Болезни Военный билет Призыв

Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин. Александр покрышкин. Александр - это защитник

Александр Иванович Покрышкин официально сбил 59 самолётов но на самом деле по словам сослуживцев 116

Александр Иванович Покрышкин — это прославленный советский лётчик-истребитель, Великой Отечественной войны. Он стал ПЕРВЫМ Трижды Героем СССР и единственным во время войны! Список Трижды Героев состоит всего из 23-х человек!

Александр Иванович Покрышкин родился 19-го марта 1913 года в городе Новосибирске, который тогда назывался Новониколаевск, в обычном деревянном доме, который стоял на берегу маленькой речки Каменка. Желание стать лётчиком появилось у него, когда Александр Иванович Покрышкин первый раз увидел самолёт! Это был прилетевший в Новосибирск агитационный самолёт. Покрышкину довелось потрогать крыло самолёта, после чего он сказал: « Буду только лётчиком!» Но путь от детской мечты до первого самостоятельного вылета оказался у него долгим и не простым!

По комсомольской путёвке Александр Иванович Покрышкин попадает в авиационную школу, но школа оказывается авиатехнической. Поначалу он не захотел там учиться, но ему сказали, что если не будешь учиться на авиатехника, то выложишь на стол комсомольский билет. Допустить такое в то время означало получить на всю оставшуюся жизнь «волчий билет» и Александр Иванович Покрышкин был вынужден продолжить учёбу на авиатехника.

Сначала Александр Иванович Покрышкин попал в авиацию в качестве военного авиатехника. Во время службы авиатехником для того, чтобы попасть в лётный состав он отправлял авиационному командованию рапорта с просьбой отправить его в училище лётчиков. Рапортов оказалось 39 штук, и ВСЕ они остались БЕЗ ОТВЕТА! Помощь неожиданно оказал начальник краснодарского аэроклуба, к тому же гражданского учреждения! Во время учёбы в аэроклубе Покрышкин сам сделал АВИА ТРЕНАЖЁР, на котором отработал все элементы полёта. Поэтому, когда Александр Иванович Покрышкин полетел на самолёте с инструктором, стало ясно, что он может осуществить полёт самостоятельно! В 10-й полёт Покрышкина выпустили одного! Полёт он отлетал отлично! Пройдя полный курс обучения, Александр Иванович Покрышкин благополучно сдаёт все экзамены . После этого командование наконец-то сдаётся и направляет в Качинское авиационное лётное училище.

Великую Отечественную войну можно разделить на два этапа. Первый этап – это 1941-42-й года, когда советская армия проигрывала войну почти по всем статьям и в основном отступала. Первые два года войны советская армия держалась в основном за счёт трёх факторов – это российских расстояний, русской зимы и ценой НЕМЫСЛИМЫХ ПОТЕРЬ и в технике, и ОСОБЕННО в ЛЮДСКИХ РЕСУРСАХ! Второй этап – это, когда советская армия начала побеждать, правда, тоже ценой неимоверного КОЛИЧЕСТВА ЖИЗНЕЙ!

Жизнь Александра Ивановича Покрышкина тоже можно условно разделить на два этапа. Дело в том, что в первый день войны 22-го июня Александр Иванович Покрышкин сбил СВОЙ самолёт с красными звёздами! Трагичный, нелепый случай. При определённых условиях для Александра Ивановича Покрышкина он мог бы стать даже смертельным! Покрышкину в некоторой степени с натяжкой можно сказать повезло. Командование решило, какой смысл будет от ещё одной смерти в расположении части, вот если бы в бою…

На следующий день Александр Иванович Покрышкин сбивает в небе свой первый фашистский самолёт. Первая победа в небе далась Александру Ивановичу Покрышкину очень нелегко, учитывая груз предыдущей ошибки! Сложилось впечатление, как будто судьба ещё очень долго наказывала Александра Ивановича Покрышкина за допущенную ошибку!

