Болезни Военный билет Призыв

Социальная обособленность. Социальная изоляция и социальные изоляты

Макурин Антон Алексеевич,Студент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г.Владимир[email protected]

Левицкая Линда Викторовна,Кандидат психологических наук,старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир[email protected]

Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости

Аннотация.В статье анализируется современный подход к проблеме формирования Интернетзависимости вследствие социальной самоизоляции личности, которая, в свою очередь, может выступать одновременно и как предпосылка и в то же время, как следствие, возникновения данного типа аддикции. Ключевые слова:Интернетзависимость, социальная самоизоляция, дезадаптация личности.

Новые электронные технологии –современный универсальный и многофункциональный инструмент развития человека и общества. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Трудно представить молодёжь XXIвека без сети Интернет. Сегодня нет, пожалуй, другого доступного источника информации, который бы привлекал своей яркостью, многообразием и обилием предоставляемых ресурсов. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке илиутруждать себя походами по магазинам. Всюнеобходимую информацию можнополучить, не отходя от экрана собственного монитора.Есть у Интернета ещё один большой плюс: возможность свободного общения молодых людей, поиск старых и новых друзей.Однако,указанные его свойства таят в себе и опасность: onlineигры, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают, воздействуя на неокрепшую психику и подсознание. Человек погружается в виртуальный мир: забывает про друзей, школьные и домашние обязанности. Реальность отступает на второй план. Так формируется Интернетзависимость –навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность прервать работу в сети. Всемирная организация здравоохранения причислила Интернетзависимость к категории патологических пристрастий, способствующих разрушению личности.

Феномен интернет

зависимости привлекает внимание исследователей сети, учёных, средства массовой информации.Наработкипоследних лет свидетельствует о сверхувлечённости подростков Интернетом, нередко о злоупотреблении им, а в ряде случаев и явной зависимости от виртуальной среды.

Одним из первых о технологической зависимости человека от компьютера и возникновении виртуальной зависимости заговорил и обратил внимание английский психолог М. Гриффитс, ранее изучавший особенности поведения игроков в азартные игры. Однако задолго до негофантаст К. Саймак в предисловии к роману "Город" предупреждал: "Нет ничего дурного в технике как таковой, дурно лишь наше бездумное увлечение ею. Мы обожествляем машины; в какомто смысле мы продали им свои души. ...Существуют другие, высшие ценности, помимо тех, что несет с собой технический прогресс. ...Под влиянием техники наше общество и мировосприятие теряют человечность" .Непосредственно термин в 1995 г. «интернетзависимость» ввёл ньюйоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под нимне столько медицинскуюпроблемунаподобие алкогольной или наркотической зависимости, сколько поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Интернетзависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности ивыступающей предметом специальных исследований. Особую роль в анализе данной проблемы должна занимать категория одиночества. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной возникновенияИнтернет

зависимости,является, безусловно,одним из ее факторов.В современной теории и практике существуютразличные типологии одиночества.Предпосылкой их возникновения стала задача определенияприродыдефицита социальных отношений, а также выявления характеристиксоциального положения личности, обуславливающихее одиночество. Одна из такого родатипологий принадлежит Р. Вейсу.Согласно его взглядам, существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество". Это состояния эмоциональной и социальной изоляции.Социальное одиночествовыражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей.Эмоциональное (психологическое) одиночествоР.Вейсрассматривает как переживание отсутствия тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик, встретить понимание со стороны других людей. Другими словами, эмоциональное одиночество является результатом недостатка психологической привязанности индивида к близким людям, отсутствие друзей.

С точки зрения различных социологических и социальнопсихологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие Интернет

зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и др.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.Так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Вопервых, это возможность анонимного общения, что в некотором смысле является относительной ценностью современности. Во

вторых, Интернет дает возможность для реализации представлений, фантазий с обратнойсвязью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире. Наконец, втретьих,чрезвычайно широкая возможность поиска и неограниченного доступа к любой информации. Киберпространство предоставляет пользователю неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям. Немаловажнои то, что в результате использования Интернета у человека возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности одну из базовых в системе потребностей человека.Предпосылками формирования Интернет –зависимости у детей школьного и подросткового возраста могут выступать причины и потребности из самых разных сфер личностного взаимодействия. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие: недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье;восприятие Сети как среды, которая может предоставить эмоциональную поддержку, в отличие от реального окружения, где такой отклик получить труднее;желание быть понятым;отсутствие контроля со стороны родителей;неумение налаживать контакты с окружающими;отсутствие друзей;сложности с успеваемостью в школе;отсутствие серьёзных увлечений, интересов, хобби и др.В соответствие с тем, какие цели преследует пользователь, выделяются три основных типа Интернет зависимости:1. Навязчивый веб–серфинг бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какойлибо, зачастую ненужной информации;2. Пристрастие к виртуальному общению –большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;3. Игровая зависимость –навязчивое увлечение сетевыми играми.В современных научных исследованиях введено понятие "компьютерные аддикты",которое обозначает людей, длительное и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, что в результате приводит к психосоциальной депривации. Подобные отклонения были обнаружены у геймеров, просиживающих ежедневно за компьютером по восемнадцать часов. В таких случаях у компьютерного аддикта могут развиться приступы панического страха, общая депрессия, суицидальные попытки.Кроме того, исследования показывают, чтоигровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности. Страсть к игре используется людьми как средство ухода от серьезных социальных проблем.Особенно актуальна данная проблема в детском и подростковом возрасте ввиду тех психологических особенностей личности, характеризующих специфику возрастов. Можно выделить категории подростков, чьи индивидуальные особенности, определяют его принадлежность к группе риска в контексте проблемы формирования Интернет

зависимости. Вопервых, это подростки, полагающие, что от них мало, что зависит вэтой жизни. В неудачах они, как правило, винят других или коварное стечение обстоятельств; мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем и не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Вовторых, подростки с низкой самооценкой, которые с помощьюигры стремятся самоутвердиться,либо почувствовать себя героемпобедителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.Втретьих, подростки с высокой степенью внушаемости, то есть готовностью подчиниться чужой воле. Вчетвертых, подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности, а также открытости и контактности в общении со сверстниками. Наконец, дети, мечтавшиестать лидерами, но так и не завоевавшие данного статуса. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.

Как правило, те, кто становятся Интернет зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная.опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.Интернетзависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом.Рассматривая результаты мониторинга на игровую зависимость, который проводился в трёх учебных заведениях г.Москвы,мы видим следующее: 58% школьников осознают актуальность проблемы игровой зависимости,28% не видят под игроманией проблемы, 50% считают игроманию болезнью.Ровно половина опрошенных (50%) уверены, что проблема игромании не коснётся их лично.63% считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании.При этом 74% считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не сознают, что зависят от них.57% опрошенных считают, что для борьбы с игровой зависимостью недостаточно волевого усилия.48% не хотят проводить большее количество времени за компьютером,однако 45% регулярно используют Интернет для развлечения и общения. На основании проведённого мониторинга можно сделать вывод о достаточно высоком уровне информированности оданном социальнозначимом заболевании.

Таким образом, мы еще раз приходим к выводу о том, что Интернет является привлекательным средством ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций.Степень погруженияв виртуальностьопределяет степень десоциализации личности. Данные процессы прямопропорциональны.Подверженные компьютерной зависимости люди, теряют социальные навыки.Реальный мир становится все сложнее: он пугает, отталкивает, его правила сложно понять и это образует замкнутый круг.

