Болезни Военный билет Призыв

Ким ир сен капитан красной армии. Ким Ир Сен – всемогущий и загадочный. Северная Корея, Вождь и чучхе

Сегодня мы совершим первую большую экскурсию по Пхеньяну, а начнём со святая святых - мавзолея товарища Ким Ир Сена и товарища Ким Чен Ира. Мавзолей находится в Кымсусанском дворце, где когда-то работал Ким Ир Сен и который после смерти вождя в 1994 году был превращён в огромный пантеон памяти. После кончины Ким Чен Ира в 2011 году его тело также было помещено в Кымсусанском дворце.

Поход в мавзолей - это священная церемония в жизни любого северокорейского трудящегося. В основном туда ходят организованными группами - целыми организациями, колхозами, воинскими частями, ученическими классами. На входе в пантеон сотни групп с трепетом ожидают своей очереди. Иностранным туристам вход в мавзолей разрешён по четвергам и воскресеньям - гиды также настраивают иностранцев на благоговейно-торжественный лад и предупреждают о необходимости максимально парадно одеться. Наша группа, правда, в большинстве своем проигнорировала это предупреждение - ну нет у нас в путешествии ничего параднее джинсов и рубашки (надо сказать, что в КНДР очень не любят джинсы, считая это «американской одеждой»). Но ничего - пустили, естественно. А вот многие другие иностранцы, которых мы видели в мавзолее (австралийцы, западноевропейцы), играя роль по полной, оделись очень парадно - пышные траурные платья, смокинги с бабочкой…

Внутри мавзолея и на всех подступах к нему нельзя фотографировать - поэтому я попробую просто описать происходящее внутри. Сначала туристы ожидают своей очереди в небольшом павильоне ожидания для иностранцев, затем идут в общую зону, где уже перемешиваются с северокорейскими группами. На входе в сам мавзолей нужно сдавать телефоны и фотоаппараты, очень тщательный досмотр - с собой можно взять только лекарство от сердца, если в парадных залах с вождями вдруг кому-то станет плохо от благоговения. А дальше мы едем на горизонтальном эскалаторе по длинному-предлинному коридору, мраморные стены которого увешаны фотографиями обоих вождей во всём их величии и героизме - перемежаются фотографии разных лет, от молодой революционной поры товарища Ким Ир Сена и до последних лет правления его сына товарища Ким Чен Ира. На одном из почётных мест ближе к концу коридора была замечена фотография Ким Чен Ира в Москве на встрече с тогда ещё весьма моложавым российским президентом, сделанная в 2001, кажется, году. Этот помпезный длинный-предлинный коридор с огромными портретами, по которому минут 10 едет эскалатор, волей-неволей настраивает на какой-то торжественный лад. Даже иностранцев из другого мира настраивает - что уж говорить про трепещущих местных жителей, для которых Ким Ир Сен и Ким Чен Ир - боги.

Изнутри Кымсусанский дворец разделен на две половины - одна посвящена товарищу Ким Ир Сену, другая - товарищу Ким Чен Иру. Огромные мраморные залы в золоте, серебре и драгоценностях, помпезные коридоры. Роскошь и помпезность всего этого описать довольно трудно. Тела вождей лежат в двух огромных полутёмных мраморных залах, на входе в которые ты проходишь через еще одну линию досмотра, где тебя прогоняют через струи воздуха, дабы перед визитом в главные сакральные залы сдуть с простых мира сего последние пылинки. Непосредственно к телам вождей подходят по четыре человека плюс гид - обходим круг и кланяемся. Кланяться в пол нужно, когда ты находишься перед вождем, а также слева и справа - находясь за изголовьем вождя кланяться не нужно. В четверг и воскресенье вперемежку с простыми корейскими трудящимися идут и иностранные группы - интересно наблюдать за реакцией северокорейцев на тела вождей. Все в самых ярких парадных нарядах - крестьяне, рабочие, очень много военных в форме. Почти все женщины плачут и утирают глаза платками, мужчины тоже часто плачут - особенно поражают слёзы молодых худеньких деревенских солдатиков. Со многими в траурных залах происходят истерики… Люди плачут трогательно и искренне - впрочем, они в этом воспитываются с рождения.

После залов, где покоятся тела вождей, группы проходят по другим залам дворца и знакомятся с наградами - один зал посвящен наградам товарища Ким Ир Сена, а другой - наградам товарища Ким Чен Ира. Также показывают личные вещи вождей, их автомобили, а также два знаменитых железнодорожных вагона, в которых колесили по миру Ким Ир Сен и Ким Чен Ир соответственно. Отдельно стоит отметить Зал Слёз - самый помпезный зал, где нация прощалась с вождями.

