Болезни Военный билет Призыв

Военная служба вид федеральной государственной службы. Военная служба как вид государственной службы: особенности организации и прохождения. От призыва на военную службу освобождаются граждане

1. Отличия военной службы. Военная служба, являясь по своей природе и по определению видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "устранил" особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности.

Однако наблюдатели считают, что иначе обоснованный спрос - игра премьер-министра Виктора Орбана, который хотел бы отвлечься от того факта, что он сам является главным троянцем России в Центральной Европе. Румыния должна оставаться предсказуемой любой ценой.

Самая большая проблема союзников над Румынией - это возможная непредсказуемость нашей страны. Вот почему приглашение Китая войти в стратегические сектора в Румынии в прошлом году, чувствительное к национальной безопасности, особенно коммуникациям и энергетике, вряд ли укрепит евроатлантический профиль Румынии в глазах ее союзников.

Семантическое значение слова "особый" заключается в том, что предмет или явление, обладающие определенным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Применительно к предмету исследования необходимо выявить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированы ее сущностью и не характерны для других видов государственной службы, т.е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. можно выделить отличия военной службы.

На церемонии в Баку сначала участвовал только министр молодежи и спорта Габриэлы Сабо, который участвовал в Румынии. Эрдоган стал висцерально антиамериканским, тем более, что он начал верить, что его великий враг, Фетхуллах Гюлен, Пенсильванский Имам, станет инструментом американцев, который удалял его от власти.

Сторонники бывшего президента Траяна Бэсеску по-прежнему считают, что американцы были бы сердиты в отношении Румынии с момента приостановки президента, в летнее время. Мы гордимся тем, что на американских баз из МК и Девеселу, хотя румынские власти, например, Министерство регионального развития, в то время заведовал Елены Удреа, не действуют должным образом финансировать местную инфраструктуру в них нуждается.

Наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах. Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, в целом характерны следующие признаки:

Для того, чтобы оправдать вариант, румынская объяснил американцам, что признание Косово Румынией даст серб глаза вверх, что позволит Румынии стать своего рода наставником их впереди европейской интеграции. Но план - если бы был согласованный план - вообще не работал. Сербия остается настоящим придатком России на Балканах.

Был также эпизод «Бектел», который несправедливо дается демонстративно как пример «американской коррупции», хотя в нем не упоминаются препятствия, которые этот важный подрядчик Пентагона встретил в Румынии. Против Шеврона мобилизовали депутатов, мэров, представителей Православной Церкви, новостных телевизоров. Недавно Румыния оставила еще одного важного американского инвестора, а также по политическим мотивам.

Специфика выполняемых задач и функций;

Наличие специальных принципов в организации службы;

Особые условия службы, нередко сопряженные с риском;

Наличие профессиональной специфики;

Особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.);

Но американские инвесторы, заинтересованные в аэропорту Анри Коанды, не понимают, почему есть неясные разговоры о возможной приватизации аэропорта вместо международных аукционов или пакетов акций этой компании. В то же время аэропорт является стратегическим национальным интересом, и его поглощение Катаром, пресловутым спонсором Исламского государства Сирия и Ирака и ливийскими джихадистами, будет трудно объяснить союзникам. Однако это означает дефицит в 1, 1 млрд евро в год для Румынии. Этот дефицит может быть компенсирован германскими инвестициями в Румынии.

Наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;

Особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения испытательного срока, аттестации, прекращения службы;

Наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;

Германия занимает третье место среди иностранных инвесторов в Румынии. Но инвестиции Германии в нашу страну находятся на скромном уровне по сравнению с присутствием Германии в других странах Центральной и Восточной Европы. Польша занимает первое место среди немецких инвестиций в этом регионе с 25 млрд евро, а Венгрия поглотила около 20 млрд. Евро, а инвестиции Германии в Румынии составляют всего 6, 5 млрд.

Одна из главных причин нежелания немецких инвесторов к румынскому рынку - политическая. Немецкие инвесторы знают, что присутствие этих банков в стране также является политическим сигналом, который показывает, что федеральное правительство поощряет инвестиции в эту страну. Но в Румынии пока нет немецких банков.

Особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной);


Специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т.п.)*(110).

Как видно, многие из перечисленных отличительных признаков имеют особый характер.

Отдельные разновидности государственной службы имеют различия в своем статусе, обусловливающие отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации.

С другой стороны, маловероятно, что власть Бухареста в этом отношении не предприняла шаги в Берлине. Хотя расписание было включено в договор о приватизации, румынская сторона не выполнила своего обязательства, поставив под угрозу немецкую компанию. Пока Румыния не сможет решить этот вопрос в двусторонних отношениях с Германией на политическом уровне, в том числе вопрос о присутствии немецких банков на румынском рынке, не будет значительных изменений в росте немецких инвестиций в Румынии.

Партнерство между Румынией и Германией на европейском уровне, похоже, не является объектом системного подхода. Берлин боится породить такие подходы, как «Немецкая Европа вместо европейской Германии» или, что еще хуже, клише о «Германской гегемонии» или даже «Четвертом рейхе», поскольку в настоящее время он распространяется в Греции и за ее пределами. По этой причине Германия хочет достичь консенсуса нескольких европейских стран вокруг своих инициатив или даже действовать через «прокси», если таковые имеются.

1. Федеральная государственная служба предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, т.е. обеспечения осуществления строго определенных задач и функций, возложенных на них государством по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих (в том числе военнослужащих) каждого ведомства по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов, в том числе тех, в которых законом предусмотрена военная служба, отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Конечно, есть много европейских тем, в которых Румыния и Германия имеют общий интерес, и в этом случае, вовлекая нас в продвижение наших интересов, мы также даем удовлетворение Германии, особенно если мы будем действовать в консультации с ним. Такой подход был бы полезен для Румынии, поскольку он также предполагает взаимность, то есть поддержку Румынией румынских инициатив.

Например, Польша обладала огромным талантом представить свои собственные национальные интересы в качестве щедрых инициатив, представляющих европейский интерес, и таким образом удалось получить поддержку Германии для таких масштабных проектов, как Восточное соседство или Европейское энергетическое сообщество. Пример: Румыния и Германия в Республике Молдова.

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них.

В своем поздравительном послании к Клаусу Иоханнису по случаю победы на президентских выборах канцлер Ангела Меркель также обнародовала оценку роли Румынии в европейской интеграции Республики Молдова. Другими словами, он дал румынам свободную руку над Прутом. Файл «Республика Молдова» был бы хорошей возможностью для Румынии поддержать Германию, продвигая ее собственные интересы, в соответствии с изложенным выше принципом.

Ангела Меркель была настолько унижена, особенно потому, что ее участие в Кишинэу было практически публичным. Восстания Берлина были хрусткими. Они выполнили, и Республика Молдова вступила в самый серьезный кризис за короткую историю. Хотя Германия была в основном румынским интересом, Бухарест покинул Ангелу Меркель в офсайде. Участие Румынии было чисто формальным в вопросе формирования нового правительства в Кишиневе. Если бы какая-то Румыния предпочла отступить и оставить Ангелу Меркель в одиночку, не задумываясь об этом заранее, в понимании с Германией, означает, что Берлин больше не понимает, чего действительно хотят румыны.

Целостность государства и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона "Об обороне").

Законодательством Российской Федерации до 2001 г. не предусматривалось использование Вооруженных Сил Российской Федерации на собственной территории по своему прямому предназначению - ведение боевых действий. Однако события последних лет показали необходимость их привлечения в отдельных случаях к решению задач в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта для сохранения целостности государства и обеспечения государственного суверенитета на всей территории государства, для чего потребовалось принятие специального закона.

Пограничные войска охраняют Государственную границу, и в этих целях они имеют право применять оружие, боевую технику и специальные средства (ст. 30 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1). На внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"). Войска гражданской обороны предназначены для реализации системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1 Федерального закона "О гражданской обороне").

Помимо выполнения задач в сфере обороны и безопасности Отечества, военнослужащие могут быть направлены за пределы Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами. Порядок их использования в указанных случаях установлен Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г., которым установлено, что военнослужащие в составе воинских формирований могут направляться за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. В соответствии с Концепцией предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств Содружества Независимых Государств 19 января 1996 г., военный персонал (военнослужащие) могут быть использованы в целях предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, а также постконфликтного построения мира.

Таким образом, военная служба в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т.е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.

2. Как и Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", согласно которому к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории "Б" и "В"*(111) (п. 1 ст. 2), так и Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" связывают понятия отдельных видов государственной службы с исполнением обязанностей на различных видах должностей государственной службы. Понятием государственной должности охватывается должность в государственных органах, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющие в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Военная служба не только учреждается в государственных органах, составляющих часть государственного аппарата, но и является основой деятельности специально создаваемых государством организаций (Вооруженных Сил, внутренних войск МВД России, пограничных войск и т.д.; воинских формирований).

Государственные должности категории "Б" и "В" являются государственными должностями государственной службы, включенными в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением некоторых случаев (нахождения в распоряжении, прикомандирования к государственным органам, учреждениям и т.д.). Воинской должностью определяются характер выполнения служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций государства в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. Президент Российской Федерации утверждает единый перечень воинских должностей, замещаемых только высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга). Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

Следовательно, посредством исполнения военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности.

3. Введение воинских званий наряду с квалификационными разрядами и дипломатическими рангами для отдельных видов государственной службы предусмотрено как Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", так и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации". Воинские звания могут присваиваться только военнослужащим.

Назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между военнослужащими. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего от рядового до маршала, т.е. то, что называется "служебной карьерой"*(112).

Основой взаимоотношений между военнослужащими по их воинским званиям являются отношения старшинства и подчиненности: начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, общественного порядка и формы одежды, а также правил поведения и отдания воинского приветствия; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. В дополнение к отношениям подчиненности военнослужащих по должности это служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке. Воинские звания оказывают существенное влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (например, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих, имеющих воинское звание от полковника (капитана 1 ранга) и выше, на дополнительную общую площадь жилого помещения). В соответствии со ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запрещено вводить для должностных лиц, сотрудников и служащих министерств, государственных комитетов и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений служебные, специальные звания или классные чины, аналогичные, т.е. подобные воинским званиям. По смыслу указанной нормы аналогичными являются звания, не полностью повторяющие воинские, а имеющие определенное с ними сходство.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения отдельных видов военизированной государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что указанная норма не выполняется, что отражает общую тенденцию военизации государственной службы в Российской Федерации. Так, например, воинскому званию "полковник" соответствуют специальные звания сотрудников органов внутренних дел (полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции*(113)).

4. Дисциплинарные отношения между военнослужащими, являющиеся частью военно-служебных отношений, строятся в соответствии с ДУ ВС РФ. Требования Устава обязательны для исполнения всеми военнослужащими независимо от присвоенных воинских званий, служебно-должностного положения и заслуг, а также места прохождения военной службы.

5. Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими, и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Указанные обязанности подчас сопряжены с боевыми действиями, под которыми понимается вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач. Риск для жизни характерен также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами.

6. В связи с особым характером исполняемых обязанностей в целях решения специфических задач для военнослужащих предусмотрены отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие и виды натурального обеспечения (продовольственного, вещевого и квартирного), а также социальные льготы.

Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. Известный военный юрист прошлого столетия В.Д. Кузьмин-Караваев писал: "Войско есть сила. Войско состоит из массы лиц, совокупно выполняющих функцию вооруженной силы государства. Эти два положения определяют существо войска, условия внутренней его жизни и главнейшие черты организации"*(114).

2. Особенности военной службы. Как было отмечено ранее, особенности военной службы предполагают наличие у нее признаков, не характерных для других видов государственной службы. Для военной службы характерны следующие особенности.

1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов (п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"). В качестве основного признака в указанном определении выделяется профессиональная деятельность, которая характеризуется непрерывностью, преемственностью и компетентностью и осуществляется на основе специальных знаний и навыков. Указанным Законом профессионализм называется в качестве одного из принципов организации государственной службы (ст. 5), который заключается в том, что государственный служащий исполняет обязанности на профессиональной основе, т.е. выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание.

Государственная служба как профессиональная деятельность является реализацией конституционного права граждан на труд, т.е. возможностью распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации), а также права на равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Указанные положения нашли свое отражение в принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой (ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации").

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации также реализуется их конституционное право на труд, т.е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Однако критерию свободного выбора профессии отвечает только поступление граждан на военную службу по контракту, а призыв на военную службу является одной из форм воинской обязанности граждан, т.е. прохождение военной службы на профессиональной основе происходит не всеми военнослужащими, а только поступившими на нее в добровольном порядке.

Указом Президента Российской Федерации "О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту" от 16 мая 1996 г. N 722 было установлено, что с весны 2000 г. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации переходят на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу. Однако Указом от 11 ноября 1998 г. N 1356 в Указ Президента Российской Федерации N 722 были внесены изменения, в соответствии с которыми переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту, будет осуществляться по мере создания необходимых условий, прежде всего экономических. Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг.*(115), согласно которой предполагается планомерное увеличение числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соединениях и воинских частях постоянной готовности. Таким образом, в полной мере признак государственной службы как профессиональной деятельности, в которой он применяется для характеристики других видов государственной службы, будет присущ военной службе в Российской Федерации только с переходом к армии, комплектуемой в добровольном порядке гражданами, заключившими контракт о прохождении военной службы, или проходящими ее на кадровой основе.

2. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военную службу и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине - Российской Федерации. Смысл этого торжественного акта заключается в том, что, произнося патриотические слова присяги, ярко выражающие существо воинского долга, военнослужащий или гражданин сознательно выражает и подтверждает свою готовность мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Факт принятия присяги имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с принятием присяги военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью; нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность. Отказ от принятия Военной присяги не допускается, поскольку в силу ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой согласно принципу прямого действия Конституции Российской Федерации должно быть предоставлено каждому гражданину независимо от принятия соответствующего федерального закона, устанавливающего порядок реализации указанного конституционного права граждан.

3. Обязательность военной службы. Эта особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов - очередных и по мобилизации. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России. В то же время Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от военной службы, а также в некоторых случаях освобождение от нее.

Во-вторых, после привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения. За недолжное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей невоенной (гражданской или военизированной) государственной службы.

Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" за несоблюдение обязанностей государственным служащим он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с УК РФ влекут уголовную ответственность военнослужащих. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (ст. 337); дезертирство (ст. 338); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ст. 339).

4. Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы - защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей, в условиях риска для жизни и здоровья военнослужащих, как правило, с оружием в руках.

5. Беспрекословность воинского повиновения всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие (ст. 9 ДУ ВС РФ), однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных органов и организаций.

6. Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие права и свободы военнослужащих, могут быть обжалованы как в служебном порядке - соответствующему начальнику, так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1).

Во-вторых, специфика защиты незыблемости воинского порядка проявляется в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.

7. Особым является статус военнослужащих - совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности. В то же время специфика военной службы предопределяет ряд ограничений основных прав и свобод, которые осуществлены законодательно. Таким образом, с началом военной службы ряд конституционных прав будет для военнослужащих ограничен в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих".

8. Военнослужащие в особом порядке привлекаются к правовой ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной и материальной).


Сущность военной службы как особого вида федеральной государственной службы

В соответствии с законом "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба является видом федеральной государственной службы. Частью 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации определено, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Законом, осуществляющим правовое регулирование военной службы, является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"*(105). Порядок прохождения военной службы регулируется соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237*(106), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами.

В соответствии со ст. 2 Закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами Российской Федерации: в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Прохождение военной службы осуществляется гражданами Российской Федерации по призыву и в добровольном порядке (по контракту). В Российской Федерации допускается прохождение военной службы иностранными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Возраст иностранного гражданина для поступления на военную службу по контракту в Российской Федерации устанавливается от 18 до 30 лет. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством. Срок военной службы иностранного гражданина в Российской Федерации составляет пять лет. По истечении данного срока военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами и которые не приобрели гражданства Российской Федерации, не вправе продолжать военную службу и увольняются с военной службы.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, установленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих"*.
В соответствии с установленной организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также системой штатных должностей существуют следующие формы военной службы:
- военная служба ;
- военная служба прапорщиков и мичманов;
- военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.

По способу поступления военная служба делится на военную службу по контракту и военную службу по призыву. Исходя из этого военнослужащих можно объединить в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.
Военную службу по призыву проходят солдаты, сержанты, старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из запаса, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, до заключения контракта.
Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Военная служба является особым видом федеральной государственной службы в Российской Федерации. Ей присущи все основные принципы государственной службы в Российской Федерации:
- законность, т.е. организация и осуществление военной службы на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством;
- внепартийность военной службы. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах не допускаются. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели;
- обязательность решений вышестоящих органов военного управления и должностных лиц для военнослужащих, нижестоящих органов военного управления и должностных лиц;
- подконтрольность и подчиненность органов военного управления и военнослужащих;
- равный доступ граждан Российской Федерации к военной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
- ответственность военнослужащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы.