Война продолжалась. В небе было десятикратное превосходство фашистов! Самолёты фашистов превосходили советские по всем техническим характеристикам! Немецкие лётчики в процессе обучения лётному делу, перед попаданием непосредственно на фронт, налётывали помимо обычного пилотажа, ещё и 200 БОЕВЫХ УЧЕБНЫХ часов полёта! Это были полёты с ПОЛНОЙ ИМИТАЦИЕЙ РЕАЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ. Советским лётчикам такая подготовка ДО попадания на фронт и во сне не снилась (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны» )! Сюда же нужно ещё добавить, что немецкие лётчики до войны с СССР уже приобрели реальный боевой опыт в Испании, Англии, Франции! Так же напомним, что многие советские лётчики, которые приобрели БОЕВОЙ опыт в Испании, были ДО, Великой Отечественной войны, РАССТРЕЛЯНЫ Сталиным. Так что наука побеждать в Великой Отечественной войне, давалась, СЛИШКОМ ДОРОГОЙ ценой!

Благодаря такой лётно-боевой подготовке НЕМЕЦКИЕ лётчики объективно реально являлись на тот момент лучшими в мире. Это ни в коей мере и ни в коем случае не принижает заслуг и способностей Александра Ивановича Покрышкина и других результативных советских лётчиков, просто речь идёт не об отдельных пилотах, а о ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ лётного состава. Так же на основе анализа и результатов боевых действий Второй Мировой войны необходимо констатировать факт, что вторыми в мире по КЛАССУ были ЯПОНСКИЕ лётчики. Если не говорить на эту тему долго, то достаточно привести один показательный факт. Японские лётчики КАМИКАДЗЕ были обучены летать на ИСТРЕБИТЕЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО с возраста в 14 лет! Вина за 3-е место в мире, наших советских лётчиков, лежит ни в коем случае не на самих лётчиках, а на командовании ВВС и руководителях СССР потому, что они не обеспечили соответствующие УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ пилотов!

Американские истребители Эйркобра поставляемые в СССР по Лэнд-лизу

Александра Ивановича Покрышкина ДВАЖДЫ СБИВАЛИ. Здесь нужно упомянуть один такой очень важный момент. Александру Ивановичу Покрышкину удалось остаться в живых, после того как он 2 раза был сбит, в большей степени благодаря тому, что он бОльшую часть времени воевал НЕ НА СОВЕТСКОМ, а НА АМЕРИКАНСКОМ истребителе « ЭЙРКОБРА»! Дело в том, что американский истребитель Эйркобра, Александра Ивановича Покрышкина имел одну очень важную техническую особенность, дающую ему, неоспоримое преимущество в отношении защиты лётчика! Как известно всё оружие истребителя стреляет только вперёд, поэтому истребитель сбивают сзади, заходя ему в хвост. На Эйркобре двигатель находился НЕ В НОСУ самолёта, а ЗА СПИНОЙ ЛЁТЧИКА. Соответственно двигатель Эйркобры, Александра Ивановича Покрышкина выполнял помимо основной функции ещё и функцию защиты лётчика от пуль и снарядов противника! Да, конечно, при попадании пуль и снарядов в двигатель он, как правило, выходил из строя, но ЛЁТЧИК ОСТАВАЛСЯ ЦЕЛ! Одних только американских истребителей Эйркобра, было поставлено в СССР по программе Лэнд-лиза, 6 000 штук!

Первый раз Александра Ивановича Покрышкина сбили 3-го июля при вылете на РАЗВЕДКУ ранним утром. Вылетели на разведку 2-мя парами. Сделали неправильный заход по долине вдоль реки. Там была немецкая переправа через реку. Соответственно их быстро заметили немецкие зенитчики. Истребителей противника в этом районе не было. Зенитчики открыли по ним мощный зенитный огонь. У немцев всегда было много зенитных орудий! Пришлось прижаться к воде. В это время Лукашевич из 1-й пары начал перестраиваться влево, а там оказался Александр Иванович Покрышкин и самолёты чуть не столкнулись. Уходя от столкновения, Покрышкин подлетел вверх метров на 50 над водой. В этот момент в мотор самолёта Александра Ивановича Покрышкина попадают три зенитных снаряда. Вода и масло из мотора потекли, самолёт продолжал еле-еле тянуть на высоте 50 метров.

Покрышкин попытался перелететь через линию фронта. В это время он увидел впереди небольшую долинку и решил сесть на неё. Но при подлёте к долине увидел, что по ней проходит дорога, а по дороге идёт немецкая колонна. Александр Иванович Покрышкин с трудом потянул в сторону через маленькую речку. Задавать крен самолёту было нельзя, поэтому он по мере возможности поворачивал, периодически понемногу, нажимая в сторону поворота и отпуская педали. В этот момент над холмом двигатель окончательно отказал и самолёт начал плашмя резко снижаться. Высота была очень маленькая, поэтому прыгать с парашютом было нельзя! Упёрся руками в приборную доску. Удар.

Американский истребитель Эйркобра пригнанный в СССР по программе Лэнд-лиз на лопастях эмблема Кертисс Электрик

Когда Александр Иванович Покрышкин очнулся, то увидел, что крылья лежат отдельно, хвост тоже отвалился, но сам он остался жив! Сразу отцепил парашют. Первая мысль была о том, что сейчас придётся отстреливаться. Взвёл пистолет, осмотрелся по сторонам, прислушался, не появились ли немцы. Время было 5 часов утра, солнечный день, птицы поют! Немцев поблизости не оказалось. Затем благодаря мысли, что застрелиться он всегда успеет, успокоился и пошёл в сторону своих войск! До своих Александр Иванович Покрышкин добирался около 3-х суток. При падении самолёта он, конечно, получил травмы, но без переломов! Была только небольшая трещина в кости ноги и некоторые ожоги. Пробыл 3 дня в санчасти. Затем приматывал к ноге, где была незначительная трещина, шину и так и продолжил вылетать на задания!

Основной причиной такого большого количества воздушных побед Александра Ивановича Покрышкина было его НЕСТАНДАРТНОЕ и НЕОЖИДАННОЕ ведение боя. Только это были хорошо ПРОДУМАННЫЕ неожиданности! Он действовал в бою безошибочно. По инструкции предусматривалось ведение боя в основном в горизонтальной плоскости, на виражах, а Александр Иванович Покрышкин НАВЯЗЫВАЛ противнику воздушный бой на ВЕРТИКАЛЯХ! Так же Покрышкин применил и ещё одно НОВШЕСТВО. До этого стрельба из каждого вида оружия на Эйркобре управлялась отдельной кнопкой. Александр Иванович Покрышкин всё управление огнём своего истребителя ПЕРЕДЕЛАЛ на ОДНУ КНОПКУ, то есть ВСЁ ОРУЖИЕ на его истребителе начинало стрелять ОДНОВРЕМЕННО, при нажатии ОДНОЙ КНОПКИ! Вооружение истребителя Эйркобра было более мощным, чем на советских истребителях. В вооружение Эйркобры входила, в том числе пушка калибром 37 мм! Таким образом, если Александр Иванович Покрышкин из вооружения своего истребителя точно попадал в самолёт противника, то того попросту разносило в «пыль»! Ну и конечно одним из непреложных слагаемых его побед было БЕЗУКОРИЗНЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ САМОЛЁТОМ !

Так же Александр Иванович Покрышкин применял свой личный пилотажный приём, в большинстве случаев приносящий ему победу в воздушном бою, который назывался «соколиный удар». Он состоял в том, что он предварительно набирал большую высоту полёта, потом с этой высоты под большим углом пикировал на большой скорости на противника. Затем при приближении к противнику переходил на небольшой угол пикирования и, сохраняя большую скорость, стрелял по нему. Этот пилотажный приём Александра Ивановича Покрышкина был особенно эффективен при атаке многочисленной группы самолётов, к тому же он позволял атакующим выходить из боя почти без потерь! Для ещё большей эффективности таких атак Александр Иванович Покрышкин предварительно изучал техническое устройство немецких самолётов и всегда учитывал, с какой стороны лучше зайти на данный тип самолёта противника.

Однако независимый, прямой характер и нестандартное ведение боя Александра Ивановича Покрышкина нравились не всем! Однажды командир дивизии, несмотря на успехи в воздушных боях, сказал эмоционально Александру Ивановичу Покрышкину: »Всех буду награждать, ты наград не жди!» Дальше больше, в 1942-м году по формулировке «за нарушение требований устава истребительной авиации» Александра Ивановича Покрышкина исключают из партии и переводят в запасной полк. В, добавок к этому, в военном трибунале на него заводят дело.

