Болезни Военный билет Призыв

Психологические приемы расположения к себе собеседника. Телесные Блоки человека: как создать желаемое настроение собеседника за пару минут. В личной жизни

Умение вести переговоры пригодится не только тем, кто занимает руководящие посты. Правильно построенная беседа может помочь в различных областях. Но главное в этом искусстве — не те слова, которые вы будете говорить, а то, как вы будете себя вести. В этой статье 12 советов о том, как провести разговор, чтобы сразу расположить к себе собеседника.

Шаг 1. Расслабьтесь

Напряженность порождает раздражительность, а раздражительность - главный враг продуктивной беседы. Исследования доказывают, что всего одна минута расслабления увеличивает активность головного мозга, что очень важно для ведения беседы и быстрого принятия решений.

Прежде чем начать разговор, сделайте следующее:

2. В течение 1,5 минут медленно дышите: вдох на 5 счётов, выдох на 5 счётов.

3. Теперь зевните пару раз и обратите внимание, расслабились ли вы? Оцените степень вашей расслабленности по 10-ти бальной шкале. Результат запишите.

4. Теперь нужно размять мышцы тела. Начните с лица: сморщите и напрягите все мышцы лица, а затем расправьте и расслабьте их. Аккуратно понаклоняйте голову из стороны в сторону и назад-вперед. Повращайте плечами. Напрягите руки и ноги, досчитайте до 10, расслабьтесь и встряхните их.

5. Несколько раз глубоко вздохните. Ваше состояние улучшилось?

Шаг 2. Сосредоточьте внимание на настоящем моменте

Когда вы расслабляетесь, вы сосредоточены на текущем моменте, не обращаете внимание на то, что творится вокруг. То же самое надо сделать во время беседы. Включите интуицию и вам удастся услышать все оттенки речи говорящего, которые передадут эмоциональное значение его слов, и вы сможете понять, в какой момент беседа свернёт с нужного вам пути.

Шаг 3. Чаще молчите

Умение молчать поможет вам уделить больше внимания тому, что говорят другие люди. Чтобы развить это мастерство, попробуйте упражнение «Колокол». На сайте по ссылке кликните «Ударить в колокол » и внимательно вслушивайтесь в звук, пока он не затихнет. Проделайте так несколько раз. Это поможет вам научиться сосредотачивать внимание и молчать, когда вы кого-то слушаете.

Шаг 4. Будьте позитивны

Прислушайтесь к своему настроению. Вы устали или бодро себя чувствуете, спокойны или встревожены? Спросите себя: оптимистично ли я настроен в преддверии этого разговора? Если у вас есть сомнения или тревоги - лучше отложить разговор. Если это сделать невозможно, то мысленно начните его, порепетируйте, это поможет вам подобрать слова и аргументы, которые помогут достичь цели.

Шаг 5. Подумайте о намерениях собеседника

Чтобы разговор был честным и сбалансированным, каждый должен быть открыт для него и ясно заявлять о своих ценностях, намерениях и целях. Если ваши намерения не совпадают с намерениями человека, с которым вы пытаетесь делать бизнес, - проблемы неизбежны. Попробуйте заранее выяснить, что хотел бы получить от сделки ваш собеседник. Но будьте аккуратны, ваш собеседник может тщательно скрывать свои цели и говорить то, что хотите услышать вы.

Шаг 6. До разговора подумайте о чём-то приятном

Вести беседу нужно с выражением доброты, понимания и интереса на лице. Но если на самом деле вы таких чувств не испытываете, поддельные эмоции будут выглядеть ужасно. Есть небольшой секрет: перед разговором подумайте о чём-то приятном, вспомните людей, которых вы любите и уважаете. Эти мысли придадут вашему взгляду мягкость, вызовут лёгкую полуулыбку, а такое выражение лица подсознательно вызовет чувство доверия к вам у вашего собеседника.

Шаг 7. Следите за невербальными сигналами

Всё время смотрите на человека, с которым разговариваете. Оставайтесь сосредоточенным и старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если собеседник что-то не договаривает или хочет вас обмануть, он, конечно, будет это тщательно скрывать, но на какую-то долю секунды он может забыться и выдать себя выражением лица или жестом. Конечно, вы сможете только узнать, что он вас обманывает, но, к сожалению, не сможете узнать о причине обмана.

Шаг 8. Будьте любезным собеседником

Начните беседу с комплимента, который задаст ей доброжелательный тон, и закончите комплиментом, выражающим вашу признательность собеседнику за разговор. Конечно, комплименты не должны звучать, как неприкрытая лесть. Поэтому задайте себе вопрос: что я действительно ценю в этом человеке?

