Болезни Военный билет Призыв

Многочленные сложные предложения имеют в своем составе. Многочленные сложносочиненные предложения с различными видами сочинительной связи и отношений. Многочленные бессоюзные сложные предложения. Календарно-тематический план лекций

Термином «многочленные сложные предложения » обозна­чаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака:

а) число предикативных частей более двух;

б) раз­ные виды связи.

Этими признаками они отличаются не только от элементарных сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений, но и от их усложненных модификаций.

Например:

Дверь в сенцы была отворена, но чувствовалось, что дом пуст (Б.) - сочинение и подчине­ние;

И в пыли, рябой от пота, фронтовой смеялся люд: хоро­шо идёт пехота, раз колёса отстают (Тв.) - бессоюзие и подчинение;

Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел (Л. Т.) - бес­союзие, сочинение и подчинение

При комбинировании различных видов связи один являет­ся доминирующим.

Например:

Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек (А. Т.) - бессоюзие;

Казаки были разбиты, но Кожух не трогался с места, хотя надо было выступать во что бы то ни стало (А. С.) - сочинение

С учетом этого многочленное сложное предложение характеризуется и именуется по доминирующей связи, например: бессоюзное сложное с сочинением и подчи­нением, сложносочиненное с подчинением.

Конечно, такая схематичная характеристика не исчерпы­вает анализа многочленного сложного предложения, который должен включать и установление видов отношений при сочи­нении, подчинении, бессоюзии, и определение средств связи, и указание видов придаточных, и вывод об иерархии подчине­ния при наличии нескольких придаточных.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что собой представляет сложное предложение?

2. На какие структурные типы делится сложное предложение?

3. На какие структурно-семантических подтипа делятся союзные сложные предложения?

4. Что собой представляет сложносочиненное предложение?

5. На какие виды по семантико-грамматическому значению делятся сложносочиненные предложения?

6. Расскажите о соединительных предложениях. Приведите примеры.

7. Расскажите о противителдьных предложениях. Приведите примеры.

8. Расскажите о разделительных предложениях. Приведите примеры.

9. Расскажите о присоединительных предложениях. Приведите примеры.

10. Расскажите о предложениях с усложненной структуры. Приведите примеры.

11. Что собой представляет сложноподчиненное предложение?

12. Расскажите о нерасчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

13. Какие нерасчлененные сложноподчиненные предложения вы знаете?

14. Расскажите о местоименно-соотносительных предложениях. Приведите примеры.

15. Расскажите о субстантивно-атрибутивных предложениях. Приведите примеры.

16. Расскажите об изъяснительных предложениях. Приведите примеры.

17. Расскажите о расчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

18. Расскажите о придаточных временных. Приведите примеры.

19. Расскажите о придаточных сопоставительных. Приведите примеры.

20. Расскажите о придаточных условных. Приведите примеры.

21. Расскажите о придаточных причинных. Приведите примеры.

22. Расскажите о придаточных следственных. Приведите примеры.

23. Расскажите о придаточных целевых. Приведите примеры.

24. Расскажите о придаточных уступительных. Приведите примеры.

25. Расскажите о придаточных сравнительных. Приведите примеры.

26. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными. Приведите примеры.

27. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Приведите примеры.

28. Расскажите о бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры.

29. Расскажите о многочленных сложных предложениях. Приведите примеры.

Многочленное сложное предложение с разными видами связи (сложное предложение контаминированной структуры). Уровни членения в многочленном сложном предложении с разными видами связи. Структурные типы многочленных сложных предложений с разными видами связи и их структурная схема (горизонтальная – линейная и вертикальная – блочная).

Многочленные сложные предложения могут строиться на основе комбинации разных синтаксических связей и объединения синтаксических структур различных типов. Многочленные сложные предложения контаминированной структуры характеризуются: 1) разнотипностью видов связи; 2) наличием не менее двух уровней членения и иерархичностью строения; 3) объединением в их составе двух или более структурно-семантических компонентов (бессоюзных, сложносочиненных, сложноподчиненных предложений, а также предикативных частей – аналогов простого предложения). Так, в предложении Он рассказывал 1 , что в России не бывает плюща на березах 2 , а она говорила 3 , что рыжеватый оттенок их мелкой листвы напоминает пятна нежной ржавчины на выглаженном белье 4 (В. Набоков) различаются два уровня членения. На I уровне членения посредством сочинительной связи объединяются два компонента, служащие для передачи косвенной речи, между ними возникают сопоставительные отношения. Каждый из компонентов, рассматриваемых на II уровне членения, представляет собой двучленное сложноподчиненное предложение с изъяснительно-объектным придаточным:

Наиболее свободными синтаксическими связями являются бессоюзная и сочинительная, поэтому на I уровне членения компоненты многочленных предложений контаминированной структуры могут объединяться только на основе этих связей. Подчинительная же связь возможна только как связь между предикативными частями внутри компонента. Таким образом, в предложениях контаминированной структуры она проявляется лишь на II или III (и далее) уровне членения.