Однако от полётов Покрышкина НЕ отстранили. Начиная с 1943-го года у Александра Ивановича Покрышкина, начинается новый этап в жизни. В 1943-м году после трёх месяцев воздушных боёв 24-го мая он получает первую звезду героя Советского Союза за номером 993! С этого момента ему стало помогать то, что раньше мешало. Его формулу высота, скорость, манёвр, огонь стали использовать все! Александра Ивановича Покрышкина назначают командиром полка и следом командиром дивизии. При этом он продолжает летать. Его американский самолёт Эйркобра, наводит на врагов панику! В 1944-м году Александр Иванович Покрышкин был награждён третьей Звездой Героя!!! Указ награждения был опубликован во всех газетах страны! Торжественное награждение прошло в Кремле.

За захват плацдарма за рекой Вислой, Александра Ивановича Покрышкина наградили самой ценной для фронтовика наградой – отпуском домой на 5 дней! Когда он приехал в Новосибирск, его встречало полгорода! Все хотели его увидеть, поздороваться, поговорить. В результате Александр Иванович Покрышкин провёл непосредственно с родными 1 день. Со своей женой Марией, Покрышкин познакомился на фронте – она была медсестрой. В конце войны у них родится дочь, а после войны сын!

Весна 1945-го года в Европе выдалась ранняя. Грунтовые аэродромы развезло. Фашисты взорвали бетонные взлётные полосы на своих германских аэродромах. Советские войска стремительно наступали, и им нужна была поддержка с воздуха. Александр Иванович Покрышкин предложил использовать в качестве взлётной полосы прямой участок шоссе Бреслау – Берлин (качество немецких автомобильных дорог! ). В небе Германии Александр Иванович Покрышкин сбил свой 59-й фашистский самолёт в 156-ти воздушных боях. Цифра 59 сбитых самолётов закрепилась за ним официально, но ПО ДАННЫМ СОСЛУЖИВЦЕВ Александра Ивановича Покрышкина, он сбил 116 самолётов!

Потом был парад Победы. Александр Иванович Покрышкин на параде в звании полковника нёс Знамя Первого Украинского фронта! Затем он выучился и окончил академию Фрунзе и продолжил служить в авиации. После войны он продвигался по службе, получая новые должности и звания, но годы войны остались для него самыми звёздными!

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (по старому стилю 21 февраля) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь‑инструментальщик.


В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.


В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 "Аэрокобра", отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Второй медали "Золотая Звезда" Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали "Золотая Звезда".

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе - 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году - звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех "Золотых Звезд", 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два - Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" 3 степени, медали.

Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.

Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро "Покрышкинская". В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.



Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей - сына Александра и дочь Светлану.

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку

Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».

В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.

В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.

Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.

А. Покрышкин в годы Великой Отечественной

Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.

В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.

А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)

С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.

Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.

После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. - военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.

Александр Иванович Покрышкин — выдающий советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Его талант непревзойденного мастера воздушного боя наиболее полно раскрылся в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Он родился 6 марта 1913 г. в г. Новониколаевске (ныне — г. Новосибирск) в семье рабочего-каменщика. В 15 лет после окончания 7 классов школы начал свою трудовую деятельность. Получил профессию слесаря-инструментальщика. С июня 1932 г. в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1933 г. окончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934-м — Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в г. Ленинграде.


Выпускник Пермской школы авиационных техников Александр Покрышкин

Службу начал техником авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. В это же время постигал азы летного искусства в Краснодарском аэроклубе. В 1939 г. с отличием окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. В качестве младшего летчика его направляют для дальнейшего прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк (иап) ВВС Одесского военного округа. Одним из первых он освоил новый истребитель МиГ-3, поступивший на вооружение полка в апреле-мае 1941 г.

Начало Великой Отечественной войны застало старшего лейтенанта А.И. Покрышкина в должности заместителя командира эскадрильи 55 иап ВВС Южного фронта. Уже 23 июня 1941 г. он открывает счет своим будущим многочисленным победам, уничтожив в воздушном бою в районе р. Прут вражеский истребитель Me-109. В течение последующих месяцев в полосе действия Южного фронта отважный летчик сбивает еще несколько самолетов противника, активно участвует в штурмовках вражеских войск и ведении воздушной разведки.


А.С. Закалюк. Бой А. Покрышкина в районе Запорожья. 1941 г.

В этот период, по воспоминаниям его сослуживцев, началось формирование будущего воздушного мастера. Все свои наблюдения и размышления он заносил в особую тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Позднее ее первичные наброски приобретают аналитическую направленность в оценке успехов и неудач воздушных боев с личным участием А.И. Покрышкина и его боевых товарищей. На основе накопленного опыта Александр Иванович разработал много новых тактических приемов истребителей, получивших широкое распространение в советской авиации в годы войны. Он один из первых в ВВС Красной Армии стал практиковать «свободную охоту» на неприятельские самолеты, умело используя тактику прославленных германских воздушных асов против них же самих. В горниле боев и сражений рождалась знаменитая «покрышкинская» наука побеждать.


Страница тетради «Тактика истребителей в бою»

К концу 1941 г. кавалер высшей государственной награды страны — ордена Ленина старший лейтенант А.И. Покрышкин совершил 190 боевых вылетов и был признан одним из лучших воздушных разведчиков в авиационном полку.

В марте 1942 г. командованием авиаполка капитан А.И. Покрышкин первый раз представляется к званию Героя Советского Союза. В его наградном листе было отмечено, что «за время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника — 63; на разведку войск противника — 133; на сопровождение своих бомбардировщиков — 19; на прикрытие своих войск — 29; на перехват самолетов противника — 36; на разведку со штурмовкой — 8». К сожалению, обстоятельства сложились так, что высокая награда обошла героя.

Своей первой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 16-го гвардейского авиаполка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан А.И. Покрышкин удостоился 24 мая 1943 г. за многочисленные победы в небе над Кубанью. Во время ожесточенных воздушных сражений в полной мере проявляется его незаурядный талант летчика-истребителя — новатора тактики воздушного боя.


Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин. Лето 1943 г.

Он первым широко стал использовать боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во всех подразделениях истребительной авиации ВВС КА. Им также были апробированы новые приемы воздушного боя: «ножницы», «соколиный удар», «клещи», «качели», «бои на вертикалях». Выступая активным сторонником наступательного боя, Александр Иванович постоянно руководствуется краткой формулой боя: «Высота, скорость, маневр, огонь» и всегда выходит победителем.

К маю 1943 г. А.И. Покрышкин выполнил 363 боевых вылета, уничтожив только по официальным данным 30 самолетов противника (реально воздушных побед было значительно больше).

Особое внимание Александр Иванович уделял подготовке летных кадров, их боевой выучке. 30 летчиков, прошедших «школу А.И. Покрышкина», стали Героями Советского Союза, а 3 из них — дважды.

24 августа 1943 г. его грудь украсилась второй медалью «Золотая Звезда». Советское государство высоко оценило умелое руководство подчиненным личным составом, личное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. К этому времени за плечами гвардии майора А.И. Покрышкина было 455 боевых вылетов, многочисленные воздушные бои на юге Украины.

В 1943 г. его признают одним из самых результативных советских летчиков-истребителей. Это о нем президент США Франклин Рузвельт восхищенно скажет: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны».

В феврале следующего года командующий ВВС КА маршал авиации А.А. Новиков предлагает гвардии подполковнику А.И. Покрышкину возглавить структуру боевой подготовки истребительной авиации (ИА) ВВС. Перед ним открывается перспектива быстрого карьерного роста. Однако Александр Иванович отказывается от заманчивого предложения с просьбой продолжить службу в родном гвардейском полку.

В марте 1944 г. его назначают командиром 16-го гвардейского авиаполка 4-го Украинского фронта, в составе которого он воевал с первых дней войны. Уже в июле того же года дважды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вступает в должность командира 9-й гвардейской Мариупольской авиационной дивизии с присвоением очередного воинского звания. В составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия под его командованием участвует в воздушном сражении по уничтожению Бродской группировки противника на Ясском направлении. Несмотря на все запреты и массу неотложных дел, прославленный комдив не раз находил время на боевые схватки с врагом в воздухе. В течение года он записывает на свой счет еще 7 уничтоженных вражеских самолетов.

19 августа 1944 г. за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 г. в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, гвардии полковник А.И. Покрышкин первым в СССР удостоен третьей медали «Золотая Звезда» Героя.