Вместе с тем военная служба, основываясь на общих принципах государственной службы, является ее особым видом. Это связано с тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы предназначены для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации специальными методами, в том числе и военными, прямо связанными с вооруженной борьбой с противником с использованием вооружения и военной техники. В связи с этим военная служба имеет существенные особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Эти особенности дают основания считать военную службу особым видом государственной службы. Они являются следующими:
- Гражданин, поступающий или призываемый на военную службу, должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.
- Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Текст Военной присяги утвержден Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
До приведения к Военной присяге военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Отношения, связанные с военной службой, регулируются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. К указанным отношениям неприменимы нормы трудового и других отраслей права, регулирующих трудовые отношения.

Военная служба отличается повышенной обязательностью ее требований. После поступления (призыва) на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, прекращать выполнение служебных обязанностей, самовольно покидать место военной службы.
- Более строгая, по сравнению с гражданский службой, ответственность за служебные правонарушения.
- Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников). Однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие у военнослужащих персональных воинских званий, что обеспечивает ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Основное назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить отношения власти и подчинения во взаимоотношениях между военнослужащими. Это выражается, в частности, в том, что начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, правил поведения и отдания чести; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. Кроме того, воинское звание отражает служебный стаж и служебное положение военнослужащего. В связи с этим для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок.
Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих.

8. Наличие военной формы одежды и знаков различия. Военная форма и знаки различия регламентируются Президентом РФ.
Для анализа сущности военной службы как особого вида государственной службы в Российской Федерации важное значение имеет анализ военно-служебных отношений, являющихся основой этого вида государственной службы. Анализ этих отношений показывает, что они являются одним из видов воинских отношений и складываются по поводу организации и несения военной службы. Военно-служебным отношениям присущи такие характерные для всех воинских отношений черты, как высокая степень властности и распорядительности, обязательное наличие у субъектов гражданства, беспрекословность воинского повиновения, повышенная ответственность за правонарушения, наиболее оперативный и динамичный характер.

Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужащие, а также органы военного управления, организующие в рамках своей компетенции прохождение военной службы, боевую учебу, комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих поддержание воинской дисциплины и правопорядка.

Содержание военно-служебных отношений составляют отношения, связанные с прохождением военной службы, исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, а также с реализацией военнослужащими и другими субъектами этих отношений прав, исполнением обязанностей и несением ответственности, которые обусловлены военной службой.
Правовые нормы, регулирующие военно-служебные отношения, являются специальными правовыми нормами. Их действие распространяется на определенный круг лиц, несущих военную службу. Действие данных норм не распространяется на граждан, проходящих альтернативную службу, призывников, лиц, находящихся в запасе, если они в данное время не проходят военные сборы.
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе. Так, для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала он составляет 60 лет, для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет, для полковника, капитана 1 ранга - 50 лет, для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет. Для женщин-военнослужащих предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Начало, срок и окончание военной службы определяются ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Начало военной службы определяет для гражданина момент поступления на военную службу и приобретение статуса военнослужащего. С началом военной службы гражданин становится военнослужащим, на него начинает распространяться Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие права, обязанности и ответственность военнослужащих.
Так, для граждан в возрасте от 18 до 27 лет, призванных на военную службу, началом военной службы является день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.
Для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений.

Для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.
Срок военной службы определяет время, которое военнослужащий должен находиться на военной службе. Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определяется следующий срок военной службы для различных категорий военнослужащих:
- для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, - 12 месяцев;
- для , проходящих военную службу по призыву, - 24 месяца;
- для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - срок, указанный в контракте.

Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы. При этом срок контракта о прохождении военной службы исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу, т.е. со дня подписания его соответствующим командиром (начальником).
В срок военной службы не засчитывается: время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части; время отбывания ареста осужденным военнослужащим; время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста; время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего последним днем военной службы. С этого дня военнослужащий утрачивает статус военнослужащего. Он не пользуется правами военнослужащего, не исполняет обязанности военнослужащих, на него не распространяется юридическая ответственность, предусмотренная для военнослужащих.

При этом военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.

Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении (в частности, военная служба в районах Крайнего Севера и других местностях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.