Болезни Военный билет Призыв

Крестьянские наделы и повинности. Повинности и обязанности крепостных крестьян

Феодальное поместье.

Феодальное поместье: вотчина, сеньория(Франция) и манор (Англия).
Феодальное поместье – основная производственная ячейка. Формируется поместье в Карасинскую эпоху, окончательно в 9 веке и существует на протяжении зрелого капитализма. Феодальное поместье базируется на крестьянской общине, а община имела особый тип организации:

1. Поселение

2. Использование

Система землевладения – система, которая использовалась общинами.

1. Подсечно-огневая: деревья вырубали, пни сжигали.

2. Перелог: переход на новое поле, забрасывая старое.

3. Двуполье: одно засеивается, а другое под паром.

4. Трехполье: 1- озимое (осень), 2 – яровое (весна), 3 – пар

5. Многополье (плодосеменное): плодородие восстанавливается при изменении культуры при посеве.

При трехполье поле делилось на участки (клиньи). В каждом клине нарезались полосы, соотносящиеся количеству крестьян и нуждам помещиков. Полосы шли черезполосно (один – для крестьянина, другой – для помещика), чтобы каждый крестьянин имел землю во всех природных условиях. Урожай таким образом собирался. После этого изгороди с полос снимались, и все поле было под выпас скота. Хозяйство помещика было подчинено ритму крестьянского хозяйства, т.е. хозяйственным субъектом была община, а вотчина была лишь надстройкой над этой общиной по изъятию прибавочного продукта. Такая система называется системой открытых полей – после снятия урожая поля открывались; средиземноморская во Франции – винограды, изгороди не снимались, каждая обрабатывалась целиком. Вся организация производства – в руках общины, а средства производства- у крестьян. Поэтому феодал не мог влиять на производственный процесс  внешнеэкономическая эксплуатация.

Домен – земля, на которой ведется хозяйство феодала; складывается из суммы полос на полях

Степень эксплуатации : Это всегда есть дробь – отношение прибавочного продукта к необходимому.

В барщинном хозяйстве: прибавочный продукт = S домена, а необходимый продукт = сумма S надела. Степень эксплуатации не >1/3, 2/3 – на себя, а 1/3 на феодала.

Вывод: поместье представляло крупное хозяйство, базирующиеся на мелком производстве.

Повинности крестьян.



В 10 веке крестьяне выравниваются в положении; 10-13 века во Франции – крепостные крестьяне.

Сервы – зависимые лично и судебно от феодала крестьяне.

Личная зависимость (серваж ):

1. Менморт – “право мертвой руки”. При смерти крестьянина – держателя, юридически земля переходила к феодалу. Экономически выражалась в изымании у сына оброка.

2. Формарьяж – плата за разрешение на вступление в брак. “Право первой ноги” - у феодала, но была плата феодалу.

3. Баналитеты – обязанность крестьянина пользоваться средствами производства феодала.

4. Шеваж - поголовный побор.

5. Сервитуты – плата за пользование альмендой.

6. Талья – выплаты феодалу за держание земли.

Поземельная зависимость:

Барщина: ординарная (2-3 дня в неделю работа на поле либо в хозяйстве) и экстраординарная (в период уборки крестьянина отрывали от своего хозяйства).

В 13 веке – коммутация ренты:

1. Отработочная – барщина

2. Продуктовая – оброк натуральный

3. Денежная – оброк денежный

Причины коммутации ренты:

1. Развитие товарно-денежных отношений расширяло потребности феодалов и повышало нужду у них в деньгах.

2. В 13-14 веках происходит активная колонизация новых земель в Европе, на них трудно было устроить барщинное хозяйство.



3. Крестовые походы и другие войны. Часть крестьян получила свободу в ходе этих воин.

4. Эпидемии: в 1348 – чума; войны сократили население, опустошили земли,. И эти земли феодалы могли заселить только привлекая крестьян выгодными условиями: низкой рентой и свободой.

5. Крестьянские восстания.

Крестьяне платят фиксированный оброк – ценз / или чинш (нем). Освободившиеся крестьяне в 13-14 веках называются во Франции – вилланами. В последствии их назовут цензитарии. Вся система фиксированного оброка – цензива.