В особо тяжелых случаях, человек превращается в затворника, не покидающего своей квартиры или даже комнаты.Данное явление, очень сильно распространено в Японии. Для обозначения людей, ставших частью этого замкнутого круга, предложен новый термин «Хикикомори»(яп. 引き篭もり, разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»),которыйобозначаетподростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.Многие люди испытывают стресс, взаимодействуя с окружающим миром, однако только у хикикомори это приводит к таким патологическим явлениям как полная, длительная самоизоляция. В некоторых случаях они годами могут не покидать своей квартиры или даже своей комнаты. Обычно у них очень узкий круг друзей, или вообще их нет.Несмотря на то, что хикикомори предпочитают не покидать помещений, некоторые по случаю выбираются наружу. Самоизоляция от общества обычно начинается постепенно. Попавшие в число хикикомори люди могут внешне казаться несчастными, они теряют друзей, становятся эмоционально беззащитными, застенчивыми и необщительными.Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивнокомпульсивных расстройств или расстройствами аутистического спектра. Это навело некоторых исследователей на мысль, что возможно, у хикикомори имеются некоторые психические расстройства, нарушающие их социальную интеграцию. Сува и Хара (2007) в своём исследовании пишут, что из 27 изученных случаев в 17 наблюдались психические расстройства и только 10 не имели явных отклонений.Синдром хикикомори также потревожным расстройством личности,также известном как социофобия .Китай –единственная страна в мире, где уже появилось 400 лагерей для подростков, оказавшихся на грани психического сдвига изза сотен часов проведенных за компьютером.Первые такие лагеря возникли в Китае в 2008г. и с тех пор там погибло 12 подростков.Методы применяются армейские, условияполувоенные, активно работают психологи. Но, по статистике, в центре профессора Тао Рано удалось излечить 70% геймзависимых подростков. Китай первым классифицировал геймзависимость как клиническое расстройство. В США существует лишь одна клиника,где лечат обычными медикаментозными методами. В России создана Лига безопасности Интернета, помогающая родителям блокировать некоторые сайты,и это всё. И это при том, что уже около 70% наших подростков предпочитают реальной жизни виртуальную.Интернет

зависимый человек теряет чувство реального времени, игнорирует близких и друзей, перестает регулярно есть и пить, теряет сон. Взамен он получает иллюзию близости с идеальными друзьями, чувство вседозволенности, всемогущества, неограниченной свободы. Все, что отвлекает от Интернета, начинает мешать и раздражать. То есть –вся остальная жизнь.Из бесед с родителями и детьми вырисовывается главная проблема, уводящая в виртуальный мир –одиночество. Что советуют психологи? Снизить эмоциональное напряжение в семье. Подростку ненавистен мир ссор, упреков, в лучшем случае –равнодушия. Он должен убедиться, что в наружном мире есть хоть чтото, к чему вообще стоит возвращаться.Как уже упоминалось, подростку самому зачастую надоедает каждодневное «сидение перед монитором» и ощущения,полученные им в реальной жизни, например на концерте, будут в разы ярче его виртуального опыта, главное ухватится за эти чувства и периодически давать новый заряд положительных эмоций, иначе подросток вернется к своему «другу».Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, а молодежь составляет больший сегмент российской интернет

аудитории, проблема интернет

зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения.Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение . Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.Таким образом,мы видим, что проблема социального одиночества и интернет –зависимость связаны друг с другом. Эта проблема очень серьёзна и всё громче стучится в дверь. Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Основной принцип ослабления и лечения зависимости замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. Эффективным методом борьбы с Интернетзависимостью является метод использования различных контролирующих программ.Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром.Если человек дозрел до решения освободиться от зависимости, надо установить для себя временные рамки работы за компьютером. Нужно расширить круг общения с приятными людьми и ходить на какиенибудь курсы, будь то языковые группы, аэробика, бассейн,уроки игры на музыкальных инструментах и т.д. Отличный способ отправиться в путешествие. При желании покончить с зависимостью, даже со стороны самого пострадавшего, сделать это ему в одиночку очень трудно. Он должен ощутить поддержку со стороны родных, они в свою очередь должны вытащить его изза компьютера, посредством интересного времяпровождения.

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живойприродой, творческие увлечения,как правило,выводят человека из зависимости.Очень важно понимать, что Интернет –как и любая другая вещь, может приносить, как благо, так и вред, нужно лишь уметь им пользоваться.

2004.Т.25.№ 1.C.90100.3.Зимянина, Н. Обречённые рабы клавиатуры /Н.Зимянина // Чудеса и приключения.2014.№9.С.18214.Игромания //Нарконет.2014.№5.С.26285.Интернет зависимое поведение подростков //Нарконет.2014.№3.С.26276.Компьютер «за» и «против» // Не будь зависим.2014.№5.С.42437.Лобанова, А.Н.Скажи нет игромании!/А.Н.Лобанова //Нарконет.2014.№8.С.26298.Цой,Н.А. Феномен Интернетзависимости и одиночество /Н.А.Цой //Социологические исследования.2011.№12.С.981079.Корытникова,Н.В. Интернетзависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий /Н.В.Корытникова// Социологические исследования.2010.№6. С.7079.10.Рассказова, Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У.Солдатова, Е.И.Рассказова // Психологический журнал.2013.т.34.№4,с.7988.11.Фадеева,С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / C.В.Фадеева // Социальная педагогика.2012.№1.С.119125.12.Хикимори [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(дата обращения: 24.02.2015)

