Болезни Военный билет Призыв

Ть входит в основу. Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа. Суффиксы в существительных

Одним из самых заметных отличий адвентистов седьмого дня от остальных христиан является соблюдение ими ветхозаветных предписаний о праздновании субботы и негативное отношение к традиционной практике празднования воскресного дня. Дискуссия по этому вопросу имеет длительную историю. Но убежденность адвентистов в своей правоте, игнорирование и непонимание ими аргументов православной стороны требуют продолжения исследования этой проблемы, что и предпринято в настоящей публикации.

Одним из самых заметных отличий адвентистов седьмого дня от остальных христиан является соблюдение ими ветхозаветных предписаний о праздновании субботы и негативное отношение к традиционной практике празднования воскресного дня. Дискуссия по этому вопросу имеет длительную историю. Любые книги и статьи, направленные против заблуждений адвентизма, так или иначе касались и субботы. Среди православных полемистов по этому вопросу можно назвать, в частности, И.Г. Айвазова, прот. Д. Владыкова, Д. Грацианского, архим. , И.Н. Перетрухина, К. Плотникова и др. Вместе с тем, убежденность адвентистов в своей правоте, игнорирование и непонимание ими аргументов православной стороны требуют продолжения исследования этой проблемы.

Учение о субботе для адвентистов – не просто некое обрядовое ветхозаветное предписание. Нет, оно имеет ключевое значение для человеческого спасения. Несоблюдение субботы, по их мнению, является делом лукавого богоборческого замысла сатаны и печатью антихриста, введенной папами . Напротив, соблюдение субботы – одна из трех ангельских вестей, ведущая христиан в Царство Небесное. Поэтому суббота является важным эсхатологическим аспектом адвентистской доктрины.

В сублимированном виде связь субботы с последними событиями выглядит так: «Всем жителям мира будет силой навязываться начертание зверя, ложная печать (). Это начертание противопоставляется Божьему знамению, которым, согласно Писанию, является суббота седьмого дня. Подобно тому, как суббота была знамением для древних израильтян, указывая на то, что их Богом является Яхве, во время кризиса последнего времени она будет знамением верности Богу со стороны тех, кто исполняет все Его заповеди. Она в полной мере откроет упование народа Христова на Его спасительную силу и будет означать их отвержение власти зверя и его начертания» . Именно о почитании субботы, по мнению адвентистов, говорит весть трех ангелов в : «Призыв первого ангела из “убояться Бога и воздать Ему славу” – это также призыв к христианской Церкви откликнуться на искупительную жертву Христа послушанием Божьим заповедям с любовью. Акцент ангела на поклонении Богу как Творцу неба и земли (стих 7) безошибочно указывает на забытую четвертую заповедь Закона Божьего, седьмой день субботу… Призыв [третьего] ангела поклониться Богу как Творцу неба и земли () прямо указывает на субботу как памятник Божьего творения ()» . Е. Уайт так описывает действия сатаны: «Словами, полными нежности и сострадания, он повторяет некоторые из тех благодатных небесных истин, сказанных когда-то Христом; он исцеляет болезни людей и затем, подражая Христу, объявляет, что перенес субботу на воскресенье, и повелевает всем святить день, благословленный им. Он заявляет, что все, продолжающие упорно святить седьмой день, хулят его имя, отказываясь слушать ангелов, несущих им свет и истину» . Традиционные адвентисты убеждены, что почитание воскресенья – это и есть печать сатаны . Соответственно, празднование воскресенья лишает людей спасения .

Адвентисты полагают, что «отмена праздничных времен» (), о которой будет мечтать антихрист, как раз и касается якобы незыблемой ветхозаветной заповеди о субботе. В доказательство «отмены» празднования субботы адвентисты обычно ссылаются на католические источники, в самом деле прямо отменяющие празднование субботы в связи с установлением воскресного дня . Отмена субботы была тщательно задуманным и мастерски исполненным планом сатаны, который вначале ввел среди иудеев обычаи, доводящие требование субботнего покоя до крайности, а затем вовсе отменил празднование субботы под предлогом святости воскресного дня . Видимо, среди этих «сатанинских строгостей стояли» и требования Ветхого Завета о прекращении в субботу всякого дела (): собирания манны (), приготовления пищи в вареном и печеном виде (), сеяния и жатвы (), возжигания огня (), собирания дров (), ношения тяжестей (), торговли (), работы в точилах, перевозки снопов и товаров () . Неужели можно придумать что-то более строгое, чем прекращение вообще всяких бытовых дел?

Поэтому исторически адвентисты не сразу и не без сомнений пришли к соблюдению субботы . Пожалуй, ключевым здесь стало знаменитое видение Е. Уайт, под которое в итоге было «подверстано» и богословское обоснование: «Я увидела как ко мне стремительно приближается ангел. Он… перенес меня с земли в Святой град. В городе я увидела храм, в который и вошла… Я увидела Десять Заповедей, начертанных Божьим перстом. На одной скрижали было четыре заповеди, на другой – шесть. Четыре первые заповеди сияли ярче шести остальных. Но четвертая заповедь, заповедь о субботе, превосходила сиянием их всех» .