По характеру используемых видов связи различаются следующие типы предложений контаминированной структуры:

1) многочленные сложные предложения с сочинением и подчинением (ведущая связь – сочинительная), или многочленные сложносочиненные предложения с подчинением: Весна была еще только в начале 1 , и самая настоящая роскошь цветов пряталась еще в теплицах 2 , но уж и того 3 , что цвело вдоль аллей и на клумбах 4 , было достаточно 3 , чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя в царстве нежных красок 5 (А. Чехов).

Различаются две их разновидности:

а) многочленные предложения, в которых две (или более) сочиненные части распространяются общей для них придаточной частью: Уже совсем рассвело 1 , и народ стал подниматься 2 , когда я вернулся в свою комнату 3 (Л. Толстой).

б) многочленные предложения, в которых каждый из сочиненных компонентов представляет собой сложноподчиненное предложение: Все это я выдумал 1 , потому что решительно не помнил 2 , что мне снилось в эту ночь 3 ; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня 4 , мне казалось 5 , что я точно видел этот сон 6 (Л.

Толстой).

2) многочленные сложные предложения с сочинением и бессоюзной связью (ведущая связь – сочинительная), или многочленные сложносочиненные предложения с бессоюзием: Живем не мы 1 . – немые наши вещи вбирают хищно опыт, вкус и пульс 2 ; а чудо ангелического слога, и радужные звуки свежих уст, и самобытие мазка, боюсь, даются только за чертой итога 3 (Д. Бобышев).

3) многочленные сложные предложения с бессоюзной связью и подчинением (ведущая связь – бессоюзная), или многочленные сложные бессоюзные предложения с подчинением. Они имеют разновидности, аналогичные разновидностям многочленных сложносочиненных предложений с подчинением:

а) предложения, в которых одна общая придаточная часть (которая может, в свою очередь, включать другое придаточное) распространяет две (и более) предикативные части, связанные бессоюзной связью и часто образующие конструкцию однородного состава: Шепчу слова 1 , пишу слова то слитно, то раздельно 2 , как будто все 3 , что названо 4 , уже и не смертельно 3 (Л. Миллер).

б) предложения, компоненты которых, связанные бессоюзной связью, представляют собой сложноподчиненные предложения: Мы. . . сделались приятелями 1 , потому что к дружбе я не способен 2: из двух друзей всегда один раб другого 3 , хотя часто ни один из них в этом себе не признается 4 (М. Лермонтов).

4) многочленные сложные предложения с бессоюзной связью и сочинением (ведущая связь – бессоюзная), или многочленные сложные бессоюзные предложения с сочинением: Настоящий учитель всегда ниспровергатель 1 , он. . . в простом заставляет видеть сложное 2 , сложное доводит до емкой простоты 3 , и черное после него становится белым 4 (В. Тендряков).

5) многочленные сложные предложения с сочинением, подчинением и бессоюзной связью (на I уровне членения ведущей является сочинительная или бессоюзная связь): Идти на убыль не пора 1: в смоле сосновая кора 2 , сегодня солнечно и сухо 3 , и песнь, приятная для слуха, звучнее нынче, чем вчера 4 ; и птица кончиком крыла черкнула на озерной глади 5 , что мы живем лишь Бога ради 6 , и взмыла в небо как стрела 5 (Л. Миллер).

Синтаксический анализ многочленного предложения может быть как полным, так и частичным. Полный анализ предполагает детальное рассмотрение каждого компонента и характеристику всех элементов его структурного механизма и особенностей семантики. Цель частичного анализа – выявление особенностей структуры самой многочленной конструкции, при этом рассматриваются лишь основные средства связи компонентов и предикативных частей, в них входящих. Детального же анализа дополнительных средств связи в этом случае не дается.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Многочленное сложное предложение с разными видами связи:

  1. 42. Сложные многочленные предложения с разными видами связи.
  2. Подчинительные союзы. СПП с несколькими придаточными. СП с разными видами связи.
  3. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.

План: 1. Понятие о многочленном сложном предложении

2. Многочленные СПП.

3. Многочленные ССП и БСП

1. В русском языке, особенно в языке художественной литературы, широко распространены сложные предложения комбинированных типов: а) включающие в себя несколько частей, из которых одни связаны союзной сочинительной связью, а другие - союзной под­чинительной; б) одни - бессоюзной связью, другие - союзной подчинительной; в) одни с союзной сочинительной, другие - бес­союзной; наконец, встречаются конструкции, представляющие собой еще более сложные комбинации различных типов связи. Отношения между отдельными предложениями в таких конструкциях в боль­шинстве случаев не представляют собой чего-то принципиально нового по сравнению с описанными выше типами сложноподчинен­ных, сложносочиненных и бессоюзных предложений. Однако для правильного понимания смысла таких многочленных комбини­рованных сложных предложений важно уметь устанавливать соот­ношения между входящими в их состав предикативными частями. МСП состоит из трех и более предикативных частей.

2. Многочленные СПП. Выше рассматривались только двучленные сложноподчиненные предложе­ния. Такая форма является наиболее распространенной. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке худо­жественной литературы, часто встречаются и многочленные пред­ложения. Большинство их по сравнению с двучленными не пред­ставляет принципиально отличных конструкций. Части в них свя­зываются по тем же формальным правилам, что и в двучленных, и имеют те же значения. В зависимости от того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяются два типа много­членных сложноподчиненных предложений.

I. Среди многочленных предложений с союзной подчинительной связью выделяются две группы: с последовательным подчинением и соподчинением.

1) Каждому солдату приятно становилось на душе от того, что он знал, что туда же, куда он идет, идет еще много наших. Здесь последовательное подчинение трех придаточных, когда одно следует за другим, а первая часть - главная. В таких предло­жениях главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной части и т. д. Схематически этот способ можно пред­ставить так:



Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа отступать...

Если придаточная часть 2-й степени стоит сразу после союза придаточной 1-й степени (для нее главной), то образуется стечение союзов, например: 1) Уля сказала, что, если отец и мать еще раз попрекнут ее куском, она уйдет из дому 2) Уля сказала, что если попрекнут ее куском, то она уйдет из дому. Во втором предло­жении придаточные 1-й и 2-й степени связываются двойным сою­зом если...то , что обусловливает отсутствие запятой между сою­зами.

Многочленные предложения с придаточными, относящимися к одной главной части (соподчинение придаточных). Здесь раз­личаются два подтипа: а) предложения с однородным соподчине­нием; б) предложения с неоднородным соподчинением.

При однородном соподчинении придаточные относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей глав­ной части и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. Схематически в самом общем виде такие предложения можно изобразить так:

Например: Отец рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса . Здесь 4 придаточных изъяснительных, структура нерасчлененная. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки . Здесь первая и третья части – придаточные времени и сравнения, структура расчлененная, главная часть находится между двумя придаточными. Примеры: Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 2) Был тот предночный час, когда стираются очер­тания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись, с ночным.

Соподчинение неоднородное, когда придаточные части относятся к разным словам главной или смешивается расчлененная и нерасчлененная структуры, т.е., при неоднородном соподчинении прида­точные относятся: 1) к разным словам главного предложения или од­на часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов; 2) к одному слову или всему главному - все придаточные, различ­ные по своим структурно-семантическим типам.

Общую схему таких предложений можно представить так:

Например: Чтобы не голодать, я ходил на Волгу к пристаням, где можно было заработать 15-20 копеек. Здесь придаточная цели и определительная неоднородны. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня. – Придаточная условия в препозиции и определительная в постпозиции также неоднородны.

Примеры: 1) Те из молодогвардейцев, которых водили на пытки послед­ними, видели, что в тюрьму приехал обер-бургомистр Стеценко. 2) Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

Образец синтаксического разбора многочленного сложноподчиненного предложения

И, наконец, пришла та последняя решительная минута, когда большинству из них уже нельзя было оставаться, потому что уже только минуты решали, успеют ли они сами выскочить из сжимаю­щегося кольца немцевс. (Фад.)

1. Это повествовательное предложение.

2. Сложное; состоит из четырех предикативных частей.

3. Предикативные части соединены подчинительными средствами связи; значит, это СПП. Первая часть главная, к ней относится вторая, ко второй - третья, к третьей - четвертая; значит, это МСП с последовательным подчинением трех придаточных.

4. Первая придаточная часть присоединяется относительным словом когда к сочетанию та последняя решительная минута (к а к а я?) - придаточная часть атрибутивно-выделительная; вто­рая часть присоединяется союзом потому что ко всей второй части (почему?)- придаточная часть причины; третья придаточная часть присоединяется союзом-частицей ли к глаголу решали (что?) придаточная часть изъяснительно-объектная с косвенно-вопро­сительным значением.

3. Компоненты многочленных сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений предстают в виде простых предложений. Связь линейная, по горизонтали. – То вдруг встанет в памяти могучий и грозный Казир, то яростно взревет пурга, то ласково прошумит тайга, и сердце сожмется до боли. Здесь 4 части МСП с сочинительной связью, отношение чередования и следствия. Один пологий холм сменялся другим, поля тянулись за полями, кусты вставали вдруг из-под земли перед самым носом. – Многочленное БСП состоит из трех предикативных частей со значением перечисления одновременно происходящих событий.

Есть многочленные сложные предложения с разными видами связи, их называют предложениями смешанной конструкции.

В многочленных комбинированных предложениях с сочинением и подчинением, если придаточная часть стоит после сочинительного союза, наблюдается стечение сочинительного и подчинительного союзов, например: Они оба припали к земле, а когда Золотарев при­поднялся, он увидел, что политрук лежит, раскинув руки, а голова и лоб у него так обильно залиты кровью, что, наверное, это смертель­ная рана. Примеры: 1) Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто он не слыхал его слов. 2) Как и в прошлый раз, он сидел в профиль к ней, но в этом заключалось и некоторое преимущество: не мешали очки, не заслоняла книжка.

Широко распространены бессоюзные предложения, части ко­торых (или одна часть) представляют собой сложноподчиненные предложения, например: У Даши губы сами растягивались в улыбку: этот большой, красивый человек до того в себе не уверен, что готов спрятаться за горчичницу.

Реже встречаются различные комбинации предложений с союзной сочинительной и бессоюзной связью, например: Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло сырыми цветами, и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом.

Основная литература

1. Современный русский язык. / Под ред. Р.Н. Попова - М., 1986.

2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М..А. . Современный русский язык.. М., 2006.

3. Валгина И.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М..И.. Современный русский язык. М., 2002.

4. Современный русский язык. / Под.ред.. Н.А.Леканта. м., 2000.

5. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. М.,1980

Дополнительная литература

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,
1982.

7. Виды разбора на уроках русского языка. - М.- 1982.

8. Греков ВА.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 1986.

9. Домашенкина Г.П. и др. Грамматический разбор в вузе и школе. - М. 1987.

10.Добромыслов В.А., Розенталь Д. Трудные вопросы правописания.- М., 1960.

11.Кайдалова И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М., 1976.

12.Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

13.Аванесов Р.А. Русское литературное произношение. - М., 1978.

14. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

15. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М., 1981.

16.Крысин Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке. - М., 1971.

17. Русский язык: В 2 т./ Под ред. Л.Ю. Максимова. - М.,1989. Т.1, Т.2.

18. Современный русский язык: В 3 т./Под ред. P.M. Шанского. - М., 1981.

19. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1992.

20.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

21. Жаналина Л.К., Шеляховская Л.А., Никитина С.А. и др. Современный русский язык. Алматы, 2003.

22. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь – справочник. М., 2005.

23. Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография. М., 2004.

24. Русский язык конца 20-го столетия. М., 2000.

25. Галынский М.С. Словарь крылатых слов и выражений. М., 2005.

26. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. - М., 1964

27.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

28.Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1996.

29. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.

30.Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. М., 2000.

31.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1978.

32.Фразеологический словарь/под ред. А.И. Молотова. - М., 1992.

33.Орфографический словарь русского языка. - М., 1984.

34.Словарь синонимов и антонимов /Сост. О.А.Михайлова. Екатиренбург, 2000.

35.Орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г.Бархударова. М., 2005.

36. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005.

Календарно-тематический план лекций

Семестр

Тема лекции по разделам Кол. часов Неделя Литература
1. Введение. Русский язык как предмет изучения. 1нед. 1, 2, 3
2. Предмет и задачи фонетики. Звуковой состав русского языка. Фонема. Сильные и слабые позиции. 2 нед. 2,18-25; 16,46-56;
3. Гласные и согласные фонемы. Фонетическая транскрипция. Знаки ФТ. 3 нед. 17, 8-24, 2,
4. Лексический уровень языка. Предмет и задачи. Лексическая семантика. 4нед. 1, 15, 19, 29
5. Типы значения слова. Лексика русского языка с различной точки зрения. 5 нед. 1, 15, 19, 29
6. Предмет и задачи словообразования. Морфемика. 6 нед. 15, 19, 29
7. Способы словообразования. 7нед. 1, 2, 3, 20, 26
8. Грамматический уровень языка. Именные части речи (существительное, прилагательное, числительное). 8-9 нед. 1, 1, 2, 21
9. Местоимение. 10 нед. 1, 1, 2, 21
10. Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола. 11-12 нед. 1, 15, 19, 25, 28
11. Глагольные формы: причастие и деепричастие. 13 нед. 1, 15, 19, 25, 28
12. 14 нед. 1, 2, 7, 21
13. Переходные и служебные части речи. 15 нед. 1, 2, 7, 21
Всего:
2 семестр
1. Синтаксис СРЯ. Предмет и задачи. Словосочетание. 1 нед 1, 2, 4, 9
2. Предложение как основная единица синтаксиса. Классификация. 2-3 1, 2, 4, 9
3. Двусоставное предложение. Односоставные предложения. 4-5 нед. 1, 2, 9, 17, 4, 18
4. Осложненное простое предложение. Типы. 6-7 1, 2, 9, 17,
5. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. 8-9 нед 1, 2, 4. 9
11. Сложноподчиненное предложение. 10-11 нед. 1, 2, 17, 18
12. Бессоюзное сложное предложение. Типы по структуре и значению. 12-13 нед. 1, 2, 3, 17
13. Многочленное сложное предложение. Структура. Семантика. 14-15 нед. 1, 2, 3, 18
Всего:

Календарно-тематический план практических занятий

Тема занятия и содержание Кол.час Неделя Форма проведения
1. Звуковой состав русского языка 1.Система гласных фонем. Треугольник Щербы. 2. Система согласных фонем. 1-2 нед. Работа в парах
2. Транскрибирование слов, предложений, текстов. 3-4 нед. Практикум Взаимоконтроль
3. Лексикология. Лексические омонимы, синонимы, антонимы и многозначные слова. 5-6 нед. Импровизированный экзамен. Письменное упр.
4. Типология морфем. Морфемный и словообразовательный анализ 7-8 нед. Индивидуальная Работа.
5. Морфология. Грамматический разбор именных частей речи. 9-11 нед. Защита проекта. Разработка органайзеров. Письменный разбор, Взаимопроверка.
6. Глагол: лексико-грамматические разряды, категории. Спряжение. Грамматический разбор глагола. 12-13 нед. Беседа по вопросам. Кластер. Письменные упражнения у доски.
7. Инфинитив, причастие и деепричастие как непредикативные формы глагола. 14 нед. Работа над построением диаграммы Венна, разбор
8. Наречие. Слова категории состояния. 15 нед. Сравнительная таблица – работа в парах
Всего:
2 семестр
1. Синтаксис. Разбор словосочетаний и простых предложений. 1-2 нед Практикум
2. Двусоставное и односоставное предложения. Разбор по членам предложения. 3-4 нед. Работа в парах, взаимоконтроль
3. Осложненное предложение. Синтаксический разбор. 5-6 нед. Упражнения. Схемы.
4. Диктант 7 нед. Диктант
5. Синтаксический разбор сложно- сочиненного предложения. Знаки препинания в ССП. 8 нед. Диктант, составление схем
6. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в СПП. 9-10 нед. Схемы, органайзер
7. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в БСП. 11 нед. Схемы, органайзер
8. Диктант по пунктуации 12 нед. Диктант
12. Многочленное сложное предложение: структурно-семантический анализ многочленных сложных смешанной конструкции. 13-15нед. Построение и анализ схем МСП
Всего:

Календарно-тематический план СРСП (спец.ПиМНО)

Семестр

№ срсп Тема и задание по СРСП Кол.час Срок сдачи
1. Позиционная мена гласных и согласных. Охарактеризовать позиционную мену гласных в словах нос-носы-носовой, лес-лесной-лесовик. Дать характеристику согласных, указать процессы ассимиляции и аккомодации согласных в словах: здесь, птенчик, изделие, песня, банщик, багаж, косьба, выставка, просьба, сказка. 1-2 нед.
2. Фонетическая транскрипция Затранскрибировать слова и охарактеризовать позиции гласных (степени редукции): покой, золотой, в далекой, одолеть, коловорот, перемычка, задержать, недра, агроном, мятежный, застава. Затранскрибировать тексты стихотворных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.(не менее 8 строк). 3-4 нед.
3. Орфография. Проанализировать принципы русской орфографии в тексте Товарищ, верь: взойдет она. Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! 5-6нед.
4. Типы лексических значений слов 1.Составить с каждым из данных слов по два предложения так, чтобы в одном из них слово употреблялось в прямом, в другом - в переносном значении. Бархатный, садиться, лиса, пояс, рукав, хвост. Написать сочинение - миниатюру на любую тему, используя в нем как можно больше синонимов, антонимов, омонимов и паронимов. 7-8нед.
5. Основные фразеологические единицы русского языка 9-10нед.
6. Сущность и значение морфемного анализа 1. К данным словам подобрать исторически однокоренные слова, используя этимологический словарь. Наперсток, падчерица, запад, поднос, поздравить, подушка, отражение, человек, тунеядец. 2. Сделать морфемный анализ пяти слов с разным морфемным составом. 11-12нед.
7. Способы словообразования.1.Из любой газеты выбрать 10-12 аббревиатур, определить типы их образования. Оценить их с точки зрения целесообразности использования в речи. 2. Сделать словообразовательный анализ 3-4 слов с производной основой, построить словообразовательные цепочки. 13нед.
8. Именные части речи 1.Составить графические органайзеры по темам « Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное». 2. Составить конспект «Основные значения падежей». 14нед
9. Глагол. Категории глагола. Глагольные формы. 1.Сделать морфологический разбор слов: закричали, советуешь,собрались, нарушает, изготавливается (заводом); 2.Обобщить весь материал в таблице (схеме, органайзере). 3.Выписать из произведений художественной литературы несколько предложений с причастиями и деепричастиями, сделать их анализ по схеме морфологического разбора. 15нед
Всего:
1. 2 семестр Словосочетание. Простое предложение. 1.Выписать словосочетания, определите тип отношений и вид связи в каждом из них. 2.Составьте словосочетания со следующими глаголами. Основываться, опираться, указывать, говорить, рассуждать, свидетельствовать, протестовать, бороться, стоять. 1-2нед
2. 1.Сделать полный синтаксический анализ простых предложений. За долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. Осень пришла для меня сразу. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка или от случайной улыбки. Осень пришла внезапно и завладела землей. Все сразу стало осенним. 3нед.
3. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. 1.Выписать из художественных произведений 10 предложений, сделать разбор подлежащих и сказуемых. Распределить типы сказуемых в 3 графы: ПГС, СГС, СИС. 2.Сделайте синтаксический анализ этих предложений. 4-5нед
4. Односоставные предложения 1.Выписать 5 видов односоставных глагольных предложений и 3 вида односоставных именных предложений, разобрать. 6-7нед.
5. Сложное предложение. Типы ССП. 1. Выписать сложные предложения, распределить по типам и видам, сделать структурно-смысловой анализ (4 вида ССП). 8-9нед
6. Типы СПП. 1. Выписать ССП, распределить по 12 видов СПП, сделать структурно-смысловой анализ, схемы. 10-11нед.
7. Бессоюзное сложное предложение 1.Определить тип каждого бессоюзного предложения, расставить знаки препинания в предложениях: Шепот робкое дыханье трели соловья... Он весь в слезах голова поникла лицо бледно руки сложены на груди губы шепчут. Не мудрено голову срубить мудрено приставить. Денег нет снимай шубу. Не уверен не обгоняй. Я сильно прозяб холод успел пробраться под одежду. В тесноте надышали с окошек лило ручьями. Теперь им предстояло самое трудное они должны были покинуть товарища. Алексей решил довольно тянуть. Я поглядел вокруг торжественно и царственно стояла ночь. 2. Образовать и записать БСП разных типов. Я почувствовал... Всем понравилась ее новая квартира... Посеешь ветер... Справа была река... Из всего путешествия мне особенно запомнилось одно... Дома студента встретили торжественно... Будешь работать хорошо... Такая стоит тишина... 12-13нед
8. Многочленное сложное предложение 1.Выписать из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 15 многочленных сложных предложений с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью, а также МСП смешанной конструкции, сделать полный синтаксический разбор, составить схемы. 14-15нед
Всего

Календарно-тематический план СРСП

Предикативные части в ССП связываются сочинительными союзами, которые находятся между предикативными частями и служат для выражения общих грам.значений – смысловых отношений между этими частями: соединительных, противительных, разделительных, сопоставительных, присоединительных.

По союзу нельзя определить семантику.

Классификация по союзам:

1) предложения с соединит.союзом

и, да (=и), тоже, также, ни-ни

· соединит. Союз «и» - отношения соединения.

o Отношения временной последовательности; быстрая смена действий. Средства выражения: временной маркер (сейчас же), СВ глаголов:

По чаще пробежал ветер, и сейчас же пахнуло весной.

o Одновременность. Ср-ва выр-ния: НСВ глаголов:

Вокруг было спокойно, и солнце щедро обливало нас потоком яркого света.

o Причинно-следственные отношения:

Ушел в тучи месяц, и густая тень прикрыла холм.

o Условно-следственные отношения (=если…,то…):

Потеряй опору под ногой, и можешь сорваться.

o Противительно-уступительные отношения:

Я ненавидел эту женщину, и в то же время что-то тянуло меня к ней.

o Действие и мгновенный результат:

Один прыжок, и лев уже на спине буйвола.

· Союз «да» - обычно отношения присоединения, стилистически маркирует фразу как разговорную и передает отношения одновременности:

Речушка узкая, да синий бор, да широкие поля. (изобразительная функция – рисуется картина.

· Союз «ни-ни» семантика отрицательного перечисления. + функция формирования общемодального значения в общеотрицат.предл-ях:

Ни сам никуда не ездил, ни у себя никого не принимал.

· Союзы «тоже», «также» - отношения присоединения, уподобления. Ставятся обычно внутри второй предик части перед сказуемым:

Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

2) предл-я с противит.союзом

общая семантика – отношения сопоставления(как правило союз «а») :

· Он учится в университете Лоюачевского, а я – в Лингвистическом. – нет противопоставления, здесь сопоставление по параметру.

· Сопоставление или уточняется каким-то видом отношений, или осложняется:

Солнца еще не было, но дождь перестал. (оттенок несоотвестствия, уступки – как правило союз «но»).

Вина казалась большой и страшной, но на самом деле это был сущий пустяк. (сем-ка несоответствия)

По праздникам у нас учений не было, но в город все равно не пускали. (сем-ка уступки)

· Семантика противопоставления:

Он шутил, а я злобствовал (если «шутить-злобствовать» воспринимать ка антонимы).

· Семантика ограничения:

Вроде бы все трое дружили одинаково, но Костя почему-то всегда ближе с Андреем.

Ограничит. Частица «только» (сем-ка ограничения):

Барс был неподвижен, только чуть-чуть двигался кончик его хвоста.

· союз «Да» - отношения противопоставления с оттенком несоответствия:

Я у него хотел двор поджечь, да он меня поймал.

· союз «зато» - оттенок противоречия:

Бывало по целым часам слова не добъешься, зато иногда как начнет рассказывать…

· частица «же» - выделит.функция; сопоставит.функция (равноправн.части: же=а):

Окна были закрыты, двери же раскрыты настежь.

3) предл-я с разделит.союзом

или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли.

Две осн.сем-ки: выбора и чередования.

Дополнит сем-ка: взаимоисключения:

· То он собирался поступить в зоологический сад, то его тянуло к пожарному делу.

4) предл-я с присоединит.союзом

да, да и, частица «же», союзы «и», «а», «но».

Добавочное сообщение, которое присоед-ся к тому, что уже сказано.

· Бедной наженьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их.

· Здесь все согласны с вами, но зачем же кричать.

5) предл-я с сопоставит.\ градационным союзом

не только…но и, не столько…сколько, не то чтобы … но, хотя и … но.

Используется для обозначения важности второй части.

Градация – усиление\ослабление второго компонента на фоне первого.

6_) пояснительно-присоединительные союзы:

А именно, то есть.

При помощи второй части уточняется, раскрывается содержание первой.

То есть: дополнительное значение – поправки, оговорки (=говоря точнее, более правильно): мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с закрытыми глазами и думал.

Знаки препинания в ССП:

Возможно тире перед сочинит.союзом, если:

1) резкая смена событий, подчеркивается значимость второй части:

· Убил дурак первую птицу, - и загрустила земля. (неожиданный результат, необратимое последствие)

2) в текстах 19 века тире иногда ставится после союза для усиления эффекта неминуемости:

· офицер искоса взглянул на него, выровнял грудь, и – раздались громкие слова командора.

Иногда перед сочинит.союзами запятая в ССП отсутствует:

1) когда есть общий второстепенный член и его функция – общее придаточное

2) когда союз объединяет односост.назывные предл-я

Мороз и солнце!

3) когда союз соединяет вопросит и восклицат предл-я.

Точка с запятой:

Я вернулся домой; но образ Акулины не выходил из моей головы. (внешн.и внутр. жизнь).

Про многочленные сложносочиненные предложения не нашла инф-ции ни в лекциях, ни в учебниках.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 26. Сложносочиненные предложения,их типы. Многочленные сложноподчиненные предложения.:

  1. 32. Многочленные сложноподчиненные предложения (МСП), их типы.
  2. Сопоставительная характеристика сложноподчиненных и сложносочиненных предложений (особенности семантики и структуры, средства связи).
  3. Сложноподчиненные предложения с корреляционной связью. Структурно-семантическая характеристика сложноподчиненных предложений с придаточными относительно-распространительными.
  4. Специфика сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений
  5. Классификация простого предложения. Членимые и нечленимые предложения. Дву- и односоставные предложения, их отличия. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Знаки препинания в неполных и эллиптических предложениях.
  6. 17. Предложения полные и неполные. Типы неполных предложений. Нечленимые предложения.
  7. Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными отношениями.
  8. Структурно-семантическая классификация предложений. Простое и сложное предложения, их отличительные признаки. Классификация предложений по функции и эмоциональной окраске. Классификация предложений по отношению к действительности.

Многочленное сложноподчиненное предложение 4 1. Особенности строения многочленных сложноподчиненных предложений. 4 2. Тип подчинения придаточных частей в многочленном СПП

1 в. 4 Наличие не менее 3 -х частей; 4 Наличие не менее 2 -х средств связи (подчинительных союзов или союзных слов); 4 Особый характер синтаксических связей внутри П, что дает возможность вычленить в составе многочлена смысловые узлы, аналогичные двучленным СПП (МС).

Формальные признаки Мн. СПП 4 Возможность пропуска повторяющихся подчинительных союзов (при однородном соподчинении ПЧ); 4 стечение союзов (при последовательном подчинении) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко)

Формальные признаки Мн. СПП 4 Возможна неполнота одной из придаточных частей: Хаджи-Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин (Л. Толстой.)

Тип подчинения Обязательным элементом анализа является определение типа подчинения. На основании того, к чему относятся ПЧ и как они связаны друг с другом, различают 2 типа Мн. СПП: 4 СПП с последовательным подчинением; 4 СПП с соподчинением.

СП с последовательным подчинением При последовательном подчинении ГЧ распространяют несколько ПЧ, при этом каждая из них (кроме первой) является одновременно и главной, и придаточной, образуется цепочка Я не замечал этой среды, России, как рыба не замечает воды, в которой живет (Соколов-Микитов).

СПП с соподчинением СП, в которых ПЧ относятся к одной главной, делятся на 2 подтипа: 4 СПП с однородным соподчинением; 4 СПП с неоднородным соподчинением.

СПП с однородным соподчинении При однородном соподчинении придаточные распространяют слово или всю главную часть, при этом они 1) характеризуются одинаковой отнесенностью и одинаковым значением; 2) могут быть связаны сочинит. связью; 3) обычно присоединяются одинаковыми средствами связи.

Материал для наблюдения Определите количество частей и составьте схему этого СПП Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими (Л. Т.) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы (Пушкин)

СПП с неоднородным соподчинением 4 ПЧ либо относятся к разным словам, либо одно к слову, а другое ко всей части, придаточные разные по значению; 4 Между частями не возникает сочинительной связи, они занимают разные позиции; 4 Разнофункциональность и разнотипность определляет различие средств связи

Материал для наблюдения Определите количество частей и составьте схему данного СПП Он остановился там, где кусты были чище и гуще, припоминая, что беседка была где-то около этого места (И. Гонч.)