Нигде человек не бывает настолько одинок, как в большой толпе незнакомых людей. К сожалению, современная ситуация многих стран, в том числе и Великобритании, зачастую может быть охарактеризована этой фразой. Жизнь без контакта с окружающими тебя людьми в течение долгого времени может буквально разорвать ваше сердце. К такому выводу пришло новое исследование социальной изоляции, результаты которого были опубликованы в журнале American Heart Association. В этом исследовании были изучены истории болезни более 1600 человек, живущих с сердечной недостаточностью.

Одиночество – смертельно опасное состояние. Независимо от изначального здоровья вашего сердца, социальная изоляция может увеличить риск смерти на 50%, а в некоторых случаях на 90%. Быть социально одиноким – значит быть более агрессивным, иметь высокий риск развития воспаления и повышения кровяного давления.

Те люди, которые описывали свою жизнь как социально изолированную, не видя и не общаясь практически ни с кем целыми днями, в три с половиной раза чаще умирали, чем люди, страдающие от тех же проблем с сердцем, но кто сообщили о наличии достаточной социальной поддержки и связей с друзьями. Те, у кого не было никаких регулярных контактов с другими людьми, чаще посещали своих врачей и чаще отправлялись в отделение неотложной помощи, чем их сверстники.

По результатам исследований, пожилые люди и взрослые мужчины являются двумя наиболее уязвимыми группами населения для последствий социальной изоляции, отчасти потому, что они, как правило, изначально имеют меньше социальных контактов.

Помимо риска, связанного с физическим состоянием, существует также доказательство того, что социально изолированные люди склонны к опасным изменениям химических процессов в мозге. В одном недавнем исследовании на мышах было обнаружено, что всего лишь две недели "стресса социальной изоляции" вызвали негативные поведенческие изменения и сдвиги в работе их мозга. Данный результат пока что не подтвердился у людей, но это заставило ученых, изучающих организмы мышей, рассмотреть проблему использования наркотиков, с целью помочь пациентам справиться с психическими аспектами социальной изоляции и уменьшить агрессию, вызванную изоляцией и изменением химических процессов.

Одиночество – еще одна опасная проблема. Это не то же самое, что социальная изоляция, но тоже очень опасное состояние. Быть одиноким (социальная изоляция) и чувство одиночества (одиночество) на самом деле разные проблемы. Но, кроме этого, следует отметить, что люди, которые живут в одиночку, независимо от того, являются ли они двадцати- или восьмидесятилетними, имеют тенденцию иметь больше социальных связей с другими. Одиночество – это не то, насколько физически мы близки к другим людям, и человек может быть окружен другими, но по-прежнему чувствует себя совершенно одним в этом мире. Как и социальная изоляция, долгосрочные ощущения эмоционального одиночества могут увеличить вероятность смерти людей. Риски, связанные с таким состоянием, находятся на одном уровне с курением.

Важно помнить, что не все эти чувства одиночества обязательно плохие. В отличие от состояния социальной изоляции или изнурительного одиночества, которое может продолжаться целыми неделями, короткий промежуток временного одиночества не убьет вас. На самом деле, в течение этого промежутка вы можете быть продуктивным и здоровым.

Иногда в организме возникает своеобразный сигнал вашего тела о том, что вам нужно слезть с дивана и вернуться в окружающий вас в мир, попытаться построить лучшие, более значимые социальные связи. К такому мнению приходят все больше и больше ученых. Группа немецких исследователей показала, что более тесное общение с другими людьми может способствовать тому, как люди оценивают свое удовлетворение жизнью. В исследовании, те, кто провел год, прилагая новые усилия, чтобы помочь другим, или провели больше времени с друзьями и семьей, были единственными, у которых заметно вырос уровень удовлетворенности жизнью. Другие участники, которые сосредоточились на более эгоистичных идеях по улучшению жизни, даже таких как отказ от собственных вредных привычек, через год не показали серьезных изменений в том, насколько счастливо они оценили свою жизнь. Они предполагали, что большее количество времени, проведенного с другими, может быть своего рода секретным соусом для улучшения состояния жизни и достижения счастья.

Чтобы вырваться из социальной изоляции, вы должны быть достаточно здоровы, чтобы в первую очередь вернуться в общество. Это сложный парадокс для пациентов, имеющих дело, например, с сердечной недостаточностью. Ученые в своих исследованиях показывают, что врачи также могут быть первыми, а иногда и главными, ответчиками за результаты в борьбе с социальной изоляцией, поскольку именно они способны найти контрольные признаки, общаясь с пациентами и задавая несколько простых вопросов во время приема.

Вред, который наносят вам одиночество и социальная изоляция обновлено: Июнь 6, 2018 автором: Наталья Николаева

В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори.

Сейчас в Японии количество таких же затворников, как этот юноша, оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.

Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России.

История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник - суицидальное поведение».

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе с «Лентой.ру» просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету - это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.

Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип - «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете - все больше и больше», - делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» - «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» - сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», - утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы - влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Призрак хикикомори

Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори - «поколение Х» родившихся в середине 1960-х - начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», - так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».

Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.

Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», - отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», - делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии - скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.

Как заставить хикикомори выбраться из дома? Способов существует множество, и только одно можно сказать определенно: применением грубой физической силы проблему не решишь. Нашему соотечественнику Глебу «излечиться» от боязни общества помог друг. Японец Мацу смог выбраться из дома, начав посещать специальный клуб в Токио для тех, кто долгое время провел в изоляции.

Что ожидает хикикомори в открытом заново большом мире? Японский опыт показывает, что часть молодых людей благополучно смогла вернуться в общество. Те, у кого от длительного пребывания дома развились отклонения, оказались под постоянным наблюдением врачей. Некоторые хикикомори стали крайне агрессивны и начали нападать на людей. Социализацией им придется заняться в тюрьме. Не стоит забывать и о тех хикки, которые покончили жизнь самоубийством.

О судьбе же молодого человека, который в 1999 году заперся у себя на кухне, западной прессе ничего неизвестно.

Из википедии:

Хикикомори (яп. 引き篭もり), разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция») - японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.

Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Хотя течение явления зависит от индивидуальных особенностей, некоторые хикикомори пребывают в изоляции несколько лет подряд, а в редких случаях - десятки лет.

Термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment, Education or Training», часто используется как синоним хикикомори, хотя некоторые исследователи утверждают, что такое смешение неверно. Эта аббревиатура, как и термин «хикикомори», сейчас чаще всего употребляется в восточноазиатских странах - Японии, Китае, Южной Корее. По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тыс.человек, попадающих под это определение. Подобные люди существуют и в США (где их называют «basement dwellers»), и в Европе - в частности, само понятие «NEET» возникло в Великобритании.

Социа́льная изоля́ция - социальное явление , при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. .

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Гаджетомания как социальная изоляция

Субтитры

Причины

Социальная изоляция является одновременно потенциальной причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем. Под причиной понимается неспособность взаимодействовать с окружающим миром. Как симптом, периоды изоляции могут быть хроническими или эпизодическими, в зависимости от каких-либо циклических изменений настроения, особенно в случае клинической депрессии. В случае изоляции, связанной с настроением, индивидуум может изолироваться во время депрессии, ожидая, когда его настроение улучшится. Человек может попытаться оправдать свое поведение как приятное или удобное. Признать свое одиночество может быть очень трудно, потому что это почти как если бы человек признал отсутствие чувств принадлежности, любви и привязанности, которые являются наиболее фундаментальными областями жизни. . Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку. Согласно результатам исследования, проведенного Киммо Херутта, Пекка Мартикайнен, Юсси Вахтера, человек который живет один в большей мере социально изолирован и может обратиться к употреблению алкоголя и других веществ. Социальная изоляция может начаться в детстве. Примером того может быть чувствительный ребенок, который считает себя запуганным или недооцененным. За это время развития, человек может стать более озабоченным чувствами и мыслями о своей индивидуальности, которыми нелегко делиться с другими людьми. Это может быть результатом чувства стыда, вины или отчуждения в детстве. . Социальная изоляция может также быть вызвана отклонениями в развитии. Лица с нарушениями в обучаемости могут столкнуться с проблемой в социальным взаимодействием. Эти трудности могут сильно повлиять на уважение индивида и чувство собственного достоинства. Примером может быть необходимость повторить год в школе (это не происходит во многих странах, именно по этой причине). В раннем детстве необходимость быть принятым имеет первостепенное значение. Дефицит обучения и общения в свою очередь может привести к возникновению чувства изоляции.

Потеря любимого человека может стать причиной социальной изоляции. Например, если человек теряет супруга, он, вероятно, потеряют свою основную социальную поддержку. Теперь он должны найти какой-то другой вид поддержки, чтобы пережить этот трагический период. Исследования показали, что вдовицы, которые поддерживают связь с друзьями или родственниками имеют лучшее психологическое здоровье. Социальная изоляция негативно сказывается на психическом здоровье человека. .

Типы социальной изоляции

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества переживается человеком как тяжелейшее испытание. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой») [ ] . Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также

Примечания

Литература

На русском языке

  • Закомолдина Т. О. Социальное исключение как фактор социального конфликта.// Ученые записки РГСУ. 2011. - № 2.- С.9-11.
на других языках
  • Ha, Jung-Hwa; Ingersoll-Dayton, Berit (2011). "Moderators in the relationship between social contact and psychological distress among widowed adults"
  • How Social Isolation Is Killing Us (December 2016), The New York Times
  • Elkin, Frederick. The Child and Society: The Process of Socialization. - New York: Random House, 1960.
  • House, James S. (2001).

Последствия изоляции человека от общества

Б. Ф. Поршнев

Пытливые умы издавна задавались загадкой: разовьются ли у человека речь, ум, способности, если бы он со дня рождения рос в полной изоляции от других людей? Другая сходная загадка: если нормально развитого человека поселить в изоляции от людей, например на необитаемом острове, утратит ли он, сохранит или даже, может быть, разовьет свои человеческие качества?..

В XVIII в. великий естествоиспытатель Карл Линней, впервые отважившийся включить вид «человек разумный» (Homo sapiens) в систематику животных, выделил в качестве вариации (или разновидности) этого вида «человека одичавшего» (Homo ferus), иными словами, те несколько известных к его времени случаев, когда дети человека были вскормлены вне человеческой среды дикими животными. Хотя Линней и не помышлял о сущности того скачка, который отделяет человека от животных, эта рубрика почти вплотную ставила перед читателем такой вопрос. Уже в средние века знали несколько случаев такого рода. Ко времени Линнея их число значительно возросло, некоторые случаи были совсем недавние и довольно достоверные. Обобщение Линнея гласило, что в этих случаях одичавший человек не обладает речью и человеческим сознанием, даже ходит на четвереньках.

За исключением некоторых деталей, данное Линнеем описание детей, выкормленных животными, в общем оказалось правильным и подтверждено в дальнейшем новыми и новыми фактами, хотя каждый из них и представляет изумительную редкость. Это как бы бесценные эксперименты, поставленные самой природой и необычным стечением обстоятельств.

Всего науке в настоящее время известно более тридцати подобных случаев.

Во всех достоверных случаях похитителями и «воспитателями» были дикие хищные животные, чаще всего волки, но в некоторых случаях медведи и даже леопард. Промелькнувшие в печати сообщения о детях, подобным же образом похищенных и выращенных обезьянами, при тщательной проверке оказались ошибочными. Следовательно, литературный образ Тарзана не имеет под собой даже отдаленной биологической основы. Тогда как, наоборот, образ Маугли заимствован Киплингом из сведений, известных среди населения Индии, хотя и преломленных, разумеется, через призму художественной фантазии.

Почему же только хищники? Биологическая основа ясна: потерявшая почему-либо своих детенышей самка, похитившая человеческого ребенка для еды (индийские женщины во время полевых работ нередко оставляют детей на опушке), в последнюю минуту оказывается жертвой своего материнского инстинкта. Дав раз пососать своего молока, она уже все легче повторяет это снова и снова, оберегает приемыша как собственное потомство. Однако самым решающим является то, что хищные звери после кормления молоком продолжают кормить своих детенышей, притаскивая им в берлогу мясную пищу. Вот этот инстинкт хищников - «приемных родителей» - и спасал похищенных человеческих детей. Высокая приспособляемость человеческого мозга сказывалась в том, что ребенок, усвоив крики и повадки, вызывавшие у животного соответствующий рефлекс, принуждал его кормить себя таким образом на протяжении двух, трех и более лет.

