Болезни Военный билет Призыв

Иргупс официальный. Иркутский государственный университет путей сообщения забайкальский институт железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (далее – ИрГУПС) является образовательной организацией, осуществляющей подготовку высококвалифицированных кадров для железнодорожного транспорта.

Основные виды деятельности ИрГУПС:

  1. Реализация образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и программ профессиональной подготовки по рабочим профессиям по широкому спектру направлений подготовки и специальностей.
  2. Повышение квалификации и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих).
  3. Повышение квалификации научно-педагогических работников.
  4. Выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ.
  5. Обеспечение проживания обучающихся в общежитиях университета.
  6. Организация библиотечного обслуживания для работников и обучающихся университета.
  7. Организация воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и работниками университета.
  8. Содержание и эксплуатация имущественного комплекса.
  9. Информационное обеспечение структурных подразделений университета.
  10. Издание учебно-методической литературы, монографий, журналов, сборников научных трудов.

В структуре ИрГУПС с 1 сентября 2014 г. 7 факультетов и 24 кафедры по ВО; 8 очных отделений, 17 предметно-цикловых комиссий по СПО; 3 библиотеки, 8 общежитий, 153 лаборатории, 5 мастерских, 3 музея.

Численность обучающихся в ИрГУПС по состоянию на 1 сентября 2014 г. – 10827 чел., в том числе: по программам ВО – 7698 чел., по программам СПО – 3129 чел.

Принято на обучение по состоянию на 1 сентября 2014 г. – 2101 чел., в том числе: по программам ВО – 1457 чел., по программам СПО – 644 чел.

Выпущено студентов в 2014 году – 1551 чел., в том числе: по программам ВО – 982 чел., по программам СПО – 569 чел. Численность персонала ИрГУПС – 1590 чел., в том числе: профессорско-преподавательский состав – 455 чел. Среднемесячная заработная плата, начисленная за счет всех источников финансирования: персонала – 27,4 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 42,4 тыс. руб.

Филиалы:

1. Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (сокращенное наименование: УУИЖТ ИрГУПС)

2. Забайкальский институт железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (сокращенное наименование: ЗабИЖТ ИрГУПС)

672040, Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, ул. Магистральная, 11

3. Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (сокращенное наименование: КрИЖТ ИрГУПС)

660028, Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 89

4. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Братск (сокращенное наименование: филиал ИрГУПС в г. Братск)

665776, Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск, ул. Железнодорожная, 4

5. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Северобайкальск (сокращенное наименование: филиал ИрГУПС в г. Северобайкальск)

671703, Российская Федерация, Республика Бурятия, г. Северобайкальск, пр. 4

6.Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Улан-Батор (Монголия) (сокращенное наименование: филиал ИрГУПС в г. Улан-Батор (Монголия)

210535, Монголия, г. Улан-Батор, Баянгол район, 2-й участок, пр. Мира, 44

На 1 сентября 2014 г., вузом создано одно хозяйственное общество с ограниченной ответственностью «Инновационный центр безопасности труда», деятельность которого заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

На базе университета на 1 сентября 2014 г. функционируют следующие студенческие отряды:

Наименование

Объекты работы в 2014 г.

1. СОП «Баргузин» (600 чел.)

Восточно-Сибирский филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания»

2.ССО «Байкал» (20 чел.)

БАМ, п. Таксимо

3.ССО «Байкал» (20 чел.)

Архангельская область, космодром Плисецк

4.ССО «Новое звено» (40 чел.)

ООО Строительная компания «Новый город»

5.ССО им. В.Правика (50 чел.)

Детские оздоровительные лагеря Иркутской области

6.ССО «Локомотив» (42 чел.)

Восточно-Сибирская дирекция тяги – филиал ОАО «РЖД»

В 2014 году планируется выполнить объем научных исследований в размере 235 млн. руб., по состоянию на 1 августа 2014 г. объем научных исследований составляет 122 млн. руб.

