Болезни Военный билет Призыв

Просмотр полной версии. хочу быть психиатром! Где обучают и какие шаги следует предпринять

Психолог (др.-греч. psycho — душа; logos — знание), (англ. — psychologist) — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Главная задача психолога — помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, выработать механизмы поведения, позволяющие человеку стать более творческим по отношению к своей жизни, помочь выявлению его психологических ресурсов.

Между родственными профессиями «психолог», «психотерапевт » и «психиатр » есть существенная разница. Психотерапевт и психиатр — врачи, окончившие медицинские учебные заведения. Психолог же получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных ВУЗов и врачом не является. Предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его душевное состояние и внутренний мир.

Психолог — одна из тех профессий, которая становится частью её носителя. Становясь психологом, ты становишься им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, ты не можешь не использовать свои профессиональные знания и опыт. Предмет изучения психологии — человеческая душа — неисчерпаем. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Но даже самый лучший психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех проблем. Он ищет пути решения проблемы вместе с самим человеком, которому нужна помощь, помогает найти внутренние ресурсы организма. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом, направляя человека к мысли, что наша жизнь — в наших руках.

Особенности профессии

Основные виды деятельности психолога:

Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью.
Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.
Психологический тренинг — активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.

Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги.

Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения.

Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • интересная творческая работа
  • возможность принимать участие в решении реальных проблем людей
  • необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного роста
  • возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни
  • познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

  • душевная усталость, эмоциональное выгорание
  • сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет
  • переживание проблем клиента как своих собственных

Место работы

  • психологические центры
  • частные компании по психологическому консультированию
  • образовательные и медицинские учреждения
  • коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля
  • телефоны доверия

Важные качества

  • высокий общий и эмоциональный интеллект
  • умение внимательно слушать и слышать человека
  • терпимость
  • умение сопереживать и успокоить
  • тактичность
  • ответственность
  • наблюдательность
  • эмоциональная устойчивость
  • оптимизм и уверенность в своих силах
  • креативность

Оплата труда

Профессия психолога в наши дни актуальна и востребована. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

Зарплата на 13.02.2019

Россия 15000—45000 ₽

Москва 20000—120000 ₽

Обучение психологов

На этом курсе можно получить профессию психолога дистанционно за 3 месяца и 15 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает получить специальность в рамках курсов дополнительного образования. Пройти профессиональную переподготовку в МАСПК можно в формате дистанционного обучения, находясь в любом регионе России и за рубежом. Академия предлагает качественное дополнительное образование и гибкие цены.

Высшие учебные заведения с псих-факом присутствуют почти в любом городе или областном центре.

Ступеньки карьеры и перспективы

Возможности карьерного роста, в основном, сводятся к профессиональному совершенствованию, что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг. Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть постоянно востребованным на рынке труда, фундаментального образования бывает недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения квалификации и учиться разнообразным методам психологической диагностики и немедицинской психотерапии.

Известные психологи

Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, В.М, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.

Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

О психологах с юмором

Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные!
Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!
Психолог как настоящий друг — это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

Что заставляет людей, задающихся вопросом о профессиональной деятельности, сделать свой выбор в пользу психотерапии? Как показывает практика, наиболее часто подобное желание формируется у испытавших душевные страдания, у тех, кто желает глубже понять себя и других. Но прежде чем говорить о том, как стать психотерапевтом, рассмотрим, что подразумевает это понятие.Профессия психотерапевта подразумевает диагностирование и последующую терапию психических расстройств, при этом в лечении не задействуются фармацевтические препараты. Впрочем, в некоторых случаях психотерапия может являться не самостоятельным, а дополнительным методом, усиливающим эффект ранее назначенного медикаментозного лечения.

Терапевтом нельзя стать просто так — для этого надо выучиться

На сегодняшний день современная психотерапия насчитывает свыше 400 методов воздействия, включая гипноз, простую релаксацию, психогимнастику. При этом данную область медицины разделяют на немедицинскую, медицинскую. В первом случае лечение осуществляет психолог, во втором – психотерапевт, при этом в обоих случаях задействованы психологические технологии. Однако в чем тогда отличие между двумя специалистами ?

Дело в том, что обучение психотерапии подразумевает последующую работу с людьми, подверженными психическим патологиям, и требует обязательного получения медицинского образования. На плечи психолога возлагается решение душевных проблем и в данном случае медицинское образование не является обязательным. Также следует заметить, что профессия, о которой идет речь, находится далеко за рамками одной лишь медицины, поскольку в ней немалое место отведено гуманитарной составляющей.

Прежде чем думать, как стать психотерапевтом, какие шаги предпринять для получения этого звания следует понимать – данная наука не является простой совокупностью технологий, поскольку предполагает создание эмоциональной связи между пострадавшим и врачом. Только сопереживание позволяет создать требуемый настрой, что подразумевает включение в лечебный процесс личностно.

Также следует понимать, что входит в обязанности специалиста и предъявляемые к нему требования:

  • психотерапевт проводит прием пациентов и их консультирование;
  • определяет первичные диагнозы;
  • проводит групповую, индивидуальную либо семейную терапию;
  • при этом необходимо наличие высшего медицинского образования, специальность «Психотерапия»;
  • требуется действующий сертификат;
  • для предоставления качественных услуг необходим опыт работы.

Психотерапия зависимостей

Современная психотерапия предоставляет огромное количество методов, для лечения пострадавшего может использоваться гипноз, поведенческие тренировки, аутотренинги, личностно-ориентированный либо рациональный методы. Существуют и иные методы воздействия, каждый из которых подбирается специалистом индивидуально. Но какая бы совокупность методик не использовалась, успех достигается лишь в случае полного доверия пациентом врачу. При этом все взаимосвязано – доверие начинает укрепляться при положительных результатах, которые дает лечение.

Аутотренинги активно используются, как один из методов психотерапии

Психотерапия зависимостей может включать все эти методы. Специалист, занимающийся пациентами с алкогольной, наркологической, игровой и прочими зависимостями волен выбирать требуемый подход, опираясь на собственное мировоззрение, свой характер и интересы, представления о данном разделе науки, однако чаще всего применяется:

  • нейролингвистическое программирование;
  • гештальт-терапия;
  • техники, психосинтеза;
  • эриксоновский гипноз;
  • психоанализ и прочие.

Основная задача при этом – после завершения детоксикации воздействовать на пациента таким образом, чтобы он изменил собственный взгляд на окружающую действительность, принял тот факт, что в обществе необходимо жить полноценной жизнью. Зачастую пациенты задаются вопросом – если существует возможность кодирования и подавление болезненной тяги одним уколом, к чему проводить психотерапию зависимости? Между тем, любая зависимость является системным нарушением, поражающим:

  • физический;
  • духовный;
  • социальный;
  • психологический аспекты жизни.

Нарушения взаимосвязаны, они поддерживают и укрепляют друг друга, формируя обратную связь. Наблюдается ухудшение качества жизни, возникновение социальных проблем – потеря работы и близких людей. Развивается депрессия и тревожность, усиливается болезненное влечение к запретному источнику. Зависимости могут развиваться на протяжении долгих лет, соответственно далеко не всегда удается решить проблему в течение одного приема.

В любой зависимости действуют самоподдерживающие механизмы, что делает необходимостью проведение многоаспектной работы для устранения проблемы.

Обучение психотерапии зависимости

Многие институты Психологии и Психотерапии предлагают изучить психотерапию зависимостей. Обучение может проводиться для психологов, консультантов, социальных работников – всех, кто задумывается о профессиональном росте и желает эффективно работать с зависимостями. Курсы психотерапии подобного рода состоят из специальных программ, состоящих из нескольких циклов.

Информационные блоки сочетаются с интерактивными способами обучения, поскольку именно такой подход в соответствии со статистикой является наиболее эффективной возможностью предоставления навыков, знаний. Курсы проводят сертифицированные практикующие терапевты, разработанные программы включают все аспекты, необходимые для последующей успешной работы со всякого рода зависимостями:

  1. Диагностику патологий, рассмотрение причин и течения заболеваний.
  2. Особенности поведения зависимого, особенности взаимодействия с ним.
  3. Воздействие психогенных факторов на развитие зависимости.
  4. Построение контакта и построение мотивации на излечение.
  5. Способы построение взаимодействия с семьей пациента, роль близких в клинической картине патологии, в выздоровлении.
  6. Рассмотрение имеющихся моделей терапии зависимостей, построение реабилитационного процесса.
  7. Командное взаимодействие, стандарты этики, групповые процессы.
  8. Формы групповой деятельности.
  9. Методы и техники, чаще всего применяемые при терапии зависимостей. Чаще всего рассматривают техники юнгианского подхода, психодраму и арт-терапию, имеющиеся возможности и возможные ограничения при работе с пациентами.

Хороший терапевт должен уметь работать с группами

Возможность дистанционного обучения

Достаточно часто возникает вопрос относительно того, возможно ли проводить обучение психотерапии дистанционно и где учат на психотерапевта. Ответ в данном случае положительный, многие престижные учреждения, обладающие соответствующими сертификатами, реализуют полноценное обучение, предоставляя по окончании Диплом о профессиональной подготовке. Как правило, для эффективного проведения обучения требуется соблюдение определенных технических требований. В частности, необходимо наличие определенного оборудования:

  • Персонального компьютера определенной конфигурации.
  • Выделенной Интернет-линия.
  • Наушников, микрофона и веб-камеры для возможности проведения видеоконференций.
  • Дисплея с определенным разрешением.
  • Определенной операционной системы.
  • Интернет браузера со стабильной работой.
  • Установленной программы Skype и AdobeFlashPlayer.

Предлагаемая схема обучения включает базовые курсы по выбранной методике, состоящие из семестров с определенным количеством академических часов. В процессе обучения студентам предоставляются видеоматериалы, доступ к которым обеспечивается круглосуточно. В определенное время проводятся семинары с практическими упражнениями, разбор вызывающих затруднения мест в лекционных материалах.

В процессе обучения за дополнительную плату слушатели могут получить возможность посещения международных конференций, лекций признанных аналитиков, практических семинаров вне проводимого курса. В конце обучения выпускниками предоставляется Выпускная квалифицированная работа. Имеются и определенные требования к поступающим – это наличие высшего образования и предварительное онлайн собеседование со специалистами по дистанционному обучению.

Где обучают и какие шаги следует предпринять

Теперь поговорим о том, как выучиться на психотерапевта. Также следует выяснить, где учиться на психотерапевта. Эти два вопроса взаимосвязаны, ответ на них вполне понятен – для получения профессии специалиста-психотерапевта необходимо поступление в медицинский ВУЗ по специальности «Лечебное дело» и его окончание, после чего проводится послевузовская подготовка по рассматриваемой специальности. Что касается того, какие предметы нужно сдавать на психотерапевта, то обычно вступительные экзамены в медицинский университет предполагают родной язык, химию, в обязательном порядке биологию, после чего проводится специализация по психиатрии.

В случае, когда настрой достаточно серьезен, первым шагом становится получение звания бакалавра в сфере психологии. Впрочем, в аспирантуру проводят прием тех, кто имеет степень бакалавра в иных областях при условии наличия определенных наработок. В частности, речь идет о тех, кто получил образование в сфере социологии, образования и здравоохранения.

Тем, кто хочет выучиться на психотерапевта, необходимо поступить в ВУЗ на специальность «Лечебное дело»

Длительность обучения, предварительная подготовка для получения определенной степени могут быть различными, после выбора образовательных программ, которые будут соответствовать интересам и потребностям, необходимо обговорить возможные варианты со специалистами. Хорошим подходом будет предварительная подготовка вопросов относительно конкретных требований к обучению.

Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, или в неврологи из-за собственных проблем с позвоночником. А вот желание стать психотерапевтом чаще возникает у тех, кто испытал душевное страдание, для кого желание понять себя и то, как устроен человек, - почти жизненная необходимость. Это подтвердили все, с кем встречались авторы статьи.

Однако в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в Москве и Ленинграде начали практиковать первые психотерапевты, никто из них не мог даже предположить, что сегодня, в начале ХХI века, психотерапии будет суждено превратиться в одну из самых популярных профессий. А им самим стать чуть ли не легендами, поскольку именно с них началась современная история отечественной психопрактики, надолго «закрытой» в нашей стране в 30-е годы.

Этим людям посчастливилось слушать лекции и участвовать в семинарах самых известных в мире экспертов в области психотерапии и психоанализа, учиться у основоположников разных направлений практической психологии.

У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей

«Фактически нам была дарована вторая профессиональная молодость, - вспоминает психотерапевт Екатерина Михайлова. - Закончив университет, набив шишек и многому научившись, мы вдруг снова оказались школярами, получили право чего-то не знать, не понимать, задавать дурацкие вопросы, увлекаться, впадать в щенячий восторг… А потом постепенно снова трезветь, матереть… И это большая удача».

Рассказывая о себе, собеседники были открыты и искренни настолько, насколько позволяет им профессия. У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей. Сегодня эксперты журнала Psychologies согласились приоткрыть эту тайну для нас.

«В языке психоанализа я услышала поэзию»

Наталья Кигай, психоаналитик

В четырнадцать лет я решила, что хочу быть психологом, мне хотелось заниматься математическим моделированием социальных процессов. Это было модно. А на втором курсе психфака МГУ я поняла, что меня гораздо больше интересует психотерапия. В библиотеке факультета были трехтомник Юнга и двухтомник Фрейда. Я прочла и то и другое.

Юнга отложила в сторону. А Фрейд заворожил с первых страниц, я продолжала разыскивать и читать его книги. Все нравилось: подход к исследованию, его стиль, особая добросовестность размышления и язык - язык, который, как мне это почувствовалось, точно описывал процессы внутренней жизни человека в отличие от языка академической психологии. В его языке было нечто чудесное и знакомое - как в «своей» музыке или любимых стихах.

Для меня психоанализ стал еще одной поэзией. Так в восемнадцать лет я и приняла решение стать психоаналитиком. Тогда в нашей стране нигде и никто не учил психоанализу. Поэтому лишь много лет спустя профессия стала явью: личный анализ, теоретический семинар, щедрые, полные энтузиазма учителя и, самое главное, профессиональная среда, коллеги, сотрудничество и чувство локтя.

Изменилось ли что-то со времени первых опытов? Конечно. Юности свойственны мечты, а им - безграничность, грандиозность и надо всем поднимающая легкость. А потом в дело вмешивается принцип реальности. Он укорачивает крылья и придавливает к земле. Это не значит, что ты не можешь воспарить или теряешь чувство легкости, но появляется устойчивость. Утрачиваешь часть оптимизма, но становишься скромнее, смиреннее и в некотором смысле доверчивее к жизни. Перестаешь думать, что все зависит от тебя одной. Начинаешь учиться. И так и не прекращаешь это делать, пока память не откажет.

«Я мечтал стать другим»

Марк Певзнер, психотерапевт, директор тренинговых программ

С детства я мечтал стать моряком: мужественным, смелым, сильным. Был же эмоциональным и очень впечатлительным юношей. Закончив судостроительный техникум, пошел служить на флот, а примерно через полтора года понял, что по своей природе я не военный человек. Я был растерян… Стал много читать: Ромен Роллан, Лев Толстой, Владимир Леви. И внимательно наблюдал за людьми - эту возможность давало замкнутое пространство корабельной жизни. К концу службы у меня было твердое желание изучать психологию.

Я поступил в Ленинградский университет, полагая, что именно там я найду ответы на мучавшие меня вопросы. Позже, работая медицинским психологом, познакомился с Александром Бадхенoм, психиатром-наркологом. Эта встреча определила мою профессиональную судьбу. У нас обоих был огромный интерес к психотерапии, мы стали соратниками и друзьями.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание

В юности я искал пути самосовершенствования вовне. А мой жизненный и профессиональный опыт научили тому, что главный источник развития - внутренний ресурс человека. Сегодня я помогаю людям, веря в их способность использовать внутренние ресурсы и силы. И меня каждый раз удивляет, насколько они огромны. Они просто фантастические! Это настоящее богатство, которым можно научиться управлять, а значит, управлять собой и своей жизнью.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание. Я чувствую себя сильным, устойчивым и мужественным, что во многом связано с тем, что я смог принять себя таким, какой есть. Эмоциональность, чувствительность, открытость - раньше проявление этих качеств воспринималось как слабость, а сегодня я понимаю, что это мой дар, а значит, и моя сила.

«Мне хотелось понять, как устроен мир»

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт

Все началось с любопытства: я очень хотела разобраться в том, как устроен мир... Закончив физфак МГУ, даже успела поработать по специальности. Но когда в начале 90-х ассигнования на науку сократились до нуля, встал вопрос: или эмигрировать, или искать другую нишу. А поскольку мой интерес к секретам мироздания так и не исчерпал себя, увлечение психологией можно считать закономерным: разница состояла лишь в том, чтобы изучать не внешний, а внутренний мир человека.

Была и вторая причина: многие близкие мне люди так же внезапно оказались выброшенными из жизни... Мы искали ответы на самые сложные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем, зная о неизбежности смерти. Что нами движет? Как мы строим отношения с людьми, будучи в экзистенциальном смысле одинокими...

Оказавшись в Институте практической психологии и психоанализа, в атмосфере единомышленников, я смогла приблизиться к этой цели. Но главным сюрпризом прошедших лет стало то, как я изменилась сама за годы учебы, собственной психотерапии, работы с каждым клиентом, каждой семьей.

Получается, что я шла в психотерапию помогать людям, а начала лучше понимать себя, осознавать, что важно, а что нет. В результате изменилось отношение к жизни. Теперь я понимаю, что в тридцать лет, когда я только начинала заниматься этой профессией, я была абсолютно другой. Мною руководил в основном исследовательский интерес к внутреннему миру человека, сейчас же мне важно помогать людям.

Это очень приятно, когда у клиента меняется качество жизни или он, столкнувшись с трагическими обстоятельствами, не ломается, а находит в себе неведомые ранее ресурсы и даже становится счастливее. И всегда радостно ощущать свою сопричастность этому процессу.

«Меня поразил живой человеческий голос»

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме

Ребенком я могла часами лежать у муравейника и наблюдать, как исчезают и появляются цветные бисеринки на поверхности муравьиного купола. Этот исследовательский интерес определил и мой профессиональный выбор - я поступила в МГУ для того, чтобы стать ученым.

На третьем курсе психфака мой преподаватель Андрей Андреевич Пузырей поручил мне перевести одну из статей Карла Роджерса, в которой американский психотерапевт описывал то, что происходит между ним и человеком, который приходит за помощью. Меня удивило и потрясло то, что впервые в научной работе я услышала живой человеческий голос! Так мне открылся неизвестный мир психотерапии, и я, конечно, очень захотела в него заглянуть…

В начале 80-х это было возможно только через англоязычные тексты: мы жадно переводили и обсуждали с коллегами, психологами-практиками, попавшие в руки буквально на пару вечеров книги основателей психотерапии, привезенные кем-то из-за границы, ксероксы или распечатки на машинке их статей.

В начале 90-х появилась возможность ездить учиться и приглашать в Москву звезд психотерапии. Мы старались узнать и овладеть разными методами. Я предпочла психодраму. Этот метод не может устареть, исчезнуть или надоесть, потому что истинный автор происходящего на сессии не психотерапевт, а клиент, а человек сам себе надоесть не может.

Мне же как ведущей сессии и тогда, и сейчас кажется невероятно интересным оказаться с человеком в таком пространстве, где он живее и талантливее, чем в обычной жизни, гораздо больше готов к открытиям, новому опыту и невероятным изменениям.

«Я старался противостоять бессмысленности»

Александр Черников, семейный психотерапевт

В 1985 году я закончил Московский институт стали и сплавов и распределился в «ящик» - НПО «Алмаз». Еще совсем недавно он был «шарашкой», где работали заключенные - научные сотрудники, отбывающие наказание. Мой непосредственный начальник - доктор технических наук, лауреат Сталинской премии - был одним из них в 50-е.

Стены этого учреждения еще хранили дух режима: на каждом этаже стоял часовой, и свой блокнот с записями я должен был сдавать в Первый отдел. В общем, я чувствовал себя винтиком бесчеловечного и бессмысленного механизма. Стараясь справиться с этим состоянием, я занялся альпинизмом. Горы добавили разнообразия переживаний, но чувство бессмысленности не проходило. К дальнейшим поискам меня стимулировало участие в одном из первых психологических тренингов, и в 1987 году я оказался в МГУ на психфаке.

Ощущение было такое, как будто в душной комнате распахнулось настежь окно. Меня увлекли системная семейная терапия и психодрама - аналитика одного метода и энергетика другого прекрасно уравновешивали друг друга. Я защитил диссертацию и стал специализироваться в области супружеской психотерапии.

Консультируя, я постоянно убеждаюсь, что искренний и глубокий контакт с близкими - это важнейшее противоядие фальши общественной жизни и экзистенциальной тревоге бытия. Осмысленность жизни вообще удается, лишь когда мы не лжем себе и способны быть рядом с другим человеком, позволить себе быть связанным с ним. И конечно, психотерапия лучше любой другой профессии учит принятию людей, смирению перед чужой автономией и непохожестью на тебя другого человека.

Учусь в 11 классе, и хотел бы начать изучать психоанализ, чтобы к поступлению иметь понятие о нем. И хотел бы от вас совет - не рано ли? Если нет, то посоветуйте, как начать? Читать книги или посещать тренинги?

Здравствуйте, Айбек!

Правильно ли я Вас поняла, что Вы хотите стать именно психоаналитиком - специалистом, практикующим психоанализ (метод, основанный З. Фрейдом).

Или же речь о том, чтобы быть психологом?

И в том, и в другом случае, изучение трудов классиков психологии не повредит.
А вот к выбору тренингов желательно подходить вдумчиво и без фанатизма.

Наилучший вариант - это пройти курс личной психотерапии у психолога (психоаналитика).

Вы сможете увидеть работу "изнутри" и понять, действительно ли Вы хотите стать психоаналитиком.

С ув. Киселевская Светлана, психолог, магистр (Днепропетровск).

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Айбек!Если Вы хотите стать психоаналитиком, то стоит настроиться и на долгую учебу и на длительную терапию, а также прохождение групповой терапии. Все это очень будет очень полезно для Вас как для будущего специалиста. Также для психолога очень важно знание специальной литературы по психоанализу, поэтому,если Вам это интересно, Вы можете уже начинать читать классиков. К слову, психоаналитических направлений несколько, это и классический психоанализ Фрейда, а также аналитическая психология Юнга, индивидуальная психологгия Адлера, неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Салливан и др) и др теории. Их отличает разный подход к теории личности, но всех объединяет работа с подсознателными процессами человека. Я бы порекомендовала Вам символдраму, которая также работает с бессознательным материалом и относится к глубинной психологии. Здесь в Алматы есть хорошая школа этого направления. Удачи Вам!

Кайдарова Асель Абду-Алиевна, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Айбек. Если Вы имеете в виду психоанализ, то рановато. Как правило, в психоанализ приходят люди с жизненным опытом и первым высшим образованием, идеально, если это будет медицинское образование со специализацией в психиатрии, а это 7-10 лет учебы. Но можно и с другим образованием, например, психологическим, не критично. Для того, чтобы называть себя психоаналитиком, Вам кроме психоаналитического образования в вузе (а это только заграницей, т.к. у нас в вузах не дают теоретическую подготовку по психоанализу) или через какую-нибудь обучающую программу при профессиональном психоаналитическом сообществе/ассоциации (2-4 года), необходимо будет пройти личный психонализ в объем 500 часов у сертифицированного психоаналитика (т.е. самому быть пациентом у психоаналитика) и 150-200 часов супервизий (сопровождение Вашей работы с клиентами старшим наставником). И конечно же, Вам надо будет практиковать самому. Все это требует больших финансовых затрат. Это все необходимо, чтобы называться сертифицированным психоаналитиком. Есть более легкий путь, когда Вы учитесь психоаналитической терапии, он требует менее жестких условий, но тогда Вы не имеете права называться психоаналитиком, а только психоаналитически направленным психологом . Это все про классический или неофрейдисткий психоанализ. Сейчас существует множество других направлений, где практикующие психологи называют себя психоаналитиками. Здесь пока нет четкости. И самый простой путь, это стаь для начала просто психологом, причем не в аналитическом направлении, а в каком-нибудь другом. Например, Вы написали про язык жестов. Это не имеет никакого отношения к психоанализу, а скорее к нейролингвистическому програмированию (НЛП), или к области практической психологии. Начните обучаться в этом направлении. Поступайте в вуз на психологическое отделение. А еще лучше, если бы Вы прошло профориентационное консультирование у специалиста, чтобы для себя понять, а надо ли Вам это на самом деле. Всего доброго.

С уважением, Айгуль Садыкова.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

01.02.2010, 08:43



Заранее спасибо:aa:

01.02.2010, 08:50

01.02.2010, 09:41

Ваш сарказм не совсем уместен.
Бывают же и вечерние варианты. Еще я что-то слышала про клиническую психологию.

01.02.2010, 09:59

С Вашего позволения я оставлю за собой право на сарказм по отношению к специалистам, которые хотят при минимальных затратах получить право на более чем ответственную работу.
Подготовки врачей по вечерней форме не бывает.
В отношении клинического психолога - определитесь, пожалуйста, какая область деятельности Вас интересует - клинический психолог и психотерапевт - абсолютно разные специальности (подробнее - см. поиск - тема серьезно обсуждалась)

01.02.2010, 11:13

Барышня, которая взрослых людей называет "ребята" и рассчитывает на серьезный ответ, сарказма действительно не вызывает, это правда. А что смешно - это да.

01.02.2010, 11:48

Чтобы Вам было более понятно, попробуйте представить себя саму на приеме у специалиста (к которому в ыобращаетесь с жизненно важной для себя проблемой), который закончил заочные курсы и владеет теорией в некотором объеме для общего представления о предмете, но без практической отработки навыков. Пойдете к такому "спецу"? Или вечерний вариант, о котором вы говорите - вы знаете, чем принципиально отличается программа вечерников от очников?

01.02.2010, 22:15

Я рада, что вам смешно. Говорят, смех продлевает жизнь.
Вопрос ведь проще, дело даже не в том, чтобы стать именно врачом, а как можно повысить квалификацию. Зачем сводить все к крайностям. Да, вам смешно, вы профессионал со стажем. Но разве это плохо, когда есть стремление им стать?
Я понимаю, что мои проблемы никого не волнуют, но все же, если я чувствую, что это "мое" и себя вижу в этой области и реально хочу добиться каких-то успехов.
Не ищу легких путей, наоборот, готова отдавать все свои силы.
А очно я бы очень хотела учиться, но нет возможности оплачивать обучение.
Как Вы можете судить о моей серьезности? Разве Вы меня видели, общались со мной лично, слышали какие-то рекомендации обо мне? Зачем так накидываться за неформальное к вам обращение?
Я просила всего лишь совет более опытных коллег начинающим студентам. Жаль, что ваша негативная реакция основана только на беспочвенных подозрениях.

01.02.2010, 22:44

Если это первое в жизни высшее образование по очной форме - имеете полное право поступить на бесплатное. Первые два года придется много нюхать вонючие формалиновые трупы - если это не пугает - вперед. Первые три года - учиться, не отрывая задницы.
Потом - очень много читать. Потом - заниматься в научном обществе. Потом - год интернатуры. Потом - два года ординатуры. Потом - поработать лет пять - десять. Понять, что знаешь очень мало, и много читать придется всегда. Как правило, на английском. После этого тоже будет смешно, правда-правда.

А еще есть такая штука - как личная терапия. Не стОит идти в профессию - лечиться. Это называется приобретение чего-то для себя за счет пациентов.

01.02.2010, 23:25

Аннабелла, при всем уважении, но вы не очень поняли суть вопроса.

01.02.2010, 23:27

Коллеги совершенно правомочно "накинулись".

Со своей стороны добавлю, что на западе Психотерапевтами считаются специалисты, врачи психиатры или клинические психологи, получившие дополнительное образование по психотерапии, т.е. практически, второе высшее. Его можно получить и вечерним образом.
Т.о. по западному примеру Вы сможете называть себя психотерапевтом, но никак не сексологом. Сексологов - психологов не бывает, только врачи. Да и психотерапевт-психолог - не в правовом поле РФ.
В программу дополнительного образования по психотерапии обязательно входит личная психотерапия - проработка собственных психологических проблем.

01.02.2010, 23:40

правомочно "накидываться" на людей? и это говорит психотерапевт?

01.02.2010, 23:57

Станете старше - поймете... Что надо уважать чужие границы, и вообще, уважительно относиться к другими людям. А пока виден только, уж простите, подросток, который ершится в общении со взрослыми людьми. Это пройдет, важно, какой опыт Вы из этого вынесите.

Можно ведь воспринять как: "обидели мышку, напИсали в норку", а можно "слава богу, получила по носу не в жизни, а в интернетах, сделаю выводы, что панибратство и недостаток воспитания плохо воспринимаются".

Увы, большинство людей учатся исключительно на собственных синяках и шишках:)

02.02.2010, 00:24

ну мне тоже ваш такой ответ больше нравится. человечнее

02.02.2010, 00:28

а выводы я сделаю:ah:

26.03.2010, 22:43

Ребята, поделитесь советом! :friends:
Я учусь на заочке 3 курса гуманитарного института специальность "психолог". Но в будущем мне бы хотелось что-то посерьезнее, кроме ведения консультаций. Может как-то возможно дальше по курсу проф.переподготовки или на доп. обучении выучиться на сексолога или психотерапевта? Или как это вообще делается?
P.S. Очний вариант обучения в мед.институтх мне не совсем подходит.
Заранее спасибо:aa:
Попробуйте найти для себя интересные курсы в какой - либо области психологии. Сейчас много институтов, которые подготавливают специалистов в в области гуманистической психотерапии (экзистенциальный анализ, гештальт -терапия и пр), психоанализ и пр. Для начала это не займет у Вас много времени, а если увлечет, то можете заниматься и развиваться в выбранном направлении очень серьезно и глубоко, если Бог даст. Или может вам понравится клиническая психология. Да и консультации можно вести очень серьезно и учиться можно этому всю жизнь, как и врачебному делу. Вам необязательно идти в мед. институт, что бы заниматься чем - то серьезно. И что вы вкладываете в слово " посерьезней" и зачем вам это " посерьезней"!?

25.06.2010, 00:17

хочется встать в защиту Tofee. не ожидал, что взрослые самодостаточные, казалось бы, люди будут обижаться на то, что их называют Ребята. В Голандии, Швеции, в США, возможно и во многих других странах, психотерапией могут заниматься не только врачи, достаточно пройти сертифицированный курс по той или иной ПТ, В Шведции я сам лично общался с медсестрой, которая занимается когнитивно-поведенческой терапией.