Болезни Военный билет Призыв

Проблема адаптации студентов первокурсников к студенческой жизни. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Статья выполнена в рамках проекта Министерства образования РФ от 01.06.2002 г. (284) 461. 012 по программе "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образования".

Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.


Л.Н.Боронина, Ю.Р.Вишневский,
Я.В.Дидковская, С.И.Минеева,

Уральский государственный технический университет - УПИ

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Л. Н. Боронина, Ю. Р. Вишневский, Я. В. Дидковская, С. И. Минеева, 2001.

Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.

Социологическое исследование проведено в наиболее крупных регионах, определяющих образовательную ситуацию в Российской Федерации. Опрошены студенты вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала и Сибири.

Как же протекает адаптация первокурсников в вузах, которые были охвачены нашим исследованием? В качестве параметра, по которому можно судить о характере и продолжительности адаптации, исследователями были приняты самооценки студентов о трудностях их привыкания к студенческой жизни (подчеркнем - опрос проводился во 2-м семестре). В целом по массиву эти оценки выглядят следующим образом.

Таблица 1

Трудно ли Вам было привыкать к студенческой жизни?

Как видим, для каждого девятого затруднительной оказалась сама самооценка. И это свидетельствует, что какая-то часть первокурсников вообще не задумывается об этой достаточно важной жизненной проблеме. Наиболее информативным является соотношение ответов тех, для кого адаптация к студенческой жизни (по их ощущениям) "шла трудно и долго" и для кого она проходила "нетрудно и недолго". Такое соотношение в целом по массиву составляет 1:2,5. Таким образом, представление об определенной легкости и относительной быстроте адаптации преобладает. И это один из важнейших моментов проведенного исследования.

Но за общей, сравнительно благополучной картиной нужно видеть и существенное разнообразие, действие различных (в том числе и негативных!) факторов.

Ответы студентов-первокурсников подтвердили вывод многочисленных опросов в студенческой среде, проведенных в последние годы: лучше всего к поступлению в институт (и, следовательно, к адаптации к студенческой жизни) готовят школы "нового типа" (гимназии, лицеи, специализированные классы). Во многом это определяет и те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые сложились между этими школами и вузами. Тем более что социальный отбор и социальное расслоение по шансам получения высшего образования все больше перемещается в средние классы школ, когда дети (да и их родители) решают: в какой школе им продолжить обучение, чтобы наверняка поступить в вуз. У выпускников школ и выпускников колледжей свои "плюсы" и "минусы" с точки зрения адаптации к студенческой жизни. У первых эти "плюсы" прежде всего связаны с более высокой общеобразовательной подготовкой, но они и менее самостоятельны - для них оказывается наиболее сложным переход от более жесткого семейного и школьного контроля к более мягкому вузовскому. Выпускники колледжей лучше школьников сориентированы на профессиональную деятельность (но этот "плюс" - в рамках структуры учебных планов и стандартов даже второго поколения - на 1-2-х курсах, где изучаются в основном общеобразовательные предметы, сказывается крайне незначительно), они более самостоятельны. Но они особенно нуждаются в помощи и поддержке в учебе, слишком сказывается на младших курсах недостатки в их общеобразовательной подготовке (даже у тех, кто пришел в колледж на базе одиннадцати классов, сказывается 2-летний перерыв в систематическом изучении общеобразовательных дисциплин). В большей мере эти проблемы существуют для выпускников СПТУ, по чьим оценкам их адаптация к студенческой жизни была наиболее сложной и продолжительной. Более того, среди них вариант ответа "Никакая адаптация вообще не потребовалась" выбрало в 3 раза меньше респондентов в сравнении с выпускниками колледжей, в 2,2 раза меньше в сравнении с выпускниками гимназий и лицеев, в 1,5 раза меньше в сравнении с выпускниками общеобразовательных школ.

В современных условиях рыночной экономики важнейший дифференцирующий фактор - материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку-студенту, помочь не только в оплате контракта, но прежде всего в решении сложнейших материально-бытовых проблем). Кстати, в современных условиях важно преодолевать стереотип бесплатности образования, особенно высшего. Развитие концепций "человеческого" и "социального" капитала подчеркивает не только выгодность, прибыльность инвестиций в образование, но и необходимость таких инвестиций. Тем самым образование объективно становится одной из самых затратных сфер социальной жизни. И весь вопрос в том, кто (государство, предприятия или фирмы, родители и родственники) и сколько платят за обучение? Вопрос, решение которого, пока - в современных российских условиях - весьма далеко от оптимального.

