Болезни Военный билет Призыв

Характерные черты количественных методов исследования. Качественные и количественные методы исследования. Определение метода, который надлежит использовать

Количественные исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования (население, предприятия и т.д.). Первичные данные собираются от определенного числа объектов исследования. В основе методик количественных исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. Количественные исследования - это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. Как правило, количественные исследования предполагают использование выборочного метода, то есть, обследованию подвергаются не все объекты, входящие в целевую группу, а лишь их часть (которая и составляет выборку исследования). Понятно, что размер выборки, а также ее содержательные характеристики (например, возраст, социальный статус, уровень дохода потребителей) определяются исходя из параметров целевой группы, интересующей Заказчика.

Метод опроса в социологическом исследовании

Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам).

· массовый опрос (случайно отобранная группа людей - неспециалистов по теме опроса);

· экспертный опрос (респонденты - специалисты по теме опроса);

· глубинное интервью, т.е. беседа по теме в свободной форме;

· фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов;

· социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений.

· Анкетирование: очное и заочное (почтовое, через газеты и журналы, в сети интернет).

Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию. Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Место проведения играет не маловажную роль в определении вида опроса:

· в лабораторных условиях;

· уличный опрос;

· опрос на рабочем месте;

· "домашний" опрос.

Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Особенность связана с тем, что данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость.

При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (cross-sectional study -"поперечное" изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени (longitudinal study - "продольное" изучение).

Анкетирование

Наиболее распространенный в практике вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Почтовый опрос

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.

Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты. Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.

Обязательные требования данного метода это тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты, обстоятельная инструкция к ее заполнению, шифровка конвертов, вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты, напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц. Обязательные требования к методу-это предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы, предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению, использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты), повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации, оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а, как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

Телефонный опрос

Телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

Обязательные требования этого метода: предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС, разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам, наличие телефонных справочников, соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС, особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров, повышенная требовательность к их честности, обязательность контроля за их деятельностью, перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.

Телевизионный экспресс-опрос

Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса, мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет", просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 мин), оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло, комментирование полученных результатов.

Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.

Социологический опрос

Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования – политические мероприятия, которые связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического анализа общественного мнения и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в угоду политическим интересам и амбициям их представителей. Это резко снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.

Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Интервьюирование

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах.

· Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

· Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Холл - тесты - это личные полуформализованные интервью в специальном помещении. Как правило, используются помещения в библиотеках, магазинах, холлах административных зданий и т.п. Респондент и интервьюер садятся за столик, и интервью проходит в режиме структурированной беседы. Необходимость холл - теста, как правило, вызвана одной из нескольких причин:

Тестирование громоздких образцов, которые неудобно носить по квартирам или нет уверенности, что в квартире найдется возможность провести интервью в нормальных условиях;

Тестирование ограничено количеством образцов;

Использование спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала;

Интервью проводится в местах скопления потенциальных респондентов, но оно сложное и не подходящее для разговора "на ногах".

Холл - тесты формально относится к количественным методам получения информации. С качественными методами холл - тест роднит то, что информация получается на относительно небольшой направленной выборке (от 100 до 400 человек), а также то, что респондента просят прокомментировать (объяснить) свое поведение. Для проведения холл - теста представители целевой группы (потенциальные потребители) приглашаются в помещение ("hall"), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляется возможность продемонстрировать свою реакцию на тестируемый материал и объяснить причину своего выбора. В ходе ответов на вопросы анкеты определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы. Метод применяется для оценки потребительских свойств нового товара: вкус, запах, внешний вид и т.п. Метод также используется при тестировании элементов аудио - и видеороликов, рекламных обращений (узнаваемость рекламного сообщения, запоминаемость, достоверность, убедительность, понимание первичной и вторичной идеи рекламы, слогана и т.д.) и т.п.

Качественные методы (этнографические, исторические исследования как методы качественного анализа локальных микросоциумов, метод исследования случая, биографический метод, метод нарратива (повествования)) - смысловая интерпретация данных. При использовании качественных методов между этапом получения первичных данных и этапом содержательного анализа отсутствует звено формализованных математических операций. Это широко известные и применяемые методы статистической обработки данных.

Однако качественные методы включают в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ; наблюдение; интервьюирование и пр.

При принятии важных решений для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов используется так называемое «дерево решений» или «дерево целей», представляющее собой схематическое описание проблемы принятия решений. Структурные схемы целей можно представлять табличным и графовым способами. Графовый способ имеет ряд преимуществ перед табличным: во-первых, он позволяет наиболее экономно записать и обработать информацию, во-вторых, быстро составить алгоритм развития, в-третьих, графовый способ является очень наглядным. «Дерево целей» служит основой для выбора наиболее предпочтительных альтернатив, а также для оценки состояния разрабатываемых систем и их взаимосвязей.

Аналогично конструируются и другие методы качественного анализа, в том числе аналоги количественных методов факторного анализа.

Как справедливо отмечает Д.С. Клементьев (21), эффект от качественных методов социологических исследований возможен лишь при доминанте этических норм в отражении социальных факторов. Социолог, отбирая информацию из массы всевозможных сведений, не должен ограничиваться только собственными предпочтениями. Кроме того, пытаясь ответить на вопрос о фактическом положении дел в среде управления, собирая конкретную информацию - эмпирические данные, обращаясь к, свойствам исследуемого явления, социолог не должен оперировать общепринятыми положениями «здравого смысла», «обыденной логики» или апелляцией к работам религиозных и политических авторитетов. При составлении тестов социолог должен избегать искажений, которые отражают не столько управление, сколько манипуляции. И еще одна основополагающая норма для социолога - честность. Это означает, что человек, представляя результаты исследования, даже если они его не удовлетворяют, не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать. Требование честности включает в себя также и предоставление полной документации, относящейся к делу. Необходимо нести ответственность за всю информацию, используемую другими людьми для критической оценки метода и результатов исследования. Это особенно важно иметь в виду, дабы избежать искушения исказить информацию, что подорвало бы доверие к полученным выводам.

Количественные методы Изучение количественной определенности социальных явлений и процессов происходит с применением специфических средств и методов. Это наблюдение (невключенное и включенное), опрос (беседа, анкетирование и интевьирование), анализ документов (количественный), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наблюдение как классический метод естественных наук представляет собой специально организованное восприятие изучаемого объекта. Организация наблюдения включает в себя определение характеристик объекта, целей и задач наблюдения, выбор вида наблюдения, разработку программы и процедуры наблюдения, установление параметров наблюдения разработку техники выполнения результатов, анализ результатов и выводов. При невключенном наблюдении взаимодействие между наблюдателем и объектом исследования (например системой управления) сводится к минимуму. При включенном - наблюдатель входит в наблюдаемый процесс как участник, т.е. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения, не обнаруживая, как правило, своих исследовательских намерений на практике. На практике наблюдение чаще всего используют в сочетании с другими методами исследования.

Опросы бывают сплошными и выборочными. Если опрос проводится с охватом всей совокупности респондентов (всех членов социальной организации, например), он называется сплошным. Основой выборочного опроса является выборочная совокупность как уменьшенная копия генеральной. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной - множество людей, которых социолог опрашивает (22).

Опрос может проводиться с помощью анкетирования либо интервьирования. Интервью - представляет собой формализованный вид беседы. Интервью в свою очередь бывают стандартизированными, нестандартизированными. Иногда прибегают к телефонным интервью. Человека, который проводит интервью называют интервьюером.

Анкетирование - письменный вид опроса. Подобно интервью, анкетирование предполагает набор четко сформулированных вопросов, которые предлагаются респонденту в письменном виде. Вопросы могут предполагать ответы в свободной форме («открытая анкета») или в заданной форме («закрытая анкета»), когда респондент выбирает один из предложенных вариантов ответа (23).

