Болезни Военный билет Призыв

Российский государственный социальный университет. Белослудцева Евгения Григорьевича

РЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
без К.МАРКСА и Ф.ЭНГЕЛЬСА

Коммунистические общины

Этимология (происхождение) слова КОММУНИЗМ проста - этот термин родился от латинского слова COMMUNIS, что означало ОБЩИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ или французского COMMUNE - то есть ОБЩИНА.

Любители исторических изысканий (но также и истины) найдут, конечно, и древнегреческую комедию Аристофана, и труды Платона. Да и в раннем христианстве много коммунистических идей.

Но главными "разработчиками" идеи устройства общества, где собственность на средства производства является не частной, а коллективной, где жизнь устроена с соблюдением принципов справедливости, равенства все же должны считаться:

Томазо Кампанелла - Tommaso Campanella (5 сентября 1568 - 21 мая 1639), автор "Города Солнца"

К числу утопистов могут быть также отнесены

англичанин Джерард Уинстенли - Gerrard Winstanley (1609-1676),

Француз Гракх Бабёф - Gracchus Babeuf

Француз Анри Сен-Симон - Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon ,

Француз Франсуа Мари Шарль Фурье - Francois Marie Charles Fourier

Англичанин Роберт Оуэн - Robert Owen

Кампанелла и Мор были, конечно, мечтателями и отчасти проповедниками лучшего устройстве мира, государства, общества, а вот Фурье и особенно Оуэн были практиками - эксперименты Оуэна достаточно хорошо известны и описаны.

Однако менее известны другие попытки опробовать принципы коммунистической жизни, которые предпринимались задолго до рождения Маркса и Энгельса в США.

Это, разумеется, был "ненаучный" коммунизм, но все же известный и вызывавший интерес, любопытство и, возможно, даже энтузиазм.

Был ли в России в начале ХХ века интерес к марксизму как к экономической теории? Конечно, был. А как к революционному учению? Конечно, тоже был.

А были ли сомнения в том, что коммунизм как новое общество возможен? Конечно, тоже были.

И вот что сообщала о практике строительства коммунизма

"СПРАВОЧНАЯ КНИГА СОЦИАЛИСТА"

Кабэ (Саbеt), Этьенн , род. 2 янв. 1788 г. въ Дижоне, ум. 8 ноября 1856 г. в Сен-Луи. Получил прекрасное образование и посвятил себя адвокатской практике в родном городе. Судебный процесс генерала Во (Veauх), обвиненного в заговоре против Бурбонов, окончившийся оправданием благодаря страстной защите Кабэ, заставил последнего переселиться в Париж, где, впрочем, ему не удалось составить себе имя среди столичной адвокатуры. Перед самой революцией 1830 г. он был в рядах либеральной оппозиции и считался величиной второго ранга. Строгость нравов и стойкость характера Кабэ приобрели, однако, ему столь широкую популярность, что тогдашний министр юстиции Дюпон-де-л"Эр (Dupont de l"Eure) назначил его генерал-прокурором Корсики, - пост, который, впрочем, Кабэ очень скоро потерял, благодаря своему республиканскому образу мыслей. Выбранный депутатом от Дижона, он занял в палате позицию непримиримейшего врага правительства, на которое он нападал не только в своих парламентских речах, но и в безчисленном множестве памфлетов и в ультра демократическом журнале « Le populaire ». Обвиненный и присужденный к тюремному заключению за оскорбление величества, он вынужден был бежать в Англию. Здесь под влиянием «Утопии» Томаса Мора и других подобных сочинений получили развитие его коммунистические идеи, которым он оставался верен до самой смерти. В 1839 г. он воспользовался амнистией и возвратился в Париж.

В марте 1842 г. вышел в свет его знаменитый утопический роман „Voyage en Icarie" (Путешествие в Икарию). Затем он снова стал издавать „Populaire” и, кроме того, выпустил «Икарийский альманах». Деятельной пропагандой ему удалось сгруппировать вокруг себя большое число восторженных последователей; денежные средства притекали в изобилии, так что Кабэ мог подумать и об осуществлении своей утопии. Он возвратился в Лондон и приобрел большую незаселенную территорию на берегах Красной реки в Техасе.

2 февраля 1848 года состоялось первое выселение 69 икарийцев из общины: они лишились всего своего имущества и оглашали мир воплями и жалобами по поводу всех бедствий, которые им пришлось претерпеть. Кабэ, арестованный по подозрению в умышленном обмане, но потом выпущенный на свободу, последовал за второй группой своих выселяющихся адептов 15 декабря 1848 г.

В 1849 г. мы застаем его в Новом Орлеане с 480 икарийцами и 86.000 фр. денег. Так как возвратиться в Техас было невозможно, то они прожили несколько месяцев в Новом Орлеане. Бездеятельность лишила их всех надежд; община разбилась на два лагеря, из которых одни хотели расторгнуть союз, другие воскресить его при более благоприятных условиях. Меньшинство разорялось и частью возвратилось во Францию, а остальные, числом до 2.800 чел., приобрели въ собственность деревню Nauvoo , покинутую мормонами. Между тем Кабэ был приговорен в Париже по обвинению в умышленном обмане к двухлетнему заключению, и весть об этом дошла до икарийцев Поэтому в конце 1849 г. Кабэ возвратился в Париж и опубликовал оправдание своего поведения. 23 июля 1851 г. он предстал перед апелляционным судом и в четырехчасовой речи отстаивал свою невиновность. 26 июля приговором суда он был выпущен на свободу; таким образом, он одержал победу над своими противниками. Немедленно возвратился он в Nauvoo . Колония с года своего основания увеличилась и приобрела поместья в Iowa ; число членов е достигло 500. Но довольно скоро возникли недоразумения, особенно вследствие властолюбия самого Кабэ и подавления им всякого иного мнения, - недоразумения, которые, в конце концов, привели к распадению колонии. Кабэ с 200 своих последователей оставилъ Nauvoo и скоропостижно скончался в С.-Луи 8 ноября 1856 г.

Икария

Труд Кабэ «Путешествие в Икарию», изданный в 1840 году в Англии, распадается на две части. Первая описывает идеальное государство икарийцев, построенное на коммунистических принципах, вторая же опровергает возражения, направленные против коммунизма и освещает переходный период.