На обратном пути мы снова минут 10 ехали по этому длинному-предлинному коридору с портретами - так получилось, что нас ехало несколько иностранных групп подряд, а навстречу, по другому эскалатору, к вождям, уже рыдая и нервно теребя платки, ехали одни корейцы - колхозники, рабочие, военные… Перед нами проносились сотни лиц, ехавших на вожделенную встречу к вождям. Это была встреча двух миров - мы смотрели на них, а они на нас. Меня очень поразили эти минуты на эскалаторе. Я чуть нарушил здесь хронологический порядок, поскольку за день до этого мы уже основательно поездили по регионам КНДР и получили о них представление - поэтому приведу здесь то, что написал в путевом блокноте по выходу из мавзолея. «Для них это - Боги. И это идеология страны. При этом в стране нищета, доносы, человек ничто. С учётом того, что в армии служат почти все минимум по 5-7 лет, и солдаты в КНДР вручную выполняют самую сложную работу, в том числе практически 100% национального строительства - то можно сказать, что это рабовладельческий строй, бесплатная рабочая сила. При этом идеология преподносит, что «армия помогает стране, и нам нужна еще более жесткая дисциплина в армии и вообще в стране для движения к светлому будущему»… А страна в среднем на уровне 1950-х годов… Но какие дворцы вождей! Вот как надо зомбировать общество! Ведь они, не зная другого, правда, любят их, они, если нужно, готовы убить за Ким Ир Сена и готовы умереть сами. Конечно это здорово - любить свою Родину, быть патриотом своей страны, можно также хорошо или плохо относиться к тому или иному политическому деятелю. Но то, как всё это происходит здесь - это за гранью понимания современного человека!»

На площади перед Кымсусанским дворцом можно фотографировать - особенно интересно фотографировать людей.

1. Женщины в парадных костюмах идут в мавзолей.

2. Скульптурная композиция у левого флигеля дворца.

4. Групповое фотографирование на фоне мавзолея.

5. Одни фотографируются, другие с нетерпением ждут своей очереди.

6. Я тоже сделал фото на память.

7. Пионерский поклон вождям.

8. Крестьяне в парадных одеждах ждут своей очереди у входа в мавзолей.

9. Военному призыву на 5-7 лет подлежит практически 100% мужского населения КНДР. При этом военнослужащие выполняют не только военные, но и общегражданские работы - повсеместно строят, пашут на волах в полях, работают в колхозах и совхозах. Женщины служат один год и в добровольном порядке - добровольцев, естественно, много.

10. Парадный фасад Кымсусанского дворца.

11. Следующая остановка - мемориал героям борьбы за освобождение от Японии. Сильный дождь…

14. Могилы павших стоят на склоне горы в шахматном порядке - чтобы каждый покоящийся здесь мог видеть с вершины горы Тэсонг панораму Пхеньяна.

15. Центральное место мемориала занимает воспеваемая в КНДР революционерка Ким Чен Сук - первая жена Ким Ир Сена, мать Ким Чен Ира. Ким Чен Сук умерла в 1949 году в возрасте 31 года при вторых родах.

16. После посещения мемориала направимся в пригород Пхеньяна, посёлок Мангёндэ, где родился товарищ Ким Ир Сен и где долгое время вплоть до уже послевоенных лет жили его бабушка с дедушкой. Это одно из самых священных мест в КНДР.

19. С этим смятым при выплавке горшком произошла трагикомичная история - не осознавая всей его святости, один из наших туристов постучал по нему пальцем. А наша гид Ким не успела предупредить, что трогать здесь что-либо категорически запрещено. Один из служащих мемориала заметил это и кому-то позвонил. Через минуту зазвонил телефон уже у нашей Ким - гида вызвали куда-то на проработку. Мы минут сорок гуляли по парку в сопровождении водителя и второго гида, молодого парня, который не говорил по-русски. Когда за Ким стало уж совсем тревожно, она, наконец, появилась - расстроенная и заплаканная. На вопрос, что ей теперь будет, она грустно улыбнулась и тихо-тихо сказала - «Какая разница?»… Так жалко стало её в этот момент…

20. Пока наша гид Ким была на проработке, немного погуляли по парку, окружающему Мангёндэ. На этом мозаичном панно изображён молодой товарищ Ким Ир Сен, покидающий родной дом и уезжающий из страны для борьбы с оккупировавшими Корею японскими милитаристами. А провожают его в родном Мангёндэ бабушка и дедушка.

