Болезни Военный билет Призыв

И на такое исследование как. Научное исследование. Примеры методов исследования

ИССЛЕДОВАНИЕ - понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и междисциплинарных И. Ретроспективно об И. можно говорить, начиная с античной науки («Начала» Евклида, работы Архимеда и Птолемея). Тем не менее во второй половине 20 в. в связи с необходимостью управления научными работами и их оценки (большинство современных научных работ должны быть проведены в заданные сроки, качественно и при ограниченных ресурсах) стало формироваться новое понятие научного И. В этом смысле научное И. есть специализированный вид научной деятельности, которая организована так, что становятся возможным и оценка и управление связанной с этой деятельностью научной работы. Анализ работ Архимеда показывает, что первые образцы научных И. создавались, когда античная наука отделилась от философии и сложились стандартные способы научного познания и решения теоретических задач. Из письма Архимеда «Послание к Эратосфену о механических теоремах» мы видим, что геометрические способы доказательства ранее сформулированных теорем давно являются общепринятыми, а автор предлагает добавить к ним новый метод - механический. Этот же анализ показывает, что научное И. в смысле Архимеда предполагает: научный поиск (на него, как мы видим из письма, ушло несколько лет); постановку в рамках научной теории (геометрии) новой задачи (доказать такое-то положение); построение идеального объекта, отвечающего этой задаче и выделенному объекту изучения; сведение в ходе доказательства к построенному идеальному объекту более сложных случаев; теоретическое описание выделенной предметной области (особенно это видно на работе «О плавающих телах»); наконец, организацию всей работы в соответствии с идеалами античной научной строгости (так, хотя знания, содержащиеся в работе «О плавающих телах», описывают условия устойчивости кораблей, т.е., с нашей точки зрения, относятся к технической науке, Архимед получает их тем же способом, как и математические знания, поскольку в идеале античной науки не было различения математических, естественных и технических наук). Сегодня мы различаем не только математические, естественные, технические и гуманитарные науки, но и науки философские и даже паранауки. Результатом научной работы в настоящее время является не только новое теоретическое знание или теоретическое объяснение (описание) определенного явления, но и построение новой концепции (теории), различного рода прикладные И. («монодисциплинарные» и «комплексные»), методологические И. и разработки (критика, рефлексия, программирование, проектирование и т. д.), конституирование (в аспекте интеллектуального, знаниевого обеспечения) новых практик, научная рефлексия сложившихся практик, направленная, напр., на их совершенствование, и другие работы. В связи с этим научные И. дифференцируются и приобретают разную структуру. Объяснение в теории определенного явления является, пожалуй, наиболее типичным видом научного И. Чаще всего интересующее исследователя явление существует в эмпирическом слое (т.е. это феномен практики). Для того чтобы ввести явление в теорию, его, как правило, сначала проблематизируют. Затем, уже под углом данных проблем, феномен схематизируют, описывают. В результате он переводится в форму эмпирических знаний (эмпирических закономерностей). Следующий шаг - построение идеального объекта, который, с одной стороны, может быть истолкован как теоретическое представление схематизированного феномена, а с другой - как удовлетворяющий принципам выбранной теории. Чтобы ввести построенный идеальный объект в теорию (при этом он часто уточняется и перестраивается), необходимы специальные рассуждения и процедуры сведения, включающие иногда построение новых схем объекта. Параллельно исследователь теоретически объясняет выделенный феномен и снимает относящиеся к нему проблемы. Второй тип - монодисциплинарное и комплексное прикладное И. В первом случае для решения поставленной исследователем практической задачи используется определенная существующая теория. Чтобы решить монодисциплинарную прикладную задачу, сначала необходимо в выбранной теории создать теоретическое представление, описывающее интересующее исследователя явление. По характеру эта часть научного И. относится к предыдущему типу, но имеет одну особенность. Так как И. здесь нацелено на решение прикладной задачи, проблематизация и идеальный объект строятся так, чтобы обеспечить это решение. Затем на основе построенного идеального объекта и опирающихся на него теоретических объяснений исследователь создает схемы и представления, которые используются непосредственно для решения прикладной задачи. В случае комплексного прикладного И. он обращается к нескольким теоретическим дисциплинам и поэтому вынужден интегрировать (конфигурировать) заимствованные из них теоретические представления. Для этого исследователь строит «диспозит-тные схемы» (конфигураторы), которые объективируются и истолковываются как изображения новой идеальной действительности (напр., таким образом были получены многие психологические и педагогические понятия - деятельности, установки, гештальта, образования, дисциплины, содержания обучения и другие). Построение новой теории (концепции, науки) - тоже достаточно распространенный тип И. Нередко эта работа начинается с критики существующих, неудовлетворительных теорий и концепций, а также методологической проблематизации. Следующий шаг - формулирование нового подхода и методологии изучения, на основе которых дальше формируются предмет и объект изучения. Формирование предмета и объекта изучения позволяет перейти к построению идеальных объектов, а затем - новой теории. Процесс построения и разворачивания теории включает в себя также анализ контпримеров (смотри работы И. Лакатоса) и обоснование теории. Поскольку можно назвать, по меньшей мере, четыре идеала научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный и социальный), структура работы для разных видов наук существенно различается. Если исследователь ориентируется на первый идеал, он стремится в теории разрешить сформулированные им проблемы и теоретически описать феномены, образующие сформированный предмет, - и только. Реализуя идеал естественной науки, он вынужден экспериментально подтверждать свои теоретические построения и ориентировать их на технические приложения (прогнозирование изучаемых явлений и управление ими). Разделяя идеал гуманитарной науки, ученый стремится, во-первых, реализовать свое видение действительности, во-вторых, так объяснить эту действительность, чтобы в ней нашлось место для него самого и другого человека. При этом ученый-гуманитарий не должен экспериментально подтверждать свои теоретические построения. Наконец, исследователь, разделяющий идеал социальной науки, должен быть озабочен построением такой теории, которая отвечала бы его пониманию характера социального действия и природы социальной действительности. В качестве самостоятельного научного И. может выступить не целиком весь указанный здесь состав работ, а какая-нибудь одна его часть, напр., методологическая проблематизация и критика, или экспериментальное обоснование теории, или построение нового идеального объекта, или обоснование теории, или разрешение контрпримеров и т.д. Это связано с тем, что каждая такая часть общей работы может потребовать значительных интеллектуальных усилий и организации и должна быть в определенной мере методически отрефлектирована. Если говорить о предъявлении научного И., то, помимо уже известных, ставших в значительной мере формальными моментов (указание на проблему, задачи, методы, иногда новизну, внедрение), нужно отметить следующее. В настоящее время часто важно не только успешно провести научное И., но и публично продемонстрировать реальный способ решения научной задачи, а также соотнести свой подход с существующими в научной культуре. Для этого нужно и то и другое отрефлектировать в понятной форме. Специфической особенностью современной научной работы все чаще является кооперация исследователя с методологом и организатором (нередко эти три фигуры совмещаются в одном лице). Методолог помогает исследователю осуществлять правильную проблематизацию, анализирует средства и методы его работы, помогает наметить новые способы мышления и деятельности. Организатор научной работы структурирует ее так, чтобы работа могла быть осуществлена в намеченные сроки и качественно. Кооперация исследователя с философом осуществляется только в точках экзистенциального или культурного кризиса, что, впрочем, характерно для нашего тревожного времени глобальных кризисов, перемен и реформ. Решение современных методологических и философских проблем предполагает проведение также специальных И. Подобные И., ориентированные на философию или методологию, можно назвать философскими или методологическими. Теоретически можно мыслить даже религиозные и эзотерические И. В.М. Розин И. - один из видов научного познания, направленный на производство нового знания. Процесс И. осуществляется в виде комплекса разнообразных познавательных процедур. В методологии науки выделяют два взаимосвязанных между собой уровня И.: эмпирический и теоретический. В рамках первого уровня обычно устанавливаются основные характеристики изучаемых объектов и формы их взаимодействия между собой, что обеспечивает реализацию описательной функции науки. Эмпирическое познание, в отличие от теоретического, предполагает обязательность непосредственного контакта ученого и тех фрагментов действительности, с которыми его деятельность связана. Поэтому к основным формам эмпирического И. относятся процедуры наблюдения, эксперимента и предметного моделирования. В последнее время все большее значение приобретает процедура измерения, входящая в различной степени в каждую их этих форм. Благодаря осуществлению множества познавательных актов, составляющих содержание эмпирического познания, устанавливаются так называемые «факты науки», которые представляют собой обобщение результатов, полученных различными исследователями и многократно проверенных независимыми экспертами. Установленные факты становятся эмпирическим базисом различных теорий, составляющих основное содержание второго уровня научного познания. Хотя все процедуры эмпирического И. связаны с непосредственным взаимодействием ученого и объекта его внимания, они не сводятся, однако, к простому чувственному восприятию человеком явлений окружающего мира. И наблюдение, и эксперимент, и предметное наблюдение - все они предполагают обязательное оформление в языке соответствующих научных дисциплин, что влияет на способ их представления в системах знания. При этом процедура наблюдения строится таким образом, чтобы сделать воздействие исследователя на наблюдаемые явления минимальным. Тогда как эксперимент, представляющий собой особую форму наблюдения, предполагает активное вмешательство ученого в изучаемые процессы, необходимо создание таких познавательных ситуаций, в которых оказывается возможным фиксировать стороны и свойства объектов, в других условиях не проявляющиеся. Предметное моделирование осуществляется в виде наблюдения или эксперимента, направленных не на объект, интересующий ученого, а на какой-то другой, обладающий сходством с ним в значимых, с точки зрения исследователя, параметрах и потому замещающий его в познавательных процедурах. Теоретический уровень И. связан с установлением законов, регулирующих поведение объектов изучения, и с объяснением сущности обнаруженных явлений действительности. В его рамках реализуются две другие важнейшие функции науки: объяснение и прогнозирование. На этом уровне эмпирические факты и зависимости, установленные прежде, используются в качестве элементов для построения абстрактно-теоретической модели соответствующей предметной области, обеспечивающей понимание глубинной природы всех фактов, составляющих содержание данной области. Однако часто бывает так, что при попытке систематизировать имеющиеся в распоряжении ученого факты, обнаруживаются какие-то пробелы в знаниях, не позволяющие решить поставленную задачу. Поэтому одной из важнейших составляющих теоретического И. является проблема. Ее формулировка представляет собой постановку познавательной задачи, вопрос, ответ на который позволяет определить характер систематизации известных данных и объяснение их сущности. Проблема задает направленность поисковой деятельности ученых и служит определенным критерием, позволяющим отбирать только те полученные решения, которые соотносимы с контекстом поставленной задачи. Предполагаемый ответ на вопрос, содержащийся в проблеме, называется гипотезой. Методология науки выдвигает целый ряд требований, определяющих способы построения гипотез и выбора одного из имеющихся вариантов. Наиболее важные из них - это простота предполагаемого решения, возможность его эмпирической проверки и способность предсказывать новые факты, еще неизвестные науке. Принятые учеными гипотезы и следствия из них, прошедшие опытную проверку, входят в структуру теоретических систем, характеризующих как конструктивные особенности изучаемых объектов, так и способы человеческого взаимодействия с ними. Эффективность такого взаимодействия во многом определяется реализацией прогностической функции теоретического уровня. Действительно, зная законы, регулирующие осуществление каких-то событий действительности, исследователь может описывать возможные результаты еще не осуществленного в реальности человеческого взаимодействия с определенными объектами. Тем самым человеческое воздействие на окружающий мир может осознанно регулироваться так, что осуществление событий, благоприятных для людей, будет стимулироваться, а опасные или нежелательные последствия можно будет блокировать. Теоретическое познание включает в себя и такие формы исследования, как планирование исследовательских процедур, осуществляемых и на эмпирическом, и на самом теоретическом уровне; определение дальнейших направлений научного поиска; конструирование новых языковых средств, используемых при реализации познавательных функций; введение норм и идеалов, определяющих специфику каждого этапа познавательной деятельности и всего научного познания в целом. Из этого следует, что если эмпирическое И. обеспечивает исходное основание науки, то теоретическое оказывается фактором, организующим весь комплекс познавательных средств и процедур в единую систему. Конечно, вряд ли возможно говорить об абсолютном доминировании теоретического уровня над эмпирическим, но о растущем значении первого из этих уровней свидетельствует и то обстоятельство, что сегодня степень зрелости какой-то научной дисциплины существенным образом определяется и тем, какое внимание ее представители уделяют анализу оснований самой этой дисциплины и выявлению закономерностей ее организации и развития. Поэтому, характеризуя природу научного И., следует иметь в виду ее принципиальную синтетичность, поскольку различные формы и уровни научного познания взаимно дополняют и обосновывают друг друга. С.С. Гусев

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

научное, выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический (см. Эмпирическое и теоретическое) . На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирич. . На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирич. закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Осн. компонентами И. являются: постановка задачи; предварит, имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретич. анализ гипотез; планирование и эксперимента; проведение эксперимента; анализ и полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или науч. предсказаний.

Классификация И. может производиться по различным основаниям. Наиболее распространённым является И. на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные и т. д.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ научное- процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основными компонентами исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний.

Классификация исследований может производиться по различным основаниям. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

А. И. Ракитов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИССЛЕДОВАНИЕ" в других словарях:

    См. книга... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… … Словарь синонимов

    исследование - Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… … Словарь ошибок русского языка

    ИССЛЕДОВАНИЕ, исследования, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. исследовать. Исследование причин промышленного кризиса в Европе. Исследования крови, мокроты, мочи и кала производятся в лабораториях. Заниматься статистическими исследованиями. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    исследование - 1. Проведение научного изучения. 2. Осмотр для выяснения, изучения чего либо. 3. Научный труд. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Изучение, анализ какого либо явления или предмета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Научное процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является… … Большой Энциклопедический словарь

    ИССЛЕДОВАНИЕ, я, ср. 1. см. исследовать. 2. Научный труд. И. по русской истории. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Эксперимент (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных… … Энциклопедия социологии

    исследование - ИССЛЕДОВАНИЕ понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Исследование о Киевской Псалтири. Киевская Псалтирь , Г. Вздорнов. К исследованию Киевской Псалтири прилагается исследование об этой рукописи и описание иллюстраций с разъяснением их сюжетов. В исследовании выяснена история Киевской Псалтири и художественная…

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

Это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.

Характеристика основных элементов исследования: цель исследования; актуальность исследования; объект и предмет исследования; гипотеза исследования; задачи исследования; методы исследования.

Прежде всего, необходимо начать с первоначального этапа научно-педагогического исследования, с теоретической эрудиции и подготовки исследователя. Что знает и чем владеет тот или иной исследователь – это сугубо индивидуальная вещь при всей всеобщности получаемого образования в образовательных учреждениях.

Объект и предмет научно-педагогического исследования. Объект научно-педагогического исследования – это часть объективной действительности, которая становится элементом практической и теоретической деятельности человека на данном этапе. Предмет – это соответствующие свойства и отношения объекта в научном исследовании, которые входят в состав процесса практической деятельности

Выбор методов проводится с учетом особенности задач, поставленных педагогом, так как и методологическая позиция и задачи у исследователей разные, значит, и здесь возможно многообразие..

Эмпирические и теоретические методы исследования характеризуют соответственно эмпирический и теоретический этапы педагогического научного исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, анализ содержания документов, изучение школьной документации, методы измерений, статистический анализ, социометрические методы (более подробно данные методы будут рассматриваться в следующей лекции).

Таким образом, разнообразие эмпирического материала, многообразие определяемых эмпирических критериев для изучения и разнообразие при творческом формировании способа и средств – все это указывает на наличие разнообразного содержания, которое получается эмпирическими методами.


Теоретические методы, суть которых состоит в том, чтобы определить систему эмпирического и обобщенного материала с точки зрения определенного научного взгляда, т. е. необходимо оформить весь полученный разнообразный эмпирический материал теоретическими методами в единую систему педагогических знаний.

Индукция. Такой метод, при котором происходит систематизация научных знаний, полученных в результате опытных практических действий.

Дедукция. Такой метод исследования, при котором выделяется определение одного главного положения из существующих нескольких положений.

Методом формализации является некое определение общей формы явлений, отличных по содержанию от научного знания. Метод формализации дает возможность сформировать формальную структуру теории, которая по своему значению уже предполагает множественность содержания научного исследования.

Сравнительно-исторический метод представляет собой способ сравнения исторических формаций и явлений в результате исторического развития. Используя данный метод, следует обращать внимание на диалектическое единство логического и исторического принципов.

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично. Ознакомление с диссертациями показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов и потому теряет свой смысл.

Хороший продукт начинается с глубокого понимания его пользователей. Мы хотим не только знать возраст и пол людей, которые будут пользоваться нашим продуктом, а еще и как они думают, что чувствуют, с какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни. Исследования пользователей помогают получить эту информацию. Сегодня поговорим подробнее о том, что это такое и какую пользу они приносят дизайнеру в работе.

Исследования пользователей делятся на две большие категории: количественные и качественные. Исследования, которые носят качественный характер, основываются на прямом наблюдении и общении с пользователем. В таком случае дизайнер приглядывается к каждому конкретному случаю, анализирует поведение каждого конкретного человека. Количественные же исследования собирают данные о пользователях косвенно, анализируя большое количество данных. С помощью этого метода дизайнер пытается найти общие паттерны в поведении группы людей. Оба способа важны и дополняют друг друга, поэтому важно выбрать правильный тип исследования в зависимости от нужд проекта.

Количественные исследования

Количественные исследования подходят для двух целей: сегментировать аудиторию для последующего более подробного анализа потребностей или собрать данные о том, как пользователи используют уже существующий продукт. В этом случае мы воссоздаем их путь на сайте или в приложении и анализируем конверсию, поведенческую статистику и т.д.

Типы количественных исследований

1. Опросники с закрытыми и полуоткрытыми вопросами. Используются в частности, когда нужно быстро опросить большое количество людей, чтобы сегментировать аудиторию для более подробного анализа каждого сегмента.

Опросник помогает увидеть общие тенденции.

Например, с помощью опросника по чтению можно вдруг определить, что молодые люди 18–23 лет чаще скачивают книги, чем покупают. Такой метод еще не дает объяснения, ПОЧЕМУ они так делают, а только помогает строить гипотезы для дальнейшего изучения: может, молодые люди не покупают, а скачивают, потому что еще учатся; книги нужны, а бюджета для покупки нет.

2. Поведенческая статистика . Здесь мы анализируем, как себя человек ведет при использовании нашего продукта: например, на какие поля наводит мышкой, на какие кнопки кликает. Сюда относятся тепловые карты, a/b тестирования и другие.

Качественные исследования

Качественные исследования помогают ответить на вопрос «Почему?». Почему человек ведет себя так, а не иначе? Что его мотивирует? Причем, эти почему могут быть разных типов.

Пример: страховая компания сделала анализ клиентов и поняла, что среди них почти нет категории людей 25–35 лет - платежеспособной и малоболеющей. И тогда начинаем анализировать «А почему их нет?» «А почему они не оформляют страховку и как сделать, чтобы их привлечь?» или «А почему они застрахованы у конкурентов, а не у нас».

Лично мне качественные исследования нравятся больше, потому что в таком случае больше взаимодействуешь с человеком, можешь прямо следить за его поведением.

Типы качественных исследований

Качественные исследования тоже бывают нескольких видов, сегодня рассмотрим четыре:

Shadowing (наблюдение).

В этом случае мы обычно просто наблюдаем за поведением человека в контексте использования продукта и не задаем вопросов, хотя иногда можно делать и наблюдение смешанного типа, то есть расспрашивая.

Пример : сделали новую систему приема багажа в аэропорту: пользователь регистрируется и сдает чемоданы не на стойке, как обычно, а у автомата. А мы наблюдаем, в какой руке он держит чемодан, заняты ли руки, удобно ли ему подставлять паспорт под сканер. Наблюдения записываем.

Shadowing - исследователь наблюдает за пользователем во время выполнения его повседневных задач

Глубинное интервью

Еще один действенный метод, чтобы получить много полезной информации для будущего продукта - провести развернутое интервью с каждым сегментом пользователей отдельно. Идти на такие интервью стоит подготовленным: до сессии составить список примерных (открытых!) вопросов и на первых сессиях оттачивать их и отбрасывать ненужные. Обычно после интервью с 5–7 человек из одного сегмента можно получить 80% инсайтов.

Глубинное интервью с пользователем. В комнате может быть два интервьюера - один общается с пользователем, а второй записывает его ответы.

Фотожурнал .

Пользователь фотографирует свой день/неделю и попутно описывает то, что он делает, сколько у него это занимает времени, что ему сложно делать на этом этапе и какие моменты ему бы хотелось улучшить. Цель этого метода - выяснить, с какими проблемами сталкивается пользователь в течение дня, чтобы понять, в каком направлении думать над продуктом.

Фокус-группы .

Тут несколько потенциальных пользователей собираются вместе и обсуждают какой-то продукт или тему. А мы во время их разговора задаем вопросы и пытаемся понять шаблон поведения людей в группе: то, как они взаимодействуют между собой или с продуктом.

Фокус-группа

Какой метод исследования выбрать?

Перед выбором метода важно понять цель исследования. Нужна сегментация и общий анализ аудитории - выбираем количественный метод, нужно глубокое понимание мыслей, действий, чувств и проблем пользователей - выбираем качественный.

Как применять исследование пользователей уже сейчас?

В следующий раз, перед началом работы над новой задачей, найдите день и поговорите с пользователями продукта. Спросите про их задачи и проблемы, запишите это и положите на видное место. Используйте эту информацию во время генерации идей и создания прототипов.

Как только прототип готов - 

Статью мне помогла написать Тая Штоль . Она записала на диктофон мой рассказ об исследованиях пользователей, написала план статьи и текст, который мы вместе отредактировали. Результатом очень довольны:)

*******************************************************************

Есть чем дополнить материал? Пишите на почту: [email protected] или добавляйтесь в

К сожалению, бывает так, что школьник долго и увлеченно работает над какой-то темой, а созданный в результате текст возвращается ему с резолюцией «по характеру работа не соответствует концепции Конкурса, т. к. не является исследовательской». Как понять, что то, чем вы занимаетесь — именно исследование, а не какая-то другая деятельность?

Вначале коротко: исследование — деятельность, целью которой является получение принципиально новых знаний на основе логических выводов, опирающихся на конкретные факты.

  • Если вместо получения новых знаний ваша цель — достижение заранее известного результата в соответствии с заранее известной методикой, то есть большой шанс, что вместо исследования у вас получится проект .
  • Если вы выводите собственные заключения не из фактических данных, а из существующих мнений других авторов, то, вероятно, вы напишете реферат .
  • Если вы не опираетесь на строгую систему доказательств, а высказываете собственные идеи и предположения, то у вас получится что-то вроде эссе .

Как же так, скажет кто-то из читателей. Разве автор реферата не «исследует» чужие мнения? Разве проектная деятельность не содержит элементы «исследования» изменяемого объекта?

Элементы исследования присутствуют во многих наших действиях. Например, покупая луковицу в магазине, хорошая хозяйка анализирует образцы по многим параметрам: цвет, вес, твердость, наличие возможных повреждений. Но мы же не будем утверждать, что она провела исследовательскую работу.

А теперь подробней о том, как отличить одно от другого.

Проект

Чаще всего исследование путают с проектом. Причиной тому во многом послужил термин «проектно-исследовательская деятельность», который многих заставил предположить, что проект и исследование — это едва ли не одно и то же; во всяком случае, это две стороны одного и того же процесса.

Проект и исследование часто часто соседствуют, но это разные виды деятельности На самом деле, исследование и проектирование — это разные виды деятельности, которые часто дополняют друг друга. Предположим, выпускник факультета информатики экономического вуза в дипломной работе разрабатывает мобильное приложение для продуктового магазина. Сама разработка приложения — чисто проектная деятельность. Но для квалификационной работы специалиста с высшим образованием программистских навыков недостаточно. Поэтому вначале студент проводит исследование, определяя потребности магазина, выделяя информационные потоки, отмечая слабые места, требующие автоматизации, анализируя достоинства и недостатки уже существующих программ. Это исследование становится основой разработки, и в сочетании позволяет проверить как исследовательские навыки, так и проектные умения будущего специалиста.

На практике подобная работа часто выполняется разными людьми: исследование проводят аналитики компании, а заказ на проектирование передают в виде технического задания компании-разработчику программного обеспечения. Таким образом, исследование и проектирование могут выполняться и вместе, и раздельно.

Важные отличия проектной деятельности от исследовательской:

В проекте финальный результат заранее хорошо известен, он не может быть иным. Цель исследования — найти новые, неизвестные знания. Например, школьник решил, что для решения проблемы организации досуга молодежи в его городе нужно создать молодежный музыкальный клуб и разрабатывает его бизнес-проект — это типичная проектная деятельность. Исследователь бы вначале задался вопросом: а какой именно инфраструктуры наиболее остро не хватает молодежи в городе? Возможно, это не клуб, а стадион, туристическое объединение или бассейн.

Проект, как правило, заключается в решении конкретной задачи по заранее известной, хорошо формализованной методике. Исследование предполагает научное творчество, научный поиск. Даже если вы использовали хорошо известные методы, обработка и осмысление результатов у вас будет все же самостоятельными.

Подумайте, какое главное заключение вы можете сделать по результатам выполненной работы. Если это будут слова «работа выполнена в соответствии с планом, результат достигнут» — это проект. Если в заключении вы сможете сказать «в результате работы мы получили следующие новые знания об объекте…» — это исследование.

Если юношеская работа носит смешанный, проектно-исследовательский характер, то подумайте о ее представлении. На конкурс бизнес-проектов лучше подать текст с максимально выделенной проектной частью, а на исследовательский конкурс или конференцию молодых ученых — работу, в которой проектная часть сжата до минимума или даже вынесена в приложение.

Реферат

Реферат — это систематизированный обзор мнений других авторов. Именно методикой работы, а не конечной целью он отличается от исследовательской работы. Возьмем, например, такую цель: выявить специфические демографические проблемы одного из российских регионов. Мы можем достичь цели исследовательским путем: рассмотреть в динамике показатели демографических процессов в регионе и в стране в целом, сравнить их и на основе анализа сделать собственные выводы. А можно пойти реферативным путем: прочитать, что говорят о демографии региона ученые, политики, представители власти и систематизировать те проблемы, которые они называют.

Иногда руководители работ заходят слишком далеко в стремлении дистанцироваться от реферата и считают, что исследовательская работа должна непременно иметь не только литературные источники, но и какие-то данные, собранные лично автором. Для этого школьника заставляют предпринимать какие-то дополнительные шаги, например, проводить совершенно не нужный в большинстве исследований опрос. Это заблуждение. Подавляющее большинство работ в области юриспруденции, литературоведения, языкознания, истории и значительная часть работ по экономике, демографии, социологии и целому ряду других гуманитарных дисциплин основана только на литературных источниках.

Отличие реферата от исследования состоит не в характере источников, а в методике получения результатов и выводов. Задайтесь вопросом: как получены основные выводы работы? Если они логически выведены из материалов работы, это исследование. Если они представляют собой более или менее систематизированное изложение чужих мнений, это реферат.

Реферат — важная форма научной работы, с которой начинали многие ученые. Реферирование учит нас работать с литературой, сопоставлять разные точки зрения и, что немаловажно, позволяет разобраться в степени изученности той или иной проблемы. Хороший реферат предваряет многие серьезные исследования. Но лучше не смешивать эти две формы работы в одном тексте.

Эссе

Большой толковый словарь объясняет слово «эссе» как «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме «. Это достаточно емкое определение точно очерчивает основные отличия эссе от исследования. Впрочем, встречаются попытки придать эссе вид исследовательской работы за счет формальных признаков: формулировки цели, задач, объекта исследования и т. п. Но такие приемы никак не меняют сущность работы.

Отличие исследования от эссе состоит не в формальной структуре, а в характере аргументации. Исследовательские выводы должны основываться на конкретных фактах и произведенных на их основе логических заключениях. Автор эссе может себе позволить свободную аргументацию или даже не аргументированные личные предположения и прогнозы.

Эссе — неподходящая форма для научной работы, оно вряд ли может быть представлено на научных конкурсах и конференциях.

Часто исследование не удается из-за чересчур широко поставленной темы: читайте