Болезни Военный билет Призыв

Основные формы деятельности человека. Деятельность человека и ее виды. Виды деятельности человека: учение

Вся наша жизнь соткана из множества решений, которые мы принимаем ежеминутно. Бывает, что и ежесекундно, и даже неосознанно. В какие-то моменты мы задумываемся над тем, как принять решение, в другие моменты принятие решения требуется только для выполнения каких-либо привычных нам действий. Но так или иначе, для того, что начать совершать что-либо, необходимо сначала принять решение.

Знаете ли вы, что есть огромное множество вещей, и даже судьбоносных, которых можно достичь, подумав об этом всего лишь одну минуту. Всего 60 секунд нашего времени.

1 минута — это много или мало?

Возможно, кто-то из вас сейчас улыбнется, и подумает про себя, что такого не бывает. И что серьезные и деловые люди должны взвесить все за и против… Да, я с этим согласна, хотя это уже идет после того, как вы приняли решение действовать в этом направлении.

Допустим, вы который месяц подумываете о смене работы. Так, иногда, после пересудов с коллегами или встречей с успешным одноклассником, который за то же время, что и вы, добился в своей жизни гораздо большего. Но затем, это неясное желание под натиском обыденной и ежедневной рутины напрочь пропадает из вашего поля зрения. И в очередной раз когда-нибудь появится несмело и так же странно исчезнет.

А всего лишь нужно отвлечься в такой момент от всех других дел, сконцентрироваться, задать себе несколько серьезных вопросов и решить сейчас и здесь: насколько сильно я хочу уйти с этой работы. Особо сомневающимся можно нарисовать на листке бумаге или в своем воображении известные «плюсики и минусики», (плюсы — это то, почему мне все это нравится и устраивает, минусы — это все то, из-за чего я не могу продолжать здесь работать), определяем, чего больше и быстро принимаем решение.

Да, знаю, знаю. Сейчас скажите, что поспешишь, людей насмешишь. Да, бывает и такое. Но вы должны четко понимать, что практически любое решение можно принять за минуту. Практически любое. Понятно, что не все. Здесь тоже ум надо включать.

Ну вот такое нетривиальное желание, как стать миллионером, согласитесь, можно принять за минуту? Нет, слышится мне в комментариях… Поспорю с вами, как раз об этом можете прочитать в очень увлекательной и интересной книге Марка Виктора Хансена и Роберта Аллена «Миллионер за минуту». Книга о бизнесе, думаю многим будет интересно ее прочитать. Авторы уверяют, что принять решение стать миллионером можно всего лишь за минуту. Все что следует дальше, к принятию решения уже не относится. Согласны?

И в нашем, достаточно распространенном примере о желании сменить работу, просто не нашлось той минуты времени, чтобы остановиться на минуту и принять правильное решение. Знаете, у меня тоже были такие жизненные ситуации, когда решение зрело долго, но я не решалась из-за большего количества плюсиков принять то решение, которое мне было необходимо. До того момента, когда минусов стало больше. Скорее всего, это нормально, а вполне возможно, что если бы я действовала быстрее, то не упустила бы столько возможностей.

Секрет успешных людей

Вы знаете секрет успешных людей, и почему они в своей жизни намного эффективнее многих из нас? Просто они успевают делать больше за то же время. И не просто успевают делать больше, а успевают делать больше ГЛАВНЫХ вещей. Вот такой простой секрет. Если с собой договориться, и каждый день делать на одну главную вещь больше, чем в предыдущий, уверяю, наша личная эффективность возрастет в разы за короткий срок.

Значит на следующий день нам придется потратить уже не одну минуту на принятие решения, а целых две, так как задач у нас тоже должно быть не одна, а две. Понятно, что до бесконечности доводить никто не заставляет, все же все наши дела прежде всего нужно доводить до логического результата. Но если разумно подойти к этому моменту, то главные вещи будут появляться независимо от нашего участия с завидной регулярностью.

Самое главное: как принимать решение

А здесь приведу еще несколько интересных соображений о том, как сделать выбор.

Орел или решка

Вы идете по берегу моря и замечаете наполовину торчащую из песка бутыль причудливой формы.
Вы поднимаете и открываете ее.
Из бутылки исходит легкий туман, который превращается в сказочного джинна.
В отличие от прочих джиннов, этот не предлагает исполнить три ваших желания.
Он дарует вам право выбора.
Вариант первый:
Вы получите пять дополнительных лет жизни при условии, что жизнь другого человека, выбранного наугад, сократится на пять лет.
Хотите ли вы продлить свою жизнь на таких условиях?
Вариант второй:
Вы можете получить двадцать тысяч долларов, если согласитесь нанести татуировку размером с долларовую купюру.
Возьмете ли вы эти деньги?
Если да, то на какое место вы нанесете татуировку и какой выберете рисунок?
Вариант третий:
Когда вы проснетесь завтра утром, вы сможете приобрести новое качество или умение.
Что вы выберете?

Неплохой тест. А сколько в нашей жизни появляется подобных альтернатив, когда не можешь определиться, как поступить в данной ситуации. Специалисты советуют выработать собственную систему оценки вариантов, которая основывается на многих факторах: логике, разуме, практическом опыте, эмоциях, чувствах.

От того, насколько мы активно участвуем в момент принятия решения, зависит уровень нашей интеллектуальной формы. Вот почему так важно научиться правильно выбирать. Не зря говорят: «Вы есть то, что вы выбираете». Кстати, это высказывание принадлежит консультанту по вопросам менеджмента Джону Арнольд. Меткое высказывание очень быстро стало афоризмом.

Что нужно сделать, чтобы принять решение?

Остановимся на минуту, и узнаем самое важное, что поможет нам научиться правильно принимать решение:

1. Это прописные истины, друзья мои. Я уверена, что вы это все знаете. На самом деле, вы все это знаете, только не применяете. Просто проблема в том, что нужно все-таки ДЕЛАТЬ. А если делать непривычные вещи, то это значит, что нужно выходить из своей зоны комфорта. А вот это уже некомфортно. Правда? Поэтому начинаем и выходим из зоны комфорта.

Если вы не знаете, куда идете, то неважно, какой вы выберете путь.
Братья Карамазовы, выдающиеся жонглеры

3. Определяем параметры , которым должны соответствовать наши цели. Это несложно. Задаем себе всего три важных вопроса.

Что я хочу получить?

Чего я хочу избежать?

4. Ищем альтернативное решение . Стараемся, чтобы наши требования, полученные при ответах на перечисленные вопросы сами сгенерировали альтернативные решения.

5. Оцениваем и проверяем выбранное решение. Здесь царица — математика. Придется сравнивать по критериям, параметрам, техническим характеристикам, степени риска, размеров ресурсов и т.д.

Быстро принятые решения не верны.
Софокл, поэт и драматург

Тот, кто слишком много думает, мало делает.
Иоганн Фридрих Шиллер, поэт и драматург

6. Представляем последствия принятого нами решения. Самый интересный пункт, на мой взгляд. Это уже зависит от силы нашего воображения. Ни в коем случае на этом этапе не нужно советоваться с родственниками, друзьями и соседями. Для них вы должны всегда оставаться такими, какие вы есть. Они вам насоветуют…

7. Обязательно чувствуем себя и собственную интуицию. Надо постараться выбрать правильный вариант и принять правильное решение, то есть то, что мы чувствуем правильным.

8. Принимаем решение и не боимся, что сделали неправильный выбор. Ошибки нам тоже нужны, правда не в большом количестве. Ошибки — это тот опыт, который впоследствии позволит нам быстрее оценивать принимаемое решение.

9. Как только приняли решение, нужно понимать, что придется действовать в соответствии с ним.

Слышу ваши возмущенные реплики: И все это можно успеть сделать за минуту? Ну сначала, может и не получиться успеть за минуту, но со временем действия нашего мыслительного процесса будут доведены до автоматизма, и принимать решения станет намного легче, чем сейчас. Ну и потом, вам никто не мешает разработать собственную методику принятия решений, надеюсь, что вы с нами обязательно ею поделитесь.

Примите решение за 1 минуту

За одну минуту можно очень много всего сделать. Можно просто помечтать или пожалеть. Можно сказать «Я увольняюсь», можно сказать что-то важное или дать произойти чему-то важному, благодаря своему молчанию. Можно решить, с кем ты хочешь жить, что ты хочешь делать, нравится ли тебе этим заниматься. За одну минуту можно определить свое самое главное желание, и понять, для чего стоит жить. За одну минуту можно прочитать эту статью и узнать, как принять решение.

Найдите те вещи, те дела, те задачи для начала, решение о которых вы сможете принять всего лишь за 60 секунд. Всего лишь за одну минуту нашего времени. Цените время и не делайте так, чтобы потом пожалеть об упущенных возможностях. Давайте действовать быстрее!

Присоединяйтесь к странице на Facebook

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций: физический труд, механизированные формы физического труда и умственный труд.

Физический труд – это форма трудовой деятельности человека, требующая значительной мышечной активности. Он характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и т.д.) Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы в организме, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это неэффективность физ. труда, связанная с его низкой производительностью, необходимость высокого напряжения физических сил и потребность в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления и эмоциональной сферы. (Например: творческий труд, управленческий, труд финансовых работников и т.д.) Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, повышения кровяного давления, изменения ЭКГ и т.д. у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает также угнетающее влияние на психическую деятельность человека: ухудшаются функции внимания, памяти, появляется большое количество ошибок в процессе труда. Кроме того, при интенсивной интеллектуальной деятельности повышается потребность мозга в энергии и потребление кислорода корой головного мозга оказывается в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса. Все это приводит к тому, что по окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе. (эффект кумуляции – в результате: синдром хронической усталости) (Рекомендации – употребление кислородного коктейля, занятия спортом).

Механизированные формы физического труда характеризуются изменением характера мышечных нагрузок и усложнением программы действий. Например: грузчик в начале ХХ века поднимал мешок с мукой, взваливал его себе на плечи и нес со склада в цех. В настоящее время эта же операция выглядит так: грузчик на складе укладывает сразу несколько мешков на тележку, причем при этом он может пользоваться различными подъемными устройствами, затем отвозит тележку в цех, где опять-таки с помощью различных механизмов мешки выгружаются, а грузчик при этом пользуется пультом управления. Таким образом, мы видим, что в условиях механизированного производства уменьшается объем мышечной деятельности. В работу вовлекаются в основном мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. И вот это однообразие простых и большей частью локальных действий, а также малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности трудового процесса. А это, конечно же, влечет за собой снижение возбудимости анализаторов, рассеивание внимания, снижение скорости реакции и быстрое наступление утомления.

    Вредные и опасные производственные факторы. Их классификация.

Производственная среда – это пространство, в котором осуществляется трудовая деятельность человека. В производственной среде, как в части техносферы формируются различные производственные факторы. Освещенность, шум, температура воздуха в производственном помещении, режим работы и т.д. – это все производственные факторы.

Все производственные факторы делятся на 2 группы: факторы производственной среды и факторы трудового процесса. К первой группе факторов относятся:

Физические факторы (параметры микроклимата, освещение, наличие вредных веществ, шум, вибрация в производственном помещении и т.д.);

Химические факторы;

Биологические факторы (микроорганизмы, вирусы).

А факторы трудового процесса включают в себя тяжесть труда и напряженность труда.

При определенных обстоятельствах любой из производственных факторов может стать вредным или опасным. Например: пониженная температура воздуха приводит к простудным заболеваниям работников, повышенный уровень шума оказывает влияние на функции слухового аппарата человека и может привести даже к появлению глухоты, залповый выброс какого-нибудь химического вещества в воздух производственного помещения грозит острым отравлением людей, а может быть даже и летальным исходом.

Вредный производственный фактор – это такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может привести к его травме или смерти.

Если производственный фактор приводит к травме – то это травмоопасный фактор (механические опасности; подвижные части машин, сосуда, работающие под давлением, высота рабочего места и т.д.)

Каким же образом определяется вредный, опасный или безопасный данный производственный фактор? Существует целый ряд нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов), в которых регламентируются допустимые значения различных производственных факторов, т.е. те возможные значения параметров, которые безопасны для здоровья работников. Если фактические значения параметров производственных факторов превышают допустимые, то значит этот фактор - вреден или опасен. (Не путать фактор и его параметр). А фактические значения определяются только на основе инструментальных замеров.

    Факторы трудового процесса и пути их минимизации

У каждой формы трудовой деятельности человека есть свои плюсы и минусы. Поэтому для количественной оценки разных форм труда ввели такое понятие как факторы трудового процесса, а именно факторы - тяжесть труда и напряженность труда. Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, - при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.)

Физическая нагрузка подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая нагрузка – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Статическая нагрузка характеризуется величиной удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. Тяжесть труда зависит также от рабочей позы, в которой работает человек, от количества совершаемых им стереотипных рабочих движений, от длины перемещений в пространстве.

Таким образом, даже люди умственного труда могут испытывать некоторую тяжесть трудового процесса (например: инженеры-технологи, которые вынуждены следить за ходом производственного процесса и при этом очень много ходить по цехам; операторы ЭВМ, которые на протяжении всего рабочего дня совершают большое количество стереотипных движений и т.д.). Другое дело, что она существенно отличается от тяжести чисто физического труда.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

При оценке степени напряженности труда учитывают сменность труда, фактическую продолжительность рабочего времени, монотонность производственной обстановки, нагрузки на зрительный, слуховой анализаторы и голосовой аппарат, - всего 23 показателя. (Например, если педагог наговаривает в неделю более 25 часов, то это вредные условия труда – класс 3.2).

Количественно тяжесть и напряженность труда определяют по «Гигиеническим критериям…»

Для того чтобы снизить тяжесть труда прибегают к средствам дистанционного управления, автоматизации, роботизации и т.д.; а напряженность трудового процесса снимают благодаря правильной организации рабочих мест, рациональным режимам труда и отдыха, проведению производственной гимнастики, оборудованию на производстве кабинетов релаксации и психологической разгрузки.

    Классификация труда по тяжести производимых работ

Тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая). Уровень энергозатрат определяли методом полного газового анализа (учитывали объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Физическая тяжесть работы подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Легкие физические работы (категория I) подразделяются в свою очередь на категорию Iа, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт и категорию Iб с энергозатратами от 140 до 174 Вт. К категории Iа относятся работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным выделением энергии (управленческая деятельность, научная деятельность, ряд профессий в сфере обслуживания и т.д.). К категории Iб относятся работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием (работа мастера, контролера, учителя и т.д.)

Физические работы средней степени тяжести (категория II) также подразделяются на две группы: к категории IIа относятся работы с энергозатратами 175-232 Вт, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких изделий (до 1 кг) в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах и ткацком производстве); к категории IIб относятся работы с интенсивностью энергозатрат 233-290 Вт, связанные с ходьбой, переноской и перемещением тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (машиностроительные, металлургические заводы, сварщики, сантехники и т.д.).

Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются интенсивностью энергозатрат более 290 Вт. Это работы, связанные с постоянным передвижениями, перемещением и переноской значительных тяжестей (свыше 10 кг) и требующие больших физических усилий (грузчики, кузнецы, литейщики и т.д.)

Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывают объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа), т.к. с увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии (в математическом соотношении две взаимосвязанные величины).

    Гигиеническая классификация условий труда

Любая профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных условиях труда. Наличие того или иного производственного фактора определяет эти условия. Поэтому, с точки зрения нашей дисциплины условия труда – это совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

В соответствии с руководством Р 2.2.2006 – 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» условия труда подразделяются на 4 класса в зависимости от фактического количественного значения производственных факторов:

1 класс – оптимальные условия труда – это такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и обеспечивается высокий уровень их работоспособности;

2 класс – допустимые у.т. – характеризуются такими значениями производственных факторов, которые не превышают установленные гигиенические нормативы для рабочих мест;

1 и 2 класс - безопасные условия труда.

Если фактическое значение хотя бы одного фактора превышает допустимую величину, то условия труда – вредные и относятся к 3 классу.

3 класс– вредные у.т. – характеризуются наличием вредных производственных факторов. В зависимости от уровня превышения нормативов 3 класс имеет 4 степени вредности: 3.1; 3 класс 2 степень; 3.2; 3.4

4 класс – опасные у.т. характеризуются такими значениями производственных факторов, которые создают угрозу для жизни или тяжелой формы профессионального заболевания (экстремальные у.т.)

Рабочие места с 4 классом условий труда подлежат либо ликвидации, либо реконструкции, а за вредные условия труда устанавливаются различные компенсации (выдача молока и других продуктов, доплата, сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращение возраста выхода на пенсию).

Классифицировать все виды деятельности человека не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всей жизни вида деятельности: .

В рамках деятельного подхода авторами определяется понятие «ведущей деятельности» - как деятельности, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность, которая в основном и определяет динамику развития в данном жизненном периоде.

Рождаясь, ребенок сразу включается в игровую деятельность, затем, подрастая, включается в учебную, а становясь взрослым приступает к .

Данные виды деятельности человека различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Очень трудно регламентировать содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры. Ребенок обычно сам переходит от одной игры к другой.

Учение же и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности человека связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Основным же мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении, и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают.

Игра. Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры - род деятельности, когда игрой занят один человек.
Групповые игры - в деятельность включены несколько индивидов.
Предметные игры - связаны с включением в игровую деятельность каких-либо предметов.
Сюжетные игры - игровая деятельность по определенному сценарию.
Ролевые игры - поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую берет на себя в игре человек.
Игры с правилами - игровая деятельность, регулируемая определенной системой правил поведения их участников.

Данные типы игр могут смешиваться: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные с правилами.

Сначала у ребенка игровая деятельность является предметной. Однако необходимость освоения системы человеческих взаимоотношений и стремление к участию в них приводят взрослеющего ребенка к использованию игр с возрастающим психическим содержанием. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры, которые требуют от них значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом развивающая сила данного вида игр.

С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью.

Учение. Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и . Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.

В есть две стороны: деятельность учителя и деятельность ученика (учение). В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Так, например, в младенческом возрасте манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу. В одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам воспроизводит их . В другом - взрослые специально показывают приемы действия и помогают освоить их. Обычно самостоятельного освоения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь наблюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в другую.

Учение как мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.

Труд. Труд занимает особое место в системе человеческой . Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.

Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.

В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.

Физический труд можно классифицировать следующим образом:
- труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.д.);
- бытовой семейный труд;
- производительный труд.

Труд по самообслуживанию осваивается раньше других в детском возрасте и сопровождает человека всю его жизнь.

Бытовой семейный труд - труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий большего напряжения сил. Нередко его лишь условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным признаком его выделения является выполнение работы не для себя или не только для себя.

Массовый характер приобретает труд производительный, в котором выделяется труд ремесленный (с использованием простейших машин, инструментов, оборудования) и труд индустриальный (высшая форма производительного труда).

Интеллектуальный труд. Умственный труд (и только он) позволяет человеку узнать мир и свое место в нем.

Духовный труд - к данному виду труда можно отнести и работу по самосовершенствованию, по постоянному самоконтролю, рефлексию.

Только в труде - физическом, интеллектуальном и духовном - человек становится личностью.

№ п/п

Вид деятельности

Целевое назначение

Активные формы организации деятельности

Познавательная

Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения, интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие урочную деятельность)

Общественная

Содействует социализации учеников

Встречи с политическими деятелями, выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.

Ценностно – орентированная

Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”.

Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.

Спортивно – Оздоровительная

Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений.

Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.

Художественная

Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.

Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.

Свободное общение

Взаимнообогащающий досуг школьникав.
Общение друг с другом.

Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.

Трудовая

Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.

Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.

Предварительный просмотр:

Формы внеклассной работы с младшими школьниками по формированию нравственности

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Большую роль в нравственном становлении личности школьников играет учитель. Педагог, занимающийся нравственным воспитанием, никогда не обойдет следующих постулатов: он сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Но школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

Нравственное воспитание младших школьников является одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

(5) Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.» Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

(5) Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

(6) Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности

«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

  1. Формы и методы нравственно го воспитания

(7) Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

(8) И.Г. Щукина выделяет три группы методов :

  1. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
  2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
  3. методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание)

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.

В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

Итак, можно сказать, что эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Этика как наука о нравственной жизни человека, о нравственном выборе и об осуществлении его в поведении человека только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

(9) Формы внеурочной воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Поле чудес”, “Счастливый случай”, “Брейн ринг”, «Звёздный час»;

– коллективно творческие дела : эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая.

Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность , по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.

В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические

– образно – художественные

– трудовые

– игровые

– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).

На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания , действия.

Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле .

Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.

Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов.

В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки , обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.);

традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам;

экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино;

Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.