21. Следующий пункт программы - памятник советским воинам, принимавшим участие в освобождении Кореи от Японии в самом конце Второй Мировой войны.

23. За мемориалом нашим солдатам начинается огромный парк, простирающийся по холмам вдоль реки на несколько километров. В одном из уютных зелёных уголков обнаружился редкий памятник старины - в Пхеньяне немного исторических памятников, поскольку город сильно пострадал во время Корейской войны 1950-1953 годов.

24. С холма открывается прекрасный вид на реку - какими родными кажутся эти широкие проспекты и панельные корпуса многоэтажек. Но как удивительно мало машин!

25. Самый новый мост через реку Тэдонган - последний из пяти мостов, предусмотренных послевоенным генпланом развития Пхеньяна. Он был построен в 1990-е.

26. Неподалёку от вантового моста находится крупнейший в КНДР 150-тысячный Стадион Первого Мая, на котором проходят главные спортивные соревнования и проводится знаменитый праздник Ариран.

27. Еще пару часов назад я вышел из мавзолея слегка на негативе, который усилился после того, как из-за какого-то горшка нашей несчастной сопровождающей устроили головомойку в высших инстанциях. Но стоит погулять по парку, посмотреть на людей - и настроение меняется. В уютном скверике играют дети…

28. Интеллигент средних лет, уединившись воскресным днём в тени, штудирует труды Ким Ир Сена…

29. Ничего не напоминает? :)

30. Сегодня воскресенье - и городской парк полон отдыхающими. Народ играет в волейбол, просто сидит на травке…

31. А жарче всего воскресным днём было на открытой танцплощадке - отрывались как местная молодежь, так и более взрослые корейские трудящиеся. Как залихвацки выделывали они свои причудливые движения!

33. Этот мужичок лучше всех танцевал.

34. Мы минут на 10 тоже присоединились к танцующим - и нас с радостью приняли. Вот так выглядит инопланетный гость на дискотеке в Северной Корее! :)

35. Прогулявшись по парку, вернёмся в центр Пхеньяна. Со смотровой площадки монумента идей Чучхе (помните, который светится в ночи и который я снимал из окна гостиницы) открываются замечательные виды Пхеньяна. Давайте насладимся панорамой! Итак, социалистический город как он есть! :)

37. Многое уже знакомо - вот, например, Центральная библиотека имени товарища Ким Ир Сена.

39. Вантовый мост и стадион.

41. Невероятные впечатления - вполне себе наши советские пейзажи. Высокие дома, широкие улицы и проспекты. Но как мало людей на улицах. И почти нет машин! Как будто благодаря машине времени мы перенеслись лет на 30-40 назад!

42. Достраивающая новая супергостиница для интуристов и высокопоставленных гостей.

43. «Останкинская» башня.

44. Самый комфортабельный пятизвездный отель Пхеньяна - естественно, для иностранцев.

45. А это наша гостиница «Янгакдо» - четыре звезды. Смотрю сейчас - ну до чего напоминает высотку московского проектного института, в котором я работаю! :))))

46. У подножья монументу идей Чучхе установлены скульптурные композиции трудящихся.

48. На 36-й фотографии вы, возможно, заметили интересный памятник. Это Монумент Трудовой Партии Кореи. Доминанта скульптурной композиции - серп, молот и кисть. С серпом и молотом всё более-менее понятно, а кисть в Северной Корее символизирует интеллигенцию.

50. Внутри композиции установлено панно, в центральной части которого показаны «прогрессивные социалистические мировые массы», которые ведут борьбу против «буржуазного марионеточного правительства Южной Кореи» и движут «разрываемые классовой борьбой оккупированные южные территории» к социализму и неизбежному объединению с КНДР.

51. Вот это южнокорейские народные массы.

52. Это прогрессивная интеллигенция Южной Кореи.

53. Это, видимо, эпизод непрекращающейся вооруженной борьбы.

54. Убелённый сединами ветеран и юный пионер.

55. Серп, молот и кисть - колхозница, рабочий и интеллигент.

