Болезни Военный билет Призыв

Психологические притчи и сказки для подростков. Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях. Обстоятельства, меняющие людей

Притчи и сказки – это потрясающее средство передать то, что хочет сказать нам жизнь! Любовь к жизни, доверие к себе, доброе и активное отношение к окружающим – вот основные уроки притч и сказок.

Они в простой и доступной форме помогают людям справиться с затруднительными ситуациями – проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка или притча могут помочь определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки или притчи на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения невротических расстройств и соматических заболеваний.

Притчи и сказки в простой и доступной форме напоминают нам о великой любви Бога к своим созданиям, о бессмертии человеческой души и обо всем том, что придает смысл нашему существованию на планете Земля.

Притча о гальке

Трое кочевников устраивались на ночлег в пустыне, как вдруг небо озарилось волшебным светом, и раздался голос Бога:
- Идите в пустыню. Соберите столько гальки и камешков, сколько сможете. И завтра вы будете восхищены.
И все. Свет померк, и наступила полная тишина. Кочевники были в ярости.
- Что это за бог? – говорили они. – Он предлагает нам собирать мусор?! Настоящий бог сказал бы нам, как уничтожить бедность и страдание. Он дал бы нам ключ к успеху и научил, как предотвратить войны. Он открыл бы нам великие тайны.
Но все же кочевники отправились в пустыню и собрали несколько камешков. Небрежно бросив их на дно дорожных сумок. А потом отправились спать. Утром они двинулись в путь. Не сразу один из них заметил что-то странное в своей сумке. Он запустил туда руку, и в ладони его оказался – нет, не бесполезный камень! – великолепный бриллиант. Кочевники стали доставать другие камешки и обнаружили. Что все они превратились в бриллианты. Они были в восторге – пока не осознали, как мало камней они насобирали прошлым вечером.

Притча о кремне и огниве

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил обидчика:
- С чего ты так набросился на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь меня, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
- Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Притча о трех каменщиках

Случилось это в средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил рассказать о его работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и бью по ней резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, - сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я бью по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, - ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил каменщик.
Монах удалился.
На следующий день он пришел к ним опять и предложил третьему каменщику стать вместо него руководителем работ.

Леонардо да Винчи

Притча о трех мудрецах

Три мудреца спорили о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:
- Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них.
- С этим невозможно согласиться, - сказал другой, - человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и что умею сейчас, - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше.
- Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего ещё нет, и независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем.
И долго ещё спорили мудрецы, наслаждаясь неспешной беседой.

Притча о мастере и юном ученике

К одному известному Мастеру восточных единоборств пришел ученик и сказал:
- Учитель, я хочу научиться всем приемам боя, какие только существуют.
- Хорошо! – ответил Мастер.
Многие годы ученик тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. И настал день, когда ученик спросил:
- Учитель, есть ещё какие-то приемы, которыми я не владею?
- Нет, - ответил тот. – Ты знаешь все приемы на свете.
От этих слов молодой боец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший в стране и мог бы даже победить своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок.
Ученик наносил удар за ударом, но ни один из них не достигал цели. Тут Мастер сделал едва заметное движение, и ученик оказался лежащим на земле.
- Как же так? – спросил он, с трудом вставая. – Ты же сказал, что я изучил все приемы, какие только есть?Б
.Да, ты изучил все приемы, как и хотел. Но ты не просил научить тебя всему остальному!

Притча о пастухе, который не побоялся попробовать

У одного халифа умер визирь. Тогда халиф решил провести конкурс среди претендентов на вакантное место. Он объявил, что визирем станет тот, кто сумеет открыть каменную дверь в дворцовом саду.

Многие пришли к этой двери, но стоило им увидеть ее, как у них пропадало всякое желание пытаться что-то с ней делать. Ведь дверь оказалась заперта на огромный замок, а кроме того, она была настолько тяжелой, что казалось: она буквально вросла в землю. Открыть ее было совершенно невозможно. Мимо сада шел пастух. Увидев толпу мужчин, что-то шумно обсуждавших, пастух решил выяснить, что тут происходит. Ему объяснили.

И халиф назначил пастуха визирем, потому что тот не побоялся попробовать.

Притча о весенней луже

Устала Весенняя лужа отражать людей. Решила сама в них отражаться.
Идет один человек, говорит: «Какая большая и грязная лужа».
Бежит девочка: засмотрелась на опрокинутые вершины деревьев, чуть сама в лужу не упала.
Гуляют вечером влюбленные, смотрят – лужа вся в звездах.
«Сколько же у меня отражений, - думает Весенняя лужа. - И все такие разные...»

В. Кротов

Притча о глотке воздуха

Однажды пришел к учителю ученик и попросил:
- Учитель, я хочу реализации и постижения истины.
- Подожди, - сказал ему учитель, - пройдет время и это произойдет с тобой.
- Нет, - сказал ученик, - я хочу, чтобы ты показал мне, где Истина, я хочу немедленно реализоваться.
И так продолжалось долгое время, Ученик продолжал приставать к нему с такими просьбами, и тогда однажды Учитель повел его к реке.
Когда они вошли в воду, Учитель схватил ученика за голову и погрузил её в воду, и долго держал её там. Когда он отпустил, ученик со слезами выскочил из воды.
- Ну, что ты чувствовал? – спросил Учитель.
Тот вскричал:
- Ещё мгновение, и я бы умер!
- Для того, чтобы найти Истину и реализоваться, нужно хотеть этого как глоток воздуха, так, как будто ещё мгновение, и ты бы умер.

Притча о тяжелой ноше

У одного странника была привычка брать какой-нибудь сувенир с того места, где с ним приключилось несчастье. Его путь был дальним, и мешок, в котором он нес все эти сувениры, становился всё тяжелее, а боль в плечах – все нестерпимее. Однажды на пересечении дорог он встретил бродячих артистов. Те спросили странника, почему у него такой тяжелый мешок. Он достал из мешка один сувенир и поведал историю, связанную с ним. На актеров снизошло вдохновение, и они тут же представили эту историю в драматической манере. Вскоре странник и сам включился в представление, играя самого себя в драме своей жизни.

Когда все представления, связанные с каждым из сувениров, были разыграны, бродячие актеры предложили сложить из них монумент трудностям, встретившимся страннику в пути. Скоро памятник был готов, и путешественник понял, что может оставить его здесь как символ своей свободы.

Поблагодарив актеров, странник продолжил свой путь, ощущая внутри себя какой-то особенный свет, ибо он сбросил огромную ношу со своих плеч.

По П.Ф.Келлерману

Притча о саде на крыше

Летней ночью на крыше спали все члены семьи. Мать видела, как её сын и невестка, которую она вынуждена была терпеть против своей воли, спали, тесно прижавшись друг к другу.
- Как это можно в такую жару так тесно прижиматься друг к другу? Это вредно для здоровья, - сказала мать.
В другом углу сада спала её дочь с любимым зятем. Они лежали на расстоянии одного шага друг от друга. Мать заботливо разбудила обоих и прошептала:
-Почему в такой холод вы лежите врозь, вместо того, чтобы согревать друг друга?
Эти слова услышала «нелюбимая» невестка, Она встала и громко, как молитву, произнесла:
- Сколь всемогущ Бог! На крыше один сад, а какой разный в нем климат!
Притча о пастухе, который не побоялся попробовать
У одного халифа умер визирь. Тогда халиф решил провести конкурс среди претендентов на вакантное место. Он объявил, что визирем станет тот, кто сумеет открыть каменную дверь в дворцовом саду.
Многие пришли к этой двери, но стоило им увидеть ее, как у них пропадало всякое желание пытаться что-то с ней делать. Ведь дверь оказалась заперта на огромный замок, а кроме того, она была настолько тяжелой, что казалось: она буквально вросла в землю. Открыть ее было совершенно невозможно. Мимо сада шел пастух. Увидев толпу мужчин, что-то шумно обсуждавших, пастух решил выяснить, что тут происходит. Ему объяснили.
Тогда пастух подошел к двери, внимательно осмотрел ее. Потом взял в руки замок, который неожиданно сам собой раскрылся, надавил на дверь… И, о чудо! Дверь легко отворилась. Оказалось, что петли её были тщательно смазаны, и невозможность её открыть была только иллюзией.
И халиф назначил пастуха визирем, потому что тот не побоялся попробовать.

Притча - "Большая пушистая гусеница"

Лес кишел жизнью, и под листвой, устилавшей землю, большая пушистая гусеница обращалась к группе своих соплеменников-последователей. В общине гусениц менялось немногое. Обязанностью большой пушистой гусеницы было следить за тем, чтобы в общине уважали и поддерживали старые обычаи. Ведь они были священными.

Говорят, - произнесла большая пушистая гусеница в перерыве между пережевыванием очередных порций неизменного листа, - что существует дух леса, который всем гусеницам дарует что-то новое и чудесное. - Чавк-чавк. -Я решила встретиться с этим духом, а потом рассказать вам, чего от нас ждут.
- Где ты найдешь этого духа? - спросил один из последователей.
- Он явится мне, - сказала пушистая гусеница, - вы же знаете, что мы не можем ползать далеко. За рощей нет пищи. А
без пищи никак нельзя. - Чавк-чавк.

Итак, когда последователи разошлись, она громко позвала лесного духа, и вскоре великий дух бесшумно спустился к ней. Дух леса был прекрасен, но она не могла его толком увидеть, так как, насколько известно, гусеница так и не покинула свое уютное обиталище из листьев.

Я не вижу твоего лица, - сказала
большая гусеница. - Поднимись чуть выше, - мягко ответил лесной дух. - Я здесь, и ты можешь увидеть меня.
Но гусеница не сдвинулась с места. В конце концов, она была дома, а дух леса был здесь гостем.
- Нет, спасибо, - сказала пушистая гусеница. - Сейчас не могу. Расскажи мне об удивительном чуде, которое, как я слышала, может произойти только с гусеницами - не с муравьями или сороконожками, а только с гусеницами.
- Это правда, - сказал лесной дух. - Вы заслужили удивительный дар. И если ты решишь, что он тебе нужен, я о нем
расскажу.
- Каким образом мы его заслужили, - спросила большая пушистая гусеница, доедая третий с начала разговора лист. - Я не помню, чтобы мы о чем-то договаривались.
- Вы заслужили это тем, что всю свою жизнь неустанно стремитесь сохранить священные обычаи леса, - ответил лесной дух.
- Еще бы! - воскликнула гусеница, - Я делаю это день за днем. Знаешь, я руковожу группой. Поэтому ты говоришь со мной, а не с кем-нибудь еще. - Услышав это замечание, лесной дух улыбнулся, но гусеница не видела его лица, поскольку не
захотела покидать лист, на котором сидела. - Я издавна и до сих пор поддерживала священные устои леса, - сказала гусеница. - А что я получу?
- Это удивительный дар, - ответил лесной дух. - Теперь ты можешь своими силами превратиться в прекрасное крылатое
существо и полететь! Твои крылья будут удивительной расцветки, а твое умение летать будет удивлять всех, кто тебя увидит.
Ты сможешь летать по всему лесу, куда пожелаешь. Ты повсюду сможешь находить пищу и встретишься с другими прекрасными
крылатыми существами. Все это может произойти с тобой прямо сейчас, если только ты пожелаешь.
- Летающие гусеницы! - в задумчивости протянула наша героиня. - Это невероятно! Если это правда, то покажи мне этих летающих гусениц. Я хочу посмотреть на них.
- Это просто, - ответил лесной дух. - Поднимись повыше и осмотрись. Они повсюду. Они порхают с ветки на ветку, они
проводят свою чудесную жизнь в лучах солнца, ни в чем не испытывая недостатка.
- В лучах солнца!- воскликнула гусеница. - Если ты и в самом деле лесной дух, то должен знать, что солнце слишком горячо для нас гусениц. Мы можем просто испечься. Оно губительно для наших волосков... Нам нужно оставаться в тени - нет ничего хуже гусеницы с испорченными волосками.
- Когда ты преобразишься в крылатое существо, то солнце сделает тебя еще красивее, - мягко и терпеливо сказал дух. -Весь твой образ жизни совершенно изменится, и ты уже не будешь жить по-старому, как гусеница, ползая в лесу по земле, ты будешь порхать, как те крылатые существа.
Гусеница какое-то время молчала.
- Ты хочешь, чтобы я покинула свое уютное ложе здесь и поползла за доказательством наверх, к солнцу?
- Если ты хочешь убедиться сама, то именно так тебе и придется сделать, - терпеливо ответил дух.
- Нет, - сказала гусеница, - я не могу, понимаешь, мне нужно есть. Я не могу подниматься Бог весть куда для того, чтобы поглазеть неизвестно на что, когда у меня здесь полно работы. Это же очень опасно! Да и к тому же, если бы ты действительно был духом леса, ты бы знал, что гусеницы смотрят вниз, а не вверх. Великий дух Земли даровал нам глаза для того, чтобы мы смотрели вниз и могли находить себе пропитание, - об этом знает каждая гусеница. То, о чем ты просишь, вовсе не подобает гусеницам, - с растущим подозрением в голосе сказала пушистая гусеница. - Мы не очень-то заглядываемся наверх. - На мгновение она умолкла. - А каким же образом мы превратимся в эти крылатые штуковины?

Тогда дух леса стал объяснять, как протекает процесс преображения. Дух рассказал, что гусеница целиком должна отдаться этим переменам, ибо, начав, нельзя будет все вернуть вспять. Он поведал, как гусеницы пользуются особенностями своей биологии, когда, будучи в коконе, превращаются в крылатых существ. Он сказал, что превращение потребует своего рода жертвы.

Какое-то время им придется побыть в темноте и безмолвии кокона до тех пор, пока все не будет готово к тому, чтобы они смогли покинуть его уже прекрасным существом с разноцветными крыльями. Гусеница слушала молча, не перебивая, если не считать постоянного чавканья.

Насколько я понимаю, - наконец довольно грубо сказала гусеница, - ты хочешь, чтобы мы легли и добровольно отдали себя во власть какой-то биологической штуковине, о которой
никогда не слышали. Мы должны позволить ей спеленать нас и месяцами держать в темноте?
- Да, - ответил дух леса, наперед зная к чему клонит гусеница.
- А ты, великий лесной дух, не можешь сделать этого за нас? Мы должны будем проделывать все это сами? Я думала, мы заслужили это!
- Да, вы заслужили это, - спокойно сказал дух, - и вы также обладаете силой, достаточной для того, чтобы преобразиться в новой энергии леса. Даже сейчас, когда ты сидишь на своем листике, твое тело готово ко всему этому.
- А как же быть с днями, когда пища будет падать прямо с небес, воды расступятся, а стены городов падут и всем прочим в том же духе? Я же не дура. Хоть я большая и пушистая, но я
тоже ведь не первый день живу на свете. Дух Земли всегда делает главную работу, а все, что требуется от нас, - следовать указаниям. Кроме того, ведь если бы мы все сделали, как ты просишь, то мы бы умерли от голода! Каждая гусеница знает, что есть нужно постоянно, чавк-чавк, чтобы выжить. Твое чудо кажется мне подозрительным.

Гусеница подумала немного и, повернувшись в поисках очередного листа, сказала лесному духу: «Ступай». Дух леса тихонько исчез, а она все ворчала про себя: «Летающие гусеницы! Что за чушь, чавк-чавк».

На следующий день гусеница издала воззвание и созвала свою паству. Воцарилась тишина, толпа со вниманием слушала то, что повествовал им о будущем их пушистый пастырь.

Дух леса - это злой дух! - заявила гусеница своим последователям. - Он хочет хитростью заманить нас в очень темное место, где мы наверняка все погибнем. Он хочет, чтобы
мы поверили в то, что наши собственные тела каким-то образом могут превратить нас в летающих гусениц, и все, что для этого нужно, - на несколько месяцев перестать есть! - За этими словами последовал взрыв хохота.
- Здравый смысл и история говорят нам, каким образом всегда действовал великий дух Земли, - продолжала гусеница. - Ни один добрый дух никогда не заключит вас в темное
место. Ни один добрый дух не скажет, чтобы такие вещи, которые подвластны только Богу, делали мы сами! Это проделки злого лесного духа. - Преисполнившись важности, гусеница
добавила: - Я повстречалась со злым духом, но распознала, кто он на самом деле!
- После этих слов другие гусеницы одобрительно зашумели, свалили большую пушистую гусеницу на свои маленькие пушистые спинки и с ликованием стали кружить, прославляя за то, что спасла их от весной погибели.

Оставим это празднество гусениц и потихоньку поднимемся вверх, сквозь кроны деревьев. Удаляясь от шумного торжества, мы минуем лиственный свод, защищающий нижние этажи леса от солнца. Мы осторожно поднимаемся сквозь мрак листвы туда, где живут те, кто летает. По мере того как гомон празднующих гусениц затихает вдали, нам открывается величественный мир, в котором живут крылатые существа.

Множество летающих гусениц самых удивительных расцветок свободно порхают с дерева на дерево в ярком свете солнечного дня. Их называют бабочками. Их крылья переливаются всеми цветами радуги, и некоторые из них раньше были друзьями большой пушистой темной гусеницы, оставшейся внизу. Они радостны, у них нет недостатка в пище. Все они преобразились благодаря дару великого духа леса.

«Что бы я ни сделал, все равно найдется тот, кому это не понравится»

По дороге идут отец, сын и ослик.
Отец поднимает сынишку и сажает на ослика….
Навстречу идет путник, и, видя, эту картину, говорит: «Какой молодой, сильный мальчик и едет на ослике, а старый уставший отец идет пешком. Нехорошо!»
Отец снимает сына с ослика и взбирается сам на ослика, мальчик идет рядом…
Навстречу идет другой путник, и, видя, такую картину, говорит, качая головой: «Взрослый, и едешь верхом, а маленький ребенок идет пешком. Ай-яй-яй, нехорошо!».

Отец поднимает мальчика с земли и сажает впереди себя, едут дальше вдвоем верхом на ослике…
А навстречу снова попадается путник. «Как нехорошо, жестоко. Могли бы идти пешком, а ослику дать отдохнуть!»

Отец слезает с ослика и снимает сына. Идут дальше пешком, рядом с осликом…
И снова навстречу идет путник. Увидев такую картину, засмеялся: «Надо же, первый раз вижу трех ослов сразу: ослик идет рядом, а они идут пешком!»

Мальчик с недоумением посмотрел на отца. А отец сказал: «Сегодня я узнал одну великую истину: что бы я ни сделал, все равно найдется тот, кому это не понравится.

Стихи, приведенные ниже, показывают психологический смысл Истинной Безусловной Любви.

Роберт Рождественский

- Отдать тебе любовь? - Отдай. - Она в грязи... - Отдай в грязи. - Я погадать хочу... - Гадай. - Еще хочу спросить... - Спроси. - Допустим, постучусь... - Впущу. - Допустим, позову... - Пойду. - А если там беда? - В беду. - А если обману? - Прощу. - «Спой», - прикажу тебе. - Спою. - Запри для друга дверь. - Запру. - Скажу тебе: «Убей!» - Убью. - Скажу тебе: «Умри!» - Умру. - А если захлебнусь? - Спасу. А если вдруг стена? - Снесу. А если узел? - Разрублю. - А если сто узлов? - И сто. - Любовь тебе отдать? - Любовь!... -Не будет этого! - За что? - За то, что не люблю рабов!

Халил Тибран

Пусть будет свободное пространство в вашем соединении, И пусть ветры небес танцуют между вами. Любите друг друга, но не делайте из любви оков. Пусть она будет волнующим морем между берегами ваших душ. Наполните чаши друг друга, но не пейте из одной чаши. Давайте друг другу хлеба, но не ешьте один и тот же кусок. Пойте и танцуйте вместе, веселитесь, Но давайте каждому из вас возможность побыть одному. Как струны лютни отделены одна от другой, Хотя и играют они одну музыку. Отдайте ваши сердца, но не на хранение друг другу. Ведь только рука Жизни может обладать вашими сердцами. И стойте рядом, но не очень близко друг к другу, Как колонны в храме стоят по одиночке, И как дуб и кипарис не растут в тени друг друга.

«В океане жила-была рыба, обычная рыба. Только однажды она слишком много наслышалась об Океане, и решила, что должна потратить все силы своей жизни, но попасть туда.
Рыба начала обращаться к разным мудрецам, и хотя многим из них нечего было сказать, они говорили всякую чепуху, чтобы поддержать свой авторитет «гуру».
Так, одна мудрая рыба сказала, что достичь Океана очень и очень не просто. Для этого сначала практиковать определенные позы и движения первой ступени восьмеричного пути безупречно двигающих плавниками рыб.
Другая рыба – гуру учила, что путь в Океан лежит через изучение основ миров просветленных рыб.
Третья учила, что постижение Океана очень и очень сложно, и только очень немногие рыбы когда-либо достигали этого. Единственный путь- это повторять все время мантру «Рам – рам - рам…» и только тогда откроется путь к Океану.
И как-то раз в конец уставшая от разнообразных учений рыба поплыла в заросли водорослей. И там она встретила совершенно обыкновенную неприметную рыбу.
Услышав о нелегких скитаниях, она так учила рыбу-искателя:
- Океан, который ты ищешь, всегда был, есть и будет рядом с тобой. Он кормит, оберегает, окружает своих обитателей. И ты тоже являешься частью Океана, только ты этого не замечаешь. Океан и внутри тебя, и снаружи тебя, и ты – его любимая часть. А все рыбы- это волны этого великого Океана!»

Притча о Любви

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
- На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила:
- Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо оставаться в одиночестве.
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что даже не услышала призывов Любви.
Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос где-то позади:
- Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой.
Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
- Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
- Это было Время.
- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ

Однажды человек нашел яйцо орла и подложил его курице. Орленок вырос вместе с цыплятами и стал похож на них: он кудахтал, как они; копался в земле в поисках червячков; хлопал крыльями и пытался летать.

Прошли годы. Однажды уже выросший орел увидел в небе гордую птицу. С необычайной грациозностью она преодолевала порывы ветра, лишь изредка взмахивая золотыми крыльями.

Зачарованный, opeл спросил:"Кто это?"

Это орел, король всех птиц, - ответил ему сосед. - Он принадлежит небу. А мы, куры, принадлежим земле.
Так орел жил как курица и умер как курица, ибо верил в свое куриное происхождение.

Из книги Энтони де Мелло "Зачем поет птица".

"Ты- Лев"

Одна беременная львица, отправляясь за добычей, увидела стадо овец. Она бросилась на них, и это усилие стоило ей жизни. Родившийся при этом львёнок остался без матери. Овцы взяли его на своё попечение и выкормили. Он вырос среди них, питаясь травой, как они, и блея, как они, и хотя сделался взрослым львом, но по своим стремлениям и потребностям, а так же по уму был совершенной овцой.

Прошло некоторое время, и другой лев подошёл к стаду;
каково же было его удивление, когда он увидел собрата-льва, убегавшего, подобно овцам, при приближении опасности. Он хотел подойти ближе, но, как только немного приблизился, овцы убежали, а с ними и лев-овца.

Второй лев стал следить за ним и однажды, увидев его спящим, прыгнул на него и сказал:
"Проснись, ведь ты лев!"
"Не-ет, заблеял тот в страхе, я - овца!"
Тогда пришедший лев потащил его к озеру и сказал: "Смотри! вот наши отражения - моё и твоё".
Лев-овца взглянул прежде на льва, потом на своё
отражение в воде, и в тот же момент у него явилась мысль, что он сам лев.
Он перестал блеять, и раздалось его рыканье.

"КАК ИЗМЕНИТЬ МИР"

Суфий Баязид так говорил о себе самом:

"В молодости я был революционером. В молитве я просил у Бога лишь одного:
"Господи, дай мне силы изменить этот мир"".

Прожив полвека, я осознал, что за все это время мне не удалось изменить ни единой души. Поэтому я поменял свою молитву: "Господи, дай мне возможность изменить хотя бы близких мне людей - мою семью и друзей, и этого мне будет достаточно".

Сейчас, когда мои дни уже сочтены, я молюсь так: "Господи, дай мне силы изменить самого себя".
Если бы я молился так с самого начала, я бы не растранжирил попусту свою жизнь.

/из книги Энтони ди Мелло/

Ученик спросил Мастера: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Притчи Человечества

Рука Судьбы

Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал: "Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб - мы победим, выпадет цифра - проиграем сражение".

Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб.

Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага. "Ничего не изменить, когда действует рука судьбы", - сказал ему адъютант после сражения.

"Верно, не изменить", - подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с двумя гербами на обеих сторонах.

Притчи Человечества

Хасидская история.

Однажды вечером, возвращаясь с базара, бедный фермер не обнаружил у себя молитвенника. Случилось так, что колесо его телеги сломалось прямо посреди леса, и он очень огорчился, что этот день придется прожить без молитвы.

Поэтому он придумал новую молитву: "Господи, сегодня я совершил глупейший поступок. Утром я вышел из дому без своего молитвенника, а память у меня такая плохая, что я ничего не могу вспомнить. Поэтому я решил сделать так: я пять раз очень медленно прочту алфавит. Я прочту его Тому, кто знает все известные молитвы, кто способен сложить буквы так, чтобы получилась молитва".

И сказал Господь ангелам: "Из всех молитв, что я слышал сегодня, эта, несомненно, самая лучшая, ибо она шла из самого сердца, искреннего и открытого".

Энтони Ди Мелло

МОЯ ДЕКЛАРАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ.

(Эти слова были написаны в ответ на вопрос пятнадцатилетней девочки: "Как я могу подготовить себя к полноценной жизни?")

Я есть я.

Во всем мире нет никого, кто был бы моей копией. Есть люди, у которых отдельные черты повторяют мои, но никто не складывает цифры так, как я. Поэтому все, что зарождается во мне, это мое неотъемлемое, потому что я одна выбираю, какой быть.

Я владею всем, что есть во мне, моим телом, включая все, что оно делает; моим разумом, включая все мои мысли и идеи; моими глазами, включая образы всего, что они видят; моими чувствами, какими бы они ни были, будь то гнев, радость, опустошение, любовь, разочарование, возбуждение; моим ртом и всеми словами, которые я произношу, вежливыми, ласковыми и грубыми, правильными и неправильными; моим голосом громким и тихим; всеми моими действиями, будь они направлены на кого-то другого или на саму себя.

Я владею моими фантазиями, моими мечтами, надеждами, моими страхами.

Мне принадлежат все мои триумфы и успехи, все мои провалы и ошибки. Я могу сделать так, чтобы работать в своих собственных интересах.

Я знаю, что во мне есть черты, которые озадачивают меня, и такие, о которых я и не догадываюсь. Но пока я дружна с собой и люблю себя, я могу смело и с надеждой искать решение загадок, чтобы побольше узнать о себе.

Что бы я ни говорила и ни делала и что бы я ни думала и ни чувствовала в данный момент, все равно это я.

Когда позже я возвращаюсь к тому, как я выглядела, что говорила и делала, как думала и чувствовала, может случиться, что что-то мне не нравится. Я могу отбросить то, что не подходит, и сохранить то, что доказало свою пригодность, и изобрести что-то новое вместо того, что я отмела.

Я могу видеть, слышать, думать, говорить и делать. У меня есть рецепты быть близкой к другим, обладать большой работоспособностью, придать смысл и порядок миру людей и вещей, которые вне меня.

Я владею собой и поэтому могу создать себя. Я есть я, и у меня все в порядке.

Вирджиния Сатир

ПЕСНЯ СЕРДЦА

Однажды на белом свете жил-был замечательный человек, который женился на женщине своей мечты. От их любви на свет появилась маленькая девочка. Она была веселым и смышленым ребенком, и отец обожал ее. Когда она была еще совсем крошкой, он часто подхватывал ее на руки и кружился с ней по комнате, напевая себе под нос какую-нибудь мелодию и повторяя: "Я люблю тебя, малышка!"

Когда маленькая девочка подросла, этот человек крепко обнимал ее и говорил ей снова и снова: "Я люблю тебя, малышка! " Девочка надувала губки и отвечала: "Но я уже давно не маленькая!" Тогда он со смехом заверял ее: "Для меня ты навсегда останешься моей маленькой девочкой".

И вот маленькая девочка, которая-уже-больше-не-была-маленькой, покинула родительский дом и вышла в большой мир. И чем больше она узнавала о себе, тем больше она узнавала и о своем отце. Она поняла, что он действительно был замечательным человеком, так как она научилась видеть его сильные стороны. И одной из этих сильных сторон было его умение выражать свою любовь родным. Где бы она ни находилась, куда бы ни поехала, он непременно звонил ей, чтобы сказать: "Я люблю тебя, малышка!"

Настал день, когда маленькая девочка, которая-уже-больше-не-была-маленькой, получила по телефону известие о том, что ее отец тяжело болен. Как ей объяснили, он перенес удар, после которого лишился дара речи, и врачи сомневались, что он способен понимать, что ему говорят. Он уже не мог больше улыбаться, смеяться, ходить, обнимать, танцевать или сказать маленькой девочке, которая-уже-больше-не-была-маленькой, о том, как он ее любит.

Итак, она отправилась к этому замечательному человеку, чтобы быть рядом с ним. Когда она вошла в комнату и увидела его, он показался ей маленьким и немощным. Он взглянул на нее и попытался что-то сказать, однако не смог.

И тогда она сделала то единственное, что ей оставалось. Она уселась рядом с ним на постель, и слезы потекли из глаз обоих, когда она обвила руками неподвижные плечи отца.

Положив голову ему на грудь, она думала о многом: о том, как хорошо им было вместе, и о том, какая страшная утрата ей предстояла. Рядом с этим замечательным человеком она всегда чувствовала себя окруженной нежностью и заботой, и ей не хватало тех слов любви, которые всегда служили ей утешением и поддержкой.

И тогда она услышала из глубины его существа стук его сердца. Сердца, в котором продолжали жить и музыка, и слова. Сердце продолжало мерно биться в парализованном теле. И пока она лежала так, свершилось чудо. Она услышала то, что хотела услышать.

Его сердце отстукивало те слова, которые губы уже не могли больше произнести:

Я люблю тебя, малышка!
Я люблю тебя, малышка!
Я люблю тебя, малышка!

И на душе у нее сразу стало спокойнее.

Барри и Джойс Виссел

ЛЮБОВЬ ЕДИНСТВЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА

Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего у себя дома.Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям... Пусть ни один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее. Станьте живым выражением доброты Бога. Пусть люди видят доброту, светящуюся в вашем лице, в ваших глазах и в вашем дружеском приветствии.

Мать Тереза

Лошадь сдохла - слезь!

В жизни есть огромное количество ситуаций, вещей, или людей, которые нас не устраивают и уже давно. Например:
- Отношения, которые давно в тягость.
- Работа, которая давно надоела.
- Бизнес, который приносит одни убытки.

Но по неизвестным причинам мы цепляемся за борт тонущего корабля в надежде, что он может быть, поплывет когда-нибудь, тратя на это оставшиеся нервы, время, деньги.

Разумеется, если принимать во внимание установки – «терпенье и труд, все перетрут», необходимо проявлять упорство и не сдаваться. И в этом случае должен быть индикатор–показатель - точные сроки исполнения целей.

Но если его нет, тогда уясни древнюю индейскую пословицу:
Если лошадь сдохла – слезь.

Казалось бы все ясно, но……
Мы уговариваем себя, что есть еще надежда.
Мы бьем лошадь сильнее.
Мы говорим «Мы всегда так скакали».
Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.
Мы объясняем, что наша дохлая лошадь гораздо «лучше, быстрее и дешевле».
Мы организовываем сравнение различных дохлых лошадей.
Мы сидим возле лошади и уговариваем ее не быть дохлой.
Мы покупаем средства, которые помогают скакать быстрее на дохлых лошадях.
Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей.
Мы посещаем другие места, чтобы посмотреть, как там скачут на дохлых лошадях.
Мы собираем коллег, чтобы дохлую лошадь проанализировать.
Мы стаскиваем дохлых лошадей в надежде, что вместе они будут скакать быстрее.
Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.
Но…
Если лошадь сдохла – слезь.

продолжение следует...


М альчику Алёшке подарили книжку с притчами на все случаи жизни. Теперь друзья боятся жаловаться ему на проблемы. Притчи реально работают.


К ак говорят, притча - это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральную, духовную или религиозную премудрость. Все народы мира имеют свои притчи. Самые интересные притчи собраны на этих страницах, на самые востребованные темы: о любви, смысле жизни, дружбе, счастье, человеческой сущности, философские притчи. Многие народы мира передают через них свою мудрость и знания. Для читателей, любителей философии и просто людей, которые умеют извлекать из жизненных ситуаций уроки для себя, совершенствовать свой внутренний мир, не только путём своих проб и ошибок, но и перенимая опыт других, здесь собраны самые лучшие и интересные притчи.

Философские притчи

З дешние философские притчи - очень интересная подборка притч для людей, которые любят поразмышлять о жизни и роли человека в ней, смотрят на жизнь не однобоко и предпочитают постоянно находить новые её грани. Доля иронии, позволяющая видеть в жизненных ситуациях множество путей и решений, и неожиданное развитие событий делают философские притчи одним из интереснейших разделов. После прочтения этих коротких мудростей, взгляд на некоторые вещи в этой жизни может поменяться или вы можете прийти к неожиданным для себя выводам и изменить своё мнение о происходящих вокруг событиях.

  • ~ Урок бабочки
  • ~ Существует ли зло?
  • ~ Чашки кофе
  • ~ Мудрый взгляд

Притчи о жизни

  • ~ Рыбак и бизнесмен
  • ~ Невероятная щедрость

Притчи о любви

А нглийские учёные утверждают, что любовь - это главная составляющая полноценной жизни человека. Точного определения любви не существует, её можно только испытать и пересказать свои впечатления. Притчи о любви позволяют узнать те выводы, к которым приходят люди, испытавшие любовь: что поняли они в этом чувстве, на что хотят посоветовать другим обратить своё внимание, каких ошибок следует избегать. Поэтическое описание и проведённые аллегории воспринимаются лучше, чем сухой научный текст. Именно поэтому притчи о любви являются популярным чтивом во все времена. Насладитесь же и вы этим интересным и познавательным чтением. Притчи о влюблённых напоминают о том, что на фоне повседневной суеты не стоит забывать об истинном предназначении человека: дарить и принимать любовь…

  • ~ Как выбирать жену?
  • ~ Красавица
  • ~ Как важна в жизни Любовь?
  • ~ Щедрая яблоня

Притчи об уме и сознании

И нтересные притчи об уме и сознании направлены на понимание человеком того, что причиной собственных неудач, зачастую, является его ум, как это ни удивительно. Большинство жизненных препятствий человек придумывает себе сам, боится их и, соответственно, получает то, о чём думает. Трудно принять ответственность за свою жизнь, перестать себя жалеть и быть просто открытым для окружающих возможностей. Притчи об уме и сознании акцентируют внимание на умении (или неумении) создавать мир вокруг себя своим отношением к нему.

  • ~ Суждение
  • ~ Врата рая и врата ада

Притчи о человеческой сущности

Д умаю, что притчи о человеческой сущности - пожалуй, наиболее склонный к критике человека раздел. Здесь собраны притчи, акцентирующие внимание на чертах характера и поведенческих реакциях человека. Взгляд со стороны даёт возможность увидеть свои собственные недостатки, стереотипы поведения. Читая притчи о человеческой сущности очень легко можно провести параллели с окружающим современным миром, а в героях притч узнать знакомых людей и понять, от каких собственных недостатков лучше избавиться.

  • ~ Будущее - продолжение прошлого
  • ~ Сказка про Женьку и Маму
  • ~ Страх или возможность?

Притчи о смысле жизни

И нтересные притчи о смысле жизни предлагают задуматься читателю о том, на что мы тратим свою жизнь, какой мы её представляем и всё ли делаем для того, чтобы наполнить её чем-то значимым. Выбираем ли мы правильные ценности или считаем, что достижение материального благополучия - это и есть главная цель жизни. Притчи о смысле жизни напомнят о том, что человеческая жизнь быстротечна, и правильно выбранные жизненные приоритеты позволят вам прожить её насыщенно и ярко.

Психологические притчи:

Морские звезды

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Притча о счастье

Когда Творец закончил лепить человека, у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:

Что тебе ещё дать?

Дай мне счастье.

Ну, хорошо, протяни руку, - и положил на ладонь человека последний кусок глины.

Старый дед и внучек

Эта мудрая сказка показывает нам, что мы является примером для наших детей, ориентиром, они считывают с нас всю информацию о нашем поведении, о нашем отношении к другим людям, о манере поведения в каких-либо ситуациях. И поведение наших детей это зеркальное отражение нас самих.

Старый дед и внучек:

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Зеркало

Однажды к мудрецу пришел человек.

Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

Что же она сказала тебе? - спросил мудрец.

Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Притча о поскользнувшемся атеисте

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, с каждым мгновением слабели. «Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но, может быть, ошибался. Терять все равно нечего». И вот он воззвал:

Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя! Ответа не было. Он позвал снова:

Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в Тебя.

Вдруг раздался глас:

О нет, не будешь, Я вижу, что написано в твоем сердце!

Человек так удивился, что едва не выпустил ветку.

Пожалуйста, Боже! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!

Хорошо, Я помогу тебе, - вновь послышался голос. - Отпусти ветку.

Отпустить ветку?! - воскликнул человек. - Не думаешь ли Ты, что я сумасшедший?

О чем забыл отец

Сынок, я обращаюсь к тебе, когда ты уже заснул, подсунув одну ручонку себе под щеку. Я смотрю на тебя и вижу, как прядь белокурых волос налипла на твой влажный лоб. Только что я прокрался в твою комнату, никем не замеченный. Несколько минут назад я уже сел было за рабочий стол в библиотеке, чтобы просмотреть кое-какие бумаги, и вдруг удушливая волна раскаяния захлестнула меня. И я пришел в твою спальню с сознанием собственной вины.

И вот о чем я думаю, сынок: весь день я чересчур сурово обходился с тобой. Я отругал тебя, когда ты собирался в школу за то, что ты размазал полотенцем грязь по лицу. Я задал тебе выволочку за не чищенные ботинки. Я не сдержался и назвал тебя обиднымисловами, когда ты нечаянно уронил на пол свой вещи. За завтраком я тоже Нашел, к чему придраться. Ты пролил сокиз стакана. Ты глотал еду большими кусками. Положил локтина стол. Намазал слишком толстый слой масла на хлеб. Когда я уже сел на утренний поезд и ты крикнул: «Пока, папа!», я не нашел ничего лучше,: как ответить, нахмурив брови: «Сейчас же расправь плечи!»Вечером все повторилось снова. Возвращаясь, домой, я увидел, как ты ползал на коленях, играя с товарищами в шарики прямо на асфальте. На чулках у тебя протерлись дырки, и я, не думая о том, как это унизительно для тебя, на глазах у твоих Друзей прогнал тебя с улицы домой. «Чулки стоят дорого - покупал бы их сам, так и берег бы их побольше!» И как только у отца язык повернулся сказать такое сыну!

А потом, когда я читал, сидя в библиотеке, и ты робко зашел ко мне, глядя на меня виноватыми глазами? Я оторвался от чтения, одарил тебя недовольным взглядом и буркнул: «Чего тебе надо?»

Ты ничего не сказал, а только стремглав бросился ко мне, обхватил меня руками за шею и поцеловал. Твои руки сжимали меня с такой любовью, будто сам Всевышний вложил ее в твое маленькое сердце, и даже мое пренебрежение к тебе не иссушило ее. А потом ты ушел, и я слышал твои шаги на лестнице, когда ты поднимался наверх.

Прошло всего несколько минут, и газета вдруг выскользнула из моих ослабевших пальцев. Меня охватил страх. Боже, подумал я, что привычка делает со мной? Привычка придираться, выговаривать - и это ты ежедневно получаешь от меня просто за то, что ты мальчишка. Нельзя сказать, что я тебя не люблю; скорее, я просто слишком многого ожидаю от тебя, хотя ты еще просто мал для этого. А я меряю тебя мерками своего собственного возраста.

А ведь в твоем характере столько доброго и искреннего. Твое маленькое сердце на самом деле может быть очень большим - как рассвет над холмами. Я понял это, когда сегодня ты вбежал в библиотеку и поцеловал меня, пожелав спокойной ночи. Ты сделал это спонтанно, импульсивно, но это и хорошо. Все остальное чепуха по сравнению с этим. И вот сейчас я пришел к тебе, спящему в своей кроватке, и стою перед тобою на коленях, испытывая чувство стьща!

Разумеется, это не искупает моей вины перед тобой, тем более что ты все равно не понял бы меня, если бы завтра утром, после твоего пробуждения, я пересказал бы тебе все сказанное выше. Однако завтра я буду уже настоящим отцом! Я стану тебе другом, твои горести будут моими горестями и твои радости - моими радостями. И если даже мне захочется сказать в твой адрес что-то резкое, я прикушу язык. Я буду повторять, как молитву: «Он пока еще просто мальчишка - маленький мальчишка!»

Боюсь, что до этого я воспринимал тебя как взрослого, а не как ребенка. Но сейчас, особенно когда я вижу, как ты свернулся калачиком в своей постели, я понимаю, что ты еще совсем дитя. Еще вчера ты покоился на груди у своей матери, положив головку ей на плечо. Я слишком многого хотел от тебя.

Давайте не осуждать людей, а учиться понимать их. Давайте стараться доискиваться, а силу каких причин они по-ступают так, а не по-другому. Это намного интереснее и полезнее, чем заниматься критиканством; это порождает в душах людей сочувствие, терпимость и доброту. «Все знать значит все прощать».

Как говорит доктор Джонсон, «сам Бог не считает нужным судить человека до наступления его последнего дня».

Не последовать ли нам с вами Его примеру?

Принцип 1-й:

Не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь.

Узнать причину

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Свинья и корова

Свинья жаловалась корове, что к ней плохо относятся:

Люди всегда говорят о твоей доброте и нежных глазах. Конечно, ты даёшь им молоко и масло, но ведь я даю больше: колбасы, окорока и отбивные, кожу и щетину, даже ножки мои варят! И всё равно никто меня не любит. Отчего так?

Корова немного подумала и ответила:

Может быть, потому, что я всё даю ещё при жизни?

Ничего такого, что было бы неправдой…

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите!»

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.

Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.

Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть.Прекрасный день и я не вижу его ».

Психология в притчах

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей («трогая ухо слона»), родители делают выводы, исходя из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на часто ложные умозаключения. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение объективно, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности продолжают быть «тайной за семью печатями», а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть себя и свое дитя в подлинном свете.

Для того, чтобы мы или наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и понимать, что многие вещи, события, люди могут не соответствовать нашим представлениям о них. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще и те социальные ценности, которые существуют сейчас изменятся с течением времени, так же как изменились ценности прошлого. Взять хотя бы банальный пример с обменом валюты, еще не так много времени прошло с тех пор, когда за это наказывали. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ученик с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов, «потрогавших только ногу слона», о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте учителей или тренеров и наказывали ребенка за то, что он вел себя так, как мог.

Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются, и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, которые не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Каждый человек должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Вот один из многих примеров. Некий мужчина сорока лет пришел к нам, на консультацию, из-за постоянных неудач на работе и в личной жизни. Его все время использовали, недоплачивали зарплату, а уж о карьерном росте не было и речи. Дома жена постоянно упрекала его в несамостоятельности и неспособности зарабатывать деньги. Все это довело несчастного до микроинфаркта, и после лечения, он решился, наконец, обратиться к психологу. На первой консультации мы, естественно, затронули его отношения с родителями, и после осознания своих чувств он сказал: «Я не знал другого способа показать свою любовь матери, кроме как стать ее жертвой». Мать воспитывала его одна и очень боялась, что с ним что-нибудь случиться: в итоге ему запрещалось все, любая инициатива наказывалась. Взрослый мужчина видел себя таким, каким видела его мать — беспомощным, слабым, глупым. Пройдя диагностику, он познакомился сам с собой и на консультации он получил индивидуальные рекомендации, о том, как строить свою карьеру и использовать свои врожденные данные. Хорошо, что это произошло в 40 лет, а не позже.

Вряд ли кто-то пожелает своему ребенку такую судьбу, однако многие родители делают это неосознано. Задумайтесь прежде, чем наказать или запретить что-то делать своим детям. Вполне возможно, что ваш ребенок, ученик проявляет свои врожденные особенности, а не специально доводит вас до «белого каления». Постарайтесь охватить умом целое. Человек и наше представление о нем далеко не одно и тоже, он всегда представляет собой нечто большее, чем мы можем себе представить.

Хромой и слепой

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.

Ахмад Фаруки (1624 г.)

Как часто в парных видах спорта мы наблюдаем такую ситуацию — одна пара слажено работает и быстро двигается к цели, к призовым местам, к славе, ну прямо как «хромой и слепой» из притчи, достигшие своей цели. А другая — никак не может добиться желаемых результатов. И начинаются поиски новых партнеров, новых тренеров. Но это не всегда приносит перемены к лучшему. Хорошо, если кто-то из родителей попробует стать тем «третьим человеком», который постарается понять особенности каждого ребенка, и не только своего. Еще лучше, если у тренера большой опыт, и он порекомендует родителям обратиться к профессиональному психологу*, чтобы определить совместимость пары, выявить проблемные зоны, подсказать пути решения. Помните, что не бывает универсальных рецептов, годных на все случаи жизни. Тогда многие люди смогут избежать излишних разочарований, дети избавятся от комплекса неполноценности, родители перестанут напрасно переживать за своих детей («почему у других дети успешны, а мои чем хуже?»)

Очень часто именно профессиональный психолог становится тем «третьим человеком», который помогает людям преодолеть трудности, разъясняя им их индивидуальные способности. И как часто «доброхоты», «придя на пир», пытаются помочь своим друзьям, детям, забывая о том, что другие люди имеют отличные от их особенности и другие трудности, несмотря на то, что тоже хотят «попасть на пир». Безусловно, любой из вас может постараться стать тем «третьим человеком», который может помочь своим детям, например. Просто прежде чем рассказать кому-то каким способом вы достигли чего бы то ни было постарайтесь понять, не разговариваете ли вы с «глухим»? И не пытаетесь ли вы прежде подсунуть готовое решение вместо объяснения особенностей того человека?

Такие ситуации нередки — клиент с долговременной зрительной памятью получил прекрасный результат, работая с рисунками (арт-терапия, мандала-терапия**), и рекомендует своим друзьям эту методику, как единственно успешную, восторженно заставляя своего ребенка рисовать. А у того комбинированный тип памяти (как вы помните из предыдущих публикаций комбинированный — это когда один тип активизирует другой, несущий основную информацию). У него, например, слуховая память активизирует эмоциональную память, и она (эмоциональная) является несущей. Для ребенка с такими особенностями арт-терапия не будет столь эффективна. Можно привести еще много примеров, но я думаю и так все понятно.

Любители почитать книги из серии «Сам себе психолог» задумайтесь, уместно ли применять к себе или своим детям рекомендации, которые сработали в случае с «хромым и слепым», ведь вы можете оказаться «глухим» или «немым». К сожалению, у многих сложилось мнение, что психология безопасна, и можно поиграть в психолога. Все не так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что применение разных методик без разбора («авось поможет, а если нет, так попробую другую») не проходит бесследно. Некоторые методы приносят огромный вред психике, например, пытаться помочь человеку с долговременной тактильной памятью с помощью бесед практически невозможно. А если это ребенок, который активно двигается на уроке, а педагог отправляет его к школьному психологу на коррекцию поведения, то результаты могут быть весьма печальны. В итоге психолог, с помощью разных методик разъясняя ребенку, как тот неправ, травмирует его психику, что приводит к падению использования памяти, и, следовательно, к еще большим проблемам с обучением, возникновению комплекса неполноценности и пошло поехало.

Возникает вопрос: «Что делать?» Хочется помочь своим детям, друзьям, родственникам. Стоит, прежде всего, познакомиться со своими особенностями и вытекающими из них трудностями. Познайте себя. В этом вам поможет диагностическое исследование, тогда найдутся ответы на многие вопросы и «дорога на пир» станет легче и короче. Узнайте себя, узнайте своеих детей такими, какие они есть, и счастливого вам пути!

Февраль 2004 г.

Материал подготовлен для журнала «Танцевальный вестник»,
официального издания федерации танцевального спорта СПб.

* профессиональный психолог — психолог, владеющий разным инструментарием, т.е. разными методиками и применяющий их по необходимости, учитывая индивидуальные особенности клиента. Естественно, человек прошедший 2-х месячные курсы, не может считаться профессионалом.

** мандала-терапия — рисунок в круге. Феномен мандалы (с санскрита — магический круг) давно известен в религиозных практиках Востока как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию понятие индивидуальной мандалы было введено К.Г. Юнгом. Этот символ целостности он понимал как проекцию сознательных и бессознательных проявлений психической жизни.

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.


В городе N открылся Магазин мужей, где женщины могли выбрать и купить себе мужа. На входе висели правила посещения магазина:


«Одна девушка встречалась с молодым человеком. Девушка очень любила этого парня, но он не разделял с ней ее любовь. Но они были вместе, он не покидал ее… из-за жалости.


Среди звездных просторов Вселенной путешествовали три планеты Женственность, Надменность и Грубость.

Метеориты кружили вокруг них, таинственными вспышками пытались притянуть к себе внимание. Осмелившись, шутливо преградили им путь и, приветливо улыбаясь, спросили:

,

В прекрасном Эдемском саду даже воздух замер от восторга, наблюдая за работой ангелов, которые на волне торжественного вдохновения из самой качественной и податливой глины творили женщину.


Она не любила Новый Год. Просто не любила. Впрочем,
как и остальные праздники. Но всё-таки, Новый Год
был особенным праздником: в эту ночь можно было
загадать желания, которые обязательно сбудутся.


Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала на верхней полке своего шкафа.


Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!