Икария – страна, по величине своей соответствующая Франции, разделена на 100 провинций, приблизительно равных по величине. Каждая провинция распадается на равные же округа, каждый с городом и рядом деревень и отдельных крестьянских хозяйств, Правление чисто демократическое. Все чиновники избираются народом. Каждый округ созывает три раза в неделю окружное собрание, каждая провинция провинциальное собраниe; учреждением, представляющим всю страну, является постоянное национальное собрание, состоящее из 2000 членов. Государственное управление разделено на 15 департаментов, ведающих земледелием, ремесла, воспитание

Икарийская республика является единственным собственником всего государственного имущества; производство, как равно и потребление, регулировано государством же. Из продуктов потребления раньше всего изготовляются продукты первой необходимости; затем полезные и, наконец, предметы роскоши. Все это сохраняется в складах и равномерно распределяется между всеми членами общества. Bсе икарийцы, за исключением тех, которые предназначены для изучения искусств и наук, обязаны выполнять все промышленные работы. Рабочее время ограничивается летом 7-ю, зимою 6-ью часами. Этот период обязательности труда длится для мужчин от 17 до 65 лет, для женщин же до 50 лет. Несмотря на то, что существует право свободного выбора профессии, допустимо поверочное испытание в степени искусности, если наплыв в какую-нибудь отрасль слишком силен и превышает комплект работающих. Труд, по мере возможности, делается привлекательным и облегчается чрезвычайно широким применением машин. Все отрасли промышленности ведутся фабричным способом, и, главным образом, в городах. Bсе лица, работающие в одной и той же отрасли, собираются в одной огромной мастерской, дающей возможность, по своей величине, широкого применения машин и разделения труда. Таким же почти образом организовано сельское хозяйство, в котором тоже применяется машинное производство. Государство регулирует соотношение сельско-хозяйственного и промышленного производства, заботится о накоплении продуктов и т. д.

Конечно, наиболее важным моментом является воспитание юношества. До 5 лет молодые икарийцы воспитываются родителями, с 5 до 17 лет они пocещают школы, изучая теоретические и прикладные науки и упражняясь в искусствах и гимнастике. Изучение ремесла происходит от 17 до 21 года и производится в соответствующей мастерской. Каждый желающей может заниматься литературной работой, но печатаются лишь те книги, которые с точки зрения правительства считаются допустимыми. В газетах, которые редактируются чиновниками, могут помещаться лишь достоверные фактические известия и отчеты о парламентских заседаниях.

Брак строго моногамический, нерасторжимость которого охраняется законом

Икарийцы. Часть последователей, оставшихся верными Кабэ, поселилась в Шельтенаме вблизи С.Луи; после недолговрсменного расцвета колонии, уже в мае 1859 г. внутри нее возник раздор из-за политического и социального строя ее, - раздор, который привел к распадению и выходу из колонии наиболее способных людей. В 1863 г. произошло распадение и остальной части общества (8 граждан, 7 гражданок и нескольких детей).

Колония в Nauvoo продолжала существовать, несмотря на неприязненные действия со стороны кабетистов, не очень разборчивых в своих средствах. 1 января 1857 года она состояла из 239 человек, из которых 18 жили в Iowa . Финансовыя затруднения, обострившиеся отчасти благодаря притеснениям 1857 г., заставили ихъ покинуть Nauvoo и переселиться в Iowa . В1863 г. число их уменьшилось на 35; но настали и более благоприятныя времена, и община снова увеличилась 40 сочленами. Финансовое положение улучшилось, земельные владения их расширились, была пущена в ход паровая лесопильня. - Словом, казалось, труднейшие препятствия были преодолены, и для икарийцев, победоносно прошедших период испытания, настало как будто счастливое время. Но выросло новое поколене, которое под влиянием социалистического движения 70-х годов стало мечтать о более сильной пропаганде и из экономических видов захотело применения усовершенствованных способов обработки земли и изменений в управлении делами. После продолжительной борьбы, раскол убеждений привел к разделению колонии. Старшая консервативная часть вынуждена была выселиться в восточную часть общинного имения и основалась там сызнова под названием „Тhe New Icarian community ", где ее посетил в 1883 г. Шоу (Show). Другая часть, освободившись от консервативной осторожности стариковъ, казалось, начала новую деятельную и плодотворную жизнь. Но, когда первый пыл одушевления прошел, большая часть из этого нового поколения ушла в свою очередь - одни в Флориду, други в Калифорнию. Восторженные описания последних побудили оставшихся покинуть поселок в Iowa и переселиться в Кловердаль, Блюксом. Icaria - Speranza - Community - таково полное надежды имя этой новой общины икарийцев, состоящей из 52 членов.

Э. Кабэ

О ПРИНЦИПАХ И УЧЕНИИ КОММУНИЗМА .

Не с сегодняшнего только дня народ стремится к революциям: с основания мира не проходило и года, когда какой-либо народ не чувствовал необходимости свергнуть иго аристократии, для того чтобы отвоевать себе свои естественные права. И все же, как мало совершилось революций по сравнению с теми, которые замышлялись, и как мало имели успеха революции совершившиеся, какое небольшое количество их достигло своей цели и не было позже извращено и уничтожено аристократией...

Но если бы насилие имело успех, справедливо ли было притеснять аристократию и богатых? Нет, так как в насилии нет необходимости. Богатые такие же люди, как и бедняки; как и последние, они наша братья; они образуют большую и.прекрасную часть человечества. Без сомнения нужно помешать им угнетать других, но не следует угнетать их сильнее, чем они угнетали нас. Коммунизм, целью которого является благоденствие всех людей, не должен с самого начала отпугивать значительную их часть. Мы не должны также их ненавидеть, ибо их предрассудки и пороки в такой же степени, как несовершенства и пороки бедняков, являются следствием плохого воспитания и плохой общественной организации, ибо плохая организация - это сатана, одинаково развращающий всех людей; и нужно их всех освободить от нее, а не сжигать для изгнания демона, подобно тому, как Иисус Христос явился не для того, чтобы истребить богатых, а обратить их, проповедуя лишь уничтожение богатства и нищеты...

Как же заставить аристократию принять принципы коммунизма?

