хоть Константинопольское соглашение 1700 года не распространило украинских владений к Черному морю, но оно обеспечило временную защиту украинских земель от Турции и разрушительных нападений татар.

Так же И. Мазепа поддерживал Москву в первый период Северной войны (до 1708 года), помогая (войском, оружием, деньгами и пищей) русской армии завладеть шведской Прибалтикой и закрепиться там.

Участие в Северной войне дало И. Мазепе возможность, невзирая на сопротивление и протесты Польши и Москвы овладеть в 1704 году Правобережной Украиной, где деятельность С. Палия в конце ХVII и в начале XVIII века фактически ликвидировала польскую власть и создала предпосылки для объединения Правобережной Украины с Гетьманщиной.

После неудачного крымского похода, князь Голицын обвинил в его провале гетмана Самойловича. Его лишили гетманства, сослали в Сибирь, в том числе родных и сторонников.

К этому времени воинский авторитет И. Мазепы в Украине и в Москве стоял очень высоко. В связи с этим, когда И. Самойловича сбросили из гетманства, казацкая Рада возле местечка Коломак (Харьковщина) 25 июля 1687 года, при согласии московского правительства, избрала его гетманом. Тогда же был заключен новый украинско-московский договор, так называемые Коломацкие статьи, который определил дальнейшие отношения двух держав.

В Украине вызывало большое неудовольствие сотрудничество И. Мазепы с Московией, которая в условиях тяжелой Северной войны каждый раз острее и грубее проводила свою империалистическую политику на Украине., применяя тактику «выжженой земли».

Петр І не только вмешивался во внутренние дела Украины, нещадно эксплуатируя украинский народ для последующего ведения войны, но он принимает решение о ликвидации автономии Гетманщины и упразднии ее казацкогосамоуправления.

Узнав о планах Петра, Мазепа И.С., поддержанный большинством высшей казацкой старшины начал, приблизительно в 1704 году, тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, а в дальнейшем и со шведским королем Карлом ХІІ, которые завершились в 1708 году соглашением о приобщении Украины к антимосковской коалиции.

Это соглашение предоставляло Украине самостоятельность и сохраняла казацкие свободы. Основная цель этого соглашения, даже по официальным русским источникам, была в том «…чтоб малороссийские козацкие народы вот России были особое княжение, а не под Российской державою».

Позже к этой коалиции присоединилась и Запорожская Сечь. 28 марта 1709 года, в Больших Будищах на Полтавщине, был подписан договор между И. Мазепой, кошевым атаманом Войска Запорожского Костем Гордиенко с одной стороны, и королем Карлом ХІІ - с другой. В этом договоре шведский король обязался предоставить Украине независимость и не заключать мирного соглашения с Москвой, пока не будет освобождены из-под московской власти Украина и Запорожье.

Но украинско – шведкое войско в войне с Московией 1708 -1709 г.г., которая проводилась на территории Украины, закончилась поражением союзников. Московському войску удалось захватить Батурин с большими военными запасами и генеральной артиллерией.

Петру І удалось расколоть украинские силы путем образования нового гетманского правительства и страшного террора против сторонников И. Мазепы (трагедия Батурина, где по приказу О. Меншикова было вырезано около 21 тысячи жителей, в том числе стариков, женщин и детей, уничтожение Запорожской Сечи, пытки и казни в Лебедине).

Попытки И. Мазепы организовать широкий антимосковский фронт на востоке Европы были напрасны, а Полтавское поражение 27 июня 1709 года и капитуляция шведской армии под Перевалочной решили судьбу Украины, лишив ее независимости на 300 лет вперед.

После Полтавского поражения Карл ХІІ, Мазепа И.С. и Войско Запорожское вынуждены были эмигрировать в Бендеры.

По мнению историка Александра Оглоблина, основными целями политики Мазепы как гетмана Украины были: объединение украинских земель - Гетманщины, Правобережной Украины, Запорожья, Слободской Украины и Ханской Украины в составе единой Украинской державы во главе с гетманом, а также создание гетманской власти как основы государства европейского типа с сохранением системы казаческого самоуправления.