Шаг 9. Добавьте голосу теплоты

Старайтесь говорить более низким голосом. На такой голос собеседник будет реагировать с большим доверием. Когда мы злимся, когда мы возбуждены или испуганы, наш голос непроизвольно звучит выше и резче, постоянно меняется его громкость и темп речи. Поэтому низкий голос будет сигнализировать собеседнику о вашем спокойствии и уверенности лидера.

Шаг 10. Говорите медленнее

Немного замедленная речь помогает людям лучше понимать вас, не напрягаясь, чтобы уловить каждое слово, это вызывает у них уважение к вам. Не так просто научиться говорить медленно, потому что с самого детства многие из нас тараторят. Но придётся постараться, потому что медленная речь успокаивает собеседника, в то время как быстрая вызывает раздражение.

Шаг 11. Краткость - сестра таланта

Разбейте свою речь на отрывки по 30 секунд или даже меньше. Не нужно строить невероятных предложений. Наш мозг способен хорошо усваивать информацию только микро-порциями. Произнесите одно-два предложения, а потом сделайте паузу, убедитесь, что человек вас понял. Если он молчит и не задаёт вопросов, можно продолжать, ещё одно-два предложения и пауза.

Шаг 12. Слушайте внимательно

Сосредоточьте свое внимание на собеседнике, для вас важно всё: его слова, их эмоциональная окраска, его жесты и выражение лица. Когда он делает паузу - отреагируйте на то, что он сказал. Не забывайте во время разговора прислушиваться и к своей интуиции.

И последний совет: , которая укрепляет нервную систему и помогает расслабиться, эта практика пригодится вам во время скучных бесед.

Сегодня мы поговорим о том, как расположить к себе человека и рассмотрим методику спецслужб , которую раскрыл Джек Шафер – американский профессор психологии, долгое время до этого проработавший спецагентом ФБР. Заметил, что в последнее время об этом стали много писать, и вот я тоже решил не отставать и рассмотрю, как добиться расположения человека по методике спецслужб на примерах.

Начнем с того, для чего это вообще нужно. Да для всего чего угодно! Умение расположить к себе человека однозначно пригодится вам как при в бизнесе, так и в каких-то личных, бытовых, повседневных делах.

Итак, Джек Шафер рассказал, как спецслужбы учили располагать к себе людей при помощи личного обаяния. Главный вывод, который он сделал, звучит так:

Чтобы расположить к себе человека, необходимо заставить его понравиться самому себе.

Прием 1 . Совершите ошибку. Да-да, именно так. Когда вы начинаете общаться с человеком, можно намеренно допустить какую-то откровенную, но несущественную ошибку, так, чтобы он это заметил и поправил вас. А вы сделаете вид, что смутились, и поправитесь.

В чем суть такого приема? Во-первых, вы продемонстрируете собеседнику, что вы неидеальны, вы обычный простой человек, которому тоже свойственно ошибаться. Это сразу снимет напряжение. Во-вторых, ваш собеседник почувствует себя увереннее, даже психологически ощутит некое превосходство, а в таком состоянии расположить к себе человека гораздо проще, ведь так он будет думать, что это он управляет ситуацией, не подозревая, что все наоборот. Далее ваше общение станет более свободным и непринужденным.

Например :

  • Пока нашел это Пушкина, 12, у всех спрашивал…
  • Пушкина, 13!
  • Ой да, простите, конечно, 13!

Прием 2 . Говорите с собеседником о нем. Чтобы расположить человека к себе, нужно интересоваться им. Его делами, его здоровьем, его настроением, его интересами, его детьми, его мнением, его жизнью в целом. Вот тогда он заинтересуется вами. Если же вы будете сосредоточены на том, чтобы выгодно преподнести себя – это даст противоположный эффект.

Для любого человека очень важно, насколько он интересен, насколько он значим в глазах других. Заставьте его поверить в то, что он вам реально интересен и реально значим для вас, и вы легко сможете добиться его расположения. Кстати, на этом будут основаны и последующие приемы.

Например :

  • У вас такие красивые картины висят в холле. Вы увлекаетесь живописью?
  • Слышали, недалеко собираются строить новый торговый центр. Что думаете по этому поводу?

Прием 3 . Делайте комплименты от третьего лица. Если вы хотите расположить человека к себе при помощи комплиментов, то это не всегда сработает. Потому что многие люди просто примут их за лесть, что для вас будет только хуже. Но есть способ, как усилить действие комплиментов: просто необходимо делать их не от себя, а как бы от третьего лица, от кого-то еще.

Например :

  • Ваш начальник порекомендовал вас как самого ответственного и грамотного специалиста;
  • Слышал много положительных отзывов о вашей фирме, причем, даже от конкурентов.

Прием 4 . Посочувствуйте собеседнику. Человеку обязательно будет приятно, когда вы выразите ему свое сочувствие, сопереживание в чем либо, вот только степень этого сочувствия нужно выбирать правильно, главное – не переборщить.

Задача этого приема – показать собеседнику, что вам небезразличны его чувства и эмоции, и что вы проникаетесь ими. Это больше объединит вас, сблизит психологически и поможет легко расположить к себе человека.

Например :

  • Представляю, как вам непросто было развивать свой бизнес в условиях такой мощной конкуренции…
  • Да, сейчас кризис, у всех спад, я понимаю…

Прием 5 . Попросите собеседника об одолжении. Думая о том, как расположить к себе собеседника, можно прибегнуть и к такому приему. Когда вы попросите человека об одолжении, он психологически почувствует себя немного выше вас в своих глазах, это снимет напряжение, он расслабится, и вам проще будет завладеть его сознанием.

Только эта просьба, конечно же, должна быть не очень существенная и адекватная, такая, на которую он бы точно согласился.

Например :

  • Не могли бы вы присмотреть за моими вещами, я сейчас быстро сделаю звонок и вернусь?
  • Не могли бы вы попросить кого-нибудь показать мне здание?

Прием 6 . Заставьте человека похвалить самого себя. Это последний, очень эффективный, но и довольно непростой прием, позволяющий добиться расположения человека. Заключается он вот в чем: необходимо подвести разговор к тому, чтобы ваш собеседник сам себя похвалил. Как это сделать – нужно продумывать уже в зависимости от ситуации.

Но в этом случае эффект будет очень хороший: собеседник почувствует свою важность, свою значимость, вырастет в своих глазах и расслабится, что будет вам на руку.

Например :

  • Собеседник: к созданию этого бизнеса я шел несколько лет.
  • Вы: я представляю, какой это нелегкий путь. Для этого нужны железные нервы и стальной характер!
  • Собеседник: да, конечно, это было непросто, но я смог преодолеть все эти трудности.

Вот такими методами, со слов спецагента ФБР Джека Шафера, методика спецслужб учит, как расположить к себе человека. Надеюсь, что они вам пригодятся и будут использованы только с благими намерениями.

На этом прощаюсь с вами! Будьте успешными и финансово грамотными! До новых встреч на !

Наиболее действенные способы расположения к себе собеседника.

В данной статье будут представлены наиболее действенные и надежные способы расположения к себе собеседника. Все они являются психологическими приемами , направленными на добродушное воздействие, которое не влечет за собой оскорбление, унижение или же подавление индивида.

Основная цель использования приведенных ниже способов – это научиться располагать к себе людей, помочь им начать доверять вам и постепенно подвести к необходимому вам поступку, действию или решению. Далее рассмотрим несколько наиболее распространенных и действенных приемов, которые наверняка позволят вам расположить к себе собеседника.

1. Просьба о помощи или одолжении.

В случае обращения за помощью или одолжением к человеку, вы даете ему понять, что если какая либо необходимость возникнет у него самого, то он смело сможет к вам обратиться. Из этого следует, что он поступит так, как хотел бы, чтобы поступили и вы в ответ на его просьбу. Оказав вам помощь один раз, человек будет гораздо более расположен к вам, чем тот, кому однажды сделали одолжение вы и он ощущает себя обязанным.

Впервые на этот психологический фактор обратил внимание . Для того, чтобы войти в контакт с человеком , настроенным к нему негативно и расположить его к себе, Франклин решил подойти к нему с просьбой дать на время очень редкую и дорогую книгу. Он сформулировал свою просьбу весьма вежливо и корректно, а еще большую вежливость высказал в благодарности за то, что человек ему не отказал. Это произвело ожидаемый эффект, и, спустя некоторое время человек, который был негативно настроен к Франклину, стал его другом. С тех пор, этот психологический прием получил название эффект Бенджамина Франклина.

2. Преувеличивайте просьбу.

Если вы хотите и в то же время подвести его к выполнению определенного действия, необходимо слегка преувеличить действительную просьбу. Суть заключается вот в чем: попросив человека о том, чего он не сможет или не захочет выполнить, вы заставите его отказать вам. Отказав, собеседник будет чувствовать себя неловко и ощущать дискомфорт, по причине того, что отказал вам в помощи. Спустя некоторые время, обратитесь с той просьбой, которая была для вас изначально интересна, и с большой вероятностью человек согласиться выполнить ее, так как будет ощущать чувство вины за предыдущий отказ.

3. Используйте имя и статус в общении.

Всемирно известный психолог давно считается профессионалом в умении , он написал множество книг на эту тему и достиг больших успехов в данной области. В своих работах он советует уделять большое внимание статусу, титулу и имени человека. Ни для кого не секрет, что каждый человек в той или иной мере любит себя и свое имя, ведь именно оно всю жизнь, как бы обозначает для человека самого себя и является наиболее благозвучным и приятным словом. И, следовательно, человек, который произносит это слово становиться приятным и положительным собеседником.

Такой же эффект оказывает и использование звания, должности или социального статуса человека. Это одна из причин, почему в структурах правопорядка, военных структурах принято использовать при обращении к старшим изначально звание, а потом, при необходимости, имя. С помощью такого оборота регулируется дисциплина и уважение к старшим по званию.

Если вы хотите дружить с человеком, чаще называйте его своим другом в разговоре. Это непременно повлияет на его отношение к вам, и ускорит установку дружеского контакта. Обращаясь к собеседнику « » или же « », значительно увеличит ваши шансы работать на него в скором времени.

4. Лесть, как способ расположить к себе людей.

Ни для кого не секрет, что лесть практически всегда имеет место в случае, если человек хочет понравиться собеседнику. Это наиболее очевидный и, на первый взгляд, надежный способ оставить положительное впечатление о себе. Однако, существует два нюанса использования инструментов лести, на которые следует обратить внимание, чтобы эффект не оказался отрицательным. Во-первых , искренность. Если собеседник почувствует, что вы говорите не искренне, то вполне возможно, он сделает вывод, что вы склонны к обману, и мнение о вас останется негативным. Во-вторых , необходимо изучить человека, которому вы льстите. Если перед вами, с высокой самооценкой, то для него лесть будет выглядеть как подтверждение собственного мнения о себе. Если же собеседник имеет заниженную самооценку, комплексы, то лесть может привести к отрицательным эмоциям, так как ваше мнение будет расходиться с его собственными взглядами. Естественно, это не значит, что такого собеседника нужно унизить – вполне подойдет легкий комплимент.

5. Используйте манеру собеседника.

Техника использования жестов, поведения и манеры ведения разговора оппонента в науке получила название мимикрия. Человек склонен использовать данную технику даже на подсознательном уровне, совершенно не стараясь скопировать чьи-либо повадки или же манеру общаться. Но многие обращаются к этим методам сознательно, с целью располагать к себе людей .

Эта техника имеет успех по той же причине, что и методика Дейла Карнеги в случаи с использованием имени, титула или социального статуса. Человек любит себя, и видеть себя со стороны доставляет ему положительные эмоции, а то, что оппонент отражает его, заставляет почувствовать себя личностью. Эти ощущения поднимают настроение человека, поэтому, даже спустя некоторое время, общение с другими людьми также принесет больше положительных эмоций для того, кто недавно общался с подражающим ему собеседником. Мы намного лучше относимся к тем, кто схож с нами, чем к нашим антиподам.

6. Усталость собеседника – как гарант обещание выполнить просьбу.

Уставший собеседник всегда будет стремиться быстрее завершить диалог и не захочет выполнять сейчас же какие-либо просьбы или же принимать решения. Человек, в случае, когда ощущает себя уставшим физически, также чувствует и моральную усталость, снижается уровень физической и психической энергии, повышается восприимчивость к чужим словам и обращениям. Из этого следует, что наиболее вероятный ответ, который вы получите на свою просьбу, от уставшего собеседника – гарантия выполнить вашу просьбу завтра. А на следующий день, так как слово было уже дано, оппонент, скорее всего, сделает то, что обещал – ведь никто из нас не хочет показать себя, как ненадежного человека, который не держит своего слова.

7. Начните с малого.

Данная методика является полностью противоположной той, которая была представлена во втором пункте. Проверка эффективности ее использования была проведена в сфере маркетинговой деятельности. Изначально маркетинговая компания обратилась к людям с просьбой выразить свою поддержку кампании по защите окружающей среды путем голосования в социальных сетях. После того, как люди поддержали эту идею, к ним обратились с просьбой купить определенный товар, гарантируя, что все средства будут направлены на реализацию этого же проекта по защите природы. И большая часть людей откликнулись и на эту просьбу, купив товар.

Этот эксперимент указывает на то, что если вы попросили человека о какой-либо мелкой услуге, и он её оказал вам, то намного вероятнее он выполнит и более весомую просьбу. Но стоит учесть, что со следующей просьбой к человеку обращаться надо не сразу же после того, как он выполнил незначительную услугу, а спустя пару дней.

8. Выслушайте собеседника.

Довольно часто встречаются ситуации, когда человек, не дослушав своего оппонента, перебивает его и начинает доказывать, что тот не прав. Конечно же, такое поведение не только не располагает собеседника, но и заставляет его вступать с вами в спор, что вполне вероятно, дальше может перерасти в крупную ссору. , вступая с ними в ссору и показывая неуважение к их мнению? Такая ситуация скорее будет иметь обратный эффект и вы расстанетесь с собеседником врагами. Поэтому в первую очередь, необходимо дослушать собеседника до конца, даже если вы не разделяете его точки зрения, задавайте интересующие вас вопросы, старайтесь понять и прочувствовать идею собеседника. Ведь что-то же заставило его думать именно так. Возможно, вы найдете схожие позиции, или же выделите для себя те моменты рассуждения собеседника, которые вам близки и ясны. Не начинайте сразу переубеждать – изначально согласитесь с оппонентом, людям интереснее вести диалог с теми, кто поддерживает их идею.

9. Используйте фразы собеседника

Методика рефлективного слушания часто используется как в повседневном общении, так и в практической психологии. Часто, когда психотерапевт старается расположить к себе пациента и установить с ним связь, он обращается именно к методике рефлекторного слушания. Пациент начинает больше рассказывать о себе, охотнее делится своими переживаниями, что позволяет сделать его лечение более эффективным. Такая методика заключается в том, чтобы выслушав внимательно собеседника, выбрать какую-либо фразу из его разговора и перефразировав, возможно выстроив в вопрос, повторить снова, обращая ее к нему.

Психология человека такова, что услышав от вас такой вопрос или же просто повтор его фразы, он сделает вывод, что вы внимательно слушаете его, заинтересованы в диалоге, а, следовательно, начнет больше доверять вам и прислушиваться к вашим советам и вашему мнению в целом.

10. Подтверждайте правоту.

Каждый собеседник заинтересован в том, чтоб оппонент был согласен с его мнением и старается убедить его в своей правоте. Хотите расположить к себе собеседника – кивайте в то время, как слушаете его. Люди на уровне подсознания воспринимают кивание – как поддержку идеи и согласие с ней, так человек будет видеть, что вы поддерживаете его мнение. Если человек видит, что на протяжении всего диалога вы были с ним согласны, то после это облегчит вам задачу переубедить его и поверить в правильность вашей точки зрения.

Для того чтобы правильно подобрать способы расположения к себе собеседника, необходимо в первую очередь понять, какой человек находится перед вами, его основные психологические особенности и черты характера, и, только сделав определенные выводы, следует использовать психологические инструменты воздействия.

Напоследок видео, для закрепления основных способов расположения к себе собеседника:

«КАК РАСПОЛОЖИТЬ К СЕБЕ СОБЕСЕДНИКА»

Успех невозможен без участия нужных вам людей. Расположить к себе собеседника – это уже половина успеха
Как показывает жизнь, умение ладить с людьми помогает и в работе, и в личной жизни. Даже Джон Д. Рокфеллер говорил, что умение обращаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе: «И я готовплатить за такое умение больше, чем за любой товар в этом мире». Жизнь современного человека почти на 90% состоит из общения. Оно стало неотъемлемой частью нашего существования, так что никто уж и не замечает, что почти 24 часа в сутки интенсивно обменивается информацией.
Однако именно из-за того, что нам приходится так много общаться, снижается качество общения. Зачастую, мы добровольнопропускаем мимо ушей жизненно важную информацию, которая так необходима. Возникает закономерный вопрос: каким образом человек смог достичь таких результатов, какие приемы он использовал, чтобы расположить к себе людей и получить необходимую информацию? Ведь недаром говорят, что тот, кто владеет информацией, управляет и ситуацией. Соответственно, люди, которые общаются правильно, - успешны во всем.Каждый может владеть искусством общения, научиться общаться, узнать, как расположить к себе собеседника и отсечь нежелательные контакты. Эти правила помогут вам сделать жизнь приятнее, добиться успеха, избежать дискомфорта в общении. Общение бывает разным: с любимой подругой или надоедливой тетушкой, с супругом или начальником. Одних контактов мы ищем, других стараемся избежать. Так как же научитьсяискусству общения, как научиться общаться, управлять своим общением? Как расположить к себе собеседника? Как не тратить время и силы на неприятного собеседника?

2. Теоретическое исследование вопроса
2.1 "Золотые правила общения"
Дейл Карнеги дает 12 основных рекомендаций, как научиться общаться правильно и расположить к себе собеседника.
Совет 1: "Не критикуйте собеседника".
Совет 2:"Заставьте вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир".
Совет 3: "Искренне интересуйтесь другими людьми".
Совет 4: "Улыбайтесь".
Совет 5: "Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке".
Совет 6: "Будьте хорошим слушателем".
Совет 7: "Говорите о том, что интересует вашего собеседника".
Совет 8:"Внушайте человеку сознание его значительности и делайте это искренне".
Совет 9: "Честно и искренне высказывайте одобрение, будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".
Совет 10: "Придерживайтесь дружелюбного тона".
Совет 11: "Проявляйте уважение к мнению собеседника".
Совет 12: "Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно".
Казалось бы, стоит только придерживаться этих правил - ивесь мир будет у твоих ног. Однако не все так просто, время вносит свои изменения в существующий порядок вещей, человеческая психика адаптируется к ним, и правила тоже нуждаются в корректировке. В целях выявления ответов на упомянутые вопросы было проведено специальное исследование, организованное в форме структурированного интервью. В программу интервью было включено 30 основных вопросов какоткрытого, так и закрытого типа. За основу большинства закрытых вопросов были взяты советы Д. Карнеги, что позволило не только определить мнение респондентов по тем или иным проблемам коммуникации, но и получить представление об актуальности использования рекомендаций американского классика в условиях российской действительности. В свою очередь, открытые вопросы были направлены...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «СамГТУ»)

Кафедра «Психологии и педагогики»

по дисциплине Деловые коммуникации

«Способы завоевания расположения собеседника»

Выполнила: студентка

Андреева Ю.В.

Проверил

к.п.н. доц. Чеканушкина Е.Н

Самара 2016

Введение

Человек - “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность не иначе как через взаимодействие, общение - контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении как процессе последовательных взаимнриентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатии, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Можно сказать, что каждый человек, в той или иной мере, психолог по межличностным отношениям. Но, к сожалению, не всегда все мы делаем, так как надо.

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л.Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Вопросы о том, как именно происходит это «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают и перед каждым из нас. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но его основ, истоков, движущих сил, механизмов. Поэтому имеет смысл, прежде чем знакомиться с результатами научных исследований, посвященных этим проблемам, попробовать ясно сформулировать свои вопросы, ответы на которые и предстоит нам найти. Для этого необходимо описать в общих чертах то, что стоит для нас за словами «восприятие и понимание другого в общении».

Актуальность темы: проблема современного общества, не имеющего навыков эффективного общения. Что в результате приводит человека в замкнутость, которая в свою очередь тормозит развитие личности.Цели и задачи исследования: Исследовать методы завоевания и расположения к себе собеседника.

1. Роль общения в жизни человека

барьер общение личность жест

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза.

В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

1.1 Виды общения

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель - ученик, начальник - подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность - существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это обмен неофициальной информацией. А деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная не завуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

2. Общение, как способ развития и самовыражения личности

Общение, как способ проявления и выражения отношений между людьми, имеет массу функций и форм своего существования. Например, общение, как способ развития и самовыражение личности человека.

Вы, конечно, обратили внимание, что при общении, в особенности, не бытовом, привычном, а новом, интересном, мы, иногда, сами себе удивляясь, открываем какие-то новые свои грани, начинаем блистать умом, брызгать юмором и прочее.

От чего так? Все просто: новые, нераскрытые отношения - новое общение - и обновлённые мы. Здесь, общение выполняет, как раз, задачу самовыражение личности, а через самовыражение и функцию саморазвития личности. Всё, что хранится в нашей голове, как закрытый ларец, содержимое которого неизвестно (до конца), даже, самому хозяину. Открывается этот ларец - актуализируется наше сознание, только одним ключиком: общением.

Здесь, общение, как способ актуализировать наши знания, о которых мы уже и забыли -- они хранятся где-то в потайных уголках памяти, а может и подсознания. Конечно, общение с самим собой (само-осмысление) жизненно необходимо. А как ещё навести порядок в сознании? Как актуализировать и осознать своё Я -- самосознание?

Но, наполнять это самосознание, этот ларец нашего Я, любоваться или огорчаться его содержимому, мы можем только при внешнем освещении, -- при общении с другими.

По-моему, это важно знать и всегда держать в голове, что для нас, общение. Но и способ собственно развития и самовыражения, самореализации.

Ведь, совершенно не зря, мудрецы трактуют общение, как жизнь -- общение, как способ человека осуществлять свою жизнь среди людей.

3. Общение, как способ понять человека

Ведь, по сути, у нас есть только один способ понять другого человека: через общение с ним.

Все остальное, например, наши фантазии и представления о человеке на основании того, что мы его видим, любим, ненавидим, слышали про него, и тому подобное -- это плод нашего или чужого воображения. А этот плод может совершенно не соответствовать действительности.

Но, даже сама форма общения человека может говорить о нём. То есть общение, как индикатор: а какой это человек.

Например, совершенно практические выводы: Бойтесь молчунов, и бойтесь болтливых.

Первые, как мутная вода, где ни чего не видно, но есть простор для нашей фантазии: такое можем на придумывать себе, при желании, об этом человеке.

А в реальности, в действительности, часто, он оказывается абсолютно не таким, как мы себе на воображали, додумывая, при его молчаливом согласии, его образ, коего и помине не существует.

А, вторые, -- или поглощены самим процессом сотрясения воздуха (или клацанья по клавиатуре, при общении в интернете, что реже), или врут, при этом, возможно, не только вам, но и самим себе.

То есть, это люди поглощённые (они кайфуют просто от этого), самим процессом общения, который, для них, является способом самовыражения и заявления респонденту: Я есмь.

А сам респондент выступает, грубо говоря, в роли микрофона, единственной задачей которого, является быть рядом и воспринимать ВСЁ что несёт наш оратор с явными признаками словесного поноса и комплексов неполноценности.

Надо помнить, что мы, часто, по привычке, забываем, что общение, как способ отношений - это не только вербальная (словесная) форма наших отношений с другими людьми, но и прочие формы общения.

Фомы общения, кои, в принципе, сводятся к одному: смотри на лицо, в глаза и на прочие составляющие конечности человека. И не только слушай сладкий голос, но и слышь его, то есть, -- мозги включай.

Но, слава богу, почти все знают, что: Не верь словам, а верь делам.

Так, вот, общению в форме дел относительно нас (и не только), очевидно, есть больший смысл верить (доверять). Ведь «слово к делу не подошьешь», а дело - «уже сделано».

Наши дела, если они сопряжены с отношением к человеку - это тоже общение. И, притом, куда как более значимее любого другого.

Во всяком случае, однозначно, значимее всех его (её) прекрасных слов и речей, коими он (она) пытались выразить своё отношение к нам.

Классический пример: парень долго говорит о своей любви, пока девушка не закроет ему рот поцелуем или не перестанет слушать его. Общение, как способ делом, а не словом выразить своё отношение, красноречивее всего.

4. Барьеры препятствующие общению

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. По мнению Ю.С. Крижанской и В.П. Третьякова (1998), в процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: барьеры «авторитет», «избегание» и «непонимание».

Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе;

Доброжелательного отношения к адресату воздействия;

Компетентности;

Искренности.

Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником.

Чаще всего барьер избегания предстает в той или иной степени невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

1. - привлечь внимание:

Прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато имеющая смысл, значение, ценность;

Прием «завлечения». Говорящий произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания.

Прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, фиксирует взглядом несколько человек в аудитории и кивает им.

2. - удержать внимание:

Прием «изоляции» (когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий);

Прием «навязывания ритма» (постоянное изменение характеристик голоса и речи, то есть говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания). Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;

Прием «акцентировки» (употребление различных служебных фраз).

Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).

Фонетический барьер непонимания возникает, когда:

1. - говорят на иностранном языке;

2. - используют много иностранных слов или специальную терминологию;

3.- говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Улыбнитесь не просто сами по себе, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно первым. Улыбка - это действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь, мне хорошо с вами, я рад(а) вам». Все это очень приятно сознавать, и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.

Известно, что человеку приятно слышать свое имя и отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, то непроизвольно и довольно часто упоминаем его имя. Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор. Уважительно произносимое имя - важный шаг в достижении расположения.

Визуальный контакт.

Взгляд является исключительно важным для взаимопонимания. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредотачивает внимание на говорящем, что способствует взаимопониманию.

Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или смутить. Особенно это касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40%). Встреча взглядами обычно длится несколько секунд - этого вполне достаточно для взаимопонимания.

Оратор и слушатели.

Во время выступления, особенно перед сравнительно небольшой аудиторией, оратор должен стараться посмотреть на каждого слушателя. Тем самым адресуя речь каждому из них. Восприятие оратора аудиторией от этого значительно выигрывает.

Позы и жесты.

Они играют важную роль для аттракции. Наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более - сидит, развалясь.

Непринужденная поза предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру. Напряженность препятствует аттракции, непринужденность способствует ей.

Нескрещенные руки и ноги во время разговора вызывают положительную реакцию, так как свидетельствуют об открытости, доверии.

Скрещенные же означают защиту. Руки, закинутые за голову, демонстрируют позицию превосходства. Стоящий, подбоченившись, выражает решимость: либо приступить к делу, либо не повиноваться собеседнику.

Отзеркаливание.

Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Это как бы последний аккорд в полном соединении личностей. Позы и жесты эти обычно дружественные. Наоборот, принятие собеседниками различающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания.

Поэтому желающему добиться расположения рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные. Встретившись с недружественными позами (жестами), следует как-то отвлечь от них. Например, собеседник скрестил руки (сцепил пальцы, держит руки в карманах, размахивает сжатым кулаком или делает другие отрицательные жесты) - дайте ему документ, который иллюстрирует ваши слова. Это отвлечет его от отрицательных невербальных проявлений.

Межличностное расстояние.

Слишком близкое расположение воспринимается как интимное; расстояние от 0,5 до 1,5 м - для дружеского разговора; «социальное» расстояние (1,5-3,5 м) - для деловых отношений; «публичное» расстояние (более 3,5 м) - для того чтобы обменяться несколькими словами или вообще не контактировать.

Обычно человек интуитивно располагается на соответствующем расстоянии. Тем не менее некоторая корректировка его с учетом вышесказанного позволит использовать и этот ресурс: ведь нужно думать не только о своем удобстве, но и о комфорте партнера и об условиях, способствующих постоянному усилению расположения.

Дистанция между ораторами и аудиторией.

Наибольшее удаление от ближайших слушателей 3-4 метра естественно при выступлении на собрании, совещании с большим числом участников. Большее расстояние затрудняет контакт, меньшее - свидетельствует о желании такого контакта, но некоторыми слушателями воспринимается как некое давление с целью навязать мнение оратора.

Внешний вид.

Первое впечатление обычно влияет на все последующее восприятие, и именно внешний вид - первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече.

Задавайте вопросы.

Тактичные вопросы возбуждают мысль слушателя, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему - неудобно беспомощно таращить глаза, когда обращаются с вопросом.

Готовьте вопросы.

Намечая вопросы, следует учесть два обстоятельства: 1) необходимо иметь искренний интерес к тому, что скажет собеседник (не следует задавать вопросы, если не хотите услышать ответ); 2) сохранить «двойную перспективу» - принимать во внимание не только то, что вы сами хотите услышать, но и то, что хочет сказать или выразить собеседник.

Ее значение для достижения взаимопонимания невозможно переоценить. Удачная шутка улучшает настроение собеседников, пошутивший вызывает расположение к себе.

Средства пантомимики.

Жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать и привлечению внимания. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движения плеч, несомненно, вызывают непроизвольное внимание собеседников.

Комплименты.

Комплименты, в отличие от лести, представляют собой слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств партнера.

История не знает примеров, когда человеку, которому были адресованы уместные и правдивые слова о нем, вдруг стало неприятно и неуютно. Скорее наоборот. Если комплимент сделан по всем правилам (о них речь пойдет дальше), то возникает эффект внушения.

1. Комплимент должен отражать только реальные и только положительные качества партнера, а также включать один смысл.

2. Отражаемое положительное качество должно иметь небольшое преувеличение, без гиперболизации.

3. Антикомплиментом будут хвалебные слова о каком-либо элементарном навыке.

4. Тактика использования комплиментов требует учитывать мнение человека и его отношение к отмеченному качеству.

5. Комплимент должен констатировать наличие какого-либо качества, а не содержать рекомендации по его улучшению. Не будет комплиментом фраза: "Ты был активен, но недостаточно!"

6. Комплимент не должен содержать добавок, зачастую преуменьшающих положительное влияние комплимента. Например, во фразе "Руки у тебя золотые, а вот язык твой - враг твой!" лучше использовать лишь первую часть.

7. Наиболее эффективен комплимент, сделанный на фоне антикомплимента себе.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Роль и значение общения в жизни человека. Сущность и содержание вербального и невербального общения. Жесты и позы защиты. Непроизвольные реакции и их значение. Нормы приближения двух людей друг к другу. Предметные, контактные и тактильные действия.

    презентация , добавлен 02.04.2015

    Общение и механизмы взаимопонимания. Психологическая структура взаимопонимания. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Концепции, объясняющие феномен эмпатии. Средства достижения аттракции. Основные признаки развитой рефлексии.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Речь как средство общения, источник информации и как способ воздействия на собеседника. Анализ структуры вербального общения. Характеристика особенностей диалогической речи. Виды и техники слушания партнера по общению. Реакции слушателя, приемы слушания.

    презентация , добавлен 23.11.2014

    Роль и значение общения в жизни и деятельности человека. Виды взаимодействия людей: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (соперничество). Функции, средства, типы, каналы и фазы общения. Навыки анализа ситуаций, возникающие в процессе коммуникации.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2014

    Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Функции общения и их характеристика. Барьеры как факторы, мешающие общению. Возможные пути и методы преодоления барьеров общения.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Понятие общения и взаимопонимания, их сущность и значение. Взаимопонимание как цель общения. Что помогает и мешает общению. Установление взаимопонимания, проблемы в процесе общения и установления взаимопонимания, особые проблемы. Различные картины мира.

    реферат , добавлен 02.12.2008

    Характеристика невербального общения: выражение лица (мимика), визуальный контакт, интонация и тембр голоса, позы и жесты, межличностное пространство, ответ на невербальное общение. Невербальное общение и выражение эмоций в педагогическом взаимодействии.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2010

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Знание языка жестов и телодвижений. Значение различных типов рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Позы, фиксирующие положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии собеседника. Расшифровка жестов собеседника.

    реферат , добавлен 27.05.2012

    Невербальное общение, широко известное как "язык жестов", его формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Выражение лица (мимика) и визуальный контакт. Интонация, тембр голоса, позы и жесты. Ответ на невербальное общение.