Анкетирование в силу своих особенностей имеет ряд преимущества перед другими методами опроса: сокращается время на регистрацию ответов респондентов за счет самоподсчета; формализация ответов создает возможность использования механизированной и автоматизированной обработки анкет; благодаря анонимности удается добиться искренности в ответах.

В целях дальнейшего развития анкетирования часто применяется метод шкалированных оценок применяется. Метод направлен на получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы по той или иной шкале - номинальной, ранговой, метрической. Построение шкалы оценок, адекватно измеряющей изучаемые явления, представляет собой весьма сложную задачу, зато обработка результатов такой экспертизы, проведенная посредством математических методов с привлечением аппарата математической статистики, может дать ценную аналитическую информацию в количественном выражении.

Метод анализа документов позволяет оперативно получать фактические данные об изучаемом объекте.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ), рассчитаный на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу, основан на выявлении некоторых количественных, характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают существенные черты изучаемых явлений и процессов.

Установив количественное влияние исследуемых факторов на изучаемый процесс, можно построить вероятностную модель взаимосвязи этих факторов. В этих моделях исследуемые факты будут выступать в виде функции, а факторы, ее определяющие, в виде аргументов. Придавая определенное значение этим факторам-аргументам, получается определенное значение функций. При этом эти значения будут верны только с определенной степенью вероятности. Чтобы получить конкретное числовое значение параметров в этой модели, необходимо соответствующим образом обработать данные анкетного обследования и построить на его основе многофакторную корреляционную модель.

Эксперимент также как и метод анкетирования, является испытанием, но в отличие от первого, имеет целью доказательство того или иного предположения, гипотезы. Эксперимент, следовательно, является одноразовым испытанием для данного образца поведения (мышления, явления).

Эксперименты могут проводиться в различных формах. Различают мысленные и «натурные» эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной.

Экспериментальное изучение социальных форм осуществляется в ходе их функционирования, поэтому возникает возможность решать такие задачи, которые для других методов оказываются недоступными. В частности, эксперимент позволяет исследовать то, как могут сочетаться связи социального явления с управлением. Он позволяет изучать не только отдельные стороны социальных явлений, но совокупность социальных связей и отношений. Наконец, эксперимент позволяет изучать всю совокупность реакций социального субъекта на изменение условий деятельности (реакцию, выраженную в изменении результатов деятельности, ее характера, взаимоотношений между людьми, в изменении их оценок, поведения и др.). Те изменения, которые производятся в ходе эксперимента, могут представлять собой или создание принципиально новых общественных форм, или более или менее существенную модификацию существующих. Во всех случаях эксперимент представляет собой практическое преобразование определенного участка управления.

В целом, алгоритмичность количественного метода в ряде случаев позволяет прийти к принятию в высокой степени «точных» и обоснованных решений, или по крайней мере, упростить проблему, сведя её к пошаговому нахождению решений некоторой совокупности более простых проблем.

Конечный итог любого социологического исследования - это определение и объяснение закономерностей и построение на этой основе научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Вопросы для обсуждения

1. Что есть метод социологии управления?

2. В чем состоит специфика методов социологии управления?

3. Перечислите известные вам классификации методов социологии управления?

4. Чем различаются качественные и количественные социологические методы исследования?

5. Определите сущность интервью, анкетирования, метода шкалированных оценок и пр.

21 Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С.124

22 Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1987. - С. 22-28.

23 Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. - 3 изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 19.

Разработка технологий (медицинских препаратов, видов лечения, приборов) в огромной степени основывается на исследованиях — сборе информации или данных для получения новых знаний. Это необходимо для того, чтобы предоставить данные

  • законодателям относительно безопасности и потенциальных преимуществ (эффективности) нового метода лечения, и
  • плательщикам относительно эффективности нового метода лечения в реальной жизни наряду с информацией об издержках и прогнозируемом использовании метода лечения.

Исследования, которые используются при разработке медицинских препаратов или в любых иных дисциплинах (таких, как , социология, астрономия, химия), можно классифицировать как либо «качественные», либо «количественные».

Что такое количественное исследование?

Как и подразумевается в названии, связано с подсчетом результатов наблюдений. Количественные данные — это любые данные, представленные в числовом формате, такие как статистические данные, процентные показатели и т. п. Знакомым большинству людей видом количественного исследования является прикладная населения, в которой для информирования директивных органов и других лиц в процессе принятия ими решений, связанных с населением, используются пропорции разных категорий людей (например, 30% женщин, 10% безработных и т. п.). Биостатистическая информация (например, сердечных приступов в процентном выражении) используется в медицине в процессе принятия решений поставщиками и администраторами медицинских услуг о программах в сфере здравоохранения.

Распространенными примерами количественных исследований при разработке технологий в сфере здравоохранения являются эксперименты, часто проводимые в форме рандомизированных контролируемых испытаний, задача которых — выяснить эффект от использования новой технологии по сравнению с другими видами лечения или (редко) отсутствием лечения. При этом измеряются и рассчитываются характеристики пациентов, а также Доза — это отмеренное количество лекарственного препарата для однократного применения, которое необходимо принять за один раз. Может выражаться в лекарственных формах (например, 1 капсула, 1 суппозиторий), массе (например, 250 мг), объеме (например, 10 мл, 2 капли) или некоторых других единицах (например, 2 впрыскивания).

" target="_blank">доза и частота приема нового вида лечения. Над пациентами ведется наблюдение, и осуществляется сбор важных данных, таких как изменения по измеримым параметрам заболевания-мишени (конечным точкам), возможные (нежелательные побочные реакции), а также субъективных данных, таких как частота болевых ощущений. Предполагается, что указанные наблюдения представляют собой беспристрастное отражение действительности и могут свидетельствовать о будущем. Например, если новый медицинский препарат сокращает количество сердечных приступов по сравнению с образцом для сравнения в повторяющихся экспериментах, предполагается, что ситуация будет аналогичной у похожих пациентов благодаря тому же виду медицинского препарата в реальной жизни (в противопоставление с условиями клинического испытания, когда условия больше контролируются).

Что такое качественное исследование?

Подсчет количества событий, которые произошли в определенном месте и в определенное время (количественное исследование) помогает понять, что может произойти в будущем. Однако такое исследование содержит очень мало информации о чувствах или мотивации. могут предоставить больше информации о том, как пациент реагирует на неприятное событие (вроде попадания в больницу) или следует новому режиму лечения.

Например, количественное исследование может содержать очень мало информации о таких факторах, как

  • социальные или культурные ценности или расстановки,
  • отношения между врачом и пациентом,
  • клеймо, или
  • конфликт с религиозными или культурными взглядами.

Новая технология контрацепции позволяет избежать беременности, но это может быть нежелательным в группах населения, которым присуща сильная мотивация к рождению детей по культурным или религиозным причинам. Для того, чтобы понять, насколько желательной для пациентов и общества является технология контрацепции, необходимо изучить этот вопрос, используя другой метод исследования. Именно в таких случаях применяется качественное исследование.

Качественные исследования важны, поскольку благодаря их проведению можно получить более тщательное и обоснованное понимание того, как и почему какая-либо населения может использовать новый вид лечения, и какие чувства при этом будут испытывать люди. Качественные исследования являются прежде всего поисковыми: они определяются как «систематический субъективный подход к описанию жизненного опыта и придания ему значения». ’1

Это вид исследований является способом понять основополагающие причины и мотивацию и узнать о недавних мыслях или мнениях отдельных лиц. Такие исследования помогают глубже рассмотреть проблему или помогает развить идеи или гипотезы для потенциальных количественных исследований. В то время как отдельный пациент может быть убежден, что плательщики должны предоставить доступ к новому медицинскому препарату, плательщикам необходимо проверить, чего хочет общество в целом. Возможно, убеждения, поведение или чувства этого отдельного пациента не отражают убеждений в обществе.

Количественные, качественные и смешанные методы

Количественный и качественный методы исследований могут дополнять друг друга и даже могут показаться похожими. Например, использование анкеты может рассматриваться как качественное исследование, но может на самом деле быть количественным, в зависимости от того, каким образом оформлена анкета.

Когда просит респондентов ответить по шкале (например, дать ответ от 1 «полностью не согласен» до 5 «полностью согласен»), это форма количественного исследования. Когда ответ предполагается в свободной форме, и пациенты не ограничены шкалой или вариантами ответа, исследование является качественным. Тем не менее, как выяснилось по мере разработки оценки результатов пациентами, шкалы и другие измерения результатов, предоставленные исследователями, лучше всего формируются с помощью качественных методов, в которых задействованы пациенты.

Исследования не обязательно являются полностью качественными или полностью количественными. Популярный вид исследований называется исследованием «смешанных методов», в котором используются и качественный, и количественный методы. Исследователи преднамеренно сочетают количественные и качественные данные вместо того, чтобы анализировать их по отдельности. Хотя определений того, что именно представляют собой смешанные методы, множество, одно из самых распространенных описывает их как методологический подход, позволяющий

  • сконцентрироваться на вопросах исследования, которые учитывают контекстные толкования реальной жизни, рассмотрение с многочисленных точек зрения и культурные влияния;
  • применять точные оценочные значения и частоту структурных элементов количественного исследования и точное качественное исследование для изучения значения и толкования структурных элементов;
  • использовать многочисленные методы (такие как инвазивные испытания и углубленное интервью);
  • преднамеренно встраивать или сочетать указанные методы использования сильных сторон каждого из них; кроме того,
  • проводить расследование в рамках философской и теоретической позиций. 2

В Таблице 1 указаны ключевые различия между качественными и количественными исследованиями.

Таблица 1 : Характеристики количественных и качественных исследований
Количественные исследования Качественные исследования
Относятся к точным дисциплинам Относятся к гуманитарным дисциплинам
Объективны Суъективны
Для синтеза данных используется дедуктивный метод анализа Для синтеза данных используется индуктивный метод анализа
Концентрация на краткость и точность Концентрация на комплексность и масштаб
Проверка теории Разработка теории
Основа для получения знаний: причинно-следственные отношения Основа для получения знаний: значение, контекст
Основные элементы анализа: измерения и статистический анализ Основные элементы анализа: слова, повествование
Единая реальность, которую можно измерить и обобщить Много реальностей, которые постоянно меняются с учетом индивидуальных интерпретаций
Адаптированная версия. Источник: Keeler (2010) 1

Методы качественных исследований

Методы сбора количественных данных различаются техниками, которые бывают неструктурированными или частично структурированными. Некоторые распространенные методы включают фокусные группы (групповые дискуссии), индивидуальные интервью и участие и (или) наблюдения. , как правило, невелик, и при отборе респондентов учитывается предоставленная квота. Взаимодействие между исследователями и участниками исследования лежит в основе методов качественного исследования. Понимание, которое появляется из «значения» или «почему», или «как», формируется не на основе наблюдаемого поведения, а исходя из того, что говорят и делают пациенты или чувствует исследователь. При проведении качественных исследований сбор данных может осуществляться также из документов и других письменных источников. Помимо сбора данных, которые отражают мысли и выражения, определение качественных исследований также включает характеристики, которые отличаются от количественных исследований. Например, то, о чем сегодня стало известно в рамках отдельной группы, невозможно обобщить, или со временем изменится.

Различия в относительной установленной путем наблюдения важности характеристик и принципов, а также основные цели проведения исследований позволили классифицировать качественные исследования на разные общие виды. Аналогично ситуация сложилась и с количественными исследованиями, которые в зависимости от отдельных целей разделены на экспериментальные (например, рандомизированные контролируемые) и неэкспериментальные (например, наблюдательные) испытания.

За рамками клинической эффективности: значение качественных исследований для принятия решений и МТО

Процессы МТО направлены на предоставление максимально возможной (точной и всеобъемлющей информации) в ходе принятия решений. Для предоставления такой точной и всеобъемлющей информации в рамках качественных исследований в ходе МТО преимущественно используются методы синтеза (такие как , сетевой мета-анализ, моделирование) и критического оценивания (такие как контрольные списки качества). Разработаны аналогичные методы синтеза качественных исследований. Они направлены на обработку данных, полученных в ходе качественных исследований, с использованием метода, ориентированного аналогично методу количественных исследований, что позволяет оценивать данные качественных исследований наряду с данными количественных исследований в процессе МТО.

Как качественные методы встраиваются в процессы МТО?

Качественные исследования позволяют получить убедительные подтверждения потребностей и мнений пациентов и способствовать пониманию этих потребностей и мнений лицами, ответственными за принятие решений, и разработчиками медицинских препаратов. Качественные исследования также могут использоваться для принятия более масштабных общественных решений о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы. Вопросы, которые важны для исследований и принятия решений о компенсациях, могут касаться следующих тем:

  • Нужно ли оценивать медицинскую помощь тяжелобольным или самым пожилым людям в большей степени, чем другие виды помощь?
  • Как нам оценивать технологии, которые уменьшают объем взаимодействия с врачами и ухаживающим персоналом?
  • Есть ли причины, которые помогают объяснить недостаточно оптимальное использование медицинских препаратов на практике?

Количественные исследования помогают выяснить,

  • сколько людей имеют определенное заболевание,
  • каковы экономические последствия заболевания,
  • сколько людей могут получить благодаря определенному медицинскому препарату,
  • какова ценность преимущества,
  • как часто можно использовать медицинский препарат после того, как к нему предоставлен доступ.

Все эти аспекты чрезвычайно важно учитывать при принятии решений.

В нижеприведенном списке содержится всего несколько примеров того, какую роль могут сыграть качественные исследования.

Разработка медицинских препаратов

  • На какие болезни важно обратить внимание
  • Какова потребность в новых медицинских препаратах
  • Какие результаты имеют важное значение
  • Разработка адекватных показателей оценки результатов пациентами (PROMs) и показателей качества жизни, связанного со здоровьем (HRQoL)

Компенсация и принятие решений

  • Обеспечение всестороннего участия пациента
  • Определение актуальности используемого медицинского препарата
  • Идентификация возможных проблем с наличием альтернативы
  • Рассмотрение социальных ценностей для информированного принятия решений

Обеспечение внедрения и влияние

  • Оценка причин недостаточно оптимального соблюдения
  • Варианты оптимизации опыта пациентов
  • Определение прочих фактором, которые необходимо учитывать

Справочная литература

  1. Keeler, R. (2010). Nursing research and evidence-based practice: Ten steps to success. Sudbury, MA: Jones & Bartlett Learning, p. 276.
  2. Creswell, J.W., Klassen, A.C., Plano Clark, V.L., & Smith, K.C. for the Office of Behavioural and Social Sciences Research (2011). Best practices for mixed methods research in the health sciences . National Institutes of Health. Retrieved 12 February, 2016, from

Количественные методы - это способы анализа явлений и процессов на основе количественных показателей. Наиболее часто используются такие количественные методы, как статистические, библиометрические, контент-анализ, наукометрические.

Статистические - совокупность взаимосвязанных методов, нацеленных на сбор, измерение и анализ массовых количественных данных. С помощью статистических методов исследуются массовые объекты и явления с целью получения количественных характеристик и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений.

Библиометрические - группа количественных методов, с помощью которых изучаются структура, динамика и взаимосвязи различных явлений в сфере библиотечно-информационной и документационной деятельности. В состав библиометрических методов входят метод подсчета количества публикаций, метод анализа цитирования литературы («цитат-индекс»), тезаурусный, контент-анализ и др. С помощью библиометрических методов исследуется динамика развития документальных потоков (по их видам, типам, тематике, авторскому составу и т.д.); динамика показателей использования и обращаемости документов; изучаются процессы цитируемости публикаций; выявляются продуктивные виды изданий и наиболее разработанные тематические направления; степень обеспеченности тех или иных направлений научных исследований фундаментальными трудами; определяется ядро профильных изданий, по которому в дальнейшем проводится комплектование фондов библиотек.

Контент-анализ - один из библиометрических методов, имеющий также и самостоятельное значение. Применяется для изучения значительных массивов документов: произведений печати, нормативно-официальной, отчетной и другой документации. Суть метода заключается в том, что в текстах документов выделяются некоторые смысловые единицы («единицы наблюдения»), в качестве которых могут выступать авторы и названия произведений, вид издания, дата выпуска и т.д. Тщательный подсчет выявленных единиц и частоты их употребления с обязательным учетом оценок, которые даются им в текстах, позволяет выявить тенденции развития различных явлений: информационного интереса различных групп пользователей к определенным типам, видам, жанрам документов, уровня информационной культуры, эффективности методов работы с потребителями документальной информации и т.д.

Наукометрические - методы, тесно примыкающие к библиометрическим и используемые в тех же целях. Однако специфика наукометрии заключается в количественных исследованиях структуры и динамики массивов и потоков не всех видов документальной информации, а только научной.

Качественные методы исследований - это методы, направленные на получение таких «качественных данных», которые позволяют раскрыть значение тех или иных социальных явлений через анализ структуры и динамики общественного мнения. Качественные методы, в частности, позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации. Качественные методы чаще всего используют в социологических и маркетинговых исследованиях.

К основным методам качественных исследований относятся: глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-групповые дискуссии (интервью), наблюдение, эксперимент. Рассмотрим основные из них.

Наиболее известный и часто используемый качественный метод - проведение глубинного интервью. В его процессе используются вопросы, ответом на которые предполагается не однозначное «да» или «нет», а развернутый ответ. Глубинное интервью представляет собой неформальную, свободную беседу, проводимую интервьюером по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. В ходе интервью исследуются личное мнение респондента, его убеждения, мотивации и ценности.

Экспертное интервью - одна из разновидностей глубинного интервью, его главной особенностью является статус и компетентность респондента, который выступает опытным участником изучаемой проблемы. Эксперты - специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В экспертных интервью важен не столько сам респондент, а его экспертные знания в той или иной области. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов, руководителями компаний и т.п.

Фокус-групповые дискуссии (интервью) - один из методов качественных исследований. Фокус-группа - это группа респондентов (не более 10-15 человек), объединенных с целью изучения широкого спектра реакций, мнений и оценок относительно изучаемого явления. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой теме или объекте (государственные программы, общественно-политические проблемы, социально-экономические ситуации, коммуникативные процессы, товары, услуги, реклама). Фокус-групповая дискуссия или интервью направлены на определение отношения участников к определенной проблеме, получение информации об их личном опыте, приоритетах, восприятии объекта исследования, составление «портрета» конкретной социальной группы. Фокус-групповое интервью проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария, оно известно только модератору (ведущему), под руководством которого проходит обсуждение. Организация дискуссии в непринужденной обстановке способствует активизации ассоциативных связей в сознании участников. Во время фокус-групповых дискуссий происходит общение респондентов не только с модератором, но и друг с другом, что является источником информации, которая в индивидуальном интервью часто не может быть получена.

Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов. Однако количественные и качественные методы - это не конкуренты, а скорее два инструмента, которые взаимно дополняют друг друга. Качественные методы позволяют понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего количественного исследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Обзор методов проведения эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Особенности анализа документов как метода проведения социологических исследований. Специфика методики массового опроса, эксперимента и наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Теоретическое изучение количественных методов изучения аудитории (массовые опросы, анкетирование, интервьюирование, дневники). Отличительные черты метода анализа документов. Особенности и правила применения количественных методов исследования в СМИ.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2011

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Проведение опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента. Как составлять анкету. Особенности обработки социологической информации. Плюсы и минусы различных методов исследования. Правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Сущность интервью с точки зрения одного из основных видов социологического исследования, социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом. Основные правила проведения интервью. Методы анализа документов и виды исследований.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2011