Болезни Военный билет Призыв

Эмоциональные состояния. Характеристика эмоциональных состояний. Структура эмоций. Эмоциональное состояние памяти

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура эмоций
Рубрика (тематическая категория) Психология

Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом (1873-1874). По ᴇᴦο мнению, структура эмоций включает три основных измерения˸ 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты˸ 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) физиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на структуру эмоций придерживаются такие ученые, как Е. П. Ильин (2001), К. Изард (2000), Г. М. Бреслав (1984), А. Н. Лук (1982), Р. Лазарус (1991) и др.

Каждый из этих компонентов при различных формах эмоционального реагирования должна быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как её составляющие.

Импрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфическое внутреннее переживание, являющееся ʼʼглавной эмоциональной единицейʼʼ (А. Е. Оль-шанникова, 1983). Согласно С. Л. Рубинштейну, переживание – это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л. И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше понимать и ᴇᴦο сущность. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление ᴇᴦο сущности, места в мире и т.д.

В современной психологии существует несколько подходов к определению понятия ʼʼпереживаниеʼʼ˸

1) через ᴇᴦο противопоставление объективному знанию . Так, согласно Л. М. Веккеру (2000), переживание – это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов является знанием;

2) через лингвистический анализ слова ʼʼпереживаниеʼʼ, ʼʼпережитьʼʼ. Это характерно для деятельностной теории переживаний Ф. Е. Василюка (1984), согласно которой пережить что-либо, значит, перенести какое-то жизненное событие, справиться с критической ситуацией, а переживание – это ʼʼособая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизниʼʼ. Переживание-деятельность проявляется в тех случаях, когда становится невозможным прямое и непосредственное решение проблем в предметно-практической деятельности;

  • - Структура эмоций

    Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом (1873-1874). По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение. Впоследствии эти взгляды на... .


  • - Структура эмоций. Компоненты эмоционального реагирования.

    Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения: 1) удовольствие/неудовольствие; 2) возбуждение/успокоение; 3) напряжение/разрешение. В настоящее время в качестве...

  • Эмоции отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

    Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована выдающим немецким психологом XIX в. В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение.

    Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) физиологический (вегетативные изменения). Каждый из этих компонентов при различных формах эмоционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

    Импрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфическое внутреннее переживание, являющееся «главной эмоциональной единицей». Переживание – это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. Понимание характера переживаний человека позволяет лучше понимать и его сущность. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т.д.

    Таким образом, переживание это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

    Экспрессивный компонент эмоционального реагирования . Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций.

    Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).

    Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, то есть координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей. Считается, что любое мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений (рис. 6.1).

    Рис.6.1. Характерные черты мимики:

    а - удовольствие; б - настороженность; в - ожесточение; г - гнев;

    д - презрение; е - веселость; ж - сильный смех; з - печаль

    Выделяют следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; 2) приобретенные , заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному индивиду.

    Исследования позволили определить три автономные зоны лица : 1) область лба и бровей; 2) область глаз (глаза, веки, основание носа); 3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица, а наименее выразительные - в области лба-бровей. Глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мимических изменений верхней и нижней части. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха – область глаз, гнева – верхняя часть лица, радости и отвращения – нижняя часть лица (Табл. 6.1).

    Эмоции бывают положительными и отрицательными. Об этом знают те, кто хоть раз испытывал эмоции, т.е. все. Но понятия положительности и отрицательности эмоций требуют некоторого уточнения с точки зрения их градации. Например, эмоции гнева, страха, стыда не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных, а могут возникнуть в состоянии так называемых смешанных чувств.

    Простые эмоции позволяют устанавливать значимость условий для удовлетворения актуальных потребностей, вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

    Радость - положительное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

    Удивление - состояние, вызванное сильным впечатлением, поражающим неожиданностью, необычайностью, странностью.

    Страх возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

    Гнев - недовольство, возмущение, раздражение, возникающее, когда потребности или ожидания не удовлетворены.

    Удовольствие - довольство от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний.

    Стыд возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

    Отвращение - резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.

    Презрение - отношение, вызываемое признанием кого-либо или чего-либо недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально низким, ничтожным.

    Страдание - негативное эмоциональное состояние, причиной которого является обладание верной или кажущейся таковой информацией о том, что возможность удовлетворения важнейших жизненных потребностей отсутствует или затруднена.

