Болезни Военный билет Призыв

Фундаментальные исследования. Ректор ТПУ Петр Чубик: Все новые технологии рождаются в ВПК

Чубик Петр Савельевич - (род. 7 июля 1954, Красноярский край) - временно исполняющий обязанности ректора Томского политехнического университета (с января 2019 г.), вице-президент Ассоциации инженерного образования России, вице-президент Ассоциации технических университетов, председатель Совета Ассоциации «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», действительный член Международной академии наук высшей школы и Российской инженерной академии. Сопредседатель Совета Ассоциации Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом», член Совета Ассоциации ведущих университетов России, член экспертного совета при заместителе губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Член партии «Единая Россия», депутат законодательной думы Томской области с 2016 г.

Биография

Родился 7 июля 1954 г. в Красноярском крае. Школьные годы прошли в г. Осинники Кемеровской области. В 1976 году окончил геологоразведочный факультет Томского политехнического института, получив квалификацию горного инженера по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

В Томском политехническом институте (с 1976 г. - университете) работает с момента его окончания. Занимал должности инженера научно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых.

1995 г. - избран на должность заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин.

1999-2001 гг. - декан факультета геологоразведки и нефтегазодобычи.

Апрель 2001 г. - апрель 2005 г. - проректор по учебной работе; по совместительству: с 16 апреля 2003 г. по 30 июня 2004 г. - директор Института геологии и нефтегазового дела - преемника факультета геологоразведки и нефтегазодобычи; с 2001 г. по настоящее время - профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, ныне - бурения скважин.

Апрель 2005 г. - сентябрь 2008 г. - заместитель Губернатора Томской области по кадровой политике.

12 сентября 2008 г. - 29 декабря 2008 г. - и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ).

2 февраля 2012 г. кандидатура П. С. Чубика была предложена партией «Единая Россия» Президенту РФ Д. А. Медведеву на пост Губернатора Томской области.

С 2015 г. - Почетный профессор Карагандинского государственного технического университета (Республика Казахстан).

В 2007 - 2018 гг. - ректор ТПУ.

Научная деятельность

С 1 сентября 1985 г. по 15 мая 1987 г. обучался в аспирантуре под научным руководством профессора С.С. Сулакшина. Кандидатскую диссертацию защитил 20 ноября 1987 г. в Ленинградском горном институте. В период с 1 сентября 1997 г. по 8 мая 1999 г. обучался в докторантуре, докторскую диссертацию защитил 5 апреля 2000 г. в ТПУ.

19 ноября 1992 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре техники разведки месторождений полезных ископаемых, а 17 октября 2001 г. - ученое звание профессора по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин.

Область научных интересов: повышение качества образовательной и результативности научной деятельности вузов, экологизация и оптимизация качества буровых промывочных жидкостей.

Является одним из ведущих специалистов России в области буровых промывочных жидкостей. Автор и соавтор 250 научных работ, в том числе 8 монографий, учебника и 6 учебных пособий, 9 изобретений.

Действительный член Международной академии наук высшей школы, Российской инженерной академии и Российской академии естественных наук.

В 2001 году стажировался в университетах и колледжах штата Аризона (США), в 2002 году обучался в Немецкой академии менеджмента земли Нижняя Саксония по программе «Система управления вузом. Система менеджмента качества», в 2005 году повышал квалификацию в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в 2009 году – в Федеральном государственном образовательном учреждении «Академия дополнительного профессионального образования» по программе «Методы и технологии управления ВУЗом в современных условиях».

Сертифицированный ING.PAED.IGIP Европейский / Международный преподаватель инженерного вуза.

С 2009 г. почетный профессор Цзилинского университета (КНР, г. Чанчунь).

Общественная деятельность

На общественных началах с 26 декабря 2002 г. по 20 апреля 2005 г. работал председателем комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области, депутатом которой был избран 16 декабря 2001 г.

В 2010-2012 гг. - член Общественной палаты Российской Федерации.

Председатель Совета Ассоциации «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», вице-президент Ассоциации инженерного образования России и Ассоциации технических университетов, сопредседатель Совета Ассоциации «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом», член Совета Ассоциации ведущих университетов России, член экспертного совета при заместителе губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.

Награды

Знак отличия «За заслуги перед Томской областью»

Государственные : орден Почета (2009 г.), премия Правительства Российской Федерации в области образования (2011 г.), благодарность Правительства Российской Федерации (2014 г.), орден Александра Невского (2016 г.).

Отраслевые : «Отличник разведки недр» (1996 г.), «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2001 г.), «Шахтерская слава» III (2001 г.) и II степени (2011 г.), «Почетный разведчик недр» (2012 г.), нагрудный знак «За особые заслуги в освоении недр Томской области» (2014 г.), нагрудный знак 4 степени «Академик И.В. Курчатов» (2015 г.).

Региональные : Почетная грамота Томской области (2008 г.), знак отличия «За заслуги перед Томской областью» (2011 г.), орден Почета Кузбасса (2012 г.), медаль «За достижения» (2014 г.), медаль «За личный вклад в реализацию национальных проектов в Кузбассе» (2014 г.), медаль "Меценат года" II степени (2016 г.), почетное звание "Лауреат премии Кузбасса" (2016 г.), благодарственное письмо Главы Администрации Парабельского района (2016 г.).

Общественные : медаль им. Ю.А. Гагарина Федерации космонавтики России (2009 г.), почетный серебряный орден «Общественное признание» (2011 г.), лауреат Всероссийского конкурса «Инженер десятилетия» (2012 г.), медаль Петра I «За развитие инженерного дела и образования» (2014 г.), медаль «им. К. Э. Циолковского Федерации космонавтики России» (2013 г., 2014 г.), памятная медаль «300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову» (2015 г.).

Зарубежные : медаль «50 лет общества российско-вьетнамской дружбы» (2009 г.).

Юбилейные :

медаль "55 лет первому полёту человека в космос" (Ракетно-космическая корпорация "ЭНЕРГИЯ") (2016 г.).