Так, как это сделал Иисус Христос, путем проповеди и печати, дискутируя, усовещевая, убеждая богатых и бедных, пока все они - народ, избиратели, законодатели и правители - уверуют в принципы коммунизма...

За работу же, за работу, вы все, богатые и бедные, все, кто уверовал в коммунизм. Соберите все мнения и доказательства, которые могут облегчить обращение других. Я начал, другие выполнят это лучше меня... Не нужно заговоров, конспиративных союзов, всегда склонных к нетерпению и разладу. Никаких задних мыслей, только дискуссии...

Но если аристократы не захотят принять принципов коммунизма? Это невозможно! Если коммунизм - химера, достаточно будет дискуссии, чтобы разделаться с ним по заслугам, и народ сам отвернется от него, чтобы принять другую систему. Но если эта доктрина -сама истина, она приобретет многочисленных сторонников среди народа, среди ученых, среди аристократии... За коммунизмом будущее, оно обеспечено ему могуществом разума и истины... Мое убеждение в этом отношении настолько глубоко, что, если бы я держал революцию у себя в кулаке, я ни за что не раскрыл бы его, хотя бы мне пришлось умереть в изгнании - таковы мои принципы коммунизма.

Э. КАБЭ.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.

1. Система абсолютного равенства, общности благ и обязательного труда будет применена повсюду и полностью лишь по прошествии 50 лет.

2. В течение этих 50 лет право собственности будет сохранено, и труд останется свободным и необязательным.

3. Теперешние богатства останутся неприкосновенными, как бы неравны они ни были, но с сегодняшнего дня в отношении к будущим приобретениям начнет действовать система сокращения неравенства и все возрастающего равенства, которая будет служить переходом от старой системы неограниченного неравенства к будущей системе совершенного равенства и коммунизма.

4. Все наличные собственники по-прежнему сохранят свое имущество. Будут сделаны изменения только в отношении наследований, дарений и будущих приобретений...

6. Начиная с сегодняшнего дня все законы будут направлены к тому, чтобы уменьшить излишки, улучшить судьбу бедняков и постепенно установить равенство во всем объеме...

8. Бедность, предметы первой необходимости и труд будут освобождены от всяких налогов.

9. На богатство и излишки будет введен прогрессивный налог...

13. Заработная плата рабочих будет регулироваться, а на предметы первой необходимости будут установлены твердые цены с таким расчетом, чтобы каждый земледелец, рабочий и собственник мог существовать соответственно продукту своего труда и своей собственности.

14. По крайней мере 500 млн. ежегодно будут ассигнованы на организацию работ и устройство жилищ для бедняков...

16. Армия будет возможно скорее распущена, и все причитающееся ей жалованье уплачено...

18. Общественные земли будут по возможности с самого начала предназначены для применения системы коммунизма; на них будут возведены города, деревни или фермы, и отдельные части их будут отданы неимущим...

19. Будут поощряться и облегчаться браки рабочих.

20. Образование и воспитание новых поколений станет одной из основных забот общества.

21. Целью образования и воспитания будет создание граждан и рабочих, способных проводить в жизнь систему коммунизма...

Саbеt. Vоуаgе еп Iсагiе

Кави-община (Kaweah Cooperative Colony Company), - одна из новейших коммунистических общин. В нашем описании мы будем пользоваться материалом, который дает профессор калифорнийского университета В. Кэри Джонс в своей статье, появившейся в американском журнале “Quarterly Journal of economics” (vol . VI). Профессор посетил эту колонию осенью 1891 г.

Предприятие это обязано своим возникновением небольшому числу лиц, в большей или меньшей степени воодушевленных социалистическими идеями. 9 ноября 1884 г. состоялось первое собрание учредителей, и скоро был выработан определенный план действий. В 1885 г. колония уже была основана. Она лежит в Tulare Giant Forest , исполинских лесах Калифорнии, между 36 и 37 градусомъ широты, 118 и 119 градусом долготы, между Туларским озером и Монт-Уитнем, одной из высочайших вершин Сиеры.

Краткая история этой колонии переполнена непрерывной внутренней борьбой. Сначала она представляла собой свободную ассоциацию, но в марте 1888 г. превратилась в акционерное общество. Это превращение вызвало сильное неудовольствие многих членов и сопровождалось выступлением 50 из них. Последние опасались, что отношения членов товарищества станутъ чисто-деловыми, что нежелательные в колонии лица, путем приобретения акций получат возможность вступать в нее против воли большинства, что отдельные лица сосредоточат в своих руках слишком много акций.

В колонии были установлены строгие правила, причем образцом служила книга Groundlunds"a „Тhe Cooperative Commonwealth ". Число членов было ограничено 500, номинальный капитал - 250.000 долларами. Большинством двух третей голосов можво повысить или понизить эту сумму. Чтобы вступить в колонию, нужно внести 10 долларов, чтобы жить на ее территории - 100. Что касается остальныхъ 400, то нет необходимости вносить их наличными, - можно заменить их землей или постепенно выплачивать их из своего дохода. Ежемесячные взносы должны быть не ниже 5 долларов. Никому из членов не могут быть предоставлены какие бы то ни было привилегии, но женатые имеют два голоса, из которых второй может быть передан им жене. Каждый колонист имеет право на 150 квадратных футов земли для постройки дома, который находится в его исключительном пользовании, пока он остается членом колонии.

Кандидаты должны представить сведения о своем имени, национальности, месте жительства, возрасте и, если они женаты, числе, возрасте и поле детей, профессии, склонностяхъ и вероисповедании.

Далее нужно ответить на следующее вопросы: принадлежит ли кандидат к какой-нибудь организации, состоит ли он подписчиком какой-нибудь экономической газеты, специального журнала и т. п., понимает ли он, что такое „товарищеский дух", готов ли он, в случае приема, честно и неустанно трудиться, жить в согласии с остальными членами товарищества, исправлять свои недостатки и стремиться скорее к исполнению своих обязанностей, чем подчеркиванию своих прав. Желательна также присылка фотографии. Если 5 процентов общего числа членов высказываются против приема, то комитет отклоняет просьбу аспиранта; возможна апелляция к общему собранию, причем вопрос окончательно решается большинством двух третей голосов. Выступление из общины возможно во всякое время.

Вся земля и все средства производства находятся в общем владении товарищества, но жилища и движимое имущество составляют частную собственность. Последняя после смерти колониста поступает в общий фонд.

Одно из важнейших постановлений заключается в том, что колонисты не имеют права вести никаких частных дел, содержать магазины и т. д. В общем труде каждый может принимать участие; продолжительность работы зависит вполне от него. За каждый рабочий час (8 рабочих часов составляют рабочий день) он получает билет, соответствующий 30 центам;. (55 - 60 коп.), на который может прибрести, что ему угодно, из складов колонии.

Прибыль, показываемая бухгалтерскими книгами, распределяется между членами общества в конце года, пропорционально причитающемуся каждому из них количеству рабочих часов. Все возникающие в колонии недоразумения решаются третейским судом.

Колония организована следующим образом. Существуют 3 отделения, из которых каждое находится в ведении директора, 13 департаментов, находящихся в ведении супер-интендантов,

58 бюро, имеющие своих управляющих, и секции, руководимые делопроизводителями. Существуют отделения для:

1) производства;

2) распределения;

3) общих дел.

I отделение: производство .

1. Департаментъ коллективного труда:

а) рыболовство;

с) лесоводство;

d) глина и песок.

2. Департаментъ добывающей промышленности:

а) металлы;

b) уголь и нефть;

с) известь;

d) ломка шифера, камня, мрамора.

3. Департаментъ земледелия и скотоводства:

а) рыбоводство;

b) птицеводство;

с) пчеловодство;

d) крупный скот;

е) корм для скота;

g) плодоводство;

i) лен и т. д.

4. Департамент ремесел.

5. р а з л и ч н ы е бюро.

II отделение: распределение .

6. Департамент путей сообщения:

1. Перевозка грузов.

2. Передвижение.

7. Департамент продовольственных дел:

1. Амбары.

2. Базары.

8. Департамент экспедпедиционный рассылочный).

9. Департамент строительных дел

1. Общий отдел.

2. Отделъ текущего счета.

3. Кассовый отдел.

4. Расчетный отдел.

III отделение: общие дела .

10. Департамент управления:

1. Законодательная власть;

2. Исполнительная власть:

а) распределение работ в колонии;
b) распределение работ вне колонии.

3. Судебная власть:

а) публичное право;

b) частное право;

с) награды и наказания.

11. Департаментъ воспитания:

а) архивы колонии;

b) физическое воспитание.

Секции гимнастики: военные упражнения, бокс фехтование, борьба, плавание, стрельба;

с) умственное образование;

аа) естественные науки.

Оптика, акустика, механика, электричество, химия, геология, математика, география, история, астрономия, языки, философия, социология и т.д.

bb) литература;

cc) искусство;

d) нравственное воспитание.

Нужно воспитать в колонистах любовь к добродетелям и ненависть к порокам.

Средства для этого: детские сады, школа, чтение, дискуссии, пресса.

12. Департамент для удовлетворения общественных потребностей:

1. Санитарные нужды.

2. Вывоз нечистот.

3. Удобрение.

4. Устройство дорог.

5. Проведение каналов.

6. Водоснабжение.

7. Центральное отопление.

8. Освещение.

9. Пневматика.

11. Телеграф и телефон.

12. Заботы об чистке.

13. Пропаганда.

13. Департамент удовольствий

(находится в связи с департаментном воспитания):

1. Научные выставки.

2. Гимнастические игры.

3. Выставки произведений искусства.

4. Общественные развлечения.

Для этого отведены следующие места: форум, театр, амфитеатр, арена, академия и т. д.

14. Департамент защиты:

1. Пожарная команда.

2. Национальная гвардия.

Пока этотъ замечательный план находится только на бумаге.

Колонии пришлось бороться с исключительными препятствиями: ее права на несколько тысяч акров земли оспаривались властями, и колонисты принуждены были обратиться к правосудию. В 1892 году дело еще не было окончено.

Но колонии бесспорно принадлежала незначительная по размерам земельная площадь с превосходным строевым лесом, плодоносной почвой, минеральными богатствами, мраморными ломками - так что развитие и процветание колонии было вполне возможно. В 1891 году члены колонии жили в довольно благоприятных условиях.

Вот что по этому поводу говоритъ профессор Джонс, который лично наблюдал жизнь колонии.

„Фантазеры и глупцы, которые сначала принимали участие в предприятии, скоро убедились, что их глупости не пользуются никаким успехом у колонистов, требовавших раньше всего честного и упорного труда, и ушли из колонии. Состав колонии самый разнородный. Но большинство колонистов - американцы, хотя человек 100-150 принадлежат ко всевозможным другим национальностям.

Раньше до своего вступления в колонию они принадлежали к самым разнообразным классам. Здесь и ученые, и купцы, и ремесленники. Рядом с молодыми, получившими университетское образование, мы встречаем здесь и таких, которые прошли только первоначальную школу. А между тем все почти без исключения, интеллигентны, вдумчивы, серьезны. Все читают книги и газеты, все интересуются злободневными социальными и экономическими вопросами. Верующие и атеисты мирно уживаются рядом. Здесь и спиритуалисты, и агностики, в материалисты.

Церкви у них нет, да они и не нуждаются ней".

Джонс разсказывает о простоте и уюте домашней жизни и кончает словами:

„Здесь как бы веет дыханием отчизны".

Кейль (Ке il), немец, род. въ 1811 г., основал на коммунистических началах 2 цветущих общины в Северной Америке (Веthel и Аurorа).

Сначала Кейль примкнул к американской секте методистов, затем основал свою собственную, и в 1844 г., вместе с своими последователями (большей частью немецкие крестьяне, к которым присоединилась часть гармонистов, отделившихся в 1832 г. от общины Есоnomу) поселился в Веthel, Shelby County, Missoury. Таким образом, здесь выросла община, жившая согласно принципам коммунизма. В 1856 г., часть этих коммунистов отделилась и основала новую общину в Аurora , Marion County , Oregon. К ней присоединялись все новые и новые члены.

Жизнь этих сектантов в высшей степени проста и проходит в упорном, настойчивом труде - самъ Кейль работает неутомимо. Они не имеют понятия о том, что украшает жизнь. Дети получают только первоначальное образование, но зато на практическое обучение их обращается большое внимание.

Организация общины в высшей степени проста. Не уставы и правила, а личность Кейля. пользовавшегося большим влиянием на товарищей, направляла жизнь общины и соединяла всех ее членов в одно органическое целое.

Кого переставала удовлетворять новая жизнь, тот волен был когда угодно покинуть ее. Но, обыкновенно, вышедшие из состава общины по прошествии некоторого времени возвращались в нее снова. Финансовое положение этих коммунистов вполне удовлетворительно. Община принимала новых членов, если они уживались в течение известного времени, которое они проводили там в качестве наемных работников.

Коммунистические общины были основаны, главным образом, в Северной Америке религиозными сектами и социальными реформаторами. Население в большинстве религиозных общин состоит из немцев:

1) Вюртембержец, Георг Раап, основал в 1805 году общину гармонистов, которая сначала поселилась в Пенсильвании, затем в Индиане, и, наконец, в экономии у Питтсбурга, где она существует и до сих пор.

2) Другой вюртембержец, Иосиф Веймелер, руководитель сепаратистов, основал общину в 1817 г.

3) Секта инспирационистов, состоящая из немцев, с 40-х годов живет в колониях Амана на коммунистических началах.

4) Пруссак Кейль основал коммунистические крестьянские общины „Бетель" и „Аврору".

5) Общины шекеров, основанные „матерью" Энн Ли (Аnn Lee), тоже придерживаются коммунистических начал.

6) Особенно замечательны общины перфекционистов, созданные в средине этого столетия американцем Джоном Гемфри Нойесом (см. э. ел.).

7) Община Гонедаль (Ноnedale) была основана в 1841 г духовным лицом Эдином Баллу (Аdin Ballon), с целью внушить христианам социалистические воззрения.

В 1857 году община распалась. Дальнейшие опыты коммунистов связаны с именами трех выдающихся социалистов; это общины Оуэна, фаланги Фурье и община икарийцев, основанная Кабэ. Приверженцы Оуэна повторили свой первый опыт в большем масштабе в Новой Гармонии в 1824 году.

За этим опытом последовал целый ряд других. В 1832 г. движение совершенно замерло. Движение фурьеристов имело наибольший успех в период от 1842 до 1847 г. Большая группа людей, игравшая выдающуюся роль в Соединенных Штатах, стремилась осуществить его идеи. Центром их деятельности был Нью-Йорк, где их дело защищали „Тribune" Грилея и „ Phalanx " Брисбана. Возникновение Бруферма усилило фурьеристов, и это движение все разрасталось, приобретая широкую популярность; но недостаток в работниках и практичных деятелях вызвал неудачу экспериментов. предпринятых в этом направлении.

Совершенно изолированно стоит в Америке Джозиа Варрен, который уже в двадцатых годах образовал колонию „Моderne Times ".

В последние годы идея основания коммунистических общин в Америке вновь ожила, в особенности среди последователей Беллами.

В гораздо более широком масштабе должна была быть основана в Мексике жителями северной Америки община Sinaloa .

Затем новая попытка была сделана в Калифорнии, где была создана община Кави. В последнее время множество австралийцев устремилось в Парагвай, чтобы и там создать коммунистическую общину.

В 1894 году снялись с места и так называемые „вольные" с целью основания в Африке у подошвы горы Кения „вольной страны"", обрисованной Теодором Гертцке в его утопии.

Литература: Об американских общинах подробнее всех говорит основатель Онейдской общины J . H . Nojes в своей книге „ History of American Socialismus ” („История американскаго социализма"), появившейся в 1870 году. Несколько лет спустя американский немец Чарльз Нордгоф (Charles Nordhoff) сообщил свои наблюдения, собранные при личном посещении важнейших общин в поучительной и интересной книге („Коммунистические общества Соединенных штатов”). Член Онейдской общины выпустил в 1878 году небольшую книгу о существоваших тогда еще общинах. На основании этих трех источников Генрих Землер составил свою „Историю социализма и коммунизма в Северной Америке”, изданную в 1880 году в Лейпциге.

КАБЕ ЭТЬЕН - французский мыслитель и политический деятель.

Сын ре-мес-лен-ни-ка-бо-ча-ра. По-лу-чил юри-дическое об-ра-зо-ва-ние. По-сле за-щи-ты в 1812 году док-тор-ской дис-сер-та-ции за-ни-мал-ся ад-во-кат-ской прак-ти-кой. В 1820-х годах член ре-во-люционного общества кар-бо-на-ри-ев. Ак-тив-ный уча-ст-ник Июль-ской ре-во-лю-ции 1830 года. В октябре 1830 года - мае 1831 года ге-не-раль-ный про-ку-рор Кор-си-ки. В 1831-1834 годах член Па-ла-ты де-пу-та-тов. На-хо-дил-ся в оп-по-зи-ции Июль-ской мо-нар-хии, в 1833 году воз-глав-лял рес-пуб-ли-кан-ское общество «Сво-бод-ная ас-со-циа-ция». В 1833-1834 годах из-да-вал ли-бе-раль-ную газету «Le Populaire». В 1834 году под-верг-ся пре-сле-до-ва-ни-ям за по-ли-тическую дея-тель-ность, уе-хал в Бель-гию, а от-ту-да в Ве-ли-ко-бри-та-нию, где по-зна-ко-мил-ся с Р. Оуэ-ном.

В эмиг-ра-ции взгля-ды Кабе эво-лю-цио-ни-ро-ва-ли от ли-бе-ра-лиз-ма к ком-му-низ-му. Свою со-ци-аль-но-по-ли-тическую док-три-ну Кабе из-ло-жил в уто-пическом ро-ма-не «Пу-те-ше-ст-вие в Ика-рию» («Voyage et aventures de lord William Carisdall en Icarie», vol. 1-2, 1840 год, русский перевод 1924 год); от-сю-да её название - «ика-рий-ский ком-му-низм». Идеа-лом Кабе яв-ля-лась де-мо-кра-тическая рес-пуб-ли-ка, в ко-то-рой ус-та-нов-ле-ны об-щественная соб-ст-вен-ность на сред-ст-ва про-изводства, цен-тра-ли-зованное рас-пре-де-ле-ние про-дук-ции, государственное управ-ле-ние промышленностью при со-хра-не-нии ин-ди-ви-ду-аль-ных форм кре-сть-ян-ско-го тру-да.

По воз-вра-ще-нии в 1841 году во Фран-цию Кабе во-зоб-но-вил из-да-ние газеты «Le Populaire», где стал про-па-ган-ди-ро-вать ком-му-ни-стические взгля-ды. Вы-сту-пал за мир-ные и ле-галь-ные ме-то-ды по-ли-тической борь-бы, кри-ти-ко-вал ре-во-люционных ком-му-ни-стов. Взгля-дам Кабе был при-сущ ре-лигиозный от-те-нок: он ут-верж-дал, что ком-му-низм - это в чи-стом ви-де хри-сти-ан-ст-во, до то-го как оно бы-ло ис-пор-че-но ка-то-ли-циз-мом.

Сре-ди пуб-ли-ци-стических и ис-то-рических со-чи-не-ний Кабе, на-пи-сан-ных в этот пе-ри-од, - очер-ки «Как я стал ком-му-ни-стом» («Comment je suis communiste», 1840 год), «По-пу-ляр-ная ис-то-рия Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции» («His-toire populaire de la Révolution française de 1789 à 1830», vol. 1-4, 1839-1840 год), «Со-стоя-ние со-ци-аль-но-го во-про-са в Анг-лии, Шот-лан-дии, Ир-лан-дии и Фран-ции» («État de la question sociale en An-gle-terre, en Écosse, en lrlande et en France», 1843 год).

В 1840-х годах идеи Кабе по-лу-чи-ли ши-ро-кую по-пу-ляр-ность в Ев-ро-пе, дви-же-ние ика-рий-ских ком-му-ни-стов во Фран-ции на-счи-ты-ва-ло де-сят-ки тысяч чле-нов. В 1848 году Кабе вме-сте с груп-пой по-сле-до-ва-те-лей уе-хал в США. В том же го-ду в Те-ха-се ос-но-вал ком-му-ну, а в 1849 году в Ил-ли-ной-се - но-вую ком-му-ну (смотрите в статье «Ика-рия»). В эко-но-мическом пла-не экс-пе-ри-мент ока-зал-ся не-эф-фек-тив-ным, при-ме-няв-шие-ся Кабе ме-то-ды управ-ле-ния - ав-то-ри-тар-ны-ми . Из-за кон-флик-та с чле-на-ми ил-ли-ной-ской ком-му-ны Кабе вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть её. На-чал соз-да-вать но-вую ком-му-ну в Мис-су-ри, но вско-ре умер.

Сочинения:

Œuvres. P., 1970;

Cabet et les publica-tions du «Populaire»: 1831-1834. P., 1974;

Cabet: le communisme icarien de 1840 а̀ 1847. P., 1979.

Российский государственный социальный университет

_____________________________________________________________

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра политологии и социальной политики

Контрольная работа

по дисциплине «История политических учений»

студента 3 курса заочного отделения

Белослудцева Евгения Григорьевича

«Доктрина утопического коммунизма Э. Кабе»

Введение

Кабе Этьен (1788-1856) - французский утопический социалист. В фантастическом романе «Путешествие в Икарию» (1840) и др. работах Кабе изложил свои идеи, получившие название «Икарийский коммунизм». Утопии Кабе присущи такие черты как уравнительность в потреблении, идея «примирения» бедных и богатых. Кабе выступал за мирное осуществление коммунизма. В философских вопросах, а в особенности во взглядах на историю, Кабе придерживался идеалистических убеждений, сочетал рационализм 17 в. с платонизмом и неоплатонизмом. Маркс писал, что Кабе был популярным, хотя и самым поверхностным, представителем коммунизма.

Кабе Этьен также был французским публицистом, утопическим коммунистом, проповедником полного экономического равенства. Родился 1 января 1788 в Дижоне в семье бондаря. Стал карбонарием – членом тайной республиканской организации периода Реставрации (1815–1830). В 1830 участвовал в уличных боях во время свержения Карла Х. В награду от нового правительства получил место окружного прокурора на Корсике, которое занимал в течение нескольких месяцев. Неприятие Июльской монархии (1830–1848) получило отражение в публикациях еженедельника «Попюлер» («Le Populaire»), который Кабе издавал с 1833 по 1834. В 1834 из-за репрессий Кабе эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию, где познакомился с Р.Оуэном. Под его влиянием перешел на позиции коммунизма.

1. Этьен Кабе

Сын простого рабочего; первоначальное образование получил в Дижоне, под руководством Жакото. Получив звание доктора прав, Кабе занялся адвокатурой, защищая дела преимущественно политического характера. Во время Ста дней он был одним из основателей бургундской федерации национальной обороны, за что, после возвращения Бурбонов, ему временно запрещена была адвокатская практика. Во время Реставрации он состоял деятельным членом союза карбонариев.

После Июльской революции 1830 г., в которой он принимает большое участие, он пытается убедить герцога Орлеанского в необходимости созыва законодательного собрания для пересмотра конституции. Назначенный генеральным прокурором на Корсику, он скоро отрешается от должности, недолго заседает в палате депутатов и пишет жестокий памфлет против июльской монархии. Преданный суду, Кабе оправдан присяжными, но вскоре навлекает на себя новое преследование, двумя статьями в основанном им журнале «Populaire».

Приговорённый к 2-летнему тюремному заключению, он бежит в Англию, где пишет несколько исторических сочинений, более тенденциозных, нежели основательных, и наконец, под влиянием «Утопии» Мора, становится убеждённым коммунистом и в 1840 г. издает «Путешествие в Икарию» .

Вернувшись во Францию, Кабе усиленно пропагандирует свое коммунистическое учение во множестве брошюр и в 1841 г. возобновляет журнал «Populaire», с открыто коммунистическим направлением. В 1847 г., с целью практического осуществления своих идей, он покупает землю в Техасе и организует переселение туда нескольких сот французских рабочих. Неудачи первых переселенцев заставляют Кабе лично отправиться в колонию, которая переносится им из Техаса в Наву (шт. Иллинойс) и временно достигает благосостояния.

Затем возникают внутренние раздоры и неудовольствия против Кабе, которого некоторые из возвратившихся во Францию колонистов обвиняют в мошенничестве и шантаже. Заочно осужденный, Кабе едет в Париж и добивается нового рассмотрения дела, оканчивающегося полным его оправданием. Государственный переворот 1851 г. заставляет Кабе возвратиться в колонию. Самовластность его в роли правителя и разные неудачи приводят к разрыву между ним и его последователями: Кабе изгоняется из колонии и умирает в С.Луи, осуждённый своими учениками .

2. Коммунистическое учение Кабе

Свое коммунистическое учение Кабе изложил сначала в виде путевых записок английского лорда, посетившего фантастическую страну Икарию. Описание государственного строя идеальной страны составляет центр тяжести книги, не чуждой и романического элемента, но крайне неудовлетворительной с художественной точки зрения. Убедившись в несовершенстве господствующего повсюду социального строя, икарийцы произвели у себя государственный переворот и выбрали диктатором Икара, для постепенного, в течение пятидесяти лет, проведения в жизнь коммунистического идеала. В момент посещения Икарии лордом Керисдалем территория страны, с постройками, принадлежит уже всей нации. Всё движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранников, распоряжается как своей нераздельной собственностью.

«Республика или община одна владеет всем; она организует промышленные занятия, строит мастерские и магазины; она обрабатывает землю, производит все что нужно для пищи, одежды, помещения и меблирования, наконец она доставляет всякому гражданину пищу, помещение и мебель». Труд в Икарии является обязательным и длится около 6 - 7 часов для взрослых граждан, причём работа выбирается каждым сообразно его способностям, но, раз избранная, делается навсегда его специальностью. Труд столь приятен, что от него никто не уклоняется; машины исполняют более тяжелые и грязные работы. Основнойпринцип: «de chacun suivant ses forces, a chacun suivant ses besoins». Бремя и порядок работы, равно как и вся домашняя жизнь икарийцев, строго регулированы законом. В пище, одежде и помещении наблюдается строгое равенство, не исключающее разнообразия.

Брак почитается в Икарии делом священным, выбор вполне свободен, супруги равны, нарушение верности - вещь неслыханная, развод допускается только как исключение. Религия икарийцев - чистый деизм, причём каждому предоставляется следовать тем или другим религиозным догматам; жрецы существуют лишь для нравственных назиданий, но не для богослужения. Печать в Икарии находится под строгою цензурой и в сущности является вполне официальною. Власть избранных правителей неограничена; мнения большинства имеют силу закона как в деле общественного и личного благоустройства, так и в вопросах искусства и науки. Решения правительства оказываются всегда благодетельными для народа .

В отличие от материалистического коммунизма Дезами, Пилло, Лаготьера и религиозномистического коммунизма аб. Констана, Дюмениля и Эскироса, коммунизм Кабе может быть назван этическим и сентиментальным. Он вытекает всецело из чувства братства, которое, но мнению Кабе, должно объединить все человечество. «Природа желала, чтоб человек был счастлив»; несчастье является следствием невежества, неопытности человека, дурного социального устройства, а больше и прежде всего - следствием частной собственности, этой главной причины неравенства и всех вытекающих из него бедствий (мысли Руссо). «Естественная справедливость» не может допустить, чтобы человек имел излишек, когда его ближний лишён необходимого. Коммунизм Кабе отличается мирным и умеренным характером; воцарение его на земле Кабе ждёт не от революции, а от мирного распространения идей, причём коммунистическому строю должна предшествовать переходная стадия, при которой частная собственность сохраняется, но труд постепенно становится обязательным, наследство уничтожается, система обложения реформируется, армия распускается, бедные получают поддержку от государства. Громадная популярность, созданная Кабе его «Путешествием в Икарию», доставила ему массу последователей, а вместе с тем привела и к жестокой полемике с другими, более крайними коммунистическими фракциями. В этой полемике (напр. с Дезами и аб. Констаном) Кабе выказал нетерпимость к чужому мнению и претензию считаться единственным пророком коммунизма

Сын простого рабочего; первоначальное образование получил в Дижоне, под руководством Жакото. Получив звание доктора прав, Кабе занялся адвокатурой, защищая дела преимущественно политического характера. Во время Ста дней он был одним из основателей бургундской федерации национальной обороны, за что, после возвращения Бурбонов, ему временно запрещена была адвокатская практика. Во время Реставрации он состоял деятельным членом союза карбонариев.

После Июльской революции 1830 г., в которой он принимает большое участие, он пытается убедить герцога Орлеанского в необходимости созыва законодательного собрания для пересмотра конституции. Назначенный генеральным прокурором на Корсику, он скоро отрешается от должности, недолго заседает в палате депутатов и пишет жестокий памфлет против июльской монархии. Преданный суду, Кабе оправдан присяжными, но вскоре навлекает на себя новое преследование, двумя статьями в основанном им журнале «Populaire».

Приговорённый к 2-летнему тюремному заключению, он бежит в Англию, где пишет несколько исторических сочинений, более тенденциозных, нежели основательных, и наконец, под влиянием «Утопии» Мора, становится убеждённым коммунистом и в 1840 г. издает «Путешествие в Икарию».

Вернувшись во Францию, Кабе усиленно пропагандирует свое коммунистическое учение во множестве брошюр и в 1841 г. возобновляет журнал «Populaire», с открыто коммунистическим направлением. В 1847 г., с целью практического осуществления своих идей, он покупает землю в Техасе и организует переселение туда нескольких сот французских рабочих. Неудачи первых переселенцев заставляют Кабе лично отправиться в колонию, которая переносится им из Техаса в Наву (шт. Иллинойс) и временно достигает благосостояния.

Затем возникают внутренние раздоры и неудовольствия против Кабе, которого некоторые из возвратившихся во Францию колонистов обвиняют в мошенничестве и шантаже. Заочно осужденный, Кабе едет в Париж и добивается нового рассмотрения дела, оканчивающегося полным его оправданием. Государственный переворот 1851 г. заставляет Кабе возвратиться в колонию. Самовластность его в роли правителя и разные неудачи приводят к разрыву между ним и его последователями: Кабе изгоняется из колонии и умирает в С.Луи, осуждённый своими учениками.

Коммунистическое учение Кабе

Свое коммунистическое учение Кабе изложил сначала в виде путевых записок английского лорда, посетившего фантастическую страну Икарию. Описание государственного строя идеальной страны составляет центр тяжести книги, не чуждой и романического элемента, но крайне неудовлетворительной с художественной точки зрения. Убедившись в несовершенстве господствующего повсюду социального строя, икарийцы произвели у себя государственный переворот и выбрали диктатором Икара, для постепенного, в течение пятидесяти лет, проведения в жизнь коммунистического идеала. В момент посещения Икарии лордом Керисдалем территория страны, с постройками, принадлежит уже всей нации. Всё движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранников, распоряжается как своей нераздельной собственностью.

«Республика или община одна владеет всем; она организует промышленные занятия, строит мастерские и магазины; она обрабатывает землю, производит все что нужно для пищи, одежды, помещения и меблирования, наконец она доставляет всякому гражданину пищу, помещение и мебель». Труд в Икарии является обязательным и длится около 6 - 7 часов для взрослых граждан, причём работа выбирается каждым сообразно его способностям, но, раз избранная, делается навсегда его специальностью. Труд столь приятен, что от него никто не уклоняется; машины исполняют более тяжелые и грязные работы. Основной принцип: «de chacun suivant ses forces, a chacun suivant ses besoins». Бремя и порядок работы, равно как и вся домашняя жизнь икарийцев, строго регулированы законом. В пище, одежде и помещении наблюдается строгое равенство, не исключающее разнообразия.

Брак почитается в Икарии делом священным, выбор вполне свободен, супруги равны, нарушение верности - вещь неслыханная, развод допускается только как исключение. Религия икарийцев - чистый деизм, причём каждому предоставляется следовать тем или другим религиозным догматам; жрецы существуют лишь для нравственных назиданий, но не для богослужения. Печать в Икарии находится под строгою цензурой и в сущности является вполне официальною. Власть избранных правителей неограничена; мнения большинства имеют силу закона как в деле общественного и личного благоустройства, так и в вопросах искусства и науки. Решения правительства оказываются всегда благодетельными для народа.

В отличие от материалистического коммунизма Дезами, Пилло, Лаготьера и религиозномистического коммунизма аб. Констана, Дюмениля и Эскироса, коммунизм Кабе может быть назван этическим и сентиментальным. Он вытекает всецело из чувства братства, которое, но мнению Кабе, должно объединить все человечество. «Природа желала, чтоб человек был счастлив»; несчастье является следствием невежества, неопытности человека, дурного социального устройства, а больше и прежде всего - следствием частной собственности, этой главной причины неравенства и всех вытекающих из него бедствий (мысли Руссо). «Естественная справедливость» не может допустить, чтобы человек имел излишек, когда его ближний лишён необходимого. Коммунизм Кабе отличается мирным и умеренным характером; воцарение его на земле Кабе ждёт не от революции, а от мирного распространения идей, причём коммунистическому строю должна предшествовать переходная стадия, при которой частная собственность сохраняется, но труд постепенно становится обязательным, наследство уничтожается, система обложения реформируется, армия распускается, бедные получают поддержку от государства. Громадная популярность, созданная Кабе его «Путешествием в Икарию», доставила ему массу последователей, а вместе с тем привела и к жестокой полемике с другими, более крайними коммунистическими фракциями. В этой полемике (напр. с Дезами и аб. Констаном) Кабе выказал нетерпимость к чужому мнению и претензию считаться единственным пророком коммунизма.

Сочинения

Всех сочинений Кабе больше ста; главные из них: «Revolution de 1830 et situation presente» (2 изд. 1833); «Histoire populaire de la Revolution francaise» (1839); «Credo communiste» (1841); «Douze lettres d’un communiste a un reformiste sur la communaute» (1842); «Comment je suis communiste» (1840); «Almanach icarien» (1843-1848, 1852); «Etat de la question sociale en Angleterre, en Ecosse, en lrlande et en France» (1843); «Le vrai christianisme suivant Jesus Christ» (1846); «Realisation de la communaute d’icarie» (1847-1850); «Compte rendu par le president de la communaute» (1854). Главные сочинения о К. : «Biographie de Cabet et Reponse aux ennemis du communisme» (1846); Beluze, «Mort du fondateur d’lcarie» (1856); A.Hepner, «Die Icarier in Nordamerika» (1886); L.Stein, «Soclalismus und Communismus des heutigen Frankreichs»; Sudre, «Histoire du communisme» (1850); Malou, «Histoire du socialisme» (т. II); статья проф. Лексиса, в «Worterbuch der Staatswissenschaften» (т. II); статья Molinsky в «Revue Socialiste» (1891 - 92); Dr. Lux, «Etienne Cabet u. der ikarische Communismus» (Штуттг. 1894); Щеглов, «История социальных систем» (т. II).

Издания

  • Кабе Этьен. Путешествие в Икарию (в 3-х частях). М.: Издательство Академии Наук СССР, 1948.

Стал карбонарием - членом тайной республиканской организации периода Реставрации (1815-1830). В 1830 участвовал в уличных боях. Получил место окружного прокурора на Корсике, которое занимал в течение нескольких месяцев. Неприятие июльской монархии (1830-1848) получило отражение в публикациях еженедельника "Попюлер" ("Le Populaire"), который Кабе издавал с 1833 по 1834. В 1834 Кабе эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию, где познакомился с Р.Оуэном.

В отличие от Бабефа Кабе считал, что коммунизм может быть достигнут мирным путем посредством всеобщих выборов. Его роман Путешествие в Икарию (Voyage en Icarie), вышедший в свет в 1840, описывал страну без полиции, армии и судей, с демократической системой выборов, уравнительным распределением материальных благ при отсутствии частной собственности. Утопическая доктрина Кабе получила название "икарийского коммунизма".

В 1843 Кабе организовал во Франции Икарийское движение со своим печатным органом, имевшим большой успех среди ремесленников и рабочих. В 1848 при содействии Оуэна получил в Техасе (США) участок земли, где основал первую колонию икарийцев. Вскоре среди них начались раздоры, сам Кабе был исключен из общины и в 1849 перенес колонию в Наву (шт. Иллинойс). Здесь он прожил с небольшими перерывами до 1856, когда вновь из-за раздоров покинул Наву, чтобы основать новые поселения в Сент-Луисе, Корнинге, Кловердейле.