Как же материальное положение взаимосвязано с адаптацией первокурсников?

При всей условности самооценок студентами материального положения родительской семьи (материалы предыдущих исследований показывают: в современных условиях, когда богатство становится критерием успеха, а быть бедным неудобно, многие студенты свои самооценки завышают), прослеживается четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации. И это еще один важный аргумент против однозначной трактовки успешности адаптации, в пользу социальной защиты малообеспеченных студентов как весьма значимого для них адаптационного фактора. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты в адаптации должен быть в поле постоянного внимания администрации и профсоюзных организаций вуза.

При разработке стратегии социальной защиты студенческой молодежи, при анализе ее эффективности особенно важен учет социального самочувствия студентов. Социальное самочувствие - интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, индикатор настроений и ориентаций студенческой молодежи.

В рамках нашего исследования использовались два методических приема: выявление обобщенной оценки (в баллах - по 5-балльной шкале) социального самочувствия и её конкретизация - через оценки удовлетворенности (или неудовлетворенности) отдельными сторонами студенческой жизни. Начнем с обобщенной оценки (табл. 2).

Таблица 2

Социальное самочувствие студентов (самооценки)

Как видим, общее социальное самочувствие студентов довольно неплохое. Очевидно, сказывается успешное для большинства завершение вступительных экзаменов, радостное ощущение ("Я - студент!").

Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. И отмеченная выше благоприятная картина в основном определяется мнением тех студентов, кто свое социальное самочувствие оценивает достаточно высоко (4-5 баллов по 5-балльной системе). Да, доля таких студентов в общем массиве достаточно велика: каждые 7 из 10 студентов оценили свое социальное самочувствие в 4 (52 %) и 5 (18 %) баллов. Но именно поэтому особое внимание должно быть уделено тем трем из каждых десяти студентов-первокурсников, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим, а потому и свое социальное самочувствие они оценили крайне низко - в 1-2 (6 %) и 3 (24 %) балла.

Социальное самочувствие первокурсника тесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью. Уже отмеченный выше синдром "радости поступления в вуз" накладывает отпечаток и на эту удовлетворенность. В рамках исследования она замерялась по самооценкам студентов по обычной шкале термометра, оценивавшей каждое значение в баллах: полностью удовлетворен (+2); скорее удовлетворен, чем не удовлетворен (+1); скорее не удовлетворен, чем удовлетворен (-1); полностью неудовлетворен (-1); затрудняюсь ответить (0). Это позволило рассчитать средний индекс удовлетворенности, который в целом по массиву оказался достаточно высоким: +0,89. За этим индексом - мнение каждого пятого "полностью удовлетворен", каждых 3 из 5 - "скорее удовлетворен"; лишь 1 из 9 первокурсников высказал в разной степени свою неудовлетворенность. Ощущение удовлетворенности присуще всем первокурсникам, хотя определенные различия в зависимости от профиля обучения есть (Рис. 4)

Важно, не ограничиваясь общей благоприятной картиной достаточно хорошего социального самочувствия студентов-первокурсников и их удовлетворенностью студенческой жизнью, более конкретно рассмотреть степень их удовлетворенности разными сторонами этой жизни: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин; организация учебного процесса, качество преподавания, личные результаты первой сессии); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); условиями для учебных занятий (обеспеченность учебно-методической литературой, техническая оснащенность аудиторий), бытовыми условиями (в вузе, общежитии, условия питания), условиями для полноценного досуга, занятий спортом, художественным творчеством.

По первому основному (учебному) блоку в рамках общей удовлетворенности заметен определенный разрыв. Оценки содержательных моментов (набора и содержания учебных дисциплин; что особенно важно для вузов - качества преподавания, даже организации учебного процесса) достаточно высоки.

Таблица 3

Удовлетворенность различными сторонами вузовской жизни
Удовлетворены ли вы: Да Не очень Нет
- набором и содержанием учебных дисциплин? 43 49 8
- организацией учебного процесса? 44 46 10
- своими результатами в зимнию сессию? 39 34 27
- качеством преподавания? 60 34 6
- обеспеченностью учебно-методической литературой? 26 44 30
- технической оснащенностью аудиторий? 27 46 27
- отношениями с преподавателями? 64 32 4
- отношениями в группе? 68 26 6
- бытовыми условиями в вузе? 35 43 22
- бытовыми условиями в общежитии? 18 32 50
- условиями питания в вузе ? 45 36 19
- условиями для полноценного досуга? 31 41 28
- организацией массовых мероприятий в вузе? 43 36 21
- возможностями заниматься спортом? 57 27 16
- возможностями для художественного творчества 41 33 26

Но ответы студентов выявили и болевые точки изменений в образовании последних лет, когда из-за ограниченного финансирования оказалось затруднительным обновление материальной базы учебного процесса. Наименее удовлетворены студенты обеспеченностью (точнее, недостаточной обеспеченностью учебно-методической литературой), техническим оснащением учебного процесса.

В рамках социально-психологического блока удовлетворенность очень высокая. Как наиболее примечательный момент отметим одинаковую удовлетворенность отношениями в группе и с преподавателями. Последнее говорит об определенных переменах к лучшему: еще недавно в обыденном сознании утвердилось мнение о присущем большей части преподавателей безразличии к студентам. Сами студенты-первокурсники в своих ответах и оценках отмечают обратное: нарастает внимательное, уважительное отношение по линии "преподаватель - студент". И это тем более показательно, что удовлетворенность результатами первой сессии не очень высокая. Сопоставление этих разных параметров оценки позволяет говорить и еще об одном позитивно моменте: у студентов усиливается самокритичное отношение к своим успехам в учебе. Исследования недавних лет, напротив, отмечали низкий уровень такого отношения (что проявлялось даже в бытовой студенческой лексике, когда о своей оценке на экзаменах многие говорили в сочетаниях "поставил", "получил" и гораздо реже - "справедливо", "так отвечал").

Наименее удовлетворены студенты бытовыми условиями, особенно в общежитии. И это серьезный сигнал. К сожалению, у части взрослых (в том числе, и у части преподавателей) проявляется своеобразный "учебоцентризм", а отсюда - недооценка важности и значимости комфортных бытовых условий.

Наконец, по наиболее значимому для организаторов внеучебной работы блоку культурно-досуговой деятельности тоже заметны весьма серьезные противоречия. В целом оценка удовлетворенности условиями для полноценного досуга - одна из самых низких. Она конкретизируется невысокой оценкой первокурсниками возможностей своего участия в массовых мероприятиях. Возможно, здесь сказывается противоречие в ориентирах организации досуга: на смену недавнего ориентира на "всеобщий (порой обязательный) охват" сегодня приходит более реалистический принцип "организации массовых мероприятий". Но массовое мероприятие должно быть подготовлено и в этой подготовке активно должны участвовать сами студенты. Между тем у бульшей части вчерашних выпускников школ и колледжей такой ориентации на активное участие не сформировано, они привыкли быть зрителями на этих мероприятиях. И когда с их поступлением в вуз ситуация коренным образом меняется, многие оказываются к этим переменам не очень готовы.

Таким образом, проведенный анализ проблем адаптации первокурсников позволил сделать следующие выводы.

  1. Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и длительнее шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов.
  2. Исследование достаточно четко зафиксировало существенную долю студентов, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим. Особое внимание должно быть уделено этим трем из каждых десяти студентов-первокурсников, т.к. свое социальное самочувствие они оценили также крайне низко - в 1-2 и 3 балла.
  3. Работа по адаптации первокурсников должна быть дифференцированной (с учетом разных категорий студентов).
  4. Особое значение в процессе адаптации имеет материальный фактор. Чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты в адаптации должен быть в поле постоянного внимания администрации и профсоюзных организаций вуза.

Постановка проблемы. Актуальной проблемой современной психологии до сих пор является проблема социальной адаптации и развития личности. Успешная адаптация, по мнению отечественных и зарубежных ученых, является важнейшим условием полноценной жизнедеятельности человека. Проблема психолого-педагогической поддержки студентов- первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в вузе с каждым годом приобретает большую значимость. От того, насколько студент войдет в вузовскую систему требований, норм и социальных отношений, приспособится к новой системе обучения, режиму жизнедеятельности, зависит его дальнейшее отношение к учебной работе, взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей эффективной адаптации первокурсников к вузовскому обучению.

Основное изложение материала. Попадая в новую социальную среду, студент сталкивается с различными противоречиями в межличностном взаимодействии. Эмоционально-волевая сфера дает срывы в виде повышенной агрессии, тревожности, фрустрации. Нормальное и здоровое функционирование психологической сферы человека на этом этапе зависит от двух факторов: состояние организма и успешности прохождения личностью процесса адаптации к условиям новой среды.

В словаре В. Г. Крысько термин адаптация имеет следующее значение - это результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности.

В отечественной психологии проблемой изучения адаптации занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.

Значительный вклад в понимание сущности проблемы адаптации личности и ее развития внесли С. Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев. Разработанная на положениях теории Л.С. Выготского концепция деятельности дала новый этап в разработке этой проблемы.

Выготским было выдвинуто предположение о том, что среда определяет развитие ребенка и оказывает на это развитие существенное влияние.

В зарубежной психологии проблемой адаптации занимались такие известные психологи как З. Фрейда, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, и другие.

Бандурой была предложена идея об активности индивида. Эта идея заключается в том, что индивид может активно управлять событиями, тем самым изменять среду оказывающую влияние на его жизнь, он может контролировать условия и выбирать способ реакции на них.

Б. Скиннер полагал, что успешность действий человека в различных ситуациях определяется набором ранее изученных моделей поведения.

В рамках когнитивного подхода, основанного на теории Ж. Пиаже, адаптация рассматривается, как процесс освоения понятий и норм общества, в которое попадает индивид. Тем самым личность подчиняет свое поведения требованиям общества, в котором она находится в данный момент времени.

Эффективность образовательных процессов и психическое здоровье, по мнению, В. С. Ильина и В. А. Никитина, зависят от того, как быстро и успешно студент адаптируется к новым условиям социальной среды. В данной статье социально-психологическая адаптация рассматривается как результат (процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы.

Наиболее распространенными трудностями, на первых порах обучения, является отсутствие навыков самостоятельной учебной работы.

Исследуя процесс адаптации студентов И. Ю. Мильковская выдвинула три блока факторов оказывающих воздействие на адаптацию студента в социальной среде ВУЗа.

Она подразделила их на внешние и внутренние:

Первый социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и второй педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей) относится к внешним факторам

Третий психологический блок Мильковская отнесла к внутренним факторам, эта группа включает индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).

В.Ю. Хицкая выделила четыре категории факторов влияющих на адаптацию:

В первую группу вошли факторы, связанные со степенью готовности учащихся к учебной деятельности в ВУЗе: в первую очередь это широта и глубина знаний бывших школьников, профессиональная направленность и заинтересованность в процессе получения новых знаний.

Вторая группа факторов обобщающие индивидуальные особенности адаптации, например, уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов.

К третьей группе были отнесены те факторы, которые являются значимыми для успешного процесса адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости.

Факторы, связанные с условиями обучения и проживания, были выделены в отдельную группу. Это факторы благополучия внутригруппового общения, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания и фактор устройства учебного процесса. Эти факторы составили четвертую группу.

Рассматривая вузовскую адаптацию, В. В. Лагерев выделил в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическую, деятельностную, психологическую.

Социально-психологическая адаптация охватывает принятие новой социальной роли студента, усвоение норм, ценностей и традиций того учебного заведения, в котором он обучается.

Психологическая составляющая включает в себя развития мышления, речи, зрительного восприятия, внимания, воли, креативных способностей.

Деятельностную составляющую образуют механизмы приспособления студента к учебному процессу, его ритму, методам и формам работы, знакомство и приобщения к новым видам учебной деятельности.

В течение первого курса формируется студенческий коллектив, складываются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности .

У молодых людей, поступивших в ВУЗ, адаптивные возможности развиты слабо, попав в новую социальную среду, они испытывают как психологические, так и физические трудности . Выявление трудностей у студентов, во время периода адаптации и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность, успеваемость и, соответственно, качество знаний.

Выводы. Таким образом, мы можем считать, что социально-психологическая адаптация - это сложный процесс взаимодействия личности со средой в результате которого личность соотносит свои цели и ценности с целями и ценностями группы. Успешное прохождение процесса адаптации студентами первого курса способствует развитию умений и навыков образовательной деятельности, осознания призвания к выбранной профессии. Успешное преодоление трудностей связанных с процессом адаптации позволит повысить активность студентов и интерес к познавательной деятельности, сформировать навыки необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Из множества проблем высшей школы в настоящее врем особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, в частности с социальной адаптацией студентов.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма к условиям среды. Социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, а также как харак-теристика реальности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, умений и навыков, стремлений, целей и задач). Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее раз-вития. Адаптация как процесс психологического включения лич-ности в социальную, профессиональную среду происходит по мере того, как данная среда оказывается сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности.

В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшеству-ющего опыта. Разрешение этих противоречий путем перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влия- ния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды обусловливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях ее поведения в новой ситуации.

Различают несколько форм социальной адаптации: дезадапта-цию, пассивную и активную.

Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решае-мых проблем и, что особенно важно, неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействием Им.

Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я - как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Она проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.

Активная адаптация прежде всего способствует успешной социа-лизации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко форми-руются все новые и новые разнообразные цели, но главная из них -полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой и с миром.


Процесс адаптации как специфический момент в развитии и ста-новлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения, ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому что в хо-де этого процесса совершается важнейшее событие - формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на два вида:

1) профессиональную, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного про-цесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

2) социально-психологическую — приспособление индивида к груп-пе, к взаимоотношениям с ней, а также выработка собственного сти-ля поведения.

Типичная структура проблем у дезадаптированной группы сту-дентов такова:

Недостаточный уровень школьных знаний по многим дисци-плинам (во многих вузах прием абитуриентов осуществляется без конкуренции);

Неумение первокурсников планировать время дня;

Неготовность работать с большим объемом новой информации;

Неготовность к выполнению высоких требований преподава-телей;

Отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а глав-ное - желания учиться.

Кроме того, причинами низкой успеваемости студентов на пер-вом курсе являются:

Существование разницы в организационных формах и методах обучениях в школе и в вузе;

Отсутствие систематического контроля за самостоятельной ра-ботой;

Систематические пропуски занятий, несерьезное отношение не-которых студентов к учебе;

Психология «троечника».

Для пассивно адаптированных студентов характерны те же про-блемы, но к ним можно добавить еще низкий уровень культуры об-щения. Для активно адаптированных остается проблема реализации себя полностью, применение своих знаний, умений, навыков в со-ответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни.

Исходя из этого анализа рассматриваемой проблемы очевидно, что при работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни.

Указанные выше проблемы, стоящие на пути к успешной адап-тации первокурсника в новой среде, значительно усугубляет неупо-рядоченный режим учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки из-за неравномерной загруженности по различным дисциплинам и трудностей составления расписания занятий в связи с нехваткой учебных аудиторий.

Поскольку студенческая жизнь начинается с первого курса, то успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - это залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.

Анализ литературы и практического опыта работы в вузе позво-ляет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса вуза. Сутью такого социального статуса можно считать овла-дение нормами и функциями будущей профессиональной деятель-ности.

К отличительным чертам статуса можно отнести:

Осознание нового качества в своей социальной позиции, повы-шенное чувство собственного достоинства;

Стремление закрепиться в этой новой для себя позиции;

Стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую более высокую позицию;

Интерес и старательность в выполнении учебной и иной работы в стенах вуза;

Многообразие учебных и внеучебных интересов.

Признаками реализации нового социального статуса можно счи-тать принятие личностью целей, ценностей и эталонов действий и поведения, характеризующих ту или иную профессиональную группу в целом.

Лучше всего к поступлению в вуз (и, следовательно, к адаптации к студенческой жизни) готовят школы «нового типа» - гимназии, лицеи, специализированные классы. Во многом это определяет и те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые сложились между этими школами и вузами. Тем более что со-циальный отбор и социальное расслоение по шансам получения выс-шего образования все больше перемещается в средние классы школ, когда дети (да и их родители) решают, в какой школе им продолжить обучение, чтобы наверняка поступить в вуз. У выпускников школ и выпускников колледжей свои «плюсы» и «минусы» с точки зрения адаптации к студенческой жизни.

У первых «плюсы» прежде всего связаны с более высокой общеобразовательной подготовкой, но они и менее самостоятельны - для них оказывается наиболее сложным является переход от более жесткого семейного и школьного контроля к более мягкому вузовскому. Выпускники колледжей лучше школь-ников сориентированы на профессиональную деятельность и более самостоятельны. Но им особенно нужна помощь и поддержка в уче-бе, на младших курсах слишком отражаются недостатки в их общеоб-разовательной подготовке (даже у тех, кто пришел в колледж на базе одиннадцати классов, сказывается двухлетний перерыв в системати-ческом изучении общеобразовательных дисциплин). В большей мере эти проблемы относятся к выпускникам средних профессиональных технических училищ, по чьим оценкам их адаптация к студенческой жизни была наиболее сложной и продолжительной.

Степень социальной адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, цен-ностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Для успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникнове-ния. Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в вуз с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в вуз происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсни-ков к вузу обычно выделяются следующие главные трудности:

Отри-цательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива и необходимостью вхождения в новый студенческий коллектив;

Неопределенность мотивации выбора про-фессии, недостаточная психологическая подготовка к учебе в вузе;

Неумение осуществлять психологическое саморегулирование по-ведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

Налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие, и, наконец, отсут-ствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями и справочниками.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего перво-курсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготови-тельные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что в свою очередь ведет к утомлению и переутомлению.

В основе работы с первокурсниками необходимо использовать принцип постепенности, предложенный И.П. Павловым . На первом этапе применяются тесты-опросники, позволяющие провести все-стороннее исследование личности учащегося. Кроме того, с помо-щью данных тестов выявляются трудности, возникающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успевае-мость студентов. На втором этапе составляются рекомендации по изменению условий обучения и разработке индивидуального подхо-да и социально-психологической помощи студентам, а на третьем - следует внедрить полученные разработки в учебный процесс и про-вести исследование степени адаптации первокурсников.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую под-готовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы та- кие черты личности, как готовность к учению; способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности; умение правильно распределять свое рабочее время для самостоя-тельной подготовки.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них не-достаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школь-ных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать ре-гулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обста-новку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лек-ции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возни-кает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семе-стре, формируется уверенность возможности все наверстать и осво-ить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоя-тельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточ-ников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе.

Во многих вузах обычно специально планируется система меро-приятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты», выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославив-шими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-старшекурсников; раскрытие перед студентами целей и структуры образовательного процесса в вузе, их прав и обязанностей; улучшение условий, совершенство-вание методов и средств обучения, увеличение доли практических занятий; помощь кураторов в организации академической группы

в целом; помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студен-тов; консультативная помощь психолога; введение межсессионной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь. Большие резервы для -повышения качества подготовки специали-стов открывает совершенствование контроля за знаниями студентов. Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях по-рождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение не-скольких дней зазубривает записанные в конспекте основные по-ложения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Не случайно часть студентов не умеют работать с книгой, систематиче-ски заниматься в течение всего семестра.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптималь-ную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и ин-тересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции по-ведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развити-ем психологической службы вуза.

Преподаватель, читающий лекцию потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения учебного материала каж-дым студентом, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития мышления. Не случайно многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия деятельности их в вузе — это качественно иная си-стема отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего пове-дения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Проблема адаптации студентов к обучению в вузе решается бо-лее успешно в условиях применения инновационных моделей образо-вания, в частности использования информационно-компьютерных технологий обучения. Наличие сайта вуза, информация, которая имеется на кафедральной странице, особенно материалы для само-стоятельной работы и подготовки к экзаменам, семинарам, заче-там, облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствуют совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины мате-риал, логично излагать и аргументировать различные современные теоретические подходы к изучаемым вопросам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать субъек-том учебной деятельности и повышает его академическую актив-ность (более подробно см. в гл. 7).

Решение проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу важно также не только потому, что ускоряется процесс «вхождения» студентов в вуз, но потому, что позволяет определить действитель-но посильную нагрузку первокурсников, снижению которой также способствует применение информационных технологий.

В современных условиях рыночной экономики важный диффе-ренцирующий фактор — материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку-студенту, помочь не только в оплате контракта, но прежде всего в решении сложнейших материально-бытовых проблем). Кстати, в современных условиях важно преодолевать стереотип бесплатности образования, особен-но высшего. Развитие концепций «человеческого» и «социального» капитала подчеркивает не только выгодность, прибыльность инве-стиций в образование, но и необходимость таких инвестиций. Тем самым образование объективно становится одной из самых затрат-ных сфер социальной жизни. И весь вопрос в том, кто (государство, предприятия или фирмы, родители и родственники) и сколько пла-тит за обучение? Вопрос, решение которого пока - в современных российских условиях — весьма далеко от оптимального.

При всей условности самооценок студентами семьи прослежива-ется четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адапта-ции. И это еще один важный аргумент против однозначной трактов-ки успешности адаптации, в пользу социальной защиты малообес-печенных студентов как весьма значимого для них адаптационного фактора. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты в адаптации должен быть в поле постоян-ного внимания администрации и профсоюзных организаций вуза.

Позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности. Она включает в се-бя совокупность индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, положи-тельное отношение к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственную удовлетворенность профессиональным обучением в целом.

Проведенный анализ проблем психологических аспектов адапта-ции студентов в процессе обучения в вузе подтверждает ее сложность и многоаспектность, что в итоге доказывает необходимость системного подхода не только к определению ее сущности и содержания, но и к непосредственной организации самого процесса адаптации в вузе.

Таким образом, выявление трудностей, возникающих перед сту-дентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и опреде-ление путей их преодоления даст возможность повысить акаде-мическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллек-туальный потенциал нашей страны.

В заключение необходимо подчеркнуть, что успешная реали-зация программы адаптации первокурсников возможна лишь при достаточной готовности членов педагогического коллектива к вос-приятию всех вероятных аспектов и факторов адаптации студентов к условиям вуза (включая их собственные педагогические ошибки) и к сотрудничеству с психологом, который, в свою очередь, должен иметь высокий уровень как профессиональной, так и социальной компетенции.

1

Адаптация - одно из ключевых понятий в научном исследовании человеческой природы. Это естественный и необходимый компонент существования человека в системе «организм - среда», в системе «личность - социум», поскольку именно механизмы адаптации, имеющие эволюционные корни, обеспечивают возможность выживания человека.

Одним из вариантов адаптации человека в обществе является его профессионализм, который выступает в качестве ценного ресурса для выживания и эффективной жизнедеятельности. Стремление к овладению профессией является одним из побуждающих факторов поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. Поступление в ВУЗ сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.

Новая обстановка, новый режим, иные учебные нагрузки и требования, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе - это далеко не полный перечень изменений, обретающих особую остроту в первый год обучения. У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.

Адаптация студентов к обучению в ВУЗе представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов.

В свою очередь, адаптационный процесс связан с решением целого спектра различных проблем. Одной из центральных социально-психологических проблем процесса адаптации является освоение новой социальной роли - роли студента. У бывшего школьника навыков выполнения такой роли нет. И отсюда объемный комплекс как внутренних, так и внешних конфликтов связанных с трудностями принятия и дальнейшего выполнения норм, соответствующих социальной роли студента. Студенты-первокурсники методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение. И на его основе строить дальнейшие взаимоотношения со сверстниками и преподавателями.

Социально-психологические проблемы адаптации бывших школьников к обучению в высшей школе обусловлены также психологическими особенностями юношеского возраста. Характерными чертами юношей является стремление к самопознанию и самоопределению в качестве субъекта социальной жизни, а также активное взаимодействие с окружающим миром. Мировоззренческое самоопределение включает в себя социальную ориентацию личности, формирование жизненных планов, формирование собственной системы ценностей и собственный интеллектуальный поиск. Самоопределение является само по себе очень сложным процессом, который сопровождается перестройкой внутренней организации личности и предъявляет к юношам особые требования. Таким образом, процесс взросления сопровождается значительными психологическими трудностями, которые ещё в большей степени обостряют проблему адаптации первокурсников к учебе.

Из педагогических проблем следует отметить принципиальное отличие учебных нагрузок и форм организации учебной деятельности в вузе от таковых в школе. Все это вызывает дополнительное напряжение и повышает тревожность у первокурсников, усугубляя проблему адаптации.

Кроме того, в ходе первого года обучения могут возникнуть профессиональные сложности, связанные с осознанностью выбора будущей профессии. Вполне распространенное явление, когда через некоторое время после поступления в ВУЗ студент понимает, что сделал неверный выбор. Совершенно очевидно, что такой поворот событий не способствует успешной адаптации студентов к высшей школе и учебному процессу.

Необходимо указать также на экономические факторы, влияющие на адаптацию первокурсников. В условиях перехода к рыночной экономике наблюдается тенденция ухудшения экономического положения студентов вузов. По этой причине многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь, что, в свою очередь, ставит перед ними еще более сложные задачи и усложняет процесс адаптации. Часть студентов идет зарабатывать деньги, еще не адаптировавшись к новым условиям и нагрузкам. Отсюда пропуски занятий, плохая учеба, и несданная сессия, исключение из вуза, как показатели дезадаптированности студента.

Из вышеназванных проблем и особенностей динамического процесса адаптации становиться очевидным, что далеко не все студенты, попадая в атмосферу вуза, способны и могут быстро адаптироваться. Так наблюдения Н. Ханчук показывают, что на вторых курсах каждый четвертый студент не адаптирован к вузовской среде. Косвенное свидетельство этого - высокий процент студентов, находящихся в академических отпусках, обучающихся повторно. Прямое свидетельство неполной адаптации студентов к учебе в вузе - отсутствие устойчивых навыков планомерной, систематической учебы1.В результате затянувшейся адаптации может также происходить снижение успеваемости студентов, возникновение различных личностных проблем, ухудшение здоровья.

На наш взгляд, первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период.

1 Ханчук Н.Н. Некоторые актуальные проблемы адаптации студентов в процессе обучения в высшей школе// Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000. - С. 265.

Библиографическая ссылка

Мельник С. Н. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 71-72;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12913 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Он является самым важным и сложным в нашем обществе. Так и студенты, войдя в новую роль чувствуют себя в ней совсем по-другому. Так же адаптационный период и его особенности существенно определяют и в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Выбор профессии влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в данном заведении, общением с однокурсниками, педагогами. Он вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении в учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

Изучая процесс адаптации студентов к обучению в высших учебных заведениях, можно выделить четыре аспекта: психофизиологический, социальный, педагогический, профессиональный.

1. Психофизиологический аспект адаптации связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формированием новых установок и навыков.

2. Социальный аспект затрагивает взаимодействие их со средой и привыканием к новому коллективу.

3. Педагогический аспект связан с особенностями приспособления студентов к новой системе обучения.

4. Профессиональный аспект затрагивает процесс включения студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности. Адаптация - приспособление.

Адаптация - это приспособление организма и личности к характеру воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Это комплексный динамический процесс, обусловленный взаимодействием различных видов адаптаций: биологической (изменение в обмене веществ и функциях органов); физиологической (изменение во взаимодействии физиологических систем организма); психологической (изменение психологических процессов, состояний, образований и свойств); социальной (вхождение в новый коллектив).

Адаптация первокурсников - это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать возможность их дальнейшего продвижения и развития. Различная обстановка по-разному влияет на поведение и психологическое состояние первокурсников. Одно поведение, одни чувства в обществе друзей, другое - в незнакомом коллективе, третье - на виду у преподавателей. Некоторые преподаватели о первокурсниках, только поступивших в ВУЗ, к сожалению, судят по первому впечатлению, забывая, что у каждого из них свой период адаптации. Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей - все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным.

Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться преподавателю - воспитателю при изучении личностных качеств первокурсника. Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью. Значительная часть первокурсников испытывает трудности в учебной деятельности. В связи с тем, что процесс становления личности в учебной деятельности существенно важен для первокурсника, выделим те трудности, которые вызваны условиями учебного заведения:

Изменения привычного ритма жизни;

Недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;

Разлука с родителями, родственниками;

Повышенная требовательность преподавателей;

Перегрузки учебной деятельности;

Сложность учебного материала;

Особенности нового коллектива;

Слабая специальная и общеобразовательная подготовка;

Особенности взаимоотношений в классе по специальности;

Отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;

Отсутствие навыков учебной деятельности;

Специфичность учебного заведения.

Наибольшие трудности связаны с изменением привычного ритма жизни (уроки по расписанию могут начинаться и утром, и в середине дня, причем перерывы бывают по часу и более), недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями.

1 этап - подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению.

2 этап - ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.

3 этап - происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе.

4 этап - первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе.

Существенную роль в преодолении трудностей адаптации первокурсников на современном этапе должны сыграть преподаватель и психолого-педагогическая поддержка всего коллектива. Понимание ведущей роли обучения в развитии первокурсника имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности, а это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития, и при этом, не только опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность обучения, а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько в методах преподавания акцентируется внимание на формирование у первокурсников умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребность в активном отношении к процессу обучения.

В заключение, возвращаясь, можно сказать, о том, что важнейшей задачей адаптационного процесса является проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Социологические исследования данной проблемы направлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной, активной формы социальной адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают существенное влияние на эффективность социальной адаптации. Это способствует хорошей и качественной работе в каком-либо процессе.