За время гетманства ему удалось решить эту задачу частично, объединив Гетманщину, Правобережную Украину и Запорожье. Гетман Мазепа дважды ставил вопрос перед русским царем Петром І о присоединении к Гетманщине Слободской Украины и дважды получал отказ, так как это вело к усилению позиций Украины и ее экономической мощи.

Внутренняя политика гетмана Мазепы была направлена на усиление влияния казаческой старшины, укреплению её экономической базы и социального положения, превращению её в правящее сословие Гетманщины. Значительно увеличилось предоставление имений старшине и духовенству (по большей части монастырям) гетманской властью или полковниками.

Уже в первые дни и месяцы своего гетманства Мазепа выдал ряд универсалов, которые или подтверждали старые владения или создавали новые из фонда так называемых «свободных военных» имений. Очень распространяется во времена гетманства Мазепы скупка земель старшиной и монастырями.

Но землевладение и сельское хозяйство были не единственным источником финансового благосостояния казацкой старшины. Большое внимание уделяет старшина разным торгово-промышленным операциям. Огромные прибыли давали старшине разные финансовые операции, в частности «аренды» - водочная, табачная и дегтевая. В этих операциях принимала участие и генеральная, и рядовая старшина, и мужчины, и даже женщины. В те времена старшина, особенно её верхушка, широко разворачивает промышленное предпринимательство как на юге, так и на севере Гетманщины.

Процесс концентрации старшинских поместий сопровождался концентрацией политической власти в руках высшей старшины. Возрастал объём полковничьей власти. Прежде избираемый голосованием на свою должность полковник становился теперь наследственным хозяином своего полка.

Появилось новое название, которое определяло эту категорию старшины - «бунчуковое товарищество», «знатное военное товарищество», освобождённое от всяких местных (полковых или сотенных) обязанностей и юрисдикции, которое непосредственно подлежало гетманской власти, находилось «под гетманским бунчуком» и «обороной», судилось только Генеральным судом.

Таким образом Иван Мазепа создал верхушку казачества, своим положением обязанная только ему и находилась только в его юрисдикции.

Концентрация землевладения и политической власти в руках казацкой старшины имела своим главным следствием рост эксплуатации крестьянской массы. Во времена Мазепы с одной стороны выросли эти повинности, а с другой - изменилось их соотношение. В частности, увеличивается денежная составляющая, а также барщина. Но если денежные и натуральные повинности преобладают в поместьях «свободных военных» и особенно ранговых (в том числе и гетманских), то усиление барщины было более характерным для поместий, в первую очередь, монастырских.

Рост повинностей подданных в конце XVII столетия вызывал большое недовольство крестьянской массы, которое нередко переходило в открытые выступления против власти старшин. Правительство Мазепы в интересах государства и общественного строя вынуждено было вмешиваться, ограничивая злоупотребление властителей и эксплуатацию посполитых.

В конце XVII столетия на Левобережной Украине обычный размер барщины повысился до двух дней в неделю. Но немало властителей превышали эту норму, принуждая подданных работать на барщине значительно больше.

Все это лишило И. Мазепу солидарной национальной поддержки в критический момент украинской истории.

Современный исследователь гетманства Мазепы Сергей Павленко, в своей монографии «Иван Мазепа как созидатель украинской культуры» приводит данные, что за 22 года своего гетманства Иваном Мазепой было построено, восстановлено и реставрировано свыше 100 церквей и монастырей.

Церкви строились и восстанавливались в городах Киеве, Запорожской Сечи, Новобогородицке, Макошине, Домнице, Глухове, Прилуках, Максаковке, Гадяче, Мошнах, Нежине, Бахмаче, Чернигове, Белой Церкви, Переяславе-Хмельницком, Батурине, Лубнах, Новгород-Северском, Дегтяревке, в том числе и в России - в Рыльске, Ивановском, Мазеповке, Крупце и т. д.

По сведениям Национального художественного музея Украины архитектурный стиль этих церквей получил название «Украинское барокко»[. В историю Украины гетман Мазепа вошёл как выдающийся инициатор и ктитор строительства церквей, Черниговского коллегиума и Мазепинско-Могилянской академии.

Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника, Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там похоронено в церкви Св. Георгия.