56. В заключение сегодняшнего поста хочу привести еще некоторые разрозненные фотографии Пхеньяна, сделанные во время перемещения по городу. Фасады, эпизоды, артефакты. Начнём с Пхеньянского вокзала. Кстати, Москву и Пхеньян до сих пор связывает железнодорожное сообщение (как я понимаю, несколько прицепных вагонов к пекинскому поезду). Но вот прокатиться из Москвы в КНДР по железной дороге российские туристы не могут - эти вагоны предназначены только для жителей Северной Кореи, работающих у нас.

61. «Юго-Западная»? «Проспект Вернадского»? «Строгино?» Или всё-таки Пхеньян? :))))

62. А вот это действительно раритетный троллейбус!

63. Чёрная «Волга» на фоне музея Отечественной Освободительной войны. Нашего автопрома в КНДР много - «Волги», военные и гражданские «УАЗы», «семерки», «МАЗы», несколько лет назад КНДР купила у России большую партию «Газелей» и «Приор». Но ими, в отличие от советского автопрома, недовольны.

64. Еще одна фотография «спального» района.

65. На предыдущем фото видна машина-агитатор. Вот здесь она крупнее - такие машины постоянно ездят по городам и весям Северной Кореи, из рупоров с утра до вечера звучат лозунги, речи и призывы, либо просто революционная музыка или марши. Агитационные машины призваны подбадривать трудящийся народ и вдохновлять его на еще более усердный труд во благо светлого будущего.

66. И снова кварталы социалистического города.

67. Простой советский «Маз»…

68. …И трамвай из братской Чехословакии.

69. Заключительные фотографии - Триумфальная Арка в честь победы над Японией.

70. А этот стадион очень напомнил мне наш московский стадион «Динамо». Годах эдак в сороковых, когда он еще был новеньким с иголочки.

Северная Корея оставляет неоднозначные, очень смешанные чувства. И они сопровождают тебя постоянно, пока ты находишься здесь. К прогулкам по Пхеньяну я еще вернусь, а в следующий раз речь пойдёт про путешествие на север страны, в горы Мёхан, где мы посмотрим несколько древних монастырей, побываем в музее подарков товарищу Ким Ир Сену, посетим пещеру Ренмун со сталактитами, сталагмитами и группой военных в одном из подземелий - а также просто посмотрим на непарадную жизнь КНДР за пределами столицы.

] Общая редакция перевода В.П. Ткаченко. Перевод с корейского А.Т. Иргебаева, В.П. Ткаченко.
(Москва: Политиздат, 1987)
Скан, OCR, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2014

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Из беседы с делегацией Телеграфного агентства Советского Союза. 31 марта 1984 года (3).
    Генеральному секретарю Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза товарищу Михаилу Сергеевичу Горбачеву (14).
    Из ответов на вопросы главного редактора японского политико-теоретического журнала «Сэкай». 9 июня 1985 года (17).
    Ответы на вопросы заместителя директора «Гранма» - органа Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы. 29 июня 1985 года (48).
    Корейский народ будет всегда вместе с братским кубинским народом сражаться на передовом рубеже борьбы против империализма. Из выступления на массовом митинге в Пхеньяне в честь Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Кубы, Председателя Государственного совета и Совета Министров Республики Куба Ф. Кастро. 10 марта 1986 года (66).
    Предотвращение войны и сохранение мира - актуальная задача человечества. Речь на приеме в честь участников Пхеньянской международной конференции, посвященной борьбе против ядерного оружия, за мир па Корейском полуострове. 6 сентября 1986 года (79).
    Братская дружба и сплоченность социалистических стран - прочный залог победы в совместной борьбе за мир, социализм и коммунизм. Из выступления па массовом митинге в Пхеньяне в честь партийно-государственной делегации Польской Народной Республики во главе с Первым секретарем ЦК ПОРП, Председателем Государственного совета ПНР В. Ярузельским. 27 сентября 1986 года (89).
    Эпохальная миссия современной литературы. Выступление на приеме в честь участников Пхеньянского международного литературного симпозиума и сессии Исполнительного совета Ассоциации писателей Азии и Африки. 29 сентября 1986 года (99).
    Укрепление товарищеской сплоченности и развитие отношений дружбы и сотрудничества между социалистическими странами - важный залог победы в борьбе против империализма, за торжество дела социализма и коммунизма. Из выступления на массовом митинге в Пхеньяне в честь Генерального секретаря ЦК СЕПГ, Председателя Государственного совета ГДР Э. Хонеккера. 20 октября 1986 года (107).
    Речь на обеде в Кремле во время визита в Советский Союз. 24 октября 1986 года (117).
    Братская дружба и сплоченность между корейским и монгольским народами, сложившиеся в ходе борьбы за осуществление общих целей и идеалов, будут вечными. Из выступления на массовом митинге в Пхеньяне в честь партийно-государственной делегации Монгольской Народной Республики во главе с Генеральным секретарем ЦК МНРП, Председателем Президиума Великого Народного хурала МНР Ж. Батмунхом. 20 ноября 1986 года (125).
    За полную победу социализма. Политическая речь на первой сессии Верховного народного собрания Корейской Народно-Демократической Республики восьмого созыва. 80 декабря 1986 года (135).
    Ким Ир Сен (Биографическая справка) (181).

Аннотация издательства: В сборник избранных произведений Генерального секретаря ЦК ТПК, Президента КНДР Ким Ир Сена вошли речи и интервью, охватывающие период с 1984 по 1986 год. Они отражают революционную, партийную и государственную деятельность Ким Ир Сена. В публикуемых работах рассматриваются коренные вопросы строительства социализма в КНДР, а также актуальные международные проблемы.
Книга рассчитана на партийных и научных работников, на всех читателей, интересующихся актуальными проблемами современного международного положения.

В субботу, 15 апреля, жители КНДР отмечают главный государственный праздник - День рождения Ким Ир Сена, также известный как День Солнца. Согласно северокорейской конституции, Ким Ир Сен считается "вечным президентом" народной республики. После его скоропостижной кончины в 1994 году в стране был объявлен траур, продолжавшийся три года. В честь Великого вождя, который в сознании многих корейцев остается вечно живым, в Пхеньяне названы центральная площадь, футбольный стадион, главный университет, а также множество улиц и бесчисленное количество объектов в других городах КНДР. Но, пожалуй, главное напоминание о том, что товарищ Ким "живее всех живых", - это разработанная "вечным президентом" государственная идеология чучхе (опоры на собственные силы), которая по-прежнему является краеугольным камнем северокорейского государства.

Ким Ир Сен (урожденный Ким Сон Чжу) появился на свет 15 апреля 1912 года. Именно с этой даты начинается летоисчисление КНДР, согласно "календарю чучхе". Ир Сен - не настоящее имя, а революционный псевдоним вождя, который переводится как "Восходящее Солнце" (отсюда и название праздника). Вообще у Ким Ир Сена было множество пышных титулов: Великий вождь, Солнце нации, Железный всепобеждающий полководец, Маршал могучей республики, Залог освобождения человечества и т.д. Ким Ир Сеном он начал называть себя в 1932 году, после того как стал командиром одного из китайских партизанских отрядов, боровшихся с японскими оккупантами. Вскоре он превратился в одного из главных лидеров сопротивления.

Корейская Народно-Демократическая Республика была провозглашена как самостоятельное государство в 1948 году - после того, как освобожденная от японцев Корея была поделена на две части вдоль 38-й параллели. На севере утвердился коммунистический режим во главе с Ким Ир Сеном, югом же правил американский ставленник Ли Сын Ман. Но если последний руководил страной всего 12 лет, то Ким оставался у руля на протяжении 46 лет, сформировав вокруг себя культ личности. Его центральная роль в государстве была закреплена в новой и ныне действующей конституции 1972 года, в преамбуле которой Ким Ир Сен назван основателем КНДР, Солнцем нации, светочем объединения родины, который "имеет немеркнущие заслуги в деле осуществления самостоятельности человечества".

Еще одной "скрепой" для северных корейцев стала разработанная Ким Ир Сеном идея чучхе - политика, предполагающая решение всех внутренних проблем исключительно собственными силами. Лозунг, который возник в конце 1950-х годов, впоследствии стал государственной идеологией, заменив марксизм-ленинизм. В 1982 году в честь 70-летия Ким Ир Сена в Пхеньяне был воздвигнут Монумент идей чучхе. В том же году в центре столицы КНДР была построена Триумфальная арка, на барельефе которой высечена Песня о полководце Ким Ир Сене. Впрочем, к тому времени в стране едва ли можно было найти какой-либо крупный памятник или здание, не связанное с именем вождя.

С общественной точки зрения, КНДР при Ким Ир Сене была государством с практически полным отсутствием каких-либо гражданских свобод, с жесткой цензурой и разорванными международными связями. В стране при этом действовал жесткий тоталитарный контроль над общественной жизнью. После распада социалистического лагеря многие предсказывали скорое падение режима Ким Ир Сена, однако он выстоял, несмотря на тяжелейшее экономическое положение в стране.

Ким Ир Сен внезапно скончался в 1994 году в возрасте 82 лет. Его сын Ким Чен Ир наследовал власть и руководил страной до своей смерти в 2011-м, когда новым главой страны стал внук "вечного президента" Ким Чен Ын. Тело Ким Ир Сена покоится в мавзолее в мемориальном комплексе "Кымсусан", при жизни основателя КНДР являвшемся его резиденцией.

Товарищ Ким Ир Сен - Восходящее Солнце - национальный герой из породы великих азиатских революционеров, гранитных колоссов, персонажей скорее Древнего мира, чем нашего. Другие - это великий кормчий Мао, сногсшибательный дядюшка Хо Ши Мин, да и жестокий мечтатель Пол Пот, что в переводе с французского есть Пол Дружище, Друган. Всех их возможно причислить к великой бригаде гигантов, возвышающихся над Азией как идолы с острова Пасхи.

От великих, бледных и нервных европейских революционеров - Ленина, Гитлера, Муссолини - азиатских колоссов отличают большая честная мудрость, наивность, повышенный фанатизм и обязательное азиатское чудачество, склонность к универсальным формулам всеобщего спасения. «Большой скачок», «винтовка рождает власть», «пусть цветут сто цветов», «город - зло», «агрикультура - есть ключ к построению нации». К этим сжатым формулировкам азиатской политической мысли великий Ким добавил свою - идеи чучхе.

Уверовав в идею диктатуры народа, азиатские колоссы с чудовищной энергией воздвигли экзотические сказочные государства, в которых, впрочем, нелегко жить, как во всякой сказке. И если огромный Китай все же мутировал в капиталистическое государство, руководимое компартией, то небольшая Корея сохраняет нетронутыми заветы гиганта, идола, товарища Ким Ир Сена. В Корее застыл в недвижимости экстравагантный, воинственный и фанатичный режим его потомков, и по суровой оригинальности этому режиму нет равных.

Это талантливо написанная биография Идола.

Эдуард Лимонов

Глава первая

СОСНА НА ГОРЕ НАМ

Старый мир умирал, новый мир рождался. 15 апреля 1912 года, когда ужас застыл в глазах пассажиров погружавшегося в холодные воды Атлантики «Титаника», на другом конце планеты издал первый крик только что появившийся на свет младенец. Родители назвали первенца Сон Чжу (Становящийся опорой). В жизни его будут именовать по-разному: Чансон (Старший внук), Хан Бер (Утренняя звезда), Тон Мен (Свет с востока)… Но известен он станет как Ир Сен (Восходящее Солнце).

Можно видеть в этом простое совпадение, а можно - символ, тайный знак истории. Пролистывая календарь за 1912 год, мы обнаруживаем еще немало символичных дат.

Год начался с крушения древнейшей монархии мира. 1 января в Нанкине доктор Сунь Ятсен провозглашает Китайскую Республику на основе «трех народных принципов»: национализма, народовластия, народного благоденствия. Это событие изменит пути развития Востока в целом и Кореи в частности. Ведь нет другой страны, с которой Корея была бы связана столь тесно, как с Китаем.

Другой революционер, которому Ким Ир Сен будет обязан своим восхождением к вершинам власти - Иосиф Джугашвили, - берет себе звучный псевдоним Сталин. 22 апреля в Петербурге начинает выходить орган партии российских социал-демократов газета «Правда», в первом номере которой публикуется его статья «Наши цели». В тот же день его арестовывают. В ссылке он пишет свою первую теоретическую работу «Марксизм и национальный вопрос».

25 августа рождается будущий соратник Кима по социалистическому лагерю Эрих Хонеккер. Немецкий коммунист, заключенный в нацистском концлагере, лидер Германской Демократической Республики. Умрут они тоже в один год. Один на посту лидера страны, оплакиваемый своим народом. Другой - в изгнании, на противоположном конце света, всеми забытый.

Сам Ким вспоминал в связи с датой своего рождения другие события, новости колониальной политики - высадку американской морской пехоты в Гондурасе, французский протекторат над Марокко и занятие итальянскими войсками острова Родос. Ну и японскую оккупацию Кореи, разумеется.

Родная деревня Кима носит название Мангёндэ - «десять тысяч пейзажей». Это действительно весьма живописное местечко в окрестностях города Пхеньяна, в самом сердце Корейского полуострова. Рядом с селом находятся поросшие сосновым лесом сопка Мангён и гора Нам, откуда открывается прекрасный вид на реку Тэдон и ее острова. Эти земли были издавна популярны у местной знати, которая покупала здесь участки под фамильные кладбища.

«Говорят, что наш род пришел на север из Чончжу провинции Северный Чолла при предке Ким Ге Сане в поисках средств к существованию, - пишет он в мемуарах. - Род наш пустил свои корни в Мангёндэ при прадеде Ким Ын У. А прадед родился в квартале Чунсон города Пхеньяна, занимаясь земледелием с малолетства. В конце шестидесятых годов прошлого века он со всей семьею переселился в Мангёндэ, приобретя там дом для сторожа фамильного склепа пхеньянского помещика Ли Пхен Тхэка» 1 .

Ким Ын У, если верить северокорейским историкам, возглавил сражение против американского пиратского судна «Генерал Шерман».

Этот эпизод хорошо известен и мировой исторической науке. Закрытое корейское общество в XIX веке ожесточенно противилось влиянию иностранцев, тем более что сами они давали к такому отношению немало поводов. В 1866 году американский корабль «Генерал Шерман» отправился в Корею под предлогом заключения торгового договора. По приливной волне судно смогло подняться по реке Тэдон до острова Янгак в черте города Пхеньяна. Торговля с западными странами была запрещена, и местный губернатор Пак Кю Су вежливо попросил незваных гостей убираться туда, откуда приплыли, предварительно отправив на корабль воду и продукты.

Однако янки сочли такое поведение проявлением слабости. Они взяли в заложники корейцев, доставлявших продукты, и начали стрелять из пушки по берегу. В довершение всего они устроили настоящий пиратский рейд по окрестным деревням, убив семь и ранив пять человек. К тому времени начался отлив, и «Шерман» сел на мель. Губернатор, потеряв терпение, приказал сжечь корабль, в результате чего все двадцать три члена экипажа погибли в огне.

В отличие от полулегендарного прадеда Кима, его дедушка и бабушка - личности вполне реальные. С ними не раз беседовали журналисты, навещавшие Мангёндэ после окончания Второй мировой войны. Ким Бо Хён и Ли Бо Ик надолго пережили своего сына Ким Хён Чжика и даже застали те дни, когда их любимый внук встал во главе страны. А в конце XIX века они арендовали землю в Мангёндэ, занимаясь крестьянским трудом. Жили тяжело и бедно, едва не голодая.

Ким Хён Чжик появился на свет в 1894 году. Он рос ребенком решительным и своенравным, выделяясь среди своих многочисленных братьев и сестер (в семье было шестеро детей). Об этом говорит хотя бы такой поступок: в возрасте одиннадцати лет он поднялся на гору за селом и отрезал себе косу. Это было неслыханное нарушение традиции. В Корее молодые люди до женитьбы обязаны были носить косу, а обрезать волосы могли только в день свадьбы.

Для того чтобы дать мальчику образование, семье пришлось напрячь все силы. Хён Чжик успешно поступил в Сунсильскую среднюю школу - одно из многочисленных учебных заведений, основанных американскими миссионерами в Корее. Обучение здесь считалось престижным и включало современные науки: математику, физику, геометрию, историю.

Впрочем, школу Хён Чжик так и не закончил. Характер не позволял ему долго засиживаться на одном месте. В жизни он поменял немало профессий: то учительствовал, то занимался лечением травами, то сотрудничал с различными протестантскими миссиями. В христианскую культуру он погрузился довольно глубоко - мог прочитать проповедь, сыграть на органе и исполнить обязанности священника.

В возрасте пятнадцати лет он женился на семнадцатилетней Кан Бан Сок, родители которой также были ревностными христианами. Правда, она происходила из более состоятельной интеллигентной семьи. Отец девушки, Кан Дон Ук, был основателем и директором средней Чхандокской школы в соседнем с Мангёндэ селе Чхильгор, а по совместительству - священником в местной протестантской церкви. Так что и Кан Бан Сок с детства воспитывалась в религиозном духе.

(настоящее имя - Ким Сун Чжу)

(1912-1994) корейский политический деятель, президент КНДР

Ким Ир Сен оказался одним из последних коммунистических диктаторов XX века, но созданное им государство и в наши дни является самой изолированной и идеологизированной страной мира.

Ким родился в крестьянской семье в небольшой деревне Ман Чжон Да, расположенной поблизости от Пхеньяна, и был старшим из трех сыновей, поэтому родители стали учить его грамоте.

В 1925 году отец перевез семью на север, в Маньчжурию, и устроился рабочим на фабрике в городе Цзилинь. Теперь его старший сын смог пойти в школу.

В 1929 году Ким вступает в комсомол и занимается агитационной работой. Японские власти вскоре арестовывают юношу и приговаривают к нескольким месяцам тюремного заключения. После освобождения Ким переходит на нелегальное положение. В течение нескольких месяцев он скрывается в деревнях, а затем вступает в корейскую армию независимости, где проходит первоначальную военную подготовку, и вскоре становится бойцом одного из партизанских отрядов.

В конце тридцатых годов Ким Ир Сен нелегально переправляется на территорию Кореи и продолжает борьбу с японскими оккупантами. Его действия отличаются изощренной жестокостью. Он не оставляет живых свидетелей и подвергает пыткам тех, кто отказывается сообщить нужные сведения. Но популярность Ким Ир Сена среди корейского населения продолжает расти менее чем через год в его отряд входит уже 350 человек.

Однако жесткие действия японских властей приводят к разгрому партизан. В июне 1937 году Ким Ир Сена арестовывают, но ему вскоре удается бежать из тюрьмы. В 1941 году он становится руководителем всех партизанских сил, состоящих из этнических корейцев. После начала Второй мировой войны он выводит свои отряды на север, и они вливаются в Народно-освободительную армию Китая. Сам же Ким Ир Сен с небольшой группой из двадцати пяти человек уходит на территорию СССР.

Советское руководство замечает его организаторские способности. Под его началом формируется боеспособной отряд, численность которого постепенно доходит до 200 человек. Совершая вооруженные рейды по Маньчжурии, отряд затем возвращался на территорию СССР.

5 августа 1945 года, незадолго до окончания Второй мировой войны, Ким Ир Сена забрасывают в Корею. При поддержке Советской армии он добивается подчинения ему всех партизанских сил. В 1948 году создается Корейская народно-демократическая республика. В соответствии с договоренностью между СССР и США она располагается на северной части Корейского полуострова, выше 37-й параллели. После ухода советских войск Ким Ир Сен становится сначала военным, а затем и гражданским руководителем Корейской республики. Он создает Корейскую народно-революционную партию, которую также возглавляет.

Стремясь к единоличному господству на Корейском полуострове, Ким Ир Сен убеждает Сталина начать войну с Южной Кореей. Он полагал, что партизанские отряды нелегально перейдут в американскую зону и помогут частям корейской и советской армий взять власть в свои руки.

Однако, несмотря на военную помощь со стороны СССР и постоянную поддержку китайской народно-освободительной армии, эти планы были сорваны. Война приобрела затяжной характер. Против было настроено и международное общественное мнение. ООН расценила войну как акт агрессия и санкционировала направление в Корею миротворческих сил, После высадки на юг полуострова международного воинского контингента ситуация изменилась. Под ударами частей американской армии северокорейские войска были вынуждены отступить. В 1953 году конфликт завершился разделением Корейского полуострова на два государства. Война имела результатом огромные человеческие жертвы: в сражениях погибло четыре миллиона человек.

После поражения Ким Ир Сен сосредоточился на внутренней политике, превратив свое государство к концу пятидесятых годов в своеобразную военизированную зону.

Все стороны жизни в Корее подчинялись философской системе чучхе, которая основывается на трансформации идей буддизма и конфуцианства. Согласно чучхе, власть Ким Ир Сена и его наследников объявляется единственно возможной формой государственного устройства. Все места, связанные с жизнью и деятельностью Ким Ир Сена, становятся священными и превращаются в объекты поклонения. Главной целью всей внутренней политики объявлялось «выживание в условиях практически полной изоляции».

Корейцы объявляются высшим народом, не нуждающимся для развития в посторонней помощи. В течение нескольких десятилетий Северная Корея развивалась, отделившись «железным занавесом» от внешнего мира. Все материальные ресурсы тратились в основном на военные нужды. При этом не прекращалась подрывная деятельность против Южной Кореи.

Неоднократные военные инциденты превратили границу между двумя государствами в зону постоянной напряженности.

К началу девяностых годов в стране резко ухудшается экономическая ситуация, жители оказываются на грани голодной смерти. Тогда Ким Ир Сен решается на некоторое послабление и соглашается принять помощь международных организаций. Одновременно он начинает переговоры о возможном объединении двух государств в единое целое.

В 1992 году тяжело больной Ким Ир Сен постепенно начинает передавать власть своему сыну Ким Чен Иру. В начале 1994 года он официально объявляет его своим наследником.