Болезни Военный билет Призыв

Формы работы в соответствии с требованиями фгос. Эффективные методы и приемы обучения в свете новых фгос. Характеристика этапов урока по фгос: "открытие нового знания"

Под следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении должна быть разработана основная программа, состоящая из учебного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. Рассмотрим далее основные этапы урока по ФГОС.

Общая классификация

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Занятия общеметодологической направленности.
  4. Уроки по развивающему контролю.

Задачи занятий

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.

Характеристика этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"

Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):


Мотивация

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

  1. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
  2. Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.
  3. Установлением тематических рамок деятельности.

Актуализация и пробное действие

В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:


Выявление проблем

Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети:

  1. Проанализировали все свои действия. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
  2. Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема.
  3. Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.

Построение проекта

Цель данного этапа - формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:

Реализация проекта

Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся:

  1. Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.
  2. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.
  3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.
  4. Фиксируют в обобщенном виде способ действий.
  5. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.

Первичное закрепление

Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:

  1. Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
  2. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.

Самостоятельная работа и самопроверка

Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:

  1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
  2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
  3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов.

Включение в сферу знаний и повторений

В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. Если предыдущие этапы урока по ФГОС пройдены удовлетворительно, то дети:

  1. Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.
  2. Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.

Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта.

Рефлексия

На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:


Занятие развивающего контроля

Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС:

  1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.
  2. Актуализация и пробная учебная деятельность.
  3. Локализация личных затруднений.
  4. Построение проекта коррекции обнаруженных проблем.
  5. Реализация новой модели.
  6. Обобщение затруднений в речи.
  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  8. Решение задач творческого уровня.
  9. Рефлексия работы.

Выполнение контрольной деятельности

Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:

  1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
  2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
  3. В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
  4. Сформулировать метод и процедуру контроля.
  5. Определить критерий оценивания.

Подготовка мышления детей

Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно:


Занятие общеметодологической направленности

Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на или во время внеклассного мероприятия.

Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.

Данный методический материал содержит основные требования к современному уроку, примерную форму технологической карты урока, схему анализа и самоанализа урока, а также каталог полезных Интернет- ресурсов об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №67

УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

(МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

ИРКУТСК 2014

«Современный урок- свободный урок,

урок, освобожденный от страха:

никто никого не пугает и никто никого не боится»

Н.Е. Щуркова

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

  1. Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

  1. Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

  1. Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

  1. Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

  1. Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

  1. Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

  1. Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

  1. Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

  1. Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Основные положения, закрепленные в новых стандартах:

  1. Системно – деятельностный подход в планировании и проведении уроков - подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты образования.

Системно – деятельностный подход – в основе педагогических приёмов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.

Современный урок должен отвечать на следующие вопросы: «ЗАЧЕМ ученику необходимо совершить ту или иную деятельность на уроке? КАКОЙ должен быть результат данной деятельности? КАКОВ продукт? И КАК это ученик использует на следующих уроках?

  1. Постановка цели и задач урока по достижению результатов (предметные, личностные, метапредметные).

Современный урок – урок, который спланирован, продуман и проведен в соответствии с поставленными задачами по достижению результатов.

Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока
  • путями реализации этого плана

ЦЕЛИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС:

Предметная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей (что должны знать, уметь)

  • Закрепление понятий, правил, законов….; умений…
  • Применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях
  • Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, правил….
  • Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме…
  • Проверка и оценка знаний и способов действий учащихся по теме….
  • Организация деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки), опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенный обучающимися в рамках отдельного предмета.

Личностная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала

  • Патриотизм, уважение к своему народу, российская гражданская идентичность, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, прошлое и настоящее, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
  • Формирование гражданской позиции (активность, ответственность, чувство собственного достоинства, гуманизм…)
  • Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики…
  • Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • Толерантное сознание и поведение
  • Эстетическое отношение к миру
  • Принятие и реализация ценностей ЗОЖ, потребность в физическом самосовершенствовании; неприятие вредных привычек; бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью
  • Формирование экологического мышления
  • Осознанный выбор будущей профессии
  • Ответственное отношение к созданию семьи, принятие ценностей семейной жизни.

