Болезни Военный билет Призыв

Внутренняя свобода человека как проявляется. Как обрести внутреннюю свободу и гармонию в жизни: алгоритм действий как обрести гармонию. Как обрести внутреннюю свободу и гармонию в душе

Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге "Бегство от свободы"). При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё, что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надёжно и жёстко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.

Как говорил по этому поводу Гёте, " самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным" ("Избирательное сродство"). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по "чекушке", искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь "культурно выпивают".

Первый шаг к свободе

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле — раб. В первую очередь, раб "инсталлированных" в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д., и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие, он не делает, потому что "это неприлично", "позорно", "так нормальные люди не делают" и прочие "стопперы". В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живёт он, в принципе, не хуже других.

"Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мёртвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней".

Эрих Фромм.

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет, и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия "ремонта" будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.

Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

"Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…".

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надёжной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, что именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, как именно "выдавливать из себя раба", как повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И, возможно, я его разочарую, сказав, что как — это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники, но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?

На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролёром или надсмотрщиком. Можно считать его "программой", аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я — название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста — не выпускать вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то, о чём думать и что делать нельзя, потому что это "неприлично", "постыдно", "позорно", "неудобно", "нехорошо", "неправильно", "плохо" и так далее, и тому подобное. Поскольку вы не осознаёте факт того, что вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете вы, что это ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе — это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и не нужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит, и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе, по сути, есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика, нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьёзного, взрослого личностного роста.

В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что, несмотря на весь прогресс общественных отношений, человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона — за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьёзный шаг, надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще — решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других — мол, "это они виноваты". От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей — внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и приручённые человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на "хлебном месте", рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего "надсмотрщика") ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других — это всегда мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека — это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.

Внутренняя свобода — основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень — это "кака", копаться в ней "неприлично", как-то неудобно на вопрос окружающих — "чем ты занимаешься?" — отвечать "в плесени копаюсь". Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! И сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем, чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение , выстроив свои отношения с миром так, как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы — это вопрос глотка кислорода. Без всяких "или-или".

Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге «Бегство от свободы»). При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надежно и жестко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.

Как говорил по этому поводу Гёте «самое большое рабство – не обладая свободой, считать себя свободным» («Избирательное сродство»). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по «чекушке», искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь «культурно выпивают».


Первый шаг к свободе

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле – раб. В первую очередь раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д. и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие он не делает потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живет он, в принципе, не хуже других.

Несчастная судьба многих людей - следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней
Эрих Фромм

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.


Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы [системного развития]), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?


На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролером или надсмотрщиком. Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я – название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста – не выпускать Вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее и тому подобное. Поскольку Вы не осознаете факт того, что Вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете Вы, что это Ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе – это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и ненужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе по сути есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьезного, взрослого личностного роста.


В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что несмотря на весь прогресс общественных отношений человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона – за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьезный шаг надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще – решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других – мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей – внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и прирученные человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других – это ВСЕГДА мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека – это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.


Внутренняя свобода – основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень – это «кака», копаться в ней «неприлично», как-то неудобно на вопрос окружающих «чем ты занимаешься?» отвечать «в плесени копаюсь». Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! и сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы, да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение, выстроив свои отношения с миром так как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы – это вопрос глотка кислорода. Без всяких «или-или».


P.S.
Конкретные тактические вопросы обретения внутренней свободы будут рассматриваться на онлайн-семинаре . Успейте зарегистрироваться.

Что такое настоящая свобода? Это прежде всего внутренняя свобода, которая дает необычайное восприятие жизни и окружающей реальности. Чтобы стать внутренне свободным человеком, нужно снять свои психологические маски, которые мы привыкли менять, как перчатки, и обрести свободу от собственного прошлого и всего негатива в нем.

Часто так бывает - человек запутался в себе, хочет разобраться в своих чувствах, но не знает как. Возможно, хочет найти себя настоящего, стать внутренне свободным, но какой-то неведомый груз мешает обрести эту свободу, расправить крылья и жить без гнета негативных эмоций, страхов, сомнений и вечной неуверенности в завтрашнем дне.

