Болезни Военный билет Призыв

Николай альбертович кун. Кун, николай альбертович


Окончил Московский университет (1903) и начал работать в Твери в женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича. В 1905 работал в университете Эд. Мейера в Берлине. В конце 1906 вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университета в январе 1907 читал в этом учебном заведении лекции по истории культуры.

В 1908 был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов, основанных при Обществе воспитательниц и учительниц им. Д. И. Тихомирова; читал лекции до закрытия курсов в 1918. Одновременно преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов.

В 1911-1912 руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина. С 1915 профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий.

С 1920 профессор факультета общественных наук Московского государственного университета. Одновременно преподавал историю культурыв 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925). С 1935 до смерти состоял профессором ИФЛИ (Московский государственный институт истории, философии и литературы).

С 1933 был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии, написал несколько сотен статей и заметок.

Издал перевод «Писем тёмных людей» (1907), написал книги «Сказки африканских народов» (1910), «Магомет и магометанство» (1915), «Италия в 1914 г.» (1915), два тома «Сказки цыган» (1921 и 1922), «Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи)» (1922), «Первобытная религия» (1922), «Сказки народов островов Великого океана» (1922). Однако ниабольшей известностью до сих пор пользуется книга, написанная в 1914 «для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». Под своим первоначальным названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» книга был издана в 1922 и 1937. С 1940 она неоднокатно переиздавалась массовыми тиражами под названием «Легенды и мифы Древней Греции».

Николай Альбертович Кун - русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал и пересказал самые важные сюжеты легенд и мифов. В эту книгу вошли циклы об олимпийских богах, Персее и Андромеде, Тесее, Прометее, Орфее и Эвридике.

"Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" и поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы" (Превращения).

При подготовке к переизданию книги Н. А. Куна редакция, сохраняя в целом общую структуру работы, сочла необходимым произвести сокращение ее объема за счет изъятия некоторых второстепенных сказаний, не имеющих существенного значения для понимания основных частей греческой мифологии. Кроме того, учитывая возможность чтения данного произведения школьниками, редакция внесла некоторые частные изменения в изложение отдельных мифических эпизодов.

"Легенды и мифы Древней Греции" в изложении знаменитого исследователя античности Н.А. Куна уже давно стали классикой, без которой трудно представить себе детство или юность образованного человека.
Данное издание подарит вам уникальную возможность познакомиться с работами Н.А. Куна в том виде, в каком они вышли в свет в 1914 г.

Олимпийские боги, или олимпийцы, в древнегреческой мифологии - боги третьего поколения, обитавшие на горе Олимп, дети Кроноса и Реи. Среди них Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Дионис и др. Эта книга увлекательно и обстоятельно повествует об их подвигах и приключениях.

Действительно, легендарная книга. Конечно, нужно помнить, что адресована она школьникам, при этом учебником не является и не претендует на серьезный уровень. По сути, работа Куна - это кратчайшая история мифологии Древней Греции. Ключевое слово - "кратчайшая". Самые сливочки. Но с каким интересом она читается!

Книга разделена на три части - боги Олимпа, герои на Земле ну и плюс отдельно вынесена Одиссея. Причем, я считаю, что пересказ гомеровского эпоса у Куна получился великолепным и я бы рекомендовал сначала читать его, а потом уже погружаться в первоисточник. Вот такой парадокс.

Итак, о чем бы я узнал из этой книги, если бы читал ее вчера впервые:

1. О религии. То, что для древних мифы были собственно сводом религиозных верований, думаю, ни для кого не секрет. Но тут другое. Сравнение политеизма греков с современным монотеизмом. Вот смотрите: у верующих в единого Бога есть собственно он, куча ангелов и еще всякая свита. У Греков есть главный Зевс и куча мала богов поменьше и попроще. А теперь легкое сравнение-допущение. Если Зевс - это Бог-отец, то боги-покровители всяких моряков, хлебопашцев, беременных женщин, влюбленных и так далее - это те же современные святые Николай, Просковья, Николай Чудотворец, Анастасия Узорешительница и снова и так далее. Ну а боги на побегушках вроде радуги-Ириды или Гермеса - это ангелы и архангелы всякие. И внимание вопрос - так в чем разница???
Это я еще Тартар с адом не начал сравнивать, а ведь стонущие души и ослоногие черти там вообще такие же самые.

2. О политике. Власть - она и в Древней Греции власть. Сын свергает отца, подставляет друга, идет по головам и трупам. Разборки на Олимпе не прекращаются как и в любой Раде, Думе и Белом Доме. Постоянные преследования одним другого и всякие кражи - как пример, Гермес угнал коров у Аполлона, про Прометея и огонь Гефеса я вообще молчу.
Более того, частенько междусобойчики этих божков напоминали мне разборки новых русских в 90-е годы, с тем отличием, что олимпийцы, собственно, бессмертные.

3. О браке и изменах. О, это моя излюбленная тема в мифологии. Иногда говорят, что Бог - это и есть любовь, но греки, видимо, полагали, что и заниматься ею боги должны безостановочно. Не Олимп, а бордель какой-то. И самый активист сексуального фронта, конечно же, папаня Зевс. А его жена Гера только тем и занималась, что преследовала его очередную возлюбленную. Ту на гору загонит, ту на остров, ту в море или вообще к людям отправит. Вот чего было бы не подсыпать алмазной крошки в амброзию разок и всех делов? Ладно, он же главный. Да и опять же - бессмертный. Просто так хотелось детектив в мифологию всунуть, вот я и сказал.
Кстати, чтобы нимфа или богиня вышла замуж ее в 90% случаев должны похитить и принудить сходить в олимпийский ЗАГС. Нормальная дамочка в своем уме у них там так не поступает, потому что оставшиеся 10% - это сестры, вышедшие замуж за братьев. Ну ладно, 9%, оставим процент на случайность... Да, и колец у них там не надевали женам, а кормили их зернами граната - и все, уже супружница. Так что, девушки, не покупайте гранат у женатых продавцов!

4. О головной боли. Да, и об этом тоже. Всем известная богиня Афина родилась, когда у Зевса разболелась голова, ему ее раскроили мечом и оттуда вылезла эта прекрасная милитаристка и ткачиха. И вот, дорогие коллеги-мужчины, если у самого Зевса голова может быть беременная и-за воинственно настроенной женщины, то что говорить о нас, простых смертных!

5. О словообразовании. Это так, мимо проходя - ого-го сколько международных слов являются чьими-то мифологическими именами! Эхо, Ямб, Океан, Арахна... Но это так - минутка информации.

6. О невинности. Напоследок. Девственность в мифологии - штука весьма необычная. Есть кто-то кто не слышал о прекрасной богине красоты Афродите? Вот.
Красавица. Спортсменка. Не комсомолка, понятно, ну так не в то время родилась просто. И девственница - навечно, что характерно. При этом у нее несколько детей и фигова туча любовников.
А знаете почему так? У богов все просто - если не замужем, значит девственница! Весьма удобно, на мой взгляд! А не замужем помните почему? Потому что не смогли украсть...

В общем, вот такая шикарная книга, которую можно читать как сказку, а можно найти пищу для размышлений на практически любую тему.

Отдельно я не могу не поблагодарить мою близняшку Леночку @bonita_senorita , которая подарила мне эту книжку в рамках "Тайного Санты". Причем в умопомрачительном оформлении! Благодаря тебе я не только с интересом перечитал мифы и истории от Владимира Куна, но и насладился репродукциями знаменитых мировых шедевров Врубеля, Боттичелли, Рубенса, Гойя и многих других. Спасибо тебе огромное! ☺



Кун, Николай Альбертович

Николай Кун

Историк Николай Альбертович Кун
Имя при рождении:

Кун Николай Альбертович

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

историк античности

Дебют:

«Легенды и мифы Древней Греции»

Произведения на сайте Lib.ru
в Викитеке.

Никола́й Альбе́ртович Кун (21 мая 1877 года - 28 октября 1940) - русский историк, писатель, педагог; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

Биография

С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии , написал несколько сотен статей и заметок.

Последние годы провёл на даче в Черкизовском парке . Похоронен на Черкизовском кладбище .

Научное наследие

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 21 мая
  • Родившиеся в 1877 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 28 октября
  • Умершие в 1940 году
  • Умершие в Московской области
  • Историки Российской империи
  • Историки СССР
  • Историки России
  • Выпускники МГУ
  • Преподаватели МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Система управления
  • Пространство анти-де Ситтера

Смотреть что такое "Кун, Николай Альбертович" в других словарях:

    Кун Николай Альбертович

    Николай Альбертович Кун - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун, Николай - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун - Кун фамилия. Этимология может быть различна, в зависимости от оригинального написания. B русском языке ирландская фамилия Coon, Couhan, немецкая Kuhn или иного происхождения произносятся и пишутся одинаково. Существуют две китайские фамилии … Википедия

    Николай Кун - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун Н. - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун Н. А. - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Феникс (сын Аминтора) - У этого термина существуют и другие значения, см. Феникс (значения). Брисеида и Феникс. Килик … Википедия

    Феникс (герой Иллиады) - Брисеида и Феникс. Килик, прибл. 490 до н.э., Лувр (G 152) Феникс или Фойникс (др. греч. Φοῖνιξ) персонаж древнегреческой мифологии , сын Аминтора, верный друг Пелея . Участник Калидонской охоты . С … Википедия

Годы жизни:

С 01.01.1877 по 28.10.1940

Происходил из обрусевшего немецкого рода. Отец Николая Альбертовича - Альберт Францевич - был человеком образованным, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру.

Мать - Антонина Николаевна Игнатьева - из старого дворянского рода, способная пианистка, ученицей Рубинштейна и Чайковского.

Николай Альбертович окончил Московский университет в 1903 г. с дипломом первой степени. После окончания университета ученый уехал в Тверь, где начал работу в женской учительской семинарии им. П.П. Максимовича. В 1905 - 1906 гг. Николай Альбертович работал в Берлинском университете у выдающихся ученых по изучению классических древностей и в музее народоведения. В конце 1906 г. вернулся в Тверь, где его избрали председателем совета Тверского частного реального училища. В январе 1907 г. в Твери был открыт Народный университет и его председателем стал Кун, читавший лекции по истории культуры.

В 1908 году Н.А. Кун избирается профессором всеобщей истории Московских высших педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова, где преподавал до их закрытия в 1918 г. Одновременно Н.А. Кун преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов. В 1911 - 1912 гг. Николай Альбертович руководил экскурсиями российских учителей в Риме, в римских музеях читал лекции по истории античного искусства. Первое издание самой известной работы ученого - книги с первоначальным названием "Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях" вышло в 1914 году.

В 1915 году Н.А. Кун был избран профессором Московского городского университета им. А.Л. Шанявского по кафедре истории религий. Годом позже - профессором по кафедре всеобщей истории Нижегородского народного университета. Н.А. Кун совмещал педагогическую работу с просвещением - чтением лекций в городах средней России, на Урале, Украине. В 1920 г. Николай Альбертович был назначен профессором Московского государственного университета по кафедре История религии. С 1933 года Н.А. Кун преподает в Московском государственном институте истории, философии и литературы (МИФЛИ). Н.А. Кун принимал непосредственное участие в создании Большой и Малой Советских энциклопедий, с 1933 года он был бессменным редактором отдела Древней истории, на писал более 300 статей.

28 декабря 1940 года Николай Альбертович приехал в МИФЛИ читать доклад "Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев", однако чтение не состоялось, в час открытия заседания он скоропостижно скончался. Похоронен в Черкизове (станция Тарасовка Ярославской железной дороги), рядом с преждевременно ушедшими из жизни старшим сыном и двумя дочерьми.

Интересные факты из жизни

Николай Альбертович отлично знал изобразительное искусство, сам рисовал, сам фотографировал, поэтому его книги отличаются продуманным и научно выверенным оформлением, он сам подбирал иллюстрации и рисовал заставки.

Николай Альбертович владел двадцатью языками — всеми европейскими, "мертвыми", классическими.

Интервью с внучкой Н. А. Куна

Внучка Н. А. Куна, - Инна Иполитовна Кун-Немировская, продолжает дело своего деда: научно-педагогическую и гуманитарную деятельность. Она является генеральном директором Московского центра Евразийского гуманитарного сотрудничества, вице-президентом Движения гуманитарных сил, архивистом, библиотекарем. И. И. Кун-Немировской, которая любезно согласилась рассказать о жизни и деятельности своего выдающегося деда.

С именем моего деда и опекуна Николая Альбертовича Куна в нашей стране и за границей связывают "Легенды и мифы Древней Греции" . Книга стала поистине народной, выдержав более сотни изданий на многих языках народов бывшего СССР и основных европейских языках. Часто - миллионными тиражами. Только в одном 2003 году вышел ряд новых изданий. Мне известны не все из них, но пять таких изданий у меня есть. Я испытываю огромную радость, когда вижу популярность книги, люблю незнакомых мне пап и мам, читающих ее детям, учителей, преподавателей, деятелей культуры, просто людей, интересующихся основой гуманитарного образования - античностью.

Испытываю я и огромное чувство горечи. Скажу словами С. С. Илизарова, первого ученого, исследовавшего творчество и биографию Н. А. Куна. Симон Семенович так описывает в статье "Возвращение Николая Куна" судьбу книги Николая Альбертовича : "После смерти Куна его главная книга в сокращенной, неавторской редакции, с чужим предисловием и чужим названием многократно переиздавалась во многих городах СССР и за рубежом без упоминания автора. Одно из последних массовых "макулатурных" изданий труда Н. А. Куна можно разглядеть под обложкой странной книги "Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима".

Авторское название книги, которую автор предназначал "главным образом, для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также и для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян", звучит иначе "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях" . Предназначена она для учениц и учеников. Это воистину знаменательно: ученики - главное в жизни Николая Альбертовича.

Автор уделил большое внимание к оформлению своей книги. В ней отражены только великие творения античности: греческая скульптура, рисунки на вазе, изображения на храмах, фотографии подлинников. Никаких вольностей - все строго научно. Дедушка сам рисовал, отлично знал изобразительное искусство. Все иллюстрации для него были святы. Это я знаю совершенно точно, так как сама выросла среди античных богов и героев, которые были у нас на всех стенах, да и во всем нашем быту (я росла в музее).

Особое чувство вызывает отношение к книге Нади Рушевой - выдающейся юной художницы , ушедшей из жизни в 17 лет, но оставившей миру 10000 замечательных рисунков. Она очень любила "Легенды и мифы Древней Греции". Когда еще не умела читать, долгими вечерами слушала родителей, перечитывающих вслух любимую детскую книжку. Восьмилетней девочкой под впечатлением книги Николая Альбертовича Надя создала цикл из ста маленьких этюдов "Подвиги Геракла". Это настоящие шедевры.

Зная античное изобразительное искусство с детства, я плачу над многими изданиями Николая Альбертовича: их оформление привело бы его в отчаяние. Но я бессильна что-либо изменить. Только некоторые издания особенно порадовали: в 1992 году Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина выпустил книгу с авторским названием и текстом 1914 г. Издательство "СТД" в 2000 году бережно отнеслось к иллюстрациям, поместило авторское введение к книге 1914 года и отрывок из "Введения" 1940 года. Остается большая надежда на издание, планируемое в программе "Наследие Н. А. Куна".

И все же ни в одном из более чем ста изданий книги нет портрета автора (он был очень красивым человеком!). Ни в одной книге нет хотя бы краткой его биографии. И только фамилия автора. Иногда с неверными инициалами.

В 2003 году к 100-летию начала творческой деятельности просветителя, историка и педагога Николая Альбертовича Куна и 90-летию первого издания его книги "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях" разработан международный благотворительный проект "Наследие Куна". Важную роль в создании проекта сыграла московская журналистка Галина Николаевна Роганова. Ее целенаправленная энергия и любовь к народной книге сделали возможным начать работу. В ближайшее время коллективом государственных деятелей, ученых, издателей, меценатов будут ликвидированы "белые пятна" жизни и творчестве Николая Альбертовича Куна: все почитатели таланта выдающегося просветителя и исследователя получат возможность познакомиться с полным юбилейным изданием его работ:

Книга "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях" была завершена в мае 1914 года. В том же году она вышла в известном московском издательстве "И. Н. Кушнарев и К". Во введении автор писал: <Образы богов Греции не умерли, не умерли и образы великих героев. Они пережили века и живут вечно юные в наше время:. Мифы Греции не могут быть забыты, так как они являются одним из прекраснейших созданий гения греческого народа, вся культура которого оказала неизмеримое влияние на культуру Европы>.

При жизни автора книга вышла еще два раза: в 1922 и 1937 гг. Перед смертью Кун успел подписать сигнальный экземпляр издания 1940 года. Как всегда, иллюстрации подбирал сам Николай Альбертович. Он же рисовал и заставки.

Я была ребенком, но хорошо помню, скольких сил и здоровья ему стоило издание 1937 года. Из названия книги исчезли "римляне". Точно не знаю, почему, но теперь можно предположить: 1937 год, Европа, Италия, Рим, Муссолини:

Вокруг этого издания было много споров. Чиновники не хотели выпускать книгу: боги в ней голые. А это неприлично. Поэтому фотографии всемирно известных памятников нужно было публиковать в урезанном "по пояс" виде. Вопрос не решался долго, пока журналисты братья Тур ни опубликовали в "Известиях" талантливый фельетон "Олимп в трусиках". Сатира помогла - книга вышла с фотографиями античных шедевров: без нижнего белья. Спасибо журналистам. И сейчас в программе, посвященной Н. А. Куну, горячее участие принимают именно они: в Москве - Г. Н. Роганова, в Алма-Ате - Л. Ф. Енисеева, в Павлодаре - Тамара Карандашова, в Черкесске - Михаил Накохов. Я не смогу назвать всех журналистов: многих я не знаю лично. Это люди из Украины, Казахстана, Белоруссии, Дагестана. Словом, изо всех республик бывшего СССР. А городов еще больше: от Владивостока до Минска, от Архангельска до Тбилиси:

В 1907 году Николай Альбертович опубликовал свой перевод книги <Письма темных людей> - памфлета начала XVI века Ульриха фон Гуттена, видного деятеля реформации в Германии. Книга считалась непереводимой, так как являлась сатирой на невежество, мнимое знание латыни. Для любого переводчика - труднейшая задача. Необходимо в совершенстве владеть не только двумя языками, но и сохранить остроту сатиры тех давних времен. Кун блестяще справился с этой задачей. Предисловие и комментарии представляют самостоятельную научную ценность: история Реформации была одним из постоянных интересов Николая Альбертовича. Второе издание книги с предисловием автора вышло (1935 год) в издательстве "Academia". До сих пор специалисты настаивают на ее переиздании.

Интересны статьи в книге для чтения по древней истории: "Во дворце критских царей", "У дельфийского оракула", "В древнегреческом театре", Александр Македонский в Персии", "Что мы знаем об италийской старине", "Римляне перед лицом своих богов.

В 1910 году вышла книга "Сказки африканских народов" (с вводными статьями) В 1915 году - "Магомет и магометанство" В 1915 - "Италия в 1914 г." (в серии "Война и культура") В 1921 - 1922 гг. - два выпуска "Сказок цыган" , множество статей. В 1922 - "Предшественники христианства (восточные культуры в римской империи)", "Первобытная религия", "Сказки народов островов великого океана". Подготовил Николай Альбертович к печати и "Историю транспорта", "Историю труда в очерках" . В 20-е годы вышло много работ Куна. Сам же он большое значение придавал книге "Греческие колонии на берегу Черного моря" .

Большой научной заслугой Куна стала его деятельность в Большой и Малой советских энциклопедиях, где с 1933 года он был бессменным редактором отдела древней истории, написав свыше 300 статей и заметок.

Стержнем всей жизни деда являлась работа, направленная на воспитание молодых учителей.

В 1903 году Николай Альбертович начал работу в Твери в женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича, которая была основана в 1869 году членом Тверской губернской земской управы Максимовичем. Деятельность школы была весьма успешна: к работе привлекались крупные педагоги. Слушательницами учительской школы являлись будущие педагоги провинциальных городских и сельских школ. Россия всегда должна вспоминать их с уважением и теплотой - они несли в Россию просвещение. В Твери Кун прочитал в женской учительской семинарии первую лекцию по истории Древней Греции. С этого момента и началась его работа по образованию учителей.

В 1905г. Николай Альбертович работал в университете Эд. Мейера в Берлине. В конце 1906 вернулся в Тверь, где был избран председателем совета Тверского частного реального училища. В январе 1907 года в Твери был открыт Народный университет. Его председателем стал Кун, читавший свои блестящие лекции по истории культуры.

В 1908 году Кун был избран профессором всеобщей истории Московских высших женских педагогических курсов, основанных при Обществе воспитательниц и учительниц им. Д. И. Тихомирова. Там и читал он свои лекции до закрытия курсов в 1918 году. Именно Высшие женские курсы осуществили издание первой крупной работы деда <Письма темных людей>. Одновременно ее автор преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов. Когда маленькой девочкой в 30-е годы я приходила в школу и называла свою фамилию, реакция учителей была очень теплой: <А кто тебе Николай Альбертович?> Я отвечала: <Дедушка>. Вот тут и начинался поток воспоминаний о своем учителе.

В 1911 - 1912 гг. Николай Альбертович руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал им лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина. Даже римские катакомбы помнят голос моего деда и его увлекательные истории о первых христианах. В нашей семье хранится красивый бронзовый прибор, подаренный деду римскими деятелями культуры за пропаганду истории и искусства античного мира. Это наша семейная реликвия.

В 1915 году Кун был избран профессором Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий. Этот университет открылся в 1908 году на средства отставного генерал-майора Шанявского, целью которого было <служить широкому распространению высшего научного образования и привлечению симпатий народа к науке и знанию>. Работа в университете была для Николая Альбертовича созвучна цели всей его жизни.

17 января 1916 года был открыт Нижегородский городской Народный университет, по духу близкий университету Шанявского. История его создания прекрасно изложена в книге А. Ф. Хохлова <Университет, рожденный трижды. История создания и становления Нижегородского университета>. Я сердечно благодарна автору за ту любовь к просвещению, с которой написана эта книга, за вдумчивое, серьезное отношение к вопросам истории развития образования в России. Нижегородцам особенно приятно будет узнать, что в 1916 году Николай Альбертович был избран профессором Нижегородского Народного университета.

В 1920 году дедушка стал профессором Московского государственного университета. Одновременно преподавал в 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925 годы) историю культуры. Любовь к музыке привела Николая Альбертовича в Московский музыкальный техникум им. Римского-Корсакова.

С 1935 вплоть до смерти Николай Альбертович Кун состоял профессором Московского государственного института истории, философии и литературы, читал лекции для учителей и учительниц.

Проект, разработанный к 100-летию выхода книги Куна, прежде всего, просветительский: его целью является забота об учителях и воспитателях российских школ и детских домов.

Дед мой был увлеченным человеком. Звездное небо он знал как свой письменный стол и рассказывал о нем с необыкновенным азартом. Летом все домашние и гости под дедушкиным руководством разглядывали звездное небо: ждали, когда взойдет та или иная звезда. Все это было романтично, вызывая неподдельный интерес у всех участников "лекции под открытым небом". Николай Альбертович был натурой романтической, очень любил театр, в молодости играл в любительских спектаклях, писал пьесы и рассказы, стихи. Сам прекрасно читал свои "Мифы" - это признавали актеры МХАТ, среди которых находилось много его больших друзей.

Я уже писала об увлечении Куна рисованием. Это проявлялось во всем: оформлении своих рассказов, любительских спектаклей, рисунках для бабушкиных вышивок, письмах в картинках для детей:

Руки у него были золотые. Весь свой кабинет, кроме вольтеровского кресла, дедушка сделал сам: письменный стол, шкафы для книг, рабочее кресло, рамки для картин. Я особенно любила абажур для настольной лампы. На нем, разумеется, оказались изображенными античные боги и герои.

Письменный стол был большой, и я на нем с удовольствием играла. Дедушка делал мне луки, стрелы, копья, шлемы, все было здорово! Он даже смастерил мне "всамделишный" кукольный дом и всегда с увлечением делал с детьми елочные игрушки и костюмы.

В Тарасовке, где мы летом снимали дачу (своей не было), дедушка со мной и соседскими мальчишками пускал самодельных змеев - он прекрасно их мастерил. Летчики позволяли заниматься этим прямо на аэродроме, ведь Николай Альбертович много им рассказывал интересного, особенно миф о Дедале и Икаре. Дедушка любил летчиков. Но главное требование для дачи, которую собирались снимать, - свободная земля, ведь у дедушки был замечательный цветник и всегда свой "научный огород". А еще Кун увлекался фотографией: особенно много осталось фотопортретов крестьян и ярких русских людей. Фотографировал сельских учителей - это особое место в его фотоальбоме. А походы за грибами:

Кун был неотделим от леса, реки, земли в Тарасовке так же, как и от своего кабинета, университетов, книг, родной земли - России.

Удивительным человеком являлась и жена Николая Альбертовича (моя бабушка) Елена Францевна Кун. Она происходила из родовитой англо-шотландской семьи, у которой также были и немецкие ветви. К XIX веку семья прочно укоренилась в России. Бабушка была 12 ребенком в семье. Ее братья и сестры породнились со старинными дворянскими семьями, с отпрысками представителей крупной буржуазии. Бабушка одна оставалась с престарелыми родителями, вела обширную переписку своего отца на английском, немецком, французском языках. Очень много читала. По вероиповеданию Елена Францевна принадлежала к англиканской церкви, став православной лишь после замужества. Потому меня воспитывали в православии. Семья бабушки была категорически против ее брака с начинающим ученым: из-за этого можно было лишиться наследства. На следующий день после тайного венчания Николай Альбертович и Елена Францевна вместе написали отказ от наследства.