Бюст трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина на родине в Новосибирске. Скульптор — М.Г. Манизер, архитектор — И.Г. Лангбард

В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции части 9-й авиадивизии прикрывали от ударов вражеской авиации соединения 3-й танковой армии. За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на львовском направлении дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. В Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях её части в составе 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии успешно выполняли боевые задания по прикрытию войск 3-й гвардейской танковой армии, 5-й гвардейской и 52-й армий. За образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании р. Одер юго-восточнее Бреслау (Вроцлав) дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

На завершающем этапе войны её части успешно действовали в Берлинской и Пражской наступательных операциях. За овладение г. Виттенбергом дивизия была награждена орденом Ленина, а за отличия в боях за Берлин ей было присвоено наименование «Берлинская». Всего летчики 9-й гвардейской истребительной авиадивизии в годы Великой Отечественной войны уничтожили 1147 вражеских самолетов, а полковник А.И. Покрышкин выполнил более 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных боях, официально сбил 53 вражеских самолета лично и 6 - в составе группы.

24 июня 1945 г. полковник А.И. Покрышкин участвует в знаменитом Параде Победы на Красной площади. Ему как прославленному герою доверяют нести штандарт 1-го Украинского фронта.


Б. Мухин. Сталинские соколы. Плакат. 1947 г.

После окончания в 1948 г. Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) получает назначение в Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он успешно осваивает реактивную технику. Среди первых поднимается в небо на турбореактивном истребителе МиГ-9, поступившем на вооружение ВВС и ИА Войск ПВО страны.


Слушатели Военной академии имени М.В. Фрунзе. Рядом с А.И. Покрышкиным в учебной аудитории дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков

С января 1949-го по июнь 1951 г. он — заместитель командира 33-го (в июне 1949 г. переименован в 88-й) истребительного авиакорпуса ПВО. В 1951-1955 гг. — командир этого же соединения. В августе 1953 г. ему присваивают звание генерал-майора авиации. В феврале 1955 г. возглавляет истребительную авиацию Северо-Кавказской армии ПВО. Потом очередная учеба — слушатель авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне - Военная академия Генерального штаба ВС РФ). Ее А.И. Покрышкин окончил в 1957 г. с отличием.

В январе следующего года вступает в должность командующего 52-й воздушной армией ПВО Московского военного округа. В феврале ему присваивают очередное воинское звание — генерал-лейтенант авиации. В августе следующего года приказом Министра обороны СССР № 01393 А.И. Покрышкин назначен командующим 8-й армией ПВО — заместителем командующего войсками Киевского военного округа по противовоздушной обороне. Под его руководством объединение достигает высоких результатов в боевой и политической подготовке, с успехом решает сложные учебно-боевые задачи.

Как и в годы Великой Отечественной войны, Александр Иванович в должности командующего армией при решении стоящих задач проявлял завидную настойчивость, творчество и инициативу. В числе первых командармов в Войсках ПВО страны он освоил полеты практически на всех типах советских истребителей 1950-х — начала 1960-х гг.

В июле 1968 г. генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин назначен на должность заместителя главнокомандующего — члена Военного совета Войск ПВО страны. В следующем 1969 г., успешно защитив диссертацию по применению сетевого планирования в Войсках противовоздушной обороны, стал кандидатом военных наук.


Заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин

24 декабря 1971 г. VII Всесоюзный съезд Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОССАФ) единодушно избрает А.И. Покрышкина председателем центрального комитета (ЦК) общества. Приказом Министра обороны СССР № 012 от 8 января 1972 г. он прикомандирован к ДОСААФ с оставлением на действительной военной службе. 16 декабря того же года за выдающиеся заслуги перед Отечеством ему присвоено высокое воинское звание «маршал авиации».


Маршал авиации А.И. Покрышкин

За годы работы Александра Ивановича во всесоюзном обществе сложилось много интересных форм патриотического воспитания советской молодежи, направленных в первую очередь на формирование высоких гражданских позиций подрастающего поколения, подготовки его к военной службе. Творческий подход к ведению оборонно-массовой работы среди молодежи привел к значительному увеличению числа обучающих призывников, повысил уровень их подготовки по 35 военно-учетным специальностям.

Однако в 1981 г. в связи с ухудшением здоровья маршал авиации А.И. Покрышкин был вынужден сложить с себя полномочия председателя ЦК ДОСААФ. 11 ноября 1981 г. приказом Министра обороны № 01067 он включен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР в качестве военного инспектора-советника.


Учетно-послужная карточка маршала авиации А.И. Покрышкина

Активно участвовал Александр Иванович и в общественно-политической жизни страны, являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов, членом Президиума Верховного Совета СССР 9-го созыва.

Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й ст., орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Творческое наследие прославленного аса представлено рядом трудов, в которых нашли отражение славный боевой путь советского маршала и его боевых товарищей, взгляды и размышления на применение истребительной авиации в войне. В золотой фонд отечественной военной литературы вошли книги А.И. Покрышкина: «На истребителе» (Новосибирск, 1944), «Крылья истребителя» (Москва, 1948), «Небо войны» (Москва, 1956-1975), выдержавшая пять изданий, «Твоя почетная обязанность» (Москва, 1976), «Познать себя в бою», изданная посмертно (а впоследствии и переизданная) в 1986 г.

В 1999 г. свет увидел еще один уникальный труд — «Тактика истребительной авиации», работу над которым Александр Иванович начал в годы войны, но не успел завершить. Рукопись книги была любезно предоставлена его супругой — Марией Кузьминичной Покрышкиной и подготовлена к изданию представителями Новосибирского фонда А.И. Покрышкина.


Варианты атак немецких самолетов разных типов. Покрышкин А.И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск, Издательский дом «Сибирская горница», 1999

Скончался прославленный маршал 13 ноября 1985 г., похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Отечество свято чтит светлую память о нем. Имя маршала авиации А.И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета № 3348, открытая советским астрономом Н.И. Черных, остров на Дальнем Востоке, новая станция Новосибирского метрополитена.


Памятник маршалу авиации А.И. Покрышкину в г. Новосибирске. Скульптор — народный художник России М. Переяславец, архитектор - Ю. Бурика

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Александр Покрышкин является ярким примером героизма и патриотизма. Этот советский летчик-ас стал первым трижды Героем Советского Союза, дослужился до Маршала авиации СССР.

Краткая биография

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (современный Новосибирск). Его родители были рабочими на фабрике. Александр с детства посвящал много времени учебе.

С 12 лет Саша был увлечен авиацией. Он с восхищением наблюдал полеты первых самолетов.

Период учебы

После того, как Александр Покрышкин окончил -7-летнюю школу в 1928 году, он устроился работать на стройку. Через 2 года он поступил в Новосибирское техническое училище , где обучался профессии слесаря-лекальщика.

Еще через 1,5 года Александр учился на вечернем отделении института сельскохозяйственного машиностроения. Параллельно с учебой он работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой» .

Начало службы в Красной Армии

Летом 1932 года Александр Покрышкин добровольно поступил на службу в Красную Армию. В первый год службы он отучился в Пермской авиационной школе на авиатехника.

Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде.

В конце 1934 года Александр стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года.

В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

Служба в период Великой Отечественной войны

Александр Покрышкин прошел всю войну: с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го . Из-за близости к границе, его аэродром подвергся бомбардировке в первый же день войны.

Первый год войны

В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109 . 3 июля, одержав ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.

Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ.

К середине ноября 1941 года летчик-ас выполнил 190 боевых вылетов , в том числе подавляющее большинство - 144 вылета - на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 - в группе.

1942-й год

С 1942 года Покрышкин служил на Южном и Северо-Кавказском фронтах . Он находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Последний совершенно не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации.

Серия их конфликтов привела к тому, что Александра сначала сняли с должности, затем исключили из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка «слепили» дело против него , которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку.

Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

За 1942 год А.И. Покрышкин сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 - в группе.

1943-й год

9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», Покрышкин сбил Bf.109 .

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений Александр Иванович проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики.

Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели» , «кубанская этажерка» , и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

Сбить ведущего

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить ведущего . Как он понял из опыта 1941-1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза . За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 - в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943-го. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

1944-й год

В феврале 1944 года летчик-герой получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА - управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.

С начала мая 1944 года - вновь в боях на 2-м Украинском и с июля - на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Трижды Герой СССР

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз . Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

1945-й год

В 1945 году полковник Александр Покрышкин командовал дивизией в ходе различных наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе.