Болезни Военный билет Призыв

Группа методов к которой относится социальный эксперимент. Социальный эксперимент. по характеру объекта и предмета исследования

Эксперимент (от лат. experimentum -

Без всяких преувеличений научное наблюдение - «экологичес­ки чистый» метод познания. В нем практикуется щадящий режим по отношению к объекту познания.

Эксперимент - совсем другое дело. Здесь изучается искусст­венно созданная ситуация, которая в природе либо не встречает­ся вовсе, либо не встречается в чистом виде. Если экспериментальная ситуация начинает походить на естественную - все, ту­шите свет в лаборатории, начинайте все сызнова. "

Экспериментальный метод следует отнести к разряду жестких, не просто контактных методов спортивного поединка, но если хотите - к разряду настоящего боевого поединка, где человек и природа сошлись не на жизнь, а на смерть. Не случайно говорят: это вам не эксперимент, а реальная жизнь, подчеркивая тем са­мым непохожесть экспериментальной ситуации на естественную.

Контактная жесткость эксперимента, если подобное выражение здесь применимо, окупается с лихвой. Ученый создает ситуацию, которая в природе не случается, заглядывая, что называется, в ее изнанку, и таким способом устанавливает то, что невозможно ни в каком другом методе, а именно причинно-следственные связи. В эксперименте мы устраняем все случайные черты явления, все факторы, которые отвлекают, искажают результат, и добираемся до самой сути. А сущность любого явления всем известна - всеобщее, закономерное, необходимое.

Эксперимент не надопутать по крайней мере с тремя следующими процессами:

♦ испытание;

♦ нововведение;

У этих понятий много общего с экспериментом. Действительно, во всех случаях происходит какое-то изменение первоначального со­стояния объекта. Во всех случаях кто-то отслеживает то, как измене­ние влияет на состояние объекта, а затем записывает результаты.

Но есть серьезное различие. Только в научном эксперименте заранее разрабатывают программу исследования, формулируют цели, задачи, предмет и объект исследования, выдвигают гипоте­зы, операционализируют понятия и разрабатывают методические приемы проверки гипотезы. Только в научном эксперименте фор­мируют так называемую экспериментальную группу, над которой и производят запланированные манипуляции, скажем, обучают студентов скорочтению или заставляют по 12 ч просиживать за компьютером, и контрольную группу, остающуюся в своих обыч­ных условиях и никаким манипуляциям не подверженную.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - исследо­вательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправ­ленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в опреде­ленном порядке изменять другие характеристики.

3.2. Методология и методика эксперимента

Хотя методология и методика эксперимента пришли в соци­ологию из современной психологии, логика самого эксперимен­тального метода была разработана еще английским философом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в. Он установил не­сколько логических схем индуктивного вывода, одна из кото­рых - метод различия - являет собой классическую схему экс­перимента. Общие принципы эксперимента связывают, во-пер­вых, с формированием исходных гипотез о причинно-следственных связях между свойствами (переменными, факторами) изучаемого объекта, во-вторых, с форсировани­ем специальной искусственной ситуации, позволяющей целенап­равленно воздействовать на контролируемые переменные для того, чтобы проверить искомую гипотезу о наличии (или отсут­ствии) связей между контролируемыми и неконтролируемыми переменными. Результатом эксперимента является получение нового знания об изучаемом объекте.

Основная цель экспериментального метода - проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на прак­тику. Как разновидность углубленного, аналитического социоло­гического исследования и одновременно как метод сбора инфор­мации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую науч­ную и практическую ценность.

Предмет эксперимента - отношения и связи между свойства­ми изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детер­минирующих его социальную деятельность и поведение.

Переменные в эксперименте - контролируемые и неконтролиру­емые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основными переменны­ми являются независимые и зависимые. Независимая переменная - фактор, изменяемый исследователем и вводимый им в деятельность экспериментальной группы. Это относительно самостоятельный, устойчивый, существенный фактор, оказывающий влияние на состо­яние объекта. Зависимая переменная - фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной. Переменные представляюткатегории анализа в эксперименте и, так же, как категории анализа, отображаются в виде эмпирических показателей 2 .

Экспериментальная ситуация - совокупность условий, в кото­рых проходит эксперимент. Они могут быть полевыми и лабора­торными.

Объект эксперимента - социальная группа, коллектив, лич­ность (участники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспери­ментальные группы. Сопоставление двух групп выявляет разни­цу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно неве­лико и редко превышает 10-15 человек.

Экспериментальная группа - та, на которую оказывают воздей­ствие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта - репрезентативнос­ти в классе исследуемых объектов - к этой группе предъявляют­ся требования относительной стабильности состава на период эк­сперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение; в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте 3 .

Контрольная группа идентична экспериментальной по задан­ным исследователем параметрам, но не испытывающая воздей­ствия экспериментальных факторов (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социаль­ного эксперимента в силу того, что воздействие побочных пара­метров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

3.3. Процедура экспериментирования

Процедура проведения эксперимента заключается в том, что ученые вначале планируют разбиение объекта исследования на две однородные группы и в одну из них вводят несколько новых фак­торов, а вторую оставляют без изменения. После чего организу ется сравнение двух групп. Объект, с помощью которого он про­водится, часто выступает только как средство для создания экс­периментальной ситуации. Поэтому в последующем, в отличие, к примеру, от объекта массового опроса, он может не иметь от­ношения к использованию полученных результатов и выводов.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при по­мощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, ве­личину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

Инструментарий эксперимента аналогичен инструментарию метода наблюдения и включает: протокол, дневник, карточки, возможны анкеты.

3.4. Формирование групп в эксперименте

Важным условием эксперимента выступает формирование или подбор экспериментальных групп.

В социологии используются три метода формирования групп: по­парного отбора, структурной идентификации и случайного отбора 5 .

Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отби­раются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но отличались по факторным ха­рактеристикам 6 . После чего для обеих групп создаются одинако- вые условия, а через некоторое время измеряется эффект экспе­римента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. Метод используется преимуществен­но в параллельном эксперименте.

Метод структурной идентификации применяется как в линей­ном, так и параллельном эксперименте. В линейном эксперимен­те группа отбирается так, чтобы она представляла собой макромо­дель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным ха­рактеристикам

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным мето­дам вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как пра­вило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен человек) численности экспериментальной группы 7 .

В технологии случайного отбора широко применяется рандоми­зация. Рандомизация ( randomisation ) - процедура, обеспечивающая случайное распределение испытуемых в экспериментальную и кон­трольную группы. Цель - минимизировать возможность сознатель­ного или неосознанного отбора испытуемых одного типа, напри­мер наиболее образованных или наиболее здоровых.

3.6. Классификация экспериментов

В социальных науках эксперименты подразделяются на:

Лабораторный эксперимент - методическая стратегия, направ­ленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Он основан на создании искусственных ситуаций, по­зволяющих изменять контролируемые переменные и следить за сопутствующими изменениями зависимых переменных. Чаще всего такой метод требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявления. Требование чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, только отдельные их фрагменты.

Социальный эксперимент

(лат. experimentum - проба, опыт) - метод научного исследования и элемент в управлении социальными явлениями и процессами; осуществляется в форме контролируемого воздействия на эти явления и процессы и имеет целью поиск возможностей для достижения запланированных новых результатов.

С. э. представляет собой важное средство совершенствования форм управления общественной жизнью, форм ее организации в соответствии с объективными законами ее развития; он в определенной степени позволяет, прежде чем идти на различного рода нововведения, предварительно выявить меру их целесообразности и эффективности в данных условиях. Эксперимент помогает обнаружить новые возможности и резервы повышения производительности труда, развития социальных отношений, роста активности трудящихся, их участия в управлении производством. Схема С. э. обычно следующая. Сначала формулируется целевая установка (и гипотеза, проверяемая в эксперименте), например, влияние системы оплаты труда и распределения премий в зависимости от конечных результатов производства (собранный урожай, поступившая в торговлю и проданная продукция данного предприятия, ремонт автобусов с гарантийным сроком их эксплуатации на линии и т. п.) на рост производительности труда, на отношение к труду. Затем подыскиваются экспериментальный и контрольный (служащий для сравнения) объекты, выделяются те значимые для конечного результата параметры (например, уровень технического оснащения, плановые показатели и др.), которые должны быть постоянными в ходе эксперимента, определяются сроки, осуществляются периодические измерения экспериментальных переменных и т. д. Перед проведением эксперимента необходимо предварительное разъяснение со стороны общественных организаций его целей и условий. Поскольку С. э. вплетается в реальную, обычную деятельность людей, естественными границами его применимости является недопустимость нанесения убытка в случае ложности гипотезы, тем более морального ущерба его участниками. Целью эксперимента является не только производственный эффект, но и воспитательный, повышение общественной активности его участников. Эксперименты подобного типа часто возникают в процессе подготовки и реализации планов социального развития трудовых коллективов (см. ) и неразрывно связаны с активной творческой деятельностью трудящихся. Они возможны лишь в условиях социалистического общества, где средства производства и государственная власть находятся в руках народа, руководимого коммунистической партией. Социальное экспериментирование таких предшественников научного коммунизма, как Оуэн, Фурье, было утопичным, не оправдало себя по той причине, что основывалось на попытках построить островки социалистических производственных отношений в рамках классово антагонистического общества с целью изменения этого общества под влиянием примера (см. ; ).

С. э. как метод научного исследования отличается от описанного выше эксперимента как элемента в управлении социальными процессами характером решения задач и тем, что субъектом экспериментальной деятельности здесь является ученый-экспериментатор. Испытуемые в этом случае не должны знать, что в их среде проводится экспериментальное исследование, так как само это знание может оказать влияние на результат. Научные социальные эксперименты активно проводятся в педагогике, социальной психологии и других общественных науках. Сфера их обычно ограничена малой группой, их целью является изучение механизмов, факторов, влияющих на становление личности и воспитание ее в коллективе.

В современных условиях, когда в социалистических странах предъявляются повышенные требования к уровню , практика социального экспериментирования расширяется. Все это делает необходимым дальнейшее совершенствование методов С. э., форм его проведения. Одним из перспективных методов является эксперимент на модели, предшествующий реальному эксперименту с самим социальным объектом и позволяющий в краткие сроки и без ущерба для объекта изучить и оценить различные варианты его изменения. Наиболее эффективной при этом является человеко-машинная система моделирования, в которой одна часть параметров объекта формализована, а другая часть остается неформализованной и представлена в виде концепций, сценариев, ценностных ориентации человека, взаимодействующего с формальной частью в диалоговом режиме. Модельные эксперименты позволяют более точно определить стратегию реального эксперимента, но не могут заменить его. Только эксперимент на самом объекте позволяет получить надежное знание об эффективности проверяемых гипотез.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Социальный эксперимент" в других словарях:

    Социальный эксперимент - Социальный эксперимент метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент… … Википедия

    Социальный эксперимент - (см. Эксперимент социальный) … Экология человека

    СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - техника исследования в социальных науках, заключающаяся в анализе общих закономерностей исследуемого объекта (индивида, коллектива, группы) с помощью создания специфических условий и факторов его функционирования … Профессиональное образование. Словарь

    Эксперимент - (от лат. experimentum проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения (См. Наблюдение) активным оперированием изучаемым объектом, Э.… … Большая советская энциклопедия

    ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИОЛОГИИ - метод сбора и анализа эмпирич. данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он… … Российская социологическая энциклопедия

    ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ - метод науч. познания и оптимизации социальных систем, к рый реализуется через наблюдение за их поведением в контролируемых и управляемых условиях. Э. с. выполняет одновременно две функции: исследовательскую и управленческую, и поэтому принадлежит … Философская энциклопедия

    См. Социальный эксперимент … Научный коммунизм: Словарь

    ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… … Философская энциклопедия

    Эксперимент Досади - The Dosadi Experiment

    ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ - англ. experiment, social; нем. Experiment, soziales. Метод изучения соц. явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением соц. объекта под воздействием факторов, к рые контролируют и направляют его развитие в соответствии с… … Энциклопедия социологии

Книги

  • СВОБОДА СЛОВА ПРОТИВ СТРАХА И УНИЖЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ И ПЕРВАЯ КАРТА ЭМОЦИЙ УКРАИНЫ , Савик Шустер. Человек года, самый красивый мужчина Украины, заслуженный журналист Украины, самый популярный телеведущий у Савика Шустера десятки громких эпитетов и званий. Егопрограммы и проекты, где бы ни…

Социологический эксперимент - метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) он проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий. Организатор эксперимента при этом создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетичную причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям.

Гипотеза в данном случае служит в качестве предполагаемой модели рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором и выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но поскольку их влияние в данном эксперименте не исследуется, они должны быть нейтрализованы (изолированы или установлены как постоянные).

Основными признаками социального эксперимента являются:

  • активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;
  • планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;
  • планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;
  • эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

  • 1. Экспериментатор - исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.
  • 2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.
  • 3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.
  • 4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяют на полевые и лабораторные :

  • 1) в полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования;
  • 2) в условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы, формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты:

  • 1. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся контрольной (ее первоначальное состояние) и одновременно экспериментальной (ее состояние после изменения каких-либо характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.
  • 2. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной - изменяются.

В параллельном эксперименте используется преимущественно метод попарного отбора. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

  • 1) определение цели эксперимента;
  • 2) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;
  • 3) выделение предмета эксперимента;
  • 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  • 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  • 6) формулировка гипотез и определение задач;
  • 7) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
  • 8) определение метода фиксации результатов;
  • 9) проверка эффективности эксперимента.

Что такое социологический эксперимент? Вот так сразу редко кто ответит, причем правильно. Часто термину дается другое определение, более близкое социальному эксперименту. В статье мы научим вас видеть разницу. После прочтения таких ошибок уже не допустит никто.

Понятие


Социологической эксперимент - это метод социсследования, позволяющий получить сведения о качественном и количественном изменении показателей работы социального объекта в результате воздействия на него новых факторов.

Что важно понимать? Что понятие социологического эксперимента не равно понятию социального эксперимента. Последний понимается в более широком смысле. Сюда входит эксперимент в науке или обществе, например, эксперимент в социальной психологии.

Результаты таких исследований принимаются за истину.

Что лежит в основе?


Причиной проведения того или иного эксперимента является желание проверить предположение (гипотезу), касающееся определенного вопроса. Кстати, к последней тоже есть свои требования, которые необходимо выполнять. Рассмотрим их.

  1. Предположение не может содержать определений, которые не были подтверждены опытом. В таком случае гипотеза становится не проверяемой.
  2. Гипотеза не может быть противопоставлена доказанным научным фактам.
  3. Предположение не может содержать большое количество ограничений или допущений, оно должно быть простым.
  4. Гипотезы, применяемые к широкому кругу событий, чем те, что затрагиваются во время эксперимента, гораздо важнее стандартных предположений.
  5. Предположение должно быть проверяемо на конкретном уровне теоретических знаний, практических возможностей и методической оснащенности исследования. Например, гипотеза, в которой заключено два сходных понятия, никогда не будет удачной в этом смысле.
  6. Формулировка гипотезы должна освещать способ проверки оной в конкретном исследовании.

Получается, что эксперимент, как метод социологического исследования, позаимствован из социальной и общей психологии, где объектом являются небольшие группы людей. Полученные результаты считаются верными не только для этой группы, но и для других подобных групп.

Важно понимать, что эксперимент как метод социологического исследования используется для того, чтобы подтвердить предположительные действия в той или иной ситуации. То есть так называемый сценарий давно написан, а испытуемые лишь действуют в его рамках.

Основные понятия


Мы уже разобрались с тем, что такое эксперимент в социологическом исследовании, теперь перейдем к основным терминам. Итак, экспериментатором называют исследователя или группу исследователей, разрабатывающих теоретическую составляющую эксперимента и осуществляют на практике непосредственно эксперимент.

Экспериментальный фактор, или, по-другому, независимая переменная, это группа условий или всего одно условие, которое вводится в экспериментальную ситуацию социологом. Независимой переменной управляет и контролирует экспериментатор. Происходит это только в том случае, если интенсивность действия и направленность, а также количественные и качественные характеристики реализуются в пределах эксперимента.

Экспериментальной ситуацией считается та ситуация, которую преднамеренно создает экспериментатор в соответствии с программой. Важно понимать, что экспериментальный фактор при этом не включается.

Объект эксперимента в социологическом исследовании - социальная общность или группа лиц, которая оказалась в условиях эксперимента, вытекающих из программной установки на проведение соцэксперимента.

Алгоритм действий


Как проходит эксперимент? Об этом знают далеко не все, особенно если человек не касался социологии и не изучал ее.

Эксперимент включает в себя не только саму тактику проведения, но и организационные моменты. Об этом и поговорим.

Существует четыре этапа проведения эксперимента:

  1. Теория. Экспериментатор ищет проблемное поле для проведения опыта, объектов, предмет. Ему важно найти и гипотезы исследования и экспериментальные задачи. Объектом исследования являются как социальные общности, так и соцгруппы. Перед тем как определить предмет эксперимента, исследователь учитывает задачи и цели исследования Немаловажно спроецировать идеальный ход процесса, это поможет выявить причину конечного результата, если тот будет отличным.
  2. Методика. На этом этапе разрабатывается программа проведения исследования. Метод социологического эксперимента подразумевает построение определенных методик эксперимента, формирования плана создания экспериментальной ситуации, определение процедур последнего.
  3. Реализация. Осуществляется пункт путем создания заранее заданной экспериментальной ситуации. Тогда же изучаются и реакции объектов эксперимента на определенные ситуации.
  4. Анализ и оценка результатов. Какого бы ни был вида социологический эксперимент, каждый заканчивается одинаково. Что это значит? По завершении исследования экспериментатор анализирует и оценивает его итоги. В частности, отвечает на вопрос, была ли подтверждена гипотеза и достигнута ли цель. Результаты эксперимента могут оказаться неожиданными, но это даже хорошо, потому как любые побочные итоги могут пригодиться в следующих исследованиях.

Читайте также: Необязательный человек: понятие и характеристики. Недостатки необязательности

Виды


Примеры социологических экспериментов раскрывают много нового. Из-за этого существует ошибочный стереотип, что эксперимент может быть только одного вида. Но это не так. Уже длительное время за основу принята следующая классификация экспериментов. Итак, поговорим подробнее:

  1. По способу ведения. Сюда относится как мнимый эксперимент, так и натурный. В первом исследовательская ситуация возникает оттого, что создается мысленная модель. Этот вид наиболее распространен, так как присутствует в любом социологическом эксперименте, если в последнем применяется статический анализ. Не менее важен мнимый эксперимент и при моделировании социальных процессов с помощью компьютера. С помощью мысленного исследования можно с большей точностью определить стратегию натурного эксперимента. Что касается последнего, то в нем есть независимая переменная, которая считается естественной и не зависит от действий экспериментатора. Этот подвид подразумевает минимальное вмешательство исследователя или отсутствие оного, ведь использование метода ограничено природой. Чаще всего социологические натурные эксперименты проводятся в небольших группах.
  2. По характеру исследовательской ситуации. Речь идет о методе сбора социологической информации в эксперименте лабораторном или полевом. В лабораторном исследовании группы испытуемых формируются искусственно, а в полевой эксперимент характеризуется нахождением экспериментальной группы в привычных естественных условиях.
  3. По рациональной последовательности доказательства экспериментальных предположений. Выделяют два вида - линейные и параллельные эксперименты. Первые так называются из-за того, что анализу подвергается одна и та же группа. То есть она одновременно является и контрольной и экспериментальной. В параллельном исследовании задействованы две группы. Это можно наблюдать и в эксперименте наблюдения, и социологического опроса. Метод подразумевает, что одна группа находится в неизменных условиях и называется контрольной, а другая считается экспериментальной и условия эксперимента постоянно меняются. Как же доказываются гипотезы? Путем сравнения состояния обеих групп. За время эксперимента сравниваются характеристики двух групп и по итогу испытания дается заключение, почему был получен тот или иной результат.

Как видите, социологическое наблюдение и эксперимент могут подразумевать одно и то же, все зависит от того, насколько правильно был выбран вид эксперимента.

Чтобы было понятнее, о каких экспериментах мы говорим, расскажем о самых известных исследованиях.

Хоторнский эксперимент

Это один из самых известных социологических экспериментов ХХ века. Он приобрел популярность из-за того, что в то время (20-30-е годы прошлого столетия) это было самое масштабное исследование, ведь в нем участвовало двадцать тысяч человек. В чем же суть?

Социолог Мэйо проводил эксперимент на предприятиях электротехнической компании «Вестерн Электрик». Выше мы уже говорили, что экспериментатор задействовал двадцать тысяч работников организации.

По результатам было выявлено следующее:

  1. Отсутствие механической зависимости между переменной в условиях труда и производительностью труда. К первой относили режим труда, освещение, систему оплаты и прочее.
  2. Рост производительности труда обеспечивает межличностное общение, групповая атмосфера, субъективное отношение сотрудников к труду, наличие уважения, идентификация интересов работников с интересами компании, симпатия между работниками и руководством компании.
  3. Имеются скрытые факторы, оказывающие влияние на производительность. К ним отнесли требования и правила работников, неформальные нормы.

Что же стало итогом известного социологического эксперимента? Мэйо выяснил, что для хорошей производительности труда важны не только материальные факторы (а раньше считалось именно так), но и психологические и социальные аспекты.

Но это же не единственный социологический эксперимент? Конечно, нет, поэтому ниже разберем не менее резонансные.

Стэндфордский тюремный эксперимент


Самым известным социологическим исследованием, пожалуй, является именно этот. По нему даже были написаны повести и сняты два фильма. Для чего же он был нужен? Его провели, чтобы найти причины конфликтов в морской пехоте США и исправительных учреждениях той же страны. Заодно целью было изучить важность ролей в социальных группах и поведение.

Эксперимент специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.

Социологический эксперимент в корне отличается от естественно-научного. Особенностью последнего является то, что объектом выступает материальный мир, исследуемый с помощью определенного прибора или инструмента, т.е. экспериментатор, говоря словами Г. Гегеля, «действует против природы с помощью самой природы», тогда как социологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы.

Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной. Экспериментальное исследование в социологии отличается от методов других наук тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Если в применении неэкспериментальных методов, как правило, все группы для исследователя равноценны, то в эксперименте обычно участвуют основная и контрольная группы испытуемых.

Вследствие разного уровня разработанности той или иной научной проблемы и недостатка информации о связи зависимой и независимой переменных выделяют два основных типа экспериментов:

  • исследовательский, который проводится в том случае, когда неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями;
  • подтверждающий, который проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. Тогда в эксперименте эта связь раскрывается и уточняется.

Так, при выяснении причин социальной напряженности в определенном городе выдвигаются такие возможные гипотезы: низкие доходы населения, социальная поляризация, непрофессионализм администрации, коррупция, негативное воздействие СМИ и т.д. Каждая из них требует проверки, хотя и представляется вполне обоснованной.

Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме. После формулировки проблемы определяются ключевые понятия, содержащиеся в специальной научной литературе и социологических словарях. При работе с литературой не только уточняется проблема, но и вырисовывается план исследования, возникают новые гипотезы. Далее определяются переменные в терминах экспериментальной процедуры; в первую очередь выделяются внешние переменные, которые могут существенно повлиять на зависимую переменную.

Отбор испытуемых должен отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться с учетом характеристики генеральной совокупности, иначе говоря, состав экспериментальной группы должен моделировать эту совокупность, поскольку выводы, получаемые в результате экспериментов, распространяются на население в целом.

Кроме того, испытуемые должны быть распределены по экспериментальной и контрольной подгруппам так, чтобы они были эквивалентными.

Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.

Предположим, исследователь выдвинул гипотезу, что в данном городе воздействие СМИ приводит к росту социальной напряженности. Но что является причиной, а что следствием? Возможно, социальная напряженность сама влияет на характер передач телевидения и публикаций «тревожащих» статей в местной печати. В данном случае социолог может провести эксперимент с целью выяснить эту причинно-следственную связь.

Так, для экспериментальной группы можно контролировать (уменьшать или увеличивать) число передач с избыточной «негативной» информацией, менять факторы воздействия с тем, чтобы узнать, как эти факторы раздельно или в совокупности влияют на людей, т.е. исследователь манипулирует одной или двумя независимыми переменными, стараясь сохранить все остальные неизменными (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Воздействие СМИ на рост социальной напряженности

В качестве объектов социологических экспериментов выступают различные — потребителей и производителей, управляющих и управляемых, верующих и атеистов, студентов и преподавателей, производственные и научные коллективы и т.д., и любые характеристики этих групп носят в основном психологический характер. Поэтому эксперименты такого рода зачастую являются социально-психологическими. Заметим, что основное различие чисто психологическою и социологического экспериментов состоит в акценте исследовательских программ и методов, а также в целях, поставленных перед исследователем. Так, при социологическом эксперименте изучаются конкретные проявления поведения людей, где психологические факторы играют значительную роль. В. Биркенбил описывает невербальный (бессловесный) конфликтный эксперимент, участниками которого были всего двое (малая группа).

Этот эксперимент был проведен за столом ресторана, за которым напротив друг друга сидели два приятеля. Один из них — психиатр — повел себя несколько необычно: взял пачку сигарет, закурил и, продолжая говорить, положил пачку рядом с тарелкой собеседника. Тот чувствовал себя несколько неуютно, хотя и не мог понять причины. Чувство дискомфорта усилилось, когда психиатр, пододвинув свою тарелку к пачке сигарет, перегнулся через стол и стал что-то с жаром доказывать. Наконец он сжалился над собеседником и сказал:

Я только что продемонстрировал с помощью так называемого языка тела основные черты неязыковой коммуникации.

Пораженный друг спросил:

Какие основные черты?

Я агрессивно тебе угрожал и через это воздействовал на тебя. Я привел тебя в состояние, в котором ты мог быть побежден, и это тебя беспокоило.

Но как? Что ты делал?

Сначала я передвинул в твою сторону свою пачку сигарет, — объяснил он. — По неписаному закону стол делится пополам: одна половина стола моя, а другая твоя.

Но я ведь не устанавливал никаких разграничений.

Конечно, нет. Но, несмотря на это, такое правило существует. Каждый из нас мысленно «маркирует» свою часть, и обычно мы «делим» стол согласно этому правилу. Однако я, поместив свою пачку сигарет на другую половину, нарушил эту неписаную договоренность. Хотя ты и не осознавал того, что происходит, но почувствовал дискомфорт... Потом последовало следующее вторжение: я подвинул к тебе свою тарелку. Наконец, вслед за ней последовало мое тело, когда я навис над твоей стороной... Ты чувствовал себя всс более и более скверно, вот только не понимал, почему собственно.

Если вы будете проводить такой эксперимент, то убедитесь, что сначала ваш собеседник, еще бессознательно, будет отодвигать обратно предметы, которые вы расположите в его зоне.

Вы снова сдвигаете их к нему, а он упорно отодвигает их назад. Это может продолжаться до тех пор, пока ваш собеседник не осознает, что происходит. Тогда он вступит «на тропу войны», например агрессивно заявив: «Прекрати это!», или подчеркнуто резко швырнет эти предметы на вашу сторону.

Более рисковыми являются попытки изучения причин и динамики конфликта с применением насилия. Исследователь может использовать стимулирующие или подавляющие меры (независимые переменные), например, если воздействовать на группу испытуемых, то можно обнаружить усиление или ослабление агрессии, фиксируя различные ее проявления (крики, угрозы и т.д.).

М.Б. Харрис с коллегами в 1970-х гг. провели остроумный эксперимент, когда испытуемые, оказавшиеся в магазинах, супермаркетах, ресторанах, аэропортах и проч., подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. С этой целью применялось несколько различных процедур. Например, водном из вариантов помощники и помощницы экспериментатора намеренно толкали людей сзади. Реакция испытуемых на этот неожиданный поступок классифицировалась по категориям: вежливая, безразличная, несколько агрессивная (например, краткий протест либо взгляд) и очень агрессивная (долгие сердитые выговоры или ответный толчок). В нескольких других опытах ассистенты экспериментатора вставали перед человеком, стоящим в очереди (в магазине, ресторане, банке). В одних случаях ассистенты говорили «извините», а в других не говорили вообще ничего. Вербальные реакции классифицировались как вежливые, безразличные, несколько агрессивные (краткие замечания типа «здесь я стою») и очень агрессивные (угрозы или брань). Невербальные реакции классифицировались как дружелюбные (улыбка), безразличные взгляды, враждебные или угрожающие жесты, толчки и выпихивание. Эти процедуры применялись для изучения фрустрации и агрессии.

Таким образом, под социологическим экспериментом следует понимать метод сбора и анализа данных, позволяющий осуществить проверку гипотез о наличии или отсутствии причинных связей между социальными явлениями. Для этого исследователь активно вмешивается в естественный ход событий: создает в изучаемой группе искусственные условия и планомерно контролирует их. Полученная в ходе эксперимента информация об изменении показателей изучаемого объекта способствует уточнению, опровержению или подтверждению исходной гипотезы исследования. Экспериментальный метод позволяет получать достоверные результаты, которые можно успешно применять в практической деятельности, например для повышения эффективности функционирования социальных групп, организаций, институтов. Однако в процессе применения экспериментального метода важно учитывать не только достоверность данных, но и моральные и правовые нормы, а также интересы и стремления людей, участвующих в исследовании.