Болезни Военный билет Призыв

Российско французский союз. Образование франко-русского союза

Иначе стали складываться взаимоотношения России и Франции Непрерывно возрастал объем внешней торговли между обеими странами. Значительные французские капиталовложения в России и крупные кредиты, предоставляемые французскими банками, способствовали сближению Франции и России

Львиную долю предоставленных французскими банкирами сумм составляли государственные займы русскому правительству.

Деньги, в которых отказывали в Берлине, оно нашло в Париже.

Первый заем в 500 млн. франков был размещен на Парижской бирже в 1887 г. За ним последовала серия других займов. Французский капитал стал главным кредитором России. K концу 1889 г. задолженность русского правительства французским банкам достигла 2 600 млн. франков

Таким образом, Россия попадала в определенную зависимость от французского капитала, что было весьма выгодно и важно для Франции.

Улучшившиеся экономические связи с Россией открывали перспективу и для политического сближения. Угроза превентивной войны со стороны Германии, колониальные противоречия с Англией настоятельно требовали от французского правительства выхода из состояния международной изоляции.

Эти собьггия совпали с еще более острым кризисом в отношениях России с Австро-Венгрией. Причиной этого кризиса была энергичная поддержка, которую Австро-Венгрия оказывала новому болгарскому князю, в то время, как Россия упорно отклонялась от его признания, считая его узурпатором.

Осенью 1887 г. правительство Австро-Венгрии публично подвергло русскую политику резкой критике. Русское правительство, в свою очередь, приняло в отношении Австрии угрожающий тон. Bce это сопровождалось шумной газетной перебранкой

Особую серьезность этим собьггиям придавало то обстоятельство, что в России они совпали с переброской нескольких воинских частей к австрийской границе. Ha самом деле эта переброска была частью большого плана изменения дислокации русской армии, который был"выработан уже давно, еще до русско-турецкой войны.

Новые переброски войск в конце 1887 г, таким образом, не заключали в себе ничего непосредственно угрожающего, но в накаленной атмосфере 1887 г. австрийцы очень испугались этих военных мероприятий России

Co своей стороны и русское правительство не рассеивало этих страхов, рассчитывая использовать их для давления на Австрию в вопросе о судьбе болгарского княжеского престола

Военные круги Германии, ссылаясь на военные приготовления России, требовали превентивной"войны против нее. Ho Бисмарк не хо¥ел этой войны, предвидя необычайные ее трудности.

B конце концов, политическая атмосфера была несколько разряжена - канцлер Бисмарк помог Александру III получить чисто демонстративное удовлетворение, добившись от султана Турции как сюзерена Болгарии прокламации о незаконности избрания Фердинанда Впрочем, Фердинанд остался на престоле, хотя и не был признан юридически. 4

K новым переменам в отношениях России и Германии привела отставка Бисмарка в марте 1890 г. Это случилось в тот момент, когда между Германией и Россией уже начались переговоры о возобновлении договора перестраховки, срок которого истекал в июне 1890 г.

После отставки Бисмарка договор перестраховки не был продлен. Это побуждало и русское правительство к изменению курса внешней политики

Ero серьезное беспокойство вызвали попытки Германии прийти к соглашению с Англией. Такое сближение было.начато договором, заключенным между Германией и Англией летом 1890 г. Германия уступала Англии ряд важных территорий в Африке, прежде всего Уганду, открывавшую доступ к верховьям Нила. Она соглашалась и на британский протекторат над Занзибаром - центром восточно-африканской торговли.

B обмен Англия уступала Германии Гельголанд - его стратегическое значение былЬ огромным Гельголанд является ключом к германскому побережью Северного моря. B те годы англичане еще недооценивали важность этой позиции.

C другой стороны, восстановление мощи французской армии повышало для России значение Франции как потенциального союзника. Поэтому русское правительство пошло навстречу предложениям о союзе, исходившим OT Франции, однако проявляло в переговорах сдержанность и неторопливость. Основной причиной этого были прогерманские настроения министра иностранных дел России Гирса.

B военном союзе Франция нуждалась больше, чем Россия. При этом финансовую зависимость России от французского капитала она могла использовать, чтобы побудить ее связать себя союзными обязательствами с Францией.

Царское правительство, боявшееся остаться изолированным перед лицом Германии, особенно встревожилось после того, как 6 мая 1891 г. состоялось возобновление Тройственного союза, сопровождавшееся демонстрацией дружбы между его участниками и Англией

B июле 1891 г французский флот прибыл с визитом в Кронштадт. При встрече эскадры царь Александр III с непокрытой головой прослушал «Марсельезу». Это было невиданным зрелищем: самодержец всероссийский обнажил голову при звуках революционного гимна.

Одновременно с кронштадтской демонстрацией был заключен франко-русский консультативный пакт, которому была придана довольно сложная форма. По его условиям, обе стороны были обязаны в случае нападения Германии или хотя бы «угрозы европейскому миру» вступить в перегово- рЬг друг с другом для согласования своей политики и установления общей линии поведения.

Через год, в 1892 r., былгІ заключена секретная военная конвенция. Она предусматривала, что если Франция подвергнется нападению Германии или Италии, поддержанной Германией, то Россия употребит все свои наличные силы для нападения на Германию. Равным образом, если Россия

подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, то Франция употребит все свои наличные силы для нападения на Германию.

Конвенция обязывала Францию и Россию в случае мобилизации сил Тройственного союза или одной из входящей в его состав держав немедленно и одновремённо мобилизовать все свои силы и сосредоточить их по возможности ближе к границам. Франция должна была выставить против Германии 1 млн. 300 тыс. человек, а Россия - от 700 до 800 тыс. человек, при этом особо оговаривалось, что «силы эти будут введены в действие полностью и, возможно, скорее, чтобы Германия была принуждена одновременно бороться на востоке и на западе».

Франко-русская военная конвенция 1892 г. была подписана представителями генеральных штабов и носила вначале лишь «технический» характер. Превращение ее в политический договор о союзе со всеми вытекающими из него обязательствами произошло в форме обмена письмами между французским министром иностранных дел Рибо и русским министром иностранных дел Гирсом 27 декабря 1893 г - 4 января 1894 г.

Причиной затяжки было стремление Гирса не допустить такого тесного франко-русского сближения против Германии. B этом Гирсу помогал «панамский скандал», создавший некоторую неустойчивость внутреннеего положения Франции.

Сдвинуть с мертвой точки дело франко-русского сближения помогло германское правительство. Оно совершило по отношению к России новые враждебные акты. Стремясь завоевать для своей промышленности русский рынок, оно явно вело дело к таможенной войне. B 1893 г. такая война, наконец, разразилась.

B том же году в Германии был принят закон о новом значительном усилении армии. Лишь после этого русская эскадра демонстративно нанесла визит французскому флоту в Тулоне, а Гирс сообщил французам о том, что Александр III одобрил проект франко-русской военной конвенции.

После ее вступления в силу франко-русский союз был окончательно оформлен.

Подобно Тройственному союзу, он также был оформлен в виде оборонительного, но создание этих военно-по- литических блоков было важной вехой на пути к европейской войне.

Для Германии и Австро-Венгрии создание франко-русского союза явилось серьезным ударом Особенно тяжелую цену за свое отдаление от России платило германское правительство. Хотя соглашения 1891 - 1893 гг. оставались строго секретными, но Кронштадт и Тулон достаточно ясно говорили о том, что происходило за кулисами. Германия осложнила отношения с Россией, но не добилась взамен союза с Англией.

Германское правительство попыталось было исправить свою ошибку и вновь сблизиться с Россией. B 1894 г. таможенная война закончилась заключением русско-германского торгового договора. Это отчасти открывало пути для нормализации политических отношений.

Потребность восстановить неосторожно нарушенные нормальные отношения с Россией была тем сильнее, что влиятельные круги Германии все решительнее требовали приобретения обширных колоний. Это означало, что внешняя политика Германии должна была встуПить на антианглий- ский путь.

Опасность одновременного отчуждения и от России, и от Англии была слишком очевидна. За восстановление прежних отношений с Россией агитировал и опальный Бисмарк: он развернул эиергичную борьбу против правительства Вильгельма II, но франко-русский союз стал уже фактом. Устранить его Германия не могла.

За этим для Германии последовал новый виток осложнений отношений с Англией. Правительство Британской империи отказалось подтвердить Средиземноморское соглашение 1887 г. Италия, экономически ослабленная таможенной войной с Францией н потерпевшая в 1896 г. сокрушительное поражение в Эфиопии (Абиссинии), стала отходить от австро- гермаиского блОка.

Подобная эволюция произошла и в политике Испании после испано-американской войны 1898 г. Постепенное усиление влияния Англии и Франции происходило и в Румынии в связи с пройикновением английского и французско- гО капитала (главным образом в нефтяную промышленность). Правда, король Карл Гогенцоллерн продолжал сохранять ориентацию Румынии на Германию.

После образования франко-русского союза континент Европы раскололся на два военно-политических блока, приблизительно равных по своей мощи. Соотношение сил между ними во многом зависело от того, к какому из них, в конце концов, присоединится Англия - обладательница мощного военного флота, огромных финансовых, экономических и сырьевых ресурсов.

Англия до определенного времени продолжала строить свою политику на противоречиях двух эТих блоков. Хотя курс на «блестящую изоляцию» оправдывал себя, Англии приходилось сталкиваться со все возрастающими трудностями на международной арене.

B 90-е годы Британская империя имела серьезные конфликты: с Российской империей - на Дальнем Востоке, в Китае, Иране; с Францией - в Африке, Сиаме; с Соединенными Штатами, которым она была вынуждена сделать крупные уступки в Латинской Америке.

B самом конце 90-х годов на авансцене мировой политики начали все более ясно обозначаться глубокие англогерманские противоречия.

Острая борьба с Францией и Россией поддерживала стремление части дипломатических кругов Англии прийти к компромиссному соглашению с Германией. Английское правительство дважды, в 1898 и в 1899 гг., пыталось купить поддержку Германии обещанием колониальных компенсаций. Однако германское правительство запрашивало столь непомерную цену, что Англия отказалась от этой сделки.

Традиционная английская политика «блестящей изоляции» вступила в полосу кризиса. Образование двух мощных во- енно-политических блоков, завершение территориального раздела мира и начавшаяся борьба за его передел побуждали Англию искать союзников для подготовки к неизбежному столкновению со свои главным противником - Германией.

C таким итогами в области международных отношений европейские державы вступали в XX век.

Русское правительство без замедления сделало свои выводы из отказа правительства Каприви от возобновления договора перестраховки и из попыток Германии сблизиться с Англией. Франция отныне должна была стать не только кредитором, но и союзником Российской империй. Гирс, правда, по мере своих сил тормозил сближение с Францией. Когда весной 1891 г. французское правительство, оправившись от испуга, объявшего его в 1887 г., поставило в Петербурге вопрос о союзе, оно сначала получило уклончивый ответ. Царскому правительству скоро пришлось об этом пожалеть: парижский Ротшильд тут же отказал ему в очередном займе, вдруг вспомнив об участи своих единоверцев-евреев в Российской империи.

В военном союзе Франция нуждалась больше, чем Россия. При этом финансовую зависимость царизма от французского капитала она могла использовать, чтобы побудить Россию связать себя союзными обязательствами. Не следует, однако, видеть в этой зависимости единственную основу франко-русского союза. Хотя и не так сильно, как Франция, но и царское правительство тоже боялось остаться изолированным перед лицом Германии. Особенно встревожилось оно после того, как 6 мая 1891 г. состоялось возобновление Тройственного - союза, сопровождавшееся демонстрациями дружбы между его участниками и Англией.

В июле 1891 г. французский флот прибыл с визитом в Кронштадт; при встрече эскадры царь Александр III с непокрытой головой прослушал “Марсельезу”. То было невиданным зрелищем: самодержец всероссийский обнажил голову при звуках революционного гимна.

Одновременно с кронштадтской демонстрацией был заключён франко-русский консультативный пакт (самый термин, впрочем, в ту пору ещё не употреблялся). Пакту была придана довольно сложная форма. 21 августа 1891 г. Гирс послал русскому послу в Париже Моренгейму письмо для передачи французскому министру иностранных дел Рибо. Письмо начиналось с указания на причины, которые ближайшим образом вызывали заключение франко-русского соглашения. Гирс указывал на “положение, создавшееся в Европе благодаря открытому возобновлению Тройственного союза и более или менее вероятному присоединению Великобритании к политическим целям, преследуемым этим союзом”. В письме далее констатировалось, что “в случае, если бы мир оказался действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из двух сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны уславливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий настоятельным для обоих правительств”. 27 августа Рибо ответил письмом на имя Моренгейма. В нём он подтверждал согласие французского правительства со всеми положениями Гирса и, кроме того, ставил вопрос о переговорах, которые заранее уточнили бы характер предусмотренных данным соглашением “мер”, по существу, Рибо предлагал заключение военной конвенции. Летом 1892 г. в Петербург приехал заместитель начальника французского генерального штаба. Во время его пребывания в русской столице военная конвенция была предварительно подписана представителями генеральных штабов. После этого по приказу царя её текст был послан на политическую апробацию министру иностранных дел.

Гирс считал, что обмена прошлогодними письмами о взаимной консультаций вполне достаточно. Он положил проект конвенции под сукно. В таком положении дело оставалось до декабря 1893 г. Панамский скандал, создавший некоторую неустойчивость внутреннего положения Франции, помогал Гирсу тормозить оформление военной конвенции.

Сдвинуть с мёртвой точки дело франко-русского сближения помогло германское правительство. Оно совершило по отношению к России новые враждебные акты. Стремясь завоевать для своей промышленности русский рынок, оно явно клонило дело к таможенной войне. В 1893 г. такая война, наконец, разразилась. Таможенная война должна была способствовать экономическому закабалению России германским капиталом. В том же году в Германии был принят закон о новом значительном усилении армии. В результате в 1893 г, русская эскадра демонстративно отдала визит французскому флоту в Тулоне. 27 декабря 1893 г. Гирс был вынужден сообщить французам, что Александр III одобрил проект франко-русской военной конвенции.

Статья 1 конвенции гласила:

“Если Франция подвергнется нападению Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все свои наличные силы для нападения на Германию.

Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все свои наличные силы для нападения на Германию”.

Статья 2 устанавливала, что “в случае мобилизации сил Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия по поступлении этого известия и не ожидая никакого предварительного соглашения мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и придвинут их как можно ближе к своим границам”. Далее определялось количество войск, которое будет двинуто Россией и Францией против Германии как сильнейшего члена враждебной группировки. Французы очень добивались, чтобы Россия поменьше сил направляла на австрийский фронт. Для французов было очень важно, чтобы возможно большее количество русских войск было брошено против Германии. Это вынудило бы германское командование перебрасывать на восток свои войска с французского фронта. С апробацией военной конвенции франко-русский союз был окончательно оформлен.

Германское правительство пожинало плоды своего отдаления от России. Страшной ценой расплачивалось оно за близорукость и самонадеянность своей дипломатии: расплатой явился франко-русский союз. Хотя соглашения 1891 и 1893 гг. и оставались строго секретными, но Кронштадт и Тулон достаточно ясно говорили о том, что происходило за кулисами. Германия осложнила отношения с Россией, но не добилась взамен союза с Англией.

Германское правительство попыталось было исправить свою сшибку и вновь сблизиться с Россией. В 1894 г. таможенная война закончилась заключением русско-германского торгового договора. Это отчасти открывало путь и для нормализации политических отношений.

Потребность восстановить неосторожно нарушенные нормальные отношения с Россией была тем сильнее, что влиятельные капиталистические круги Германии всё решительнее требовали приобретения обширных колоний; это означало, что внешняя политика Германии должна вступить на антианглийский путь. Опасность одновременного отчуждения и от России и от Англии была слишком очевидна. За восстановление прежних отношений с Россией агитировал и опальный Бисмарк: он развернул энергичную борьбу против правительства Вильгельма II. Но франко-русский союз стал уже фактом; устранить его Германия не могла.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта

Предыстория франко-русского союза восходит к началу 70-х гг. XIX в. - к противоречиям между европейскими державами, порожденным франко-прусской войной и Франкфуртским мир- ным договором. Франция и Россия получали общего врага - Германскую империю; создание австро-германского, а затем Тройственного союза, еще раз это подтверждало.

Франция хо- тела скорее восстановиться от полученного удара, Россия по- лагала, что сильная и процветающая Франция могла бы быть дополнительной гарантией сохранения мира и равновесия сил в Европе. Политические интересы двух стран прямо не стал- кивались, при том на международной арене они имели еще од- ного общего противника в лице Великобритании - соперни- цу Франции, прежде всего, в Египте и на Средиземном море и России на Балканах и в Азии. Помимо военно-политических факторов, явившихся решающими во франко-русском сбли- жении, последнему содействовало также кредитно-финансо- вое сотрудничество.

Осенью 1887 г. германский канцлер О. Бисмарк, недоволь- ный недостаточностью обязательств России по «Перестраховоч- ному договору» и признаками франко-русского сближения, пус тил в ход разные методы давления на Петербург, в том числе и финансовые. Прусское правительство предписало всем своим государственным учреждениям продать принадлежавшие им русские ценные бумаги, вскоре последовал указ, запрещавший Имперскому банку принимать в залог русские бумаги. В такой обстановке на новый заем у немецких банкиров царскому прави- тельству рассчитывать не приходилось, а между тем, Германия являлась тогда главным его кредитором, и в германских руках было сосредоточено 60% русских государственных и частных (иностранных) обязательств. Но выход из сложной для Петер- бурга финансовой ситуации нашелся. В конце того же года цар- ское правительство получило заем от синдиката французских банков. В 1890 и 1891 гг. на парижском рынке были заключе- ны новые займы. В результате этих операций основным рынком русских ценных бумаг стал Париж, а не Берлин. Французское правительство в своих взаимоотношениях с русским, стало ис- пользовать финансовые отношения как средство политики.

Встает вопрос, почему, несмотря на всю естественность и целесообразность союза между Францией и Россией, потребо- валось немало времени для его заключения? Имелись серьез- ные причины, препятствовавшие образованию франко-русско- го союза. Лидеры умеренных республиканцев, закрепившихся у власти в Третьей республике в 1879 г., ратовали за энергич- ную колониальную политику и искали помощи в ней у Берли- на. При этом они панически боялись Бисмарка. Французские политики считали, что сближение с Россией лишь ускорит на- ступление угрозы нового германского вторжения, предотвра- щение которой и должно было стать целью этого сближения. Со своей стороны, Россия настойчиво стремилась решать свои внешнеполитические задачи при помощи Союза трех импера- торов, а затем при сохранении и поддержании тесных отноше- ний с Германией. Осложняла франко-русское взаимодействие внутриполитическая нестабильность Третьей республики. Час- тая смена правительств и одновременно усиление реваншист- ских настроений объясняли осторожность правительственных кругов России. Особое беспокойство на берегах Невы вызывал авантюризм части буржуазных кругов Франции, выразивший- ся в возглавляемом генералом Ж. Буланже реваншистском движении. Разжигание антигерманского шовинизма и при- аыв в возврату Эльзаса и Лотарингии грозили развязыванием франко-германской войны, быть втянутой в которую Россия чрезвычайно опасалась. Все эти обстоятельства убеждали ми- нистра иностранных дел Н.К. Гирса в том, что даже безогово- рочная поддержка Парижа была для Петербурга менее значи- мой, чем поддержка Берлина, а следовательно сотрудничество с Францией не дает никакого практического эффекта, скорее ослабит, чем усилит позицию России. И, конечно, царизм ис- пытывал понятную враждебность к республиканскому строю и конституционному образу правления Франции. Александр III как-то высказался, что союз с республиканской Францией ннушает ему ужас. Насколько отрицательно относились в Зим- нем дворце к французским буржуазным деятелям, свидетель- ствует реакция Александра в связи с похоронами французс- кого премьер-министра, вождя республиканцев Л. Гамбетты о 1882 г. Во Франции объявили национальный траур. В Па- риж приехали делегации многих европейских правительств для выражения соболезнования французскому народу. Когда в Петербурге встал вопрос о посылке своего представителя, царь заявил: «Мы никого не пошлем. На собачьих похоронах не сле- дует присутствовать». Царь воспринял как личное оскорбление освобождение в 1886 г. из французской тюрьмы, в связи с поли- тической амнистией, известного русского анархиста П.А. Кро- поткина, дав указание своему послу временно покинуть Па- риж. В 1889 г. Александр с негодованием отверг предложение участвовать во всемирной выставке во Франции, которая уст- раивалась в ознаменовании 100-летнего юбилея революции.

Внутриполитический кризис середины 80-х гг., обострение отношений с Англией и Италией на почве колониальной по- литики и напряженные отношения с Германией поставили Францию в изолированное положение в Европе. Единственно не враждебной ей державой, на чью помощь можно было бы рассчитывать, оставалась Россия, к поискам сотрудничества с которой переходят в это время правящие верхи страны.

События бурного и драматического 1887 г. сдвинули с места дело франко-русского сближения. 11 января германский кан- цлер Бисмарк произнес в рейхстаге речь, полную угроз по ад- ресу Франции. Начальники Генерального штаба и имперского военного кабинета наметили кандидатов на высшие команд- ные должности в ожидавшейся войне. Кульминационным мо-

ментом военной тревоги явилось сосредоточение в начале фев раля в Лотарингии, близ французской границы, около 100 тыс. резервистов. Французских политиков охватил смертельный страх перед Германией. Парижский кабинет через неофици альный канал запросил Петербург, может ли он рассчитывать на моральную поддержку России в случае германского ульти матума. Александр III ответил категорически: «Конечно, да». Россия не предоставила Германии гарантий нейтралитета в случае ее нападения на Францию и тем самым заставила Бер- лин отступить. Военная тревога оказала большое влияние на внешнеполитическую ориентацию Третьей республики. Ми- нистр иностранных дел Э. Флуранс планировал направить в Петербург доверенное лицо для переговоров об установлении франко-русского сотрудничества, но Гире, убежденный сто- ронник соглашения с Германией, провалил этот проект.

Еще одним фактором, усилившим стремление республикан- ского правительства искать расположения России, послужи- ла вступившая в новую фазу англо-французская вражда из-за Египта (в 1882 г. он был оккупирован Англией, но формально оставался провинцией Османской империи). Франция боролась за вывод британских войск из Египта. Если Англию в этом воп- росе поддерживали Германия, Австро-Венгрия и Италия, то на стороне Турции выступали Франция и Россия. Подписанная в мае англо-турецкая конвенция обязывала сент-джеймский ка- бинет вывести войска через три года, однако он получал пра- во в случае необходимости вновь направить войска в Египет. Это давало Великобритании возможность бессрочно содержать там вооруженные силы. Благодаря деятельности французской и русской дипломатии султан отказался ратифицировать кон- венцию.

Стремление к дружественным отношениям Франции к России проявилось во время династического кризиса в Бол- гарии. Флуранс поддержал русскую дипломатию в этом край- не важном для нее вопросе. Вслед за царским правительством Париж объявил о непризнании принца Фердинанда Кобурга, австро-германского ставленника, болгарским князем и подде- ржал программу Гирса по урегулированию болгарской пробле- мы путем посылки в Софию русского регента.

В мае 1890 г. в Берлине отказались от продления русско-гер- манского «Перестраховочного договора». Спустя год состоялось досрочное возобновление Тройственного союза, сопровождавше- еся демонстрациями дружбы его участников с Великобританией.

И Европе заговорили и ее присоединению к блоку центральных держав. Эти события послужили катализатором оформления франко-русского сотрудничества. Союз между монархией и рес- публикой стал насущно необходим обоим государствам.

Образование франко-прусского союза произошло в три эта- па. Первой публичной демонстрацией сближения двух стран явился визит французской военно-морской эскадры в Кронш- тадт в июле 1891 г. На торжественной встрече эскадры присутс- твовал Александр III. Стоя с обнаженной головой, российский самодержец прослушал национальный гимн Третьей респуб- лики - революционную «Марсельезу». Одновременно с крон- штадтской демонстрацией было заключено франко-русское по- литическое соглашение, носившее характер консультативного пакта. Соглашение было оформлено в виде обмена письмами - 21 и 27 августа - между министрами иностранных дел Гирсом и А. Рибо. Стороны условились советоваться друг с другом по всем вопросам, которые могут угрожать «всеобщему миру», а в случае, если мир окажется в опасности и, в особенности, если одна из сторон подвергнется угрозе нападения, договориться о немедленном принятии совместных мер.

Следующим этапом стало заключение военной конвенции. Стремясь избежать втягивания в конфликт, к которому Россия не была готова, руководство русского МИД, по-прежнему не отказываясь от надежды на улучшение отношений с Германи- ей, не спешило принимать каких-либо военных обязательств, на чем настаивала французская сторона. Визит французской эскадры в Кронштадт вызвал в Берлине, Вене, Риме и Лондо- не серьезное беспокойство. Попытка Гирса убедить возвращав- шегося из Дании на родину Александра III заехать в германс- кую столицу с целью «сбалансировать» профранцузский курс России не увенчалась успехом. Между тем, в Европе сложи- лась напряженная обстановка. Особую озабоченность царского правительства вызывали донесения русского посла и военно- го агента в Берлине о том, что в военных кругах и окружении Вильгельма II раздаются призывы к войне против России, о но- вых ассигнованиях на военные нужды и внесении в рейхстаг законопроекта об увеличении численности германской армии. Александр III с недоверием относился к кайзеру и проводимой им политике («от нервного и шалого Вильгельма можно всего ожидать»). Оно поддерживалось нелюбовью Александра к не- мцам, постоянно «подогреваемой» императрицей Марией Фе-

доровной. Дочь датского короля, она никогда не забывала о поражении Дании в войне с Пруссией в 1864 г. Все вместе это подталкивало царя к заключению союза с Францией на случай русско-германской войны.

В декабре 1891 г. Александр во время аудиенции французс- кому послу выразил пожелание, чтобы представители штабов обеих армий обсудили основные положения военной конвен- ции. Гире убеждал царя в преждевременности подобной конвен- ции, в достаточности уже имеющихся с Францией политичес- ких обязательств. Но очень торопились в Париже. Прибывший на осенние маневры русской армии заместитель начальника Генерального штаба Р. Буадерф привез текст конвенции, и во- енные начали его обсуждать. Все споры шли вокруг основного положения: Франция стремилась заручиться поддержкой на случай войны с Германией, Россия - с любой державой Тройс- твенного союза. Победила русская точка зрения.

17 августа 1892 г. в Петербурге начальник Генерального штаба России Н.Н. Обручев и Буадерф подписали проект кон- венции. Он предусматривал военную помощь Франции со сто- роны России, если первая подвергнется нападению Германии или Италии, поддержанной Германией. В свою очередь, Фран- ция должна была оказать военную помощь России в случае на- падения на последнюю Германии или Австро-Венгрии, подде- ржанной Германией. При мобилизации войск Тройственного союза или одного из его участников Франция и Россия должны были немедленно мобилизовать все свои силы и продвинуть их как можно ближе к границам. Определялась численность дейс- твующих армий, которые договаривающиеся стороны выстав- ляли против Германии (Франция - 1300 тыс. человек и Рос- сия - от 700 до 800 тыс. человек), с тем, чтобы той пришлось сражаться на два фронта - на востоке и на западе.

Теперь конвенцию, фактически превращавшую политичес- кое соглашение в военный союз, предстояло ратифицировать. Полученный документ для «дальнейшего изучения и возмож- ных дополнений» Гире фактически положил в стол. В августе 1893 г. германский рейхстаг принял закон о значительном уси- лении армии. Военное руководство Франции и России, оценив его как имеющий исключительно наступательный характер, считали необходимым принять меры военной предосторожнос- ти и скорее добиваться ратификации конвенции. В октябре в Тулон с ответным визитом, откладывавшимся более года, при- была русская военно-морская эскадра. Визит, прошедший с грандиозным успехом, вызвал громкий общеевропейский резо- нанс. Современники не сомневались в наличии некоего согла- шения между Россией и Францией. В газетах выражение «по- литическое положение, созданное Кронштадтом - Тулоном» становится привычным при характеристике международного положения в Европе. Гире уже не мог сопротивляться. 27 дека- бря 1893 г. и 4 января 1894 г. министры иностранных дел ин- формировали друг друга об утверждении военной конвенции главами своих государств - российским императором Алек- сандром III и президентом Французской республики С. Карно. После этих взаимных извещений франко-русский военно-по- литический союз стал свершившимся фактом.

По требованию русской стороны консультативный пакт, как и военная конвенция, сохранялись в строжайшем секрете. В суть дела был посвящен крайне узкий круг лиц, четыре - пять че- ловек с каждой стороны. Наследник российской короны цеса- ревич Николай узнал о соглашении лишь после вступления на престол. Французская сторона неоднократно и безуспешно доби- валась возможности его обнародования. Лишь в августе 1897 г.. во время прощального завтрака на борту французского крей- сера «Потюо», стоявшего на рейде в Кронштадте, Николай II, поднимая тост за здоровье своего гостя, президента республики Ф. Фора, произнес, наконец, долгожданное слово «союзники». Но по-прежнему соблюдалась тайна в отношении содержания и существования соглашения.

Развитие международных отношений с 1871 до середины 90-х гг. в качестве своего логического итога привело к раско- лу Европы на две мощные и противоборствующие друг с дру- гом военно-политические коалиции - Тройственный союз и франко-русский союз. Их соперничество стало важнейшим фак- тором, определявшим ход событий на международной арене вплоть до Первой мировой войны.

Противоречия между Россией и другими членами «Союза трех императоров» в отношении Балкан ускорили наметившееся франко-русское сближение. В марте 1890 г. Бисмарк, настаивавший на продлении союзнических отношений с Россией, был отправлен в отставку. Германское правительство опасалось, что договоры с Петербургом затруднят сближение Германии с Великобританией и укрепление союза с Австро-Венгрией.

Инициаторами франко-русского союза выступила французская сторона: министр иностранных дел Рибо, послы в Петербурге - сначала Лабул, затем Монтебелло, военный министр Фрейсине. С российской стороны за союз с Францией выступали военный министр Милютин, министр внутренних дел Толстой, дипломат Игнатьев и др. Прогермански настроенное руководство МИДа (Гире и Ламсдорф) вынуждено было под давлением объективных обстоятельств поменять ориентацию. В болгарском вопросе Франция заняла благожелательную в отношении России позицию, не признав княжеские полномочия ставленника Австрии и Германии Фердинанда Кобурга. С конца 1880-х годов французские банкиры активно вкладывали деньги в экономику России. Займы 1890 и 1891 гг. привели к тому, что основным рынком русских ценных бумаг стал Париж, а не Берлин. Обе страны имели острые противоречия с Англией в колониальном вопросе.

Возобновление в мае 1891 г. Тройственного союза послужило толчком для Франции и России к установлению более тесных отношений. В июле французская эскадра нанесла визит в Кронштадт, что вызвало беспокойство Берлина, Вены, Рима и Лондона. Ярый противник революции Александр III слушал «Марсельезу» с непокрытой головой.

Первым этапом в создании союза стало «Соглашение Гирса - Рибо» 15 августа 1891 г. Это был секретный консультативный пакт в форме обмена письмами, предусматривавший совместное обсуждение вопросов, которые угрожали всеобщему миру, а в случае экстремальной ситуации действовала договоренность о принятии необходимых мер.

Вторым этапом на пути к союзу Парижа и Петербурга явилась военная конвенция, подписанная 5 августа 1892 г. начальниками генеральных штабов генералами Обручевым и Буадефром. Франция стремилась заручиться поддержкой на случай войны с Германией, а Россия - с любой державой Тройственного союза. Гире, продолжая надеяться на заключение соглашения с Германией, указывал царю на преждевременность конвенции, но Александра III, отличавшегося «нелюбовью к немцам вообще», убедила информация из Берлина о новых ассигнованиях на военные нужды.

Конвенция предусматривала военную помощь Франции со стороны России, если первая подвергнется нападению Германии или же Италии, которую будет поддерживать Германия. В свою очередь, Франция должна была оказать военную поддержку России в случае нападения Германии или же Австро-Венгрии, при поддержке все той же Германии. Если же начнется мобилизация сил Тройственного союза или одной из держав, входившей в ее состав, Франция и Россия должны были немедленно мобилизовать свои силы и продвинуть их как можно ближе к границам, чтобы заставить Германию воевать на два фронта. Конвенция носила секретный характер, срок ее действия определялся временем существования Тройственного союза.


Одновременно с переговорами о заключении военной конвенции шли переговоры по выработке торгового договора между Россией и Германией, который был подписан в Берлине 22 января 1894 г. Начало переговоров (3 октября 1893 г.) совпало с ответным визитом русской эскадры во французский Тулон.

Россия так и не смогла придать союзу антибританскую направленность, что в 1904 г. помогло Франции заключить союз с Англией. Союз России и Франции, ставший ответной реакцией на образование Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии, восстановил равновесие сил в Европе.

Николай II, ставший российским императором в 1894 г., продолжил курс на сближение с Францией. Вместе с тем, Петербург стремился к стабильным отношениям с Германией и опасался присоединения Англии к Тройственному союзу.

В 1899 г. министры иностранных дел Франции (Делькассе) и России (Муравьев) обменялись письмами, в которых подтверждались условия секретного русско-французского политического и военного союза 1891–1893 гг. Однако теперь действие военной конвенции не ограничивалось временем существования Тройственного союза, а становилось бессрочным.

«ДЕЛО ДРЕЙФУСА»

«Дело Дрейфуса» претендует на титул самого громкого судебного процесса в истории XIX в. В процессе, по сути, впервые в таких масштабах приняла участие широкая общественность. «Дело» показало не только рост шовинистических, милитаристских и антисемитских настроений в политике, но и новое явление - демократию в действии.

Капитан артиллерийских войск, еврей Альфред Дрейфус служил в Генеральном штабе Франции. В 1894 г. 35-летний офицер был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Обвинение против Дрейфуса было выдвинуто военным министерством, и, несмотря на отсутствие прямых доказательств, военный суд приговорил в декабре 1894 г. обвиняемого к пожизненной каторге. Судилище сопровождалось лжесвидетельствами, подлогами, сфабрикованными показаниями. Во время следствия были вскрыты свидетельства утечки информации к германскому военному атташе и факты причастности к преступлению ряда офицеров Генерального штаба, но не самого Дрейфуса. На церемонии разжалования он не переставал повторять: «Я невиновен! Да здравствует Франция!» В правительственной прессе печатались разгромные статьи против этого и других «изменников», пропаганда имела отчетливую антисемитскую направленность. Толпа на улицах кричала не только «Смерть предателю!», но и «Смерть евреям!»

Уже через год после первого процесса интерес к «делу» стал стремительно падать. Матье, брат Альфреда, даже опубликовал ложное известие о побеге, чтобы преодолеть безразличие. И в какой-то мере это ему удалось: с конца 1897 г. «дело Дрейфуса» вновь становится самой обсуждаемой темой во французском обществе. В защиту республики и за оправдание Дрейфуса активно выступали передовые рабочие, многие социалисты, прогрессивная интеллигенция. Некоторые представители общественности получили доступ к документам следствия. Поворотный же момент в разбирательстве наступил тогда, когда главный свидетель полковник Анри признал, что подделал документы, а затем покончил жизнь самоубийством.

Однако правящие круги Франции всячески противились реабилитации Дрейфуса. 11 января 1898 г. был оправдан истинный изменник - офицер Эстергази, действительно передавший секретные французские документы немецкой разведке. Вскоре был арестован обвинивший Эстергази полковник Пикар. Противники Дрейфуса организовали масштабную кампанию по сбору средств на памятник полковнику Анри. 9 сентября 1899 г. военный суд, пересмотревший «дело Дрейфуса», вопреки очевидным фактам, вновь признал его виновным. Реакционные круги использовали «дело Дрейфуса» для разжигания шовинизма, наступления на республиканский режим и демократические свободы.

Большую роль в активизации демократических сил сыграло открытое письмо Эмиля Золя президенту Фору, в котором писатель обвинял власти в преднамеренном осуждении невиновного Дрейфуса. За свое выступление в газете «Заря» Золя был привлечен к суду, приговорен к одному году тюремного заключения и денежному штрафу. Не дожидаясь приведения приговора в исполнение, писатель покинул Францию и поселился в Лондоне.

В условиях крайнего обострения классовых противоречий во Франции борьба вокруг «дела Дрейфуса» привела к серьезному политическому кризису и вплотную подвела страну к гражданской войне.

Создав в стране обстановку шовинистического угара, реакционные силы во главе с «Лигой патриотов» предприняли в феврале 1899 г. попытку государственного переворота с целью свержения республики и уничтожения демократических свобод. Однако левым силам удалось сорвать эти планы. Страх перед выступлениями рабочих привел к объединению двух буржуазных лагерей: «дрейфусаров» (сторонников пересмотра «дела Дрейфуса») и «антидрейфусаров» (противников пересмотра «дела»). Образованное в июне 1899 г. правительство Вальдека-Руссо, которое состояло из коалиции представителей всех левых партий, стремясь к «умиротворению» страны, решило замять «дело Дрейфуса». 19 сентября 1899 г. президент республики по представлению правительства помиловал Дрейфуса. Дрейфусары попытались организовать бойкот Всемирной выставки 1900 г. в Париже, но им это не удалось. В июле 1906 г. Дрейфус был полностью реабилитирован.

Франко-русский союз (1891-1893 pp.). Гаагская конференция 1899

Российское правительство незамедлительно сделал свои выводы из отказа правительства Каприви от возобновления договора перестраховки и из попыток Германии сблизиться с Англией. Франция отныне должна была стать не только кредитором, но и союзником Российской империи. Η. К. Гирс, правда, по мере своих сил тормозил сближение с Францией. Когда весной 1891 французское правительство, оправившись от испуга, охвативший его в 1887 г.., Поставил в Петербурге вопрос о союзе, он сначала получил уклончивый ответ. Царское правительство вскоре пришлось об этом пожалеть. Парижский Ротшильд тут же отказал ему в очередной займу, вдруг вспомнив об участии его единоверцев-евреев в Российской империи.

В военном союзе Франция нуждалась больше, чем Россия. При этом финансовую зависимость царизма от французского капитала она могла использовать, чтобы побудить Россию связать себя союзными обязательствами. Не следует, однако, видеть в этой зависимости единственную основу франко-русского союза. Хотя и не так сильно, как Франция, но и царское правительство тоже боялся остаться изолированным перед лицом Германии. Особенно встревожился он после того, как бы мае 1891 произошло восстановление Тройственного союза, сопровождалось демонстрациями дружбы между его участниками и Англией.

В июле 1891 французский флот прибыл с визитом в Кронштадт. При встрече эскадры царь Александр Ш с непокрытой головой прослушал "Марсельезу". Одновременно с Кронштадтского демонстрацией был заключен франко русский консультативный пакт. Франко-русский союз был поворотным пунктом во внешней политике России. Франция добивалась этого союза, начиная с 1887 г.. Факт отказа Германии продлить договор перестрахования означал изоляцию России. Встречая в своей среднеазиатской и ближневосточной политике на сопротивление Англии и Австрии, Россия оказалась в тяжелом состоянии, усложнялся еще и таможенной войной с Германией. Поэтому союз с Францией диктовался для России самой жизнью.

27 августа 1891 в Париже состоялся обмен письмами о согласованности действий обоих государств в случае возникновения военной угрозы для одного из них. Обе державы обязывались совместно обсудить, что именно предстоит сделать в случае наступления военной опасности. Летом 1892 в Петербург прибыл заместитель начальника французского генерального штаба. Во время его пребывания в российской столице было подписано тайное военная конвенция представителями генеральных штабов. Она предусматривала немедленное одновременную мобилизацию в России и во Франции в случае объявления мобилизации в одном из государств Тройственного союза и взаимной помощи в случае нападения на одну из сторон. Россия обязывалась выставить армию в 1300000. Человек, а Франция - 700-800-тысячную армию.

После этого по приказу царя ее текст был послан на политическую апробацию министру иностранных дел. Η. К. Гирс считал, что обмена прошлогодними письмами о взаимной консультацию вполне достаточно. Он положил проект конвенции под сукно. В таком состоянии дело оставалось до декабря 1893 Панамский скандал, создавший некоторую неустойчивость внутреннего состояния Франции, помогал Η. К. Гирсу тормозить оформление военной конвенции.

Сдвинуть с мертвой точки дело франко-русского сближения помог немецкое правительство. Он совершил в отношении России новые враждебные акты. Стремясь завоевать для своей промышленности русский рынок, он явно клонил дело в таможенной войны. 1893 такая война все-таки взорвалась. Таможенная война должна была способствовать экономическому закабаления России немецким капиталом. В том же году в Германии был принят закон о новом значительном усилении армии. Эти моменты и определили окончательное решение царя о ратификации конвенции, которая последовала в 1893 г.. В этом же году русская эскадра демонстративно осуществила визит вежливости французскому флоту в Тулоне. 27 декабря 1893 Гирс Η. К. вынужден был сообщить французам, что Александр III одобрил проект франко-русской военной конвенции.

Статья 1 Конвенции гласила: "Если Франция подвергнется нападению Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия использует все свои наличные силы для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все свои наличные силы д ия нападения на Германию ".

Статья 2 устанавливала, что "в случае мобилизации сил Тройственного союза или одного из государств, входящих в него, Франция и Россия, по поступлении этого известия и не ожидая никакой предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и выставят их как можно ближе к своим границам ". Далее определялось количество войск, которые будут выдвинуты Россией и Францией против Германии как сильного члена враждебной группировки. Французы очень добивались, чтобы Россия поменьше сил направляла на австрийский фронт. Для французов было очень важно, чтобы как можно большее количество российских войск была брошена против Германии. Это заставило бы германское командование перебрасывать на восток свои войска с французского фронта. С апробацией военной конвенции франко-русский союз был окончательно оформлен.

Немецкое правительство пожинал плоды своего отдаления от России. Страшной ценой расплачивался он за недальновидность и самоуверенность своей дипломатии. Расплатой стал франко-русский союз. Хотя соглашения 1891 и 1893 pp. и оставались строго секретными, но Кронштадт и Тулон достаточно ясно говорили о том, что происходило за кулисами. Германия осложнила отношения с Россией, но не достигла вместо этого союза с Англией. Ее правительство попыталось было исправить свою ошибку и вновь сблизиться с Россией. 1894 таможенная война закончилась заключением российско-немецкой торговой сделки. Это частично открывало путь и для нормализации политических отношений.

Потребность восстановить неосторожно нарушенные нормальные отношения с Россией была тем сильнее, что влиятельные капиталистические круги Германии все решительнее требовали приобретения обширных колоний. Это означало, что внешняя политика Германии должна вступить на антианглийского путь. Опасность одновременного отчуждения и от России, и от Англии была очень очевидной. За восстановление прежних отношений с Россией агитировал и опальный А. фон Бисмарк. Он развернул энергичную борьбу против правительства Вильгельма П. Но франко-русский союз стал уже фактом, и устранить его Германия уже не могла.

Итоги развития международных отношений с 1871 г.. По 1893 можно подвести тем, что Россия и Франция стали искать друг в друге опору против милитаристской Германии и ее союзников. И в 1891-1893 pp. франко-русский союз стал свершившимся фактом. Он скреплялся займам, начал предоставлять царизма французский капитал. Таким образом, произошло оформление двух крупных военно-политических группировок: Тройственного союза в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии и двойственной франко-русского союза. На противоречиях этих группировок играла Англия, которая к началу XX в. НЕ примкнула ни к одному из них. Она следовала при этом политике так называемой "блестящей изоляции". К середине 90-х pp. ее дипломатия тяготела скорее к немецкой группировки, а Первая мировая война таким образом готовилась за несколько десятилетий раньше.