    Чувства - сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль.

    Не менее популярной является классификация по содержанию.

    Нравственные - один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. К ним относятся: одобрение и осуждение.

    Моральные - долг, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

    Аморальные - жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

    Интеллектуальные проявляются в процессе познавательной деятельности, при решении новых, трудных задач. К ним относятся: любознательность, любопытство, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение.

    Эстетические переживания человека возникают при восприятии произведений искусства, красивых предметов, явлений природы и др., стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование идеалов личности.

    К ним относят: прекрасное, возвышенное, восторг, наслаждение и т.д.

    Страсть - наличие сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо .

    Настроение - устойчивые состояния средней или совсем небольшой силы, которые действуют продолжительное время.

    Аффекты - бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.

    Фрустрация - состояние, возникающее при столкновении с неожиданными препятствиями и помехами на пути достижения цели, что мешает удовлетворению потребностей.

    Стресс - состояние психологического перенапряжения, возникающее при эмоциональной перегрузке нервной системы.

    Воодушевление возникает, когда цель деятельности ясна, а результаты точно представляются, причем как нужные и ценные.

    От длительности и интенсивности протекания эмоциональные состояния подразделяют на слабые и сильные (бурно протекающие).

    Слабые - настроение - длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности, захватывающее в течение некоторого времени личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.

    Сильные - аффект. Важной специфической чертой аффектов является их возникновение в ответ на свершившееся событие.

    С.Л. Рубинштейн выделил две основные черты, отличающие настроение.

    • 1. Они не предметны, а личностны.
    • 2. Это не специфическое и конкретное переживание, но общее состояние, имеющее отношение к одной определенной ситуации или факту.

    Также известны классификации по действию на организм:

    стенические - поднимающие активность, энергичность и деятельность человека;

    астенические - снижающие активность, ослабляющие энергичность.

    По продолжительности:

    кратковременные; длительные.

    По форме протекания:

    настроения;

    аффекты;

    страсти;

    Классификация по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву :

    • ? аффекты;
    • ? страсти;
    • ? стрессы;
    • ? чувства;
    • ? конкретные эмоции;
    • ? настроения.

    Важно запомнить!

    Процессы эмоционального восприятия, осознания и выработку поведенческих реакций выполняют многие отделы головного мозга.

    Лимбическая система. Дж.-У. Парец предположил, что сингулярная кора, энто- ринальная кора, гиппокамп, гипоталамус и таламус образуют круг, который участвует в механизмах мотивации и эмоций. А психолог П.-Д. Маклин (MacLean, 1949), включив в данную систему миндалину, назвал ее лимбической.

    Гипоталамус. Ученые Олдос и Фобес (Olds, Fobes, 1981) обнаружили центр удовольствия. При его стимуляции человек испытывает наслаждение. В латеральном гипоталамусе выявлено два типа нейронов, различным образом реагирующих на эмоциональные ситуации. Первый тип - мотивационный (обнаруживалась максимальная активность в мотивационном поведении). Второй тип - подкрепляющий, поскольку эти клетки активизировались по достижении желаемого (по достижении цели).

    Миндалина (амигдала) играет роль в нескольких видах эмоционального поведения: агрессии, страхе, отвращении, материнском поведении. Данная структура отвечает за поведенческий, вегетативный и гормональный компоненты условного эмоционального ответа, активируя нервные круги, расположенные в гипоталамусе и стволе мозга.

    Сенсорная ассоциативная кора анализирует сложные комплексные стимулы и передает информацию в миндалину.

    Орбитофронтальная кора включена в оценку последовательностей действий. Она не прямо включена в процесс принятия решений, но транслирует эти решения в жизнь, применительно к конкретной ситуации. Ее центральные связи с диенцефанолом и височной областью, снабжают ее информацией об эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной корой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетативные изменения.

    Сингулярная кора обеспечивает связь между структурами в лобной коре, принимающими решения, эмоциональными структурами лимбической системы и головными механизмами, контролирующими движение. Является фокусом сенсорной и эффективной систем.

    • Столяренко ЛД. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на/Д.: Феникс, 2000.
    • Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психологиячеловека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.

    Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования.

    Эмоциии (от лат. emovere - возбуждать, волно­вать) – это особая группа психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение че­ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

    Человек не только познает окружающую действительность, но и активно на нее реагирует и оказывает соответствующее воздействие. Познавая действительность, человек, так или иначе, к ней относится. Одни события, явления, предметы его радуют, другие огорчают, раздражают, третьи возмущают, вызывают негодование, и даже приступы ярости.

    Эмоции (от латинского emoveo – потрясать, волновать) – реакция психики человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, носящая ярко выраженную субъективную окраску.

    Эмоции, как правило, относительно простой непосредственный вид психического отражения, протекающий в форме переживаний личной значимости и оценке внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека. Это отражение носит ярко выраженный субъективный характер, каждый из нас по-своему и плачет и по-своему смеется. Эмоции могут быть реакцией не только на непосредственные события, но и на вероятные и вспоминаемые, они отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и могут предвосхищать результат и действие.

    В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

    Функции эмоций

    Сигнальная функция эмоций выражается в передаче собеседнику информации о своем психическом состоянии, своем отношении к текущей ситуации, готовности действовать определенным образом.

    Регулирующая функция эмоций состоит в стимулировании активности индивида. Эмоции, связанные с негативными переживаниями, как правило, снижают работоспособность. Известно, что одна минута межличностного конфликта в коллективе порождает 20 минут послеконфликтных переживаний и снижение результативности деятельности работников на 25%. И наоборот, приподнятое настроение повышает трудовую отдачу.



    Защитно – мобилизационная функция эмоций связана с чувством надвигающейся опасности для индивида. Она помогает ему вовремя подготовиться к сложной ситуации. При этом подготовка происходит не только на уровне аналитических размышлений над поиском вариантов защиты, но и на уровне психофизиологических изменений в организме (выброс в кровь дополнительного количества адреналина, приведение соответствующих групп мышц в напряженное состояние и др.).

    Оценочная функция эмоций позволяет человеку сформировать субъективную обобщенную оценку текущим событиям, признать за ними тот или иной уровень полезности или неприемлемости, оценить их соответствие его актуальным потребностям.

    показателем талантливости артиста.

    Виды эмоций

    Характеристика эмоций Виды эмоций
    1 Знак Положительные, отрицательные, амбивалентные
    2 Модальность Радость, страх, гнев и пр
    3 Влияние на поведение и деятельность Стеничные (повышающие активность), астеничные (понижающие активность)
    4 Степень осознанности Осознаваемые, неосознаваемые
    5 Предметность Предметные, беспредметные
    6 Степень произвольности Произвольные, непроизвольные
    7 Происхождение Врожденные приобретенные Первичные, вторичные
    8 Уровень развития Низшие, высшие
    9 Длительность Кратковременные, длительные
    10 Интенсивность Слабые, сильные

    Формы эмоционального реагирования:

    аффекты, эмоции, чувства и настроения.

    Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализуют «аварийное поведение». Самоконтроль резко понижен.

    Эмоции – относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание. Выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации.

    Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

    Интерес - интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность.

    Радость - эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и самому себе.

    Удивление - эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями.

    Печаль - переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

    Гнев - эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности.

    Отвращение - эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов.

    Презрение - чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии.

    Страх - эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выраженной тенденцией к бегству.

    Стыд - переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, как способствующее соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих.

    Вина - переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

    Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.

    1. Эстетические чувства возникают при восприятии мира прекрасного, будь то явление природы, произведение искусст­ва или поступки человека (чувство красоты, величия, низости, комического и трагического).

    2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс по­знания, воображения и творчества (изумление, сомнение, недо­умение, пренебрежение, любопытство).

    3. Нравственные чувства характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, к людям и к обще­ству в целом (чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства).

    4. Праксические чувства возникают в практической дея­тельности и отражают эмоциональное отношение как к резуль­татам, так и к самому процессу труда.

    Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.

    Эмоциональное состояние - это непосредственное переживание какого-либо чувства.

    В зависимости от удовлетворения потребностей переживаемые человеком состояния могут быть положительными , отрицательными или амбивалентными (двойственность переживаний). С учетом характера воздействия на деятельность человека эмоции бывают стеническими (побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы, например, вдохновение) и астеническими (расслабляют человека, парализуют его силы, например, паника). Некоторые эмоции могут быть и стеническими, и астеническими одновременно. Различное воздействие одного и того же чувства на деятельность разных людей обусловлено индивидуальными особенностями личности и ее волевыми качествами. Например, страх может дезорганизовать трусливого человека, но мобилизовать смелого.

    По динамике протекания эмоциональные состояния бывают длительными и кратковременными, по интенсивности - интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости - устойчивыми и изменчивыми.

    В зависимости от формы протекания эмоциональные состояния делятся на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

    Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон , т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон накапливает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности и позволяет принять быстрое решение о значении нового раздражителя (красивый пейзаж, неприятный собеседник). Эмоциональный тон обусловлен личностными особенностями человека, процессом протекания его деятельности и др. Целенаправленное использование эмоционального тона позволяет воздействовать на настроение коллектива, продуктивность его деятельности.

    Настроение - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни. Настроение зависит от социальной деятельности, мировоззрения, направленности человека. Может быть связано с состоянием здоровья, временем года, окружающей обстановкой.

    Депрессия - это подавленное настроение, связанное с ослаблением возбуждения.

    Апатия характеризуется упадком сил и представляет собой психологическое состояние, вызванное утомлением.

    Аффект - это кратковременная бурнопротекающая эмоция, которая имеет характер эмоционального взрыва. Переживание аффекта носит стадиальный характер. На первой стадии человек, охваченный вспышкой ярости или дикого восторга, думает только о предмете своего чувства. Его движения становятся неконтролируемыми, изменяется ритм дыхания, расстраиваются мелкие движения. Вместе с тем на этой стадии каждый психически нормальный человек может затормозить развитие аффекта, к примеру, переключением на другой вид деятельности. На второй стадии человек утрачивает способность контролировать свои действия. Вследствие этого он может совершить поступки, которые не совершил бы в обычном состоянии. На третьей стадии происходит расслабление, человек переживает состояния усталости и опустошенности, порой он не способен вспомнить эпизоды событий.



    Анализируя аффективный поступок, необходимо помнить, что в структуре этого поступка отсутствует цель, а мотивом выступают переживаемые эмоции. Для предупреждения формирования аффективной личности необходимо обучать учащихся приемам саморегуляции, учитывать в процессе воспитания их тип темперамента. К аффекту склонны ученики холерического и меланхолического темперамента (последние в состоянии утомления).

    Понятие «стресс» было введено в науку Г. Селье (1907-1982). Ученый определил стресс как неспецифическую реакцию организма человека (животного) на любое предъявляемоетребование. В зависимости от стрессового фактора выделяют физиологический и психический стресс. Последний, в свою очередь, подразделяют на информационный (работник МЧС не успевает принять верное решение в требуемом темпе в ситуации высокой ответственности) и эмоциональный (возникает в ситуациях угрозы, опасности, к примеру, на экзамене). Реакция организма при стрессе получила название «общего синдрома адаптации» . Данная реакция включает три этапа: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

    С точки зрения Г. Селье, стресс - это не просто нервное напряжение, это не всегда результат повреждения. Ученый выделил два вида стресса: дистресс и эустресс. Дистресс возникает в трудных ситуациях, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения и переживается с большой внутренней напряженностью. Реакция, возникающая при дистрессе, напоминает аффект. Дистресс отрицательно влияет на результат деятельности человека, пагубно воздействует на его здоровье. Эустресс, напротив, - это положительный стресс, сопровождающий творчество, любовь, оказывающий позитивное влияние на человека и способствующий мобилизации его духовных и физических сил (Г. Селье, 1960).

    Способами адаптации к стрессовой ситуации являются неприятие ее в личностном плане (психологическая защита личности), полное или частичное отключение от ситуации, «смещение активности», использование новых способов решения проблемной задачи, способность осуществлять сложный вид деятельности вопреки напряжению. Для преодоления дистресса человеку необходимы физические движения, способствующие активизации парасимпатического отдела высшей нервной деятельности, могут быть полезны музыкотерапия, библиотерапия (прослушивание отрывков из художественных произведений), трудотерапия, игровая терапия, а также овладение приемами саморегуляции.

    Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, которое является доминирующим мотивом деятельности, приводит к сосредоточению всех сил на предмете страсти. Страсть может определяться мировоззрением, убеждениями или потребностями личности. По своей направленности это эмоциональное проявление может быть положительным и отрицательным (страсть к науке, страсть к накопительству). Когда речь идет о детях, имеют в виду увлечения. Подлинно положительные увлечения объединяют ребенка с окружающими, расширяют его сферу познания. Если положительное увлечение изолирует ребенка от сверстников, то, возможно, оно компенсирует чувство неполноценности, переживаемое им в иных сферах деятельности (в учебе, спорте), не связанных с его интересами, что свидетельствует о неблагополучии личности.

    Фрустрация представляет собой психическое состояние, вызываемое появлением непреодолимых препятствий (реальных или мнимых) при попытке удовлетворения значимой для личности потребности. Сопровождается фрустрация разочарованием, досадой, раздражением, тревожностью, подавленностью, обесцениванием цели или задачи. У некоторых людей это состояние проявляется в агрессивном поведении или сопровождается уходом в мир грез и фантазий. Фрустрацию может вызвать отсутствие способностей и умений, необходимых для достижения цели, а также переживание одного из трех типов внутренних конфликтов (К. Левин, 1890-1947). Это конфликт равнозначных положительных возможностей , возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив; б) конфликт равнозначных отрицательных возможностей , возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив; в) конфликт положительно-отрицательных возможностей , возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы.

    Динамика и формы проявления состояний фрустрации различны у разных людей. Особую роль в формировании направления эмоциональных реакций играет, как показывают исследования, интеллект. Чем выше у человека интеллект,тем вероятнее от него ожидать внешнеобвинительной формы эмоциональной реакции. Люди с менее высоким интеллектом более склонны в ситуациях фрустрации брать вину на себя.

    Многие психологи считают, что существуют только три основные эмоции: гнев, страх и радость.

    Гнев - это отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация. Наиболее распространенным способом выражения гнева выступает агрессия - преднамеренное действие, направленное на причинение вреда или боли. К способам выражения гнева относят: прямое выражение чувств, косвенное выражение чувств (перенос гнева с человека, вызвавшего фрустрацию, на другого человека или предмет) и сдерживание гнева. Оптимальные варианты преодоления гнева : обдумывание ситуации, нахождение в ней чего-нибудь комического, выслушивание своего оппонента, отождествление себя с человеком, вызвавшим гнев, забывание старых обид и раздоров, стремление почувствовать любовь и уважение к противнику, осознание своего состояния.

    Радость - это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Длительное ощущение радости называют счастьем. По Дж. Фридману, человек счастлив, если он одновременно ощущает удовлетворенность жизнью и душевный покой. Как показывают исследования, более счастливы люди семейные, с активными религиозными убеждениями, имеющие хорошие взаимоотношения с окружающими (В. Квинн, 2000).

    Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности. Обоснованные страхи играют важную адаптивную роль, способствуют выживанию. Тревожность - это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, и характеризующееся напряженностью и озабоченностью. Состояние тревоги зависит от проблемной ситуции (экзамен, выступление) и от личностной тревожности. Еслиситуативная тревожность представляет собой состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, то личностная тревожность - стабильную черту личности, постоянную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Люди с низкой личностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы у них вызвать стрессовую реакцию.

    Высшие чувства человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, ходом и результатами деятельности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства могут быть интеллектуальными, нравственными и эстетическими.

    К интеллектуальным чувствам относят переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, интерес, сомнение, уверенность, чувство нового др.). Интеллектуальные чувства могут быть обусловлены содержанием, проблемным характером деятельности, степенью сложности решаемых задач. Интеллектуальные чувства, в свою очередь, стимулируют деятельность, сопровождают ее, влияют на ход и результаты мыслительной деятельности человека, выступая ее регулятором.

    Нравственные чувства включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей. К группе нравственных чувств относят патриотизм, любовь к профессии, долг, коллективизм и др. Формирование этих чувств предполагает усвоение человеком нравственных правил и норм, которые носят исторический характер и зависят от уровня развития общества, обычаев, религии и др.Основой возникновения нравственных чувств выступают общественные межличностные отношения, определяющие их содержание. Будучи сформированы нравственные чувства побуждают человека к свершению нравственных поступков. Нарушение моральных норм чревато переживанием стыда и вины.

    Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному. Эстетические чувства включают в себя чувство трагического, комического, иронического, саркастического, проявляются в оценках, вкусах, внешних реакциях. Они активизируют деятельность, помогают глубже постичь искусство (музыка, литература, живопись, театр).