Личностные результаты – система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, к педагогу.

Метапредметная – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение классифицировать, сравнивать, доказывать, синтезировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать способ решения, постановка и формулирование проблемы, навык поиска необходимой информации…
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, умение следовать инструкциям учителя, организовывать своё рабочее место, умение делать выводы, выбирать способ достижения поставленной цели, саморегуляция …
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе, сотрудничать, формирование культуры межличностных отношений, умение обращаться за помощью, предлагать помощь, осуществлять взаимный контроль….

Метапредметные результаты – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

  1. Учебная задача – это переформулированная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания . Решая её, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают личностные качества, направленные на «умение учиться»
  2. Рефлексия – обратная связь. Оценивание, отслеживание, достижение запланированных учителем результатов на уроке (предметных, метапредметных, личностных)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технологическая карта урока – обобщенно -графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Технологическая карта позволит учителю:

Организовать эффективный учебный процесс;

Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

Проектировать свою деятельность на модуль, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

На практике реализовать межпредметные связи;

Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации ОУ контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Примерная форма технологической карты урока

Предмет

Класс

Тип урока/занятия

Тема

Цель

Основные термины, понятия

Планируемый результат

Предметные умения; личностные УУД; метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Межпредметные связи

Этапы урока

Методы, приёмы, формы работы, средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (организационный)

Первичная проверка понимания

Применение новых знаний

Дидактические задачи этапов урока /занятия

Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивация (организационный)

Подготовка учащихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация…) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания. Поиск информации.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Моделирование и анализ урока

Позиции

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Жестко структуированный конспект урока, 0% свободы учителя

Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации, учебник, интернет- ресурсы, материалы коллег, производит обмен конспектами

Основные этапы урока

Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80%- говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление – 5-10 % урока; самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% урока

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность детей по:

Поиску, обработке информации;

Обобщению способов деятельности;

Постановке учебной задачи…

Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий

Реши, спиши, сравни, найди, выполни….

93%-репродуктивные задания;

7%- исследуй (чаще для сильных учеников)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте….

Схема анализа урока по ФГОС.

Общая информация

ФИО учителя

Дата посещения урока

Предмет

Класс

Учащихся по списку

Учащихся по факту

Цель посещения урока

Своевременность явки учителя на урок.

Готовность учителя к началу урока.

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. Степень дисциплинированности.

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Наличие технологической карты урока.

Соответствие темы урока КТП

Педагогическое поведение учителя

Самообладание и педагогический такт

Стиль поведения

Взаимоотношения с учащимися.

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Правильность речи

Дикции

Темп

Выразительность

Жестикуляция

Использование артистических умений

Этапы анализа

АНАЛИЗ УРОКА

Основные цели урока : предметная, метапредметная, личностная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

Организация урока : тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование УУД

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, здоровьесберегающих технологий др.

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

Методика проведения урока :

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

6.2.

Какие методы использовались учителем.

Проблемного обучения.

Творческого характера

Задания репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)

Количество:

Задания поискового характера (проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, «сравни», «найди ошибку»)

Количество:

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Работа в парах

Самостоятельная

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10.

Средства обучения. Целесообразность и рациональность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

Книгопечатная продукция: учебники, пособия, тетради на печатной основе

Технические средства:

Интернет:

6.11.

Использование наглядного материала:

в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Психологические основы урока:

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

7.2.

Реализация развивающей функции обучения.

Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

Физминутки

Рабочая поза

Предупреждение утомления и переутомления.

Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

Домашнее задание : оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Результат урока

Активность учеников

Проявление творчества

Вызывает интерес

Воспитывает познавательную потребность

Подведение итога

Самооценка учащихся

Выполнение плана

Достижение целей

Результаты: предметные

Метапредметные

Личностные

Отметки: « 5»- «4»- «3»- «2»-

САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ (самоанализ):

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки? Межпредметные связи.
  2. Какие задачи я решаю на уроке? (предметные; личностные; метапредметные). Были ли они решены? Каким способом? На каких этапах урока?
  3. Рациональность выбранной структуры урока, соответствие ее разработанной учителем технологической карте. Логическая связь между различными этапами урока.
  4. Какие образовательные технологии использовались на уроке? Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности?
  5. Как был организован контроль на уроке? В каких нормах, и какими методами он осуществлялся?
  6. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  7. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию каталог ресурсов Интернет об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода

Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Технология «Развитие критического мышления» http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

Семинар – практикум Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  1. Технологии организации работы в группе

Технология организации групповой работы http://festival.1september.ru/articles/579384/

Технология полного усвоения на уроках математики http://festival.1september.ru/articles/412818/

Пиетиляйнен Елена Евгеньевна. Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/219326.html

Описание нескольких технологий (полного усвоения, разноуровневого обучения, модульная, коллективного взаимообучения) http://74203s001.edusite.ru/DswMedia/texnologii.doc

Критериально-ориентированное обучение http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html

Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии http://festival.1september.ru/articles/551473/

Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8

Интерактивное обучение: новые подходы http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php

  1. Технологии уровневой дифференциации

О технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности

Рецепт приготовления хорошего урока

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный . Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований , а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа , который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога , необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта . Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:

  • в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги , что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника . Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены .

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами . Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Разберёмся в понятиях Кто и как должен помочь учителю перейти от привычного планирования к проектированию урока? Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед», то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. В чём сущность системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности на уроке? См. «ФГОС НОО, раздел 1, п.7» Как анализировать процесс формирования УУД на уроке?


Что изменилось? Урок – это мастерская. 1. Учитель - организатор учебной деятельности обучающихся: консультирует, помогает ориентироваться в знаниях и получает новые знания вместе с учащимися. 2. Ученики работают с разными источниками информации: находят, отбирают, анализируют, систематизируют и демонстрируют полученные знания и умения. 3. Ученики взаимодействуют с учителем (задают вопросы, консультируются), с другими учениками, с информационными ресурсами и технологиями. 4. Обсуждаются различные точки зрения на исследуемую проблему. 5. Ученик размышляет о том, как он учится (рефлексия). 6. Планируемые результаты – оговариваются и формулируются на каждом этапе урока. 7. Вся работа на уроке носит системно-деятельностный характер, то есть предусматривает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.


Что мешает эффективной реализации требований ФГОС НОО 1. Поверхностное знакомство с нормативными документами. 2. Недоверие к учебнику как основному и наиболее эффективному средству обучения. 3. Предпочтение стереотипных стратегий деятельности. 4. Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и педагогической психологии. 5. Уровень развития у педагогов рефлексивных навыков.




Требования к НОО ГОС (2004) и ФГОС НОО (2009) ГОС НОО 2004ФГОС НОО 2009 Качественно новая личностно- ориентированная развивающая модель НОО: 1. Освоение системы ЗУНов, опыта осуществления разнообразных видов деятельности 2. Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности: познавательной, речевой, информационной, организационной. 3. Выделение межпредметных связей, интеграция предметов с целью устранения учебной перегрузки 4. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников в ходе учебно- познавательной, практической и социальной деятельности 5. Создание условий реализации способности каждого школьника, возможностей для его индивидуального развития. Системно-деятельностный подход к НОО: 1. Воспитание и развитие личности каждого ребёнка. 2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования. 3. Ориентация на результаты образования. 4. Решающая роль содержания, способов организации образования и взаимодействия участников образовательного процесса. 5.Учёт индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей обучающихся. 6. Преемственность всех ступеней общего образования. 7. Разнообразие организационных форм НОО. 8. Гарантируемость достижения планируемых результатов НОО


Личностные УУД ГОС НОО (2004) ФГОС НОО (2009) Личностно-ориентированная развивающая модель НОО: 1. Развивать личность, творческие способности каждого школьника. 2. Развивать интерес к учению. 3. Формировать желание и умение учиться. 4. Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально- ценностное отношение к себе и окружающему миру. 5. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. 6. Сохранять и поддерживать индивидуальность каждого ребёнка. 1. В процессе урочной и внеурочной деятельности развивать личность обучающегося, по пяти направлениям: -спортивно-оздоровительное; - духовно-нравственное; -социальное; -общеинтеллектуальное; - общекультурное. 2. Формировать внутреннюю позицию школьника, воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию. 3. Формировать мотивацию к обучению, и познанию. 4. Формировать основы гражданской идентичности. 5. Формировать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции.


Организационные, регулятивные УУД ГОС НОО (2004)ФГОС НОО (2009) 1. Соотносить результат наблюдения, опыта с его целью. 2. Самостоятельно задумывать план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи. 3. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. 4. Определять способы контроля и оценки деятельности. 5. Устанавливать причины возникающих трудностей, находить ошибки в чужой и своей работе, уметь их исправлять, работать над ними. 1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 2.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. 4. Различать способ и результат действия. Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 5. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих


Познавательные УУД ГОС НОО (2004) ФГОС НОО (2009) 1. В ходе наблюдений, опытов, работы с информацией обнаруживать изменения, происходящие с объектом. 2. В процессе сравнения выделять существенные признаки, сопоставлять их, объединять по общему признаку, различать целое и часть. 3. Решать практические задачи путём простейших измерений; описывать свойства и качества изучаемых объектов с опорой на готовые предметные, знаковые, графические модели. 4. Планировать и решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций. 5. Создавать оригинальные сообщения, сочинения, графические работы, разыгрывать воображаемые ситуации. 1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. 2. Использование знаково-символических средств, моделей и схем для решения познавательных задач. 3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, приёмами работы с информацией. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 5. Активное использование ИКТ для решения познавательных задач.


Коммуникативные УУД ГОС НОО 2004ФГОС НОО Правильное и осознанное чтение учебных, художественных, научно- популярных текстов. Определение темы и главной мысли прочитанного и услышанного текста. 2. Построение монологического высказывания на заданную тему, участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответов). 3. Элементарное обоснование высказанного суждения, проверка информации в словарях, учебных и справочных изданиях. 4. Упорядочение и представление информации по алфавиту, в таблице и по числовым параметрам. 5 Учебное сотрудничество, умение договариваться, распределять работу. 1. Освоение требований метапредметнойрограммы «Чтение: работа с информацией» 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения. 3. Определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 4. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 5. Умение работать в материальной и информационной среде НОО в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета..Поиск необходимой информации в разных источниках.


Реализация требований ФГОС в рамках урочной и внеурочной деятельности. Формы организации урочной деятельности обучающихся Формы организации деятельности учащихся во внеурочное время Урок как коллективное действие. Учебное занятие (индивидуаль-ное, групповое, коллективное). Урок – мастерская. Урок-консультация. Урок – презентация. Урок решения проектных задач. Урок-экскурсия. Урок-концерт. Урок-конференция. Урок-отчёт. Интегрированный урок. Экскурсии (поездки или прогулки). Кружки. Секции, Круглые столы. Конференции. Диспуты. Школьные научные общества. Олимпиады, соревнования. Поисковые и научные исследования. Клубы по интересам. Общественно полезные практики.




Обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учебника (учителя): обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.




Русский язык: примеры (дидактические средства) учебной деятельности Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)




Математика: примеры (дидактические средства) учебной деятельности эксперименты Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач


Учимся адекватно оценивать собственную деятельность. Лист самооценки (Н.Ф.Виноградова) Оцени свою работу: подчеркни нужное: 1.Быстро,правильно,самостоятельно. 2.Правильно, но медленно. 3.Правильно, но с помощью других. 4.Быстро, но неправильно. Спасибо, ты настоящий ученик! Желаю успехов!


Осваиваем начальные формы личностной рефлексии. Лист обратной связи (Школа 2100) Зелёный цвет – «Мне было всё понятно. Со всеми заданиями справился сам». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».




