Болезни Военный билет Призыв

Спп сложноподчиненное предложение. Принцип классификации сложноподчиненных пред-ложений. Сложноподчиненные предложения одночленной и двучленной структуры. Основные структурно-семантические типы СПП. СПП расчлененной структуры

СПП – это предложение, предикативные части которого свя-заны подчинительными союзами или союзными словами. Объеди-няемые части различны по своим синтаксическим функциям, а именно: одна часть является главной, а другая – зависимой (прида-точной). От главной части к придаточной задаётся смысловой во-прос, в главной части располагается средство связи, но по смыслу она не всегда содержит в себе главное содержание: Известно, что слоны в диковинку у нас .

В СРЯ существуют три основных принципа классификации

· по значению,

· по форме,

· по значению и форме.

Первый принцип классификации называется семантическим или логико-семантическим. Основанная на этом принципе класси-фикация сложилась к середине девятнадцатого века. (Ф.И. Буслаев, А.Н. Гвоздёв). Согласно этой классификации придаточная предика-тивная часть уподобляется члену предложения. Соответственно выделяются СПП с придаточными подлежащными, сказуемными, определительными и т.д.: Тот весел, кто смеётся (СПП с подле-жащной придаточной частью). Придаточная часть определяется на основе смыслового вопроса, который задаётся к ней от главной ча-сти. Данная классификация является довольно стройной, однако охватывает далеко не все виды СПП. Так, проблемной является характеристика СПП, придаточная часть которых не отвечает ни на какой вопрос (следствия, присоединения, прикомпаративное ).

Классификация СПП по формальному признаку ведёт своё начало с двадцатых годов двадцатого века. (Л.А. Булаховский, А.Б. Шапиро). В соответствии с данной классификацией все СПП делятся на СПП с подчинительными союзами и СПП с союзными словами. Основное внимание уделяется не столько изучению сложного предложения, сколько изучению союзов или союзных слов и их функциональных возможностей. Данная классификация просуществовала недолго, до начала шестидесятых годов, и на смену ей пришла структурно-семантическая.

Структурно-семантическая классификация учитывает не только семантику и форму СПП, но и особенности сочетания пре-дикативных частей между собой (Богородицкий, Поспелов). В со-ответствии с этой классификацией все СПП делятся на два боль-ших типа: СПП одночленной структуры (нерасчленённые) и СПП двучленной структуры (расчленённые). В первом типе придаточная предикативная часть относится к одному слову или словосочета-нию главной части: Я знаю, что он придёт . Во втором типе прида-точная часть относится ко всей главной: Он не пришёл, потому что заболел .



В СПП одночленной структуры между главной и придаточ-ной частью образуется контактная рамка. В контактную рамку вхо-дит слово или словосочетание главной части, которое требует по-яснения при помощи придаточной части, а также средство связи придаточной части с главной. В зависимости от характера контакт-ного слова СПП одночленной структуры делятся на присловные и местоименно-соотносительные.

· присловных СПП придаточная часть относится к слову или словосочетанию, обладающему неполным лексическим значением. Присловные СПП делятся на присубстантивно-определительные, прикомпаративные, изъяснительные.

· местоименно-соотносительных СПП придаточная часть относится к местоимениям, обладающим только указательным зна-

чением: Он там, где мы только что были .

· присубстантивно-определительных СПП придаточная часть конкретизирует контактное слово главной части (субстантив)

· присоединяется к этому субстантиву при помощи союзных слов

который, какой, чей, где, куда, откуда, когда и др.: С улицы доно-сился шум, какой бывает только днём .Придаточная часть всегдаследует за главной и отвечает на вопросы определения. При ис-пользовании союзных слов где, куда, откуда, когда определитель-ные отношения осложняются обстоятельственными (пространственными, временными): Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли. Настала минута, когда я понял всю цену этих слов .

· прикомпаративных СПП придаточная предикативная часть относится к компаративу главной части (форме сравнительной сте-пени прилагательного, наречия или категории состояния), поясняя или распространяя его смысл. Придаточная часть обозначает то, с чем сравнивается признак названный в главной части, она не отве-чает ни на какой вопрос и связывается с главной с помощью союзов чем и нежели : Лететь самолётом быстрее, чем ехать поез-дом .



· изъяснительных СПП придаточная часть присоединяется к контактному слову главной части (глаголу, прилагательному, слову категории состояния), требующему пояснения, и отвечает на па-дежные вопросы: Мы не знали, что он вернулся . Средством связи являются союзы (что, чтобы, будто и др.) и союзные слова (кто, что, чей и др.)Придаточная часть обычно располагается послеглавной.

· местоименно-соотносительных СПП придаточная часть связывается с соотносительным местоимением главной части при помощи союзов (чтобы, что, будто и др.) и союзных слов (кто,

что, где и др.): Он сказал о том, что не придёт. Он спросил меня о том, кто я .Местоименно-соотносительные СПП делятся по значе-нию на изъяснительные и обстоятельственные. В изъяснительных СПП придаточная часть раскрывает смысл местоименно-соотносительного слова главной части и отвечает на падежные вопросы: С кем поведёшься, от того и наберёшься . В обстоятельственных СПП придаточная часть уточняет смысл коррелята глав-ной части, имеющего обстоятельственное значение. Эти предложе-ния делятся на количественно-обстоятельственные (придаточная часть отвечает на вопросы сколько? насколько? и присоединяются к главной части при помощи союзных слов сколько, насколько или при помощи союза что (в школьной грамматике их называют СПП с придаточным меры и степени), обстоятельственно-временные (местоименно-соотносительное слово обобщённо указывает на время совершения действия главной части, которое конкретизиру-ется в придаточной части, отвечающей на вопрос когда? и связан-ной с главной с помощью союза когда ) и обстоятельственно-локальные (местоименно-соотносительное слово со значением ме-ста в главной части конкретизируется с помощью придаточной,присоединяемой союзами где, куда, откуда ): Он взял столько книг, сколько мог поднять. Когда приедешь, тогда и сделаешь. Он жил там, где жил его отец .

· зависимости от характера соотношения главной и прида-точной частей местоименно-соотносительные СПП делятся на отождествительные, фразеологизированные и вмещающие. Отож-дествительные СПП включают в свой состав устойчиво воспроиз-водимые средства связи предикативных частей: повторяющиеся слова, формы слов, одинаковый порядок слов в предикативных ча-

стях: Как аукнется, так и откликнется . В фразеологизированных СПП форма местоименно-соотносительного слова главной части тесно связанна только с определённым подчинительным союзом придаточной части, с союзом что : Я так люблю её, что даже бо-юсь своей любви .Во вмещающих СПП придаточная часть своимсодержанием полностью как бы вмещается в местоименно-соотносительное слово главной части, раскрывая его смысл: Задача состояла в том, чтобы ускорить обработку деталей .

СПП двучленной структуры в зависимости от смысловой и грамматической связей между частями делятся на девять видов: СПП времени, места, условия, причины, уступки, следствия, цели, сравнения и присоединения.

· СПП времени придаточная часть отвечает на вопросы ко-гда? как долго? с каких пор? Присоединяется главной части припомощи союзов когда, пока, покуда, прежде чем и др. В придаточ-ной части СПП времени указывается действие или проявление при-знака, соотносительные по времени с действием или проявлением признака, о которых говорится в главной части. Действие главной части может происходить одновременно с действием придаточной части, предшествовать ему или происходить после него: Каждый раз, когда я приходил, Света встречала меня.Прежде чем сдаватьэкзамен, подготовься к нему. Едва жандармы начали обыск, вер-нулся из театра Кирилл. СПП времени могут иметь как гибкую, так негибкую структуру.

· СПП места придаточная часть отвечает на вопросы где? куда? откуда? и содержит указание на место,направление,про-странство, где совершается то, о чём говорится в главной части. Придаточная часть связывается с главной союзами где, куда, отку-да .Эти предложения обычно имеют негибкую структуру: Ищи счастье, где потерял его .

· СПП условия придаточная часть называет явление, при осуществлении которого становится возможным действие главной части. Придаточная часть отвечает на вопрос при каком условии? , связывается с главной с помощью союзов если, раз, ежели, коли и обычно расположена после главной. СПП условия делятся на СПП с реальным условием: Если температура воздуха падает ниже нуля, вода в реке замерзает ;и СПП с нереальным условием: Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдалеке, я бы остановился .Условные СПП обычно имеют гибкую структуру.

· СПП причины придаточная часть содержит указание на причину действия главной части, отвечает на вопросы почему? от-чего? по какой причине? и связывается с главной с помощью сою-

зов потому что, оттого что, ибо и др.: Часа в три утра я проснулся, оттого что озяб .Большинство причинных составныхсоюзов могут использоваться либо компактно, только в придаточ-ной части, либо расчлененно, то есть одновременно в главной и придаточной частях. СПП причины обычно имеют гибкую струк-туру.

· СПП цели придаточная часть содержит указание на цель или на значение того, о чём говорится в главной части; отвечает на вопросы зачем ? для чего ? с какой целью ? и прикрепляется к глав-ной части с помощью союзов чтобы, для того чтобы и др.: Чтобы хорошо жить, надо трудиться .Составные целевые союзы могутиспользоваться либо компактно, либо расчленено. СПП цели име-ют гибкую структуру.

· СПП уступки придаточная часть содержит указания на действие, препятствующее совершению действия главной части. И всё же несмотря на препятствие, действие главной части соверша-ется. Придаточная часть отвечает на вопрос несмотря на что? и присоединяется к главной части с помощью союзов хотя, пусть, пускай и др.: Пусть он себя не прославил, а сделал себя он сильней .

Очень редко встречаются усилительно-уступительные СПП, в ко-торых препятствие, обозначенное в придаточной части доведено до предела, и всё же действие главной части совершается. Средством связи в таких предложениях выступают союзные слова кто ни, когда ни, где ни, что ни и т.д.: У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал .Уступительный СПП имеют гибкую структуру.

· СПП следствия придаточная часть указывает следствие, которое вытекает из содержания главной части. Придаточная часть не отвечает ни на какой вопрос и связывается с главной с помощью союза так что : Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли .СПП следствия имеют негибкую структуру.

· СПП сравнения придаточная часть поясняет содержание главной части путём сравнения, основанного на каких-либо ассо-циациях. Придаточная часть отвечает на вопросы как? каким обра-зом? и связывается с главной при помощи сравнительных союзов

как, будто, словно, точно, как если бы и др.: Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески .СравнительныеСПП могут иметь собственно сравнительное значение (признак или действие главной части уточняется путём сравнения его с призна-ком или действием придаточной части) и сравнительно-условное (придаточная часть называет лишь предполагаемый признак, с ко-торым сравнивается действие главной части): Он засмеялся, точно сталь зазвенела. Они трудились на протяжении всех дней войны,

как если бы это был один день .Эти предложения нельзя смешивать

· простыми предложениями, осложнёнными сравнительным оборо-том. СПП сравнения могут иметь гибкую и негибкую структуру.

· СПП присоединения придаточная часть содержит сообще-ние, пояснение по поводу того, о чём говорится в главной части. Придаточная часть не отвечает ни на какой вопрос и связывается с главной частью союзными словами что, отчего, почему и др.: Его не было дома, почему я и оставил записку .СПП присоединенияимеет негибкую структуру, придаточная часть всегда находится после главной.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторение и углубление сведений о сложном предложении
  • введение понятия о сложноподчиненном предложении
  • формирование умения различать союзы и союзные слова
  • находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
  • воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей
  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

  1. мультимедийный проектор, экран
  2. раздаточный материал (опорный конспект № 1 “Предложение”; опорный конспект № 2 “Сложноподчиненное предложение”; текст “Заочная экскурсия по Ясной Поляне”)

1. Оргмомент

(Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке)

Приветствие
- обеспечение благоприятной атмосферы на уроке
- формулировка целей урока
- объявление плана урока

2. Активизация пройденного материала

(Цель: актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала)

А) Орфографическая разминка.

У доски работает ученик. (Необходимо правильно записать предложение, определить его вид. Класс записывает предложение под диктовку).

Стелющийся дым, таящий в себе большую опасность, клубился из огнедышащего кратера вулкана, увенчанного шапкой быстро тающего снега.

(Простое осложненное предложение)

В) Комбинирование устного и письменного опроса.

Устный опрос.

Индивидуальный опрос с использованием средств наглядности (слайд 3) и опорного конспекта №1

Фронтальный опрос

В каком разделе языкознания изучается предложение?
- На какие группы делятся все предложения?
- В чем отличие простого предложения от сложного?
- Какие виды сложных предложений?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
- Какие средства связи между частями предложения?

Письменный опрос

Указать вид предложения, способ связи частей в предложении.

САМОПРОВЕРКА

Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Для сложных предложений укажите также средства связи, с помощью которых соединены между собой части предложения.

1. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумажку и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя. (А.С.Пушкин)
2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин)
3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; дин из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев)
4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов)
5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

Форма записи в тетрадях.

1. СПП, интонация и союзное слово
2. БСП, интонация
3. БСП, интонация
4. ССП, интонация и союз
5. ПП

3. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником и составление опорного конспекта.

(Учащиеся читают параграф, систематизируют информацию по опорному конспекту №2)

Обратите внимание, что на части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов (слайд 8) .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

2. Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров (слайд 10)

Окончательный вывод по теме делает учитель.

4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале.

Заочное путешествие в Ясную поляну.

Учащиеся читают и анализируют текст, находящийся на парте. Находят в каждом предложении СПП. Чтение текста сопровождается показом слайдов (11-19)

Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. 28 августа 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Николаевич Толстой. Он провел здесь большую часть своей жизни.

У входа в усадьбу встречают белые башенки. Здесь, как вспоминает Л.Н. Толстой, "...игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уже, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива...". Глухой крапивы, конечно, сегодня нет. Усадьба очень ухожена, во всем чувствуется заботливая рука работников музея. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд, который является одним из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны.

Внешний облик двухэтажного дома-музея, расположение его комнат, обстановка - все сохраняется в том виде, как было в последний год жизни писателя. В доме все одухотворено образом Льва Толстого: библиотека, рабочий кабинет; зал, где обедали, отдыхали; “комната под сводами” с ее небольшим круглым столом, лампой, диваном, несколькими креслами, старинным туалетным столом с тремя зеркалами, личные вещи писателя, портреты его и близких.

Флигель Кузминских - здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозициии. Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, которая просуществовала до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и “черная кухня”. В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.

Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы. В "Воспоминаниях" Лев Николаевич писал о том, как его старший брат Николенька объявил, что "у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке". Считается, что Толстой попросил похоронить его на краю оврага, на месте “зеленой палочки”, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо ". По словам Стефана Цвейга, это "самая красивая, самая внушительная, самая трогательная могила в мире”

5. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала.

Что нового узнали на уроке? Выводы (слайд 20)
- Работа с карточками.

Для закрепления изученного материала учащимся выдаются карточки с заданием, составленным по материалам сборника “Подготовка к ЕГЭ. 9 класс”

Вариант 1.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

1,2,10,11

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал.Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

6. Задание на дом: параграф 9 учить, Упр.76

Совершенно очевидно что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы СПП. Детерминантные предложения – класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды: 1 предложения обусловленности которые в свою очередь делятся на: а причинные; б условные; в целевые; г уступительные; д следствия; 2 временные предложения; 3 сравнительные предложения; 4 предложения соответствия с союзами по мере того...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Расчлененное сложноподчиненное предложение (двучленное). Сложноподчиненное предложение с присоединительным придаточным

Для расчлененных СПП дифференцирующим признаком является характер используемых в них союзных средств. Классификация этих сложных предложений подготовлена традицией и не вызывает больших разногласий. Совершенно очевидно, что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы СПП. Различие в средствах связи отражает более глубокое различие в характере самой подчинительной связи, которая является детерминантной у предложений второго типа. Эти два типа называются детерминантный и относительно-распространенный.

1. Детерминантные предложения – класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды:

1) предложения обусловленности, которые, в свою очередь, делятся на: а) причинные; б) условные; в) целевые; г) уступительные; д) следствия;

2) временные предложения;

3) сравнительные предложения;

4) предложения соответствия (с союзами по мере того как, чем…тем).

В рамках отдельных разрядов СПП выделяются семантические разновидности, которые отличаются друг от друга значением, создаваемым под воздействием определенного лексического наполнения предложения. Так, среди целевых предложений выделяют собственно целевые, имеющие в главной части значение произвольного целенаправленного действия, и предложения антицели, передающее в главной части значение непроизвольного действия.

2. Относительно-распространительные СПП составляют небольшой и внутренне цельный класс. Эти предложения организуются любым союзным словом с вмещающим значением; придаточная часть, вводимая союзным словом, всегда постпозитивна (или – при осложнении главной части полупредикативной конструкцией – интерпозитивна).

Придаточные предложения присоединительные (их иногда называют придаточными присочиненными, подчинительно-присоединительными) содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении. Средствами связи обеих частей служат союзные слова что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего: …Обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи (Пушкин).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

83. Нерасчлененное (одночленное) предложение. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным 7.1 KB
Придаточные изъяснительные связаны со словами имеющими значение речи мысли восприятия чувства состояния или выражающими оценку чаще всего способными к управлению обычно это глаголы но ими могут быть и существительные с указанными значениями краткие прилагательные со значениями эмоционального или волевого состояния слова категории состояния. Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению с помощью союзов что чтобы будто как как будто словно ли и др. Придаточные изъяснительные относящиеся к существительным...
84. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным 7.12 KB
Придаточные предложения этого типа называются присубстантивно-определительными. Связь между главным и придаточным предложениями усиливается если при пояснительном члене главного предложения имеется указательное местоимение: Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты которое тронуло меня до слез Л. Другую группу придаточных определительных образуют так называемые приместоименноопределительные предложения относящиеся к указательному или определительному местоимению в главном предложении и конкретизирующее их значение: Я тот...
89. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными членами 7.58 KB
Однородными называются одноименные придаточные предложения относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или к нему в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной или бессоюзной связью и потому называются придаточными соподчиненными. Многочленными СПП называются предложения состоящие из одной главной и нескольких придаточных частей. Вторая часть состоит из главного предложения или нескольких главных предложений.
87. Сложноподчиненное предложение с придаточными условным и уступительным 7.06 KB
В приведенных примерах условие представлено как реально возможное. Если же условие представляется невозможным то сказуемое в обеих частях СПП выражается формой сослагательного наклонения в придаточном предложении к союзу добавляется частица бы. Придаточные предложения уступительные содержат указание на условие вопреки которому осуществляется то о чем говорится в главном предложении.
85. Сложноподчиненное предложение с придаточными места и времени 6.98 KB
СПП с придаточными времени можно разбить на две группы: в одной указываются отношения одновременности полной или частичной в другой – отношения разновременности. Отношения одновременности передаются с помощью союзов когда пока устарелыми покамест как и формами глаголов. Отношения разновременности выражаются различными союзами соотношением видовых форм глаголовсказуемых порядком расположения главного и придаточного предложений. Союз когда может переходить в главное по смыслу предложение так называемые перевернутые отношения:...
88. Сложноподчиненное предложение с придаточными причины, цели, следствия 7.09 KB
В зависимости от смысла интонации логического подчеркивания придаточного предложения наличия в СПП определенных лексических элементов и других условий сложный составной союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как соотносительное слово а вторая выполняет роль союза. К условиям расчленения сложного союза относятся: 1 наличие перед союзом отрицательной частицы не; 2 наличие перед союзом усилительных ограничительных и др. первая часть используется как соотносительное слово в главном предложении а...
81. Сложноподчиненное предложение. Принципы классификации сложноподчиненных предложений 7.54 KB
Принципы классификации сложноподчиненных предложений Сложное предложение предикативные части которого соединены в одно структурное и смысловое целое подчинительными союзами и союзными словами называется сложноподчиненным предложением СПП. В русском языкознании в разное время были выдвинуты три принципа классификации СПП. Наибольшую популярность получила классификация основанная на уподоблении СПП в целом простому а придаточных частей – членам предложения Ф. различны основания для уподобления придаточной части СПП тому или иному члену...
3569. Спрос, предложение, конкуренция 3.79 KB
Предложение зависит от следующих факторов: издержки производства товара технология производства налоги и дотации цены на товарызаменители емкость рынка ожидание Необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция. Конкуренция экономическое соревнование товаропроизводителей за получение возможно большей прибыли При превышении предложения над спросом начинается конкуренция между производителями что как правило влечет за собой снижение цен. При превышении спроса над предложением когда возникает дефицит...
2030. Уникальное торговое предложение (УТП) 16.21 KB
Уникальное торговое предложение УТП Термин уникальное торговое предложение ввел известный идеолог рационалистической рекламы Россер Ривс. Ривс сделал важное наблюдение: по силе воздействия УТП как истинные так и ложные превосходят другие рекламные утверждения поскольку лучше запоминаются и обладают большей агитационной силой. Ривс УТП обеспечивает рост внедрения марки в сознание людей и падение соответствующих показателей марок конкурентов. Ривс указывал что эффективная стратегия рекламирования которую он назвал уникальным...
134. Бессоюзное сложное предложение 8.67 KB
Среди БСП различаются два основных типа: предложения однородного состава части которых однотипны в смысловом отношении и одинаково относятся к образуемому ими целому; предложения неоднородного состава части которых разнотипны в смысловом отношении и представляют разные стороны образуемого ими целого. Внутри этих типов выделяются честные разновидности – также по характеру смысловых отношений между частями сложного предложения. Среди предложений однородного состава различают предложения со значением перечисления и со значением...

Сложноподчиненное предложение – это_________________________________________

___

Подчинительная связь между частями СПП выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть, которая синтаксически зависит от другой, называется придаточной . Часть, которая подчиняет себе другую, называется главной .

При этом следует иметь в виду, что зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Не всегда главная часть является определяющей с точки зрения смысловой значимости предложения. Например: Хорошо, что он вернулся – главная часть лишь выражает оценку факта, обозначенного в придаточной части.

Дифференциальные признаки СПП:

1) ________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________________________

2 ВОПРОС. Средства связи предикативных частей:

1) подчинительные союзы;

2) союзные слова - реляты;

3) указательные (соотносительные) слова, корреляты;

4) опорные (контактные) слова;

5) порядок предикативных частей;

6) интонация;

7) парадигма (соотношение видо-временных и модальных планов сказуемых);

8) типизированные лексические элементы;

9) параллелизм строения;

10) неполнота одной из частей.

1. Подчинительные союзы – ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Подчинительные союзы стоят в начале придаточной части, определяя границы главной и придаточной частей, и входят в состав придаточной части.

Они характеризуются:

1) по структуре: _____________________________________________________________________

2) по месту в предложении: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3) по значению:

а) __________________________________________________________________________________

Мы поедем за город, … потому что / если / хотя / так что.

б) ___________________________________________________________________________________

Я не знал, что он вернулся.

Так грустно, что плакать хочется .

Девица плачет, что роса падает.

ЧТОБЫ:

Я просил, чтобы не мешали.

Я выключил телефон, чтобы не мешали.



2. Союзные слова – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Союзные слова следует отличать от союзов по нескольким аспектам (см. пособие, с. 42).

При этом надо иметь в виду, что некоторые типы придаточных присоединяются только союзными словами: определительные, обстоятельственные места и присоединительные.

3. Указательные (соотносительные) слова, корреляты – ____________________________

Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.

Указательное слово может являться и тем словом, к которому относится придаточная часть:

А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил (Ахматов).

Корреляты обычно выражены ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опорные (контактные) слова – ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать (Есенин).

5. Порядок предикативных частей:

1) фиксированный___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

2) нефиксированный __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6. Интонация - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС 3. Типы позиций придаточных частей частей; гибкие / негибкие структуры.

Типы позиций придаточных частей:

1) ___________________________________: Известно, что слоны в диковинку у нас.

2) ___________________________________: Когда стемнело, мы стали собираться домой .

3) ___________________________________: Дом, что стоял на берегу, недавно сгорел.

Гибкой называется структура, ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Негибкой называется структура, _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКЦИЯ № 4. КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ПЛАН

1. Основные классификации СПП: 1) функциональная классификация, 2) формально-грамматическая классификация, 3) структурно-семантическая классификация.

2. Функциональная классификация СПП.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

2. Грамматика русского языка. - М., 1954 (1960). - Т. II, ч. 2, § 1411-1540.

3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч. 2. - М., (любое издание).

4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. - М., 1993.

5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

8. Русский язык. Учебник для 9 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999.

ВОПРОС 1. Основные классификации СПП.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, где одна часть зависит от другой. Независимая предикативная часть называетсяглавной частью, а зависимая обозначается термином придаточная. Части СПП соединяются при помощи подчини­тельных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточ­ной части. Определение типа сложноподчинённого предложе­ния происходит как по формальному основанию, так и по смыс­ловому: учитываются средства связи и отношения, которые су­ществуют между главной и придаточной частями. Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части (так называемые присловные придаточные) или ко всей глав­ной части в целом (придаточные обстоятельственные). При­словные придаточные - придаточные определительные и изъ­яснительные, обстоятельственные придаточные - време­ни, условия, причины, цели, уступки, следствия, сравнения, места, образа действия, меры и степени. Особую группу предло­жений составляют СПП с придаточными присоединитель­ными.

1. СПП с придаточнымиопределительными.

Придаточная часть распространяет слово в главной части - как правило, имя существительное,- располагается непосред­ственно за ним (а значит, может помещаться внутри главной части = находиться в интерпозиции), имеет определительное значение (отвечает на вопрос «какой?») и присоединяется при помощи союзных слов. Союзные слова - это относитель­ные местоимения: какой, который, чей; что и относительные наречия: где, куда, откуда, когда. В придаточной части они за­мещают собой существительное из главной. Союзные слова ка­кой, который согласуются с существительным главной части в числе (а в единственном числе и в роде), а падеж их зависит от падежа того слова в придаточной части, которое ими управляет. Союзное слово чей согласуется в роде, числе и падеже с сущес­твительным только придаточной части.

Примечание. Выполняя, как и подчинительные союзы, связующую функцию в СПП (откуда и их название - союз­ные), эти слова принадлежат к знаменательным частям речи и являются членами предложения в придаточной части. Подчи­нительные союзы, которые также находятся в придаточной час­ти СПП, будучи служебными словами, членами предложения не являются.



С помощью союзных слов присоединяются и некоторые дру­гие типы придаточных (см. об этом далее), но для СПП с прида­точными определительными они являются единственно возмож­ным средством связи.

Союзные слова в СПП с придаточными определительными можно разделить на основные {какой, который, чей) и не­основные (что, где, куда, откуда, когда). Вторичные всегда могут быть заменены основным союзным словом который в оп­ределённой форме. Ср.:

Вот дом,который построил Джек. - союзное слово который согласуется в числе и роде с существительным «дом», в предло­жении является подлежащим.

Я попал в дом,какого мне не доводилось видеть. - союзное слово какого в числе и роде согласуется со словом «дом», в пред­ложении является дополнением и стоит в форме родительного падежа при переходном глаголе «видеть».

Меня окликнул человек,чей облик показался мне знакомым. - «чей» согласуется с существительным «облик» в роде, числе и падеже; в предложении является согласованным определением.

Дом,что стоял на горе, был виден издалека. (что = кото­рый)

Дом,где мы жили прошлым летом, окончательно развалился. (где = в котором)

В доме,куда мы случайно попали, шёл ремонт, (куда = в который)

Мы очутились в старом доме,откуда уже вынесли все вещи. (откуда - из которого)

В тот вечер,когда они познакомились, шёл дождь. (когда = в который)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой (см. в последнем примере). Если же определяемым словом оказывается само указательное место­имение или определительные местоимения каждый, весь, вся­кий, , то такие придаточные называютсяместоименно-определи- тельными. Средства связи в них - относительные местоимения кто и что:

Тот,кто жизнью живёт настоящей,/Кто к поэзии с детства привык,/ Вечно верует в животворящий,/ Полный разума русский язык. (Н.А.Заболоцкий)

Я прощаюсь со всем,чем когда-то я был/ Ичто я презирал, ненавидел, любил. (А.Тарковский)

Отличие придаточных местоименно-определительных от соб­ственно определительных заключается и в их способности рас­полагаться перед главной частью, т.е. находиться в препозиции к главной части: Кто много читает, тот много знает. (пословица)

2. СПП с придаточнымиизъяснительными. Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, предикативному наречию, отглаголь­ному имени существительному, т.е. к словам со значением речи, мысли, чувства, восприятия, имеют разъяснительное значение (отвечают на падежные вопросы) и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли) и союз­ными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, от­куда, насколько).

Говорят,что перед величием природы, человек чувствует себя песчинкой в океане.

Слышно было,как жевали три пары челюстей. И послышалось мне,будто снег хрустит. (М.Ю.Лермонтов)

Я показал вид,как будто совершенно этого не заметил. (Н.В.Го­голь)

Он попросил,чтобы ему не мешали.

Я застегнул карманы вещмешка, ощупал себя, стараясь вспом­нить,не забылли чего, и встал (Ф.Искандер).

Налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, былли то где-нибудь пожарили же собира­лась восходить луна. (А.П.Чехов)

То ли жарко,то ли зябко,/ Не понять, а сна всё нет. (А.Т.Твар­довский)

Как видно из приведённых примеров, изъяснительная прида­точная часть обычно находится за тем словом в главной части, к которому она относится, но она может располагаться и перед главной частью:

Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем. Придаточная изъяснительная часть может служить для пере­дачи чужой речи. Чужая речь, оформленная как придаточная изъяснительная часть, называется косвенной речью.

Он сказал,что ничего не слышал об этом. - В этом случае в качестве средства связи выступают подчинительные союзы. Если придаточная часть является косвенным вопросом, то она присоединяется к главной части союзными словами, которые в прямой речи были вопросительными:

Ты помнишь,какая погода была? (А.Тарковский). Он спросил,когда мы вернёмся.

Но если вопрос в прямой речи был выражен без помощи вопросительных местоимений и местоименных наречий в ка­честве вопросительного слова и был оформлен только интона­ционно или с помощью вопросительной частицы «ли», то в кос­венном вопросе (в обоих случаях) выступает частица ли, упот­реблённая в значении союза: Я не знаю, придётли он завтра.

Особого внимания заслуживают придаточные изъяснитель­ные, относящиеся не к глаголу, а к имени существительному, которое близко по значению глаголу и чаще всего от него обра­зовано (вера, надежда, слух, мысль, сообщение, решение, вопрос и под.). Сравним два предложения:

Слухи,что уроков не будет, не подтвердились.

Слухи,что давно гуляли по школе, не подтвердились.

Оба предложения - присловные, и в первом примере воз­можны два вопроса к придаточной части: «какие?» (как к при­даточному определительному) и «о чём?»(как к придаточному изъяснительному), но замена союза что на союзное слово ко­торые - основное в придаточных определительных - невоз­можна. Следовательно, мы имеем дело с придаточным изъясни­тельным (ср.: Все слышали,что уроков не будет.). Во втором примере такая замена неосновного союзного слова что на ос­новное которые возможна (ср.: Слухи,которые давно гуляли по школе, не подтвердились.) Т.е. это СПП с придаточным опреде­лительным.

Завершая обзор СПП с придаточными изъяснительными, остановимся ещё на одном случае, когда придаточная часть за­нимает незамещённую в главной части позицию подлежащег о. Позицию сказуемого в таких предложениях всегда занима­ют глаголы со значением бытия, выявления признака (бывает, бывало, оказывается, оказалось, случается, случалось, получает­ся, получалось, выясняется, выяснилось и под.) или наречия:

Мне нравится,что вы больны не мной. (М. Цветаева)

Вспомнилось,как вчера ночью в Москве я проснулся и по дыму в окне узнал время. (М.М.Пришвин)

Хорошо,что дождь прекратился.

Имея это в виду, разбирать главную часть с точки зрения её структурного типа нужно как двусоставное неполное пред­ложение с отсутствующим подлежащим, позицию которого за­нимает придаточная часть (ср.: Это мне нравится; Это вспомни­лось; Это хорошо).

3. СПП с придаточнымивремени.

Придаточная часть относится ко всей главной части в целом, указывает на время протекания действия в главной части, отве­чает на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до ка­ких пор?» и присоединяется к главной части при помощи под­чинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и других. (Отметим, что группа временных союзов - самая мно­гочисленная среди подчинительных союзов, т.к. на базе про­стых создаются новые, составные).

Владыки и те исчезали/ Мгновенно и наверняка,/Когда невзна­чай посягали/ На самую суть языка. (Я.В.Смеляков)

С тех пор как мы виделись с ним последний раз, много воды утекло.

Осторожноу от дерева к дереву, от камня к камню, я стал удаляться от опасного места и,когда почувствовал себя вне вы­стрелов, вышел на тропинку. (В.К.Арсеньев)

Как видно из приведённых примеров, придаточная часть в этих СПП может находиться в постпозиции, препозиции и ин­терпозиции к главной части. Существуют лишь два случая, ког­да положение придаточной части фиксированно. Первый свя­зан с употреблением союзов как, как вдруг , формирующих от­ношения внезапности, неожиданности последующей ситуации между главной и придаточной частями. Придаточная часть сто­ит после главной, и этот порядок следования частей ни при каких условиях не может быть изменён:

Наташа ещё не кончила петь,как в комнату вбежал Петя с известием, что приехали ряженые. (Л.Н.Толстой)

Я велел было поскорее закладывать лошадей,как вдруг подня­лась ужасная метель. (А.С.Пушкин)

Второй случай имеет другую природу и связан с употреблени­ем в качестве средства связи не союза когда , а союзного слова когда. Союзным словом когда присоединяется придаточная часть, если она относится к одному слову главной части - об­стоятельству времени, выраженному указательным наречием «тогда» или другим наречием с обобщённым значением: Они вернулись тогда,когда их уже перестали ждать. Впоследствии,когда , откровенно говоря, было уже поздно, раз­ные учреждения представили свои сводки с описанием этого чело­века. (М.А.Булгаков)

4. СПП с придаточнымиусловия.

Придаточная часть относится ко всей главной в целом, имеет значение условия, отвечает на вопрос «при каком условии?» и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если и некото­рых других:

Если я заболею,/ к врачам обращаться не стану,/ обращусь я к друзьям. .. (Я. В. Смеляков)

В оформлении условной связи может участвовать двухкомпо-

нентный союз: если - то, если - так, если - тогда:

Если хочешь быть хорошим оратором,то надо уметь хорошо и выразительно читать. (И.Ильинский)

Как и придаточные времени, придаточные условия могут за­нимать любое положение по отношению к главной части.

5. СПП с придаточнымипричины.

Придаточные причины относятся ко всей главной части, име­ют значение причины, основания (главная часть - следствия, результата), отвечают на вопросы «почему?», «отчего?» и присо­единяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и под.: Полюбил я седых журавлей/ С их курлыканьем в тощие дали,/ Потому что в просторах полей/ Они сытых хлебов не видали. (С.А.Есенин)

Так как встала полная луна, то многие пошли гулять. (Л.Н.Ан­дреев)

Наряду с СПП с собственно-причинным значением, в которых придаточная часть сообщает о настоящей причине того, о чём говорится в главной части, существуют СПП с не собс т в е н но -причинным, аргументирующим значением, где в при­даточной части заключено косвенное свидетельство, помогаю­щее сделать вывод о сообщаемом в главной части. Сравним два предложения:

В комнатах горел свет, потому что он был дома. (СПП с со­бственно-причинным значением)

Он был дома, потому что в комнатах горел свет. (СПП с при- чинно-аргументирующим значением)

Союз тем более что употребляется для дополнительного обоснования того, о чём сказано в главной части:

Со Швабриным встречался редко и неохотно,тем более что замечал в нём скрытую к себе неприязнь. (А.С.Пушкин)

6.СПП с придаточнымицели.

Придаточная часть относится ко всей главной, имеет значе­ние цели, отвечает на вопрос «с какой целью?», «зачем?» и при­соединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только:

Они пришли,чтобы проститься.

В приведённом примере главный член придаточной частивыражер инфинитивом, и действия главной и придаточной час­ти относятся к одному и тому же лицу (субъекту). Если дейст­вия главной и придаточной частей выполняются разными лица­ми, то сказуемое придаточной части выражается глаголом в ус­ловном наклонении; при этом частица «бы»(«б»), образующая форму условного наклонения, входит в состав целевого союза и возникает синтаксически неделимый комплекс: чтобы + глагол с суффиксом -л:

Скажите, господа, сделайте милость,чтоб Пётр Иванович не мешал. (Н.В.Гоголь)

В некоторых случаях, обусловленных контекстом, может про­исходить утрата целевого значения, заключённого в придаточ­ной части. Ситуация, представленная в придаточной части, рас­ценивается по отношению к главной как алогичная:

Он будет в выходные выбиваться из сил на своём садовом участ­ке , чтобы потом всю неделю не вставать с постели.

7. СПП с придаточнымиуступки.

Придаточная часть относится ко всей главной, имеет уступи­тельное значение: называет ситуацию, вопреки которой осущест­вляется событие, названное главной частью. Поэтому, как пра­вило, вопрос от главной части к придаточной не ставится и вы­разителями уступительных отношений становятся подчинитель­ные союзы хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай:

Неожиданно шум падающей воды раздался почти под самым носом лодки,хотя до плотины было ещё четверть версты. (В.В.Ве­ресаев)

Пусть вороны гибель вещали/ И правило пир вороньё,/ Мужски­ми считались вещами/ Кольчуга, седло и копьё. (В.Солоухин)

Уступительные союзы могут образовывать с сочинительно- противительными союзами но, однако, а двухкомпонентные со­единения, оформляющие СПП:

Хоть видит око,да зуб неймёт . (И.А.Крылов) Если в предложении устанавливаются обобщённо -уступи­тельные отношения (т.е. такие, при которых подчёркивается не­опровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убе­дительность аргументов, содержащихся в придаточной), то в качестве средства связи выступают местоименно-союзные соче­тания (местоименные слова в сочетании с частицами бы и ни или только в сочетании с частицей ни): что бы ни (что ни), кто бы ни (кто ни), какой бы ни (какой ни), сколько бы ни (сколько ни), как бы ни (как ни), где бы ни (где ни), куда бы ни (куда ни).

Нет такого уголка в наших местах,куда бы онни проник.

Сколько ужени узнали люди об окружающем мире, какие успехи ни сделала наука, человек не может не искать новых открытий.

8.СПП с придаточнымиследствия.

Придаточная часть относится ко всей главной части в целом, оформляет значение следствия, вывода (главная часть выражает причину, основание), присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится в постпозиции к ней. Как и в пред­ложениях с придаточными уступки, в СПП с придаточными следствия исключается возможность поставить вопрос от глав­ной части к придаточной. Тип придаточного устанавливается по наличию нерасчленённого союза так что , закреплённого за дан­ным типом СПП.

Он скатился прямо под ноги лошадям,так что они чуть не встали на дыбы.

9.СПП с придаточнымисравнения.

Придаточная часть распространяет всю главную часть. Со­держание главной части сравнивается с содержанием придаточ­ной (обратных отношений не бывает). Вопрос от главной части к придаточной, как правило, не ставится, а тип придаточного определяется по характеру союза (сравнительного): как у будто, словно у точно у подобно тому как у так же как, как будто у как бы, будто бы, словно бы, как будто бы.

Только единственный сын Анны Павловны, Александр Фёдорыч, спал,как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном. (И.А.Гончаров)

Мы втроём начали беседовать,как будто век были знакомы. (А.С.Пушкин)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Паустовский)

В сравнительных придаточных часто отсутствует сказуемое, так как оно совпадает со сказуемым главной части:

Существование его заключено в эту тесную программу,как яйцо в скорлупу. (А.П.Чехов) - сравнительная конструкция с союзом как представляет собой именно предикативную конструкцию иявляется по форме двусоставным неполным предложением. Та­кие сравнительные предложения не следует путать со сравни­тельными оборотами, которые лишены предикативной основы (ср.: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.)

Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточ­нымисопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союзов чем... тем у по мере того как, между тем как, тогда как и под.: Чем глуше крови страстный ропот/ И верный кров тебе нужней,/Тем больше ценишь трезвый опыт/ Спокойной зрелости своей. (А.Тарковский)

По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на неё. (Л.Н.Толстой)

К сравнительным придаточным относятся и так называемые компаративные, в которых опорным словом главной части явля­ется форма сравнительной степени прилагательного или наре­чия (компаратив), а придаточная часть присоединяется к глав­ной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частя­ми - сравнительные или сопоставительные:

Не будем изображать себя умнее,чем мы были в действитель­ности.

Больница оказалась совсем иной,чем представлял её Берлага. (И.Ильф и Е.Петров) - позиция компаратива может быть заме­щена словами иной, другой, по-иному, по-другому, иначе , которые содержат указание на сравнение (как в данном примере).

10. СПП с придаточнымиместа.

Придаточные места входят в группу придаточных обстоятель­ственных: их значение указывает на место или направление дви­жения, они отвечают на вопросы «где?», «куда?», «откуда?». Вместе с тем их отличает одна важная особенность: они отно­сятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обсто­ятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда: Он выехал оттуда,откуда одна за другой съезжали во двор ло­шади. (А.Н.Толстой)

При отсутствии опорного наречия в главной части (это часто происходит в разговорной речи) придаточная часть относится ко всей главной в целом:

Пошёл,куда ему захотелось.

11 .СПП с придаточнымиобраза действия.

Придаточная часть относится к одному слову в главной час­ти - указательному местоименному наречию так , отвечает на вопросы «как?», «каким образом?» и присоединяется к главной части союзным словом как:

Я младший современник Блока, что не могло помешать мне ощу­щать время так же,как ощущал его Блок. (В.Катаев) Ученик всё сделал так,как ему велел мастер.

12 .СПП с придаточнымимеры истепени.

Придаточные этого типа имеют много общего с придаточны­ми сравнительными. Рассмотрим два предложения:

Было так тихо, как бывает тихо только в осеннем лесу. Было так тихо, что становилось не по себе.

И в том, и в другом примере придаточные части зависят от наречия тихо, а в главных частях находятся одинаковые соот­носительные слова (так). Однако в первом примере указатель­ное слово так не является обязательным (оно легко опускается, и это не влияет на синтаксическое значение данного СПП - значение сравнения), а во втором примере наличие соотноси­тельного слова оказывается обязательным условием для созда­ния отношений меры и степени.

Придаточные меры и степени относятся к таким словам в главной части (существительным, глаголам, прилагательным, наречиям), которые обозначают то, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос «до какой степени?» и присоединяются к главной части союзами что, чтобы или любым сравнительным союзом (как, словно, будто и др.), обязательными соотносительными словами к которым являются слова так, такой и др.:

Я вам покажу такие места , что вы ахнете. (К.Паустовский) Какой-то смолоду Скворец/ Так петь щеглёнком научился,/Как будто бы щеглёнком сам родился. (И.А.Крылов)

В небе вон луна такая молодая,что её без спутников и выпус­кать рискованно. (В.В.Маяковский)

Всё это происходило так быстро,что я ничего не успевал сооб­разить. (В.Некрасов)

Воздух так чист,точно его совсем нет, по всему саду разда­ются голоса и скрип телег. (И.А.Бунин)

13. СПП с придаточнымиприсоединительными .

Придаточная часть относится ко всей главной и носит харак­тер дополнительного замечания. Средства связи - союзные слова: что (в любой предложно-падежной форме), отчего, по­чему, зачем , вмещающие в себя содержание главной части.

Отец долго не приезжал,что всех беспокоило.

Я здоров,чего и вам желаю.

Вставая поутру, француз пил целебный бальзам,после чего ве­селел. (Ю.Тынянов)

Пашня местами мелка и борозды редки - отчего и травы мно­го. (К.С.Аксаков)