Болезни Военный билет Призыв

Научная электронная библиотека. Профилактика - это предупреждение проблем. Основы, методы, меры и мероприятия по профилактике. Задачи медико-генетической консультации

1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
- выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
- такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
- акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
- наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
- гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию

Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
- некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
- раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
- переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
- стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
- выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
- асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
- неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
- раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

Семинарское занятие

Цель : выявление признаков дезадаптивного поведения школьников.
Основные понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность.

План .

1. Факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте.
3. Акселерация и ретардация.
4. Факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Неблагоприятные признаки становления личности школьника.

Задания.
I.

1.Составить сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
2.Составить сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников препубертатного возраста.

II.

1.Подготовить сообщение на тему "Место дефектологии как отрасли научного познания среди других наук".
2.Подготовить сообщение на тему "Профилактические мероприятия по предупреждению патологических нарушений".
3.Подготовить сообщение на тему "Благоприятные прогностические факторы развития у детей с недостаточностью ЦНС".
4.Подготовить сообщение на тему "Нарушения поведения у подростков".

При разработке темы 5 главным является четкое представление о благоприятных и неблагоприятных факторах развития личности, приводящим к социальной дезадаптации детей и подростков. Для осуществления данной задачи необходимо выполнить задания 1-й группы, отработать понятия со словарем, выписать формулировки; проработать задания 2-й группы.

Неинфекционные заболевания являются основной причиной преждевременной потери трудоспособности населения. Устранение факторов их возникновения – основная задача профилактической медицины.

В современном мире практически не осталось абсолютно здоровых людей. Если несколько столетий назад основная масса болезней носила инфекционный характер, то на сегодняшний день большинство патологий являются не чем иным, как следствием неправильного образа жизни. В связи с этим на первый план выходит профилактика неинфекционных заболеваний.

Цели профилактических мероприятий

Здоровье – это бесценный дар, беречь который необходимо на протяжении всей жизни. Любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Именно поэтому медицинская профилактика играет основополагающую роль в сохранении здоровья.

Риск возникновения той или иной патологии обусловлен следующими факторами:

Неинфекционные заболевания (НИЗ) можно разделить на две группы: врожденные и приобретенные. Причем последние составляют подавляющее большинство. В арсенале профилактической медицины есть целый комплекс мероприятий, ориентированных на снижение риска возникновения и развития приобретенных патологий и их последствий.

Существует несколько уровней профилактики. Первичная профилактика направлена на поддержание общего здоровья организма и укрепление иммунной системы. Основная цель вторичной профилактики – диагностика заболеваний на начальных этапах их развития. Третичная профилактика – это мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий патологического процесса.

Среди неинфекционных заболеваний, приводящих к потере работоспособности и преждевременной смерти, лидирующие позиции занимают следующие виды патологий:

  • болезни позвоночника;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • заболевания дыхательной системы;
  • болезни органов пищеварения;
  • онкология.

В список приобретенных заболеваний, требующих медицинской профилактики, входят и стоматологические проблемы, которые хоть не несут прямой угрозы жизни, но зато значительно снижают ее качество.

На развитие НИЗ в первую очередь влияет образ жизни. Отсутствие двигательной активности, нарушение режима сна и бодрствования, питание полуфабрикатами, содержащими огромное количество консервантов, красителей и усилителей вкуса, убивают здоровье.

Важной составляющей патологического процесса являются вредные привычки, такие как курение, увлечение алкоголем и наркотиками. Лекарственные средства, употребляемые без назначения врача, только усугубляют ситуацию.


Важную роль в ухудшении здоровья играют стрессы и депрессии. Их прогрессирование вызвано экономической нестабильностью и постоянно ускоряющимся ритмом жизни. Медицинская статистика свидетельствует, что нервно-психические расстройства занимают 2 место среди основных причин развития НИЗ.

Различные виды профилактических мероприятий направлены на устранение негативных последствий от работы на вредных производствах. Особой медицинской заботой и вниманием окружено подрастающее поколение, так как в раннем детстве закладывается фундамент будущего здоровья.

Первичная профилактика

Для предупреждения болезней, в отличие от их лечения, не требуются большие денежные средства. Первичная медицинская профилактика призвана сохранить данное от рождения здоровье как можно дольше.

Ее главная задача – исключение всех факторов риска развития НИЗ, кроме тех, управлять которыми человек не в силах (генетическая предрасположенность и возрастные изменения).

Пропаганда здорового образа жизни, регулярная диспансеризация населения и профосмотры – основа предотвращения приобретенных неинфекционных заболеваний. Главенствующая роль в этом процессе принадлежит государству.

Развитые страны тратят немалые средства на популяризацию здорового образа жизни, разработку и внедрение профилактических программ. Такая деятельность приносит ощутимые плоды.

В последние годы наблюдается все большее увлечение народными методами оздоровления, которые не противоречат медицинской профилактике, а дополняют ее. Народными целителями разработано множество программ правильного питания и образа жизни, помогающих сохранить здоровье на долгие годы.

Уровни профилактики включают в себя индивидуальный, семейный, общественный и государственный. Это значит, что забота о здоровье должна быть комплексной. Все уровни профилактического процесса одинаково значимы.

В первую очередь ответственность за самочувствие лежит на самом человеке. Отказ от курения, алкоголя и
наркотиков – первый шаг на пути к здоровью. Правильное питание и физическая активность дополняют перечень необходимых мероприятий индивидуальной профилактики.

Семейный и общественный уровни во главу угла ставят воспитание привычки к здоровому образу жизни, создание благоприятной психологической атмосферы и всестороннее поощрение идущих по правильному пути.

А задача государства – обеспечить доступность профилактического процесса для всех категорий граждан, выделять для этого необходимые средства. И в первую очередь это касается возможности ранней диагностики распространенных заболеваний.

Первичная профилактика НИЗ народными методами включает в себя повышение иммунитета с помощью отваров и настоев лекарственных растений, а также всевозможные очистительные процедуры.

Вторичная профилактика

Вторичная медицинская профилактика вступает в действие, когда возникает риск заболевания (снижается иммунитет, ухудшается самочувствие). В этот момент важно вовремя обратиться к специалистам. Основная задача врача – как можно раньше выявить патологию и разработать эффективную схему ее лечения.

С точностью диагностировать заболевание народными методами невозможно. Попытки вылечиться самостоятельно могут привести к трагическим последствиям!

Вторичная профилактика активно использует метод скрининга. Суть его состоит в активной диспансеризации людей, входящих в группу риска по развитию того или иного патологического процесса. Такая система используется во многих направлениях медицины (онкология, урология, гинекология).

В обязательном порядке проводят обследование беременных, в результате которого выявляют возможные нарушения процесса развития ребенка. Новорожденные проходят скрининг в первую неделю жизни.


Вторичная профилактика включает все виды устранения рисков рецидивов заболевания. С этой целью создается система санаторно-курортных учреждений, на строительство и обеспечение которых всем необходимым оборудованием государство выделяет значительные средства. Особое внимание уделяется развитию детских оздоровительных заведений.

Бороться с рецидивами заболеваний можно и народными методами. Популярные профилактические средства целителей и знахарей – это всевозможные диеты, лечебные ванны, дыхательная гимнастика, иглоукалывания, массаж. Народными методиками оздоровления люди пользуются на протяжении столетий. Многие из них взяла на вооружение и медицинская система профилактики.

Реабилитация

Стоит признать, что, несмотря на все научные достижения, возможности ранней диагностики заболеваний и средства, выделяемые на их предупреждение, медицина порой не в состоянии предотвратить развитие патологического процесса.

Третичная профилактика призвана помочь адаптироваться людям, получившим инвалидность и утратившим возможность полноценной жизни в результате того или иного заболевания.

Ее целью является приостановка прогрессирования болезненного процесса. На первый план в данной ситуации выходит психологическая поддержка пострадавшего и максимальное восстановление им утраченных в результате болезни функций.

Примером может служить создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в общественную деятельность и создание адекватного отношения общества к таким согражданам.

Третичная профилактика включает в себя комплекс мер по обеспечению физической и экономической независимости инвалидов. Это и выделяемые государством средства на выплату денежных пособий, и предоставление различных льгот людям с ограниченными возможностями, и создание для них максимальной доступности свободного передвижения.

В комплекс реабилитационного процесса входит также обучение инвалидов самостоятельному уходу за собой и навыкам новой, доступной для них профессии (переквалификация).

Важно помнить, что беречь здоровье необходимо, пока оно есть. Восстанавливать утраченное гораздо сложнее и дороже. Жаль, что осознание этого факта порой приходит слишком поздно.

Профилактика наследственных болезней является важнейшим разделом современной медицины. Речь при этом идет не просто о предотвращении, как правило, тяжелого заболевания и инвалидности у конкретного индивида, по и во всех его последующих поколениях.

Наследственная патология

Только прогресс медицинской генетики принципиально изменил подходы к профилактике наследственной патологии: пройден путь от предложений стерилизации супругов или категорических рекомендаций воздержания от деторождения до пренатальной диагностики, профилактического лечения (лечение здоровых носителей патологических генов, предупреждение болезни) и индивидуальной адаптивной среды для носителей патологических генов.

В общей форме профилактика должна быть направлена на 3 типа наследственной патологии:
а) вновь возникающие наследственные болезни как результат спонтанной мутации;
б) болезни, унаследованные от предыдущих поколений;
в) заболевания, развивающиеся в результате наследственного предрасположения и действия провоцирующих факторов внешней среды.

Выяснение механизмов формирования наследственных болезней помогает подобрать и создать для больных специальные условия, в которых человек с тяжелым наследственным дефектом будет развиваться нормально. В качестве примера можно привести рецессивно наследуемую галактоземию. У детей с этим страданием резко снижена активность фермента галактоза-1-фосфатуридилтрансферазы, в результате чего они не способны усваивать молочный сахар; молоко этим больным противопоказано. Ранняя постановка диагноза и перевод этих детей на специальную диету, лишенную молока, способствуют их нормальному развитию.

Большую роль играют массовые обследования детей в целях раннего выявления наследственно обусловленных нарушений и соответствующего лечения. Диагноз ряда наследственных болезней не представляет существенных затруднений. Однако в большинстве случаев при диагностике наследственных болезней возникают серьезные затруднения в связи с тем, что многие наследственные болезни по своим клиническим проявлениям очень сходны с приобретенными болезнями. Массовые обследования детей (особенно новорожденных) позволяют выявить наследственные нарушения обмена веществ в доклинической стадии, когда диетотерапия и соответствующие лекарственные средства способны полностью предупредить развитие тяжелой инвалидности.

Для активного выявления больных с наследственной патологией используются методы массовой (просеивающей) диагностики. Для реализации просеивающих программ используются биохимические, микробиологические и цитологические экспресс-методы. Просеивающие программы делятся на массовые (объект просеивания — общая популяция) и выборочные (объект просеивания — контингента больных с высокой частотой определенного наследственного заболевания). Массовое просеивание направлено на здоровых людей, среди которых выделяются потенциально больные для профилактического лечения и диспансерного наблюдения. Программы массовой и выборочной диагностики позволяют выявить больных в доклинической фазе, когда заболевание еще поддается лечению, уточнить диагноз, выявить супружеские пары с высоким риском рождения ребенка с наследственной болезнью.

Особое внимание обращается на профилактику, которая должна проводиться у лиц, еще не имеющих клинических проявлений болезни, но «угрожающих» по данному заболеванию. Выявление «угрожаемых» по различным наследственным болезням лиц проводится при профилактических осмотрах населения или при популяционных исследованиях. При этом целесообразно в зависимости от вида возможной наследственной патологии относить людей к определенным группам риска (по генным, хромосомным болезням и заболеваниям с наследственной предрасположенностью).

Особенно нуждаются в ранних систематических лечебно-профилактических мероприятиях дети из неблагополучных в
отношении наследственной предрасположенности семей.
У детей с выявленными нарушениями проводится подробный сбор клинико-генеалогических данных, а также соответствующие генетические и биохимические исследования. Все больные с наследственными заболеваниями и лица с наследственной предрасположенностью нуждаются в диспансерном наблюдении. Генеалогическое исследование предполагает подробный сбор данных опроса о состоянии здоровья ближайших и отдаленных родственников, что позволяет составить медицинскую родословную больного и определить характер наследственной патологии. Выявление групп риска с помощью генеалогического метода служит основой для эффективного проведения ранних лечебно-профилактических мероприятий.

Можно выделить 2 группы лечебно-профилактических мероприятий:
а) профилактические мероприятия у лиц без клинических проявлений болезни, но с генетическими факторами риска, направленные на предупреждение развития заболевания;
б) генетическая профилактика, направленная на предупреждение случаев повторных заболеваний в семье.

Генетическая профилактика, осуществляемая врачом-генетиком (врачом медико-генетической консультации), направлена на предупреждение рождения больного ребенка.

Задачи медико-генетической консультации:

— определение прогноза здоровья будущего потомства в семьях, где был, есть или предполагается больной с наследственной патологией;
— объяснение родителям в доступной форме смысла генетического риска и помощь им в принятии решения по поводу деторождения;
— диспансерное наблюдение и выявление группы повышенного риска среди родственников индивида с наследственной болезнью.

При своевременной диагностике наследственных болезней можно назначить целенаправленное лечебное питание, лекарственную или хирургическую коррекцию наследственного дефекта и таким образом предупредить дальнейшее развитие патологического процесса. Такой подход к профилактике в форме предупредительного лечения можно назвать «нормокопирование». С его помощью стремятся получить нормальный фенотип при патологическом генотипе. Нормокопирование при наследственных болезнях — перспективное направление в разработке методов их профилактики.

Методы профилактического лечения основываются на закономерностях патогенеза наследственных болезней. Речь может идти об ограничении поступления определенных продуктов из пищи (или исключения их), о восполнении недостающего продукта гена, добавлении питательных веществ к пище, лекарствам, усилении выведения метаболитов из организма и др.

Адаптивную внешнюю среду можно рассматривать как метод лечения наследственных болезней и как способ профилактики заболеваний у лиц с наследственной предрасположенностью. В 20-х гг. XX в. были получены данные, свидетельствующие о разной степени проявления действия генов в зависимости от генотипической или внешней среды. Значит, можно уменьшить или исключить патологическое действие генов. Уже давно С.В. Давиденков сформулировал представление о «двойных болезнях», т.е. о заболеваниях, в основе которых лежит наследственность, но проявляются они лишь при воздействии профессиональных факторов. Общий подход для лечения наследственных болезней адаптивной средой основан па исключении факторов риска, способствующих проявлению или усилению наследственной патологии.

При заболеваниях с наследственным предрасположением проявление действия генов обусловлено в большей степени влияниями внешней среды. Отсюда очевидно, что с помощью воздействий окружающей среды возможно воспрепятствовать клиническому проявлению неблагоприятного наследственного предрасположения или, по крайней мере, смягчить течение уже имеющегося заболевания. Общеизвестна исключительная сила влияния разнообразных условий внешней среды (характер питания, физическая активность и т.п.) на возникновение и течение различных болезней.

В перспективе можно ставить вопрос о возможности коренного изменения условий окружающей среды, в которых проявление патологической наследственности стало бы невозможным.

Наследственный фактор следует учитывать при диспансеризации населения. Кроме того, разумеется, следует проводить и коррекцию других факторов риска, в том числе у больных с наследственной патологией или наследственным предрасположением.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Профилактика заболеваний является одной из важнейших задач современного здравоохранения, она заложена в ряде государственных программ и системе ОМС. К тому же даже привычные гигиенические навыки и правильный образ жизни способны оказать профилактическое действие.

Человек с самого раннего возраста может быть подвержен различным заболеваниям. Они влияют на продолжительность жизни и ее качество, снижают трудоспособность и даже становятся причиной инвалидности и социально-бытовой беспомощности. Некоторые болезни характеризуются высокой смертностью, другие повышают риск рождения потомства с различными отклонениями, третьи делают заболевшего человека опасным для окружающих и могут привести к эпидемиям. Во многих случаях профилактические меры способны предупредить развитие заболеваний или сделать их прогноз более благоприятным.

Что такое профилактика

Профилактика заболеваний – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий предупредительно-оздоровительного характера. Ее основными задачами являются:

1. предупреждение появления различных патологических состояний;

2. минимизация действия различных факторов риска;

3. снижение риска развития осложнений возникающих болезней;

4. уменьшение скорости прогрессирования заболеваний;

5. предупреждение хронизации патологических процессов и развития вторичных болезней;

6. снижение выраженности негативных последствий перенесенных заболеваний;

7. общее укрепление здоровья.

Грамотна и комплексная профилактика в целом позволяет снизить заболеваемость и риск возникновения различных эпидемий, сократить продолжительность возникающих болезней и быстрее восстановить трудоспособность.

Профилактика – это не просто какие-то специальные назначаемые врачом медицинские мероприятия. Ежедневная гигиена, здоровый образ жизни, правильная организация рабочего места и соблюдение определенных правил в периоды эпидемий тоже позволяют предупредить развитие многих болезней. Даже забота об окружающей среде и относится к профилактическим мерам.

Кроме индивидуальной профилактики заболеваний, предупредительные и оздоровительные мероприятия могут проводиться на уровне государства, областей, муниципалитетов. Некоторые из них обеспечиваются работодателем или системой лечебно-профилактических учреждений.

Какая бывает профилактика

Согласно определениям ВОЗ, выделяют несколько видов профилактики. Первичная – это разнообразные меры, направленные на устранение факторов риска для всего населения и раннее выявление заболеваний в определенных группах. Она включает различные профилактические осмотры, вакцинацию, гигиеническое воспитание и санитарно-просветительскую работу. К ней также относят совершенствование условий труда на производствах и предприятиях, улучшение общей экологической обстановки и микроклимата жилищ.

Вторичная профилактика заболеваний необходима для выявления и лечения заболеваний на ранних стадиях при наличии факторов риска. При этом используют целевые профилактические осмотры, диспансеризацию, профилактическое лечение и оздоровление определенных социальных или трудовых групп. Также при вторичной профилактике проводят обучение и санитарно-гигиеническое воспитание пациентов, их родственников и лиц из групп риска. Для этого создаются профильные информационно-обучающие программы (школы), ориентированные на людей с определенными заболеваниями. Это может быть сахарный диабет, деменция (слабоумие), гипертония и другие сердечно-сосудистые заболевания, рассеянный склероз и многие другие патологии с потенциально тяжелым течением.

Третичная профилактика проводится уже после подтверждения основного диагноза. Она улучшает прогноз и облегчает течение заболевания. Проводимый при этом комплекс мероприятий направлен на максимальное возможное восстановление трудоспособности и сохранение социально-бытовой активности человека. Необходима и медико-психологическая адаптация заболевшего к его изменившимся потребностям и возможностям.

В целом все виды профилактики заболеваний можно еще разделить на мероприятия личного характера, медицинского и общественного. При этом важно придерживаться комплексного подхода, уделяя особое внимание поддержанию своего здоровья и укреплению защитных сил организма.

Основные меры индивидуальной профилактики

Профилактику нужно начинать еще до появления первых признаков ухудшения здоровья, не дожидаясь специализированных рекомендаций врача. И при этом в первую очередь исключается или хотя бы минимизируется действие основных факторов риска. Общая профилактика заболеваний может включать:

1. соблюдение правил личной гигиены;

2. отказ от курения и приема крепких спиртных напитков;

3. повышение общей двигательной активности, регулярное выполнение физкультуры или гимнастики;

4. очищение собственного жилища от пыли, потенциальных аллергенов и токсинов, регулярное проветривание и увлажнение воздуха в квартирах;

5. переход на сбалансированное полноценное питание, при этом важно учитывать состав пищи, ее калорийность и вид используемой термической обработки;

6. использование соответствующей сезону и погоде одежды;

7. регулярное прохождение комплексных профилактических осмотров, включающих посещение врача, лабораторные и инструментальные обследования;

8. проведение плановой профилактической вакцинации согласно национальному календарю прививок, а также дополнительной вакцинации перед угрожающими эпидемиями или поездкой в страны Азии и Африки;

9. грамотная организация рабочего места;

10. соблюдение режима труда и отдыха, а также естественных биологических циклов сон-бодрствование;

11. избегание личностно-значимых стрессовых ситуаций, своевременное обращение к специалисту для решения внутренних психологических конфликтов;

12. использование естественных факторов для закаливания, укрепления местных защитных барьеров кожи и слизистых оболочек.

В детском возрасте профилактические мероприятия организуют и контролируют родители или заменяющие их взрослые. И обязательными компонентами являются воспитание правильных гигиенических привычек, плановые осмотры и вакцинация с учетом состояния здоровья ребенка, соблюдение режима дня. Важно также контролировать правильность посадки детей за столом во время занятий, обеспечивать гармоничное физическое и психоэмоциональное развитие.

Что желательно делать каждому?

В целом основные профилактические мероприятия укладываются в понятие здорового образа жизни и соблюдения основных санитарно-гигиенических правил. При этом физкультура, посещение бассейна, ежедневная ходьба оказывают тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему. Это также поддерживает функциональную активность всех участков опорно-двигательного аппарата, что вместе с укреплением мышечного корсета предупреждает раннее изнашивание межпозвонковых дисков и крупных суставов. Правильное питание – это профилактика заболеваний пищеварительного тракта, гиповитаминозов, ожирения и метаболических нарушений. А отказ от курения позволяет существенно снизить риск развития рака легких, пищевода и желудка, болезней бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем.

Для предупреждения заражения в сезон ОРВИ врачи рекомендуют по возможности избегать скоплений людей, регулярно промывать нос и полоскать горло слабосолевыми растворами, часто мыть руки. Желательно при посещении общественных мест использовать средства индивидуальной защиты, меняя их каждые 1,5–2 часа. Желательно также часто проводить влажную уборку и проветривание жилых помещений.

Если же человек относится к группе риска по развитию определенного заболевания, ему могут потребоваться дополнительные профилактические меры. Это может быть прием препаратов, санаторно-курортное лечение, соблюдение особой диеты. Такая профилактика заболеваний проводится по назначению врача и обычно дополняется диспансеризацией с регулярно проводимыми целевыми обследованиями.

Конечно, определенные профилактические мероприятия гарантируются государством и системой ОМС. Тем не менее многие болезни можно предотвратить, с молодого возраста придерживаясь правильного образа жизни, заботясь о закаливании и соблюдая правила личной гигиены.

Статью подготовила врач Алина Обухова

Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.

Причинами, ухудшающими освещенность в учебных помещениях, являются:

Закрашивание части оконных стекол;

Размещение на подоконниках цветов, учебных пособий и т.д.;

Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;

Затемнение окон деревьями.

Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий и использование удобной мебели, соответствующей росту.

Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников - 15 - 20 минут, для учащихся среднего возраста 25 - 30 минут, для старших школьников - 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.

Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных вне учебных нагрузок детей в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи и заниматься за компьютером в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3 - 5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Занятия за компьютером не более 20-30 минут в день, желательно не ранее 10 лет. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относится:

Использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

Чередование занятий учащихся с отдыхом;

Проведение гимнастики для глаз в школе и дома;

Контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

Организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

Активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

Организацию рационального питания и витаминизации;

Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в ком-нате Резкий контраст быстро утомляет, появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной дальнейшем к формированию близорукости.

Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

В школьном возрасте нужны систематические занятия физическими упражнениями, направленными не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений, профилактику заболеваний. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно воздействует на зрение.

В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений - введение в программу школьного обучения информатики, а также широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Кроме того, можно использовать специальные капли - заменители слезы (лакрисин, слеза натуральная и др.).

Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

Правильно питаться. Людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые витаминами.

Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения.

Улучшать кровоснабжение глаз. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависит от общего уровня здоровья ребенка, поэтому, помимо специальных упражнений для глаз, очень полезно заниматься играми на открытом воздухе, катанием на лыжах, велосипеде, плаванием. Причины снижения остроты зрения различны, но из них специалисты выделяют длительное сидение за книгами, увлечение просмотром телепередач, занятиями на компьютере.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 - 1часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

Однако, как показывают наблюдения, многие родители пренебрегают этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятий в кружках, танцами, музыкой и т.д., что ведет к чрезмерной перегрузке всего организма, в том числе и зрительного анализатора.

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую по его росту парту в классе.

Наиболее часто у школьников встречается близорукость, и она может приводить к серьезным нарушениям зрения. В предупреждении близорукости большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывает интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации. Это важно не только для восстановления работоспособности организма, но и для отдыха глаз.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающие достаточное количество витаминов, особенно D и А. неправильная посадка школьника за столом или партой также может послужить причиной нарушения зрения. Расстояние от глаз до книги должно быть не меньше 30-35 см, при чтении за столом необходимо пользоваться подставкой для книг.

Следует объяснить вред школьникам от чтения, лежа и в движущемся транспорте. Постоянные колебания текста создают предпосылки к перенапряжению зрительного анализатора.

Выводы по первой главе

Для большинства незрячих и слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в школу. По мнению специалистов от того, насколько успешно будет проходить становление личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. Детям с ослабленным здоровьем в большей степени необходим щадящий режим, контроль над учебной нагрузкой, внимательное отношение со стороны учителей и родителей.

Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Трудности адаптации и трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношений в коллективе. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменении поведения как такового, а на устранение нежелательных причин. Помощь ребенку (конкретному ребенку) невозможна без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога распознавать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.

Система учебно-коррекционных воздействий и должна быть направлена в первую очередь на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше

Каждый педагог обязан знать о причинах неуспеваемости школьников и по мере сил должен стремиться делать так, чтобы в школе было как можно меньше слабоуспевающих школьников.

Для предупреждения неуспеваемости необходима система, дидактических мер, направленных на усиление дифференцированного, индивидуального подхода, учет особенностей каждого ученика.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15