Познавательная и личностная рефлексия. «Закончи высказывание». Теперь я знаю, что ….. Теперь я смогу отыскать нужный ответ в учебнике. Я сумею объяснить, почему…. Я смогу рассказать, как …. Больше всего на этом уроке мне понравилось …. Мне пока ещё трудно….


Методический конструктор Личностные УУД (самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация) Регулятивные УУД: (организация УД, воле- вая саморегуляция, контрольно-оценочная деятельность) Познавательные УУД: (чтение и работа с информацией,логичес- кие, специально-пред- метные, постановка и решение проблем) Коммуникативные УУД: (учебное сотруд- ничество; диалог и монолог; разрешение конфликтов;управление поведением партнёра) 1.Удивительно, но… 2. «Солнышко» 3. Идеальное Д/З 4. Лингвистическая карта. 5. Панель 6. Два кольца. 7.Остановка. 1. «Проверь себя» 2. Отсроченная загадка. 3. Рефлексивное сочинение. 4.Задание-ловушка 5.Вопрос-ответ 6. Оценочное окно 7. Идеальный план 1. Тетрадь открытий. 2. Лингвистическая сказка. 3. Игротека «Карусель» 4. Лови ошибку 5. Смысловое или поисковое чтение «Загляни за бугорок» 6. Разноцветные шляпы. 7.Моделирование. 1. Учебный диалог 2. Учебная дискуссия 3. Метод 6 шляп (МШ) 4.Аргумент. 5. Если бы… 6. Вопрошай-ка 7. Таймер.


Как и чем измерить эффективность посещения и анализа урока Для завуча Для учителя Для обучающихся 1. Закрепление основных направлений и целей своего профессиональ- ного роста и совершен- ствования деятельности педагога. 2. Совершенствование и отработка процедуры и инструментария оцени- вания деятельности обучающихся и педагога в ходе посещения урока. 3. Выявление положитель- ной динамики, профессио- нального роста и дости- жений педагога. 4. Создание комфортной развивающей среды в коллективе. 1. Ориентация образова- тельного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. 2. Достижение планиру- емых результатов освое- ния учебных предметов НОО и формирования УУД. 3. Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО: личностные, метапредметные и предметные результаты. 4. Личностное и профес- сиональное саморазвитие и совершенствование 1. Создание комфортной развивающей образовательной среды. 2. Повышение качества образования, его доступ- ность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей. 3. Укрепление физичес- кого, психологического и социального здоровья всех участников образо- вательного процесса. 4. Выявление и развитие способностей обучаю- щихся через урочную и внеурочную деятельность и ОУДО.


«Затачивайте пилу» Советуем прочитать. 1. Ермолаева К. А. Проектирование урока, направленного на формирование универсальных учебных действий: 18/ 2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – – Вып. 1(3). – С О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, Цукерман Г.А. Оценка без отметки:


Благодарю за внимание и прошу оценить выступление по 5-бальной шкале 1. Практическая значимость Доступность Научность Актуальность Насыщенность и глубина содержания Активизация внимания

Дата публикации: 29.08.17

Инновационные формы работы с родителями

по экологическому воспитанию дошкольников в соответстви с требованиями ФГОС ДО

2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь, в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесии. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания, практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.)

Основные задачи педагога:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания,
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное, доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.

Во время работы с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (собрания, консультации, беседы) , так и нетрадиционные формы работы (деловые игры, круглый стол и т. д).
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. При выборе форм общения с родителями надо помнить: что надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на экологическую тему сначала надо провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей.
Консультации на экологическую тематику , можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
Для формирования экологической культуры, нужно дать детям элементарные научные знания о природе. Поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания. Родителям можно предложить такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе .

Например:
Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору.

Для приобретения опыта поведения в природной среде применяется такая форма работы как создание экологических ситуаций , решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.
Например, дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в экологических акциях .
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают формы организации общения - досуги .
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты .
Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы , в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например, на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы).

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.