(1954-07-07 ) (64 года) Место рождения
  • Красноярский край , РСФСР , СССР

Пётр Савельевич Чубика (род. 7 июля , Красноярский край) - ректор Томского политехнического университета (с 2008 г.) , вице-президент Ассоциации инженерного образования России, вице-президент Ассоциации технических университетов, председатель Совета Ассоциации «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций». Сопредседатель Совета Ассоциации Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом » , член Совета Ассоциации ведущих университетов России, член экспертного совета при заместителе губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Член партии «Единая Россия » .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Ректорский прием в БКЗ

    ✪ Поздравление ректора ТПУ по случаю запуска в космос спутника "Томск-ТПУ-120"

    ✪ ЮТИ ТПУ -- 55

    ✪ ТПУ - большая семья

    Субтитры

Биография

Родился 7 июля 1954 г. в посёлке Никольск, Тасеевского района Красноярского края . Учился в школе г. Осинники Кемеровской области. В 1971 г. поступил на геологоразведочный факультет , ныне университета (ТПУ). В 1976 г. получил диплом горного инженера по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых». Работает в ТПУ с 1976 г., сразу после его окончания .

Был инженером научно-исследовательского сектора, ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых. В 1995 г. избран на должность заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин. В 1999 - 2001 гг. - декан факультета геологоразведки и нефтегазодобычи. С апреля 2001 г. – проректор по учебной работе, а по совместительству – профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин (ныне – бурения скважин) и с 16 апреля 2003 г. по 30 июня 2004 г. – директор Института геологии и нефтегазового дела.

С апреля 2005 г. по сентябрь 2008 г. работал заместителем Губернатора Томской области по кадровой политике. С 12 сентября 2008 г. по 29 декабря 2008 г. исполнял обязанности ректора Томского политехнического университета. 17 декабря 2008 г. избран, а 30 декабря 2008 года утвержден в должности ректора ТПУ . 12 декабря 2013 г. переизбран, 31 декабря 2013 г. утвержден на посту ректора ТПУ.

2 февраля 2012 г. кандидатура П. С. Чубика была предложена партией «Единая Россия» Президенту РФ Д. А. Медведеву на пост Губернатора Томской области .

Научная деятельность

20 ноября 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию «Оптимизация качества промывочных жидкостей при бурении геологоразведочных скважин алмазным породоразрушающим инструментом в сложных геологических условиях» в . Докторскую диссертацию «Научно-методические основы оптимизации качества буровых промывочных жидкостей» защитил 5 апреля 2000 г. в ТПУ. 19 ноября 1992 г. ему присвоено ученое звание доцента по кафедре техники разведки месторождений полезных ископаемых, а 17 октября 2001 г. - ученое звание профессора по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин .

Область научных интересов: повышение качества образовательной и результативности научной деятельности вузов, экологизация и оптимизация качества буровых промывочных жидкостей.

Является одним из ведущих специалистов России в области буровых промывочных жидкостей. Автор и соавтор 250 научных работ, в том числе 8 монографий, учебника и 6 учебных пособий, 9 изобретений.

Действительный член Международной академии наук высшей школы, Российской инженерной академии и Российской академии естественных наук.

Стажировался во Всероссийском НИИ по креплению скважин и буровым растворам (г. Краснодар), в ОАО «ТомскНИПИнефть»; в научно-исследовательских, учебных и инженерных центрах компании «Шлюмберже » (Великобритания). В 2000 году органом по сертификации персонала TÜV Akademie Rheinland присвоена международная квалификация уполномоченного по менеджменту качества. В рамках программы «Общественные связи» в 2001 г. стажировался в университетах и колледжах штата Аризона США (получен сертификат Госдепартамента США). В 2002 г. прошел обучение в Немецкой академии менеджмента Земли Нижняя Саксония (DMAN) по программе «Система управления вузом. Система менеджмента качества» (получен сертификат DMAN). В 2005 году повысил свою квалификацию в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 2009 г. - в Федеральном государственном образовательном учреждении «Академия дополнительного профессионального образования» по программе «Методы и технологии управления ВУЗом в современных условиях» .

Сертифицированный ING.PAED.IGIP Европейский / Международный преподаватель инженерного вуза (2003 г.). В 2004 г. удостоен диплома визитинг-профессора Института инженерного строительства Цзилиньского университета (КНР, г. Чанчунь), с 2009 г. - Почетный профессор Цзилиньского университета .С 2015 г. - Почетный профессор Карагандинского государственного технического университета (Республика Казахстан)

Петр Чубик не будет выдвигать свою кандидатуру на пост ректора Томского политехнического университета. Это стало известно сегодня, на Ученом совете, который прошел в ТПУ. Полномочия ректора истекают в декабре 2018 года. При этом Ученый совет обратился в Минобрнауки, чтобы Петра Чубика назначили президентом университета.

Петр Чубик сделал заявление о своем уходе после того, как перечислил 32 ключевых мероприятия направлены на преодоление восьми вызовов времени.

За еще один полный пятилетний ректорский срок выполнить все намеченное не получится. При этом в силу моего пограничного возраста, в июле следующего года мне исполнится 65 лет, и требований трудового кодекса, рассчитывать на то, что третий ректорский срок я смогу работать все пять лет – это также маловероятно. Поэтому я считаю, что всю ответственность за реализацию программы развития должен нести новый ректор. Вдобавок у него должно быть то, чего нет у меня. У него должен быть временной запас, по крайней мере в два ректорских срока, чтобы можно было организовать выполнение этой программы, которую естественно доработают. При этом у него должен быть запас времени, чтобы передать свой опыт следующему ректору.

Конечно, я могу гордиться тем, что при моем руководстве университет стал национальным исследовательским, стал глобальным - мы входим во все мировые рейтинги - тем не менее после окончания срока моих ректорских полномочий я не намерен почивать на лаврах. Я намерен и дальше работать на благо родного вуза и помогать новому ректору.

Всем интересно, каким он должен быть. Во-первых, он точно должен быть политехником. То есть человеком, который знает университет изнутри, для которого политехнический является родным университетом. Во-вторых, это должен быть человек следующего поколения. Условно говоря, поколения «-20», чтобы у него был тот самый временной лаг для реализации программы развитии и передачи опыта.

В-третьих, согласно требованиям квалификации – эти требования изложены действующим приказом министерства труда и социального развития РФ – ректор должен иметь высшее образование. На мой взгляд, в инженерном вузе базовое образование ректора точно должно быть инженерным. Во-вторых, ректор должен иметь ученую ступень и звание, подчеркиваю, и то и другое. В-третьих, он должен иметь научно-педагогический или научный стаж не менее пяти лет. Я бы к этим требованиям добавил два: опыт руководящей работы, лучше, чтобы это был опыт руководящей работы междисциплинарным коллективом, а именно таким и является коллектив Томского политехнического. Ну, и поскольку мы являемся университетом глобальным, это знание английского.

Кроме того, он должен быть готов пройти испытание, потому что с высокой степенью вероятности он будет исполнять обязанности ректора, и исполнять обязанности скорее всего в течение года. После чего в соответствии с процедурой будет назначен и будет нести тяжкую ректорскую ношу с огромным грузом ответственности, - сказал Петр Чубик.

В соответствии с требованиями, ректор должен иметь высшее профессиональное образование, ученую степень, звание, не менее пяти лет научного или научно-педагогического стажа, опыт работы в руководящей должности. Список кандидатов на должность ректора должен быть в последствии согласован с губернатором Томской области и Министерством образования.

Петр Чубик занимает пост ректора с 2008 года. В 2013 году был избран на эту должность второй раз.

В 2017 году под руководством Петра Чубика в ТПУ прошла обширная реформа - вместо институтов в Томском политехническом университете школы, вместо кафедр будут отделения, бакалавриат разделится на два уровня, магистратура на два типа.

Перемены, по словам ректора Петра Чубика, потребовались, по нескольким причинам. Среди них - существование профилей в магистерских программах, которые спросом у абитуриентов не пользуются, изменение условий финансирования вуза и необходимость привести соотношение числа студентов и преподавателей к пропорции 1:12 и ряд других.

Решить все эти проблемы, по мнению Петра Чубика, может повышение производительности труда. Добиться его можно с помощью специализации, концентрации, кооперации, внедрения новых технологий, а также изменения организации и стимулирования труда. Для этого нужно полностью изменить структуру университета.

До того, как реформа была задумана, в структуре ТПУ работало семь научно-образовательных институтов (Институт кибернетики, Институт неразрушающего контроля, Институт природных ресурсов, Институт социально-гуманитарных технологий, Институт физики высоких технологий, Физико-технический институт, Энергетический институт), в них - 67 кафедр.

Первые результаты реформы появятся только через три года.

Для справки:

Петр Савельевич Чубик родился 7 июля 1954. В 1976 году окончил геологоразведочный факультет Томского политехнического института, получив квалификацию горного инженера по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

В Томском политехническом институте (с 1976 г. - университете) работает с момента его окончания. Занимал должности инженера научно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых.

1999-2001 гг. - декан факультета геологоразведки и нефтегазодобычи.

Апрель 2001 г. - апрель 2005 г. - проректор по учебной работе.

Апрель 2005 г. - сентябрь 2008 г. - заместитель губернатора Томской области по кадровой политике.

12 сентября 2008 г. - 29 декабря 2008 г. - и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ). 30 декабря 2008 г. утвержден в должности ректора ТПУ.

5 сентября 2014 г. выбран экспертом Состава Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации

1 Чубик П.С. родился 7 июля 1954 года в Красноярском крае, школьные годы провел в г. Осинники Кемеровской области. В 1971 году по-ступил на геологоразведочный факультет Том-ского политехнического университета (ТПУ), который окончил в 1976 году, получив диплом горного инженера по специальности «Техноло-гия и техника разведки месторождений полезных ископаемых». Работает в ТПУ с момента его окончания. Занимал должности инженера на-учно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры тех-ники разведки месторождений полезных иско-паемых. В 1995 году был избран на должность заведующего кафедрой бурения нефтяных и га-зовых скважин, в 1999 - 2000 г.г. - декан факуль-тета геологоразведки и нефтегазодобычи. С 2001 г. - проректор по учебной работе, а по совмести-тельству - профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин (с 2001 г.) и директор Инсти-тута геологии и нефтегазового дела (с 2003 г.).

В декабре 2001 г. избран депутатом Государ-ственной Думы Томской области (ГДТО), а год спустя - председателем комитета по труду и со-циальной политике ГДТО.

Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), председатель секции нефти и газа Западно-Сибирского отделения РАЕН, член-корреспондент Российской Акаде-мии Естествознания.

Член президиума Совета учебно-методиче-ского объединения вузов Российской Федерации по высшему нефтегазовому образованию, зам. председателя Томского территориального отде-ления Российского геологического общества (РосГео), заместитель председателя Ученого Со-вета и председатель научно-методического со-вета ТПУ; в 1997-2000 г.г. - ученый секретарь, а в настоящее время - член докторского диссерта-ционного совета.

Кандидатскую диссертацию «Оптимизация качества промывочных жидкостей при бурении геологоразведочных скважин алмазным породо-разрушающим инструментом в сложных геоло-гических условиях» защитил 20 ноября 1987 г. в Ленинградском горном институте, а докторскую «Научно-методические основы оптимизации ка-чества буровых промывочных жидкостей» - 5 апреля 2000 г. в ТПУ. Ученая степень доктора технических наук присуждена 14 июля 2000 г., ученое звание профессора по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин - 17 октября 2001г.

Является одним из ведущих специалистов России в области буровых промывочных жидко-стей. Автор и соавтор более 120 научных работ, в том числе монографии, 5 учебных пособий, 6 брошюр, стандарта предприятия, 9 изобретений; 10 отчетов по НИР, 8 из которых депонированы во Всероссийском научно-техническом инфор-мационном центре. Подготовил двух кандидатов наук. В настоящее время является научным ру-ководителем трех аспирантов.

Научная деятельность направлена на созда-ние научно-методических основ квалиметрии, экологизации и оптимизации качества буровых промывочных жидкостей. Результаты этой дея-тельности материализованы в виде запатенто-ванных способов и устройств оценки целого ряда функциональных свойств промывочных жидко-стей; не имеющих аналогов в отечественной практике инструментального способа оценки их экотоксичности путем биотестирования и авто-матизированного рабочего места (АРМ), обеспе-чивающего выбор их оптимальных составов по регламентируемым пользователями значениям показателей свойств; технологий электроим-пульсного диспергирования торфов и глубокой химической переработки растительного сырья, в частности, древесины и отходов ее переработки, для получения соответственно экологически чистых торфорастворов и высокоэффективных, экологически чистых химических реагентов для обработки буровых промывочных жидкостей и др.

Разработки авторского коллектива, возглав-ляемого Чубиком П.С., экспонировались на мно-гих, в том числе международных, выставках, включены в сборник научно-технических дости-жений ученых ТПУ, базу инвестиционно - при-влекательных проектов ТПУ и во второй выпуск каталога научно-технических достижений орга-низаций высшей школы России.

Чубик П.С. активно участвует в выполнении хоздоговорных и госбюджетных научно - иссле-довательских работ, дважды становился победи-телем конкурса грантов по фундаментальным исследованиям в области геологии, методов по-исков и разведки месторождений полезных ис-копаемых.

Участник 4 и 5 Всероссийского съезда гео-логов, Международного симпозиума по бурению скважин в осложненных условиях, более чем 20 Международных, а также многих Всесоюзных, Всероссийских и другого ранга научных конфе-ренций.

Стажировался во Всероссийском НИИ по креплению скважин и буровым растворам, в ОАО «ТомскНИПИнефть»; в научно-исследова-тельских, учебных и инженерных центрах ком-пании «Шлюмберже» (Великобритания); в рам-ках программы «Общественные связи» - в уни-верситетах и колледжах штата Аризона США (получен сертификат Госдепартамента США). В 2000 г. органом по сертификации персонала TUF-Akademie Rheinland присвоена междуна-родная квалификация уполномоченного по ме-неджменту качества, в 2002 году обучался в Не-мецкой академии менеджмента Земли Нижняя Саксония (DMAN) по программе «Система управления вузом. Система менеджмента каче-ства» (получен сертификат DMAN).

Имеет звания «Отличник разведки недр», «Почетный работник высшего профессиональ-ного образования Российской Федерации», «Ме-ждународный инженер-преподаватель» («Inter-national Engineering Educators»). Награжден зна-ком «Шахтерская слава» III степени и памятным Знаком за большой вклад в становление и разви-тие нефтяной компании Социалистической Рес-публики Вьетнам - СП «Вьетсовпетро».

Библиографическая ссылка

Чубик Петр Савельевич // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3. – С. 154-155;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4980 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

аепития в Академии" — постоянная рубрика Pravda. Ru. Сегодня писатель, научный журналист Владимир Губарев беседует с ректором Томского политехнического университета Петром Чубиком. Главные темы разговора — научные исследования в университетах, ЕГЭ, новые технологии в ВПК и развитие энергетики в России.

Читайте также:

Иногда хочется начинать со стихов. Особенно в тех случаях, когда они искренние и отражают твои чувства о встречах с людьми, влюбленными в свою профессию, в свое дело, в свою малую Родину. Так случилось и со мной, едва я переступил порог Томского политехнического… Вспомнились стихи Елены Чибир, выпускницы Университета. А строки родились, когда она была еще студенткой:

"Целый век позади, но не старишься —

Молодеешь ты с каждым днем.

Видно, вечно юным останешься

Ты в студенческом сердце моем…

Шли года — пролетело столетие:

Сколько выпустил ты умов?

Посчитай, сколько их на свете,

Академиков, профессоров,

Инженеров, программистов…

Всех профессий не перечесть!…

Воспитал ты даже артистов,

И поэты отличные есть!…"

Как известно, поэзия открывает душу. Какая она у ТПУ? Наверное, лучше всего это знает ректор Петр Савельевич Чубик, жизнь которого от юности до нынешней зрелости неразрывно связана с Томским политехническим университетом. И не спросить его об этом было бы грешно.

А ответ на свой вопрос я начал получать, поднимаясь по ступенькам главного корпуса к кабинету ректора. На них значилось три слова: Знания, Свобода, Процветание. Написаны по-русски и по-английски… Значит, по ступенькам вышагивают не только "наши" люди…

Впрочем, вперед — к познанию души "Политеха"!

"З Н АН И Я"

Это было необычно, красиво, незабываемо. Во Дворце зрелищ и спорта собрались студенты Томского политического университета. В тот осенний день чествовали тех юношей и девушек, которые стали первокурсниками. С напутствием выступил ректор ТПУ Петр Чубик. Начал он так: "Древние говорили, что очевидное не нуждается в доказательствах, поэтому я приведу всего 10 фактов, доказывающих, что вы сделали правильный выбор…

Факт № 1: "Известны три самых престижных университетских рейтинга: QS , T Н E и Шанхайский. В двух первых мы уже присутствуем. Вдумайтесь: в мире — 22 тысячи университетов, мы входим в три сотни лучших из них. Это список успеха!"

В начале беседы я поинтересовался:

— Личный вопрос: фамилия "Чубик" — необычная. Я не встречал ее раньше…

— Нет, она широко распространена на Западной Украине — мои родители оттуда. Они были сосланы в Красноярский край, где я и родился. Школьные годы мои прошли в Кузбассе, и вот уже сорок пять лет как я в Томске. С той поры, как приехал поступать в Политех. Я не изменял ни ему, ни Томску, потому что прикипел к ним. Если побываете в Ровенской (ныне Ровненская) области Украины, то там фамилию "Чубик" часто встретите. По-моему, она идет от казачества, бассейн Днепра все же. К сожалению, я мало знаю историю своей семьи, потому что документы не сохранились…

— Да, "лихими" были не только 90-е годы…

— … Сохранились некоторые фотографии, и я сделал семейный альбом, подписал тех, кто был на фото. Это для внуков и правнуков — чтобы не растеряли то, что знаю я… Даже то немногое…

— Согласен. Это обязательно надо делать!

— Предки по материнской и отцовской линии из Волыни — из Российской империи. Дед по линии мамы воевал в Первую Мировую. Старший мамин брат родился в 14-м году, а погиб в Великую Отечественную. Бабушка рассказывала мне, как она осталась одна с маленьким сыном на руках, когда "дед пошел с германцем воевать…" — так она говорила. Он вернулся: в 1918 году родился еще один сын, потом моя мама, потом еще две ее сестры. В живых уже нет никого, все ушли в мир иной… В 21-м году товарищ Ленин отдал эту часть Российской империи Польше, и моя мама и отец родились уже там. Учились они тоже в Польше — отец мой неплохо знал этот язык. В 39-м году товарищ Сталин эту часть Польши присоединил к Советскому Союзу. А сразу после войны немало жителей Западной Украины переселили в Сибирь. В 1991 г. Волынь уже стала частью Украины. В общем, за век жители одного села, никуда не выезжая, четыре раза сменили страну обитания.

— Очень много среди сибиряков, да и ваших выпускников, детей ссыльных…

— На себе я это никак не почувствовал. Никаких притеснений по этому поводу не было.

Факт № 2: "Одна пятая всех студентов ТПУ — иностранцы. Представители 40 стран мира, более 4500 человек. Вы счастливчики: университет дает вам возможность вживую общаться с жителями разных стран, культур, традиций, вероисповеданий, обычаев".

— В своей речи перед студентами вы упомянули о том, что сразу после поступления в институт вас отправили на картошку, а нынешних студентов уже в деревню не отправляют. Я тоже месяц был в деревне, и с большим удовольствием вспоминаю то время. Может быть, надо и с нынешними студентами так поступать?!

— Мы были не на картошке, а лопатили зерно, сушили его. Вместе питались, вместе работали "от зари и до зари", т. е. круглосуточно. Мы лучше узнали друг друга. Кстати, вторую половину месяца я был бригадиром, то есть уже тогда начал выдвигаться в начальники. Мы подружились, и это, безусловно, помогло нашей группе объединиться, стать коллективом. И еще: мы были молоды, воспоминания о том времени, конечно же, греет душу. Но сейчас другие времена, и "на картошку" отправлять студентов не требуется. А потому мы стараемся найти новые формы, которые помогают юношам и девушкам влиться в студенческую среду. В определенной степени нам это удается, в том числе и с помощью таких мероприятий как "Посвящение в студенты". Только вчера я прочитал социологический отчет об адаптации первокурсников. В общем, все идет нормально, хотя для 20 процентов студентов адаптация идет медленно… Кстати, я еще побывал на овощных базах, руководя студенческими группами, на картошке, на стройке. Суммарно наберется несколько лет, не менее трех. Но сегодня, повторяю, этого нет и, наверное, с точки зрения профессии, карьеры — это правильно. На стройке я в течение 23 месяцев зарабатывал квартиру, будучи уже кандидатом наук. Прибегал со стройки, снимал телогрейку, ватные штаны, валенки с калошами и бежал в институт читать лекции. Три месяца я был стропальщиком, не имея на это никаких документов! Прокладывали коммуникации без участия строителей… Много лет прошло с той поры, а коммуникации работают! Приезжали к нам разные руководители, говорили, что мы не строители, мол, матом не ругаемся…

— А можете?

— Конечно, ведь я — геолог…

— Тогда следующий вопрос очевиден: почему геологоразведочный факультет?

— В школе были метания. Мама страдала бронхиальной астмой и хотела, чтобы я стал врачом. Сестренка моя стала не врачом, но медицинское образование получила. Она живет в Донецке, и это еще одна моя головная боль. Там же похоронены мои родители. Они перебрались туда, когда еще была одна страна… Я занимался туризмом, где, кстати, познакомился со своей будущей женой. Сплавлялись по речкам, ходили в горы, и тогда появилась любовь к природе, отчасти к геологии. Но стать я все-таки больше хотел вертолетчиком. Военным, чтобы налетать энное количество времени, а потом перейти в гражданскую авиацию и работать с геологами и нефтяниками. Я почти поступил в училище, успешно прошел сложную медицинскую комиссию, но надо было удалить гланды… И я испугался! Я их все же удалил, но было уже потом, спустя лет 6-7. Свое влияние на выбор мною геологоразведочного факультета оказал Обручев. Его романы, ими зачитывались. Он был первым деканом горного отделения в нашем институте. Потом этой структурой довелось руководить и мне — я был 21-м и 23-м деканом после Обручева. И горжусь этим. Его внучки неоднократно здесь бывали, и я лично знаком с ними. На мою долю выпало и создание Музея академиков Обручева-Усова. Все-таки удивительные вещи случаются в нашей жизни!

— Я размышлял: есть ли "душа" у политеха? И имеет ли отношение история с Обручевым — ученым и писателем — к ней?

— Я вручаю студенческие билеты первокурсникам, а потом иногда дипломы выпускникам. Одним и тем же. Я вижу трансформацию людей. Пять лет назад, когда они поступали к нам, они были гадкими утятами, а уходят от нас, превратившись в прекрасных лебедей! И это происходит за короткий срок — всего пять лет. Изменения колоссальные! Уходят профессионалами, уверенными людьми, патриотами. Как это происходит — не знаю. Университет безусловно прививает им свои ценности, но как это происходит, трудно проследить.

— Неосязаемо, но реально?

Факт № 3: "Не только мы открыты миру, но и мир — нам. 170 университетов на разных континентах доступны для политехников в рамках академических обменов, стажировок, практик. Поэтому запомните: знание другого языка — это очень важно! Посмотреть мир можно и в качестве волонтера. Волонтеры принимают участие в самых масштабных мероприятиях по всему миру".

— Мне кажется, вы всегда шли чуть впереди. Строится транссибирская магистраль — вы появляетесь на свет, чтобы обеспечить ее инженерами. Потом мостовики, за ними геологи, так как стране нужны новые месторождения и их предстоит осваивать, ну, а затем "Атомный проект СССР" и особое место в нем занимает "Томск-7" — там появляется ваш филиал… Кстати, этот закрытый город теперь называется "Северск", но там уже не ваш филиал, а МИФИ. Почему?

— Еще будучи проректором, я подписывал дипломы выпускникам нашего филиала в этом городе. Но потом у него появилось желание стать самостоятельным отраслевым вузом. А сегодня руководитель филиала готов вернуться в родное ложе. В свое время появление Северска дало толчок, вполне реальный, развитию политеха, и мы об этом не забываем. Огромное количество атомщиков подготовлено. Одно время директорами всех АЭС были наши выпускники — по-моему, факт примечательный. Так что мы готовы принять филиал обратно. Кстати, не только они просятся, но и другие. Однако к такого рода "слияниям" надо относиться осторожно, так как излишнее расширение грозит обременением, чего допустить нельзя. Тем более, что мы планируем войти в ТОП-100…

— Что это?

— В сто лучших университетов мира.

— Зачем?

— Нужна мечта и большая цель

— "Большая"?

— Конечно, потому что по ней сложней промазать…

— Шутка хорошая, но тем не менее?

— Если вы идете без цели, но нет смысла выбирать дорогу. Надо честно признать, что раньше в вузах не было большой науки. Сейчас ситуация меняется, но споры идут — надо ли давать деньги на науку в вузы, мол, там нет возможности ее развивать. Нужно понимать, что мир коренным образом изменился. Одним из главных виновников изменений является интернет.

Раньше я шел в аудиторию к студентам как монополист на знания. Они мне в рот смотрели, так как такую информацию они нигде больше не могли получить. Сегодня все иначе. Преподаватель говорит что-то аудитории, а студент, не выходя из нее, включает интернет и находит там лекцию, которую на эту же тему читают в лучших вузах мира. Монополия на знания утратилась. И преподаватель сегодня может остаться у студента востребованным, уважаемым только в том случае, если он в этой области занимается наукой, публикуется в престижных журналах, ведет исследования, выступает на конференциях. Тогда он для студентов уважаемый человек. Это принципиальное изменение. Если вуз хороший, то преподаватели в нем обязаны заниматься наукой. К сожалению, многие этого не понимают.

— Но ведь крайности опасны, когда говорят, что всю науку теперь надо "делать" в вузах?! Более того, утверждают, что в Академии остались одни старики и они ни на что не способны?!

— У нас таких проблем нет. Мы работаем со всеми здоровыми силами, которые есть в Томске. Да, мы не имеем ресурсов на фундаментальные исследования. Какие-то возможности сейчас появились, мы запустили семь мегагрантов, это по сути заделы на будущее. Мы ведем много прикладных работ, часть из них идет еще с советских времен. Но рано или поздно эти "запасы" закончатся, а потому нужно обязательно думать о будущем. Потому мы работаем вместе с крупными академическими институтами.

К примеру, у нас много проектов, связанных с материалами. Оцениваем качество сварных швов корпусов ракет, разработали противометеоритные оптически прозрачные покрытия на иллюминаторы, микротомографы, сотрудничаем с фирмой Решетнева, где создаются спутники Земли…Немало наших выпускников занято в космической отрасли, они возглавляют головные предприятия, а потому у нас тесное сотрудничество с Роскосмосом, где хорошо знают наши возможности и стараются их использовать.

— Стараетесь быть рядом с передовыми технологиями?

— Конечно. В частности, с военно-промышленным комплексом. Я открыто говорю, что именно там рождаются принципиально новые технологии, которые потом широко используются в гражданских областях. Точнее: могут и должны использоваться.

"СВОБОДА"

Факт № 4: "Наши преподаватели — ваши наставники. Они тоже постоянно учатся. Эффективный контакт, который мы с вами заключаем каждый год, — это их личная лестница к успеху. Они должны конкурировать в глобальном пространстве — быть исследователями, публиковать свои статьи в престижных научных журналах мира, постоянно шлифовать свое преподавательское мастерство".

— Космос и ядерные технологии вчера и сегодня, а что завтра?

— А завтра, например, ториевое топливо для высокотемпературных реакторов. Чтобы безопасно получать электроэнергию, обеспечить длительную работу без перезагрузки топлива, производить водород в промышленных объемах. Водородная энергетика — это будущее экономики. Тема "красивая", не так ли?

— Многие ученые уверены, что это такая же революция в истории цивилизации, как и изобретение паровой машины?

— Мощные ториевые реакторы — это, конечно, мечта, но мы стараемся ее приблизить. Занимаемся мы и топливными элементами для водородной энергетики. Частичное финансирование осуществляет "Газпром". Идея заключается в том, чтобы небольшую часть газа из газопровода использовать для получения электроэнергии. Не могу утверждать, что такие установки у нас уже есть, но мы близки к их созданию. В стране еще огромное количество поселков, где нет электрических сетей. Там дизельэлектростанции. Генератор заработал — свет есть. Надо завозить дизтопливо. Газопровод через болота не протащишь — дорого. А вот завезти в поселок цистерну с сжиженным газом вполне реально и гораздо выгоднее, чем с дизтопливом. Так что наши агрегаты можно использовать в самых разных условиях — и в отдаленных поселках, и в геологических партиях, да и военные от них не откажутся. Мы стараемся работать в разных областях — и в ядерной медицине, благо у нас свой реактор есть — грех не воспользоваться, когда есть "дойная корова" …

— Первый раз слышу, что так называют ядерный реактор?!

— От такой "коровы" мы получаем не молоко, а радиофармпрепараты. Кстати, все реакторы в округе закрыты — я имею в виду Северск, а контрольные органы остались. Более 20 проверок в год! Чрезмерное количество проверок очень мешает работать. Мы постоянно под контролем, под "лупой подозрения" как потенциальные нарушители.

Факт № 5: "Обучение в нашем университете многоуровневое: бакалавриат, магистратура, аспирантура. ТПУ стремится стать вузом магистерско-аспирантского типа. Это означает, что мы даем вам максимум возможностей для построения карьеры, потому что магистратура и аспирантура- это уже элитные уровни образования".

В прошлом в вузы поступало 20-25 процентов выпускников школ. Сегодня до 80 процентов. Порядка 60 процентов обеспечиваются бюджетными местами, а еще "платники". При этом школа долю способных ребят, склонных к получению высшего образования, не увеличила. Потому в вузы приходят люди с очень разной подготовкой. И для нас это огромнейшая проблема. Как в одном потоке преподавателю читать на высоком уровне математику, если ее на этом уровне понимают 20 процентов студентов, средне — 60, а остальные вообще слабо!? Мы в ответ начали вводить трехуровневую систему — в частности, как высшую ступень — элитное техническое образование. На конкурсной основе отбираем талантливых ребятишек, которые получают углубленные знания по математике, физике, информатике, иностранным языкам.

— А если не справляются?

— Возвращаются в обычные группы. К "среднему классу" мы предъявляем требования чуть выше, чем официально принятые, ну, а со слабых требуем тот минимум, который необходим. Это очень затратная программа. Надо иметь приличные ресурсы, чтобы разбивать преподавание на три потока, но мы вынуждены были это делать. В последние годы начали поднимать планку при приеме в университет. Нижний порог балла по ЕГЭ подняли до 50. В позапрошлом году мы не заполнили все бюджетные места, но планку опускать не стали. Конечно, я рисковал, ведь не выполнял государственное задание. Суток трое не спал, размышлял, стоит ли отважиться на такое?! Заполнить-то было просто: чуть опустил планку, и пожалуйста — полный набор! На меня нажаловались всюду — вплоть до администрации Президента. К счастью, Президент в своем Послании сказал, что слабых в вузы не надо брать, и от меня жалобщики отстали — кто же из них станет спорить с Президентом?! Кстати, наше министерство такую политику поддерживает…

— Сейчас уже в среднем 75 баллов?

— Да, и планку потихоньку поднимаем. Ребят набрали хороших. Но проблемы есть. В стране сдали физику всего 22 процента выпускников школ. А нашим требованиям к баллам ЕГЭ соответствует только каждый десятый выпускник школы. Отсюда выборка у нас очень маленькая, нужно поднимать уровень образования в школах.

— Значит, одна из важнейших задач вуза искать таланты среди абитуриентов?

— Мы прекрасно понимаем, что если отбор хороший, то со студентами работать несравненно легче. И тут уже начинает действовать наша система подготовки. Она очень широкая…

— Рождается "душа Политеха"?

— Можно и так сказать.

— А пример?

— Поощрение лучших — это важно. К каждому "Татьянину дню" студенты, которые сдали сессию на "отлично", премируются. В прошлом году их было, по-моему, 67 человек, и они получили по три тысячи. В этом году — 641! Ограничились только тысячей рублей, ведь деньги внебюджетные.

— ЕГЭ помогает или вредит?

— Мне кажется, что баллы все-таки соответствуют знаниям. По крайней мере, с теми "высокобальниками", которые поступают к нам, проблем нет.

Факт № 6: "Наши выпускники востребованы в ведущих кампаниях мира. Университет является партнером крупнейших госкорпораций: Газпрома, Росатома, Роскосмоса и многих других. Свои вакансии нашим выпускникам предлагают 1200 предприятий, заинтересованных в качественно подготовленных специалистах".

— Вы говорили о проверках. Можно ли привести пример, который демонстрирует их бессмысленность?

— В этом году мы впервые вошли в рейтинг ТНЕ, заняли там позицию 251-300 (3 место в стране). На мой взгляд, за такие достижения людей надо поощрять, чтобы они стремились стать еще лучше. Мы выписали премии всем сотрудникам, кто этого заслуживает. У нас контрактная система, виден вклад каждого в общую победу. Студентов тоже надо было поощрить, потому что это и их достижение. И мы устроили праздничное "Посвящение в студенты", о котором вы уже упоминали. Советовались со студенческим активом, как лучше это сделать, чего бы хотели они, кого пригласить выступить перед ними. Они телепередачи смотрят, следят за разными конкурсами. И пожелали увидеть группу "Моя Мишель" — так она, по-моему, называется. Я ничего о группе не знал, но раз студенты захотели, мы пригласили. Нас обвинили в том, что мы выбрали единственного поставщика этой услуги. Я не очень понимаю, как это сделать на альтернативной основе. Если проводить конкурс, то нужно десять "Моих Мишелей"… И та, которая готова дать концерт за меньшую цену, ту и приглашать? Глупость… Но таких проверок очень много.

— Зачем?

— Вопрос хороший, но ответа на него нет.

— А вы чего хотели бы?

— Пусть проверяют, но не так часто… Есть люди, которых с детства недолюбили, не получилось чего-то по жизни. А как можно утвердиться? Только "наезжать" (извините за выражение, но оно точно отражает ситуацию) на тех, кто состоялся, кто успешен. Они пишут всякую ерунду "наверх", придумывают несуществующие грехи и требуют разобраться. Письма идут во все "инстанции". Там обязаны проверять "сигналы", понимая, чаще всего, что занимаются ерундой, но наша система так устроена, им достанется самим, если они ничего делать не будут. И многие занимаются пустым делом. Меня это всегда очень раздражает. На круг у нас десять человек в университете ежедневно занимаются тем, что "представляют информацию для всяких контрольно-надзорных органов".

— Это трата гигантских средств бюджета, и никто не хочет сокращать эту толпу чиновников!

— Может быть, я ошибаюсь, но в голове крутится такая цифра: государственным и муниципальным контролем занимается около пяти миллионов человек.

"ПРОЦВЕТАНИЕ"

Главный принцип, к которому нужно стремиться?

— Чтобы достижения "Политеха" навсегда остались в истории. Останкинская башня — наш Никитин, вертолеты — Камов, Сатпаев -это Казахстан, первый президент Академии наук, директора атомных станций… Есть имена, есть уникальные разработки — например, первый лунный грунт был отобран "Луной -24", благодаря нашему Алимову, и так далее. Хотелось бы, чтобы подобные достижения случались на наших глазах, в наше время.

— Ваш девиз "Знания. Свобода. Процветание". Что вы имеете в виду?

— Обратите внимание, что он написан на нашем знамени и на ступенях в главном корпусе, но написан он не в той последовательности, в какой мы говорим. Глубокие профессиональные знания, которые закладываются в нашем храме науки и образования, обеспечивают нашим выпускникам определенную свободу — свободу выбора места работы, должности, продвижения по служебной лестнице и так далее. А такая свобода в определенном смысле обеспечивает процветание. Последовательность — Знания, Свобода и Процветание — работает в реальной жизни, и мы в этом неоднократно убеждались.

Факт № 7: "Наши ученые находят решения, меняющие жизнь не только на Земле, но и за ее пределами. Мы работаем над созданием космического 3 D -принтера для того, чтобы наши космонавты на МКС могли напечатать любую необходимую деталь, над созданием подводных роботов, которые будут исследовать Мировой океан в самых потаенных его уголках без участия человека, над созданием материалов будущего, которые будут надежно работать в самых экстремальных условиях, например, в Арктике. Все, над чем мы работаем, экспертируют ведущие ученые мира, и руководит этим процессом нобелевский лауреат Дан Шехтман".

— Хотелось бы узнать: каким-либо образом реформа Академии наук сказалась на ваши взаимоотношения с академическими институтами?

— Они улучшились. Томск может быть хорошим примером, но он не показателен для всей страны. Это университетский центр с более чем вековой историей. Он единственный такой. У нас все академические институты вышли из университетов, часть Сибирского отделения РАН оттуда же. Наши выпускники возглавляли еще Сибирский филиал Академии наук, который был открыт в 1944 году. В Томске уважение и доверие к науке и студентам, пожалуй, как нигде. Очень компактный город — чуть более полмиллиона жителей — друг друга все знают. Все переплетено, у нас совместные кафедры, совместные диссертационные советы, совместные проекты и, можно сказать, совместные сотрудники. Поэтому у нас отношения между Академией и вузами и деловые, и дружеские то же время.

Факт № 8: "В каждом известном университете мира есть свой кампус. В нашем кампусе — общежития и учебные корпуса, столовые, санаторий-профилакторий, спортивные сооружения и даже действующий исследовательский атомный реактор. На очереди — открытие новых общежитий, бассейна и учебного корпуса. К Новому году наш студгородок изменится до неузнаваемости".

— В сложных ситуациях надо держаться вместе. Это естественно для нас, хотя бы потому, что на одной улице находится цепочка университетов. Заканчивается она, кстати, нашей Духовной семинарией. Мы называем это "Университетской милей". Где в России, да и в целом мире есть такое?! Нигде нет, только у нас в Томске. Это уникальное явление.

— А почему так получилось?

— Все вырастало из классического университета. Надо было развивать Сибирь, благодатный край, и в этом процессе Томск сыграл свою роль "умного города", как иногда о нас говорят.

— Вы не возражаете?

— Зачем же оспаривать истину?

Факт № 9: "В год рождения нашего университета изобретатели кино, братья Люмьер, представили первый синематограф, родился великий поэт Сергей Есенин, в Греции прошли первые современные Олимпийские игры. Так же, как олимпийцы, все эти годы Томский политех стремился стать сильнее, постоянно двигаясь вверх и ускоряя свой шаг".

— Почему же вас не воссоединили с классическим университетом, как это случилось в том же Екатеринбурге?

— Честно говоря, мы думаем об объединении. Но не о таком, которое произошло в Красноярске и Екатеринбурге. Конечно, заманчиво создать мощный научно-образовательный холдинг. Но это будет иметь смысл, если в него войдут все академические институты и университеты. По своему научно- образовательному потенциалу все, что есть в Томске, не уступает МГУ.

— Сибирский МГУ?

— Можно и так сказать. Но когда объединяют разные юридические лица в одно, как это произошло в Екатеринбурге и Красноярске, то внутренняя конкуренция, которая выступает мощным стимулом развития, исчезает. Сегодня мы конкурируем с классическим университетом — да, он старше нас, но мы стараемся не уступать ему и по числу проектов, и по результатам научных исследований, и по количеству наград, и так далее. Это все приносит свои плоды. Поэтому к объединению надо подходить осторожно, сохраняя то, что полезно и нужно. Ну ту же систему юридических лиц, чтобы каждое отдельное звено могло быть самостоятельным. К примеру, ТПУ может подать только одну заявку на премию правительства в области образования. Только одну в области науки и техники и только одну для молодых ученых. Во многих научных конкурсах тоже самое. После объединения мы сразу же лишаемся участия во многих подобных вещах. Так что от формального объединения мы проиграем. Да и много времени уйдет на притирку, усушку, перестановки и так далее.

Факт № 10: "И последнее. Мы — крутые! И станем еще круче. И этот факт не требует доказательств".

— Вы сколько лет ректором?

— Восьмой год пошел.

— А всего здесь?

— Всю жизнь.

— Сильно изменился за это время "Политех"?

— Удовлетворение от сделанного есть?

— Есть. Как только это чувство исчезнет, сразу уйду в отставку.

Знаю, что ректора не отпустят! Разговаривал с профессорами, сотрудниками, студентами, коллегами, — и все единодушно утверждали, что именно при Петре Савельевиче Чубике Томский политехнический университет стал одним из лучших высших учебных заведений страны. Он не только сохранил прекрасные традиции, но и приумножил то, чем по праву следует гордиться. Прежде всего, своими выпускниками, которые востребованы в стране и мире. Более высокой оценки просто существовать не может!

Читайте в серии "Чаепития в Академии"