Болезни Военный билет Призыв

Какие бывают исторические эпохи. Периоды истории человечества. Исторические эпохи в хронологическом порядке

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - феодализма. В теориях модернизации это характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и . Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    ЭПОХА (от греч. epoche, букв. остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие либо характерные особенности … Энциклопедический словарь

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Историческая наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие… … Философская энциклопедия

    - «ЭПОХА НЕВИННОСТИ» (The Age of Innocence) США, 1993, 133 мин. Эстетская историческая мелодрама. Мартин Скорсезе вечный неудачник оскаровских церемоний. На этот раз ни его фильм, ни сам режиссер не были даже номинированы на эту премию: в почетный… … Энциклопедия кино

    эпоха - О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? эпохи, чему? эпохе, (вижу) что? эпоху, чем? эпохой, о чём? об эпохе; мн. что? эпохи, (нет) чего? эпох, чему? эпохам, (вижу) что? эпохи, чем? эпохами, о чём? об эпохах 1. Эпоха это продолжительный… … Толковый словарь Дмитриева

    Историческая феминология - (женская история, история женщин) направление исторического знания, сформировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70 х гг. XX в. Предмет исторической феминологии это женщины в истории, история изменений их социального статуса и… … Термины гендерных исследований

    Науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

    Эпоха Сталина период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этой эпохи обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929); конец приходится на… … Википедия

Книги

  • Эпоха Петра I c головы до ног. Развивающая карточная игра , Степаненко Екатерина. Короли, ученые, государственные мужи и полководцы - 14 важнейших персонажей первой четверти XVIII века в одной колоде! Веселая и увлекательная историческая игра познакомит с героями того…

История человечества делится на следующие периоды:

  • – Первобытная эпоха (Каменный век) – с момента появления человека (ок. 3 млн. Р.) До 5-4 тысячелетия до н. е. (Изобретение железа)
  • – Древний мир -IV-III тыс. До н. е. -V вв. н. е. (до 476 г. – падение Западной Римской империи)
  • – Средневековье – кон. V в. – XV вв. (До 1492 гг. – Открытие Америки)
  • – Новые времена – XVI в. – 1914 гг. (До начала Первой мировой войны)
  • – Новые времена (от 1914 до современности)

Важным моментом для изучения истории первобытной эпохи и древнего мира есть четкое понимание исчисление этого периода.

Во-первых, деление истории на период до нашей эры и на НАШУ эру, или К Рождества Христова и ПОСЛЕ Рождества Христова. Очевидно, что ключевым моментом в этом летоисчислении стала событие, связанное с рождением Иисуса Христа. В исторической науке, как правило, фразу К НАШЕЙ ЭРЫ или до Рождества Христова применяют к периоду, который начинается от 10 тыс. Лет до Рождества Христова. То есть от эпохи мезолита. К другим периодам времени, предшествующих этой эпохе (Эпохе мезолита) говорят просто “Лет назад” (например, не говорят “250 тыс. Лет или 15 тыс. Лет до нашей эры”, а говорят просто “250 тыс. Лет назад, или 15 тыс. лет назад “. Это связано со сложностью четкого определения времени в те далекие периоды истории. Начиная же с 10 тыс. лет (мезолита) используют” К Рождества Христова, или К нашей эры “.

Во-вторых, используя периодизацию К Рождества Христова, или К нашей эры, нужно принимать во внимание, что с Рождества Христова, то есть с начала нашей эры прошло более 2 тыс лет. То есть, если мы говорим, что то или иное событие произошло 6 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 4 тысячелетии до нашей эры. Если мы говорим, что событие произошло 7 – 8 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 6-5 тысячелетии до нашей эры.

В-третьих, исчисление, которое происходит в период до нашей эры идет в обратном направлении. Например, если в наше время, то есть в нашу эру мы считаем года так “2010, 2011, 2012, 2013”, то период “К НАШЕЙ ЭРЫ” мы считаем так: “2013, 2012, 2011, 2010 …”. Точно так же и с тысячелетиями и веками: “7-6 тысячелетия до нашей эры, или 3-2 века до нашей эры”.

Четкое понимание этого позволит избежать удивления при решении теста на ВНО, когда попадутся задания типа “Определите, когда была эпоха энеолита” и в вариантах ответа будет: 4-2,5 тысячи лет назад или 4-2,5 тысячи лет до нашей эры.

Основные понятия и термины:

Исторические источники – любые средства информации, непосредственно отражают исторический процесс и дают возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все созданное человеком, дошло до наших дней в виде предметов материальной культуры, письменных памятников, устного народного творчества и др.

Группы исторических источников:

  • – Устные (мифы, легенды, сказки и т.д.)
  • – Письменные (летописи, документы, дневники, мемуары и т.д.)
  • – Вещественные (остатки жилищ, орудия труда, утварь, одежда и т.д.)
  • – Языковые (названия рек, гор, городов, сел и т.д.)
  • – Этнографические (те, что возникают на основе изучения быта и нравов современных традиционных обществ (на сегодня – преимущественно австралийские или африканские племена)
  • – Фоно-, фото-, кинодокументы.

Археологическая культура – совокупность археологических памятников определенной территории и времени, имеют своеобразные местные особенности. А. К. получает название по месту первой находки или по определенным отличительными особенностями (погребением, формой керамики и т.д.).

Материальная культура- совокупность всех материальных ценностей созданных определенной культурой, ее овеществленный составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то в соответствии с уровнем обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Духовная культура – система нравственных ценностей, а также совокупность умственных достижений и опыта как отдельного человека, так и всего человечества, что отражается в форме общественных ценностей (каждого общества каждой эпохи), фольклора, произведений искусства, литературы, достижений философии и тому подобное.

Цивилизация – человеческое сообщество, в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или преобразования цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность (свдомисть).

Искусство – одна из форм общественного сознания; вид человеческой деятельности, видображаедийснистьу конкретно чувственных образах, в соответствии с определенными эстетических идеалов. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-то деле, отрасли; мастерство. Развитие искусства как элемента духовной культуры обуславливается как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетически-художественными взглядами, идеаламийтрадициямы.

Религия – вера в существование сверхъестественных сил, сопровождающееся убеждением в способности этих сил или силы (Бога, богов, Абсолюта, Космоса и т.д.) влиять на Вселенную и на судьбу людей.

ПОДІЛИТИСЯ:

Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.

Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в которое появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!

Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.

Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света, падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.

Новейшее время - период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).

Другие подходы разделения истории человечества на периоды:

формационный , в зависимости от общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);

по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;

- по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;

по периодам правления выдающихся правителей;

по периодам исторически-значимых войн;

С хронологической точки зрения история делится на первобытную, древнюю, средневековую, новую, новейшую. Эта периодизация, в основных чертах принятая в 19 в., подходит только для Западной Европы.

История первобытного общества охватывает период с момента возникновения человека 2,5-1 млн. лет назад (см. ст. Антропосоциогенез) до образования первых государств в Азии и Африке (рубеж 4-3 тыс. до н. э.).
При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох: ранний (окончился ок. 100 тыс. лет назад), средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс. лет назад) и неолит (5 тыс. лет назад; в его рамках выделяют также энеолит). Затем следуют бронзовый век (до 1 тыс. до н. э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было чётко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй (см. ст. Род, Племя).



История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Греция Древняя, Рим Древний) с момента возникновения до 5 в. н. э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476 г.). Однако эта хронологическая грань не имеет значения для других цивилизаций (см. ст. Китайская цивилизация, Мезоамерики цивилизации). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение (см. ст. Рабство).

История Средних веков затрагивает 5-15 вв., концом европейского Средневековья считается открытие Америки X. Колумбом (1492 г.). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо (1392-1463) для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское Средневековье делится на Раннее (5-10 вв., т. н. Тёмные века), Высокое (11-13 вв.) и Позднее (14-15 вв.).


Новой историей называют период 16 - кон. 18 в. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни учёные считают начало Великой французской революции 1789-1799 гг, другие - окончание Первой мировой войны 1914-1918 гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией, Контрреформацией и первой общеевропейской войной (см. ст. Тридцатилетняя война). Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.
Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 г. до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., а по мнению других - с 1918 г. по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами, началом колониализма к колониальной системы падением. Господствовавшей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия.

Современная история ведёт свой отсчёт с окончания Второй мировой войны. Некоторые учёные считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие исследователи выделяют в самостоятельный период развития человечества - постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория), «холодная война» и крах социалистического лагеря, масштабное загрязнение окружающей среды, борьба с международным терроризмом.

История человечества делится на три эпохи (к текущему моменту: в будущем могут и новые начаться):

Первая эпоха: от появления человечества (2-2,5 млн. лет назад) до неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.).

Вторая эпоха: от неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.) до промышленной революции (конец 18 - начало 19 века).

Третья эпоха - от промышленной революции (конец 18 - начало 19 века) до настоящего времени.

[Даты указаны по лучшему результату: разумеется, до сих пор можно найти племена, которые по уровню развития ещё в Первой эпохе живут.]

Неолитическая и промышленная революции - это сверхважные события в истории человечества, уступающие разве что лишь появлению человечества. С сожалением вынужден констатировать, что я совершенно не понимаю их причин. Нет, в споре с человеком, уверенным, что он их понимает, я могу сгенерировать более-менее правдоподобное объяснение, но реального понимания у меня нет. Впрочем, подробности - ниже.

1. Первая эпоха и неолитическая революция.

Характерная черта Первой эпохи - отсутствие сколь-либо заметного современникам прогресса. Иллюзия незыблемости, неизменности мироздания и образа жизни.

Чтобы увидеть прогресс, надо смотреть как учёные - на периоды времени в СОТНИ ТЫСЯЧ лет, и притом с вниманием к мельчайшим деталям. Только так можно заметить какое-то подобие прогресса.

Живя же в таком обществе, прогресса увидеть нельзя: этот слабый-слабый повышательный тренд на отрезках времени в несколько поколений невозможно вычленить из флуктуаций, колебаний уровня жизни по множеству самых разных причин.

Такие общества могут существовать стабильными на протяжении сколь угодно большого периода времени. У них нет никаких внутренних причин к развитию. Совершенно неудивительно, что где-нибудь в джунглях Амазонки можно найти племена, которые живут в Первой эпохе до сих пор. И если их не найти, то могут в таком состоянии оставаться и на протяжении многих тысячелетий, десятков тысяч и сотен тысяч лет. Если при помощи "машины времени" любого их жителя переместить в прошлое на тысячелетие-другое, он попадет во вполне знакомую ему культурную среду.

Удивительно другое: а почему же некоторые из таких сообществ всё-таки смогли взойти на следующую ступень развития?

Причины решительно непонятны.

Разве раннее земледелие чем-то превосходит охоту?

Люди биологически более приспособлены именно к охоте. Психиологически такая деятельность воспринимается более приятной. Труд земледельца - совсем наоборот. Следовательно, чтобы люди предпочли быть земледельцами, на то должны были быть очень веские причины.

Говоря про хлеб, не представляйте себе тот, что Вы каждый день едите. И не представляйте себе средневековый хлеб. Тот хлеб, который готовили первые земледельцы, был малопитательным, невкусным и дико, чудовищно трудоёмким в приготовлении!
То же самое касается риса, кукурузы и прочих съедобных растений.

Конечно, результат охоты был нестабильным, ибо зависел не только от мастерства охотников, но и от объективных причин вроде изменений численности и миграций животных. Но разве земледелие лучше? Это в Третью эпоху земледелие даёт стабильный результат. Это во Вторую эпоху результат земледелия хоть и рискован, но риск умеренный. В Первую эпоху земледелие крайне ненадежно. Примерно на том же уровне, что и охота.

Антропологам известны примеры племен примитивных земледельцев и охотников, живущих по соседству друг с другом в одинаковых природных условиях. Как правило, их уровень жизни вполне сравним. Так почему же произошел переход к земледелию?

У неолитической революции есть и вторая загадка - независимое, но почти синхронное начало ее в нескольких регионах планеты (разница во времени измеряется в тысячелетиях, но на фоне двухмиллионнолетней истории человечества это действительно один момент).

Придумать обоснование я могу, но оно меня самого не убеждает. Не могу понять эту загадку.

2. Вторая эпоха.

Вторая эпоха, в отличие от Первой, имеет выраженную нестационарность: общество, вступившее во Вторую эпоху, не может оставаться неизменным тысячелетиями или даже веками. Оно неизбежно будет иметь периоды экономического и технического взлета, которые хоть и зачастую компенсируются последующими спадами, однако же всё-таки есть. В отличие от обществ Первой эпохи.

Другая важная черта Второй эпохи - полная зависимость от сельского хозяйства.
Совсем не случайно среди экономистов Второй эпохи было широко распространено мнение, что богатство создается только в сельском хозяйстве, а все остальные люди лишь перераспределяют его.

Видите в стране Второй эпохи спад? Скорей всего, он начался с неурожайных лет.
Видите подъём? Наверняка он начался с хороших урожаев.

Третья характерная черта Второй эпохи, кардинально отличающая её от Третьей - ОБРАТНАЯ зависимость между ростом совокупного и подушевого дохода жителей любой страны.

Если страна богатеет - уровень жизни большинства её жителей (кроме малочисленной верхушки) падает. И наоборот. Например, с середины 14 (от начала "Чёрной смерти") и до середины 15 века Европа переживала колоссальный спад... но никогда в истории уровень жизни европейских крестьян не был так высок! Он будет превзойдён лишь с концом Второй эпохи.

Для нас, жителей Третьей эпохи, это выглядит парадоксально, однако дело обстоит именно так. Почему? Именно потому, что экономика Второй эпохи жёстко связана с сельским хозяйством, а динамика численности населения мальтузианская.

Как правило, общеэкономический подъём сопровождался ростом численности населения. А это заставляло использовать менее плодородные земельные участки, увеличивая совокупный продукт, но сокращая предельный. Вот и выходит, что если совокупный продукт страны вырос, скажем, с 1000 условных единиц до 2000, то численность её жителей возросла, к примеру, от 100 до 250, и на каждого условного жителя приходится не по 10 условных единиц дохода, а по 8.

Для историков и экономистов Вторая эпоха интересна своей НЕЕДИНСТВЕННОСТЬЮ, возможностью сопоставлять альтернативные пути развития.

Первая эпоха тут не подходит: как бы парадоксально это ни звучало, но человечество было единым. Дело в том, что хотя путешествия людей и распространение информации были очень медленными, появление нового знания было намного более медлительным. Тем самым знание распространялось по всему человечеству, почти не устаревая.

Третья эпоха тем более не годится: с началом промышленной революции единство мира стало окончательным и необратимым (без полной деградации человечества и скатывания обратно во Вторую эпоху).

А во Второй эпохе вариации были. Цивилизации Европы, Азии и Северной Африки - это единая система. С глубочайшей древности они связаны друг с другом торговыми путями. О существовании друг друга они прекрасно знали.
Но вот цивилизации Южной и Центральной Америки - совсем другое дело! Они к евроазиатскосевероафриканской цивилизации отношения не имеют. Тем интересней проводить сопоставления двух альтернативных путей развития во Вторую эпоху, чтобы понять, какие черты являются обязательными, а какие - случайно закрепившимися. Поэтому безумно жаль, что конкистадоры разрушили и уничтожили совершенно бесценные свидетельства о том, как были устроены южно- и центральноамериканские страны.

3. Промышленная революция.

Если неолитическая революция была задолго до начала письменной истории человечества, то промышленная революция произошла при полном свете истории. Нам досконально известно, что и как происходило. Но ПОЧЕМУ произошла промышленная революция - загадка ничуть не меньшая!

Когда любители "альтернативной истории" заявляют, что египтяне ну никак не могли таскать такие камни, как в пирамидах, им обычно приводят в пример различные гигантские камни из Петербурга. Первый рефлекс жителей Третьей эпохи - сказать "Ну это же было на тысячи лет раньше!". Но стоит только включить разум, как становится понятным удивительный факт: да, разница в веках и тысячелетиях, однако каких-то принципиальных изменений нет! Что можно сделать в начале 18 века н.э., то можно сделать и за тысячу-другую лет до н.э., ну может разве что людей потребуется чуть больше, и работать им придется чуть дольше: разница всего лишь в разы, а даже не в десятки раз.

Вторая эпоха характеризуется цикличностью развития. В ней были как грандиозные взлеты, так и грандиозные падения. Если сравнивать только пики развития, то совершенно непонятно, чем же европейский пик 18 века был таким особенным, что позволил перейти в Третью эпоху.

Классическое объяснение - от науки и техники.

Аргумент от науки явно не работает. На протяжении Первой эпохи науки не было вообще, а на протяжении Второй эпохи она либо была никак не связана с техникой, либо была её следствием: т.е. сначала эмпирическим путём изобретается новое устройство, и только потом находится объяснение, как оно работает. НТП, т.е. прогресс техники как следствие научного прогресса - это характерная черта Третьей эпохи. До промышленной революции (и даже спустя десятилетия после неё) его не существовало. Следовательно, развитие науки никак не могло быть причиной промышленной революции.

С аргументом от техники тоже непросто. Что было такого в Европе 18 века, чего не было, например, в Александрии птолемеевского Египта? Даже паровой двигатель, и то был!

Можно двигаться и вперёд: в средневековой Европе были крупные взлеты и в 11-13 веке, и с середины 15 до середины 16. Тем не менее, как это было характерно для всех экономических подъёмов во Второй эпохе, они завершились спадом и откатом назад.

Можно двигаться и назад. Средиземноморье 13 в. до н.э., накануне Катастрофы бронзового века - чего там не хватало для промышленной революции? Не понимаю.

То же самое и в других крупных цивилизациях. И в Индии, и в Китае, и в Японии точно так же были и высокие подъёмы, и глубокие спады. Почему, почему ни один подъём не позволил начать промышленную революцию?

Чем больше и глубже изучаешь историю этих стран, тем менее понятно, почему Европа их опередила: долгое время они были вполне сопоставимы, притом Европа нередко являлась несколько отстающей по всем параметрам. Доминирование Европы появилось только накануне промышленной революции.

Ещё одна парадоксальная черта промышленной революции - её НЕЗАМЕТНОСТЬ для современников.
Практически никто не понимал, что является свидетелем переломной точки в истории человечества. Даже у умнейших и наблюдательнейших людей, например у Адама Смита, не видно понимания роли промышленности.

А вот для сравнения слова Роджера Бэкона, относящиеся примерно к 1260 году:
"Может статься, что изготовят машины, благодаря которым самые большие корабли, управляемые одним-единственным человеком, будут двигаться быстрее, чем если бы на них было полно гребцов; что построят повозки, которые будут перемещаться с невероятной быстротой без помощи животных; что создадут летающие машины, в которых человек... бил бы по воздуху крыльями, как птица... Машины позволят проникнуть в глубины морей и рек".

Но почему же в конце 18 века промышленная революция произошла, а в конце 13 - нет? Я не знаю.

4. Третья эпоха.

Она длится слишком мало времени, чтобы можно было делать сколь-либо серьёзные выводы. Поэтому кратко назову некоторые важные отличительные черты её, которые заметны уже сегодня:

Неоспоримая "стрела времени". История не стационарна и не циклична, и это очевидно даже для обывателей.
- Научно-технический прогресс вместо технического прогресса, характерного для предыдущих эпох: сначала открывается знание о мире, и потом на основе него создаётся новая техника.
- Прямая связь между совокупным и подушевым доходом. Развитие страны повышает уровень жизни её граждан.
- Выход из "мальтузианской ловушки".
- Маленький мир. Если во Вторую эпоху ещё имеет смысл делить человечество на отдельные цивилизации, то в Третью весь мир - это единая система, все элементы которой сильно связаны друг с другом.

[Про Первую эпоху и неолитическую революцию]

Тезис о стабильном производстве прибавочного продукта может быть воспринят как указание на повышение в процессе неолитической революции уровня и качества жизни: до нее люди жили-де на грани голодной смерти, а после этого в результате перехода к более прогрессивным технологиям жизнь стала более изобильной. Такое понимание было широко распространено до 1970-х, когда американский антрополог Маршалл Салинз доказал его ошибочность.

В своей монографии Экономика каменного века (1973) М.Салинз, обобщая этнографическую и историческую информацию, сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели . Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер . Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина тому – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи).

Возникает парадоксальный вывод, который называют «парадоксом Салинза»: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведет к ухудшению уровня жизни . Можно ли в таком случае считать неолитическую революцию прогрессивным явлением, если она понижает уровень жизни? Оказывается, можно, если рассматривать критерии прогресса более широко, не сводя их только к среднедушевому потреблению.

В чем именно заключалась прогрессивность неолитической революции, можно объяснить по модели, которую предложили американские экономисты-историки Дуглас Норт и Роберт Томас.

В раннепервобытном обществе господствовала общая собственность: из-за немногочисленности населения доступ к охотничьим угодьям и местам рыбной ловли был открыт всем без исключения. Это означало, что существовало общее право на использование ресурса до его захвата (захватит тот, кто будет первым) и индивидуальное право на использование ресурса после захвата. В результате каждое племя, собирающее добычу с очередного участка, куда оно перекочевало, было заинтересовано в хищническом потреблении ресурсов общего доступа «здесь и сейчас», без заботы о воспроизводстве. Когда ресурсы территории истощались, ее покидали и уходили на новое место.

Такая ситуация, когда каждый пользователь озабочен максимизацией личной сиюминутной выгоды без заботы о завтрашнем дне, экономисты называют трагедией общей собственности. Пока природные ресурсы были изобильны, проблем не возникало. Однако их истощение из-за роста населения привело примерно 10 тыс. лет назад к первой в истории революции в производстве и в социальной организации общества.

Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие . Поэтому пока демографическая нагрузка на природу не превышала некоторого порогового значения, первобытные племена не занимались производящим хозяйством, даже если для этого были подходящие условия (скажем, пригодные для культивирования растения). Когда же из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, то рост населения требовал перехода с охоты на земледелие, либо вымирания охотников от голода. В принципе возможен и третий выход - остановить демографическое давление у критического предела. Однако первобытные люди редко прибегали к нему из-за непонимания экологических закономерностей.

Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата чужаками и разрешать поземельные конфликты между соплеменниками. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности.

Д.Норт и Р.Томас предложили считать главным содержанием Первой экономической революции (так они назвали неолитическую революцию) появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его.

Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, таким образом, не непосредственно в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения. Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.

[Про Александрию птолемеевского Египта]

Первый пример, слишком далекий и, однако же, смущающий, - это пример птолемеевского Египта. Следовало ли останавливаться на нем, идя самым длинным путем? Тем не менее в Александрии между 100 и 50 гг. до н.э., за семнадцать или восемнадцать веков до Дени Палена, состоялось явление пара. Такая ли уж малость, что «инженер» Герон изобрел тогда эолипил, своего рода паровую турбину, - игрушку, приводившую, однако, в движение механизм, способный дистанционно открывать тяжелую дверь храма? Это открытие произошло вслед за немалым числом других: всасывающим и нагнетательным насосами, инструментами, предвосхитившими термометр и теодолит, боевыми машинами, правда более теоретическими, нежели практическими, заставлявшими работать сжатие или расширение воздуха, или силу огромных пружин. В те далекие века Александрия блистала всеми оттенками страсти к изобретательству. На протяжении уже одного или двух веков там полыхали разные революции: культурная, торговая, научная (Евклид, Птолемей-астроном, Эратосфен); Дикеарх, видимо живший в городе в начале III столетия до н.э., был первым географом, «начертившим на карте линию широты, которая проходила бы от Гибралтарского пролива до Тихого океана, следуя вдоль Тавра и Гималаев».

Внимательное рассмотрение долгой александрийской главы, конечно, увлекло бы нас слишком далеко, через интересный эллинистический мир, вышедший из завоеваний Александра, где территориальные государства (такие, как Египет и Сирия) заняли место прежней модели греческих городов-полисов. Вот трансформация, которая не может не напомнить нам первые шаги современной Европы. Напрашивается также констатация, которая впоследствии будет часто повторяться: изобретения шли группами, большими количествами, сериями, как если бы они опирались друг на друга или, скорее, как если бы какое-то данное общество выталкивало их все вместе на передний план.

Однако как бы ни была блистательно интеллектуальна долгая александрийская глава, она в один прекрасный день завершилась без того, чтобы ее изобретения (а между тем их особенностью была обращенность к техническому приложению: в III в. Александрия даже основала школу инженеров ) вылились в какую бы то ни было революцию в промышленном производстве.

Вина за это лежит, вне сомнения, на рабовладении, которое давало античному миру всю удобную для эксплуатации рабочую силу, в какой он нуждался. Таким образом, на Востоке горизонтальная водяная мельница останется рудиментарной, приспособленной единственно для нужд помола зерна, задачи тяжкой и повседневной, а пар будет служить лишь в своего рода хитроумных игрушках, потому что, как пишет один историк техники, «потребность в [энергетической] мощи, превосходившей те ее виды, что были тогда известны, не ощущалась». И значит, эллинистическое общество осталось безразличным к подвигам «инженеров».

Но не несет ли за это ответственность и римское завоевание, которое последовало вскоре за этими изобретениями? Эллинистические экономика и общество уже несколько столетий были открыты миру. Рим же, напротив, замкнулся в рамках Средиземноморья и, разрушив Карфаген, поработив Грецию, Египет и Восток, трижды закрыл выходы в широкий мир. Было ли бы все по-иному, если бы Антоний и Клеопатра одержали победу при Акциуме в 31 г. до н.э.? Иными словами, не возможна ли промышленная революция лишь в сердце открытого мира-экономики?

[Про зависимость между совокупным и среднедушевым доходом]

До такого превращения традиционный рост совершался с перебоями, как последовательность взлетов и остановок, или даже спадов, на протяжении веков. Различаются очень продолжительные фазы: 1100-1350, 1350-1450, 1450-1520, 1520-1720, 1720-1817 гг. Эти фазы противоречили друг другу: во время первой население росло, во второй – резко упало, вновь росло в третьей, пребывало в состоянии застоя в четвертой и стало стремительно возрастать в последней из них.

Всякий раз, когда росло население, наблюдался рост производства и национального дохода – словно для того, чтобы оправдать старую пословицу «Богатство заключено только в людях». Но всякий раз доход на душу населения понижался или даже скатывался вниз, тогда как в течение застойных фаз он улучшался. Именно это показывает длинная кривая, рассчитанная на материале семи веков Фелпсом Брауном и Шейлой Хопкинс. Таким образом, имелось расхождение между национальным доходом и доходом на душу населения: рост национального продукта происходил в ущерб тем, кто трудился , это было законом Старого порядка. И я предположу в противоположность тому, что говорилось и повторялось, что начатки английской промышленной революции были поддержаны ростом, принадлежащим еще Старому порядку. До 1815 г., или, вернее, до 1850 г. (а иные сказали бы до 1870 г.) не было постоянного роста.

С середины XIX века, который сломил специфический ритм роста при старом порядке, мы как будто вступаем в другую эру: вековая тенденция (trend) – это тенденция к одновременному подъему численности населения, цен, ВНП, заработной платы, прерываемому лишь случайностями кратковременных циклов , как если бы «постоянный рост» нам был обещан навсегда.

По поводу Второй эпохи и промышленной революции рекомендую "Материальную цивилизацию, экономику и капитализм" Фернана Броделя.

Историческая периодизация - незаменимая вещь как в науке, так и в Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Сейчас мы рассмотрим все эпохи по порядку, узнаем, почему они именно так были названы и чем они характеризуются.

Почему существует историческая хронология?

Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества, тип построения бизнеса и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература. Во-вторых, в истории человечества действительно были так называемые переломные моменты, когда кардинально менялась мораль, устанавливались новые законы. Это, конечно же, влекло за собой смену пристрастий, которые проявлялись в искусстве. На такие перемены могли влиять революции, войны, научные открытия, учения великих философов и деятелей церкви. И сейчас, прежде чем мы рассмотрим все исторические эпохи по порядку, отметим, что подобную кардинальную перемену наше общество пережило совсем недавно. Научно-технический прогресс полностью перевернул наши представления об общении, источниках информации и даже о работе. И причиной тому является Интернет, без которого десять лет назад все обходились, а сегодня он является частью жизни каждого.

Античный период

Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года - даты падения В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности - греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

Средние века

Даже когда в школе рассматривают эпохи по порядку, особое внимание уделяют изучению средневековья. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

Ренессанс

Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение - это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

Барокко

Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Ниже мы рассмотрим его более подробно, но пока что отметим следующее. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. продлилась с 16-го по 17-й века.

Классицизм

Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Ниже мы рассмотрим эпохи в искусстве по порядку и более детально узнаем, что собой представлял классицизм.

Романтический период

В 18-м веке люди словно заразились манией красоты и неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек - это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки (Шопен, Шуберт и др.), литературы (знаменитые французские романы) и живописи.

Просвещение

Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Это выражалось в отказе от ортодоксальных религиозных норм. Взамен сакральных знаний пришла логика и светлый разум. Это здорово подорвало авторитет аристократии и правящих династий, которые во многом ссылались на помощь церкви. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины.

Новейшее время

Мы кратко перечислили все исторические эпохи по порядку и подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

Краткие итоги

После того как мы представили все эпохи всемирной истории по порядку, описали их, узнав, каким было наше общество в том или ином веке, переходим к изучению прекрасного. Ведь параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство, которое для многих является основным определяющим фактором для разделения истории человечества на отдельные периоды. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли. Ведь не всегда музыкальные периоды совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи.

Искусство: эпохи в хронологическом порядке

  • Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
  • Античность - с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
  • Средневековье: и готика. Первый датируется 6-10-м веками, а второй - 10-14-м вв.
  • Возрождение - знаменитые 14-16-й века.
  • Барокко - 16-18-й века.
  • Рококо - 18-й век.
  • Классицизм. Формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век.
  • Романтизм - первая половина 19-го века.
  • Эклектизм - вторая половина 19-го столетия.
  • Модернизм - начало 20-го века. Стоит отметить, что модерн - это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых расскажем ниже.

О чем расскажет перо… У истоков письменной речи

Теперь рассмотрим литературные эпохи в хронологическом порядке: древний этап (Античность и Восток), Средневековье, Ренессанс, Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм, Модернизм и современность. Впервые литературные творения стали появляться в Греции, Риме, а также в Именно в этих державах возникла первая письменность. В античном мире стали появляться мифы - про Геракла, про Зевса и прочих богов, про титанов и гигантских птиц. Позже появились первые философы, мыслители и писатели. Это Гомер, Сафо, Эсхил, Гораций. Данный жанр ныне именуется лирикой, но часто на такие рассказы ссылаются как на исторический достоверный источник. Мир Древнего Востока знаменит лишь своими поучительными стихотворениями. Однако не будем забывать, что именно в этой части света в древние времена появилась важнейшая книга человечества - Библия.

Средние века и эпоха Возрождения

Четкой границы между этими периодами нет, да и она не нужна. Ведь в годы, когда Европа только начала образовываться как государственная система, людям было не до искусства. Первые проявления творчества в средние века душились церковью. Потому литературное наследство, которое досталось нам с тех лет, - это лишь рыцарский эпос. Тут можно назвать «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах». Несколько веков спустя наступает Возрождение, и миру становятся известными такие фамилии, как Шекспир, Данте, Боккаччо, Сервантес. Их рассказы можно назвать свободными, так как нет четкой структуры, а в центре событий находится человек и его чувства. Это и есть главная характеристика эпохи Ренессанса.

Формирование строгих канонов

Когда мы перечисляем эпохи по порядку, век за веком, все становится на свои места, кроме Классицизма. Он будто существует вне времени, пространства, на фоне остальных течений. С того момента, как классика стала основой для творчества европейских авторов, появился ряд закономерностей в написании литературных произведений. Они четко делились на сатира, трагедия, комедия, эпопея, басня. Можно сказать, что с тех пор были установлены границы творчества, которыми мы пользуемся и сегодня (обратите внимание хотя бы на кинематограф).

Сентиментализм и романтизм

Эти два течения будто дополняют друг друга. Они славятся своими романами, где описываются переживания героев, их душевное состояние, вкусы и интересы. Среди авторов романтизма красными буквами прописаны такие фамилии, как Бальзак, Диккенс, Гофман, Виктор Гюго, сестры Бронте, Марк Твен, В. Скотт и многие другие. В более поздние годы романтизма творили такие авторы, как Оскар Уайльд и Эдгар Аллан По. Их рассказы уже лишены сентиментальности, но наполнены глубокой философией.

Реализм и модернизм, а также современная литература

На стыке 19-го и 20-го веков появилось множество течений в литературе. В нашей стране они получили название Серебряного века, в других просто именовались в соответствии со стилем конкретного произведения. Наиболее популярным стал символизм и декаданс. Представителями этих направлений стали такие авторы, как Верлен, Бодлер, Рембо, Блок. В России немалой популярностью пользовался акмеизм. Его главной представительницей была Анна Ахматова. С тех пор литература стала максимально реалистичной. Люди отказались от внутренних переживаний и иллюзий. С начала 20-го века и до наших дней авторы описывают любые события с максимально реалистичной точки зрения, учитывая все новшества прогресса.

Изобразительное искусство

Теперь пришло время рассмотреть все эпохи в живописи по порядку. Отметим сразу, что их тут куда больше, чем в литературе, потому к каждой из них обратимся кратко и лаконично.

  • Пещерная живопись.
  • Искусство Древнего Египта и стран Ближнего Востока.
  • Крито-микенская культура.
  • Античные рисунки и письменность.
  • Средневековье: иконопись и готические иллюстрации на религиозную тематику.
  • Возрождение. Яркими представителями являются Микеланджело, да Винчи и др.
  • С 18-го века в живописи появляется стиль барокко. Ярко выражен в картинах Караваджо.
  • Классицизм, который и в изобразительном искусстве формировался с 16-го века, воплотился в работах Пуссена и Рубенса.
  • Романтизм проявил себя в полотнах Делакура и Гойи.
  • В конце 19-го века появился импрессионизм. Ярким его представителем считается Ван Гог, а наряду с ним выступают Гоген, Лотрек Мунк и другие.
  • В 20-м веке живопись поделилась на соцреалистичную и сюрреалистичную. Первое течение развивалось исключительно в России. Второе же покорило весь мир. Оно наглядно просматривается в картинах С. Дали, П. Пикассо и других художников этого времени.