Однако при полемике с православными адвентисты заходят в тупик, т.к. у нас ни в богослужении, ни в церковной практике нельзя говорить об отмене почитания субботы . Правильнее сказать о появлении в новозаветное время нового праздника праздников – воспоминания Воскресенья Христа, без которого и суббота, и мир лишены были своего изначального смысла. Воскресенье – это путь к воссозданию мира, путь к вечному покою (ср. ). Образно говоря, для людей достижение подлинной субботы – упокоения в Боге – невозможно без воскресения. Поэтому ап. Павел решительно был против сотериологического значения субботы (; ), оставив лишь ее прообразовательно-символический характер (тень будущего и оный покой) как образ вечного покоя в Боге. Следует отметить, что когда речь идет о почитании православными субботы, исключаются ветхозаветные обрядовые предписания. Итак, суббота в Православии имеет и эсхатологическое измерение, но полностью осуществиться она может только в конце будущего века благодаря Воскресению, о чем напоминает празднование воскресного дня. Как суббота, так и воскресенье не являются постными днями с точки зрения устава богослужения, в оба этих дня допускается некоторое послабление поста по сравнению с прочими днями недели. Более того, за пост в субботу по канонам полагается отлучение от Церкви, а для клириков – извержение из сана (Ап. 64, 6 Всел. 52, 55).

Суббота завершает неделю, поэтому она является в некотором смысле богослужебным отголоском воскресенья – в этот день, например, поется догматик прошедшего воскресенья. В течение Великого поста праздничные богослужения совершаются лишь в субботу и в воскресенье (Лаод. 51). В православной аскетике суббота понимается не как день хранения себя от телесных трудов, а как указание на всегдашнее хранение себя от греха. Итак, православные, в отличие от католиков, не отменили почитание субботы, хотя и существенно уменьшили его.

В чем же причина смещения акцентов с субботы на воскресенье? дает нам основание считать, что уже первые христиане особо выделяли воскресный день – первый день недели, в который произошло Воскресение Христово (). Именно поэтому любое воспоминание о Воскресении Христовом и его значении для истории человечества, для нашего личного спасения в практическом плане неизбежно ведет нас к воспоминанию первого дня недели. И мы видим, как в первый день недели христиане собирались для преломления хлеба (т.е. для евхаристии, сопровождавшейся апостольской проповедью, ) . Именно в этот день побуждалась благотворительность, ап. Павел просит своих читателей откладывать деньги для нужд Церкви в воскресенье (), хотя по закону для благотворительности особо выделялись дни поста и праздники (, ). В день Пятидесятницы, который в том году приходился на воскресенье, апостолы получили Святого Духа. Строго говоря, они в этот день должны были бы пойти в храм на торжественное жертвоприношение, как они это делали постоянно перед этим праздником (). Вместо этого апостолы устроили молитвенное собрание в частном доме, потому что прежнее символическое жертвоприношение обрело иной смысл в свете Воскресения Христа. Очевидно, это было связано именно с особым статусом этого дня как евхаристического и в рамках недельного цикла, сугубо посвященного христианами Богу.

Особо стоит сказать о словах ап. Иоанна Богослова, описывающих обстоятельства получения им пророческого откровения для написания своей книги: «Я был в духе в день Господень…» (). Традиционно это место понимается как указание на воскресный день (ср. Синодальный перевод), хотя адвентисты отождествляют «день Господень» с субботой . В Ветхом Завете они находят достаточно мест, называющих субботу днем Господним (; ). У прор. Иезекииля часто говорится «Субботы Мои» (т.е. Божии) – целая серия мест в гл. 20–23. Однако в Новом Завете адвентисты опираются на тексты, не имеющие отношения к теме. Например, в подтверждение своего мнения они приводят («посему Сын Человеческий есть господин и субботы»), хотя в этом тексте даже нет выражения «день Господень» . Прочие аргументы еще менее убедительны: скажем, надо рассматривать в контексте идеи творения, а также с необходимостью соблюдения заповедей Божиих, на чем якобы акцентирует внимание ап. Иоанн Богослов в книге Откровения .

Адвентистская «пророчица» Е. Уайт утверждает, что «в течение первых столетий истинная суббота соблюдалась всеми христианами» . Тем не менее, уже мужи апостольские (II в.) пишут о праздновании воскресного дня как о чем-то самоочевидном. Приведем несколько цитат:

Сщмч. Игнатий Богоносец: «Жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения» (Магн. 9).

«В [воскресный] день Господень, собравшись, преломляйте Хлеб и благодарите, исповедав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста» (Дидахе 14) . Здесь выражение «день Господень» увязывается с литургическим собранием, которое происходило не в субботу, а в день Воскресения Христова. Время же написания Дидахе, возможно, едва ли не ранее книги Откровения .

Наиболее подробно пишет о христианской практике первой половины II в. св. Иустин Мученик в Первой апологии: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом “аминь”, и бывает раздаяние каждому и приобщение Даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется о всех находящихся в нужде. В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение» (Апология 1, 67) .

Есть и внешнее свидетельство празднования воскресного дня христианами. Плиний Младший в письме к Траяну говорит, что христиане «в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога» (письмо 96, 7) . Божественный статус Христа наиболее ярко раскрывается именно в событии Воскресения, поэтому даже для язычника Плиния видна неразрывная связь «установленного дня» и воспевания Христа как Бога.

Напротив, дискуссия о главном дне недели стала одним из оснований отделения от Церкви иудействующих – евионитов. Евсевий Кесарийский замечает: «Евиониты, называя апостола (Павла) отступником от закона… хранили субботу и вообще вели образ жизни, подобный иудеям; впрочем, как и мы, праздновали также дни воскресные, для воспоминания о воскресении Господнем» (Церковная история III, 27) .

Суть почитания христианами воскресного дня и их отношение к субботнему покою прекрасно отразил еще один автор II века – сщмч. Ириней Лионский : «Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство и последует Слову Божию. И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу, т. е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду. Ибо Я “Милости хочу, а не жертвы,– говорит Он,– и боговедения, а не всесожжения” ()» .

Впрочем, для адвентистов свидетельства отцов Церкви являются лишь «неавторитетным человеческим свидетельством», хотя это свидетельство о раннехристианской практике, идущей от апостольского времени . Поэтому стоит поставить вопрос и таким образом: можно ли считать заповедь о полном почитании субботнего дня неактуальной для христиан с библейской точки зрения?

Для ответа надо обратиться к текстам о преходящем значении закона для христиан. Сам по себе «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (), сущностью закона, по объяснению Спасителя, является любовь к Богу и к людям (). как сущность закона, как древняя и в то же время новая заповедь остается обязательной для всех христиан (). Однако любовь может проявляться в разных формах. В ветхозаветный период закон был минимумом любви, а любовь стала исполнением закона (). После Первого пришествия та же любовь проявила себя как назначенная (дарованная) нам многоразличная благодать, на которую мы должны уповать, в которой мы пребываем и возрастаем (; ; ; ).

Апостольский собор постановил необязательность обрядового закона для христиан из язычников (). Когда Иисуса Христа обвиняли в нарушении субботы, Он ссылался на законное совершение обрезания в этот день, а также на пример самих евреев, которые в субботу готовы спасти погибающее животное, но отказываются помочь нуждающемуся ближнему. Духовное значение субботы Спаситель показывает в словах «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (). содержит Своим Промыслом мир во все дни недели, и эта божественная благая деятельность является образцом для всех нас.

Ап. Павел так объясняет причину отмены ветхозаветных заповедей: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (). Перемену закона он ставит в непосредственную связь с отменой ветхозаветного священства и установлением благодатного вечного священства Иисуса Христа: «С переменой священства необходимо быть перемене и закона» (). Господь потому упразднил закон заповедей учением (), что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ().

Неправильна ссылка адвентистов на то, что заповедь о субботе дана как завет вечный. В эта заповедь указана как обязательная лишь для иудеев, как «знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» . Суббота, как знамение Ветхого Завета, должна была уступить место Новому Завету (, ). По словам прот. Д. Владыкова, «слова “навеки” и “вечный”, употребляемые в Священном Писании , когда идет речь о ветхозаветных установлениях, обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления (), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ (), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ()» . Как замечает в этой связи Д. Балашов, осуждает многие пороки (он указывает и , хотя можно было добавить как минимум , , и ), но нигде нет речи о несоблюдении субботы .

В этом свете следует рассматривать адвентистские построения о праздновании субботы. Сама по себе суббота (а равно пища, питие, праздники и новомесячия) является «тенью будущего, а тело – во Христе» (). Как и прочие обрядовые представления Ветхого Завета, обязанность субботнего покоя не возлагается на христиан. Православные христиане в своем отношении к воскресному дню делают акцент не на бездеятельности, а на посвящении его Богу – в евхаристическом собрании и в доброделании. Получается, что адвентисты полемизируют с богословски второстепенным представлением о воскресенье как дне покоя , а не с основным богословским и этическим аспектом воскресенья как дня сугубого посвящения себя Богу. Для примера, адвентистский богослов Н. Галли употребляет даже такое странное словосочетание, как «сатанинская воскресная суббота», и утверждает, что «нигде в Новом Завете не сказано, что воскресенье должно стать субботой в честь воскресения Христа» .

Далее, адвентисты любят цитировать Евр. 4:9 («Посему для народа Божия еще остается субботство») как доказательство того, что ап. Павел якобы заповедует здесь еженедельно соблюдать субботний покой. В действительности этот стих надо читать в контексте всей четвертой главы. В начале главы ап. Павел говорит: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (). Мы видим, что это обетование относится к будущему времени. Равно и толкование цитаты из псалма («и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», ) отнесено не к прошедшему, а к будущему времени. Суббота – божественный покой, предназначенный верным, и последний день недели выступает лишь ее тенью, прообразом. В Евр. 4 мы видим два противопоставления прообразов и образов: ветхозаветного «закона дел» и божественной работы (творение мира и странствование евреев в пустыне), Нового Завета и субботы (покой Бога и вступление евреев в обетованную землю при Иисусе Навине). Невозможно к обычной субботе отнести слова «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и от Своих» (). Поэтому общий вывод апостола в 11-м стихе обращен не к необходимости соблюдения еженедельного субботнего покоя, а в будущее, противопоставляя верных неверным из псалма 94: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

Помимо этого, адвентисты утверждают, что («Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь») свидетельствует о соблюдении субботы в Царстве Божием, когда будут новое небо и новая земля. Более того, это будет именно храмовое служение . Однако Д. Грацианский следующим образом объясняет это место: если по закону мужчины евреи трижды в год должны были являться пред лице Владыки Господа (), то в будущем веке, согласно , «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Там не будет времени и ночи (), значит, не будет и субботы. Поэтому в в доступных для иудеев образах говорится о непрерывном блаженном богообщении, вечном покое и вечном праздновании в возвышенном смысле этого слова .

Один из аргументов адвентистов в пользу соблюдения отмененного ветхого закона связан с тем, что сам закон они делят на две неравных части: «Хотя в Библии говорится о разных законах – обрядовых, гражданских, общественных, гигиенических – Закон Божий является сердцем, главным стержнем всего закона. Десятисловие или нравственный закон – духовное по своей сути откровение характера Божьего… Десятисловие – это часть завета Бога с Его народом» .

Таким образом, адвентисты среди всех ветхозаветных заповедей выделяют Десятисловие, придавая Десяти заповедям характер исключительно нравственный и, как следствие, вечный: «Десять Заповедей – уникальный закон, управляющий нравственной жизнью всех людей во все времена и во всех местах… Будучи выражением Божьего характера, закон так же незыблем, как Сам Бог. Поэтому его власть над людьми выходит за рамки времени и пространства. От Бытия до Откровения Закон Божий представляется как вечный» . Исходя из такого представления о законе и Десятисловии, адвентисты полагают, что Христос пришел исполнить не весь закон, а именно Десять заповедей. Духовное значение лишь этих заповедей раскрывал Христос в Нагорной проповеди () . Как и суббота, адвентистская интерпретация Декалога как истинного Закона Божия является «объектом яростных нападок сатаны». Для них это вопрос эсхатологический, и поэтому сатанинское «противоборство закону достигнет своей кульминации перед самым Вторым пришествием Христа» . Сама по себе суббота является вечным памятником творения, знамением созидательной и спасающей силы Творца, свидетельством божественной силы искупления, символом завета между Богом и человеком, символом божественной справедливости, знамением истинной религии и праведности по вере, днем передачи общине верующих даров Святого Духа (и тем самым временем общения), «символом силы Христа, освящающей нас» , знамением покоя во Христе. Без почитания субботы, следовательно, невозможно истинное богопоклонение.

Насколько обосновано это представление? Господь назвал две главные заповеди закона – заповеди о любви к Богу и к людям (; ). Обе эти заповеди, бесспорно, носят нравственный характер. Проявления именно этой любви к Богу и людям мы видим в Десяти заповедях.

Ап. Павел также не разделяет заповеди на Десять и прочие: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (). Здесь мы видим сразу несколько заповедей из числа Десяти: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого. Следовательно, ап. Павел считает сутью и вечной частью закона не Десять заповедей, а любовь. Исполнение закона, по мысли апостола, достигается не хранением субботы, а деятельной любовью: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождениюплоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается “люби ближнего твоего, как самого себя”» ().

К. Плотников подчеркивает, что Десять заповедей были даны тогда же и при тех же обстоятельствах, что и прочие заповеди Закона Моисеева, и Моисей свидетельствовал о том, что весь Закон дан от Бога (). Поэтому «все различие между Десятью заповедями и другими ветхозаветными заповедями и постановлением, по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, “рукой посредника” ()». Поэтому в «Законом Божиим» называется весь , который «дал Господь через Моисея» (ст. 14), а не отдельные Десять заповедей. Равным образом в Пятикнижии говорится об обязательности всех заповедей ( 39 . Это один из аспектов субботы, наряду с прообразованием вечного покоя, о чем говорит ап. Павел в .

Христос называет Себя господином субботы (; ) – что это означает? По мнению адвентистов, необходимость соблюдать для всех субботний покой. Однако контекст показывает иное. Христос говорит эти слова в ответ на упреки в нарушении заповеди о субботе (). Он был заключен на Тайной Вечере, его символ отнюдь не суббота, а Евхаристия, Тело и Кровь Самого Христа ( и пар.). В именно правильное причащение выступает условием осуждения или оправдания во Христе. Сам Христос называется в Библии Ходатаем Нового Завета ().

Новозаветные примеры выделения субботы из круга седмичных дней связаны не с приданием особого статуса субботе, а с современными Христу и апостолам обычаями. Например, Христос и ап. Павел проповедуют в субботу в синагогах потому, что именно в этот день там собирались иудеи . Христос совершает исцеления во все дни недели, но лишь на субботние исцеления болезненно реагировали книжники и фарисеи. Призыв не осуждать за субботу (а равно пищу, питие, праздники и новомесячия) в показывает, что ап. Павел запрещает осуждать христиан за неисполнение всего обрядового закона . В , где суммированы предписания об исполнении субботы, она находится рядом с такими явно упраздненными требованиями, как всесожжения и новомесячия.

Та же мысль о преходящем характере выделения отдельных дней содержится в : «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». Наблюдение дней и времен делает напрасным благовестие, лишая нас усыновления Богу.

