Болезни Военный билет Призыв

Как бороться с мстительным человеком. Психология мести: как избавиться от желания мстить? Проявления злопамятности в повседневной жизни

Психосоциальное развитие

Младший школьный возраст (период от 7 до 11 лет) характеризуется изменением социальной ситуации развития : с приходом в школу ребенок начинает занимать новое положение в обществе; осваивать позицию ученика. У него впервые появляются социально значимые обязанности, которые он должен реализовывать самостоятельно, независимо от родителей; меняется структура отношений «ребенок – взрослый», в которой выделяется система «ребенок – учитель», она становится доминирующей и определяет отношения в системах «ребенок – сверстники» и «ребенок – родители» [Обухова, 2001; Эльконин, 1984]. Учитель выступает как «чужой взрослый», носитель обязательных для выполнения культурных требований. Он наделен несомненным авторитетом и возможностью контролировать и оценивать выполнение этих общественно значимых требований. Отношение с учителем опосредованы учебной задачей, социально значимыми и обязательными для выполнения правилами и нормами. Социальную ситуацию развития младшего школьника условно можно представить в виде следующей схемы (рис. 7.1).


Рис. 7.1. Схема социальной ситуации развития младшего школьника


У ребенка, начавшего обучение в школе, изменяются:

Условия жизни (режим дня, новое школьное пространство, множество правил, регламентирующих поведение, темп работы и т. д.);

Отношения со сверстниками: нередко современный ребенок впервые оказывается в коллективе сверстников; ребенку необходимо осознать, что он встречается со сверстниками не для того, чтобы играть;

Отношения с учителем: ребенок должен осознать, что взаимоотношения с учителем опосредованы осуществлением им учебной деятельности; он должен научиться строить деловые отношения с учителем;

Отношения с родителями: акцент смещается на учебную деятельность; нередко отношения ребенка в семье начинают опосредоваться его благополучием или неблагополучием в системе «ребенок – учитель», успешностью выполнения им учебной деятельности;

Статус ребенка: из большого, старшего, на которого равняются малыши в детском саду, в школе он превращается в самого маленького, ничего не умеющего и не знающего.

Таким образом, процесс поступления в школу, связанный с резким изменением социальной ситуации развития, требует периода адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Его успешность зависит от психологической готовности ребенка к школьному обучению, от семейной ситуации и от отношений в системе «учитель – ребенок». Период адаптации к новой учебной ситуации длится приблизительно около двух месяцев (а иногда и весь первый год обучения ребенка в школе). Нарушение адаптации в виде отвержения новой социальной позиции, проявляющееся в форме открытого негативизма или пассивного протеста, возможно из-за: 1) несформированности учебно-познавательных мотивов; 2) низкого уровня информированности о школьной жизни и социальной позиции школьника; 3) искаженного аффективно-негативного представления о позиции ученика [Бурменская, 2007]. Л. А. Регуш среди наиболее ярких симптомов неадаптированности по прошествии трех месяцев после начала учебных занятий в первом классе называет следующие:

Отсутствие желания посещать школу («там плохо», «никого не знаю», «боюсь»);

Незнание имени учителя, неспособность его узнать;

Непринятие и невыполнение школьного режима (продолжительности урока, подготовки тех заданий, которые предлагаются классу);

Неспособность объяснить, какое задание получил на дом.

И. В. Шаповаленко и ряд других исследователей выделяют следующие правила поведения родителей , стремящихся помочь ребенку быть школьником:

Нельзя «бросить» ребенка, рассчитывая, что он полностью самостоятельно справится с ситуацией освоения требований школьной системы и учебной деятельности, но вредна и другая крайность – подавление самостоятельности ребенка, выполнение всех учебных требований за него;

Родительская поддержка может быть оказана в форме повышенного интереса к правилам и требованиям школьной жизни; в том, чтобы научить ребенка собирать портфель, вовремя садиться за уроки, не отвлекаться во время выполнения домашних заданий, самостоятельно контролировать правильность выполнения тех или иных заданий и т. д.;

«вспышка конформизма», стремление выполнить все в точности «как сказала учительница», должна быть принята родителями с пониманием того, что такая реакция связана с особой ценностью норм и правил школьной жизни для «настоящего школьника», каким хочет быть их ребенок;

Следует исключить сетования и опасения по поводу несовершенства учителей и школьных программ;

Исключить эмоциональный шантаж, если у ребенка что-то не ладится в учебной деятельности («если бы ты любил маму, ты бы старался учиться лучше», «как я бы тебя любила, если бы ты хорошо учился», «ты принес двойку, и поэтому у мамы заболело сердце» и т. п.);

Исключить естественные оценочные реакции при оказании помощи в подготовке уроков («сколько раз можно повторять…», «ты что, совсем бестолковый?» и т. п.);

Не стоит возвращаться к школьной тематике в течение всего дня, не давая ребенку отвлечься и расслабиться;

Обратить внимание на характер транслируемых ценностей в свободном общении с ребенком («Тебя сегодня не ругали?» – ценность послушания; «А кто еще в классе пятерку получил?» – ценность престижа; «Из окна не дует?», «На уроках не душно, голова не болит?» – ценность здоровья и т. п.).

Именно семья, родители, эмоционально и организационно поддерживая ребенка, помогают ему освоить предъявляемые к нему требования и принять их как неизбежные и необходимые . «В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются» [Мухина, 1999, с. 252]. Однако наиболее значимой и авторитетной фигурой в младшем школьном возрасте, особенно в начале школьного обучения, становится учитель.

В младшем школьном возрасте дети в основном дружат с представителями своего пола, и их дружба вначале основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов [Возрастная и педагогическая психология, 1979], т. е. с кем играют, кого чаще видят, с кем по пути домой и т. д., с тем и дружат. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста дети начинают проникаться идеей взаимности и осознавать чувства другого (стадии дружбы представлены в табл. 7.1). Дружба начинает основываться на взаимной симпатии, на поступках сверстника и их оценке, дети достигают второй стадии развития дружбы, по Р. Селману [Крайг, 2000]. Младшие школьники становятся более избирательными в своих дружеских отношениях: если дошкольники говорят, что у них много друзей, иногда вся детсадовская группа, то 8–9-летние дети называют только нескольких хороших друзей [Берк, 2006].


Таблица 7.1

Стадии развития дружбы (по Р. Селману)


Источник : [Крайг, 2000, с. 531].


В ходе выполнения совместной учебной деятельности у детей развивается способность к сотрудничеству и взаимодействию. Общение становится более целенаправленным, формируется ориентация на группу сверстников, развивается деловое общение по поводу изучаемого учебного материала, партнерские отношения кооперации . У детей, занимающихся в форме совместной работы в классе, согласно исследованиям Г. А. Цукерман , успешнее формируются рефлексивные способности, в частности, они лучше начинают контролировать себя, оценивать свои возможности и уровень знаний, становятся более активными, инициативными и заинтересованными при выполнении учебных действий.

Что становится причиной мужской мстительности? В хит-параде «За что, коварный?» не участвуют «отбракованные образцы», как-то: злобные преподаватели, чьи лекции вы откровенно прогуляли; ревнивые к чужим успехам коллеги, видящие в вас потенциального конкурента; младшие (и старшие) братья, вершащие возмездие за мобильник, которому вы нечаянно «приделали ноги».

До соревнования допускаются лишь те «Зорро», кто «вчера еще в глаза глядел», а нынче смотрит на вас через прицел пулемета. Ладно, пусть без пулемета, но все равно недобро косится.

Рассказывает сегодня о мужской мести . Почему мужчина начинает мстить? Как мужчины чаще всего мстят? Всю правду о мужской мести читайте в сегодняшней статье.

Причины мужской мести

По словам психологов, мужская месть имеет место быть, если чувства мужчины так или иначе остались без взаимности. Либо прелестница в упор не замечает пылких взглядов молодого человека, либо усомнилась в его мужской силе и состоятельности, а то и вовсе вероломно покинула.

Это лишь Валерий Меладзе расписывается в собственном великодушии: «Я за нелюбовь тебя простил давно», - да и то лишь в песне, а вот его «однополчане» иной раз вооружаются строчкой из другого хита: «Это ты объявила войну!» И становятся на путь возмездия.

Какая бывает мужская месть?

Месть мести рознь: одному «рыцарю» достаточно перестать здороваться с бывшей дамой сердца, а второй готов жизнь положить на восстановление справедливости – каковой она ему видится. Поэтому мы составили импровизированный рейтинг мужской мстительности «по нарастающей». Ознакомьтесь, примите наши соболезнования, если узнаете свой случай, и намотайте на ус советы, заботливо почерпнутые у психологов.

Месть мужчины «Я по тебе не скучаю. И вообще забыл»

Самый забавный и сравнительно безопасный метод мщения – демонстрация экс-кавалером факта, что вы безнадежно вычеркнуты из его сердца. От чего он не страдает, а, напротив, бодр и весел. Как правило, применяется юными оболтусами. Если к нему прибегает оболтус за тридцать, следовательно, субъект глуп, как пробка. Делаем вывод, что расставание было верной мерой.

Марина, 27 лет: «После непродолжительного романа я разочаровалась в избраннике и взяла самоотвод. Просто отправила ему сообщение, что считаю наши встречи бессмысленными, а он промолчал. Буквально на следующий день мне понадобилось узнать у него номер телефона нашего общего знакомого. Я написала sms, подписав в конце свое имя – «Марина»: мало ли, вдруг человек уже удалил мой номер и не станет отвечать на безымянную просьбу.

Спустя полчаса (видимо, много и яростно думал) пришел ответ: «Какая именно Марина? Из сауны?» Я лишь рассмеялась, но, как говорится, лиха беда начало. Ближе к ночи от мстителя пришло еще одно, якобы ошибочное послание: «Колян, я освободился, еду к вам. Девчонки заждались? Передай моему котенку, что я ее нежно целую. Скоро буду».

Если честно, не могла полночи заснуть – от смеха. Маневр прост, как пареная репа: бывший бойфренд был уверен, что я приняла все за чистую монету и от ревности доедаю локти. Может быть, и поверила бы в «ошибочный адрес», если бы не просьба передать «котенку» поцелуй. Мог бы вручить «лично в руки» без посредников».

Минздрав предупреждает: В принципе, ничего страшного. Пусть покинутый еще попляшет на пепелище любви, да и уймется. Отвечать на телефонные выпады не рекомендуется только по одной причине – денег и времени жалко. У метода есть более наглядный вид: джентльмен экстренно начинает встречаться с другой барышней и старается всюду попасться вам на глаза. Если удается, горячо целует пассию, поднимает воротничок куртки , чтобы ей в шейку не надуло, и называет милашку «малышом» - при этом говорит приторным голосом, как будто перед ним ребенок или душевнобольной в период обострения.

В особо запущенных случаях мститель может даже жениться назло вам, но уверять, что встретил «любовь всей жизни и дико счастлив». Словом, цель одна – пробудить в вас ревность, заставить умываться слезами и посыпать голову пеплом. Ну, узнали кого-то из прошлого? Переходим к следующему экспонату.

Месть мужчины «Пусть все увидят твое бесстыдство!»

Алла, 23 года: «Когда-то я встречалась с художником. Все шло неплохо, но в какой-то момент я поняла, что фраза «художник должен быть голодным» коснется и меня, если решусь стать его спутницей жизни. Мы расстались, а через пару недель друзья сообщили, что в Интернете появились мои фотографии в стиле ню. Снимки делал бывший возлюбленный, утверждая, что у меня прекрасное тело и эти фотографии – произведение искусства. Как видим, «компромат» стал орудием мести. Вот такой художник от слова «худо».

Минздрав предупреждает: Случай печальный, но, увы, не редкий. Российская Фемида уже вынесла приговоры по подобным судебным делам. Незаконное размещение откровенных фото в сетях общего доступа рассматривается как нарушение неприкосновенности частной жизни и карается внушительным штрафом.

Если вам не повезло и бывший ухажер сподобился на пакость, либо обращайтесь в милицию, либо молчите в тряпочку, на ваш выбор. Всем остальным рекомендуется сто раз подумать, прежде чем решаться на интимные фотосессии.

Месть мужчины «Я тебя по миру пущу!»

Ольга, 24 года: «С Андреем мы прожили вместе три года, а потом я встретила другого. Влюбилась по уши, ничего скрывать не стала. После серьезного разговора с признанием ушла ночевать к маме. А утром вернулась за вещами и поняла, что забирать-то и нечего: всю мою одежду Андрей разрезал в лоскуты, косметику вывалил на пол и растоптал, так же поступил с украшениями. Горько усмехнулась и вышла из квартиры. Считаю, что еще легко отделалась: у некоторых бедняжек мужья отбирают детей, квартиры и разоряют бизнес».

Минздрав предупреждает: Мужчины – создания в большинстве своем агрессивные, это их тестостерон на лютые расправы толкает. Если ваш мужчина периодически бушует, словно озверину выпил, подстелите соломки, прежде чем объявлять о своем уходе.

Отнесите шубку и прочие ценности на хранение к маме, перед ответственной беседой оденьтесь во что не жалко и ни в коем случае не объявляйте о наличии соперника – авось пронесет. Ограничьтесь туманными фразами вроде «дело не в тебе, дело во мне», «мне нужно подумать и побыть одной». По крайней мере, они приводят в замешательство, но не провоцируют вспышки агрессии и битья хрустальных вазочек.

А вот с детьми и общим бизнесом сложнее, без адвокатов не обойтись. Самое страшное: мужчины даже местью это не считают, им кажется, что они просто рационализируют ситуацию. Им важно заставить жену волноваться, испугать. И «пусть она поймет, что без меня ей стало хуже жить».

Месть мужчины «Изобью-замучаю, как Пол Пот Кампучию»

Несмотря на шутливый заголовок с упоминанием камбоджийского тирана, данный вид мужской мести совсем не веселый. Приводить конкретных примеров, когда мужчина избивал-калечил-уродовал бывшую любимую, решившуюся на расставание, мы не станем: их полным-полно в регулярных криминальных сводках. Плеснуть в лицо кислотой, бросить в капюшон горящую петарду, выстрелить из травматического пистолета в «предательницу» - это не выдержки из сценария фильмов ужасов, это действия российских Отелло.

От того, на какие выходки способен обиженный психопат, мурашки идут по коже. И не думайте, что на банальный мордобой способен только «неотесанный мужик-деревенщина», мстительность присуща и рафинированным эстетам-интеллектуалам. И чем выше уровень мстителя, тем изощреннее ее проявления.

Минздрав предупреждает: Уж если вас угораздило связать судьбу с мстительным супостатом, спасет лишь либо безупречное поведение (тогда лучше сразу в монастырь), либо игра на опережение – вовремя распознать его натуру и «сделать ноги».

О мстительности могут сказать такие «маячки»:

В пылу ссоры он припоминает все ваши недостатки, смеется над комплексами, о которых вы когда-то сами признались, в общей компании может со смехом рассказать о ваших забавных слабостях;

Часто что-то делает вам назло. Просите убавить громкость телевизора – плюсует децибелы;

- «закручивает гайки» якобы в воспитательных целях. Например, вы отказали вечером в интимных ласках, а на следующий день благоверный отказался дать вам денег на покупки. Любое ваше неповиновение карается лишением развлечений, общения с подругами и т.д.;

Демонстративная востребованность у прекрасного пола. Вы мило побеседовали на улице с бывшим сокурсником, а вечером застали супруга сидящим на сайте знакомств за написанием жарких посланий красоткам.

Еще пара нюансов от психологов: когда женщина говорит, что отомстит, скорее всего, так оно и будет. Если же угрожает мужчина, то он «выпустит пар» еще в угрозах. Тот, кто готов реально мстить, не станет бросать слова на ветер, а просто сделает это. Кроме того, брошенные любовники мстят жестче мужей. Мужья легче отпускают своих бывших: они уже успели надоесть им в быту. А вот истеричные любовники способны устроить серьезные неприятности.

И наконец, с возрастом желание мстить не проходит. Вспомните анекдот про дедка, который за обедом отвесил бабульке по лбу ложкой: «Как вспомню, что до меня с Митькой встречалась, так сердце кровью обливается».

09.10.2016

Вопрос, почему люди мстят, чрезвычайно интересный и не такой очевидный, как может показаться на первый взгляд. Существует несколько теорий, которые пытаются объяснить явление мести. Не будет забывать о том, что это только гипотезы.

Месть из инстинкта самосохранения

Человек нападает потому, что нападение - это лучшая защита. Для того чтобы найти примеры такой мести, не нужно далеко ходить. Можно взять в качестве примера американские боевики, как правило, их главный мотив - месть. И обычно герой произносит что-то такое: «Понимаешь, Сэм, я должен им отомстить, пока они не добрались до моей семьи».

Месть из чувства справедливости

Голливудские боевики также приучили нас к тому, что мир черно-белый. Есть плохие дядьки и хорошие. За последними всегда правда. Поэтому если плохие дядьки нападают на хороших, хорошие должны обязательно отомстить плохим, чтобы восстановить мировую гармонию. Сознанию такая форма мести видится как воплощенная справедливость.

То, что скрывает чувство справедливости. Понятно, что если копнуть глубже, то под попранным чувством справедливости обнаружатся другие мотивы. Например, человек хочет отомстить за свою боль и унижение. Другими словами, человек мстит для того, чтобы почувствовать себя лучше.

Почему мстят злодеи?

С положительными героями все понятно. А вот у отрицательных персонажей другая мотивировка: они отыгрываются на окружающих, чтобы не чувствовать такого сильного разочарования в жизни. Не секрет, что у Андрея Чикатило была деспотичная жена, которая его унижала. Поэтому он пошел убивать девушек, чтобы отомстить всему женскому роду. И такие случаи не редкость. Можно сказать, что почти любой человек в той или иной форме может обнаружить в себе ростки подобных чувств.

Пример уже не такой радикальный. Премия Альфреда Нобеля не вручается математикам, потому что представитель именно этой группы ученых увел у химика жену. И повседневных примеров такого рода сколько угодно. Человек не поступил в университет и теперь считает, что на высшее образования тратят время только дураки. Конечно, это не что иное, как символическая месть всему институту высшего образования, который человеку так и не покорился.

Месть из самоутверждения

Здесь тоже можно обратиться к злодеям. Например, могущественным врагам Бэтмана. Джокер хочет убить «летучую мышку», чтобы показать, какой он крутой. И так почти со всеми злодеями обстоит дело. Конечно, под их поступки можно подвести другую логику, которая уходит корнями в комплексы, но мы не будем этого делать, ибо сейчас другая тема. Одно и то же поведение можно объяснить с разных позиций в зависимости от точки зрения толкующего.

В повседневной жизни тоже полным-полно таких примеров. На ум сразу приходят школьные учителя. Если ребенок их чем-то обидел, к примеру, был «слишком умным», то они могут отомстить и сделать так, чтобы вредный ученик не получил медаль. Это, с одной стороны, мелочная месть, а с другой стороны, очень болезненная для ребенка и его родителей, и она показывает, кто в доме хозяин.

Когда человек мстит, он символически восполняет потерю утраченного, чтобы под последним не понималось. Это своего рода защитный механизм психики, который работает для сознания человека, который «вершит правосудие», но совершенно не состоятелен, если посмотреть на него с точки зрения материальной реальности, собственно, как о почти каждый защитный механизм.

Библия - Левит

Мстить или не мстить, вот в чем вопрос. Если я правильно понимаю Шекспира, то человек, который постоянно находится в состоянии выбора – это по-настоящему свободный человек. Но будучи свободным, он несет ответственность за свой выбор, соглашаясь принять те последствия, которые за ним последуют. Месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить. И надо сказать, что сделать этот выбор непросто. У каждого решения будут свои последствия – и положительные, и отрицательные. С одной стороны, чувство обиды, чувство злости, чувство ненависти, чувство несправедливости – вызывают у человека жгучее желание отомстить. А с другой, далеко не всегда месть необходима, поэтому можно простить того, кто когда-то причинил тебе вред, не ради него, а ради себя, ради своего будущего. В этой статье, дорогие друзья, мы с вами поговорим о том, что такое месть, в каких случаях она нужна, а в каких нет и как можно отомстить своим обидчикам, если вы решите это сделать.

Что такое месть?

Месть – это такие действия, к которым человек побуждается для того, чтобы навредить людям, которые ранее навредили ему. Побуждающим моментом являются такие чувства, как сильная обида, злость, ненависть, чувство несправедливости, а в некоторых случаях к мести людей побуждает и здравый расчет. Да, месть может быть не только оправданной, но и необходимой. Ниже вы узнаете почему. Вообще, если углубиться в понимание мести, то можно еще много всего интересного и полезного о ней узнать. В частности, можно сказать, что месть долго живет в человеке в виде глубокой обиды и чувства несправедливости, и эти чувства сидят в человеке до тех пор, пока он не отомстит. Это проблема исключительно психологического характера. При необходимости психолог может помочь человеку избавиться от тяжелых душевных ран и тогда этому человеку не нужно будет никому мстить, чтобы успокоиться и чувствовать себя комфортно. Но бывает, что люди мстят по убеждениям, считая месть своим долгом. А иногда бывает и такое, что человек долго носит в себе обиду, но мстить не планирует. Но в один прекрасный момент в его жизни абсолютно случайно возникает такая ситуация, когда он может отомстить своим обидчикам и он это делает – он пользуется появившейся возможностью и мстит. Так что месть может подогреваться чувствами, может руководствоваться разумными соображениями, а может и просто стать чистой случайностью. И довольно непросто вот так взять и сказать, что мстить нужно или не нужно, что это правильно или неправильно. В разных ситуациях решения могут быть разными. Давайте теперь посмотрим, когда нужно и можно мстить, а когда от мести лучше отказаться.

Зачем нужно мстить?

Вначале рассмотрим аргументы за то, чтобы мстить. Первое, чему способствует месть – это душевный покой, комфорт. То зло и тот вред, который нам причиняют другие люди, травмирует нашу психику, ранит нашу душу. И эти травмы переходят в глубокую душевную обиду, которая остается в человеке до тех пор, пока он или не отомстит своим обидчикам, или не простит их. Не будет покоя в душе человека, пока он не разберется со своими обидами. И если месть – это единственная возможность обрести покой, то в принципе, можно и отомстить, особенно если есть такая возможность. Месть может стать для человека своего рода восторжествованием справедливости, наказанием зла, компенсацией за причиненный ущерб, вред. В каждом человеке живет чувство справедливости, которое позволяет ему противостоять злу и бороться с ним. Оно толкает человека к мести, как к единственной возможности восстановить справедливость и обрести душевный покой. Если мы считаем, что все в этой жизни возвращается бумерангом, в том числе и зло, то почему бы нам самим этот бумеранг не запустить в обратную сторону, чтобы тот, кто причинил нам вред, боль, ущерб, зло – не получил в ответ то же самое?

В этом мире постоянной борьбы человек может прибегнуть к разным способам защиты, в том числе и к мести, которая является для его врагов отложенным наказанием. Прощать никто никого не обязан, это вопрос личного выбора. Те, кто говорят о том, что нужно прощать, а не мстить, не могут понять того, что значит жить с чувством злобы и обиды или униженным чувством собственного достоинства, когда человек перестает видеть в себе личность, когда теряет веру в себя, когда он застревает в прошлом и снова и снова испытывает боль, страдания, унижения от своих обидчиков, своих врагов. Эта боль разъедает его душу, обессмысливает его жизнь, делает заложником той ситуации, в которой ему был причинен моральный и/или физический вред, когда он понес какую-то утрату, с которой не может смириться. Сказать такому человеку, что нужно простить зло, значит призвать его это зло возвеличить и преклониться перед ним. Поэтому не стоит осуждать тех, кто желает отомстить своим обидчикам и врагам, чтобы просто снова начать жить, а не убиваться своей злобой и обидой. Если покоя в душе нет, если боль, обида, злость мешают жить нормальной жизнью, то человек вправе расквитаться с тем, кто когда-то этого покоя его лишил. Некоторые люди живут только ради мести, ибо ничего другого в их жизни нет, ради чего стоило бы жить. Может это и неправильно, но так есть.

Я считаю, что каждый человек вправе отомстить тем, кто причинил зло ему самому и всем тем, кто для него дорог. Не от того душа человека не может найти покоя, пока зло не будет наказано, что всем нам свыше предписано прощать тех, кто причинил нам вред. Поэтому каждый сам решает, с помощью чего он будет обретать душевный покой – с помощью мести или с помощью других способов очищения своей души от обид и излечения ее от ран, включая прощение. Это что касается психологической стороны данного вопроса.

Однако у этого вопроса есть еще и практическая сторона, которая делает месть необходимым для нашей жизни явлением. Дело в том, что месть – это такое наказание, которое может настигнуть каждого. Это действительно так – отомстить можно любому человеку, кем бы он не был. Мы все прекрасно знаем о том, что одни поступки людей нужно поощрять, чтобы люди стремились совершать их чаще, а другие необходимо наказывать, чтобы люди их не совершали. Обычно мы поощряем условное добро и наказываем условное зло, считая это не только справедливым, но и полезным для нашей жизни делом. Таким образом мы потворствуем добру и останавливаем зло. Это делает нашу жизнь более спокойной. Но если человек совершил плохой поступок в отношении других людей и не понес за него наказания, то с высокой степенью вероятности он совершит его в будущем снова. Безнаказанность порождает вседозволенность и это приводит к тому, что зла в нашем мире становится больше. Задача мести – остановить зло с помощью ответной агрессии. А точнее, с помощью страха. Когда агрессор боится наказания – он ведет себя более сдержанно. А если он все-таки решится на злой поступок, то понесет адекватное наказание в назидание другим. В данном случае одно зло уравновешивает другое зло. Месть здесь выступает в виде гарантии того, что зло непременно будет наказано, от кого бы оно не исходило.

Есть люди, у которых напрочь отсутствуют такие чувства, как совесть, жалость, сострадание. Они живут по другим правилам, по другим законам, у них свои убеждения, свое понимание жизни. И от причинения вреда другим людям их останавливает только одно – страх. Он позволяет держать таких людей в узде. Тупой, примитивный животный страх – это единственное, что может сдержать зло, живущее в них. И чтобы этот страх в них пробудить – им нужно дать понять, что в случае совершения ими плохих дел, в случае причинения ими вреда другим людям – наказание их обязательно настигнет. Таким образом, месть – это своего рода закон жизни [принцип талиона], который призван карать зло. Око за око, зуб за зуб – это именно тот принцип, которые призван уравнять наказание с причиненным ущербом. Но этот принцип небезупречен, так как очень часто люди причиняют друг другу вред, совершенно не задумываясь о последствиях. Они, что называется, не ведают, что творят. И поэтому последующая месть в таких случаях – это часто не столько устрашение зла, сколько его раскручивание. Тут уже уместно вспомнить слова Махатмы Ганди, который сказал, что принцип “око за око” сделает весь мир слепым. Поэтому грань между необходимой местью и местью, порождающей цепную реакцию, очень тонка.

Тем не менее, в политике, спецслужбах, криминальном мире – месть имеет очень важное значение. Она является проявлением силы. Если ты можешь отомстить – тебя боятся, тебя уважают, с тобой считаются. Никакая агрессия, никакой причиненный врагом вред, никакое предательство не должны оставаться безнаказанными, иначе это будет проявлением слабости, которая, как вы знаете, провоцирует агрессора на проявление еще большей агрессии. Поэтому с этой точки зрения, месть – это не столько обида, сколько вполне практичное действие, практичность которого заключается в том, что ваши враги и недоброжелатели видят в вас силу и поэтому считаются с вами. Но несмотря на практичную сторону мести, она не всегда полезна и не всегда нужна. Давайте теперь посмотрим, в каких случаях от нее лучше отказаться.

Почему не надо мстить?

Теперь мы рассмотрим аргументы против мести. Все-таки, в одних ситуациях мстить можно и нужно, а в других, от мести лучше отказаться. Первый и основной аргумент против мести – это смысл. Вы должны просто понять, что вы получите и что потеряете, если будете кому-то мстить. Плюсы должны перевесить минусы. В некоторых ситуациях месть приводит к тому, что жизнь того человека, который отомстил, становится только хуже. И получается, что такая месть наносит вред не только обидчику, но и тому, кто мстит. И если это вред мстителя довольно существенный, то в такой мести нет никакого смысла. Да и просто важно всегда понимать – что вы получите, если отомстите, какую пользу вам ваша месть принесет. Если даже на душе у вас из-за этого легче не станет, по тем или иным причинам, то зачем вообще тратить на месть свою жизнь? Не надо думать о тех, кому вы мстите – думайте прежде всего о себе. Зло в этом мире все равно никуда не исчезнет, оно будет всегда, а вот ваша жизнь у вас вроде как одна, и разумнее прилагать усилия для того, чтобы сделать ее лучше, а не стремиться ухудшить жизнь другим.

Следующий момент – это ресурсы. Месть требует самых разных ресурсов, прежде всего временных. Чем качественнее ваша месть и чем сложнее вам отомстить человеку из-за его статуса и возможностей, тем больших ресурсов она от вас потребует. Конечно, всегда можно воспользоваться удобным случаем и отомстить человеку легко и быстро, без особых усилий, воспользовавшись его слабостью, проблемами, ошибками. Но рассчитывать на такие случаи, естественно, не приходится. Так что если мстить целенаправленно, обдуманно и эффективно, то потребуются определенные ресурсы. Учитывая это, можно сказать, что не всегда игра стоит свеч. Потому что те же самые ресурсы вы можете пустить на улучшение своей жизни и расширение своих возможностей, а не на бессмысленную месть. А имея большие возможности – вы обретете власть над людьми и при необходимости сможете расквитаться с теми из них, кто когда-то причинил вам вред. Так что в этом смысле лучшей местью вашим обидчикам и врагам будет ваш успех в жизни, который сделает вас сильным и главное счастливым.

Но еще более весомым аргументом против мести является ваше понимание того, что вы не должны и не обязаны мстить. Понимаете – не обязаны. Никто не вправе отговаривать вас от мести, и никто не вправе вас к ней призывать. Вы и только вы решаете, мстить вам или не мстить – это ваш личный выбор. Поступайте так, как вам хочется, как вам удобно и не думайте о чужом мнении на этот счет. Другие могут поступать так, как удобно и как нужно им, а вы поступайте так, как удобно именно вам. И если вы хотите кому-то отомстить, то задайте себе всего один вопрос: зачем вам это делать? Не почему, а именно зачем? То есть, не смотрите в прошлое – не поднимайте свои обиды и не используйте их в качестве мотивации к мести, от них вы можете избавиться другими способами – посмотрите в будущее и скажите, что даст вам ваша месть? Если вы видите в ней пользу для себя – мстите. Если нет – не нужно заставлять себя это делать.

Как отомстить?

Если вы приняли решили мстить тем, кто когда-то причинил вам какой-то вред, обидел, оскорбил, унизил вас, то тогда вам нужно понимать, как правильно это сделать. Отомстить обидчикам можно разными способами, в зависимости от того, кто именно причинил вам вред. Важно понимать главное: месть это блюдо, которое нужно подавать холодным, как гласит итальянская пословица. Чем более холодным будет ваш разум, тем серьезнее вы подойдете к этому делу и тем более успешной окажется ваша месть. Поэтому с местью ни в коем случае не нужно спешить. Время играет вам на руку. Чем дольше ваш обидчик будет оставаться безнаказанным, тем сильнее он расслабится и потеряет бдительность. А вы тем временем разработаете безупречный план мести, который затем воплотите в жизнь.

Месть также требует от человека гибкости. Если вы будете действовать прямолинейно, вы рискуете потерпеть неудачу, последствия которой могут быть такими, что вы вообще можете потерять все возможности отомстить. Поэтому ищете разные возможности отомстить – чем больше их будет, тем лучше. Изучите своего врага, найдите его слабые стороны, узнайте о том, что делает его сильным – высокое положение в обществе, надежные источники дохода, связи с влиятельными людьми, прочее. Все эти опоры можно и нужно будет пошатнуть, чтобы ослабить этого человека. Особенно важно узнать о том, что для вашего обидчика является самым ценным в жизни, самым дорогим, что он боится потерять – это та мишень, ударив в которую, вы гарантированно причините ему существенный вред, а значит, сможете отомстить. Обычно то, что для человека самое ценное в жизни – он тщательно скрывает и охраняет, так как в этом заключается его слабость. А вам надо эту слабость найти и нанести по ней удар. Это как кощеева смерть, которая запрятана в яйце – найдете яйцо, сможете победить кощея, то есть, отомстите своему обидчику.

Ваша месть необязательно должна быть зеркальной. Мстите так, как можете, а не так, как условно будет правильным отомстить. Ассиметричные действия часто намного эффективнее симметричного ответного удара, для которого у вас просто может не хватить ресурсов и возможностей. Так что за око, можно требовать не только око, а за зуб не только зуб. Вы также можете использовать в своих целях врагов своего обидчика. Для этого вам необходимо будет их выявить и затем либо вступить с ними в союз, по принципу: враг моего врага – мой друг, либо просто помочь им разными способами нанести вред вашему обидчику, например, тайно или открыто снабдив их полезной информацией о нем. Так вы сможете отомстить чужими руками. Имейте в виду, что чем более высокое положение в обществе занимает человек, тем больше у него врагов. И слабость этих врагов, как правило, заключается в их не сплоченности. Но если вы поможете им объединить свои усилия, то тогда они смогут справиться даже с очень могущественным человеком. Вообще, хочу заметить, что месть, осуществленная чужими руками – это самая лучшая месть. Стравить своих врагов друг с другом или натравить кого-то на своего обидчика, чтобы тот причинил ему вред, вместо того, чтобы вредить ему своими руками, значит успешно отмстить и остаться при этом чистым. В общем, вариантов мести может быть много. Поэтому всегда ищите именно такой вариант, который окажется наиболее удобным для вас. Неважно, как он будет выглядеть – месть необязательно должна быть красивой и условно справедливой – она должна осуществиться, чтобы вы о ней забыли.

Таким образом, друзья, если вы все-таки решитесь мстить, тогда подходите к этому делу творчески. Обязательно угомоните свои эмоции и включите голову, чтобы все сделать правильно и получить нужный вам результат. Используйте манипуляции, чтобы сделать месть скрытой и неожиданной, а также для того, чтобы использовать других людей, в том числе и врагов своего врага, в этом деле. Я не берусь судить, правильно это или нет, мстить другим людям – это ваш собственный выбор и вам его делать. Но вы должны понимать, что ответственность за этот выбор лежит на вас, а значит и с последствиями своего решения именно вы будете иметь дело. Вы можете отомстить, сделав для этого все возможное, но при этом ухудшить свою жизнь, что-то потеряв и в чем-то проиграв. А можете испытать глубокое и абсолютное удовлетворение от своей мести. Вам необходимо быть морально готовым к обоим этим последствиям.

Злопамятность (злопамятство) как качество личности – склонность проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, не утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, не иметь искреннего желания простить а, зачастую, хотеть отомстить.

Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: - Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем? Человек ответил: - Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад. Провинившийся удивился: - Где же ты был всё это время? - Всё это время, - прозвучал ответ, - я носил этот камень в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку.

Мужик приходит к стоматологу, садится в кресло, трясясь от страха. Врач смотрит на него пристально и говорит, улыбаясь: « А помнишь, Петров, как ты меня в шестом классе булавкой колол?»

В человеке есть основные и второстепенные качества. Нельзя умалять ни те, ни другие, через малое проявляется большое и значимое. Злопамятство при любых обстоятельствах не опустится до второстепенности, ему подавай главные роли. Когда составляется психологический портрет личности, злопамятство, если оно присуще человеку, всегда фигурирует в первых рядах выявленных качеств: мстительный и злопамятный Гитлер, безвольный и злопамятный Николай II, жестокий и злопамятный Муссолини. Когда актера Михаила Мамаева попросили изобразить свой автопортрет, он сказал: «Я коварный, злопамятный, воинственный и мстительный кочевник-азиат с двумя-тремя чертами характера цивилизованного европейца. Опасайтесь стать моим врагом — в таком щекотливом деле, как справедливое возмездие за обиду, я не признаю сроков давности. Око за око и зуб за зуб! У меня и стихотворение было такое: «И я живу, ни шпильки не прощая».

В словаре В.И. Даля находим: «Быть злопамятным, предаваться злопамятству — долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать, быть мстительным». Обычно злопамятство идет в одной связке с мстительностью, коварством и лицемерием. И то и другое предполагает скрытность, а без него и злопамятству никуда не деться. Если человек открыто выражает свое отношение к творимому по отношению к нему злу, гнев выплескивается наружу. Внутри не остается ненависти, злобы и обиды. Обычно проявленные негативные чувства и эмоции выветриваются, как нестойкие духи. Когда же человек обозлился или обиделся (первое больше присуще мужчинам, а второе – женщинам) и скрыл это, предпочитая не показывать свое внутреннее состояние, то гнев остался внутри него. Появились условия для злопамятства. Иными словами, злопамятство — не проявленный во время и к месту гнев за причиненную боль и зло. Уязвленный человек, не выдавая свою злость или обиду, ведет себя лицемерно и коварно, обдумывая планы отмщения.

Какая прелесть в быстром отмщении? Как крестьянин выкармливает поросенка на сало, злопамятство обожает выращивать зло для будущей мести, злорадства или коварства. Как-то у Сталина собралось очередное застолье со своими соратниками. Как всегда, Сталин исполнял роль тамады и, как всегда, сам предложил тему для беседы. На этот раз было решено обсудить, что такое счастье. Орджоникидзе сказал, что для него счастье — это работать для блага социализма; Киров сказал, что для него счастье — в любви к партии, в преданности Сталину, Тухачевский определил счастье как любовь к женщине… Сталин подумал и сказал: «Счастье — это иметь врага… Всю жизнь преследовать его, настигнуть и уничтожить, а затем выпить бокал хорошего грузинского вина».

По цепочке от раздражения к злости, а от нее к гневу человек далее следует к необходимости выбора: проявить гнев, пойти к другим проявлениям гнева — ярости и бешенству или скрыть свой гнев, преобразив его в злопамятство — законсервированное зло. Его, как ржавый якорь далекого прошлого, приходится тащить через настоящее посредством навязчивого вспоминания, переживания в сотый раз негативных событий минувшего. Не выпущенный в свое время на свободу гнев разрушает душу. Как обмусоленный окурок прошлого, его, обжигая губы, пытаются раскурить в настоящем.

Глубинная причина злопамятства – претензии ложного эго относительно слов и действий других людей, то есть гордыня. Когда, по мнению эго, другой человек ведет себя не так, как оно хотело бы, возникает повод для гнева, обиды, злобы и ненависти. Оно не признает право других людей быть другими, отсюда и возникают проблемы гневливости.

Человеку свойственно прочное запоминание причиненного ему зла — страдает эго. В то же время у него короткая память на зло, учиненное другим людям. Допустим, о своем зле мы покаялись и надеемся на божью милость прощения. Но ведь наш обидчик тоже мог покаяться Богу за причиненное нам зло и получить прощение. Выходит, наше злопамятство идет поперек воли Бога. Бог ему простил, а мы нет. Значит, мы себя мним выше Бога, а это грех гордыни в чистом виде.

В одной популярной песне есть такие слова: «Надо простить всё, что остыло. Прошлого нет, прошлое было». Вместо этого человек легкомысленно относится к своему злопамятству, отшучиваясь: «Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая». Или: «Я не злопамятный. Отомщу и забуду». Вспоминают, что в детстве будущего великого физиолога Павлова якобы укусила собака. Укусила и забыла… А Павлов вырос и не забыл…

В злопамятстве многие находят «баланс справедливости на Земле», неотвратимость судьбы и благодеяние. Заблуждение. С черной душой полной зла невозможно творить добро. Нужно ненавидеть само зло, а не человека его сотворившего. В подвижнических наставлениях св. Исаака Сирина находим: «Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грех его». Необходимо и злопамятство в отношении собственных грехов — иначе, скоро забывая свое зло, не с чем будет идти к покаянию. Иными словами, злопамятство разрушительно, а память о зле — спасительна.

В контексте злопамятства мы напоминаем мужа, который вбегает в контору агентства, дающего советы семейным парам, и кричит: «Необходимо что-то сделать с моей женой. Скорее! Она историчка, она историчка! Консультант отвечает: «Подождите, подождите! Вы, наверное, хотите сказать, что она истеричка!» — «Да нет же, она историчка. Она вытаскивает все из прошлого!» Действительно, людям свойственно тысячи раз возвращаться в прошлое и по-новому переживать все плохое, что сделал ему другой человек. Не зря говорят, что для хорошего брака нужна плохая память.

У злопамятства, как у хамелеона, множество оттенков. Интересно, узнаете ли вы его признаки в себе? Представим, что вы простили человека за нанесенную в прошлом обиду, но он не унимается и снова вас обижает. Откуда что берется? Казалось бы, угли зла давно потухли, но новая порция обиды разжигает костер. А может быть и так, злоба ушла, ее виновник прощен, но вот у него горе, и вы испытываете тайное злорадство, получаете моральное удовлетворение от этого.

Допустим, что и этот оттенок порока вам не присущ. Давайте попробуем этот: вы узнаёте, что человек, когда-то причинивший вам зло, необыкновенно успешен, удачлив и счастлив. Зашевелилось ли в вас недоумение и разочарование, не возникла ли претензия к миру на предмет его несправедливости? Как видите, злопамятство многолико, и душе стоит изрядно потрудиться, чтобы вытравить все его корни.

Злопамятство имеет разные уровни. На уровне конфликтов вырастает его мелкая разновидность. Зло мелкое, эпизодическое, случайное простить легко, а как быть с масштабным, серьезным злом? Что делать со злопамятством – продуктом жестоких преступлений? Безнаказанность провоцирует зло на новые чудовищные злодеяния. Злопамятство нельзя путать с мстительностью. В первом случаем мы помним о зле, во втором – мстим за него.

Всем известна истина: добро должно быть с кулаками. Если безоговорочно записывать злопамятство в порок, как же быть с осуждением зла? Общество осуждает зло и в то же время предает анафеме злопамятство. Простить – не значит забыть. По этому поводу преподобный Нил Синайский писал: «Кто памятозлобствует на бесов, тот не злопамятен на людей»

Плохая память делает зло непобедимым и, наоборот, хорошая историческая память о зле, совершенном, к примеру, фашистскими извергами, предохраняет человечество от реванша коричневой чумы. Память о чудовищном зле – любовь к его жертвам.

Петр Ковалев 2013 год