Болезни Военный билет Призыв

Произведения о человечности на войне. Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. «Живые и мертвые»

СССР в 40-50е года. Кризис сталинизма и XX съезд КПСС

Главное: После победы в войне была осуществлена демилитаризация экономики (уменьшение или почти полное исключение военного сектора в общей структуре хозяйства для поднятия других отраслей) СССР, её восстановление в районах, пострадавших от оккупации. К 1950 промышленное производство увеличилось на 73 % по сравнению с довоенным. Сельское хозяйство восстанавливалось более медленными темпами. Тем не менее уже в 1947 ситуация с продовольствием стабилизировалась, были отменены карточкина продукты питания и промышленные товары, проведенаДенежная реформа.

В соответствии с решениями ЯлтинскойиПотсдамскойконференций СССР установил контроль над соответствующими оккупационными зонами в Германии и Австрии в 1945-1949 годах. В ряде стран Восточной Европы началось установлениекоммунистическихрежимов, вследствие чего был создан военно-политический блок союзных СССР государств (социалистический лагерь,Варшавский договор). Сразу по окончании мировой войны начался период глобальной политической и идеологической конфронтации (противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений) между СССР (включая другие социалистические страны) и странами Запада, сопровождавшаяся гонкой вооружений(в1947 годуполучивший названиехолодной войны). Концентрация научных и производственных сил, материальных средств на отдельных направлениях науки и техники позволила осуществить значительные достижения: создана первая в миреатомная электростанция(1954), запущен первыйискусственный спутник Земли(1957), первыйпилотируемый космический корабльслётчиком-космонавтом(1961) и др.

На XX съезде КПСС(1956)Н. С. Хрущёввыступил с критикойкульта личностиИ. В. Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий, больше внимания стало уделяться повышению уровня жизни народа, развитию сельского хозяйства, жилищного строительства, лёгкой промышленности.

Политическая обстановка внутри страны стала более мягкой. Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущёва как призыв к гласности; появился самиздат(способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературныхпроизведений, а также религиозных и публицистических текстов вСССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов),которому позволялось только изобличать «культ личности», критика КПСС и существующего строя по-прежнему запрещалась.

Во внешней политике этого периода СССР поддерживал выгодные с точки зрения интересов страны политические режимы в разных странах. В 1956 годувойска СССР участвовали в подавлениивосстания в Венгрии. В1962 годуразногласия между СССР иСШАедва не привели к ядерной войне (Карибский кризис). В 1960 началсядипломатический конфликтсКитаем, расколовший мировое коммунистическое движение.

Даты: 1947 - отмена карточной системы снабжения и денежная реформа.

1964, октябрь - отставка Н. С. Хрущева. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежнева (с 1966 года Генеральный секретарь).

Подробнее :

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.

Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою.

Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. упразднен Государственный Комитет Обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций

В 1946 г. Совет Народных Комисаров преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются вечерние школы. Образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах открыты аспирантуры. Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство в их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные исследования историков, философов, филологов.

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

20 съезд КПСС состоялся в 1956 г., 14 – 25 февраля. На этом Съезде были пересмотрены те оценки, которые ранее давались сталинской политике. Так же, осужден культ личности Сталина. Одним из докладчиков являлся Никита Сергеевич Хрущев. Доклад «О культе личности и его последствиях» был сделан 25 февраля на закрытом утреннем заседании. В нем подверглись критике политические репрессии 1930-х, а так же, 1950 годов, а вся вина за события тех лет возложена лично на Сталина.

Доклад «О культе личности и его последствиях» произвел сильнейшее впечатление на слушателей. С ним были ознакомлены делегации Франции и Италии, а так же, делегации коммунистических государств. Нужно отметить, что доклад был принят неоднозначно.

Английский перевод опубликован летом 1956 г. в США. Граждане СССР смогли ознакомиться с ним только в 1989 г. Но, в силу того, что слухи о сделанном в последний день съезда докладе все же просочились за пределы кремлевских кабинетов, было выпущено постановление от 30 июня «О преодолении культа личности и его последствий», в котором разъяснялась позиция ЦК.

20 съезд КПСС и доклад Хрущева привел к расколу общественного мнения. Часть граждан страны восприняла его как символ начала демократических перемен. Другая часть отнеслась негативно. Это не могло не встревожить правящую верхушку и, в итоге, привело к прекращению обсуждения проблемы сталинских репрессий.

