Болезни Военный билет Призыв

Социальная стратификация киевской руси. Общественный строй и социальная структура Киевской Руси. Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец - варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отд


Социальная структура общества в Киевской Руси

После образования в v веке средневековых стран в них стала формироваться социальная структура общества, характерная для феодального народа. (на примере королевства франков)

Король - возглавил государство , уничтожив 40 королей родственных племён, входивших в королевство франков и стал передавать власть по праву престолонаследия.

Феодалы – землелевладельцы появились после раздачи земель королевской властью управленьческой элите племён. Феодалы вместе с рыцарством составляли первое сословие.

Духовенство оформилось после проведения процедуры крещения 40 франских племён. Они состовляли второе сословие.

Государственные чиновники – назначались королевской властью для управления созданными админестративно территориальными округами.

Рыцарство – стало военной опорой власти. Рыцарь получал служебный земельный надел.

Горожане – жители торгово-промышленных городов, совместно выступавшие за решение своих проблем, они оформились в особое третье сословие.

Свободные крестьяне

Крепостные крестьяне – крестьяне, жившие на земле феодалов лично и поземельно зависившее от них.

Примерный механизм складывания

крепостного права в Западной Европе

1. Превращение общинных земель в частную собственность франков обусловило дробление наделов по мере разрастания семей и их утрату большинством малоземельных франков за долги. В результате произошло перераспределение земель бывших общинников в пользу духовных и светских феодалов.

2. Потерявшие свои земли крестьяне вынуждены были отдавать себя под покровительство (патронат, коммендацию) крупных землевладельцев, получая за это землю во временное пользование на условиях отработки. Это сопровождалось складыванием поземельной, а затем и личной их зависимости от феодалов.

3. Аналогичные последствия вызывали вступления малоземельных крестьян в прекарий (дословно - участок по просьбе) к церкви - с передачей своей земли. Продолжая работать на ней, крестьяне продолжали пользоваться своей бывшей землей и дополнительными участками , предоставленными церковью.

4. Часть крестьян, потерявших землю, продавала себя в рабство.

Знакомство с материалами учебников позволяют сделать вывод, что в Киевской Руси существовала достаточно сложная система общества.

Великий князь – по праву завоевания и передачи власти по наследству являлся главой государства. Великие киевские князья

860-882 Аскольд и Дир, князья Киевские- титулом Великий князь не обладали.

882-912 Олег Вещий

912-945 Игорь Рюрикович

945-957 Ольга

957-972 Святослав Игоревич

972-978 Ярополк Святославич

978-1015 Владимир Святославич (Святой, Креститель, Красное Солнышко) и др.

Удельные князья - первоначально они были вассалами Киевского князя, но после Любечского съезда князей некоторые из них захватили управлемые территории в свою собственность.

Бояре – это старшие дружинники князя , которые вместе с ним принимали решения, выполняли волю князя по управлению государством. После Любечского съезда князья, вышедшие из под киевского контроля, стали платить боярам за службу не серебром, а землей.Так бояре превратились в землевладельцев – феодалов.

В дружине были также младшие войны – отроки и гриди . Они сопровождали князя в качестве свиты и телохранителей, выполняли различные поручения , но не участвовали в советах.

Духовенство – сословие служителей церкви. Появилось после крещения Руси в 988 году. Делилось на белое духовенство (священников) и черное духовенство – монахов.

Горожане – люди, жившие в городах

Смерды – свободные крестьяне-общинники, жившие на землях Киевского государства, платившие ему дань и выполнявшие другие повинности.

Холопы- , фактически они были рабами в древнерусском обществе. Они не имели собственности, за его действия нёс ответственность господин. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступления , через женитьбу или замужество на холопе или холопке.

закупы - общинники, оказавшиеся в долговой зависимости за ссуду, процент из которой они отрабатывали у феодала, давшего им купу (деньги, землю, скот или любое другое имущество) и рядовичи - общинники, взявшие в долг и договорившиеся отрабатывать его своим трудом.

На Руси оформление крепостного права было очень длительным по ряду причин. Во-первых, при отсутствии частной собственности крестьян на землю, они долго оставались без необходимости брать её у феодалов. Во-вторых, сословие феодалов – бояр землевладельцев появилось только в конце XI века. Таким образом, структура общества на Руси сильно отличалась от структуры общества в Западной Европе.

Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина . Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки - родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну - боярство . Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.

К свободному населению относилось также духовенство , которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство - монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне - смерды . Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле.

Зависимые(невольные) люди назывались холопами .

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

6. Русская Правда: происх, списки, редакции, стр-ра, общая х-ка, зн-ие в развитии рус.права.

Происх-ие : РП сост-сь на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. РП- первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. РП дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Источники кодификации

нормы обычного права и княжеская суд. практика. К числу норм обычного права относятся - положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой , многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право.

Редакции: традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции».

1)«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:

-«Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18);

-«Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 18-41);

Покон вирный - определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);

Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).

++«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 - ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.

2)Пространная- Списки «ПП» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»).

Состав "ПП": 2 части- суд князя Ярослава Мудрого и Устава Вл. Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «ПП» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов.

«ПП» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.

3)«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая" По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.

Общая х-ка: РП - уникальнейший памятник древнерус. права.

Это 1ый писаный свод законов, РП достаточно полно охватывает весьма обширную сферу отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

РП является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Яр. Мудрый, Ярославичи, Вл.Мономах).

РП- памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

РП настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки ПП активно распространялись ещё в XV - XVI вв. (только в 1497 году был издан Судебник Ивана III, заменивший ПП в качестве основного источника права).

Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV - 1468 года, Литовский статут 1588 года.

Русская Правда широко распространилась во всех землях Древней Руси как основной источник права и стала основой юридических норм вплоть до 1497 г., когда на смену пришел Судебник, изданный в Московском централизованном государстве.

В Русской Правде нашли свое отражение основные отрасли права.

Общественные отношения, сложившиеся на Руси, новая форма собственности стали объективной предпосылкой появления нового свода законов - Русской Правды. Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.

В Русской Правде нет постановлений по определению способов приобретения, объема и порядка передачи прав поземельной собственности, за исключением усадьбы (двора), но имеются карательные постановления о нарушении границ поземельного владения.

В источниках нет указаний на существование института частной поземельной собственности. Ее не было в эпоху Русской Правды. Земля была коллективной собственностью общины. Леса, сенокосы и выгоны находились в общем пользовании. Все, что касается сроков и способов раздела пахотной земли между членами общины, пользования лесами, сенокосами, водами и выгонами, распределения податей и повинностей между домохозяевами, решалось миром, т.е. общим собранием домохозяев под руководством старосты - выборного начальника общины. Такая форма коллективной собственности объясняется и климатическими условиями, особенно в северных районах. Выжить одному хозяйству было невозможно.

Обязательственное право . Гражданские обязательства допускались только между свободными лицами и возникали или из договора, или из деликта (правонарушения). Из договорных обязательств упоминаются купля-продажа, заем, наем и поклажа. Для законной купли требовалось вещь приобрести за деньги от ее собственника, а договор совершить в присутствии двух свободных свидетелей. Постановления о займах различают заем с процентами и без процентов. В Русской Правде закупом именуется свободный человек, получивший ссуду и обязавшийся выплатить ее своею работою. Запрещалось господину продавать закупа под угрозой освобождения последнего от займа и уплаты господином штрафа. Договор поклажи совершался без свидетелей, но когда возникал спор при возвращении вещи, отданной на хранение, то хранитель очищал себя присягой.

Обязательства возникали в результате совершенных преступлений, а также правонарушений гражданского характера (неосторожные и случайные).

Наследство , называемое в Русской Правде задницей и остатком, открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или по закону. Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению. Мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого признавала наиболее достойным.

Наследование по закону открывалось, когда наследодатель не оставлял после себя завещания.

Общий законный порядок наследования определялся в Русской Правде следующими правилами. После отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни, наследовали законные дети умершего, причем часть наследства шла в пользу церкви “на помин души усопшего” и часть в пользу пережившей супруги, если муж при жизни не назначил ей доли из своего имущества. Дети, рожденные от робы, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу. У смердов дочери не наследуют, у феодалов – наследуют.

Браку предшествовало обручение , которое получало религиозное освящение в особом обряде. Обручение считалось нерасторжимым. Брак заключался путем религиозного обряда, совершавшегося в церкви (венчание). Брак мог расторгаться (прекращаться). Русское право языческой эпохи дозволяло многоженство.

Все должны были платить церковную десятину.

Византийские договора князей Игоря и Олега рассказывают о полной структуре общества того времени. Социальная структура Киевской Руси выглядела следующим образом:

Великий князь – стоял во главе государства, был законодательной и судебной властью, решал вопросы международной политики, отвечал за охрану государства.

Удельный князь – родственники князя, которые стояли во главе княжеств и формировали государственную администрацию; владели землями, обеспечивали войско короля обмундированными воинами и сами участвовали в военных походах.

Бояре – верхушка княжеской дружины, потомки родоплеменной знати и знатные феодалы; обладали теми же социальными правами, что и удельные князья.

Черное духовенство:

Киевский митрополит – стоял во главе церкви Руси.

Епископы – контролировал церковные округи.

Настоятели монастырей – следили за хозяйственной и религиозной жизнью монастырей.

Монахи – служили Богу, не имели собственного имущества и полностью отказывались от мирской жизни, вели хозяйственную деятельность в монастырях.

Белое духовенство – проводили службы в церквях, вели религиозную деятельность и могли иметь семью.

Посадники – заместители князя, были ответственными за порядок и сбор дани в ведомых им территориях.

Волостели – были во главе волости или княжеского имения;

Тиуны – слуги князя и бояр, принимали участие в управлении волостей или города, были ответственные за сохранность имущества хозяина.

Дворцовые чины – чиновники, руководили отраслями в княжествах.

Воеводы и тысячники – военачальники боярского происхождения.

Рядовые дружинники – профессиональные воины, которые получали вознаграждения от князя за хорошую службу.

Купцы – торговцы, участвовали в управлении государствам.

Ремесленники – занимались разными ремеслами, зависели от состоятельных покровителей.

Смерды – свободные крестьяне, объединенные в общины; в их распоряжении были близлежащие леса, водоемы, поля.

Рядовичи – крестьяне, работающие на феодала по соглашению.

Закупы – смерды, попавшие в зависимость от феодала из-за невыплаченного долга.

Холопы – зависимые от хозяина крестьяне.

Челядь – обслуживающий персонал хозяйственного двора: прачки, повара и т.д.

Чернь – люди без имущества, выполнявшие грязную работу.

Первоначально князья были предводителями дружины, выбранные веча. Постепенно их полномочия расширялись. Князь имел свой город, охраняемый дружинниками. Этот город становился центром политическо-административного управления.

Опорой князя была дружина. Он помогала собирать дань и охраняла внутренние и внешние интересы населения.

Княжеский доход, а соответственно и дружинный пополняли:

Судебные и торговые пошлины;

Военные трофеи;

Продажа натуральной дани;

Сборы с подчиняемого населения;

Вотчинное хозяйство.

Наибольшей социальной ячейкой была община (вервь). В ее владении были сенокосы, леса, пашни – коллективная форма землевладения. Община была построена на демократических принципах и контролировала все сферы жизни своих членов.

В Киевской Руси были лично-зависимые люди. Холопы имели социальный статус рабов. В большей части это были пленные люди, захваченные во время военных походов. Меньшая часть зависимых людей – должники.

Первоначально на Руси не существовало законов. Люди жили по обычаям. Особым был обычай кровной мести – талион. При насильственной гибели члена рода его родственники должны отомстить виновнику. Первый закон упоминается в X веке – «Закон русский». Образование большого государства требовало государственных законов. С XI века формируется «Русская правда». Она ограничивала талион и предлагала замену ее денежной компенсацией. Каждый последующий князь вносил в свод законов свои дополнения или изменения.

Социальная структура Киевской Руси.

    Сформировать представление и овладеть знаниями об основных социальных слоях Киевской Руси, их правах и обязанностях, отношениях к собственности;

    Умение оперировать полученными знаниями, сравнивать и анализировать полученные факты с изучаемыми ранее (социальная структура Западной Европы) и современной действительностью;

    Приобщение учащихся к социальной и культурной истории России для глубокого понимания современной истории государства.

Понятия: мужи (бояре) – высший слой свободных людей в древней Руси;

люди – средний класс;

смерды – ограниченно-свободные люди;

закупы – общинники, шедшие за «купу» (ссуду) в долговую кабалу, проценты которой отрабатывались работой на поле ссудившего;

рядовичи – люди, заключавшие договор (ряд) жить и работать на господина на определенных условиях;

холопы (челядь) – рабы на Руси;

вервь – территориальная община свободных земледельцев;

вира (вергельд) – плата за жизнь (штраф);

вотчина – наследственные земельные держания.

Источники к уроку: текст Русской Правды

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка темы урока, целей урока.

II. Повторение. Фронтальный опрос.

    Что такое социальная сфера жизни общества, изучение каких вопросов жизни человека она охватывает? (положение человека в обществе, деление общества по признакам экономического, юридического, политического разделения)

    Какие группы населения Средневековья в Западной Европе вы знаете? (феодалы, духовенство, крестьянство, горожане)

    Что такое сословие? (группы людей, обладающие правами и обязанностями, передающимися по наследству)

    Какие сословия вы можете назвать? (дворянство, духовенство и городское сословие)

    Какие еще общности людей в средние века в Европе вы можете назвать? (крестьянская община, цеха ремесленников, рыцарские ордена, монашеские ордена)

    Какие слои общества в нашей современной жизни вы можете назвать?

    По каким признакам разделяются люди в наше время?

III. Новая тема.

1. Краткое ознакомление с уже изученными категориями населения: князь и дружина, сельские общинники, горожане-ремесленники, купцы, их основные занятия.

Работа с учебником и Русской Правдой

    Заполнение таблицы параллельно с изучением текстов. (приложения 1)

    Рассматриваем проблемы критериев социальной стратификации (по Правде Ярославичей):

    Статус государственного мужа

    Наличие собственности

    Личная свобода

2. Положение нового социального слоя на Руси – духовенства , появившегося с принятием христианства:

    митрополит - глава церкви с резиденцией в Киеве (собор Святой Софии), присылавшийся из Константинополя;

    епископы – церковные наместники, подчиненные митрополиту;

    белое духовенство – священники, служившие в городских и сельских церквях;

    черное духовенство – монашество;

    изгои – люди, находящиеся под защитой церкви, потерявшие свой прежний статус.

3. Земельные отношения .

Собственниками земли на Руси были многие слои населения, так как земля могла покупаться и продаваться без запретов – сословной замкнутости еще не было (в отличие от Западной Европы, где вся земля принадлежала к X в. феодалам):

    князья (присваивали земли, завоевывали, захватывали свободные земли);

    церковь (земли дарились князем в собственность);

    бояре и дружинники (давалась за службу в наследное держание – вотчина или отчина);

    свободные общинники (собственность общины, делилась на участки между общинниками);

    смерды (постоянные пользователи государственной (князя или города) земли, которую не могли продать, завещать и т.д., платили дань государству за землю и несли повинности).

4. Положение женщины в Киевской Руси .

Краткое сообщение о жизни женщины. Ученики вспоминают сведения о положении женщины из пройденного материала.

IV. Обобщение.

Документы и вопросы к нему.

    «Если …. убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд».

Вопросы:

    Определите документ, из которого взят этот отрывок.

    О ком идет речь в документе?

    Назовите другие источники холопства в Древнерусском государстве

    В XII-XIII в. государственный сектор экономики на Руси продолжал оставаться ведущим, но развитие иного (параллельно существовавшего) сектора вело к усилению самостоятельности членов старшей дружины князя – бояр. Это вело к распаду дружины. Часть ее членов превращалась в самостоятельных феодалов. Другая часть становилась членами организации, безоговорочно повинующейся князю и ставшей преемницей младшей дружины.

Вопросы:

    Как называлась эта организация?

    Как назывались члены этой организации?

V. Заключение.

    В X – XII вв. в Киевской Руси начали складываться основные слои общества, разделяемые по экономическому и политическому признаку.

    В этот период, по сравнению с Западной Европой, не сложилось еще юридической обособленности социальных групп, общество было мобильным.

    Хозяйство было рыночным (денежным), а не натуральным. Поэтому говорить о том, что в Киевской Руси к XII в. начали складываться феодальные отношения, не представляется точным. Политические строй и экономика Киевской Руси были схожи с Византийским укладом, где преобладали рыночные отношения под покровительством государства.

VI. Домашнее задание: § 9, составить текст с использованием понятий по теме.

Приложение 1

Социальная стратификация Киевской Руси

Свободные

Зависимые

Мужи – высший слой свободных людей – бояре.

Духовенство.

Люди – средний класс.

Ограниченно-свободный слой.

Челядь (холопы) – лично-зависимое население.

1. Служилая аристократия - дружина князя (старшая).

2. Аристократия по праву - потомки племенной аристократии, люди, разбогатевшие на торговле.

1. Белое духовенство – церковные служители церковных приходов.

2. Черное духовенство – монахи.

1. Свободные сельские жители, организованные в верви (общины).

2. Городские жители: «житьи люди», имевшие собственность в виде промышленных предприятий и «молодшие люди» - ремесленники, наемные рабочие.

3. Купечество – торговые люди.

4. Отроки, гридня - младшая дружина.

1. Смерды - сельские жители, подчиненные княжеской власти или городу – государственные крестьяне.

2. Рядовичи – люди, заключившие договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на условиях.

3. Закупы – общинники, шедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), ведя при этом собственное хозяйство.

Военнопленные и добровольно продавшиеся в рабство от нужды.

Не имели гражданских прав, собственности (кроме одежды и личных принадлежностей).

Использовались хозяевами как слуги и полевые работники.

Могли выкупиться, бежать или их отпускал хозяин.

«за голову боярина княжеского, или граждан именитых взыскать 80 гривен или двойную виру»

«за княжеского отрока или гридня …, за всякого людина – 40 гривен или виру»

«за холопа нет виры, но кто убил его безвинно, должен платить господину …. 5, 6, 12 гривен » (в зависимости от занятия раба).

2. Социальное расслоение

Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.

С надломом задруги и эмансипацией семьи от рода, со схожим обособлением индивида от общества и формированием территориальных общин нового типа вся социальная структура нации становится более комплексной. Постепенно оформляются различные социальные классы.

Процесс социального расслоения начался среди восточных славян задолго до формирования Киевского государства. Мы знаем, что склавены и анты в шестом веке обращали военно-пленных – даже той же расовой принадлежности – в рабов. Мы также знаем, что среди антов была аристократическая группа и что некоторые из военных вождей владели большими богатствами224. Итак, мы имеем у восточных славян элементы по крайней мере трех существующих социальных групп уже в шестом столетии: аристократия, простонародье и рабы. Подчинение некоторых из восточнославянских племен зарубежным завоевателям могло также реализовываться в политической и социальной дифференциации различных племен. Мы знаем, что восточные славяне платили дань зерном и другими сельхозпродуктами аланам, готам и мадьярам, по мере того как каждый из этих народов поочередно устанавливал контроль над частью восточнославянских племен. В то время как некоторые из славянских групп в конце концов утверждали свою независимость или автономию, другие оставались под иноземным контролем на более длительный период. Крестьянские общины, изначально зависимые от зарубежных господ, позднее признали власть местных славянских князей, но их статус не изменился, и они продолжали платить прежние повинности. Итак, установилось различие в положении разных славянских групп. Некоторые из них были самоуправляемы, другие – зависимы от князей.

Учитывая этот неординарный социальный и исторический фон, мы и должны подходить к изучению русского общества в киевский период. Можно предположить, что общество было достаточно сложным, хотя в Киевской Руси не существовало таких высоких барьеров между индивидуальными социальными группами и классами, которые существовали в феодальной Европе того же периода. В целом следует сказать, что русское общество киевского периода состояло из двух крупных групп: свободных и рабов. Подобное суждение, однако, хотя и правильно, является слишком широким, для того чтобы адекватно охарактеризовать организацию киевского общества.

Следует отметить, что среди самих свободных были различные группы: в то время как некоторые были полноправными гражданами, правовой статус других был ограничен. Фактически положение некоторых свободных классов было столь ненадежным, вследствие правовых или экономических ограничений, что некоторые из них по собственной воле предпочитали переход в рабское состояние. Итак, можно обнаружить между свободными и рабами промежуточную группу, которую можно назвать полусвободными. Более того, некоторые группы собственно свободных были в лучшем экономическом положении и лучше защищены законом, нежели другие. Соответственно, можно говорить о существовании высокопоставленного класса и среднего класса свободных в киевском обществе.

Нашим главным правовым источником для этого периода является «Русская Правда», и к этому кодексу мы должны обратиться для получения правовой терминологии, характеризующей социальные классы. В варианте «Правды» одиннадцатого столетия – так называемом «Кратком варианте» – мы обнаруживаем следующие основополагающие понятия: мужи – для высшего слоя свободных, люди – для среднего класса, смерды - для ограниченно свободных, челядь - для рабов.

В глазах законодателя человек обладал различной ценностью, в зависимости от своей классовой принадлежности. Древнерусское уголовное право не знало смертной казни. Взамен ее была система денежных платежей, налагаемая на убийцу. Последний должен был платить компенсацию родственникам убитого (известную как bot в англо-саксонском варианте) и штраф князю («bloodwite»). Эта система была общей у славян, германцев иангло-саксов в раннее средневековье.

В наиболее раннем варианте «Правды» вергельд, или плата за жизнь свободного человека, достигал 40 гривен. В «Правде» сыновей Ярослава княжьи люди (мужи )были защищены двойным штрафом в 80 гривен, в то время как штраф за людина (множественное число – люди )оставался на изначальном уровне 40 гривен. Штраф, который надлежало выплатить князю за убийство смерда устанавливался в 5 гривен – одну восьмую от нормального вергельда. Рабы, являвшиеся несвободными, не имели вергельда.

С филологической точки зрения интересно, что все вышеперечисленные термины принадлежат древнему индоевропейскому основанию225. Славянское муж (можи) связано с санскритским manuh, manusah; готским manna; немецким mann и mench. В древнерусском «муж» имеет значение «мужчина благородного происхождения», «рыцарь» и кроме того означает «муж» в семейном плане. Люди означает сообщество человеческих существ, что можно сравнить с немецким leute. Оказывается, что корень слова является тем же, что и в греческом прилагательном eleutheros («свободный»)226. Смерд может быть рассмотрен в соотнесении с персидским mard, «человек»; по-армянски звучит также mard. Исчезновение изначального "s" в комбинации «sm» не является необычным в индоевропейских языках227. Согласно Мейе, mard подчеркивает смертность человека (по контрасту с «бессмертными», т. е. богами)228. С этой точки зрения, интересно сравнить персидское mard и славянское смерть (оба слова означают «кончину»).

В социальном развитии России каждый из вышеупомянутых терминов имеет свою собственную историю. Термин «смерд» приобрел уничижительное значение в связи с глаголом «смердети», «вонять». Термин «муж» в смысле специфической социальной категории постепенно исчез, и из мужей в конечном итоге развился класс бояр. В своей уменьшительной форме термин мужик («маленький человек») применялся к крестьянам, подчиненным боярской власти. Отсюда – мужик, «крестьянин». Термин людин (в единственном числе) также исчез, за исключением комбинации простолюдин.

Множественная форма люди до сих пор используется; ей соответствует в современном русском языке слово человек, используемое лишь в единственном числе. Первая часть этого слова (чел-) представляет тот же корень, что присутствует в древнерусском слове челядь («домашние рабы»). Изначальное значение корня – «род»: сравним гальское clann и литовское keltis229.

Из книги Киевская Русь автора

2. Социальное расслоение Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.С надломом задруги и

автора Сказкин Сергей Данилович

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода Зародыши социального расслоения в среде франков-завоевателей проявляются в «Салической правде» в различных размерах вергельда разных категорий свободного населения. Для простых свободных франков он

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Социальное расслоение в среде англосаксов В первые столетия после поселения в Британии наряду с керлами у англосаксов появилась и родовая знать - эрлы, люди более богатые и влиятельные, защищенные более высоким вергельдом, чем керлы.Низший слой общества составляли рабы

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

4. Имущественное и социальное расслоение Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Расслоение пролетариата Казалось бы, в рабочем государстве данные о реальной заработной плате должны бы особенно тщательно изучаться; да и вся вообще статистика доходов по категориям населения должна бы отличаться полной прозрачностью и общедоступностью. На самом деле

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи Социальное расслоение в Корее XVII-XVIII вв. происходило путем формирования трех основных новых групп населения: крупных землевладельцев (чичжу), крестьян, имеющих землю (чонхо), и безземельных

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Социальное расслоение В этот период род все более теряет силу, а кровнородственные связи - значимость. Происходит усиление власти удельного правителя, влияния сановников, а родовая аристократия утрачивает могущество. Самостоятельной хозяйственной ячейкой становится

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Социальное расслоение Какого рода социальная организация могла сформироваться на такой экономической основе, которую мы обрисовали? Явно это общество, разделенное на классы, с интересами не только различными, но и антагонистическими. Социальное расслоение ясно

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Социальное, слишком социальное Вот для чего пришлось уточнять и самого Арнольда Тойнби: что следовало бы понимать под «западными технологиями». Для чего подчёркивал долгие исторические периоды побед европейцев, вооружённых ни на йоту не лучше азиатов. И то, что порох,

Из книги Масоны. Том 1 [большая энциклопедия] автора Коллектив авторов

Расслоение московского масонства Дальнейшая история масонства показывает, как постепенно, со смертью Шварца, наступило расслоение розенкрейцерства. Конечно, не одна смерть Шварца была тому причиной: в самом масонстве этого времени таились разлагающие начала.Основные

Из книги ВЫПУСК 2. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

3.8. Престижная экономика и социальное расслоение Как мы уже видели, появление дародачеобмена привело к возникновению своеобразного социального неравенства. Люди делились на тех, кто участвовал в этом обмене, и тех, кто в нем не принимал участия. В свою очередь участники

Из книги От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964–1994 автора Боффа Джузеппе

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Социальное расслоение Славянское общество описываемого периода находилось на стадии племенного строя. Процессы его разложения, развития собственнических отношений и формирования государства, замедленные на время гуннским нашествием, с VI в. подходят к завершающей

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Социальное расслоение Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре. С надломом задруги и

Из книги От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 автора Боффа Джузеппе

Социальное расслоение и образ жизни Происходившее, несмотря ни на что, повышение уровня жизни радикально воздействовало на образ жизни и запросы людей. В конце 50-х годов городское население численно превысило сельское. В 1972 году соотношение было, соответственно, 58% и 42%.