Болезни Военный билет Призыв

Материал на тему: Беседы на актуальные темы с младшими школьниками. Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Мончегорска Мурманской области

Этические беседы с учащимися начальной школы

Голуб Людмила Ивановна

Введение

Этические беседы как средство воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников.

Важной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетентностей, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Этические беседы часто проводятся классным руководителем по плану его воспитательной работы. Методика проведения и тематика определяются возрастными особенностями школьников, уровнем их общей воспитанности. Цель этих бесед - помочь разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт, обогатить представления детей. В процессе этической беседы необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем.

Методика организации этических бесед включает в себя:

прослушивание отрывков литературных произведений, в которых ярко выступает нравственная категория;

игра «интервью», «ассоциации», целью которых является соотношение нравственного представления с литературными персонажами, героями сказок и мультфильмов;

рисование, изображение;

оценка нравственного понятия, значение, важность;

сюжетно-ролевые игры или проблемные ситуации, направленные на углубление знаний о нравственном понятии, и переход его в качество личности;

составление словаря нравственности (общий в классе и индивидуальный), что способствовало непроизвольному фиксированию внимания на данном нравственном качестве.

Большое количество этических бесед разработано в книге Т.М.Куреленко «Воспитание нравственности» (задания и упражнения) , Б.В.Бушелевой «Поговорим о воспитанности» , В.В.Пекелис «Как себя найти» . Богатый материал (рассказы) для этических бесед собран в книге В.А.Сухомлинского «Хрестоматия по этике» .

Опыт работы по организации этических бесед показал, что для формирования нравственных представлений и нравственных устоев можно эффективно использовать христианскую литературу. Чтение этой литературы не только расширяет кругозор детей, но и обогащает словарный запас, дает понятие истинных человеческих ценностей.

этический беседа нравственный

1. Ты не один на свете

Цель: Сформировать и углубить понятие эгоизма и чувства нетерпимого отношения к проявлениям эгоизма. Повторить понятия доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, коллективизм.

Оборудование: рассказ И.Туричина «Дружба», словари, цветные карандаши, кроссворд.

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа И.Туричина «Дружба».

Однажды Вася принес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

Мы друзья! Поиграем вместе в пожарных. Давай, - согласился Вася. Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машинку.

Пожар! Пожар! - кричит. Побежали другие ребята.

Мы тоже пожарные! Сережа заслонил машину от ребят.

Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

Я твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов! Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришел Вася. И меня примите. Не примем, - сказал Сережа.

Почему? Удивился Вася. -- Ты же мой друг. Ты сам вчера

То было вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу.

Вопросы: Кто из детей вам не понравился? Почему?

Ознакомление с понятиями «эгоизм».

Отгадав кроссворд, вы узнаете Какое отрицательное качество есть у Сережи.

Кто на всех языках говорит? (эхо)

Как называется отрицательная черта человека, которая проявляется в неумении уважать и вежливо общаться с окружающими? (грубость)

Как называется понятие, проявляющееся в причинении окружающим вреда, неприятностей? (зло)

Как называется отрицательное качество личности, проявляющееся в нежелании делать что-либо, трудится? (ленивость)

Как называется хорошее качество человека, проявляющееся в хорошем отношении к окружающим? (доброта)

Как можно назвать обстановку в коллективе, в котором добрые, хорошие отношения? (мир)

«Ассоциации». Вспомните сказочных персонажей, которые поступали эгоистично. Чем это закончилось?

Рисование. Каким цветом можно обозначить это понятие. Почему?

Работа с литературными произведениями по теме. Анализ.

Заполнение словаря нравственности.

2. О чуткости и отзывчивости

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной

Оборудование: тексты рассказа В.Осеевой «На берегу реки»,

запись на доске (закрытое слово чуткость), цветные карандаши

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «На берегу реки».

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

Интересно - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я бы очень хотел совершить подвиг.

А я об этом и не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика бросились на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги, и, достигнув берега, бросился в воду. А Толя бегал по берегу и кричал: - Кто звал? Кто тонет? Кто кричал?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

Вопросы: С кем из мальчиков вы бы хотели дружить? Почему?

Какая черта характера помогла Юре совершить подвиг?

Угадайте эту черту характера («Поле чудес»)

«Интервью». Вы корреспонденты.

Найдите персонажей, наделенных качеством личности отзывчивостью. Задайте ему вопросы.

Рисунок. Карандашом какого цвета вы бы изобразили чуткость? Почему? Раскрасьте этим цветом следующий лист словаря нравственности.

6. Сюжетно-ролевая игра «В школе».

7.Оформление словаря нравственности.

3. Один за всех и все за одного

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о коллективизме. Повторить понятия дружба, отзывчивость, чуткость.уважительность.

Оборудование: альбомы, цветные карандаши, серия картин вида «Сажаем деревья» и др., рассказ М.Водопьянова «Один за всех и все за одного», ребус.

Ход занятия:

1 .Организационная часть

2.Чтение (или слушание) рассказа В.Водопьянова «Один за всех и все за одного».

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удрученный внезапно постигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущем сына, решили учить его музыке, но у мальчика не было никаких склонностей к музыке. Однажды домой пришли Левины товарищи.

Почему Лева не ходит в школу? -- спросили они мать слепого мальчика.

Как же он будет ходить? - удивилась та. А мы его первое время будем провожать, пока не привыкнет. Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит? А мы поможем! Всем классом поможем! - твердо заявили ребята.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Понтрягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает преподаватель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было случая, чтобы Лев Понтрягин не выучил заданного. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память. Он научился писать, пользуясь трафаретом и уверенно водил карандашом по бумаге. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пять пар - глаза всего класса. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин - с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всем помогали юноше, который ничего не видел. Понтрягин оказался талантливым математиком и в 23 года стал профессором. Молодого ученого избрали членом - корреспондентом Академии наук. Вопросы: Почему рассказ так называется?

«Ассоциации». Вспомните случаи из своей жизни, когда о вашем классе модно сказать: «Один за всех и все за одного»? Как называется это качество?

Рисование. Каким цветом можно изобразить коллективизм? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Решение проблемных ситуаций.

* На спортивные соревнования готовилась команда из 10 человек. Кто тренировался одеваться на время, кто читал книги по теме. В день соревнований Игорь не пришел. Он сказал: «Я сегодня не хочу соревноваться». Прав ли Игорь? Почему? Как могут развиваться события дальше? Придумайте концовку.

Оформление листа словаря нравственности.

Итог. Пословицы о коллективизме. Сказки.

4. Что такое сознательность?

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной категории сознательность. Повторить понятия трудолюбие отзывчивость, бережливость, чуткость.

Оборудование: рассказ В.Осеевой «Разделите так, как делили

работу», цветные карандаши, словари.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «Разделите так, как делили работу».

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве весело игрушечное ведерко, маленькое легкое как перышко - из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведро и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и стирал пот со лба. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке. Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стан, тоже наполненный медом.

Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель. -- Пусть каждый из вас возьмет то, что он заслужил. Ни один из мальчиков не протянул руки.

Мы не можем это разделить, - смущенно сказали они. Разделите это так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.

Вопросы: Кто из мальчиков должен взять стакан, а кто кувшин? Почему?

3.Ознакомление с понятием сознательность. Составьте из букв слово. Как вы его понимаете?

4. «Ассоциации». Вспомните литературные персонажи, которые поступают сознательно. В каких поступках это проявляется.

Рисование. Каким цветом можно изобразить это понятие? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Разбор проблемных ситуаций. Инсценировка ситуаций.

5. Что такое скромность?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся онравственной категории скромность. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст рассказа В.Донникова «Канавка»,альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово скромность.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Донникова «Канавка».

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку: - Вон сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину рука. Вытерла руки - платье запачкала.

Противная канавища - топнула девочка ногой и убежала. Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки растут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно! Вопросы: Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Какое нравственное качество присуще Вите? Составьте тему нашей беседы из букв.

Игра «Ассоциация». Вспомни сказочных героев,

которым присуще чувство скромности? Которые не отличаются скромностью? По каким поступкам этих героев ты судишь?

Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется

понятие скромность. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть скромным?

Решение проблемных ситуаций.

Коля и Юра смастерили скворечник. Коля работал не торопливо и старательно. А Юра то в теплицу сбегает, то в лес дерево подыскать. Наутро вся школа знача, какие Коля и Юра молодцы!

Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

6. Чужое возьмёшь - своё потеряешь

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории воровство.

Оборудование: текст статьи «Заповедь восьмая. Не укради», альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово воровство.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Слушание отрывка из статьи Святителя Николая Сербского «Заповедь восьмая. Не укради»

А) Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем злодеянии и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, он слышал, как они тикали: "Мы не твои; ты - вор". Вот так, братья, краденая вещь всегда напоминает человеку, что она украдена и не его.

Б) В одном арабском городе торговал неправедный торговец Исмаил. Каждый раз, взвешивая покупателям товар, он всегда недовешивал несколько граммов. За счет этого обмана богатство его умножилось весьма. Но дети его были больными, и он тратил много на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше обманом добывал он вновь у своих покупателей. Но то, что он крал у своих покупателей, все уносила болезнь его детей.

Однажды, когда Исмаил был в своей лавке и очень переживал за своих детей, на мгновение разверзлось небо. Он поднял глаза к небу и видит, что там происходит нечто необычное. Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям. Дошла очередь до семьи Исмаила, и Исмаил видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы. Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: "Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию". Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры.

А дети его выздоровели.

Игра «Литературное лото». На карточках даны названия литературных произведений. Вспомнить кто из героев этих произведений взял чужое и чем это закончилось?

«Золотой ключик»

Н. Носов «Огурцы»

Д.Милн «Вини-Пух и все, все, все»

Н.Носов «Приключения Незнайки»

«Царевна-лягушка»

А.Аксаков «Аленький цветочек»

Решение проблемных ситуаций.

Составление правил «Бюро находок»

Вписывание нового термина в словарь нравственности. 8. Итог занятия.

7. Нужна ли человеку правда?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории правдивость. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст статьи «Заповедь девятая. Не лжесвидетельствуй» альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово правдивость, карточки «Лото».

Ход занятия.

1.Орг. Часть.

2. Чтение статьи Святителя Николая Сербского

А) В одном селе жили два соседа, Лука и Илия. Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй. Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя. Илия защищался как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: "Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня". Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой. Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А утром рано пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи тут же отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство. И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.

Б) В Ницце жил мясник, по имени Анатолий. Его подкупил один богатый, но нечестный торговец, что бы тот дал ложные показания против своего соседа, которого звали Эмиль. Анатолий будто бы видел, как Эмиль облил керосином и поджег дом этого торговца. И Анатолий как был научен, так и свидетельствовал на суде. Эмиль был осужден. Когда же он отбыл наказание, то зарекся, что докажет, что Анатолий соврал на суде. Эмиль был трудолюбивый человек и быстро заработал тысячу монет. Он решил с помощью этих денег заставить Анатолия признаться пред всеми в своем лжесвидетельстве. Первым делом Эмиль нашел людей, знакомых Анатолия. Договорился с ними, что они поступят следующим образом: позовут вечером Анатолия на ужин, напоят его крепко и тогда ему скажут, что им требуется свидетель, который бы на суде свидетельствовал против одного содержателя кофейни, будто бы тот является неким злодеем. Когда этот план поведали Анатолию, разложили перед ним тысячу золотых монет и спросили, не может ли он найти надежного человека, который бы на суде так свидетельствовал. У Анатолия загорелись глаза, когда он увидел такое количество золота перед собой, и он тотчас заявил, что сам примет участие в лжесвидетельстве. Но эти люди высказали свое сомнение в том, что он сумеет выступить на суде, ничего не спутав и не забыв. Анатолий же доказывал горячо, что именно он-то и способен. А они его спрашивают, есть ли у него опыт и пробовал ли он так поступать. Не заметив никакой ловушки, Анатолий им признался, что ему и раньше заплатил один господин, за то что он лжесвидетельствовал против Эмиля, и по его лжесвидетельству Эмиля осудили на каторгу. Когда люди это услышали, они все пересказали Эмилю. Утром Эмиль подал иск в суд. Анатолий был осужден на тяжелые работы. Так правда Божия настигла клеветника Анатолия и очистила честь и имя праведного Эмиля.

3. Игра «Лото». Составь из слов пословицы: * Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

4.Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется понятие правдивость, лживость. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть правдивым?

Решение проблемных ситуаций. Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

8. Мои родители

Цель: Сформировать понятие любовь к родителям. Показать значимость родителей в жизни ребёнка. Воспитание стремления любить и помогать родителям.

Оборудование: текст статьи «Заповедь пятая. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Хиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: "Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле - Царя Небесного и Господа всяческих".

Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих.

Игра «Ассоциации» Вспомнить литературных героев, которые плохо относились к своим родителям, вспомнить литературных героев, которые почитали своих родителей.

Рисование. Портрет «Мои родители». Оформление выставки.

Составление списка «Я помогаю маме»

Изготовление цветика-семицветика. На каждом лепесточке написать ласковые слова для своих родителей.

Игра «Крокодил» Показ без слов. Как я помогаю маме?

9. Что такое трудолюбие?

Цель: Сформировать понятие трудолюбие. Воспитание желания добиваться успехов собственным трудом.

Оборудование: текст статьи «Заповедь четвёртая. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему»», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

2.Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

В одном городе жил богатый купец с тремя сыновьями. Был он торговец трудолюбивый и трудами своими нажил огромное состояние. Когда его спрашивали, зачем ему столько добра и столько забот, он отвечал: "Заботы мои лишь о том, чтобы сыновья мои были обеспечены и чтобы они не имели таких забот, какие имел их отец". Услышав это, сыновья его настолько обленились, что оставили всякую деятельность, а после смерти отца начали тратить накопленное состояние. Захотелось душе отца посмотреть с того света, как живут его любимые сыновья без хлопот и забот. Бог разрешил этой душе сходить в родной город. Вот приходит душа отца домой и стучится в ворота, но открывает какой-то незнакомый человек. Тогда спросил купец о своих сыновьях, и рассказали ему, что сыновья его на каторге. Привычка праздно проводить время в пьянстве и увеселениях сначала довела их до непотребств, а потом привела к окончательному разорению дома и погибели. Горько вздохнул отец и сказал: "Я думал, что устроил рай для своих детей, между тем я сам отправил их в адское пекло". И ходил по всему городу обезумевший отец, обращаясь ко всем родителям: "Не будьте, люди, такими, каким был я. Из-за слепой любви к своим детям я собственноручно отправил их в геенну огненную. Не оставляйте, братья, детям никакого имения. Научите их трудиться и это оставьте им в наследство. Все остальное богатство раздайте сиротам перед своей смертью. Нет ничего опаснее и душепагубнее, чем оставить детям в наследство большое состояние. Будьте уверены, что богатому наследству больше всех радуется дьявол, а не Ангел-хранитель. Потому что дьявол легче всего и быстрее всего уловляет людей через богатство". Поэтому трудись и научи своих детей трудиться. А когда работаешь, не смотри на труд только как на средство обогащения. Усматривай в своей работе красоту и наслаждение, которую дарит труд как благословение Божие. Знай, что ты унижаешь это благословение, если ищешь только материальной выгоды от труда. Такой труд, лишенный благословения, не идет нам на пользу, да и выгоды никакой не приносит.

Работа с пословицами:

Делу - время, потехе - час

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Как поработаешь, так и полопаешь»

Усердие и труд всё перетрут.

Игра «Крокодил» «Визитная карточка» трудолюбивых героев. Показать и угадать трудолюбивых героев.

Рисование. Нарисовать с закрытыми глазами трудолюбивых сказочных героев.

Папа Карло

Мужик из русской народной сказки «Мужик и медведь»

Падчерица из сказки «Морозко»

Общественно-полезный труд. «Убираем класс. Правила настоящего хозяина»

Запись нового нравственного понятия в словарь нравственности.

Использованная литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

3. Православное христианское учение о нравственности. СПб. 1906, стр. 48.

4. lib.eparhia-saratov.ru/

5. Философский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. 1983

6. Шаповалова Ф.Д. Этическая беседа. Н.шк. № 7, 1997.

7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., Знание, 1988.

8. Библия для детей - Акционерное общество «Притэнс»,Эстония,г.Таллин,2003

9. Павловский А. Популярный библейский словарь. М.,»Панорама», 1994

10. «Жизнь Иисуса Христа и история первой церкви. Russian Edition, 1988

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этика социальной работы как наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Анализ проблем формирования этических основ социальной работы. Рассмотрение особенностей формирования этического сознания.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Определение роли этических комитетов в современной медицине посредством изучения истории их возникновения и основных принципов, определяющих порядок их деятельности. Назначение этических комитетов, их сущность структура и функции. Этические комитеты РФ.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    История этических учений, условия их формирования и проблемы, основные периоды: общая характеристика европейской этики, этические учения Древнего Востока, эпохи античности, Средневековья и Возрождения, Нового времени и ХХв. Этическая мысль Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Формирование имиджа фирмы. Деловой этикет как фактор эффективности управления фирмой. Деловая и организационная культура, их соотношение. Основные виды делового общения работников в организации. Качество этических норм в деятельности организации.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Сущность, принципы и формы выражения морали. Этические категории и их значение. Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Свобода как основание нравственности. Психология делового общения в контексте европейской этической традиции.

    шпаргалка , добавлен 27.09.2013

    История возникновения этических основ бизнеса. Непосредственная связь этики с жизненной практикой. Развитие этических норм бизнеса в России. Общие понятия благотворительности. Нравственные ориентиры в организации благотворительной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2009

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

Тематика бесед и методика их проведения.

Тематика бесед и методика их проведения с учащимися начальной школы.

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: Предлагаемый в этой работе материал, может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам внеклассных, воспитательных работ для младших школьников.
Цель: усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся, т.е. выводы, которые будут сделаны.
Задачи:
- дать новые знания, углубить уже имеющиеся
- расширить и конкретизировать представления по теме
- вызвать интерес детей к беседе
- расширить словарный запас учащихся
- способствовать повышению интереса
Содержание:
Огромную роль в воспитании детей, в формировании их духовного облика играют беседы. В жизни нашего класса они занимали очень большое место и в значительной степени способствовали повышению интереса.
Беседы позволяют удовлетворить любознательность ребенка, дать массу сведений об окружающей действительности, держать его в курсе последних событий в нашей стране. Они учат любить природу, понимать цену человеческого труда, дают примеры выполнения людьми своего долга перед Родиной.
Обязательно нужно продумывать варианты изложенной темы, в зависимости от ее сложности, с тем, чтобы она была доступна, заинтересовала всех детей.
Во–первых, беседы должны по своей форме и интонации отличаться от конкретных уроков. Это уже не что-то обязательное, а вид отдыха детей. Поэтому лучше, если они будут носить характер дружеского собеседования, в котором доля участия учителя то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от цели беседы и ее темы.
Во–вторых, если беседа преимущественно носит характер сообщения, то она должна обладать значительной степенью занимательности. Именно своим умением сделать беседу занимательной учитель и привлечет к ней детей разного возраста.
Так, самый сухой факт можно сделать доступным для восприятия сообщением сопутствующих сведений, вызывающих определенные эмоции.
Это метод не новый. Им, например, очень широко пользуются писатели – натуралисты. В частности, в книге Е. Спангенберга «Записки натуралиста» (М., 1964) изложение фактического материала связано с рассказами о различных смешных или грустных событиях. Поэтому он хорошо запоминается, а произведения писателя читаются с неослабевающим интересом.
Следует обратить внимание и на вступление к теме. Так, начиная беседу у географической карты, можно предложить: «Давайте, путешествовать!» Это сообщение неизменно привлекает внимание детей. Потом, найдя по карте Южно - Сахалинск, все садятся в воображаемый поезд и едут в тот пункт, который является темой беседы. Ехать можно с пересадками и не только по железной дороге, но и водным путем. Здесь очень важен сам факт использования географической карты.
Имеет значение и название беседы. Например, с успехом такие, как «Точка на карте» или «Детки на ветке». Привлечь внимание детей можно с помощью наглядных пособий. К первым словам беседы прислушается не каждый ребенок, а вот рассмотреть предложенную иллюстрацию сбегутся все. Поэтому большинство тем хорошо начинать с просмотра иллюстраций из журналов, книг, подборок. Постоянным наглядным пособием являются фотомонтажи.
Это далеко не все способы повышения интереса детей к беседе, но они уже позволяют в равной мере заинтересовать детей.
Еще более важно, чтобы дети поверили, что с учителем можно обо всем поговорить, что он всегда может что-нибудь интересное рассказать.
Эффективность бесед зависит от некоторых условий :
1. Не допускать того, чтобы беседа превращалась в лекцию.
2. Беседа должна иметь проблемный характер.
3. Не допускать того, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию.
4. Проработать все точки зрения учащихся.
5. Помочь ученикам самостоятельно придти к выводу.
По своей продолжительности беседы могут быть самыми разными: от 3 – 5 до 20-30 минут, в зависимости от их содержания. Поэтому и проводятся они в разной обстановке. Часть бесед может быть вынесена перед или после динамической паузы; другие предложены во время мытья рук и в столовой. Значительное время бесед удобно проводить на перемене, прогулке.
В выборе тем или бесед необходимо ориентироваться на тематический план школы, а также на те события, которые происходят в нашей стране. Желательно держать детей в курсе последних научных, трудовых достижениях нашего народа, новостях.
Ориентировочные темы бесед распадаются на четыре вида:
1. Темы актуальные, отражающие события, которые происходят в стране и мире каждый день.
2. Темы, опирающиеся на тематический план школы.
3. Темы, знакомящие детей с прошлым и настоящим нашей Родины, явлениями природы, с жизнью птиц и животных.
4. Темы, основанные на вопросах детей.
По своей неосведомленности и неопытности дети не могут сами правильно оценить то или иное явление. Они смотрят телевизор, играют в компьютер, присутствуют при разговоре взрослых. Все это дает колоссальную пищу детскому уму, и они задают учителю множество вопросов. Уклонятся от них он не имеет права. Он должен привести в систему все сведения, полученные детьми. Чтобы быть к этому готовым, необходимо консультироваться с учителями – предметниками, а также достаточно читать.

Классный час «Будьте добрыми, человечными» воспитывает у детей уважение и любовь к окружающим их людям, стимулирует стремление к самовоспитанию, а также способствует развитию у них чувства ответственности за свои поступки.

Беседа учит их быть добрыми, милосердными, умеющими протянуть руку помощи тем людям, которые в ней нуждаются. Разработкой могут воспользоваться классные руководители, работающие с детьми среднего школьного возраста.

Беседу «Красная книга. Животные» могут использовать воспитатели ГПД и классные руководители для бесед с детьми любого возраста. Экологическая тема в наше время очень актуальна, т.к. многие животные находятся на грани вымирания. В беседе рассказывается о 15 животных, которые более подвержены исчезновению и позволяет расширить знания обучающихся о них. Беседа формирует нравственное отношение к окружающей среде, стремление беречь природу, любовь и уважение к миру животных. В ходе беседы учитель воспитывает чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Целевая аудитория: для 5 класса

В наше время когда нацизм начинает возрождаться во многих странах наиболее остро стоит вопрос памяти. .Молодое поколение должно знать и помнить все ужасы фашизма. Это не должно повториться никогда. Это презентация составлена для учащихся с 5 по 11 классы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Беседа для воспитателей ГПД, а также для классных руководителей младших и средних классов. Презентация может пригодиться учителям начальных классов на уроке окружающего мира по теме " Что мы знаем о птицах" в 1 классе.Беседа развивает познавательный интерес. В ходе беседы учитель рассказывает учащимся о птицах, живущих в наших краях и о птицах, живущих в других странах.

Презентация из серии этические диалоги "Сказка - ложь, да в ней намёк" (о трудолюбии для 6 класса), Данная презентация помогает средствами фольклора провести коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Беседуя с ребёнком на примере героев сказки задеваются вопросы ответственного отношения к труду и к трудовым обязанностям.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация может быть использована для проведения беседы, направленной на помощь при подготовке к экзаменам. Будет полезна для старшеклассников.В ней можно найти ответы на вопросы: "Какие же продукты полезнее перед экзаменами?", "Как питаться во время подготовки к экзаменам?"

Целевая аудитория: для 11 класса

Беседа рекомендована для учителей начальных классов и воспитателей ГПД. Задачи беседы заключаются в том, чтобы рассказать обучающимся о значении осанки в жизни человека,пропагандировать здоровый образ жизни и воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Учитель в ходе беседы знакомит учащихся с основными признаками правильной и неправильной осанки, с разновидностями нарушения осанки, учит отличать значения слов "Стать" и "осанка". Учитель знакомит детей с комплексом упражнений для выработки правильной осанки, а также напоминает, как нужно правильно сидеть за партой.

Целевая аудитория: для 4 класса

Эта беседа для учащихся 2-5 классов. Думаю подойдёт и для средней ступени. Беседа учит учащихся, как правильно сидеть за столом, как пользоваться ножом и вилкой, как правильно есть тот или другой продукт. Беседа сопровождается презентацией.

Целевая аудитория: для 4 класса

Эта беседа предназначена для обучающихся младших классов. Но можно провести и в классах средней ступени.Задачи беседы состоят в том, чтобы воспитывать негативное отношение к порокам человечества и побуждать детей к нравственному самосовершенствованию.Эта тема актуальна, т.к. в настоящее время мат можно услышать повсюду: мат доносится с экранов телевизоров, на улице, в транспорте. В школе ученики не стесняясь, ругаются матом. С этим пороком нужно бороться. Беседа сопровождается презентацией.

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

Общешкольные мероприятия:

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
- здоровый образ жизни в доме и школе;
- ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
- успеваемость и поведение вашего ребёнка;
- помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

Охрана здоровья:

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Лецких Л.А.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №21 г.Кунгур

Этические беседы
с младшими школьниками

Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Беседы проводятся на занятиях в группе продленного дня один раз в месяц. Продолжительность беседы не должна превышать 30–40 мин.

Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относятся: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кинофильмы.

Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. При проведении беседы очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель как старший их наставник.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, задания, тесты и пр.

В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить:

1. На беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).

2. Беседы, связанные с обсуждением книги.

3. Беседы, связанные с просмотром кинофильмов.

4. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.

5. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.

6. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми.

Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.

Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести – этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.