1. Герои фронта. Война способствовала выдвижению героев, внесших особо выдающийся вклад в борьбу с противником, проявивших смекалку и волю к победе. Такие яркие личности были в армиях всех воюющих стран. Свой особый военный дар в годы войны проявили полководцы стран антигитлеровской коалиции советские маршалы Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, генералы Б. Л. Монтгомери (Англия), Д. Д. Эйзенхауэр (США), Ш. де Голль (Франция).

Известными военными деятелями стран Тройственного пакта, показавшими на полях сражений новые приемы ведения войны, зарекомендовали себя генералы Э. Роммель, X. Гудериан, Э. Манштейн (Германия), адмирал Ямомото (Япония).

На полях сражений также было немало героических поступков, совершенных воинами разных стран. Навсегда вошли в историю Великой Отечественной войны подвиги Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, препятствовавшего продвижению его подразделения; Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на скопление войск и техники противника; Виктора Талалихина, одним из первых применившего ночной таран немецкого самолета; 28 героев-панфиловцев, несколько часов удерживавших десятки вражеских танков на подступах к Москве; летчика Алексея Маресьева, который, будучи тяжело ранен, 18 дней пробирался из вражеского тыла к линии фронта, а после ампутации обеих ног не только вернулся в строй, но и сбил 7 немецких самолетов. Герой-подводник Александр Маринеско потопил 4 корабля противника, в том числе германский лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находились 3700 немецких подводников. После этого удара немецкий подводный флот лишился большинства экипажей. На весь мир прославился советский летчик Александр Покрышкин, прошедший в войну путь от командира звена до командира авиационной дивизии, участвовавший в 650 боевых вылетах и сбивший 59 самолетов противника и ставший трижды Героем Советского Союза.

Примеры мужества и отваги показывали солдаты английской и американской армий.

Свои герои были и в армиях агрессоров. Немецкий ас Э. Хартман, названный германской пропагандой «лучшим асом» Второй мировой войны, совершил в общей сложности 1800 боевых вылетов (в 2,5 раза больше, чем вся эскадрилья «Нормандия - Неман»), принимал участие в 825 воздушных боях, сбил 352 самолета. Признанными специалистами в области минирования кораблей являлись итальянские подводники. «Героями-одиночками» в японскую историю вошли летчики-камикадзе, направлявшие свои самолеты в корабли противника с целью их уничтожения.

ИЗ ПРЕДСМЕРТНОГО ПИСЬМА КРАСНОАРМЕЙЦА

…Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы деремся не только за свою жизнь. Мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых - Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов спокойно умереть в бою во имя жизни Родины и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одной, без сына…

2. Герои тыла. Успех напряженной борьбы решался не только на фронте, но и в тылу. На советских предприятиях в годы войны возникло движение скоростников, выполнявших сменные задания за себя и за ушедшего на фронт. Фрезеровщик Уралвагонзавода Дмитрий Босый изобрел приспособление, позволявшее применять набор фрез для одновременной обработки нескольких деталей на одном станке. В результате он за одну смену выполнял вначале 14, а затем 62 задания. По его примеру в стране началось движение тысячников.

Мобилизация в действующую армию мужчин привела к тому, что основная тяжесть работы на предприятиях тыла и в сельском хозяйстве легла на женщин, подростков и стариков, а также инвалидов, вернувшихся после ранения с фронта. Во втором полугодии 1941 г. на заводы и фабрики пришло 500 тыс. домохозяек. Удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих вырос с 39% в 1940 г. до 53% в 1942 г. Их доля среди комбайнеров составляла 62%. Рабочих и служащих в возрасте до 18 лет на третьем году войны было в некоторых отраслях производства до 60%. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, около 200 тыс. работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 млн человек - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Их усилиями советская экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но вскоре и превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое.

Вместе с тем гражданскому населению приходилось испытывать лишения в снабжении. Производство предметов потребления сократилось в годы войны более чем вдвое, причем львиная доля производимого направлялась на нужды армии. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600-800 г, служащими - 400-500 г.

Значительные лишения испытывало население Вели­кобритании, которая оказалась на первом этапе войны в морской блокаде.

Население США в меньшей степени чувствовало на се­бе последствия начавшейся войны, так как линия фронта находилась за тысячи миль от американских рубежей.

3. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. В отличие от Первой мировой войны, уже в 1939- 1940 гг. в большинстве оккупированных стран и территорий сложилось движение Сопротивления.

Я, генерал де Голль, обращаюсь из Лондона к французским офицерам и солдатам, которые находятся в Англии или которые окажутся там с оружием или без оружия. Я обращаюсь к инженерам и рабочим, специалистам военной промышленности, которые находятся в Англии или окажутся там, я приглашаю всех связаться со мной. Что бы ни случилось, пламя французского Сопротивления не должно погаснуть и не погаснет никогда.

В движении Сопротивления участвовало в общей сложности свыше 2,2 млн человек. Это были люди самых разных профессий - рабочие и крестьяне, учителя и торговцы, предприниматели и представители духовенства. Военные организации и отряды движения были созданы и активно действовали в Югославии, во Франции, в Польше, Греции, Албании, Бельгии, Дании, Болгарии. Здесь же возникли национальные антифашистские народные фронты. Открытая вооруженная борьба с немцами началась с весны 1944 г., накануне открытия второго фронта в Европе.

В колониальных и зависимых странах Азии сопротивление имело также и ярко выраженную антиколониальную направленность. Его участники выступали не только против японского господства, но и за предоставление национальной независимости.

В Советском Союзе широко развернулось партизанское движение. В годы войны на оккупированных советских территориях действовало свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражалось более 1 млн партизан. Они отвлекали на себя до 10% германских войск на Востоке. Ими было уничтожено, ранено или захвачено в плен более 1 млн немецких солдат и их пособников, выведено из строя свыше 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомобилей, 1100 самолетов, разрушено и повреждено 1600 железнодорожных мостов, пущено под откос более 20 тыс. эшелонов.

Более 184 тыс. партизан были награждены орденами и медалями СССР, а 249 удостоены звания Героя Советского Союза (командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А. Ф. Федоров - дважды).

4. Военнопленные. Основную массу военнопленных составляли представители вермахта и Красной Армии - основных воюющих сил. В годы войны в немецкий плен попало в общей сложности 5,7 млн красноармейцев. К началу 1945 г. 930 тыс. из них содержались в немецких лагерях для военнопленных. Около 1 млн человек были выпущены из лагерей в обмен на согласие служить в вермахте. Примерно 500 тыс. бежали из плена или были освобождены советскими войсками.

Остальные 3,3 млн (57%) погибли в плену (причем около 2 млн - до февраля 1942 г.). Основными причинами такой высокой смертности стали голод, неудовлетворительные условия размещения, бесчеловечное обращение, физическое уничтожение отдельных категорий военнопленных (комиссаров, евреев и отказывавшихся сотрудничать). На содержание одного военнопленного в день отпускалось, например, 20 г пшена и 100 г хлеба (т. е. четверть необходимого для жизни минимума калорий).

Освобожденных из плена советских военнослужащих на родине ждали новые испытания: им предстояло пройти через фильтрационные лагеря, где необходимо было убедить представителей НКВД в том, что пленение прои­зошло не в результате преднамеренного желания. Почти 155 тыс. бывших советских военнопленных были по итогам этих проверок расстреляны, несколько сотен тысяч направлены в лагеря, на этот раз советские.

В советский плен попало около 3 155 000 солдат вермахта, а также десятки тысяч румын, венгров, итальянцев. Из них не вернулись из плена примерно 35-38%. Главной причиной высокой смертности стали непривычно суровые погодные условия и интенсивный труд.

Кроме того, на советской территории временно оказались освобожденные из немецкого плена граждане других стран (например, 23 тыс. американцев и т. д.). Большинство из них было репатриировано.

Расправами над американскими и английскими солдатами и офицерами отличались японцы. Почти 24% плен­ных союзников погибли в японском плену от репрессий и болезней.

В конце войны в лагерях для немецких военнопленных на территории Германии оказались сотни тысяч солдат и офицеров вермахта. Ответственные за военные преступления предстали перед судом, остальные вернулись к мирной жизни и приняли участие в возрождении своей страны.

5. Коллаборационисты. Коллаборационизмом в той или иной степени были поражены практически все страны, территория которых оказалась полностью или частично оккупирована. Коллаборационизм имел различные разновидности: политический (сотрудничество с врагом части политической элиты), экономический (работа промышленных и сельских предприятий на нужды Германии), военный (участие в войне на стороне противника).

Во Франции, например, оформился коллаборационистский режим в Виши во главе с героем Первой мировой войны маршалом А. Петеном. В его распоряжении оказалась не только территория Южной Франции, но и весь мощный военно-морской флот страны, контроль над большинством колоний. В Норвегии после ее оккупации немцами в 1940 г. был установлен профашистский режим В. Квислинга, в Словакии - Й. Тисо.

На стороне Германии действовало более 1 млн советских граждан, в том числе до 400 тыс. на военной службе, до 70 тыс. в войсках по поддержанию порядка, 80 тыс. в восточных батальонах. Еще 183 тыс. человек работали на железной дороге в Киеве и Минске. Разными были и мотивы сотрудничества. В большинстве случаев речь шла не о политическом выборе этих людей, а о стратегии выживания. Одни, попав ранеными в плен, боялись репрессий на родине. Другие считали себя обиженными при проведении коллективизации или репрессий 30-х гг. Третьи надеялись на «национальное освобождение» своего народа.

В СССР коллаборационизм имел ряд особенностей. Практически отсутствовала его производственная форма, так как давно уже не было класса предпринимателей. Для некоторых обывателей были привлекательны отдельные мероприятия оккупационных властей: раздача земли и скота лицам, лояльным новому режиму, и др. Социальная база коллаборационизма неуклонно сужалась. Она была максимальной в первые полгода войны, когда были видны успехи немецкой армии, а население еще не ощутило на себе «нового порядка». По мере изменения ситуации на фронте намерений сотрудничать с оккупантами стало гораздо меньше.

Отношение к коллаборационистам практически во всех странах, воевавших с Тройственным пактом, было крайне враждебным. Главы коллаборационистских режимов В. Квислинг, П. Лаваль (премьер-министр коллаборационистского правительства Франции), Й. Тисо были казнены по приговорам суда. К смертной казни был приговорен и маршал Петен, которому, однако, ввиду крайне преклонного возраста (89 лет) и прошлых заслуг перед Францией смерть была заменена пожизненным заключением. В СССР за сотрудничество с врагом были приговорены к повешению командующий Русской освободительной армией генерал А. А. Власов и его ближайшее окружение. Десятки тысяч солдат этой армии были направлены в лагеря. Для всех лиц, сотрудничавших с немецкой армией и администрацией в годы войны, был отменен срок давности за совершенные ими преступления.

Размах коллаборационизма в странах Западной Европы был значительно больше, чем в Польше и СССР. Во Франции с немцами сотрудничали 800 тыс. государственных служащих, в Бельгии - до 200 тыс., в Австрии - около 550 тыс., в Норвегии - более 100 тыс., в Нидерландах - более 200 тыс. В Нидерландах после окончания войны в коллаборационизме осуждали не только тех соотечественников, которые с оружием в руках выступали на стороне врага, но и тех, кто участвовал в «совместных застольях» с оккупантами, имел в квартирах портрет Гитлера и др.

В то же время ни в одной стране коллаборационистское движение не охватило большинства населения. 6. Массовый героизм. Герои фронта и тыла, как уже отмечалось, были во всех странах, участвовавших в войне. Однако такое явление, как массовый героизм воинов и тружеников тыловых предприятий, было присуще лишь советскому народу. Героизм стал для них нормой поведения. За мужество и отвагу в годы войны защитникам Родины было вручено более 38 млн орденов и медалей. Бо­лее 11 тыс. человек стали Героями Советского Союза, свыше 2,5 тыс. человек - полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Во время войны полки и дивизии советской армии были свыше 10 тыс. раз награждены орденами, 29 частей награждены более чем пятью орденами, 17 общевойсковых и танковых армий, 82 стрелковых, кавалерийских, танковых, механизированных и авиакорпусов удостоились звания гвардейских. 13 млн человек были участниками Всесоюзного социалистического соревнования, что составляло 84,4% от общей численности работающих.

Подвиги Матросова, Гастелло, Талалихина, других героев повторили за годы войны десятки солдат и офицеров.

Массовый героизм советских людей в войне стал одной из главных предпосылок победы.

Таким образом, сама экстремальная обстановка военных лет способствовала выдвижению героев фронта и тыла практически во всех воюющих странах. Однако лишь в СССР героизм солдат и рабочих носил массовый характер и выступал одной из главных предпосылок победы.

Человек на войне

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!