Прежде всего мешают человеку его психологические маски, которые он привык носить по жизни, меняя в зависимости от ситуации. Каждая маска соответствует определенной роли человека, образу, который он старается поддерживать. Какой человек в семье, на работе, на сцене, в обществе, в магазине или когда он просто идет по улице. Дома мы можем одевать маски примерных семьянинов или наоборот, сварливых и ворчливых домостроевцев. При этом тот же самый человек может быть исключительно вежливым и тактичным на работе, услужливым перед начальством и ласково ворковать с коллегами по работе. В любом общественном месте он будет стараться быть в центре внимания. А наедине с самим собой - быть задумчивым, угрюмым и самокритичным.

Маски, которые мы меняем

Психологических масок у каждого может быть множество. Все они постепенно накапливаются в течение жизни в результате определенных событий, когда нам было больно, неприятно, когда нас унижали, критиковали, отвергали и лишали внимания. Маска - это наша защитная реакция, внешняя оболочка, за которой мы прячемся от своих истинных эмоций, от своего внутреннего страдающего мира. В то же время психологические маски - это порождение всего, что мы накопили внутри себя, всех наших убеждений, верований, перенятых смыслов, правил, установок родителей, наших невыплаканных слез, невысказанных обид, страхов, комплексов и подавленных эмоций.

Чтобы узнать, что такое - настоящая жизнь человеку нужно прежде всего узнать себя настоящего. С самого раннего детства, особенно если оно было несчастливым, если родители крепко постарались и заложили в своего ребенка огромное количество комплексов, внушили чувство вины, уделяли ему мало внимания и любви, приучили вести "двойную" жизнь: выражать внешнее послушание и покорность, подавляя при этом свой протест и негодование, человек привыкает к раздвоению собственной личности, внутри чувствовать одно и не сметь выражать это и проявлять себя настоящего.

Давление требований, постоянные внушения и демонстрация, что мы мало чего стоим сами по себе, что любовь нужно заслужить хорошим поведением, послушанием, приводит к тому, что большинство людей вырастает с твердым убеждением, что безопаснее прятать свои эмоции внутри и подстраиваться под внешние обстоятельства тем или иным образом. Входит в привычку переживать все внутри себя. Ролей со временем становится все больше и человек только и успевает, что менять маски и подстраиваться под внешние обстоятельства.

Как стать свободным

Ментальный груз впоследствии не позволяет отказаться от своих ролей и масок. Именно он мешает ощутить настоящую внутреннюю свободу - свободу быть самим собой. Люди прирастают к своим маскам, образам, привыкают жить под гнетом собственных и перенятых от других убеждений, правил, моделей поведения. Для современного общества характерно "казаться", а не "быть". И человек не может ощутить настоящей внутренней свободы пока на него будет давить его ментальный груз.

Настоящая внутренняя свобода - это, конечно, не вседозволенность. Отсутствие правил и отказ от догм, правил и ложных верований вовсе не означает, что нужно идти по головам, растирая все и всех на своем пути. Речь идет о свободе от всего ненужного человеку. Ведь весь его ментальный багаж (все мысли и умозаключения, установки и правила), вся боль прошлого и удерживаемый внутри негатив - все это результат прошлых событий, обид, потрясений и недостатка внимания, хранимые в подсознании. Но это не есть сам человек. Наши настоящие чувства и мы - настоящие скрыты за нашими масками, нашим ментальным грузом, которые вынуждают действовать, проявлять эмоции, реагировать и выражать себя "на автомате".

Мы поступаем тем или иным образом, думаем, ощущаем агрессию, чувство вины, впадаем в депрессию, апатию и лень, ревнуем, ощущаем зависть и злость не потому, что мы - такие и сделать с этим ничего нельзя, а потому, что внутри нас сидит множество разрозненных личностей, огромное количество заряженного материала, который заставляет нас так проявлять себя.

Для обретения внутренней свободы необходима свобода от прошлого и всего, что мы накопили в своем подсознании в его результате. Свобода от ментального груза, от всего лживого, перенятого нами, всех впитанных убеждений и смыслов, от наших психологических масок. Только так можно достичь внутренней целостности , чтобы внутри перестали бороться части нашей личности, перестали срабатывать "автоматы" реагирования и эмоциональных переживаний, проявлений наших страхов. Через обретение этой внутренней свободы человек способен ощутить новое восприятие самого себя и окружающего мира.

А уже в этом новом состоянии он будет не только себя воспринимать по-иному, но и проявлять себя к окружающим иначе. Уважение к чужому праву на самоопределение, чужому праву выбора начинает ощущать человек, который, освободившись от своего ментального багажа, понимает, что эти права изначально были и у него самого. Именно поэтому настоящая внутренняя свобода - это не вседозволенность, это новое состояние, новое ощущение себя, которые сложно описать словесно до конца, его можно только почувствовать. Система турбо-суслик может быть полезна в этом начинании. Свободных полетов!

Информация на этом статье - результат личного опыта его автора, все статьи написаны исходя из собственных результатов пользования системой и не имеют целью убедить кого-нибудь в чем-то.

Данный сайт является личной инициативой его автора и не имеет никакого отношения к автору техники Турбо-Суслик Дмитрию Леушкину.

тБЪЗПЧПТ У УПВПК

юФПВЩ ПУЧПВПДЙФШУС ПФ ОЕЗП Й УФБФШ УЧПВПДОЩН, ОБДП ОБХЮЙФШУС ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У УПВПК. й ЗМБЧОЩН ЪДЕУШ, ЛПОЕЮОП ЦЕ, СЧМСЕФУС ЦЕМБОЙЕ. иПФЙН МЙ НЩ УФБФШ УЧПВПДОЩНЙ? еУМЙ - «ДБ», ФП ТБЪЗПЧПТ РПМХЮЙФУС. чЩ НПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ УЕВЕ, ЮФП УЧПВПДБ - ЬФП ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ, Б ЪОБЮЙФ, ЧОЕЫОЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОЕ НПЦЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧОХФТЕООЕЕ УРПЛПКУФЧЙЕ.

ьФП ЛБУБЕФУС Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ Й РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЖБЛФПТПЧ. чОЕЫОСС УТЕДБ ДП ФЕИ РПТ ВХДЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧБУ, РПЛБ ЧЩ ОБ ЬФП ВХДЕФЕ ТБЪДТБЦБФШУС. еУМЙ ЧЩ РПРБМЙ Ч УЙФХБГЙА, ЛПФПТБС НПЦЕФ УРТПЧПГЙТПЧБФШ Ч ЧБУ ЗОЕЧ ЙМЙ ТБЪДТБЦЕОЙЕ, РПРТПВХКФЕ Ч ЬФПФ НПНЕОФ ОЕНОПЗП ПФУФТБОЙФШУС, УФБФШ ЮХФПЮЛХ ЧЩЫЕ ДБООПК УЙФХБГЙЙ. фБЛБС РПЪЙГЙС Й ВХДЕФ ОБЮБМПН ЧБЫЕЗП ХУРЕИБ. еУФШ ПЮЕОШ ИПТПЫЕЕ УТЕДУФЧП ВПТШВЩ УП УЧПЙНЙ ЧТБЗБНЙ: ОХЦОП ОБЮБФШ ЪБЭЙЭБФШ ЙИ. пВЙДЕМ ЧБУ ЮЕМПЧЕЛ, Б ЧЩ ОБЮОЙФЕ ЙУЛБФШ Ч ОЕН РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ, ОБЮОЙФЕ ЪБДХНЩЧБФШУС: Б РПЮЕНХ ПО ЧБУ ПВЙДЕМ? дМС ЮЕЗП ЧБН ОЕПВИПДЙН ЬФПФ ХТПЛ? юФП ЧЩ ДПМЦОЩ РПОСФШ Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ? ъБДБЧБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУЩ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ЧЩ ОЕ РПКНЕФЕ, ЮФП ЬФП ЮЕМПЧЕЛ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Л ЧБН ДМС ЧБЫЕЗП ЦЕ ВМБЗБ, ЮФП ВЩ ЧЩ ЮЕТЕЪ ПВЙДХ, ЮЕТЕЪ ВПМШ РПОСМЙ ФП, ЮФП ПВЩЮОЩН РХФЕН ОЕ РПОЙНБМЙ. й ЛПЗДБ ЧЩ ХЧЙДЙФЕ «УФБТБОЙС» ЧБЫЕЗП ЧТБЗБ, ЧЩ РТПУФЙФЕ ЕНХ ПВЙДХ Й ДБЦЕ РПМАВЙФЕ ЕЗП. фЕРЕТШ ОБ ПДОПЗП ЧТБЗБ Х ЧБУ УФБМП НЕОШЫЕ.

сТЛЙЕ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЬНПГЙЙ ФПЦЕ НПЗХФ ДЕТЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ. лФП-ФП РПУФПСООП УФБЧЙФ ГЕМЙ, ЮФП ВЩ РТЙ ДПУФЙЦЕОЙЙ ЙИ ЙУРЩФЩЧБФШ ТБДПУФШ. б ПФ ТБДПУФЙ ДП ТБДПУФЙ ПО ВХДЕФ РТЕВЩЧБФШ Ч ДЕРТЕУУЙЙ. оБИПЦДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УПУФПСОЙЙ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЬНПГЙК - ЬФП ЕУФЕУФЧЕООПЕ УПУФПСОЙЕ ПТЗБОЙЪНБ. й НЩ ЧУЕ ВЕЪПЗПЧПТПЮОП ХУФТЕНМЕОЩ Л ПЭХЭЕОЙА УЮБУФШС. оП НОПЗЙЕ ДПВЙЧБАФУС ЬФПЗП РХФЕН ХРПФТЕВМЕОЙС УРЙТФОПЗП Й ОБТЛПФЙЛПЧ, ОЕ РПДПЪТЕЧБС, ЮФП ЕУФШ ЙОЩЕ РХФЙ. фБЛ МАДЙ РТЙПВТЕФБАФ ЧОХФТЕООАА ЪБЧЙУЙНПУФШ - ЪБЧЙУЙНПУФШ ПФ РТЙЧЩЮЕЛ. й ЕУМЙ ЧЩ УЕКЮБУ ХУФТЕНЙМЙУШ Л РПЙУЛХ ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ, ФП РТПЧЕДЙФЕ УЕТШЕЪОХА ЮЙУФЛХ УЧПЕЗП ПТЗБОЙЪНБ ПФ РТЙПВТЕФЕООЩИ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. нЙТуПЧЕФПЧ РТЕДМБЗБЕФ ЧБН ПЮЕОШ РТПУФПК НЕФПД: РТЙХЮЙФШ ПТЗБОЙЪН Л РПМЕЪОПК РТЙЧЩЮЛЕ - ЕЦЕДОЕЧОП ЙЪВБЧМСФШ УЕВС ПФ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. ьФП Й УМПЦОП Й РТПУФП ПДОПЧТЕНЕООП. еУМЙ ЧЩ ЙУРХЗБЕФЕУШ ЬФПЗП РХФЙ, ОЕ РТПКДЕФЕ ЕЗП, ФП ЧЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЪОБЕФЕ УЕВС ОБ НОПЗП УФХРЕОЕК ЧЩЫЕ ФПЗП, ЛБЛПК ЧЩ УЕКЮБУ. б НЩ ХЧЕТСЕН ЧБУ - ФПФ ДТХЗПК ЮЕМПЧЕЛ - РТЕЛТБУЕО!

фПЮОП ФБЛ ЦЕ ЙЪВБЧМСКФЕУШ ПФ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЦЕМБОЙК. уВЩЧЫБСУС НЕЮФБ ДЕМБЕФ ОБУ УЮБУФМЙЧЕЕ, ОП ОЕ ОБ ДПМЗП.

рПФПН ЧПЪОЙЛБЕФ ОПЧПЕ ЦЕМБОЙЕ, Й ФБЛ ЗПОЛБ ЪБ ОЙНЙ РТПДПМЦЙФУС. рПРТПВХКФЕ ВЕЪ ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЙ РТЙМПЦЙФШ Л УЕВЕ ПЭХЭЕОЙЕ УЮБУФШС, ЛБЛ ЬФП УДЕМБМЙ ЗЕТПЙ ЙЪЧЕУФОПК ОБ ЧЕУШ НЙТ УЛБЪЛЙ нПТЙУБ нЕФЕТМЙОЛ «уЙОСС РФЙГБ». нБМШЮЙЛ Й ДЕЧПЮЛБ РПОСМЙ, ЛБЛ НПЦОП ПВНБОХФШ ЪБЧЙУЙНПУФШ, Й ПОЙ ПВТЕМЙ ОБЗТБДПК УЙОАА РФЙГХ УЮБУФШС. уЧПВПДОЩН ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ФПЗДБ, ЛПЗДБ ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ УПЗТЕЧБЕФ ЕНХ УЕТДГЕ.

рТБЛФЙЮЕУЛЙЕ ДЕКУФЧЙС.

фЕПТЙА НЩ ПУЧПЙМЙ, ФЕРЕТШ РТПЧЕДЕН РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ДЕКУФЧЙЕ. мСЗФЕ ОБ ТПЧОХА РПЧЕТИОПУФШ. тБУУМБВШФЕУШ. оПЗЙ, ТХЛЙ, ФХМПЧЙЭЕ, ЗПМПЧБ - ЧУЕ ТБУУМБВМЕОП. рТПЮХЧУФЧХКФЕ ЬФП. ъБЖЙЛУЙТХКФЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФПН, ЛБЛ ТБУУМБВМСАФУС ЧБЫЙ НЩЫГЩ. б ФЕМП ЛБЛ ВЩ ПВНСЛБЕФ. чБЦОП РТПЛПОФТПМЙТПЧБФШ, ЮФПВЩ ТБУУМБВЙМЙУШ ФЕ НЩЫГЩ, ЛПФПТЩЕ Х ОБУ ОЕ ТБУУМБВМСАФУС ДБЦЕ ОПЮША. ьФП НЕМЛЙЕ НЩЫГЩ МЙГБ Й НЩЫГЩ РМЕЮЕЧПЗП РПСУБ. фЕРЕТШ РТЙУФХРЙН Л УБНПНХ ЧБЦОПНХ НПНЕОФХ: ПУЧПВПДЙН ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК. оБН ОХЦОП УФБФШ ЮЙУФЩН Й ВЕМЩН МЙУФПН ВХНБЗЙ, ОБ ЛПФПТЩК НПЦОП ВХДЕФ ЧРЙУБФШ «ОПЧХА ЙУФПТЙА». пУЧПВПДЙФШ ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК ДБЦЕ ОБ ОЕУЛПМШЛП УЕЛХОД - ЬФП ВПМШЫПК ФТХД. нЩ РТЙЧЩЛМЙ Л ЙИ РПУФПСООПНХ РТЙУХФУФЧЙА. оП ЙНЕООП Ч ЬФПК УМПЦОПУФЙ ИТБОЙФУС ФБКОБ ХУРЕИБ. йФБЛ, ХЧЙДЙН, ЛБЛ НЩУМЙ ЪБИПДСФ Ч ЗПМПЧХ. пФУМЕДЙН ЙИ ИПД, ПЮЕТЕДОПУФШ. ъБФЕН ОЕ РПЪЧПМЙН ЬФПНХ ЛБТБЧБОХ ЧПКФЙ Ч ОБЫЕ РПМЕ Й ОЕ ДБДЙН ЙН ДБМШЫЕ ТБЪЧЙФШУС. юФПВЩ ЛБЛ-ФП ХЧМЕЮШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ, РЕТЕНЕУФЙН ЕЗП ОБ ДЩИБОЙЕ. рПОБВМАДБЕН ЪБ ВЙЕОЙЕН УЧПЕЗП УЕТДГБ, ОЕ ДБЧБС РТЙ ЬФПН НЩУМСН РТПЧПДЙФШ ЛПОФТПМШ Й ПГЕОЛХ ОБЫЙН ДЕКУФЧЙСН. мАВБС БФБЛБ НЩУМЕК ДПМЦОБ ВЩФШ ПФВЙФБ. фЙЫЙОБ. й Ч ЬФПК ГЕООПК ФЙЫЙОЕ РТПЮХЧУФЧХКФЕ УЕВС УЧПВПДОЩН. оЙЮФП ЧБУ ОЕ УЛПЧЩЧБЕФ, ОЙ РТЙОХЦДБЕФ Й ОЕ ПВСЪЩЧБЕФ. чУЕ ЬФП ВХДЕФ РПФПН. б ЧПФ УЕКЮБУ - ФПМШЛП ЗБТНПОЙС Й УЧПВПДБ. чЩ НПЦЕФЕ ЧУРПНОЙФШ дЦПЛПОДХ мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, РТПЮХЧУФЧХКФЕ ЛБЮЕУФЧП ЕЕ ЧЪЗМСДБ Й ХМЩВЛЙ - ЧЕДШ ПОБ ЙЪМХЮБЕФ ФП ЦЕ УБНПЕ. еЕ ЧОХФТЕООСС ЗБТНПОЙС УПЕДЙОЙМБУШ У ЗБТНПОЙЕК ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. й ЧЩ ФБЛ ЦЕ: УФБОПЧЙФЕУШ ОЕ ФПМШЛП ЗБТНПОЙЮОЩ ЧОХФТЙ, ОП Й ЕДЙОЩ У ЧОЕЫОЙН НЙТПН. чЩ УФБОПЧЙФЕУШ ЮБУФША ЬФПЗП НЙТБ, Б ПО ЮБУФША ОБИПДЙФУС Ч ЧБУ. фБЛ РТПЙУИПДЙФ РТПОЙЛОПЧЕОЙЕ.

чПЪНПЦОП, ЧЩ ОЕ УТБЪХ ДПУФЙЗОЙФЕ ЬФПЗП ЮХЧУФЧБ. оП ДБЦЕ ЧП ЧТЕНС РЕТЧПЗП ЪБОСФЙС ЧЩ НПЦЕФЕ РПУФЙЮШ ЕЭЕ ЧПФ ЮФП: РПМОПЕ ТБУУМБВМЕОЙЕ Й ПУЧПВПЦДЕОЙЕ ПФ НЩУМЕК ДБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЙЪМЕЮЕОЙЕ. ьФП УПУФПСОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ВПЦЕУФЧЕООП, Й РПЬФПНХ ПОП МЕЮЙФ ВПМСЭЕЗП. пЮЕОШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ФБЛЙН НЕФПДПН ПУЧПВПДЙФШУС ПФ РТПУФХДОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. пДОБЦДЩ С РПЕИБМБ ОБ ТБВПФХ Ч ПЮЕОШ РМПИПН УПУФПСОЙЙ. с РПОЙНБМБ, ЮФП Х НЕОС ОБЮЙОБМУС ЗТЙРР. рП ДПТПЗЕ С ЪБЕИБМБ Ч ДПН Л УЧПЙН ТПДЙФЕМСН, ХЧЙДЕЧ НЕОС Ч ТБУЛЙУЫЕН УПУФПСОЙЙ, ПОЙ РТЕДМПЦЙМЙ НОЕ РПМЕЦБФШ Ч ХДБМЕООПК ЛПНОБФЕ ИПФС ВЩ РСФШ НЙОХФ. с ХЫМБ Ч ЛПНОБФХ, Й ТЕЫЙМБ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ФПМШЛП ЮФП РТПЮЙФБООПК НОПА НЕФПДЙЛПК. с МЕЗМБ Й ТБУУМБВЙМБУШ, ХВТБМБ НЩУМЙ ЙЪ ЗПМПЧЩ. нОЕ РПЛБЪБМПУШ, ЮФП С ЛБЛ ВЩ РПМХПФЛМАЮЙМБУШ ОБ НЗОПЧЕОЙЕ. юЕТЕЪ РСФШ НЙОХФ С ЧЩЫМБ Ч ЪБМ БВУПМАФОП ЪДПТПЧПК, ЮЕН ПЮЕОШ ХДЙЧЙМБ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК. пОЙ ОЕ НПЗМЙ РПЧЕТЙФШ УЧПЙН ЗМБЪБН - ОБ УФПМШЛП ЧЕМЙЛБ ВЩМБ ТБЪОЙГБ.

дПТПЗБ Ч ТБК.

чЩ ЪБЛПОЮЙМЙ ФТЕОЙОЗ, ПФЛТЩМЙ ЗМБЪБ, ЧУФБМЙ Й ОБЮБМЙ ЪБОЙНБФШУС ПВЩЮОЩНЙ ДЕМБНЙ. нЩУМЙ РПФЕЛМЙ Ч ЗПМПЧХ УЧПЕК ЮЕТЕДПК. оП ФЕРЕТШ ЧЩ НПЦЕФЕ ЪОБФШ, ЮФП ЧЩ ОЕ ТБВ НЩУМЕК, ЧЩ УРПЛПКОП НПЦЕФЕ РТЕУЕЮШ ЙИ ЧОЕДТЕОЙЕ. фЕРЕТШ ЧЩ ЛПОФТПМЙТХЕФЕ УЙФХБГЙА. чЩ НПЦЕФЕ РПЪЧПМЙФШ ЙН ВЩФШ Ч ЧБЫЕК ЗПМПЧЕ ДМС ТЕЫЕОЙС ЛБЛЙИ-ФП ЪБДБЮ, ОП ЧЩ ФБЛ ЦЕ НПЦЕФЕ РТЙЛБЪБФШ УЧПЕНХ ХНХ ВЩФШ ЮЙУФЩН. фЕРЕТШ ЧЩ ИПЪСЙО УЧПЕЗП ФЕМБ. чЪСФШ ФЕМП РПД ЛПОФТПМШ - ЬФП ЪОБЮЙФ ЧЩКФЙ ОБ ДХИПЧОЩК ХТПЧЕОШ. б ЬФП Й ЕУФШ ДПТПЗБ, ЧЕДХЭБС Ч ТБК. фЕРЕТШ ЮЕМПЧЕЛ УРПУПВЕО ПУПЪОБООП ВЩФШ УЧПВПДОЩН. й ЛПЗДБ РТПЙЪПЫМП ЧОХФТЕООЕЕ ПУЧПВПЦДЕОЙЕ, ЧОЕЫОЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ФПЦЕ ОБЮБМЙ НЕОСФШУС. чБУ РЕТЕУФБМЙ ПЛТХЦБФШ ОЕУЮБУФШС Й ТБЪТХЫЕОЙС. чОЕЫОЙК НЙТ ПФЛМЙЛОХМУС ОБ ЧБЫХ ЧОХФТЕООАА ЗБТНПОЙА Й РПЧЕТОХМУС Л ЧБН ФЕН ЦЕ, ЮЕН Й ЧЩ Л ОЕНХ. й Ч ЬФПН МЙГЕ НЩ ОБЮЙОБЕН ХМБЧМЙЧБФШ ЪОБЛПНЩЕ ЮЕТФЩ. пФ ОПЧПЗП ЮХЧУФЧБ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЛПЗДБ-ФП ДБЧОП-ДБЧОП ЬФП УПУФПСОЙЕ ХЦЕ ВЩМП У ОБНЙ. нЩ ВЩМЙ Ч ОЕН, Б ПОП РПНОЙФ ОБУ. фБЛ РТПЙЪПЫМП ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ ОБ ТПДЙОХ. оП НЩ УФБМЙ ПУПЪОБООЩНЙ.

рТПГЕУУ ПВТЕФЕОЙС ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ ДПМПЗ, ОП ПО ДЕМБЕФ ОБУ ЧЩЫЕ, НХДТЕЕ Й ЮЙЭЕ. оЙ ПДОБ УЙУФЕНБ Ч НЙТЕ ОЕ ЪБУФБЧЙФ ЧБУ ВЩФШ ФБЛЙН. оБПВПТПФ, МАВПК УЙУФЕНЕ ОХЦОЩ ТБВЩ. й ФПМШЛП ЧЩ УБНЙ, ПФВТПУЙЧ ЧУЕ ХУМПЧОПУФЙ НПЦЕФЕ УРБУФЙ УЕВС, ХЧЕТЕООПК РПУФХРША ЧЩИПДС ЙЪ ТБВУФЧБ.

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.

Какие ежедневные утверждения могут расширить Вашу внутреннюю свободу?

Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич. Джон Бойд-Орр, шотландский педагог, нобелевский лауреат.

Интересно, почему в наше, такое свободное и демократичное, время большинство населения как бы зажато в тиски? Личной жизни практически нет. На работе ими помыкает начальник, дома - супруг. Дети (свои или чужие) не просто не слушаются, а совсем от рук отбились... и вообще, всё идет не так, как хочется!

Самое страшное, что у этих людей жизнь и дальше будет идти именно так! Потому что внутри них нет свободы и выбор за них делают другие. Разными методами, но всегда с выгодой для себя. Дети, супруг, родственники, начальники, чиновники и т.д.

Идея свободы сознания, освобождения его от условностей, навязываемых окружением - стержневая в буддизме, даосизме, дзен-буддизме и во многих других религиозных и философских течениях. Это уже потом слова Великих Учителей (об освобождении сознания человека, о поиске истины внутри себя, об изменении мира вокруг через изменение его (мира) восприятия) их последователи в очередной раз превращают в способ закрепощения этого самого сознания. "Пусть хлеб насущный добывают, а думать мы за них будем. А то надумают ещё..." - примерно так думают гуру, начальники и начальнички обо всех остальных. А иначе как управлять этой "биомассой", если она вдруг станет свободной? Беды не оберешься!

Мы видим реальный мир таким, каким воспитаны его воспринимать. К. Кастанеда

Воспитаны родителями, школьными учителями, обществом, наконец, которое пропагандирует "новые ценности" посредством телевидения и других видов "социальной рекламы". Мир этот жестокий и несчастливый, где нужно "пахать", чтобы заработать просто на самое необходимое и "завоёвывать себе место под солнцем", расталкивая других. И "порядку" побольше! Чтоб "шаг вправо, шаг влево - побег", неотвратимое наказание за любое свободомыслие. И постепенно человек сам ограничивает себя практически во всём, придумывая самые нелепые причины, чтобы не развивать себя, не самообразовываться, не саморазвиваться и не самосовершенствоваться.

Я сам себе тюрьма. Александр Розенбаум, из песни.

Кому-то, видимо, это очень нужно, чтобы Вы сами держали себя в тюрьме! Но Вам ли? Ведь степень удовлетворённости жизнью, некий "коэффициент счастливости" определяется именно количеством внутренней свободы. Вот я, например. Проснулся сегодня, на улице дождь, настроения никакого, а у меня встреча запланирована. Важная. Позвонил, попросил перенести. Сказал честно о причине. Оказывается, и человеку было удобно встретиться со мной не сегодня, но он считал, что "должен по-любому, раз договорился". Серьёзным таким голосом, деловым. А я ничего никому не должен! Я просто действую, как удобно лично мне! Так у кого свободы больше? Я лично, выбирая свободу, заработаю не только на сандвич.

Метод расширения внутренней свободы

Расширить внутреннюю свободу можно! Методов существует тьма, но, наверное, самый простой - просто ежедневные повторения некоторых прописных истин.

Вот, например, что говорю себе каждое утро и вечером перед сном я сам. Возможно, и Вам будет это полезно. А поскольку практически вся информация, получаемая человеком, проходит фильтры сознания, подведу под каждое утверждение сознательную, рациональную основу.

1. "Возможно всё, что я задумал и о чём мечтаю!" Это действительно так! Современный мир предоставляет каждому человеку не только развивать, но и с хорошей прибылью продавать его знания, умения, таланты, идеи. Надо лишь не позволять эксплуатировать их на благо других, работая "за подачку", а заключать равноправные соглашения.

2. "Проблемы" - это не проблемы, а источники роста." Наши проблемы не даются нам просто так. Жизнь подкидывает нам проблемы как указатели - как делать не стоит, что надо искать другой путь. Если игнорируется, не решается малая проблема, вслед за ней приходит побольше, затем ещё больше. А постоянное своевременное решение проблем даёт тот необходимый опыт, который и открывает правильное видение своего Пути.

3. "Только я несу ответственность за всё в моей жизни." Ни обстоятельства, ни правительство (государство), ни работодатель, ни партнеры разные, никто не ответственен за правильное (по Вашему мнению) развитие Вашей жизни. Только Вы! И если Ваша жизнь идёт не так, как Вам хочется, жаловаться бесполезно, надо менять направление Пути.

4. "Всё, что задумал, делаю с тем результатом и к тому сроку, что были определены заранее." А есть ли смысл делать что-то тогда, когда это уже не нужно? Ложка дорога к обеду, а обед надо готовить ещё до того, как захотелось кушать.

5. "Не жалею о прошлом, но использую опыт прошлого для корректировки будущего." Здесь могу привести только бессмертный совет Дейла Карнеги: "Не стоит пилить опилки". Прошлого уже не вернёшь, единственное, что можно извлечь из прошлого - уроки на будущее! Жаловаться и жалеть себя - лишь бесполезная трата энергии!

6. "Всегда думаю перед тем, как что-то делаю. Искореняю в себе привычку действовать не думая." Планирование всегда даёт лучший результат, чем его отсутствие. Особенно планирование, вошедшее в привычку.

7. "Анализируй всю приходящую информацию. Хотя бы интуитивно, если нет возможности проверить." "Не верь всему, что слышишь и половине того, что видишь" - сказал какой-то мудрый человек. Все, даже казалось бы самые правдоподобные факты (информацию) лучше пропускать через фильтр сознательной критики, чем потом всю жизнь чувствовать себя последним лохом. Особенно полезно следовать этому правилу, когда Вам что-то пытаются продать.

8. "Уверенно, с чувством выражаю свои мысли." Тогда Вас будут слушать, а не игнорировать.

9. "Открыто говорю о своих чувствах. А чего мне бояться!" Действительно, чего? Или, точнее, кого? Все мы люди.

10. "Тот, кто обещает быстрое удовлетворение моих эгоистических интересов, нагло врёт!" Без комментариев. Подтверждено всей историей человечества.

11. "Хочешь сам быть независимым - позволяй это и другим." Отношения, построенные на свободе, самые прочные, долговременные и... просто приятные.

Конечно, Вы можете придумать и свои "расширяющие утверждения". Любые, какие считаете нужными лично для себя.

И если Вы искренне, без всяких условий и условностей в них поверите, они чудесным образом начинают сбываться.