Впрочем, суббота у отцов зачастую приобретает и свой особый смысл – тот, который впервые придал этому дню ап. Павел, разворачивая в послании к Евреям свое учение о субботстве народа Божьего . Свт. Епифаний Кипрский сводит субботу ко Христу: «Христос есть великая и вечная Суббота». Прп. Максим Исповедник развивает его мысль: «Бог предписал почитать субботу, новомесячия и праздники, не того желая, чтобы людьми почитались дни [...], но символически почитать Его Самого посредством дней. Ибо Он Сам есть Суббота, упокоение мук [...] и прекращение скорбей» . Г.Ю. Каптен так характеризует Божие субботство: «Состояние Седьмого дня характеризуется удалением от мирского, духовным упокоением (στάσις), бездействием страстей (ἀπαΘεία) и недвижимостью ума плотскими вещами. При этом движения души не прекращаются, а именно упокоиваются, становятся бесстрастными и подчиненными Богу и самому мудрецу. В таком состоянии Христос пребывает постоянно, поскольку Его Ипостась божественна, предвечна и неподвержена движениям падшей материи» .

Для обычного человека суббота является лишь целью, достижимой через переживание личной Пятидесятницы, которая актуализирует в нас богоподобие. Однако совершенное и всецелое богоподобие, по мысли прп. Максима, будет лишь на следующей стадии наития Св. Духа, вводящего человека в вечность и дарующего видение всего сущего и тайн Божества в предельно доступной для нас степени. Такое состояние прп. Максим называет Восьмым днем, Субботой суббот, обожением, вечным упокоением в Боге, вечной Евхаристией, приснодвижимым покоем. Г.Ю. Каптен выделяет триаду гностической эсхатологии прп. Максима: суббота – субботы – суббота суббот,– раскрывая их содержание так: «Первое – единичный случай “диабазиса” или проникновения в суть бытия вещей, второе – постоянное пребывание в этом, третье – обожение и обретение божественного знания. Через эту триаду состояний проходит каждый святой учитель, однако есть еще четвертая стадия, или Божия Суббота, которая есть “окончательное возвращение к Богу всех тварей. В это время почивает, отдыхая от [Своей] естественной энергии, направленной на них, и прекращает Свое Божественное действие, осуществляемое неизреченным образом”» .

В известном смысле даже можно сказать, что адвентисты, абсолютизируя значение субботы, приближаются к православному пониманию этого дня, если только заменить конкретный день недели на состояние человека и Вселенной. Именно в этом и сокрыт яд их ереси: используя попеременно правду и ложь, они обольщают лжезнанием человека. Говорят верно о субботе как дне Господнем, но подменяют подлинную субботу-покой земным днем – временным выражением внешней верности Богу, оставляя его внутреннее содержание и превращая субботу в законнический акт иудеохристанства. Соблюдение покоя в конкретный день недели не помешало иудеям убить Творца этой вселенной, потому что за соблюдением законных правил они не помнили о цели божественной субботы. Точно так же и сейчас, почитая седьмой день недели, современные еретики не только игнорируют Воскресение Христово, но и забывают о грядущем субботстве народа Божия.

Итак, суббота и воскресенье, конечно, никак не связаны с печатью антихриста. Воскресный день не отвечает признакам печати, указанным в : воскресенье – не начертание, его нельзя положить на руку или на лоб, соблюдение или несоблюдение субботнего покоя не мешает покупать или продавать.

Хотя православные христиане и празднуют еженедельную субботу в память о завершении творения, подобно прежнему ее иудейскому почитанию, однако это празднование малое, оно уступает по значению воскресному дню. Во всяком случае суббота утратила в Новом Завете значение бездеятельности в один из дней недели, уступив это место воскресному дню, и то относительно, без ветхозаветной категоричности . Сегодня суббота для нас является, в первую очередь, символом, возводящим нас к ожидаемому божественному покою.

Завершим эту работу словами архим. Клеопы (Илие) о значении для нас воскресного дня, который заслонил для христиан почитание субботы: «Воскресение для православных христиан – наибольший из праздников, ибо восставший из мертвых Господь освободил нас в этот день от рабства греху (, ), как в древности израильтян от рабства египетского. День воскресения уверяет нас, что и мы, почив с несомненною верой в Христа, воскреснем от смерти и тления к жизни вечной. Ибо, по слову великого Павла, если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, и мы еще во грехах наших, поэтому и умершие во Христе погибли (). Но если воскресение Христово столь важно, что каждый из нас хранит память о нем в уме и сердце, то надлежит всячески праздновать его, облекаясь духовно в одежду чистоты, подобную одеяниям ангелов, отваливших камень от гроба. Воскресение Христово – день величайшей радости для нас, ибо Спаситель, встретив на заре его жен-мироносиц, сказал им: радуйтесь! ()… Христос же даровал нам покой небесный и вечный, куда войдут все не противившиеся Ему и памятующие о том, как вышли из страны греха в день Его воскресения» .

К языкознанию люди чаще всего обращаются в двух случаях: во время учебы на лингвистическом факультете и в попытках помочь своему ребенку с домашними заданиями. Тема формообразующих суффиксов считается не самой легкой. Огромный список морфем при беглом взгляде на него не обнаруживает четкой системы. Кажется, что составлен он коллективно. И даже возникает мысль, что кто-то придумал эту тему ради шутки и сам в ней не очень-то разбирался. Но это все только на первый взгляд. На самом деле тема словообразующих и формообразующих суффиксов очень интересна и легка для восприятия.

Определение понятий

Для начала стоит обозначить все возможные термины, чтобы не путаться в них.

Итак, суффикс - это изменяемая часть слова, стоящая между окончанием и основой (или другим суффиксом). Эта морфема служит для образования новых слов или его форм. Суффиксы (как языковое явление) часто свойственны В языкознании также используется термин "аффикс", который, по сути, можно считать синонимом. Однако иногда этот момент может запутать, поскольку аффиксами также называются и другие морфемы, кроме окончания, образующие другие формы и виды слова. Существует несколько видов суффиксов, но нас интересуют только два, поскольку они тесно связаны друг с другом.

Словообразовательный суффикс - это морфема, предназначение которой видно уже из названия. Она служит для образования новых слов. А формообразующий суффикс, в свою очередь, помогает создавать не новые слова, а, как тоже понятно из названия, его формы, то есть различные вариации уже существующего слова.

Очень важно не путать эти два понятия.

На самом деле главная сложность темы суффиксов заключается в напускном неподчинении каким-либо правилам и отсутствии системы как таковой. Закономерности, однако же, есть, просто они не рассматриваются в школьной образовательной системе из-за ненужности. Казалось бы, решение верное, ведь тот, кому интересна эта тема, будет и дальше развивать себя в этой стезе. Но вместе с этим, остается куча незакрытых пробелов, из-за чего дети в дальнейшем обучении или просто зазубривают все аффиксы, или просто пишут и делают задания наугад.

Для многих станет открытием, что появление того или иного суффикса в слове зависит от его свойств, от его основы. Какие-то из них присущи только глаголам, какие-то - только прилагательным, какие-то обозначают части тела, а какие-то - характеристики. Суффиксы различаются и по своему количеству: каких-то много, а какие-то существуют только в единственном варианте.

Говоря о последнем моменте, необходимо упомянуть о двух группах, на которые можно поделить все аффиксы. Это живые суффиксы, которые активно образуют слова и его формы, и мертвые, определить которые возможно только при глубоком анализе.

Формообразующие суффиксы глаголов

Рассмотрим их подробнее. Примеры формообразующих суффиксов широко встречаются в глаголах. Например, для образования различных времен или наклонений, инфинитивов и так далее. Некоторые примеры можно увидеть в этой таблице:

Итак, здесь приведены самые популярные суффиксы. Не замечая того, люди очень часто их используют. Глаголы - наиболее употребляемая часть речи в русском языке. И аффиксы в них необходимы, чтобы разнообразить речь.

Также интересен тот факт, что существует не только но и нулевой суффикс.

Формообразующие суффиксы причастий и деепричастий

В некоторых учебниках эти формы рассматриваются как особые вариации глагола, однако лучше выделить их в отдельном пункте. Итак, список формообразующих суффиксов для причастий и деепричастий:

Деепричастия и причастия используются реже, чем глаголы, но тем не менее указанные выше суффиксы все равно употребляются достаточно часто.

Примеры суффиксов в прилагательных

Формообразующие суффиксы в прилагательных выражаются в образовании форм простой сравнительной и простой превосходной степеней. Суффиксы -е-/-ее (-ей), -ше, -же относятся к простой степени сравнения, а аффикс -ейш-/-айш- - к превосходной.

Суффиксы в существительных

Формы существительных образуются при помощи краткого списка суффиксов.

Множественное число и косвенные падежи образуются через аффиксы -ес-, -ер-, -ен-, -ят- и другие. Одним из суффиксов образования формы единственного числа является -ин-.

Чтобы тема лучше усвоилась, обратите внимание на слова с формообразующими суффиксами:

Примеры на суффиксы для инфинитива

Смотреть, вести, мочь

Примеры на формообразующие суффиксы для прошедшего времени

Смотрел, вертела

Примеры на суффиксы для повелительного наклонения

Иди, пишите

Примеры на формообразующие суффиксы для причастия

Посмотревший, пишущий, видящий, прочитанный и др.

Примеры на суффиксы для сравнительной степени

Лучше, сильнее, больше

Примеры на формообразующие суффиксы для превосходной степени

Лучший, сильнейший, величайший

Примеры на суффиксы для множественного числа имени существительного

Матери, чудеса, котята, племена

Примеры на формообразующие суффиксы для единственного числа имени существительного

Гражданин

Некоторые ошибки, касающиеся суффиксов

Необходимость знакомства с разными видами морфем, в том числе и с формообразующими суффиксами, объясняется одним из заданий школьной программы. Имеется в виду морфемный разбор слова. Основные ошибки, касающиеся данного задания, связаны именно с этими аффиксами. Например, некоторые буквы суффиксов добавляются к окончаниям и корням. Другой ошибкой является складывание двух аффиксов в один - для этого очень важно знать и различать разные морфемы.

Также нужно помнить о том, что любые формообразующие морфемы, в том числе и суффиксы, не входят в основу слова. Это важно, потому что это - еще одна грубая ошибка, которую совершают ученики во время разбора слова на морфемы.

Как дело обстоит в английском языке?

В отличие от русского языка, в английском намного меньше формообразующих суффиксов. Их всего пять, и все они описаны в этой таблице:

Суффикс -ed

Суффикс, образующий форму простого, продолженного, перфектного прошедшего времени, а также причастия

Суффиксы -s/es

Суффикс, служащий для образования формы простого настоящего времени глагола и множественного числа существительного

Суффикс -ing

Суффикс, образующий герундий (отглагольная форма, означающая действие как предмет), который используется для образования форм продолженного прошедшего, настоящего и будущего времен

Суффикс -er

Суффикс, образующий форму сравнительной степени прилагательного

Суффикс -est

Суффикс, образующий форму превосходную степень прилагательного

Намного сложнее дела состоят со словообразовательными суффиксами. Их намного больше, поэтому запомнить их несколько проблематичнее.

Как можно заметить, формообразующие суффиксы часто употребляются с глаголами и прилагательными, что отлично от русского. Это объясняется принадлежностью языков к разным группам.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема формообразующих суффиксов, хоть и является достаточно объемной, но в то же время не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Лингвистика и языкознание необходимы не только на факультете иностранных языков во время изучения теории и практики словообразования. Тема суффиксов не зря так рано рассматривается в школе, потому что даже ребенок в состоянии разобраться в этом вопросе. Пусть он и кажется сумбурным, но любой сможет выучить весь этот большой и странный список, который пригодится ему потом.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

    Для того,чтобы правильно ответить на этот вопрос,нужно вспомнить,что такое основа слова.

    Основой слова является часть слова без окончания,значит присиавка,корень и суффикс составляют основу многих слов. Но нужно учитывать,что сффикс,суффиксу рознь.

    В составе многих слов, существуют суффиксы,которые не образуют новое слово,а только меняют его форму.

    Такие суффиксы называют формообразующие .

    Формообразующие суффиксы не входят в состав слова.

    ПишУЩий;видИМый;

    Делать-делаЯ.

    На сколько мне известно, в основу слова не входят формообразующие суффиксы глагола -ти: идти, -ть: петь. -ся -сь: Смеешься, смеюсь. Суффикс глагола прошедшего времени:-л-: пел. Суффиксы деепричастия -в, -а,-я,-вши не входят в основу, потому что они образуют особую форму глагола. То есть относятся к формообразующим. Для школьной программы и егэ это так. В словах СделаВ, делаЯ, сняВШИ и им подобным суффиксы не войдут с основу.

    В основу слова входят морфемы, образующие само слово, то есть - приставки, корни и словообразущие суффиксы, а вот формообразующие суффиксы в основу не вхожи и поэтому при выделении основы мы их отбрасываем.

    Формообразущими суффиксами являются: суффиксы причастий, деепричастий, суффикс глаголов прошедшего времени - л , суффиксы неопределенной формы (инфинитив) глагола - ть и ти , суффиксы у глаголов в повелительном наклонении, суффиксы прилагательных и наречий сравнительной степени - ее , ше , ей .

    Для того, чтобы назвать суффиксы, не входящие в основу слова, необходимо вспомнить, что такое основа.

    Под основой, в самом общем смысле, подразумевают все те морфемы, которые образуют слово (но не его формы, не словоформы!).

    Так, например, мы имеем слово стол. Основа - стол. У этого существительного есть различные формы - столом, стола, столе и так далее. Но во всех этих формах основой останется стол.

    При помощи суффикса, как правило, образуются новые слова. И эти суффиксы непосредственно входят в основу и нам, в данном случае, не нужны.

    Но и такие суффиксы, которые расположены вне основы. И дело не в их позиции, а в их функции:

    1. В первую очередь, это так называемые инфинитивные суффиксы: -ть- и -ти-. (бежать, пойти)
    2. Суффикс, образующий прошедшее время глагола: -л-. (играл, умывался)
    3. Суффикс повелительного наклонения: -и-. (заходи, берегись)
    4. Суффиксы простых форм сравнительной степени: -ее-, -ей-, -ше-. (красивее, наглядней, краше)
    5. Иногда к этому же ряду относят и суффиксы возвратности - постфиксы -ся, -сь. (засмотрелся, улыбнись).

    И некоторые менее часто в языке встречающееся.

    Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими, формообразующий суффикс образует только форму слова, поэтому формообразующие суффиксы и не входят в основу слова в отличие от словообразующих, к формообразующим суффиксам относятся следующие суффиксы.

    Мало сказать, что формообразующие суффиксы не включаются в основу слова, стоит еще и указать, какие именно суффиксы считаются формообразующими (чтобы не возникало вопросов типа: входит ли суффикс Л или СЯ, например, в основу слова).

    Итак, для ознакомления со всем перечнем формообразующих суффиксов предлагаю посмотреть таблицу, в ней же и примеры слов с этими суффиксами:

    Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими. Формообразующий суффикс, как я думаю, понятно из его говорящего названия, образует только форму слова, то есть по существу получается то же слово, но в иной форме. Поэтому формообразующие суффиксы не входят в основу слова.

    Назову в качестве формообразующих суффикс следующие:

    1)все суффиксы сравнительных степеней прилагательных и наречий,например:

    светлый -светлее , светлейш ий;

    громко - громче ;

    2) суффиксы причастий:

    гремящ ий, стелющ ий, заиндевевш ий, клеим ый, неотъемлем ый, посеянн ый, поклеенн ый, растрт ый;

    3) суффиксы деепричастий: засеяв , засеявши , нсш и, видя , слыша ;

    4) суффикс глаголов прошедшего времени: прошл , надеял ась.

    Насчет инфинитива существует разное мнение: сдающие ЕГЭ относят -ть, -ти, -чь в конце инфинитива к окончанию;

    а сдающие ЦТ - к формообразующим суффиксам. Вот такая разноголосица - чересполосица.

    В русском языке есть правило, согласно которого в основу слова не могут быть включены так называемые формообразующие суффиксы, с помощью которых от исходного слова получается новая форма. К таким суффиксам относятся глагольные суффиксы с помощью которых образуется неопределенная форма - это -ТЬ и -ТИ, пример: думает - думать. Не входят в основу и глагольные суффиксы прошедшего времени - это суффикс -Л. Пример Думает - Думал.

    Помимо этого в основу слова не войдут формообразующие суффиксы деепричастий - это -Я, -В, -А, -ВШИ, суффиксы причастий: -Ем, -Им, Ющ, -Ящ и некоторые другие, суффиксы сравнительной степени у прилагательных: -Ее, -Ей.

  • Суффиксы бывают двух видов: словообразующими и формообразующими. Так вот, как раз вторые не входят в основу, потому что они не создают новое слово, а лишь преобразовывают его. К этим суффиксам относится:

    • деепричастный суффикс;
    • страдательных причастий;
    • действительных причастий;
    • неопределенной формы глагола;
    • прошедшего времени глаголов;
    • степени сравнения прилагательных и наречий на гласные буквы о и е.
  • К таким суффиксам, которые не входят в основу слова, относят формообразующие (или словоизменительные) суффиксы - которые помогают образовывать новые формы слова.

    Часто такие суффиксы употребляются в глаголах .

    Суффикс ть или ти - участвует в образовании инфинитива:

    суффикс л участвует в образовании формы прошедшего времени у глагола:

    Бывают случаи. когда формообразующий суффикс стоит после окончания:

    Не включаются в основу слова также суффиксы, образующие сравнительную степень наречий и имен прилагательных:

    • умн-ее, взросл-ее.

    И еще не включаются в основу слова суффиксы в именах причастных и деепричастных:

    • руковод-ящ -ий, свет-ящ -ийся,
    • руковод-им -ый, влек-ом -ый,
    • зажиг-ая , увлек-ши -сь

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж- ок , рам- оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

    суффикс –ть ( -ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде- ть , нес- ти

    суффикс -л- - форму глаголов прошедшего времени: чита- л , дума- л .

Суффиксы –ть ( -ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
: пойд(ем)- те, поед(ем)- те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю) сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

    словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.

    словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных
-ник- :

лес -ник , школь -ник , уче -ник , троеч -ник , спут -ник , курорт -ник , льгот -ник , суббот -ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель- ск (ий), деревен- ск (ий), мор -ск (ой), москов- ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс
-ник -, - от - . - ок - ( гриб-ник, крас- от (а), друж- ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот- ск (ий) ) - для образования только прилагательных; - ыва -,- ива - ( обдум- ыва -ть ) - только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

    от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;

    от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;

    от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

    суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь - доч- к (а) - доч- еньк (а), дом - дом- ик ;

    увеличительное значение: рука - руч- ищ (а) ;

    суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон- ёнок , ут- ёнок ;

    для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи- тель , трактор- ист , москв- ич , сибир- як , академ- ик , груз- ин , кавказ- ец и т.д;

    для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав- щиц (а), мастер- иц (а), фельдшер- иц (а), осет-ин- к (а), машин-ист- к (а), писатель- ниц (а) и т.д

    выражение отношения к лицу: хитр юг а, жад юг а, мал явк а, коз явк а, лен тяй , слюн тяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс - тель в конце слова - существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс -
от - - существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс -
ск - - прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после
Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья - [врун’ / й’ / а] , эмиграция - эмигр, двое - дв, лисьего [л’ис’/ й’ /ива], лисьей [л’ис’/ й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

    Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) - стар-инн(ый) корень стар -, окончание -ый ;

    Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар- ин (а) , в котором -ин - - суффикс, выделяем его: стар- ин- н(ый) .

    Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-

    Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород (ый) (от огород), мод- н (ый) (от модный), осен- н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.

    Вывод: стар- ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Пример

Их работа

Образуют существительные

-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-

рыба - рыб к а
ключ - ключ ик
замок - замоч ек
друг - друж ок
рука- руч еньк а
лиса- лис оньк а
Ваня – Ван ечк а
игла – игол очк а
дед – дед ушк а
поле - пол юшк о

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-

лес - лес ник
возить - воз чик
барабан - барабан щик
учить - учи тель
учить - учитель ниц а
радист - радист к а

Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

Образуют прилагательные

-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-

скала - скал ист ый
город - город ск ой
горох - горох ов ый
шаль - шал ев ый
лето - лет н ий

Образуют глаголы

-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)

звук – звуч а ть
рана –ран и ть
белый – бел е ть
зима – зим ова ть
кольцо - кольц ева ть
укачать - укач ива ть
открыть -откр ыва ть

-ся-(-сь-)

учить - учить ся - учу сь
лечить - лечить ся - лечу сь

Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.

Формообразующие суффиксы

-ть-
-ти-

чита ть
нес ти

Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

-л-

читаю – чита л ;
говорю - говори л

Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова - чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .