Болезни Военный билет Призыв

Достижения славянофилов. Лидеры движения славянофилов и их идеология. Федеральное агентство по образованию рф

Александр I и политика модернизации России

1. Начало реформаторской деятельности Александра 1

реформаторская александр политика

Александр 1 взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля 1801г. был создан Непременный совет -- законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

Первые годы царствования Александра 1 оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. 25 февраля 1803 года Александр 1 издал указ «О свободных землепашцах». По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами.

Министр Внутренних дел получил право утверждать соглашения помещиков с крестьянами. Из этого дело ничего не вышло. Те, кто больше всех выступал против крепостного права, помещики-якобинцы, вроде графа Строганова, заявлявшего на собраниях Негласного Комитета, что опасность заключается не в освобождении крестьян, а в удержании их в крепостном состоянии, и не подумали освободить крестьян. Только граф С.П. Румянцев освободил 5000 крепостных. В течение царствования Александра было освобождено добровольно всего лишь около 50.000 крестьян. Граф же Строганов, говоривший в Париже во время французской революции, что он мечтает дожить до такой же революции в России и больше всех настаивавший на освобождении крестьян, и не подумал отпустить на волю всех своих крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.

Крики о необходимости срочной отмены крепостного права были только одним из способов расшатывания царской власти со стороны масонов и якобинцев. Вот, дескать, смотрите, как сидящий на троне тиран не желает дать свободу миллионам своих подданных. Это только распаляло страсти масонов, вольтерьянцев и сторонников французской революции против тирана. С другой стороны, эти крики вызывали вражду к царю среди той части дворянства, которая вовсе не желала расставаться с теми выгодами, которые им давало пользование бесплатным трудом крещеной собственности. А таких дворян было много между средних и низших слоев дворянства, которые являлись приверженцами православия и сторонниками монархии. Затрагивать интересы этих слоев дворянства и освобождать крестьян против их желания было опасно.

Желание Александра 1 освободить крестьян наталкивалось на сложную политическую игру слоев враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.

Одного желания Александра 1 как можно скорее освободить крестьян было мало. Он должен был считаться с реальной политической обстановкой в стране. А она, благодаря расцвету масонства, падению влияния православного и монархического сознания в высших слоях дворянства, в России была очень и очень напряженной.

Александр 1 хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.

Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования. В первые шесть лет правления, Александр 1 успел показать, что он способен к быстрым переменам. Его внутренняя политика не удовлетворила ни людей бабушкиного века, ни членов интимного комитета; и те и другие увидели, что не владеют волею и настроением Александра и не могут положиться на его постоянство.

Причиной этого непостоянства политики было вовсе не непостоянство его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических доктрин - монархической и республиканской.

Александр 1 несомненно, желал принести пользу русскому народу. Но все его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и против него и против исторических национальных интересов русского народа. Причиной всех его неудач было его мировоззрение - странная противоестественная смесь монархических идей с республиканскими, православия с европейским мистицизмом, либерализма с консерватизмом.

В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, -- обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. По поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр 1 все более входил во вкус самодержавного правления.

Анализ управления в период правления Юлия Цезаря

Очевидно, что Цезарь начал свою политическую деятельность как лидер демократии. По мнению Моммзена, Цезарь как глава партии популяров "высоко держал ее знамя в течение тридцати лет...

Буржуазные реформы Александра II

Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему...

Буржуазные реформы Александра II

19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр?(1818-1881 гг.), который вошел в историю России под именем Освободителя. Новый император по сравнению со своим отцом Николаем? являлся достаточно заурядной личностью...

Выдающиеся мыслители ХХ века: Левашов Николай Викторович

Николай Викторович Левашов родился в 1961 году в городе Кисловодске Ставропольского края в обычной рабочей семье. В 1979 году поступил в Харьковский университет на радиофизический факультет. Уже в детстве он понял...

Граф М.Т. Лорис-Меликов и его попытка правительственных реформ

меликов правительственный реформа Лорис-Меликов Михаил Тариелович (Приложение 1) (1825 - 1888) - граф, один из замечательнейших государственных и военных деятелей России, родился в Тифлисе в семье состоятельного армянина...

Вопрос о политической деятельности Витте и Столыпина является наиболее изученным, из аспектов, затронутых в данной работе. Количество исследований уже давно исчисляется десятками наименований. Попробуем выделить самое основное...

Патриарх Никон как личность и исторический деятель

Преобразование и реформы Петра Великого: их причины, сущность и значение

В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии...

Реформы П.А. Столыпина

Главной задачей, которую ставил перед собой Столыпин-реформатор, было укрепление социальной базы существующего строя. Бурные события начала 20 в. убедили его в том...

Реформы управления 80-90-х гг. XIX века

После убийства Александра Освободителя на российский престол взошел его второй сын 36 летний Александр III. Дорогу к трону ему открыла смерть в 1865 году старшего брата Николая...

Творчество известных дизайнеров. Джон Гальяно

Джон Гальяно (Galliano John) - дизайнер, кутюрье. Настоящее имя Хуан-Карлос-Антонио Гальяно. Родился в 1960г. в Гибралтаре в семье испанца и англичанки. Вместе с родителями в 6 лет переехал в Лондон. Закончил колледж искусств св. Мартина (Central St...

Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825) ему 23г, любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием (приглашен из Швейцарии Лагарп, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам).

Историки видели в нем «странное смешение философских поветрий 18в. с принципами прирожденного самовластия», либерализма и деспотизма. Этапы реф-м: 1 эт – 1801-12 (либер преобр-я, его еще наз-ют правит-ный либ-м или п-ка модерниз-и, вызван-я архаичностью рос самодерж строя, отстав-е от ЗЕ); 2 эт – 1814-25гг.(конс-охранит).

1.Реформы 1801-1812гг.

Либеральные: 1801 подчеркнул свою приверженность политическому курсу Екатерины II,. начал с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты 1785 г. дворянству и городам амнистия; разрешена деятельность частных типографий, ввоз книг из-за границы, заметно ослабела цензура, облегчен выезд за границу. Непременный совет из 12 высших сановников империи, получивших право представления императорских указов и обсуждения законопроектов. Но его полномочия чисто совещательные, проекты реформ обсуждались в Негласном (интимном) комитете, (1801-1803). В его состав вошли «молодые друзья» императора – Кочубей, Строганов, Чарторыйский, Новосильцев и Лагарп. Этот комитет не был официальным органом, но имел важное значение в разработке реформ. Все прдерж-сь передовых взглядов, Р надо реф-ть, но медл. Образец – Анг. Идеи Лагарпа: орудием преобразований должно стать самодержавие, а при их проведении необходима осторожность, т. к. общество к ним не готово (т.к. дворяне консерваторы), к реф-мам страну готовить путем просвещ-я (созд-е широкого слоя образов людей).

Хотели: реформы гос. аппарата, учреждение конституции без ограничения власти императора, постепенной отмены крепостного права.

Результаты деятельности Негласного комитета:

Социальная сфера: 1801 г. - указ императора, разрешавший покупать незаселенные земли недворянам. Принес пользу купцам, покупавшим землю для строительства торгово – промышленных заведений. 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах», помещики имели право отпускать крестьян на волю с землей, предоставляемой за выкуп. (рез-ты незначит, но роль в том, что прав-во впервые вмеш-ся в отн-я мж помещиком и крепостными). 1808-1809 гг. – указы императора, ограничивавшие произвол помещиков, запретившие продавать крестьян на ярмарках. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений (бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях→для всех слоев), Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию.

Государственная политика: П-ка модерн-и, вызван-я архаичностью рос самодерж строя, отстав-е от ЗЕ. 1802-1811 – создание министерств (8: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения), заменивших старые коллегии и установившие принцип единоначалия, отраслевое управление, прямая ответ-ть министерств перед императором. Это укрепило центральное управление.

Армия. Аракчеев провел структурную реорганизацию армии, улучшил ее материально – техническое состояние (особенно артиллерию), боролся с хищением и мздоимством в военных ведомствах. Военные поселения. Александра не устраивала рекрутская система. Первые опыты были предприняты еще до 1812 года (возглавил Аракчеев). В 1815 г. вернулись к этой идее. На них возлагалось: должны и работать и зан-ться военной подг-ой. Обеспе-ли себя и стан-сь резервом армии. Большая часть в Новгородской губернии: все жители переводились на военное положение, все крестьяне носили военную форму, сбривали бороды. Строили одинаковые дома типа на 4 семьи, кот вместе д. б. вести совместное хоз-во. Быт военных поселян был регламентирован до мелочей.

Среди поселян не раз вспыхивали восстания. Но эта система просуществовала до 1857 г.

Проект реф-я Сената (Зубов): выборность сената дворян собраниями, обсуждать все проекты указов и принимать их, если за них 2/3 голосов. Право сената назначать на высшие должности. Император проект не принял. 1802г реорг-я Сената, ставший высш судебным и контролир-щим органом. Т. право делать представления по поводу устаревших законов. Подотчетность сенату министерств была фикцией.

1810 г. – создание Государственного совета по предложению Сперанского- высшего законосовещательного органа при императоре, состоявшего из министров и специально назначенных государем членов. Просуществовал до 1917 г. (в 1906 г. был преобразован в верхнюю законодательную палату). Правит-й либ-м особого рода – непоследоват-й, на 1 плане интересы сохр-я власти.

Столкнув с сопрот больш дворян Негласн Комит был распущен 1803. Тем не менее реф прод-ся, на роль ближ сторон А1 выдвинулся Сперанский М.М.

Гос деятель, сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своему трудолюбию и способностям. В 1807 стал гос. секретарем России, 1809 составил проект государственных преобразований-«Введение к уложению государственных законов». Суть реформ: 1) К-я, 2) разделение властей; независимость судебной власти; ответственность исполнительной власти перед законодательной. Исп – мин-ва, зак – Думы, суд – Сенат. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. 3) выборность распорядительных и исполнительных органов власти на 4 уровнях: империя, губерния, уезд, волость. 4) Ядро плана – созд-е Гос Думы (выборы на принципах всесословности и имущ ценза – те, кто имел землю или капитал), права зак инициативы нет. Ни один закон не мог вступить в силу без обсуждения в Г.с. и Г.д. Об отмене креп права ни слова. Счит, что сначала надо разрешить им соб-ть, а потом полит права.

Реальная законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но новизна подхода Сперанского заключается в том, что действия властей он хотел поставить под контроль общественности.

Вывод: это попытка объединить эл-ты представит-ва с самодерж-ем.

Осуществлено: создан гос.совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы.

Из-за жестокого сопротивления дворянства реформам Сперанского, он был отправлен в отставку в 1812, сослан в Новгород. В 1815 – на губернаторских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г.

2.Внутренняя политика в1815 – 1825.

После победы над Наполеоном свободомыслие. Часть дворянства ждала введения конституции, крестьяне отмены крепостного права.

1815 – дарование конст-и Польше (свобода слова, равенство. Двухпалатный сейм), сохранила свою армию.

Апрель 1818 – даровал автономию Бессарабии. В этом же году поручил Новосильцеву составить проект российской конституции – руководил Вяземский. К 1820 проект готов. Планировалось создание двухпалатного сейма, он должен обсуждать все принимавшиеся законы, мог наложить вето. Законы предлагает император (глава исполнительной власти). О крепостном праве не упоминалось. В 1820 – 1821 революции в Испании и Италии – Александр не стал реализовывать проект.

1816-1819 отмена крепостного права в Прибалтике, но земля у помещиков.

После 1815 произошло ужесточение правительством курса. Либеральные меры коснулись окраин империи, они были лучше к ним подготовлены. Усиливалась цензура и гонения на университеты. Проекты отмены крепостного права не приняты. Обстановка ухудшилась финансовым кризисом, произволом чиновников. Последние годы правления Александра «аракчеевщина», т.к. все дела постепенно сосредоточились в руках Аракчеева. Его ненавидели дворяне за грубость и надменность, офицеры - за трусость. Хотя он был исполнительным, способным, неподкупным и преданным монарху. Общество недовольно, появляются тайные организации. В 1825 г. Александр 1 скончался.

24.01.10 19:06


Обязательная часть.

1. Укажите годы правления Александра III.
а) 1881-1894;
б) 1881-1905;
в) 1881-1898.

2.Что было учреждено вместо упраздненного в 1880г. третьего отделения?
а) Охранное отделение;
б) Департамент государственной полиции;
в) Министерство полиции.

3.Как называлось имение Аксаковых, где собирались русские художники и литераторы?
а) Архангельское;
б) Пенаты;
в) Абрамцево.

4.Русский министр внутренних дел в 1880- 1881гг., чью политику Н. К. Михайловский определил как « политику лисьего хвоста и волчьей пасти»:
а) М. Т. Лорис – Меликов;
б) К. П. Победоносцев;
в) Д. А. Толстой.

5.Кто в окружении Александра 3 был сторонником модернизации России?
а) С. Ю. Витте;
б) Д. А. Толстой;
в) И. Н. Дурново

6.После гибели Александра II в России начинается:
а) курс контрреформ;
б) усиление народнического движения;
в) расширение либерального движения.

7.Какие государства объединил Тройственный союз в 1882г.?
а) Австро- Венгрию, Германию и Италию;
б) Австро- Венгрию, Германию и Россию;
в) Германию, Италию и Турцию.

8. На чем строилась идеология контрреформ?
а) на теории «Москва- третий Рим»;
б) на теориях Вольтера и Руссо;
в) на теории официальной народности.

9. Одна из социал- демократических организаций, действовавшая в Петербурге в 1880-е гг.:
а) «Народная воля»;
б) группа « Освобождение труда»
в) «Черный передел»

10. Кому принадлежат слова: «Дворянин – помещик всегда благонадежнее, чем купец-помещик»?
а) Александру III;
б) К. П. Победоносцеву;
в) Д. А. Толстому.

Дополнительная часть.

1. Контрреформы Александра III.
(4 балла)

2. Докажите, что в 90-х годах XIX в. начался промышленный подъем.
(4 баллов)

3. Каковы были условия труда и быта русских рабочих.
(3 балла)

4. Что препятствовало образованию франко-русского союза и почему он все-таки возник?
(5 баппов)

5. Почему в 80-90г.г. XIX в. сложились благоприятные условия для распространения марксизма в России.
(5 баллов)

6. Что такое стачка. Расскажите о Морозовской стачке.
(3 балла)

Оценка.

Зачет + 10 баллов= «5»

Зачет + 8 баллов= «4»

Зачет + 6 баллов= «3»

XIX век поставил перед Российской империей ряд вызовов. Чтобы успешно справляться с ними, страна должна была меняться. В начале XIX века процент городских жителей империи был незначительным, а основным населением России было крестьянство. Большинство крестьян были крепостными. Император Александр I пытался ограничить крепостное право, но сталкивался с противодействием знати. Наибольших успехов удалось добиться в присоединенных землях: Прибалтике и Польше.

В эпоху Николая I были предприняты новые меры для модернизации страны. В его правление была введена в действие первая железная дорога, начался промышленный рост, который привел к увеличению населения городов. Император признавал крепостное право злом, принимал законы облегчавшие положение крестьян, но не решился на его отмену. Половинчатые меры Николая I стали одной из причин поражения в Крымской войне, которая подвела итог правлению этого монарха. Результаты царствования Николая I показали необходимость отмены крепостного права и проведения социальных реформ.

Модернизация при Александре I

    Реальная политика оказалась традиционной

    Ориентированной на сохранение привилегий дворянства.

    Обсуждение основных направлений реформ.

    Отмена крепостного права

    Смягчение деспотизма.

    Реорганизация органов власти Министерства – на европейский лад.

Прибалтика:

    Законы 1816- 1819 предоставили крестьянам личную свободу..

    Свободы в Варшаве. Решение аграрного вопроса.

    1818- разрешение государственным крестьянам заводить фабрики и заводы.

    1824 – облегчение ухода в города.

    Была расширена сеть университетов получивших гарантии невмешательства властей в их внутренние дела.

    Была ослаблена цензура (временно).

Модернизация при Николае I

    Новые общественные течения (западники и славянофилы).

    Революционно-демократическое движение.

    Споры о бюрократической модели управления и крепостном праве.

    Парламентская монархия английского образца.

    В царствование Николая было принято около 100 указов,улучшавших положение крестьян.

    Даже в среде помещиков росло понимание того крепостное право бесчеловечно и экономически неэффективно.

    Железные дороги.

    Начало промышленного переворота.

Крестьянская реформа 1861 г, ее содержание и порядок осуществления.

Варианты российского абсолютизма в XVIII веке.

В 80-е годы 18 в. Екатерина II все более отходит от политики

«просвещенного абсолютизма». Распространение крепостного права на Украину (1783), Жалованная грамота дворянству и городам (1785) свидетельствуют против забот об «общем благе».

Революция во Франции в 1789 г. вначале расценивалась в России как обычный

бунт черни. Но вскоре Екатерина осознала опасность, исходившую из Франции,

и принялась за искоренение «французской революционной заразы» внутри страны. Была введена строгая цензура. Русским было запрещено путешествовать

по Франции. Репрессии по отношению к Радищеву (1790) и. Новикову (1792).

23. Александр П. Попытка модернизации России А. Необходимость реформ.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей

речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал:

«лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено

снизу». Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд

намного уступает по производительности наемному. Но наем работников

требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был

даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства,

применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и

т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к

усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед

кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной

системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России

значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон

государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по

перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее,

армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только

с реформами Петра I.

Б. Отмена крепостного права.

реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением

и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как

«обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом,

правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого

вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось.


крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были

подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О

всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных

сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6

миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых

насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена

обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной

земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за

установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти

лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою

усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование

таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что

касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по

общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами

и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при

посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и

губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и

особых поверочных комиссий.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых,

удельных, приписных и государственных. Весной-летом 1861 года крестьяне, не

получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний

В. Земская реформа.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было

выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми

сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов

(уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и

губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы –

собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли

от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая

курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев

недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии

(сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания

избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и

нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность

ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Все это требовало

больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги,

облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59

российских губерний.

Г. Городская реформа (в продолжение земской).

1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,

избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган)

избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую

управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре

года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем

и городской думы и городской управы. Городские думы находились под

контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только

жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы

домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное

собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто

хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ,

попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское

налогообложение).

Д. Судебная реформа.

Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние

на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее

совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной

власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов. Сущность судебной

реформы сводится к следующему: а.)суд делается устным и гласным; б.)власть

судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого

участия административной власти; в.)основной формой судопроизводства

является процесс состязательный; г.)дело по существу может разбираться не

более как в двух инстанциях.

Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового

судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал

500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями,

утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию

или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная

палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела.

1.) по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с

лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий; 2.) устраняется канцелярская тайна; 3.) и для

ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные

поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами,

плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных Но

сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для

ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Е. Военная реформа.

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены

унизительные телесные наказания.

Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В

высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и

Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….».

Призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из

призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25%

призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей,

единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника

отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных

войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет

действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное

образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших

городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших

высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного

времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить

управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра

управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе

поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный

начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В

некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов

населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1

миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек,

причем военный потенциал сохранялся.

Ж. Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное

значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских

народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при

главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров

Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно

широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров,

университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные,

учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием

университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство,

церковь и общество (земства и города).

равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было

доступно только детям обеспеченных родителей.

прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему

женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

З. Реформы в области печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре

цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы

общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество

периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его

обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая -

непосредственно на министра народного просвещения.

освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не

менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые

периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для

периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного

денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

в Росси достиг своей кульминации. Крепостничество сдерживало развитие

промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского

хозяйства. Росли недоимки крестьян, увеличивалась задолженность помещиков

кредитным учреждениям.

Впервые о необходимости крестьян император заявил в речи, произнесенной в

1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза

о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до

того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

Непосредственно разработка концепции реформ началась с января 1857 г.,

когда был создан специальный секретный комитет для подготовки крестьянской

реформы. Первым проектом, который обсуждался в комитете был проект,

разработанный летом 1856 г. зам. министра внутренних дел Левшиным. С

некоторыми корректировками основные положения этой программы были разосланы в виде рескриптов губернаторам (сначала Петербургскому и Виленскому), и одновременно создавали специальные губернские комитеты. Вскоре после этого

секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу

(1858 г.), а в его составе основные функции выполнял Земский отдел

Министерства внутренних дел во главе с Милютиным. В губернских комитетах

обсуждались различные варианты проектов, которые затем направлялись в

созданные при главном комитете редакционные комиссии (февраль 1859 г.).

Среди множества проектов принято обращать внимание на: 1. Унковского, где

наиболее последовательно отразились стремления помещиков нечерноземной зоны (полный выкуп крестьян с землей, при содействии правительства). 2. Проект

Полтавского (черноземные зоны (наделы крестьянам давались лишь на время,

крестьянам свобода без земли). 3. Проект Самарина (наиболее

последовательно отражавший проекты степной зоны (промежуточный вариант.

Манифест «19 февраля 1861 г.» предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом,

заключать сделки, выступать как юр. Лицо, вступать в брак без ведома

помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место

жительства, переходить в сословия мещан и купцов). Но сохранялась община.

Крестьянство (единственное сословие, которое платило подушную подать,

несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. В

«положении» раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три

полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них

устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В

этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с

помещиком. Конкретные размеры участка должны были фиксироваться в уставных

грамотах, которые должны были быть составлены отдельно для каждого помещика и каждой общины. Если они не приходили к соглашению, то к решению спора привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса наделы были

значительно урезаны. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у

крестьян. При размежевании угодий помещики стремились к тому, чтобы их

земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилось чересполосица,

заставлявшая крестьян арендовать помещичью землю. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить выкупные платежи. Размер выкупных платежей

устанавливался не в зависимости от рыночной стоимости земли, а из

соображений компенсировать помещику потерю бесплатного крестьянского труда.

80% - ссуда государства, в течении 49 лет крестьяне должны были возвратить

ссуду государству. 20% - крестьянин должен отдать сам помещику. Выплаты

крестьянами помещику растянулось на 20 лет. Так появилось временно

обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять

некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел.

Удельные крестьяне получали те наделы, которые имели до реформы, с

некоторым уменьшением в Петербургской, Самарской и Владимирской и с

В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. Оброчная подать в пользу

царской семьи была преобразованы выкупные платежи сроком на 49 лет.

Государственные крестьяне получили в наделы те земли, которые были ранее в

их пользовании и еще получали лесные наделы. В 1886 г. государственная

оброчная подать была переведена в выкупные платежи с увеличением ее, в

среднем, на 45% и с уплатой в 44 г. В национальных районах крестьяне

получали наделы меньше, чем было до отмены, за большие повинности.

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить

радикальную реформу политического строя России путем создания конституции,

гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он

сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации

самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он

также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в

единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны

заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских

стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что

1801 был создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе,

получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года

Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи

крестьян без земли, но члены

Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет

брожение среди дворян и приведет к новому

государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия

на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А.

Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации

Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект

«Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей

гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати,

совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.),

проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без

земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект

реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые

противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из

трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении

раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение

«свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю

и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. Параллельно Александр осуществлял

административную реформу и реформу образования. Второй этап реформ. В эти

же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить

преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении

заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с

сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а

позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М.

Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта

государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое

преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была

бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика

приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный

Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что

изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном

совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к

сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование

министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление

придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить

радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и

«Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно,

повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и

международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции

трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную,

а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.