Не известно ни одного случая, когда бы эти нахлебники доживали в логове или стае животных до взрослого возраста. Все же им удавалось продержаться у «приемных родителей» на протяжении смены нескольких поколений естественного потомства - «сводных братьев и сестер».

Почему они ходили на четвереньках? Главной причиной, очевидно, было то, что «пробы и ошибки» показывали большую приемлемость такой позы для хищников-кормильцев. Выпрямленное положение могло вызывать в них оборонительный рефлекс, ослаблять рефлекс кормления. Впрочем, не забудем и о том, что наших детей мы в определенном возрасте учим ходить: их анатомия и физиология приспособлены к двуногому передвижению при условии подключения на нужном этапе такого фактора, как показ и научение.

Поразительную силу адаптации к необычной природной среде проявляла нервная система этих чудом спасшихся человеческих детенышей. Может быть, им помогали стирающиеся при нормальном развитии человека инстинкты древних гоминоидов, живших среди зверей. Так или иначе, темная, бессознательная и все же мощная работа нервных тканей головного мозга на годы спасала их от гибели.

Но что за странную картину представляли собой эти несчастные, когда охотникам случайно удавалось обнаружить их в берлоге убитого зверя!

В горах Качар, в Индии, жители деревушки убили в берлоге леопарда двух его детенышей, а через два дня самка леопарда похитила близ деревушки двухлетнего мальчика. Три года спустя, в 1923 г., охотники убили самку леопарда и в ее берлоге вместе с двумя ее маленькими детенышами обнаружили пятилетнего мальчика. Передвигался он только на четвереньках, но очень быстро. Он отлично ориентировался в джунглях. На ладонях и коленях у него образовались мозолистые затвердения, а пальцы его ног были согнуты почти под прямым углом по отношению к подошвам. Он был покрыт рубцами и царапинами. Бросался на кур, которых рвал на части и пожирал с необычайной быстротой. Лишь медленно он привыкал к людям и перестал кусаться. Спустя три года мальчик научился стоять и ходить вертикально, однако по-прежнему предпочитал передвигаться на четвереньках. Приучился он также к растительной пище. Какая-то неизлечимая болезнь глаз, перешедшая в слепоту, затрудняла его «очеловечение», и вскоре он погиб.

Наиболее известна находка двух девочек в 1920 г. в Индии в волчьей берлоге вместе с выводком позже родившихся волчат. Одной было лет семь-восемь, другой -около двух. Будучи доставленными в воспитательный дом, они сначала ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течение дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Да со щенятами они и чувствовали себя лучше, чем с детьми. По ночам выли по-волчьи, призывая свою приемную мать и всячески стараясь убежать обратно в джунгли. Воспитатели настойчиво работали над их «очеловечением». Но младшая, названная Амалой, умерла через год. Старшая, Камала, прожила еще девять лет. Добрых пять лет ушло, пока она научилась ходить прямо. Говорить же и понимать человеческую речь она училась очень медленно. Поистине силы ее ума были истрачены на приспособление к среде совсем иного рода. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, она по уровню умственного развития напоминала четырехлетнего ребенка.

Нечто подобное наблюдалось и у других спасенных детей.

В 1956 г., опять-таки в джунглях Индии, был найден мальчик, проживший предположительно пять или шесть лет в волчьей стае. Ему было лет девять от роду, но по уровню умственного развития он походил на девятимесячного ребенка. Мальчик, получивший имя Лакнау Раму, только после четырехлетнего пребывания в госпитале под постоянным наблюдением врачей стал время от времени передвигаться в вертикальном положении и избавляться от закрепившейся неподвижности запястий и лодыжек. Очень медленно он привыкал к общению с людьми и к обычной человеческой пище, отвыкая от сырого мяса.

Эти редкие факты дают исходную позицию для понимания скачка от животного, даже самого высшего, к человеку. Пусть мозг человека анатомически несравненно выше развит, сложнее устроен, чем мозг любого животного, - в нем только таится возможность речи и мышления. Это можно сравнить с электрическим мотором: нужен ток, способный привести его в действие. Этим током, вызывающим речь и сознание в человеческом мозгу, является совершенно особая сила - специфически человеческие отношения и взаимосвязи. Нет этого - и человек все-таки остается животным, хотя и очень тонко приспособляющимся к среде.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 134, 135-138