Студенты вуза и его филиалов в 2014 году принимали участие в следующих всероссийских конкурсах:

Наименование

Основные результаты участия

1. VII Всероссийский смотр-конкурс научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов, Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Сертификаты и дипломы за активное участие

2. Всероссийский конкурс среди студентов "Моя законотворческая инициатива", г. Москва

Дипломы за активное участие

3. Всероссийская олимпиада по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту среди студентов экономических специальностей, г. Красноярск

3 место в личном первенстве

4. Вторая Всероссийская олимпиада развития финансовой и банковской системы России, г. Москва

Два первых места в личном первенстве

5. VII Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов», Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Три третьих места в личном первенстве

6. Всероссийская конференция молодых ученых "Молодежь и экономика. Новые взгляды и решения", Волгоградский государственный технический университет

Два первых, одно третье место в личном первенстве

7. Всероссийская олимпиада по менеджменту, и логистике для студентов и магистрантов, СибГАУ, г. Красноярск

1, 2, 3 командные места, 2 и 3 места по маркетингу, 1, 2 места по логистике

8. Всероссийский робототехнический фестиваль "РобоФест-2014", г. Москва

Сертификаты участников

9. Девятнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Сертификаты участников

10. Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Проблемы транспорта Восточной Сибири-2014", Иркутский государственный университет путей сообщения

Сертификаты участников

11. Участие вокальной студии «Театр песни» в Международном конкурсе - фестивале «Сибирь зажигает звезды» , г. Красноярск

8 лауреатов (4 первых места, 2 вторых, 2 третьих) и 1 дипломант

12. Участие в конкурсе Роспрофжела среди транспортных вузов России «Студенческий профсоюзный лидер», г. Хабаровск

2 место среди 9 участников

13. Участие в Открытом Международном конкурсе «Джаз на Байкале», г. Иркутск

1 диплом лауреата 1 степени, 2 диплома лауреата 3 степени

14. Участие во Всероссийском фестивале студенческого творчества транспортных вузов России «Горизонты Северной Пальмиры - 2014» (конкурс вокального и инструментального искусства), г. Санкт-Петербург

Ансамбль народной песни «Ижица» - диплом 3 место, Эстрадная студия «Театр песни» – спец. приз

15. Участие во 2-ом туре фестиваля «РЖД зажигает звезды», г. Екатеринбург

Эстрадная студия «Театра песни», Инструментальное трио «Альянс» - 2 диплома лауреата 3 степени

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА -

филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Иркутский государственный университет путей сообщения» в г.Чите

(ЗабИЖТ ИрГУПС)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ЗабИЖТ ИрГУПС Ректор ИрГУПС
___________Н. П. Сигачев ___________ А. П. Хоменко
«____» __________200__г. «____»____________200__г.

П О Л О Ж Е Н И Е

о центре информационных технологий (ЦИТ)

I. Общие положения


  1. Центр информационных технологий является самостоятельным структурным подразделением в составе Забайкальского института железнодорожного транспорта – филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Чите и подчиняется непосредственно директору института.

  2. Сокращенное наименование центра – ЦИТ.

  3. Деятельность ЦИТ осуществляется в соответствии с Законодательством РФ, Законом об образовании, нормативными документами Правительства РФ, Министерства об­разования РФ, Уставом университета, Положением об институте, приказами ректора университета и директора института, распоряжениями
    заместителя директора по научно-исследовательской работе и информатизации.

  4. ЦИТ создается и ликвидируется приказом ректора университета по представлению директора института.

II. Цели и задачи

1. Основной целью создания и деятельности ЦИТ является повышение качества и рас­ширение спектра образовательных услуг, предоставляемых институтом, за счет вне­дрения в эксплуатацию современных информационных технологий в соответствие с Законом об образовании, требованиями Государственных стандартов по направлениям и специальностям по которым ведется образовательный процесс в институте.

2. Для реализации основной цели необходимо решение следующих задач:


    1. Формирование единой политики института в области информатизации, технического обеспечения процессов основной и вспомогательной деятельности.

    2. Координация и контроль деятельности всех структурных подразделений института в области информатизации и связи.


    3. Автоматизация бухгалтерского учета, включая подсистему расчета заработной платы.


    4. Создания виртуальной образовательной среды для реализации дистанционного об­разования.

    5. Модернизация сайта с представлением информации об институте и его размещение в Internet: и Intranet

    6. Определение стратегии приобретения и разработки программного обеспечения, как системного, так и прикладного, в т.ч. отраслевых АРМов и тренажеров.


    7. Содействие разработке и внедрению гипертекстовых электронных учебников, учебных пособий, электронных паспортов учебных дисциплин и специальностей.

    8. Обеспечение работы вычислительных сетей института, в т.ч. учебной и административной, с возможностями выхода в internet и intranet.


    9. Контроль за содержанием, администрированием и развитием корпоративных, локальных сетей, средств вычислительной и организационной техники.

    10. Определение стратегии приобретения технических средств информатизации и расходных материалов.

    11. Обеспечение работы информационных сетей института: от сервера до коммуникационных шкафов.

    12. Развитие системы видео-наблюдения и электронной охранной сигнализации зданий и общежитий института.

    13. Создание технического обеспечения и обслуживания оборудования контроля доступа в институт и общежития (турникеты).

    14. Обеспечение бесперебойной работы и дальнейшее развитие всех видов
телефонной связи (городских, железнодорожных и внутренних телефонов).
2.19 Организация работы и техническое обслуживание радиотрансляционной сети института и общежитий.
III. Функции

  1. Центр информационных технологий осуществляет работу по формированию и об­служиванию информационного, математического, программного и технического обеспечения основной и вспомогательной деятельности вуза в сфере информатизации.

  2. Его функциями являются:

    1. Создание виртуальной образовательной среды для реализации дистанционного образования повышения доступности к информационным и методическим материа­лам студентов и слушателей всех форм обучения.

    2. Дальнейшее развитие электронной почты с возможностью выхода на внешние сер­веры и создание на этой основе системы электронного документооборота.

    3. Модернизация сайта с представлением информации об институте и его размещение в Internet: и Intranet.

    4. Создание электронных каталогов учебной, научной и методической библиотеки, системы мониторинга за состоянием библиотечного фонда, системы хранения и использования электронной литературы.

    5. Сопровождение программного обеспечения, как системного, так и прикладного, в т.ч. отраслевых АРМов и тренажеров.

    1. Содействие разработке и внедрению гипертекстовых электронных учебников,
      учебных пособий, электронных паспортов учебных дисциплин и специальностей.

    2. Создание автоматизированной системы управления работой высшего учебного за­ведения, включая подсистемы «Приемная комиссия», «Дневное обучение», «Заоч­ное обучение», «Учебный отдел», «Расписание», «Студенческий стол», «Выдача дипломов».

    3. Автоматизация бухгалтерского учета, включая подсистему расчета заработной пла­ты.

    4. Обеспечение работы вычислительных сетей ЗабИЖТа. их модернизации, в т.ч.
      учебной и административной, с возможностями выхода в inpernet и inpranet.

    5. Контроль технического состояния, ремонт и обслуживание корпоративных, ло­кальных сетей, средств вычислительной и органи­зационной техники.

    6. Содержание, администрирование и развитие корпоративных, локальных сетей.

    7. Обеспечение работы вычислительных сетей института и их модернизации, от сервера до коммуникационных шкафов.

    8. Развитие всех видов связи.

    9. Контроль технического состояния, ремонт и обслуживание системы видео-наблюдения и электронной охранной сигнализации зданий и общежитий института.

    10. Обслуживания оборудования контроля доступа в институт и общежития (турникеты).

    11. Организация работы и техническое обслуживание радиотрансляционной сети института и общежитий.

IV. Организационная структура


  1. Возглавляет работу ЦИТ его начальник.

  2. Начальник ЦИТ находится в непосредственном подчинении директора института.

  3. В состав центра входят отделы: Отдел информационных технологий (ОИТ), Отдел вычислительной техники (ОВТ), Отдел коммуникаций и связи (ОКиС).

  4. В состав ОИТ входят сектора разработки системы дистанционного обучения, от­раслевых АРМов и разработки и сопровождения АСУ ВУЗ.
4.1 Сектор разработки системы дистанционного обучения составляют:

  • инженер-технолог по дистанционному обучению;

  • редактор сайта института (в Internet: и Intranet);

  • инженер-программист электронной библиотеки.
4.2 Сектор отраслевых АРМов составляют

  • инженер-технолог (менеджер АРМов);

  • техник по инсталляции и обновлению ПО;
4.3 Сектор разработки и сопровождения АСУ ВУЗ:

  • инженер-программист АСУ ВУЗ;

  • инженер-программист АСУ 1С:Предприятие.
5. В состав ОВТ входят сектора технического обеспечения и сетевых технологий.

5.1. Сектор технического обеспечения составляют:


  • инженер по ремонту ЭВМ;

  • техник по ремонту ЭВМ.
5.2. Сектор сетевых технологий составляют:

  • техник по ремонту ЭВМ;

  • техник по обслуживанию сетей;

  • лаборант.
6. Отдел КиС составляют:

  • инженер первой категории;

  • техник.
V. Управление

  1. Руководит работой ЦИТ его начальник.

  2. К управленческим функциям начальника ЦИТ относятся:

    1. руководство разработкой и внедрением новых информационных технологий в учебный процесс и производственную деятельность связанную с информационными технологиями;

    2. контроль за подготовкой и своевременной реализацией планов по созданию и вне­дрению новых технологий, автоматизированных систем управления, передового опыта в области информатизации;

    3. ответственность за представление информации об институте на его официальных сайтах;

    4. координация разработки и внедрения гипертекстовых электронных учебников, учебных пособий, электронных паспортов учебных дисциплин и специальностей;

    5. организация работы учебных подразделений в области дистанционного образова­ния, создания виртуальной образовательной среды;

    6. оказание максимальной помощи учебным и другим подразделениям университета, работникам и студентам в решении возникающих проблем в области информати­зации.

    7. организация выполнения программы информатизации института в части технического обеспечения и сетевых технологий;
подготовка и своевременная реализация планов по созданию и внедрению новой техники и технологий, автоматизированных систем управления, передового опыта в области информатизации;

    1. руководство эксплуатацией и развитием ин­формационных сетей института;

    2. сопровождение локальных и телекоммуникационных сетей, связи, устройств
контроля доступа, видеонаблюдения.
VI. Учет и отчетность

  1. Начальник ЦИТ в установленные сроки предоставляет отчетность в ИрГУПС, статистические органы и органы казначейства.

  2. Начальник ЦИТ обеспечивает общее руководство отделов ОИТ, ОВТ, ОкиС, ведет разработку планов по развитию информатизации и технического обеспечения подразделений и кафедр института, ведет учет программного обеспечения всех видов, собствен­ником которого является институт, несет ответственность за соблюдение лицензион­ных требований и норм, организует его инсталляцию и своевременное обновление,

  3. В соответствие с планом работы ученого совета института ежегодно готовит доклад о работе ЦИТ.

  4. Материально-техническая база и финансово-хозяйственная деятельность ЦИТ:
4.1 Приобретение и разработка программного обеспечения, как системного, так и при­кладного, в т.ч. отраслевых АРМов и тренажеров, осуществляется только при согла­совании с директором института в соответствие с утвержденными сметами подразделений.

4.2 Источниками финансирования работ по информатизации являются утвержденные установленным порядком сметы подразделений.

СОГЛАСОВАНО:
Директор института Н.П. Сигачёв

Начальник ЦИТ Н.В.Лашук

Председатель профкома Т.А.Доля

Начальник ЮО Е.Л.Сигачёва

Начальник ОУП Т.А.Доля

Начальник УД и П А.А.Тюкавкин –Плотников

Иркутский государственный университет путей сообщения — это современный научно-образовательный комплекс с развитой учебно-лабораторной и производственной базой, имеющей все условия для качественной подготовки высококвалифицированных специалистов транспортной отрасли. В его шести учебных корпусах расположено свыше 100 специализированных кабинетов и лабораторий. К услугам студентов - библиотека, вычислительный центр с доступом в интернет .

Развитие Иркутского государственного университета путей сообщения было связано с созданием перспективной многоуровневой системы высшего технического образования и пониманием необходимости сочетания в подготовке специалистов и глубоких профессиональных знаний, и знаний в области экономики, и владения современными информационными технологиями. Комплексная подготовка, соответствующая международным стандартам, делает вуз привлекательным не только для российских, но и для иностранных студентов. Иркутский государственный университет путей сообщения стал единственным в регионе университетским комплексом, объединив в своей структуре Красноярский и Читинский техникумы железнодорожного транспорта, Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта и Иркутский медицинский колледж железнодорожного транспорта. Повышенная стипендия отличника составляет 1440 рублей. Студенты-отличники могут получать, вместо обычной, именные стипендии: губернатора Иркутской области, мэра города Иркутска, а также стипендии различных фондов и организаций. Но стипендию получают лишь студенты, учащиеся на бюджетной или целевой основе. Имеется проблема с заселением студентов в общежитие. Были случаи, когда студенты, приехавшие из других городов, первое время ночевали на железнодорожном вокзале (например, в 2008 году студенты факультета АТС, приехавшие из ЗабИЖТа на 3-5 курсы). Кроме того, в системе транспортных вузов существует отраслевой конкурс дипломных проектов. Он проводится в два этапа, и его победители, кроме общественного признания, получают еще и премии от ОАО «Российские железные дороги ». Студенты университета активно участвуют в научно-исследовательской работе. Ежегодно на базе университета проходят межвузовские студенческие олимпиады, научные студенческие конференции, в которых студенты ИрГУПСа занимают призовые места. В университете действуют два студенческих научных объединения на факультете «Строительство железных дорог»: СКБ (кафедра ППХ) и СПКБ «Поиск» (кафедра ИППЖДиУН). Выпускники университета имеют возможность поступить в аспирантуру, которая проводит подготовку по 11 специальностям.

История шахматнасчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия. Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников. Превращение шахмат в международный вид спорта С ХVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность. Первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне. В 1837 году шахматный журнал появился в Великобритании, в 1846 - в Германии. В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-го) и турниры (с 1851-го). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. В последствии это звание оспорил Пол Морфи(США), выигравший в1858 годуматч со счётом +7-2=2, однако после ухода в1859 годуМорфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в1866 годуВильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём». Первымчемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот жеВильгельм Стейниц, победивИоганна Цукертортав первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Единственным механизмом, способным принудить чемпиона играть с претендентом, было общественное мнение: если сильный, по общему признанию, шахматист долгое время не мог добиться права на матч с чемпионом, это рассматривалось как признак трусости чемпиона и он, спасая лицо, оказывался вынужден принять вызов. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу. Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использоватьконтроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson) были изобретены специальныешахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». Благодаря введению контроля времени возникли специальные формы шахматных турниров с сильно укороченным лимитом времени: «быстрые шахматы» с лимитом порядка 30 минут на игру каждому игроку и «блиц» - 5-10 минут. Впрочем, широкое распространение они получили гораздо позже. Шахматы в XX веке В конце XIX - начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была созданаМеждународная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад. До 1948 годасохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До1921 годачемпионом оставалсяЭмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по1927 -Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 -Александр Алехин (в 1935 годуАлехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в1937в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году). После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ.Первый официальный чемпионат мира по шахматамбыл проведён в1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили взональные турниры, победители зональных соревнований выходили вмежзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие вкандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграласоветская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городеСССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и дораспада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад). В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию -ПША, и сыграли матч под её эгидой. Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматныйрейтингпосле Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в2000 годуи отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004. До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов. Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода. Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием -компьютерные шахматыдостигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеруDeep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баздебютовитаблицы малофигурных окончанийещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практикиоткладывания партий. Сократилось иотводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов. Современное состояние и перспективы После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 годувосстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира сталВладимир Крамник(Россия), выигравший этот матч. До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд, победивший вчемпионате мира 2007 года. В2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. В 2010 годупроведён очередной матч, в котором приняли участие Ананд иВеселин Топалов; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 годупроведён матч, в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В2013 годуАнанд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену, досрочно победившему вматчесо счётом 6½:3½. Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира. Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры.