Болезни Военный билет Призыв

Керчь информация о городе. Краткая история керчи. Керчь на карте Крыма

В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.

Инь и ян - две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.

Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.

Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.

В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.

Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).

В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.

Схема Тай Цзи «великого предела»

Ян Ян

———— == == ==

Небо Земля

Солнце Луна

Лето, весна Зима, осень

День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)

Тепло Холод

Отец Мать

Энергия (ци) Масса

Движение Покой

Мужчина Женщина

Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное

нематериальное) вещество)

Высокая температура тела Низкая температура тела

Пища, богатая натрием Пища, богатая калием

Пища животного Пища растительного

Происхождения происхождения

Быстрое развитие Медленное развитие

Левый Правый

Задний Передний

Восток Запад

Дракон Тигр

Триграмма Триграмма

Цянь Кунь

В современной философии Ян и Инь - высшие архетипы: Ян - белое, мужское, акцент на внешнее; Инь - чёрное, женское, акцент на внутреннее.

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инь и Янь" в других словарях:

    Даосская монада, изображающая концепцию Инь ян Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упрощ. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин ё) одна из основных концепций древнекитайской философии. В современной философии Ян и Инь высшие архетипы: Ян белое, мужское, акцент… … Википедия

    Эта статья часть 5 династий и 10 царств 5 династий Поздняя Лян Поздняя Тан Поздняя Цзинь Поздняя Хань Поздняя Чжоу 10 царств У У Юэ … Википедия

    Инь Янь Йо!!! Сокращения YYY, 3Y Жанры семейный, приключения, комедия Мультсериал … Википедия

    Инь Янь Йо!!! Сокращения YYY, 3Y Жанры семейный, приключения, комедия Мультсериал … Википедия

    - (阴阳家, пиньинь: yīn yáng jiā) философская школа древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско космологических и оккультно нумерологических вопросах. Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. Последователи этой школы пытались дать… … Википедия

    - (кит., букв. школа, осн. на учении о силах инь и ян), одна из десяти филос. школ, выделенных учёными периода Хань (206 до н. э. 220 н. э.) в др. кит. философии. Возникла, вероятно, как результат астрономич. наблюдений. До нас не дошло ни… … Философская энциклопедия

    - (кит., букв. школа инь ян) школа натурфилософов, одна из шести основных филос. школ Др. Китая. Разрабатывала вопросы космо и онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение … Философская энциклопедия

    Может означать: Янь (царство) (Yan), древнее государство на севере Китая Янь (фамилия), китайская фамилия искажённое написание «ян»; см. Инь и ян, Ян (фамилия), Ян … Википедия

    Одно из основных понятий древнекитайской натурфилософии. Одна из универсальных (наряду с Янь) космических полярных постоянно переходящих друг в друга сил. Символизирует некое пассивное начало, отождествляемое также с женским, холодным и т.п. Инь… … Религиозные термины


Наверное, нет ни одного человека, который бы не слышал о китайских символах Ин Янь: женском и мужском начале, светлой и темной стороне жизни. Но глубинное понятие Инь Янь никогда не было закреплено за парами противоположностей, оно находится далеко за рамками упрощенного представления о биномах горячего-холодного, дневного-ночного. Это целая философия.

Но нас интересует практическая сторона понятия. Почему мы не можем быть только хорошими или только плохими? Как примирить противоположности в самом себе? Как обрести долгожданную гармонию? В магическом пространстве ин ян ни одно явление не бывает постоянным. Все меняется, перетекает, порождает новые формы. Вот это состояние и стоит научиться ловить.

Что такое инь и янь

Инь Янь - это концепция двух диаметрально противоположных и взаимодополняющих начал, идеальный инструмент, порождающий все в нашем мире (явление, материю, силу). Эти начала или энергии есть внутри каждого из нас, в жизни, семье, мире, космосе. Крайние состояния – это состояния ограничения, некая «конечная остановка». Истинное развитие происходит только при постоянном взаимодействии противоположных сил, их гармоничном взаимодействии.

Самое образное описание энергий инь янь – это сравнение с переменным током. Энергия Ян – это положительный заряд. Он полон необузданной энергии, которая в любой момент может привести к взрыву. Энергия Инь – холодный отрицательный заряд, способный заморозить все вокруг. Пока сила зарядов одинакова, системой правит дух равновесия. Но достигнутое равновесие – отнюдь не статическая величина. Достигнув пика, одна из энергия идет на спад, другая нарастает. Как и переменный ток, движение инь-янь происходит не одномоментно, а волнообразно. В какие-то моменты одна и сил превышает другую, но в итоге они снова уравновешиваются.

Для человека важно научиться принять это в себе, не бороться с внутренними энергиями, а следовать им. Так, с наступлением белого дня кипучая энергия Янь усиливается: улучшается пищеварение, мозговая и физическая активность. Когда энергия бьет через край, можно смело идти в бой, решать проблемы. С наступлением ночи на первое место выходит энергия спокойствия Инь. Температура тела слегка понижается, пищеварение практически замедляется, мозг засыпает от усталости. Не нужно сопротивляться, лучше успокоиться, дать себе отдохнуть. Но это касается жаворонков. У сов пики энергии приходятся на другие часы. И в этом снова проявляются противоположности.

Недоказанная история возникновения понятия ин и янь

Хотя исследователи утверждают, что понятие было заимствовано из буддизма, описание понятия инь янь были одним из древнейших космологических символов в китайской культуре. Понятие в первую очередь описывалось как периодическая смена хаоса и порядка . Но явление нельзя считать исключительно китайским. В религиях многих стран на этапе зарождения описывалась дуальная система борьбы добра со злом. Знакомое нам графическое изображение появилось намного позже .

Что такое инь янь впервые было описано в традиционном китайском учении Даосизма, включающего элементы религии и философии. Как религиозно-философское течение даосизм возник где-то в VI-V веке до нашей эры. Создателем учения считают философа Лао-Дзы, написавшего книгу «Дао Дэ Цзин». Но о жизни этого мыслителя доподлинно ничего не известно. Есть мнение, что авторство книги принадлежит не одному человеку, а целой группе философов.

В теории даосизма инь и янь описывают так : центральное место занимает Дао как сущность бытия. Само по себе понятие Дао рассматривается как двойственная и противоречивая сущность (одинокая и всеохватывающая, бездеятельная и деятельная). Дао – это дух, порождающий субстанцию Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные энергии: ин и ян. Эти две энергии порождают пять стихий, из которых и зарождается все сущее на Земле. Все сущее проходит круг развития и возвращается в небытие Ци, а жизнь – это бесконечный круговорот стихий и энергий. В отличие от других религиозных учений, где Высшие силы – это борющиеся со злом силы добра, даосизм призывает познать обе стороны, чтобы обрести себя. «Мудрый человек гибок» говорят последователи даосизма.

Инь и янь: значение намного глубже, чем представляется на первый взгляд

Из современных авторов-исследователей учений Дао чаще цитируют востоковеда, доктора исторических наук Маслова А. А. В своих книгах он рассказывает об «ИньЯнь» как о сложной китайской концепции восприятия мира снаружи и внутри себя. Одновременно автор считает, что в большинстве публикаций понятие слишком примитизированно.

Например, описание энергии чаще всего разделяют на:

Автор называет такое деление не более, чем мифом, хотя подобную трактовку можно встретить даже в популярной китайской литературе. Глубинное понимание лежит далеко за рамками такого упрощенного описания. Оно находится на уровне философского мировоззрения о духовном-материальном, добре-зле. Мистическое кольцо на изображении Инь и Янь символизирует постоянное порождение противоположных сил , которые по отдельности существовать не могут.

Так что упоминание об инь и ян как о женском и мужском начале не означает отдельно мужчину и отдельно женщину. Мужское и женское присутствует внутри каждого человека: в характере, эмоциях, организме, поступках, отношениях личной жизни, карьере. Эти понятия не взаимоисключающие, а взаимодополняющие . Когда мы учимся признавать в себе одновременно две энергии инь янь, значение этого символа становится объемным, целостным.

Сегодня существует много тренингов, книг и материалов, муссирующих одну из сторон. На женских тренингах, например, не рассказывают, что означает инь янь в полной мере. Участниц учат искать и развивать в себе женское начало, но не говорят, что делать с мужским. На семинарах обучают позитивному мышлению, но не вспоминают о пользе негативных мыслей или эмоций. Но ведь именно золотая середина позволяет отыскать внутреннюю гармонию, о которой мечтают усталые жители планеты.

Как обрести гармонию с собственной душой

Считается, что большинство болезней уйдут после восстановления душевного равновесия. Это действительно так. Но вот как обрести душевное равновесие – загадка. Сколько людей, столько способов. Если экстраверту для спокойствия достаточно «выйти в люди», поболтать по телефону, то интроверту нужна хорошая книга с полным уединением. Но и до этого нужно дойти самостоятельно. Ведь гармония с миром начинается с гармонии в собственной душе.

Отыскать настоящее «Я»

Мы с детства наращиваем слои представлений о самом себе, так что в сознательном возрасте искренне считаем их своими. Но действительно ли качества, которые мы называем личными, отражают наши внутренние стремления? Психологи отвечают «нет». Человек – это сумма моделей поведения и черт характера людей, окружавших его с детства. К ним привыкаешь.

Зато собственное «Я» настолько сложное, многогранное и многослойное, что взрослые предпочитают спрятать его от самих себя и от окружающих. До определенного времени это срабатывает. Но длительное игнорирование своих душевных порывов лишает сна, здоровья, интереса к жизни счастья.

Как понять, что встреча с собой состоялась? Когда мы действуем в согласии с внутренними порывами, душа начинает звенеть и резонировать. Психологи называют это состоянием потока. В этом состоянии человек постоянно ощущает удовлетворение своей работой, развитием, достижениями, результатом. Он кайфует от жизни, он счастлив.

Внешний мир – это отражение внутреннего состояния

Оказывается, мы сами призываем обиды в свою жизнь. Происходит это бессознательно, но регулярно. Психологи сравнивают новорожденного ребенка с идеальным шариком. Под влиянием разных людей, воспитания, неудач шарик начинает искривляться, получает сильные вмятины от недостатка любви или, наоборот, наросты от ее переизбытка.

Но Вселенная стремится к гармонии, поэтому посылает людей или события, помогающие нам обратить внимание на самого себя и снова принять идеальную форму. Например, гиперответственному человеку приходится работать с безответственными людьми, нетерпеливый все время попадает в пробки или очереди, обидчивого постоянно обижают.

И стрессы продолжаются до тех пор, пока человек не осознает простой, но понятный принцип: причиной всех жизненных неудовлетворенностей является он сам. А Вселенная таким способом указывает на то, что гармония жизни нарушена. Поэтому обижаться на других бесполезно. Все неурядицы – это запросы «деформированной» души.

«Другой» внутри нас

Внутренний дисбаланс не так безобиден, как кажется. Его можно сравнить с включенными фарами в припаркованной машине. Казалось бы, какая мелочь, но через некоторое время водитель садится в машину, но не может ее завести. Потому что маленькие лампочки вытянули весь заряд аккумулятора.

Наше бессознательное – это «другой» внутри нас, которого мы постоянно вытесняем и тратим на это массу энергии. Мы ненавидим готовить, но учимся варить борщи. Мы мечтаем о поездке в горы, но отправляемся с друзьями на море. Но наше настоящее «Я» и те качества, что мы признаем за собой, постоянно конфликтуют. Подобные конфликты деструктивны и чрезвычайно болезненны для души.

«Другой» внутри нас – это наше бессознательное. Оно проявляется во снах, оговорках, незапланированных поступках, иногда пугает или даже бесит. Но это не так уж страшно, ведь мы не обязаны постоянно вести себя хорошо. Даже негатив нужно пережить полностью. а негативные мысли можно научиться работать на благо.

Сила негативного мышления

Пропаганда позитивного мышления продолжает победоносно маршировать по миру, доходя порой до абсурда. Но те, кто действительно стремится найти внутренний баланс, вынуждены учиться мыслить негативно. Не ныть или сетовать на непредвиденные обстоятельства, а учиться видеть опасности заранее, встречать их подготовленным.

Например, не верить всем подряд, учиться видеть темные стороны отношений, других людей и свои собственные, предвидеть возможные ошибки или перестать спасать окружающих без их желания. Да, мы учимся, когда нам больно. Но негативное мышление позволит нам безболезненно принять свое настоящее «Я».

Но не стоит путать негативное мышление с негативными повторяющимися мыслями. Негативное мышление – это, скорее, здравый смысл, умение критически оценить ситуацию. Зато негативные мысли нас угнетают. Перефокусировать мозг на поиск гармонии помогут несколько действенных упражнений для души. Стоит перепробовать несколько, чтобы найти то, единственное:

  • Практиковать медитацию или релаксацию: дает возможность сосредоточиться не на плохих или хороших, а на полезных мыслях.
  • Заняться любимым спортом: помогает скинуть накопившуюся негативную энергию, научиться слушать язык тела.
  • Найти хобби: позволит воплотить мечты, сконцентрироваться на процессе, а не на результате.
  • Завести домашнего питомца: заботы о друге помогут прекратить бесконечные диалоги в голове.
  • Не забывать читать: это отличный способ отвлечься, развить фантазию, пополнить словарный запас.

Выводы

  • Инь Янь – это не популярная теория о мужском и женском начале, а целое мировоззрение, система понятий о добре и зле.
  • Умение выявить и предупредить дисбаланс в любой сфере жизни – наивысшее умение человека.
  • Жизнь многослойна, а слои накладываются с ранних лет жизни. Поиски внутренней гармонии придется начать с разбора детства.
  • Уравновешивая себя, мы добавляем равновесия окружающему миру.
  • Мир справедлив и гармоничен. Если он посылает нам стресс, значит, помогает обрести внутреннее равновесие.
  • Негативное мышление не так бесполезно, как кажется.

А. А. Маслов

Инь и ян: хаос и порядок

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.

М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

Концепция инь и ян - двух противоположных и взаимодополняющих начал -пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управлениягосударством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (насамом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлогополукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Китая.

Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. Однако не стоит это принимать примитивно и упрощенно.
29

Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян - столь, казалось бы, многократно изложенная - осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян,

Принцип инь и ян распространяется далеко за рамки столь упрощенного взгляда, он живет на уровне восприятия духовного мира, взаимоотношений человека и общества, китайца и «варвара»-иностранца. Даже в политике Китай - одна из немногих стран, которая по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» - паритета взаимоотношений, мер и шагов.

Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая - это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления.

Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
30

Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными - это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2). Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) запускает бесконечное колесо взаимопорождений, которое можно остановить, лишь избежав перворазделения вообще. Мотив бесконечного «кольца», где все части равны друг другу, обыгрывается и в «Дао дэ цзине», где говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, то есть в мистическом мире нет никакого разделения на «начало» и «конец». В сущности, это есть абсолютное воплощение Дао, которое в равной степени «распростерто и влево и вправо» («Дао дэ цзин», § 34).

По отдельности эти качества не существуют, поскольку в этом случае вещь/явление (у) вычленяется из мирового потока и созвучие мира нарушается, ей присваивается некое «имя» (мин), в то время как истинное Дао «безымянно».

Сакральное пространство бытия в Китае находится в абсолютном бинарном равновесии инь-ян, что проявляется даже на уровне обиходных поверий. Например, если в доме кто-то умер, то вскоре в нем случится какое-то счастливое событие, в случае же рождения ребенка счастье и удача могут какое-то время обходить дом стороной. Более того, считается, что удача посетит прежде всего тех, кто помогал обряжать или омывать усопшего или активно готовил похоронную церемонию. Это считается вознаграждением со стороны души умершего (гиэнь) всем тем, кто пришел на похороны.

Формально инь и ян считаются абсолютно равноценными друг другу, и именно так они трактуются на обиходном уровне. А вот реалии китайского оккультизма показывают, что абсолютного равенства между инь и ян не существует.

В мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора.

Понять столь большое значение инь несложно - по сути, сам путъ-Дао был не чем иным, как воплощением инь. Дао обладает всеми чертами инь и пи одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями - порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. Дао во многих древних трактатах оказывается синонимично воде - ее податливости, отсутствию постоянной формы:
31

Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
(« Дао дэ цзин» , § 62)

Познав мужское, сохраняй и женское,
становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной, -
тогда постоянная Благодать не покинет тебя
. (« Дао дэ цзин» , § 28)

Традиция сокрытости и неупорядоченности, неоформленности инь присутствует и в концепции благодатной энергии дэ. Именно полнота дэ и отличает истинных мастеров и великих правителей, императоров от других людей. Тем не менее, все несет в себе часть благодати-дэ. Но Благодати не божественной, как манифестации Высшего Бога, но абсолютно самодостаточной и самополной энергии. Она выступает как энергия бесконечно «потаенная» (сюань) и «утонченная» (мяо), из-за чего и не замечается непосвященными. Более того, всякая истинная благодатная энергия - сокрытая, и в другом качестве она даже не может существовать.

Тем не менее, «скрытая благодать» повсюду, как жизненный флюид, омывает и напитывает весь мир. Это же проявляется и в концепции наполненности душами или духами (линь) всего мира. Души умерших, например, несутся в потоках воды и ожидают того момента, когда смогут соединиться с потоками крови живых существ, для того чтобы потом возродиться. Они оживают в неких Желтых водах (хуан шуй) - потоках, образуемых весной растаявшими снегами.

Начало инь здесь поразительным образом выступает и как сокрытое вместилище невидимых и неупорядоченных духов, представляющих мир мертвых, и одновременно как начало, дарующее жизнь и существование вообще, подобно пути-Дао.

Обратим внимание, что вода в китайской традиции, очевидно, ассоциировалась с плодородием (как и у большинства народов), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное - и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка,также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», - говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов,записанные в VI -V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение.
32

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь какподатливому и дающему рождение. Вообще, как мы уже говорили, в древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего быласимволом живительного семени безотносительно мужского или женского начала - думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку».

Совсем по-иному обстоит дело в светской традиции, к которой, кстати, могли относиться и многие вещи, внешне похожие на некую «тайность». Здесь начало ян, наоборот, оценивалось выше. Иногда это объясняют патриархальной ориентацией общества, где мужчина, т. е. выразитель начала ян, играл основную роль. Известны даже ритуалы, благодаря которым женщина (т. е. инь) могла перейти на уровень мужчины (т. е. ян) и тем самым улучшить свой статус. В основном такие ритуалы были связаны с различными «превращениями» менструальной крови, которая в этот момент считалась воплощенной энергией инь, В одном из таких ритуалов, в частности, сын символически выпивал менструальную кровь матери и тем самым поднимал ее на статус мужчины. Одновременно он сам усиливал свою энергетику через прием в себя этого «тайного» начала, т. е. инь. Не случайно императоры династий Мин и Цин специально приказывали собирать менструальные выделения молодых девушек - из них делались пилюли долголетия, которые также заметно повышали
мужскую энергию.

Небесные духи и сам высший дух древности шан-ди представлялись как высший момент упорядочивания, абсолютная гармония и порядок. Это - начало ян, и именно они помогают душе после смерти человека сохранить свою
индивидуальность, за счет чего к ней могут в дальнейшем обращаться потомки.
33

Эти черты перешли и на представителя шан-ди на земле - императора, Сына Неба. Этому гармонизирующему и упорядочивающему воздействию противостоит и одновременно его дополняет мир начала инь, представленный духами типа гуй, знаменующими собой хаос, неструктурированную массу и энтропию, вредоносность и разрушение. Более того, сами духи и шан-ди могут представлять собой не некие мистические сущности, а лишь метафору вечного столкновения неструктурированной массы (духи гуй в том числе и в чистилище) с четкой структурой и иерархией, представленной добрыми небесными духами шэнь. Такая странная структура осознания мира как чередования хаоса-порядка даже позволила некоторым исследователям говорить о наличии некой единой метафоры восприятия мира, и с этим трудно не согласиться. Представления о духах, о сложной небесной иерархии в конечном счете являлись не только объектами веры, но метафорой имперско-иерархического единства: хаос и порядок в эзотерическом мире всегда имеют свое точное отражение в мире посюстороннем.

Инь - это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира. Он - знак не столько рождения мира, сколько потенциально заложенной в нем возможности рождения чего угодно без четкого определения его сути. Это возможность всего и потенция ко всему в ее абсолютной аморфности и неопределенности. Его метафорой выступают понятия «изначальный ком», «гулкая пустота пещеры», «беспредельное» (у-и,зи), «прежденебесное» (сянъ тянь). Это та обитель, не имеющая форм и границ, где слиты воедино знание и незнание, рождение и смерть, бытие и небытие.

Вся имперская культура - воплощенное ян - противостоит символике «изначального кома». Она призвана разделять и «раздавать имена», и почти параноидальная тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры - здесь ян главенствует над инь, в то время как в мистической парадигме инь является единственно возможным исходом противостояния и взаимодополнения инь и ян.

Мистические же культы, воплотившиеся в даосизме и в некоторых народных ритуалах, наоборот отдавали приоритет инь, учитывая, что и само Дао выступает как инь - оно податливо, невидимо, его аллегория - податливая вода, что не имеет формы, лощина, женское лоно. Таким образом, мистические учения отнюдь не ставили знака равенства между инь и ян, но очевидно своими концепциями «сокровенно-потаенного», «изумительно-запрятанного» стремились обратить человека к началу инь. Здесь как раз

культивировался приоритет хаоса как изначального, нерасчлененного состояния над порядком как чем-то застывшим, ригидным, приближающимся к смерти. Приход к предрожденной нерасчленности проявляется, в частности, в мифе о нерожденном младенце. Так, Лао-цзы сравнивает себя с младенцем, «который еще не научился улыбаться», который «не проявляет признаков жизни». Примечательно, что это - один из редчайших пассажей, где Лао-цзы в трактате «Дао дэ цзин» говорит от первого лица, здесь слышна речь посвященного проповедника и наставника.

В конечном счете это «тяготение к инь» породило кажущийся маргинализм даосской и лежащей в его основе мистической культуры. Она всячески избегала проявлений ян, практиковала экстатические культы, элиминирующие порядок и гармонию, проповедуемые имперским официозом. Здесь практиковались многочисленные сексуальные культы, не признаваемые официальными властями. В частности; поклонялись духам-гуй, ассоциировавшимся с инь и вредоносностью вообще, могилам убитых разбойников и падших женщин, исполнялись ритуалы вызывания духов, бесед с ними, путешествия в мир мертвых.

Расхожий тезис о мистическом «переходе инь в ян» (инь ян цзяо) имел в китайском фольклоре вполне реальное, хотя и весьма необычное преломление. Он, прежде всего, затрагивал возможность трансформации самого человека, точнее, самой характерной его черты - смены пола. В китайских магических историях нередко обсуждаются моменты перехода женщины в мужчину и наоборот. Смена пола могла выполняться различными магическими методами, например приемом чудесных пилюль или при помощи даосов или бродячих магов.

Частично это объясняется все тем же исключительным оккультным магизмом, шаманистскими архетипами, жившими в сознании китайцев и проступающими в фольклоре. Перемена облика вообще является распространенной частью оккультных ритуалов, поскольку вступление в запредельный мир характеризуется общей трансформацией внешнего облика адепта, - это подчеркивает принципиальное отличие мира духов от мира людей. И именно это подразумевает в ряде случаев временное перерождение человека в ином образе и облике, в том числе и переход мужчины в женское божество.

Так, одна история из даосского сборника рассказывает о женщине, которая после долгого отсутствия мужчины при помощи магических средств сумела перевоплотиться в мужчину, осеменить себя, а затем уже, вновь в качестве женщины, родить ребенка.
35

Более того, в китайской традиции такие чудесные трансформации имели и дидактический подтекст: здесь даже волшебство использовалось с прагматической целью служения предкам. Девушка долгое время сожалела, что не родилась юношей, ибо лишь юноша может в полной мере совершать все ритуальные обряды по усопшим предкам, и прежде всего по отцу. Мучимая тем, что не способна в полной мере воплотить идеал сыновней почтительности (сяо), однажды ночью во сне она увидела духа, который вскрыл ей живот и что-то вложил в него. Когда она пробудилась ото сна, оказалось, что она превратилась в мужчину. В общем, в подобных историях вполне мог бы черпать свое вдохновение 3. Фрейд, однако вообще мотив перевоплощения, смены пола имеет здесь не только психологический, но и религиозно-шаманистский аспект. Безусловно, китайский фольклор даже новейшего времени обнажает самые глубинные аспекты человеческой психики и демонстрирует то, что в западной традиции, освященной христианскими нормами, тщательно вымарывалось.

Таким образом, композиция инь-ян оказалась универсальной схемой чередования событий, чаще всего воспринимаемой как абсолютный порядок и абсолютный хаос, причем именно хаос и начало инь оказывались атрибутами мистической культуры Китая. Все истинное, связанное с инь, становилось поэтому запрятанным и сокрытым и представлялось в этом мире через символы, числовую и цветовую магию. И, как следствие, пришло осознание существования некоей магической схемы бытия, равной абсолютному небытию, которую и надо вычислить.

Б.Л. Рифтин

Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991, с. 547.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян) всегда выступали в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало -ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние неба и земли.

Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и т.п.

А.И.Пигалев, Д.В.Евдокимцев

Пигалев А.И., Евдокимцев Д.В. Ян и Инь .

История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1347-1348.

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Ян, а темная - означает Инь; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Ян и Инь описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга Инь и Ян. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Ян выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; Инь - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Ян- и Инь-"подсистемы". Ян-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается Инь-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Ян-влияния) способны деструктивно влиять на Инь-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Ян и Инь - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория Инь и Ян зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э.

В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ Инь и Ян приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "Инь-Ян"-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

Пожалуй, каждый из нас не раз видел незамысловатую картинку, на которой изображен круг, разделенный волнистой линией на две части – черную и белую. При этом каждая из них имеет внутри себя точку контрастного цвета – белую на черном фоне и черную на белом. Как известно она представляет собой известный китайский символ под названием Инь-Янь.

Значение символа Инь-Янь и история его появления

Никто точно не называет дату его появления, однако историкам наверняка известно, что примерно в 7 веке до н.э. о нем упоминали древнекитайские философы и последователи даосизма. Как тогда, так и сегодня он символизирует собой единение двух противоположных начал, взаимодополняющих друг друга (как дня не бывает без ночи, так ).

Основное значение символа Инь-Янь не изменилось с годами, однако в разные исторические периоды отождествлялось с самыми различными стихиями, материями и веществами. Так, согласно одной легенде, изначально черно-белый круг был нарисован по примеру горного склона, который днем освещается солнцем с одной стороны, а вечером – с другой и, соответственно, постоянно видоизменяет свой внешний вид.

В эпоху Чжоу ярким воплощением Ян стали называть небо, тогда как олицетворением Инь восточные мудрецы стали считать землю. Помимо этого считается, что Ян символизирует собой:

  • светлое, высокое и сухое (как например, горы и небеса),
  • активное,
  • мужское начало,
  • Солнце,
  • тело,
  • положительное,
  • твердое и непроницаемое,
  • свет и тепло,
  • нечетные цифры,
  • рациональный рассудок мужчины.

Инь же символизирует абсолютно иные понятия:

  • воды,
  • пассивное,
  • женское начало,
  • Луна,
  • душа,
  • отрицательное,
  • мягкое и уступчивое,
  • север,
  • тьма,
  • смерть,
  • четные числа,
  • интуитивный женский разум.

Продолжать данный список можно до бесконечности, однако смысл, наверное, уже понятен. Несмотря на столь радикальные противоположности последователи многих восточных учений, включая тот же фен-шуй, настоятельно не рекомендуют противопоставлять друг другу Инь и Янь, а воспринимать их как единое целое, неразделимую структуру, без которой наш мир и существование потеряют смысл.

Практическое применение символа Инь-Янь

Фен-шуй, как наука, стремится к тому, чтобы сбалансировать все потоки энергии, усилив положительные и ослабив негативные течения. Это напрямик касается нашей жизни, обустройства жилья, здоровья и взаимоотношений друг с другом. Из-за чего многие мастера фен-шуй предлагают использовать для устранения негатива специальные символы и знаки. Одним из таковых является Инь-Янь, который может продаваться в виде нательных украшений (как правило, кулонов) либо быть представленным в качестве картин, узоров на статуэтках и тому подобного.

Согласно фен-шуй, обладая подобным талисманом человек способен гармонизировать свою жизнь и добиться успеха во многих делах, однако для этого необходимо верить в его силу и приложить все усилия для того, чтобы организовать пространство вокруг себя должны образом. В первую очередь это касается дома.

Так, чтобы сбалансировать в собственном доме потоки пассивной и активной энергии важно помнить о том, что гостиная, кухня и рабочий кабинет – это те места, где должна преобладать энергия Янь. Для этого их необходимо окрашивать в яркие оттенки, разбавлять интерьер книгами, семейными фото и прочими талисманами фен-шуй, символизирующими собой активное начало, а также почаще включать в них живую музыку. Впрочем, для баланса дизайн указанных помещений стоит разбавлять элементами Инь – мягкими креслами, парочкой картин и декоративными предметами мягких глубоких оттенков.

Что же касается спальни (а также ванны), то здесь, безусловно, должна преобладать пассивная энергия Инь. Желая обеспечить ей плавное и беспрепятственное течение, отсюда необходимо убрать все яркие и откровенно агрессивные (в прямом и переносном смысле слова) предметы. В их число входят офисные принадлежности, телевизор, музыкальный центр, спортивные тренажеры и прочее. Вместо них, опять-таки для достижения гармонии в спальне разрешается использовать и прочие яркие мелочи.

Кроме того, не запрещается оформлять свой интерьер с помощью самого знака Инь-Янь. Он может быть частью эзотерических предметов, либо быть непосредственно нанесенным на стены, мебель и прочие окружающие предметы. Вот как это может выглядеть:

Конечно, вышеприведенные советы лишь отчасти отображают основные принципы гармонизации окружающего пространства. Ведь для достижения полного баланса помимо этого нужно следить за своим здоровьем и внутренним душевным состоянием, не бросаться из крайности в крайности и размеренный образ жизни, где присутствуют, как активные, так и пассивные периоды деятельности.