Болезни Военный билет Призыв

Расположение собеседника к общению. Расположение собеседников и партнеров за столом. совет: перед беседой подумайте о приятных вещах, настройтесь на позитивный лад

Как говорится, в хорошей русской пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму». И это, как-никак, абсолютно верно. В нашем обществе, внешний вид имеет большое значение. Ну а в деловой сфере - правильно подобранный имидж, просто незаменим. Ведь, по сути, деловым человеком может быть абсолютно каждый, кто в какой - то мере участвует в деловых отношениях. И все-таки, как быть деловым человеком?

Как быть деловым человеком: создаем свой имидж

Что же такое деловой имидж?

Это в первую очередь, сформировавшийся образ делового человека (внешний вид, фасон и качество одежды, определенные качества характера). Здесь, не маловажной целью становится - произвести благоприятное впечатление на окружающих, понравится не за чувство юмора и красивые глаза, а за наличие профессиональных качеств делового человека. С чего же начать?

Чтобы ответить на вопрос, как быть деловым человеком, начните с внешности. Не допускается небрежность в одежде и внешности (у женщин должен быть опрятный макияж, у мужчины полностью отсутствовать щетина на лице). Неряшливый человек, не вызовет у окружающих чувство доверия и надежности. В этом случае необходимо запомнить основные принципы выбора деловой одежды:

Грамотный подбор стиля одежды к конкретной ситуации.

Сочетание единого стиля во всех предметах одежды и выбранных аксессуарах (вряд ли спортивная обувь подойдет к строгому деловому костюму).

Минимализм в цветовой гамме одежды (яркие, броские, разноцветные костюмы желательно полностью исключить).

Конечно, женщине гораздо легче создать деловой образ, но это смотря с какой стороны посмотреть. Женщина, в отличие от мужчины, может изящным нарядом только лишь подчеркнуть свою красоту (в рамках приличия, конечно же), но вот чаще всего, прекрасная половина человечества не может поддержать равновесие между соблазнительным и деловым образом.

Во-вторых, манера общения. Главная задача – правильно определить модель поведения с людьми, и тут все зависит от конкретного случая (нельзя выбрать один стиль общения с пенсионерами и сверстниками. И одинаково вести беседу, и в мужском, и в женском коллективе.

В - третьих, категорически избегать конфликтов в общении. Конечно, порой это становится сложно, бизнес есть бизнес, и здесь необходимо учитывать интересы всех участников, но нельзя в данном случае проявлять враждебность, тем самым вы покажете себя не с лучшей стороны. Очень важно в нужный момент сделать комплимент партнеру, корректно похвалить, но не переусердствовать, соблюдая деловой этикет.

Следуя данным принципам, по созданию внешнего образа, вы сможете, без особых усилий, быть деловым человеком.

« Имидж — ничто, жажда — все», — убеждает нас известный рекламный слоган. На проверку это убеждение, конечно, работает, но далеко не всегда. Взять, например, карьеру. Первоклассные профессиональные навыки и отличные личностные качества, безусловно, очень важны для того, чтобы получить работу мечты и завоевать статус компетентного и надежного сотрудника. Но для продвижения по карьерной лестнице к заветному повышению их может оказаться недостаточно.

Карьеру в любой профессиональной области мы начинаем с позиций молодых специалистов. Со временем становимся первоклассными специалистами — за что нас уважают и ценят. Но для того, чтобы продвижение по карьерной лестнице шло успешно, необходимо сменить свой статус в глазах руководителя со «специалиста» на «профессионала». Специалист ориентирован на предмет своей работы безотносительно внешних обстоятельств. Его задача — делать свою работу хорошо. Профессионал же смотрит на ситуацию шире, чем требуют того непосредственные обязанности. Его первостепенная задача — не выполнить свою работу хорошо, а решить проблему. Для этого профессионал готов выйти за пределы своей компетенции и подтянуть, в случае необходимости, внешние ресурсы — иными словами, взять на себя административные функции. Именно профессионалы — первые кандидаты на вакантные должности руководителей рабочих групп и отделов. С реальной перспективой дорасти и до топовых руководящих позиций.

Стремясь к продвижению по карьерной лестнице, очень важно научиться производить впечатление человека, который готов на большее. Для того, чтобы стать директором по продажам, недостаточно просто хорошо продавать. Необходимо мыслить, преподносить свои мысли, выглядеть как человек, который готов на большее. И отрицать влияние имиджа на карьеру — это все равно, что ходить зимой в летней одежде. Можно замерзнуть и заболеть, а закон природы от этого не изменится. Оценивая перспективность своего сотрудника, руководство обращает внимание не только на его профессионализм, но и на личностные качества. Прежде всего на адекватность, ответственность и коммуникабельность.

Человеку от рождения дается индивидуальность, которую нередко хочется подчеркнуть. И никто не вправе запретить ему самовыражаться. Яркая индивидуальность — это замечательно! Но мало кто решится спорить с тем, что ложка хороша к обеду. Рабочая атмосфера предполагает четкое соблюдение корпоративной культуры компании и, как следствие, соблюдение дресс-кода, принятого в отрасли. В большинстве случаев, дресс-код — не досужее требование руководства. Его принципы, как правило, направлены на стремление подчеркнуть личностные качества сотрудников, которые важны в конкретной сфере бизнеса. Аккуратность и надежность в банковском деле, креативность в творческой среде. Подумай о том, какие качества личностные качества особенно ценятся в твоей отрасли. Умение человека выглядеть адекватно ситуации говорит о том, что он готов не только следовать правилам системы, но созидать ценностям, принятым в его профессиональной среде.

Умение строить успешные, эффективные коммуникации — один из важнейших навыков, которым должен обладать перспективный руководитель. Встречают, как известно, по одежке. И то, как выглядит человек, какое впечатление он производит, напрямую зависит от того, насколько эффективно он сможет вступать в общение с подчиненными и руководителями, коллегами и партнерами — и, как следствие, решать поставленные задачи. Профессионал должен уметь своим внешним видом показывать окружающим, что он с ними — «одной группы крови». Это помогает не только успешно взаимодействовать с окружением, но и создавать команду — а потом вести ее за собой.

Любой, даже самый удачный имидж необходимо регулярно подкреплять достижениями. Имидж, не подкрепленный реальными производственными успехами, может существовать очень ограниченный промежуток времени. Затем он тает так же быстро, как и снег под весенним солнцем. Профессионал должен уметь брать на себя ответственность за выполнение поставленных перед ним задач. Или сознательно мотивировать отказ от заведомо невыполнимых задач, поставленных руководством.

Впечатление о человеке формируется на основе информации, которую он сознательно или неосознанно транслирует в окружающий мир — через внешний образ, речь, манеру поведения. И не нужно быть первоклассным психологом и знатоком человеческих душ для того, чтобы по внешнему образу человека« считать» больше, чем он хотел бы о себе рассказать. 70% информации о собеседнике мы получаем на основе того, как он выглядит. 22% - из того, как он говорит. И только 8% - из того, что он говорит. Соответственно, информационным потоком можно управлять, расставляя правильные визуальные акценты.

Работая над построением имиджа профессионала важно помнить о том, что:

· Чем консервативнее работа, тем формальнее должна быть одежда . Лучше отказаться от остромодных нарядов и отдать предпочтение классическому деловому стилю. Особенно аккуратно нужно выбирать костюм для« свободной пятницы». В случае если в офисе ситуативно допускаются послабления в дресс-коде, не стоит« отрываться на полную катушку». Не один имидж деловой женщины был разрушен стремлением показать коллегам, что она может быть не только бесполым профессионалом, но и женщиной-кошкой.

· Психология цвета работает на имидж . Не секрет, что выбирая« правильные» цвета можно не только влиять на настроение окружающих, но и устанавливать дистанцию для общения. Самый« дистантный» цвет — синий. Он помогает как-бы отделиться от собеседника и подчеркнуть превосходство статуса и серьезность намерений. Не зря синие костюмы — бессменные фавориты гардеробов топ-руководителей и политиков. Синий костюм как нельзя лучше подходит для начала рабочей недели, когда нужно выглядеть особенно серьезно и целеустремленно. Серый — самый нейтральный цвет. Он хорош для середины недели или в ситуациях, когда необходимо подчеркнуть равенство с собеседником. Коричневый — самый мягкий, «уютный» цвет для базы делового гардероба. Идеально подходит для конца недели, когда можно позволить себе выглядеть чуть более расслабленно.

· Одежда — только базовый элемент имиджа . Не забывай про статусные деловые аксессуары. Функциональный смартфон, быстрый ноутбук, качественная канцелярия подчеркнут твое серьезное отношение к делу, мобильность и готовность оставаться на связи всегда.

· Для успешного продвижения в карьере необходимо работать над качеством деловых коммуникаций. Можно ставить под сомнение положение о том, что в карьере знакомства и связи решают если не все, то многое. Но история миллиардера Аристотеля Онассиса заставляет задуматься. В свое время он потратил все свои сбережения на хороший костюм и членство в престижном загородном клубе, а войдя в высшее общество, сумел воспользоваться информацией, которой охотно делились отдыхающие миллионеры. Правильное окружение — один из факторов, открывших ему путь к успеху.

· Информация, влияющая на имидж, может поступать не только напрямую от тебя, но и через третьих лиц. Позаботься о том, чтобы коллеги и партнеры отзывались о тебе в самом лучшем свете и были готовы рекомендовать сотрудничество с тобой своему окружению.

· Так называемый« средовой» имидж не менее важен, чем внешний. Позаботься о том, чтобы окружающее тебя пространство говорило о тебе как об аккуратном и ответственном человеке. Бардак на рабочем столе или вечно грязный автомобиль наводят на размышление о личностных качествах его владельца.

Соблюдай эти правила, и они обязательно помогут тебе добиться больших успехов и карьерных высот. Удачи!

Текст: Татьяна Волкова

Наиболее действенные способы расположения к себе собеседника.

В данной статье будут представлены наиболее действенные и надежные способы расположения к себе собеседника. Все они являются психологическими приемами , направленными на добродушное воздействие, которое не влечет за собой оскорбление, унижение или же подавление индивида.

Основная цель использования приведенных ниже способов – это научиться располагать к себе людей, помочь им начать доверять вам и постепенно подвести к необходимому вам поступку, действию или решению. Далее рассмотрим несколько наиболее распространенных и действенных приемов, которые наверняка позволят вам расположить к себе собеседника.

1. Просьба о помощи или одолжении.

В случае обращения за помощью или одолжением к человеку, вы даете ему понять, что если какая либо необходимость возникнет у него самого, то он смело сможет к вам обратиться. Из этого следует, что он поступит так, как хотел бы, чтобы поступили и вы в ответ на его просьбу. Оказав вам помощь один раз, человек будет гораздо более расположен к вам, чем тот, кому однажды сделали одолжение вы и он ощущает себя обязанным.

Впервые на этот психологический фактор обратил внимание . Для того, чтобы войти в контакт с человеком , настроенным к нему негативно и расположить его к себе, Франклин решил подойти к нему с просьбой дать на время очень редкую и дорогую книгу. Он сформулировал свою просьбу весьма вежливо и корректно, а еще большую вежливость высказал в благодарности за то, что человек ему не отказал. Это произвело ожидаемый эффект, и, спустя некоторое время человек, который был негативно настроен к Франклину, стал его другом. С тех пор, этот психологический прием получил название эффект Бенджамина Франклина.

2. Преувеличивайте просьбу.

Если вы хотите и в то же время подвести его к выполнению определенного действия, необходимо слегка преувеличить действительную просьбу. Суть заключается вот в чем: попросив человека о том, чего он не сможет или не захочет выполнить, вы заставите его отказать вам. Отказав, собеседник будет чувствовать себя неловко и ощущать дискомфорт, по причине того, что отказал вам в помощи. Спустя некоторые время, обратитесь с той просьбой, которая была для вас изначально интересна, и с большой вероятностью человек согласиться выполнить ее, так как будет ощущать чувство вины за предыдущий отказ.

3. Используйте имя и статус в общении.

Всемирно известный психолог давно считается профессионалом в умении , он написал множество книг на эту тему и достиг больших успехов в данной области. В своих работах он советует уделять большое внимание статусу, титулу и имени человека. Ни для кого не секрет, что каждый человек в той или иной мере любит себя и свое имя, ведь именно оно всю жизнь, как бы обозначает для человека самого себя и является наиболее благозвучным и приятным словом. И, следовательно, человек, который произносит это слово становиться приятным и положительным собеседником.

Такой же эффект оказывает и использование звания, должности или социального статуса человека. Это одна из причин, почему в структурах правопорядка, военных структурах принято использовать при обращении к старшим изначально звание, а потом, при необходимости, имя. С помощью такого оборота регулируется дисциплина и уважение к старшим по званию.

Если вы хотите дружить с человеком, чаще называйте его своим другом в разговоре. Это непременно повлияет на его отношение к вам, и ускорит установку дружеского контакта. Обращаясь к собеседнику « » или же « », значительно увеличит ваши шансы работать на него в скором времени.

4. Лесть, как способ расположить к себе людей.

Ни для кого не секрет, что лесть практически всегда имеет место в случае, если человек хочет понравиться собеседнику. Это наиболее очевидный и, на первый взгляд, надежный способ оставить положительное впечатление о себе. Однако, существует два нюанса использования инструментов лести, на которые следует обратить внимание, чтобы эффект не оказался отрицательным. Во-первых , искренность. Если собеседник почувствует, что вы говорите не искренне, то вполне возможно, он сделает вывод, что вы склонны к обману, и мнение о вас останется негативным. Во-вторых , необходимо изучить человека, которому вы льстите. Если перед вами, с высокой самооценкой, то для него лесть будет выглядеть как подтверждение собственного мнения о себе. Если же собеседник имеет заниженную самооценку, комплексы, то лесть может привести к отрицательным эмоциям, так как ваше мнение будет расходиться с его собственными взглядами. Естественно, это не значит, что такого собеседника нужно унизить – вполне подойдет легкий комплимент.

5. Используйте манеру собеседника.

Техника использования жестов, поведения и манеры ведения разговора оппонента в науке получила название мимикрия. Человек склонен использовать данную технику даже на подсознательном уровне, совершенно не стараясь скопировать чьи-либо повадки или же манеру общаться. Но многие обращаются к этим методам сознательно, с целью располагать к себе людей .

Эта техника имеет успех по той же причине, что и методика Дейла Карнеги в случаи с использованием имени, титула или социального статуса. Человек любит себя, и видеть себя со стороны доставляет ему положительные эмоции, а то, что оппонент отражает его, заставляет почувствовать себя личностью. Эти ощущения поднимают настроение человека, поэтому, даже спустя некоторое время, общение с другими людьми также принесет больше положительных эмоций для того, кто недавно общался с подражающим ему собеседником. Мы намного лучше относимся к тем, кто схож с нами, чем к нашим антиподам.

6. Усталость собеседника – как гарант обещание выполнить просьбу.

Уставший собеседник всегда будет стремиться быстрее завершить диалог и не захочет выполнять сейчас же какие-либо просьбы или же принимать решения. Человек, в случае, когда ощущает себя уставшим физически, также чувствует и моральную усталость, снижается уровень физической и психической энергии, повышается восприимчивость к чужим словам и обращениям. Из этого следует, что наиболее вероятный ответ, который вы получите на свою просьбу, от уставшего собеседника – гарантия выполнить вашу просьбу завтра. А на следующий день, так как слово было уже дано, оппонент, скорее всего, сделает то, что обещал – ведь никто из нас не хочет показать себя, как ненадежного человека, который не держит своего слова.

7. Начните с малого.

Данная методика является полностью противоположной той, которая была представлена во втором пункте. Проверка эффективности ее использования была проведена в сфере маркетинговой деятельности. Изначально маркетинговая компания обратилась к людям с просьбой выразить свою поддержку кампании по защите окружающей среды путем голосования в социальных сетях. После того, как люди поддержали эту идею, к ним обратились с просьбой купить определенный товар, гарантируя, что все средства будут направлены на реализацию этого же проекта по защите природы. И большая часть людей откликнулись и на эту просьбу, купив товар.

Этот эксперимент указывает на то, что если вы попросили человека о какой-либо мелкой услуге, и он её оказал вам, то намного вероятнее он выполнит и более весомую просьбу. Но стоит учесть, что со следующей просьбой к человеку обращаться надо не сразу же после того, как он выполнил незначительную услугу, а спустя пару дней.

8. Выслушайте собеседника.

Довольно часто встречаются ситуации, когда человек, не дослушав своего оппонента, перебивает его и начинает доказывать, что тот не прав. Конечно же, такое поведение не только не располагает собеседника, но и заставляет его вступать с вами в спор, что вполне вероятно, дальше может перерасти в крупную ссору. , вступая с ними в ссору и показывая неуважение к их мнению? Такая ситуация скорее будет иметь обратный эффект и вы расстанетесь с собеседником врагами. Поэтому в первую очередь, необходимо дослушать собеседника до конца, даже если вы не разделяете его точки зрения, задавайте интересующие вас вопросы, старайтесь понять и прочувствовать идею собеседника. Ведь что-то же заставило его думать именно так. Возможно, вы найдете схожие позиции, или же выделите для себя те моменты рассуждения собеседника, которые вам близки и ясны. Не начинайте сразу переубеждать – изначально согласитесь с оппонентом, людям интереснее вести диалог с теми, кто поддерживает их идею.

9. Используйте фразы собеседника

Методика рефлективного слушания часто используется как в повседневном общении, так и в практической психологии. Часто, когда психотерапевт старается расположить к себе пациента и установить с ним связь, он обращается именно к методике рефлекторного слушания. Пациент начинает больше рассказывать о себе, охотнее делится своими переживаниями, что позволяет сделать его лечение более эффективным. Такая методика заключается в том, чтобы выслушав внимательно собеседника, выбрать какую-либо фразу из его разговора и перефразировав, возможно выстроив в вопрос, повторить снова, обращая ее к нему.

Психология человека такова, что услышав от вас такой вопрос или же просто повтор его фразы, он сделает вывод, что вы внимательно слушаете его, заинтересованы в диалоге, а, следовательно, начнет больше доверять вам и прислушиваться к вашим советам и вашему мнению в целом.

10. Подтверждайте правоту.

Каждый собеседник заинтересован в том, чтоб оппонент был согласен с его мнением и старается убедить его в своей правоте. Хотите расположить к себе собеседника – кивайте в то время, как слушаете его. Люди на уровне подсознания воспринимают кивание – как поддержку идеи и согласие с ней, так человек будет видеть, что вы поддерживаете его мнение. Если человек видит, что на протяжении всего диалога вы были с ним согласны, то после это облегчит вам задачу переубедить его и поверить в правильность вашей точки зрения.

Для того чтобы правильно подобрать способы расположения к себе собеседника, необходимо в первую очередь понять, какой человек находится перед вами, его основные психологические особенности и черты характера, и, только сделав определенные выводы, следует использовать психологические инструменты воздействия.

Напоследок видео, для закрепления основных способов расположения к себе собеседника:

4.1. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА Д Зачем это нужно

Первая задача деловой беседы - расположить к себе собеседника [см. 2-4]. Это вытекает, в частности, из правил науки убеждать (см. гл. 1): в силу седьмого правила на убедительность аргументов в значительной степени влияет, нравится собеседнику сам убеждающий или нет, ибо одни и те же аргументы у приятного собеседника воспринимаются как более убедительные, у неприятного - как менее убедительные.

О Барьеры общения

Наибольшее расположение собеседников друг к другу возникает при наличии духовной близости, ценностно-ориентационном единстве, общности позиций и интересов.

Однако на пути такого взаимопонимания лежат барьеры общения, защитные стереотипы, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга и по достоинству оценить.

Преодолеть эти барьеры и помогают приемы, описанию которых посвящена эта глава. 126

? Что для этого нужно

Думается, каждый образованный человек может назвать, что для этого нужно: быть прежде всего хорошим слушателем, проявить уважительное отношение к собеседнику, хорошо знать обсуждаемый вопрос, быть дружелюбным, уметь вызвать положительные эмоции, понравиться внешним видом и манерами, соблюдать правила этики и т.д.

Однако все не так просто, как кажется. И проявляется это при попытке реализовать эти намерения на практике. Потерпев фиаско, часто ищут причину не в своих неумелых, беспомощных действиях, а в личности собеседника, считая, что задача была изначально неразрешимой из-за отрицательных черт характера собеседника. Беседы с такими неудачниками показали, что, владея общими установками, они и не знают, как их реализовать. В то же время можно насчитать (по крайней мере в этой главе) около двух десятков конкретных приемов, из которых слагается умение расположить к себе собеседника.

Вербальные и невербальные средства

Латинское слово "verbalis" означает "устный, словесный". К вербальным средствам относятся прежде всего приемы убеждения, рассмотренные нами в первой главе. Действительно, убедительный своей аргументацией собеседник вызывает уважение и расположение к себе.

К вербальным средствам относятся также: рефлексивное слушание (см. о нем ниже) и комплименты - явные и скрытые.

К невербальным средствам можно отнести: нерефлексивное слушание, визуальный контакт, позы и жесты, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, паузы, ведение записей (во время деловой беседы), улыбка.

Особенно эти приемы эффективны в комплексе, тогда они, дополняя, усиливают друг друга.

Психологической основой расположения одного человека к другому является потребность каждого человека в положительных эмоциях. В благодарность за удовлетворение этой важнейшей человеческой потребности люди отвечают расположением к тому, кто вызвал положительные эмоции.

Познакомимся с этими приемами подробнее.

4.2. БУДЬТЕ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ

СЭ Почему мы плохие слушатели

Когда провели опрос на тему: "Что такое хороший собеседник?", то подавляющее большинство ответивших поставили на первое место умение собеседника слушать.

И это не случайно. Большинство из нас - плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание - это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит. 128

Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость "говорения" в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.

Как иногда бывает

И.Атватер приводит следующий занимательный случай. Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице бодрым светским тоном: "Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа". - "О, как тебе повезло, дорогая!" - последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни.

Мужчины и женщины

Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре же мужчины и женщины мужчина перебивает ее почти в 2 раза чаще . В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора, бывшее в момент, когда ее перебили.

Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора. Мужчина обычно слушает внимательно женщину только 10-15 секунд, после чего начинает "слушать" себя и искать, что бы сказать самому (см. там же).

Таким образом, если говорить обобщенно, в целом мужчины менее внимательные слушатели, нежели женщины. В каждом же конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участника разговора.

Будьте краткими

Чтобы слушать, нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами "ничего интересного я не услышу". Такой вывод мы стремимся


сделать побыстрее, ибо он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых, - быть кратким.

Эффективные приемы слушания

-> Самый главный из них - так называемое "активное слушание". Оно состоит в том, что Вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга. Внешним

130проявлением этого являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, ибо свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и полном взаимопонимании.

-> Второй прием - задавать уточняющие вопросы. Это оживляет слушание, а сам процесс их формулирования - дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.

-» Третий прием - активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу обычно непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Этой позой не только облегчается слушание, но и демонстрируется заинтересованность, что так важно для говорящего.

Способствует слушанию и обмен взглядами с говорящим, о чем мы поговорим ниже.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Латинское слово "reflexus" означает "отраженный".

Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Нерефлексивное слушание полезно в ситуациях, когда собеседник:

горит желанием высказаться;

хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит;

испытывает трудности в выражении своих мыслей и проблем;

является человеком, занимающим более высокое положение.

Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника. Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:

предубеждения (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);

многозначность большинства слов (их можно понять по-разному, в зависимости от предварительного ожидания или установки);

неумение точно сформулировать мысль;

"закодированное^" значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы кого-то не обидеть или чтобы они были понятны только тому, кому они адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения;

говорящий далеко не всегда начинает с главного, "ходит вокруг да около"; когда же приходит к главному - слушатель уже потерял интерес к сообщению.

Виды рефлексивного слушания:

-» выяснение ("Что Вы имеете в виду?", "Уточните, пожалуйста" и т.д.);

перефразирование ("Другими словами...", "По Вашему мнению", "Как я понимаю, Вы говорите о..." и т.д.);

_» отражение чувств ("Вероятно, Вы чувствуете...", "Вижу, что Вы этим очень расстроены" и т.п.);

-> резюмирование ("Если подытожить все сказанное, то...").

С\ Роль записей

Во время деловой беседы принято делать записи. Это не только привязывает к процессу слушания, но и является необходимым элементом деловой культуры. В менеджменте [см., например, 2, с. 170-172] есть соответствующие афоризмы на этот счет:

-> Блокнот для делового человека, это все равно, что сеть для рыбака".

-» "Не записанное на бумаге - это пустые мечтания".

И это не случайно:

-> мы забываем 90 % того, что слышим, 50% того, что видим, и только 10 % того, что делаем. Записывая, мы и видим и делаем, то есть лучше запоминаем.

Но даже и это не страхует от забывчивости: сколько раз, читая свои старые записи, мы воспринимаем их содержание как абсолютно незнакомое.

Поэтому в управленческой культуре стало аксиомой делать записи во время деловой беседы. А отклонение от этого правила воспринимается уже как неуважение к собеседнику: значит, в его словах нет ничего ценного.

л в редные привычки

Кроме объективных, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение откинувшись на спинку стула, мягкое сиденье.

Очень мешает попытка делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это вредная привычка, ибо отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать о чем-то другом.



4.3. СКРЫТЫЕ КОМПЛИМЕНТЫ

Всякое проявление интереса к собеседнику

является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Важно, однако, чтобы интерес этот был искренним. Притворный интерес легко разоблачается и последствия этого - самые неприятные.

Чтобы интерес был действительно искренним, найдите в человеке то, что Вам на самом деле по- человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был. И тогда Ваш интерес будет неподдельным.

Начинайте с того, что интересует

собеседника

Каждый из нас с удовольствием говорит о себе, о своих делах. Используйте это, заведите разговор о том, что интересно собеседнику, о нем, о его проблемах.

Посмотрите на интересующий Вас вопрос глазами собеседника и подайте вопрос так, чтобы он отвечал каким-то его интересам.

Многие выдающиеся люди (Ф.Рузвельт, например), чтобы поддержать разговор с собеседником по интересующему того вопросу специально готовились: наводили справки о его интересах и увлечениях, читали соответствующую литературу.

Улыбнитесь человеку

Улыбнитесь не просто сами по себе, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Все мы слышали про улыбки ценою в миллион долларов и про людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.

Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка - это действие, означающее "Я к Вам хорошо отношусь, Вы мне нравитесь, мне хорошо с Вами, я рад(а) Вам". Все это очень приятно сознавать и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное такое же расположение.

Врачи знают о так называемом "лейкоцитозе улыбки": когда человек улыбается, состав его крови улучшается. Улыбка - это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, ибо подсознательно надеются, что и на них сойдет благодать.

Во многих странах служащие обязаны улыбнуться посетителю; тот, кто с этим встречался, подтвердит, что это очень облегчает решение вопросов. Нередко в офисах висят таблички, обращенные и к клиентам: "Улыбайтесь!"

Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов. Теперь этому учатся и деловые люди. Оказавшись, например, в США,

Вы будете приятно поражены тем, что, разговаривая с Вами, партнеры обязательно Вам улыбаются, причем улыбкой щирокой, дружелюбной, вызывающей расположение.

Как "сделать" хорошую улыбку

Не всякому нравится его собственная улыбка. Не вс^м Господь дал улыбку в миллион долларов. Как правило, ничего не приходит само по себе, за все надо платить. Не зря же говорится: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Нам приходится многому учиться, почему бы не поучиться хорошей улыбке?

Находясь перед зеркалом, заставьте себя засмеяться. Не очень получилось? Тогда покажите себе язык. Засмеялись? А теперь "запомните" мышцами лица это состояние и постарайтесь его повторить.

Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях. "Его пример другим



наука!" Этой наукой всерьез занимаются в школах бизнеса. Созданы, в частности, специальные зеркальные карточки с изображением улыбки, которую обучающиеся, глядя в свое отражение, пытаются воспроизвести.

Одна из женских проблем

Уделим внимание прекрасному полу. Дело в том, что многие женщины стараются не улыбаться, так как, по их мнению, улыбчивость приводит к появлению морщин. Это заблуждение было опровергнуто недавними исследованиями, раскрывшими механизм образования морщин. Оказалось, что при улыбке тренируются как раз те группы мышц, которые препятствуют образованию морщин.

Наблюдением установлено, что хмурые лица старятся быстрее. У хмурых людей и настроение хмурое, что старит само по себе, да и расположения со стороны окружающих меньше.

Чаще произносите имя

Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, мы непроизвольно и довольно часто произносим его имя.

Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.

Произносить имя - означает проявить уважение к человеку. Многие преуспевающие люди помнят огромное количество имен, ибо то, что запомнил имя (особенно после давнишнего и непродолжительного разговора), - это своеобразный комплимент.

Чтобы помнить большое количество имен, деловые люди выработали надежное средство: они регулярно просматривают записи с именами тех, с кем недавно познакомились. Если нет времени сделать это днем, приходится делать вечером, лучше всего незадолго до сна. Приятней, конечно, почитать на ночь что-нибудь более увлекательное, но искусство (в том числе и общения) требует жертв.

Четыре приема запомнить имя Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:

О сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: "Очень приятно, Иван Васильевич";



© ассоциировать с именами-отчествами известных Вам людей или исторических личностей. Такая визуальная ассоциация помогает даже тогда, когда Вам приходится взять имя одного персонажа, а отчество - другого;

© проговорить имя-отчество несколько раз про себя, если вслух не удается сказать;

О сделать себе установку на запоминание име- ни-отчества.

4.4. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Невербальные средства уже рассматривались нами. Это нерефлексивное слушание и все, что связано с умением слушать, а также улыбка. Они являются основными, но не исчерпывающими в перечне средств, помогающих расположить к себе собеседника, в чем нетрудно убедиться из дальнейшего.

Визуальный контакт

Он является исключительно важной частью общения. Глядя на говорящего, слушатель, во-пер- вых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует слушанию.

Исключение составляют обсуждения неприятных вопросов: здесь следует воздерживаться от визуального контакта, что является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. И наоборот, настойчивый взгляд в этом случае воспринимается как вмешательство в переживания человека.

Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или желание смутить. Особенно это касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40 %).

Встреча взглядами обычно длится несколько секунд - этого вполне достаточно для взаимопонимания.

Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. По-видимому, это проявление большего внимания их к самому процессу общения и к деталям - к тому, что мужчины считают мелочами, недостойными внимания. Мужской рационализм в данном случае является помехой общению.

Замечено, что дольше взгляд задерживают на тех, кем восхищаются или с кем установились близкие доверительные отношения.

По взглядам можно судить, в какой стадии находится беседа. Когда говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд - это означает, что мысль его еще не закончена. Когда остановил свою речь и прямо посмотрел в глаза слушателя - это значит, что он закончил, теперь очередь за собеседником.

Встреча с Р.Кеннеди

Мой давний знакомый, делясь впечатлениями от первого посещения США, как об одном из самых сильных впечатлений рассказал о следующем.

На одном из приемов ему довелось быть представленным сенатору Роберту Кеннеди. Тот так внимательно посмотрел в глаза в момент рукопожатия, что этот взгляд запомнился как взгляд человека, которому ты интересен, и он хочет тебя запечатлеть в своей памяти надолго.

Рассказчик не скрывал, что ему это было очень приятно, и с тех пор он с большим участием следил за деятельностью представителей семейства Кеннеди.

Позы и жесты

Они играют важную роль в создании атмосферы беседы. Слегка наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более разваливается на сиденьи.

Поза непринужденная предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру.

Не скрещенные руки и ноги во время разговора свидетельствуют об открытости, доверии, а скрещенные означают защиту, оборону. Руки, закинутые за голову, означают позицию превосходства. Стоящий подбоченясь выражает решимость - либо приступить к делу, либо не повиноваться собеседнику.

Значение других распространенных жестов и поз описано нами в главе 1. Все их надо учитывать для достижения цели беседы.

Особенно хочется сказать о кивании головой во время слушания. Это движение благотворно действует на говорящего, ибо в большинстве случаев кивок означает согласие, одобрение. Но даже если этого нет, то кивок означает, по крайней мере: "Я Вас понимаю, пожалуйста, продолжайте".

Замечено, что говорящий больше обращается к тем из слушателей, кто кивает.

Отзеркаливание

Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Это как бы последний аккорд в полном соединении личностей. Позы и жесты эти обычно дружественные. Установлено, что принятие собеседником отличающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания. Поэтому желающему добиться расположения рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные. Встретившись с недружественными позами, жестами, следует как-то отвлечь от них. Например, собеседник скрестил руки (сцепил пальцы, держит руки в карманах, размахивает сжатым кулаком и тому подобные отрицательные жесты) - дайте ему документ, который иллюстрирует Ваши слова. Это отвлечет его от отрицательных невербальных проявлений.



Взаимное расположение в пространстве

Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Таким образом, подобное расположение ассоциируется с благорасположением беседующих.

При официальных переговорах, при приеме посетителей более естественно положение напротив друг друга.

В зависимости от пола предпочтения таковы: женщины чаще предпочитают разговаривать, находясь сбоку, мужчины напротив друг друга.

Межличностное расстояние

Более заинтересованные садятся поближе к собеседнику, менее заинтересованные - подальше. Однако слишком близкое расположение (до 0,5 м) воспринимается как интимное; расстояние от 0,5 до 1,2 м - для разговора друзей; "социальное" расстояние - 1,2-3,7 м - для деловых отношений; "публичное" расстояние (более 3,7 м) - для того, чтобы обменяться в лучшем случае несколькими словами.

Обычно человек интуитивно располагается на соответствующем расстоянии. Однако некоторая корректировка его с учетом вышесказанного позволит использовать и этот ресурс, ведь нужно думать не только о своем удобстве, но и об удобстве партнера, и о придании разговору нужной тональности.

Женщинам комфортнее несколько более близкое расположение собеседников, чем мужчинам. Люди пожилые и дети также предпочитают держаться поближе, нежели люди средних лет, молодежь, подростки.

Собеседникам равного статуса комфортно более близкое расположение по сравнению со случаем, когда разговариваем с лицом более высокого положения.

Паузы

Паузы в разговоре совершенно необходимы, не нужно их бояться. Они позволяют собеседникам обдумать услышанное и предоставляют каждому решить, кому лучше высказаться. Пауза в речи позволяет подчеркнуть значимость высказанной мысли. Главное, чтобы продолжительность паузы не превышала 5-6 секунд, иначе она станет тягостной.

Гимн паузе как сильнейшему выразительному средству воздействия на собеседника читатель может услышать из уст главной героини романа С.Моэма "Театр", к которому мы с удовольствием отсылаем читателя.



Внешний вид

Не зря говорят - "встречают по одежке". Первое впечатление обычно влияет на все последующее восприятие, и именно внешний вид - первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече.

80 % визуальной информации о человеке получают, видя его лицо. Всякий сразу отметит, чисто ли выбрит мужчина, продумана ли косметика у женщины, как причесан собеседник, какие запахи он источает.

Плохое впечатление производит любая неопрятность во внешнем виде. Мятый костюм, грязные, или давно нечищенные, или стоптанные ботинки. Старомодный костюм, обувь или галстук также понижают имидж, ибо могут служить указанием на невосприимчивость ко всему новому. Все эти недостатки мигом отмечают женщины: мужчины менее к ним чувствительны, но подсознательно это отрицательно влияет и на их мнение о собеседнике.

Определенные ассоциации вызывает человек, носящий очки. В сознании большинства сложился стереотип, что человек в очках (обычных, не затемненных), возможно, более начитан и, следовательно, более образован, что способствует положительному восприятию.

Наоборот, темные очки во время беседы могут раздражать собеседника, ибо мешают видеть глаза, что затрудняет полноценное общение.

Пунктуальность

"Точность - вежливость королей" - этот афоризм как нельзя лучше раскрывает роль пунктуальности. Нет ничего хуже, чем опоздать к началу встречи. Еще великий Шекспир сказал: "Лучше прийти на 2 часа раньше, чем опоздать хотя бы на 2 минуты". Справедливость этого легко понять, если речь идет об опоздании на поезд. Но отношения между людьми не менее важны, чем потери от сорвавшейся поездки.

К сожалению, в нашем обществе опоздания - повсеместное явление. Но организованность - важнейшее условие успеха в жизни любого человека, поэтому стоит ее развивать. Узнать свои резервы в этом плане поможет помещенный в главе 7 тест "Организованный ли Вы человек?"

? Не беритесь советовать...

Пока об этом Вас не попросят. Не зря по поводу советов есть множество шуток типа: "Легче дать 100 советов, чем выполнить один из них"; "К этим бы советам, да еще совет, как их выполнить"; "Кто умеет делать, тот делает, а кто не умеет - тот учит".

Такое отношение объясняется тем, что совет есть пристройка сверху, позиция "Родитель" (см. главу 3). Но пристройка сверху - это конфликто- ген (см. главы 1, 2), а конфликтоген разрушает доброжелательность общения.

В тех случаях, когда у Вас действительно просят совета, нужно быть крайне осмотрительным, ибо плохой совет может навсегда испортить отношения. Однако нередко люди спрашивают совета только чтобы утвердиться в уже выбранном решении. Поэтому, прежде чем советовать, необходимо получше разобраться в ситуации, для чего целесообразно применить приемы рефлексивного слушания.

сз Не перебивайте собеседника

Большинство из нас грешит этим недостатком. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Руководители перебивают чаще - и не только в общении с подчиненными, айв быту. Внимательно слушая, мы как бы отдаем приоритет мыслям говорящего перед своими (скрытый комплимент). Наоборот, перебивая, мы как бы говорим: "Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю".

Если все же перебить пришлось, то помогите затем восстановить ход мыслей собеседника, прерванный Вами.

4.5. ИСКУССТВО КОМПЛИМЕНТА

О Универсальный прием

Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда

удается расположить к себе собеседника, -

это сказать ему хороший комплимент.

Принято делать комплименты женщинам, ибо им это нравится. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть!) любят все, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Такая слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека - потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником.

Речь идет, конечно же, о настоящих комплиментах, но ни в коем случае не о пародиях на них.

д что такое комплимент

Разобраться в том, что такое хороший комплимент, поможет, прежде всего, точное определение этого понятия.

* Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе.

Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: " Тебе очень идет этот цвет" (комплимент) и " Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Хотя есть люди, которым и лесть по душе. Впрочем, многих лесть отталкивает.

Поэтому, особенно в деловом общении, явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.

Слова "Не люблю комплиментов! " относятся не к комплиментам, а к пародиям на них, к лести. Известно, что плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею. В этой главе будут сформулированы правила, выполнение которых обеспечит успех комплимента.

Комплимент и похвала не одно и то же. При похвале осуществляется так называемая пристройка сверху (см. 3.2). Действительно, похвала - это положительная оценка. Ясно, что оценку нижестоящему производит вышестоящее лицо (старший по должности или положению), а не наоборот.

При комплименте же в отличие от похвалы происходит пристройка снизу, собеседник как бы возвышается вами над собой.

? Самый эффективный комплимент

Из предыдущего следует, что самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне антикомплимента себе, ибо пристройка снизу делается более ощутимой, если, возвышая другого, мы дополнительно обращаем внимание на свой неуспех.

Пример. Один начальник отдела говорит другому: "Как тебе удается говорить с шефом? Я вчера час его уговаривал и все без толку, а ты за пять минут тот же вопрос решил". Хороший комплимент коллеге на фоне антикомплимента себе.

Взаимное расположение собеседников

То, под каким углом стоят люди по отношению друг к другу, дает информацию об их отношениях и взаимоотношениях.

Когда тела двух человек во время общения развернуты по направлению к воображаемой вершине треугольника, то такая поза является невербальным приглашением третьему человеку – открытая позиция, такой угол указывает на непринужденный характер беседы. Если в компанию принимается четвертый человек, то образуется квадрат, а если пятый, то формируются два треугольника или круг. Когда требуется установить отношения собственности или интимности, то угол между телами уменьшается до нуля градусов – закрытая позиция. Закрытая позиция может также применяться для выражения невербального вызова враждебно настроенных друг к другу людей.

Чаще всего при общении врача с пациентами присутствует стол. От расположения собеседников за столом зависит характер беседы. Угловое расположение (стул расположен сбоку от стола) характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседников. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Позиция делового взаимодействия за столом, рядом с собеседником – позиция предъявления, обсуждения и выработки общих решений. Положение за столом друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества.

Если во время разговора говорящий наклоняется к слушающему, это показывает его заинтересованность, а также служит знаком внимания, воспринимается как любезность. Откидывается назад человек, который думает о своем, утратив интерес к беседе, или внутренне возражает. Поэтому мы чувствуем себя неловко с тем, кто при общении с нами откидывается назад или разваливается в кресле.

Мимика

Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие состояние и чувства человека. Различают мимику верхней части лица и мимику нижней части лица. Многочисленные эксперименты показали, что верхняя часть лица контролируется лучше, чем нижняя. Поэтому мимика нижней части лица более информативна, точнее передает состояние и настроение человека. Особенно выразительны губы. Уголки рта – показатель жизненного тонуса. Уголки рта, опущенные вниз, указывают на пониженное настроение. При хорошем самочувствии и настроении, высоком жизненном тонусе, линия рта прямая. Чрезмерная улыбчивость часто выражает потребность в одобрении и зависимость от окружающих. Лобная мышца – мышца внимания и настороженности. Она задействована при опасности, в ситуации обострения взаимоотношений, часто связана с проявлением агрессивных тенденций. Горе, забота, страдание дают комбинацию вертикальных и горизонтальных морщин, которое обуславливает косое, диагональное расположение бровей.

Р.Розенталь показал, что распознать эмоции легче по выражению лица, чем по тону голоса. Известно, что лицо человека несимметрично. Если вертикально разрезать фотографию, приставить половинки к зеркалу и сравнить, то мы увидим… два различных лица! Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне, которую контролирует правое полушарие мозга, отвечающее именно за эмоции. Поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на наши слова и есть возможность при необходимости не выдать свои настоящие чувства.

Сигналы глаз

Взгляд – ключевой элемент невербальной коммуникации. Как правило, именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке или о желании в свою очередь взять слово (если только он не выражает страх или чувство вины).

Функции взгляда, также как и все невербальное поведение, зависят от типа культуры. Так, в африканских странах и на Востоке опускание глаз слушателем перед говорящим служит знаком уважения к последнему.

В лице партнера при общении нас больше всего привлекают глаза: в глаза мы смотрим чаще, чем на другие части лица. Люди смотрят друг на друга от 30% до 60% времени беседы. В эксперименте установлено, что если человек смотрит на партнера по общению более 2/3 времени, то он больше заинтересован в самом собеседнике, чем в том, что он говорит. Это может означать или интерес и привлекательность (зрачки расширены), или враждебность (зрачки сужены).

Но люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы взгляд не был понят как выражение враждебности.

Все люди больше склонны смотреть на тех, с кем у них близкие отношения, а также на тех, кем они восхищаются. В группе больше всего смотрят на лидера.