Областное Государственное Автономное

Профессиональное Образовательное Учреждение
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
«Повинности крепостных крестьян»
/сообщение по
дисциплине «История средних веков»/
Выполнил:
Сергеенко Иван,
обучающаяся
группы №14, курс №1
Руководитель:
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
ОГАПОУ «Яковлевский
политехнический
техникум»
2016
В эпоху Великого переселения народов,
когда германские племена расселялись на огромных пространствах Европы, каждый
из свободных германцев был и воинов и землепашцем одновременно. Однако
постепенно наиболее умелые воины, составлявшие дружину вождя, все чаще стали
отправляться в походы одни, не привлекая для военных действий все племя. А
оставшиеся дома снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей,
которые отправились в поход.
Поскольку земледельцам в неспокойную
эпоху раннего средневековья угрожало множество опасностей, они стремились
заручиться поддержкой какого-нибудь могущественного воина, иногда даже своего
соплеменника. Но в обмен за защиту крестьянину приходилось отказаться от
собственности на свой участок земли и от свободы в пользу своего покровителя и
признать себя зависимым от него.
Иногда в
зависимость от сеньора попадали и не по доброй воле, а за долги или за
какие-нибудь крупные провинности. Крестьяне не всегда уходили под
покровительство дружинников, постепенно получивших крупные участки земли и
превратившихся в феодальную знать.
Часто крестьян брал под покровительство
монастырь, которому король или другой крупный сеньор дарил земли, чтобы монахи
молились о спасении его души. К X-XI вв. свободных крестьян в Западной Европе
почти не осталось.
Однако уровень несвободы крестьян очень
сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на
Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него
чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на
сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены
пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие
крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от
того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее
было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.
Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.
Повинности крестьян могли состоять в
работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами.
Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть
муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой
счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были
подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая
церкви - церковная десятина.
Свободных крестьян к 12 веку в Западной
Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал
на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. Один
ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой
отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично
зависимых (сервов) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за
себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или
унаследовать имущество умершего отца.
Несмотря на обилие повинностей,
средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или русских
крепостных XVI-XIX вв., имели и определенные права. Западноевропейский
крестьянин не был исключен из системы права. Если он исправно выполнял
повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на
котором трудились поколения его предков. Жизнь, здоровье и личное имущество
крестьянина охранялись законом. Сеньор не мог казнить крестьянина, продать или
обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать
крестьянские повинности.
Интернет-ресурсы.

(по "Поэме о версонских вилланах")

"Поэма о версонских вилланах" написана на старофранцузском языке неким Эсту ле Гоз"ом в середине XIII в. Действие происходит в деревне Версон, недалеко от города Кан (Нормандия). Сеньором Версона был богатый монастырь св. Михаила. Автор произведения целиком на стороне монастыря и настроен враждебно и иронично по отношению к крестьянам.

Снова несу я свою жалобу святому Михаилу - вестнику небесного царя - на всех версонских вилланов...

Вилланы должны возить камень - в нем, что ни день, то нужда - без споров и без сопротивления. И на печах и на мельницах - ведь они более вероломны, чем смиренны! - они постоянно повинны службой. Строится ли дом - они должны подавать каменщикам камень и цемент"...

Первая работа в году - к Иванову дню 2 . Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, когда укажут. Бордарии 3 же уберут сено в сарай. Эту работу делают они постоянно.

Затем должны они чистить мельничные канавы, - каждый приходит со своей лопатой; с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз. Эту работу делает виллан.

Но вот наступает август, а с ним новая работа (ее-то им только недоставало!). Они обязаны барщиной, и ее не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Эту службу несут они с детства, как несли ее предки. Так работают они на сеньора.

" Видимо, смесь глины с соломой.

3 Бордарии - крестьяне, обязанные работать преимущественно в усадьбе, в отличие от вилланов - держателей мелких наделовв имениях, несущих барщину и выплачивающих натуральный и денежный оброк.

Если их земли подлежат шампару", то никогда не свезти им с полей своих снопов: идут они искать сборщика и приводят его с великой неохотой; если виллан погрешит против установленного счета, то сборщик пристыдит его и наложит большой штраф, буде он ему чего недодал. И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть ни единого снопа, и везет к амбару общего шампара. Его же собственный урожай остается под дождем и ветром, а виллан тоскует о своем хлебе, который лежит на поле, где терпит всяческий ущерб! И вот подъезжает он к амбару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле или на дороге. Привязывает он своих лошадей, но им не дадут ни крошки корму; а если увидит его меряльщик, то он также сумеет огорчить виллана, требуя с него вина. Немало приходится платить тому, над кем висят три или четыре приказщика: один принимает, другой разгружает, третий ведет к меряльщику - бедняку же одни слезы! Сдав хлеб, он, наконец, уходит (давно не знал он такой радости!), кляня на своем наречии того, что передал ему такой удел, а потому и такое над ним измывательство.

А потом подходит время ярмарки "на лугу" и сентябрьский богородичный день 2 , когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берет двух наилучших, один из них - для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже! А сверх того, надо приложить по денье 3 за каждого поросенка из оставшихся. Все это должен платить виллан.

Затем наступает день святого Дионисия 4 . Тут вилланы хватаются за голову - ведь им надо вносить ценз, и они в страхе.

А вот подходит срок уплаты за огораживание, - ведь вилланы держат большие загороди. Если виллан уже давно обрабатывает свое поле, то все же он не может и не посмеет обнести его изгородью раньше, чем не внесет пошлину сеньору и не получит его согласия. <...>

Затем они опять повинны барщиной. Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр 5 ...

К Рождеству надо сдавать кур; в случае, если они недостаточно хороши и нежны, приказщик заберет залог виллана 6 .

Затем идет пивная повинность; два сетье ячменя и три картье 7 пшеницы с каждого.

"Шампар (часть с поля) - отдача сеньору известной доли урожая. Иногда это девятый, десятый или одиннадцатый сноп, но известны случаи, когда отдавали и четвертый сноп.

3 Денье = "/12 су. 20 су = 1 ливру.

""День святого Дионисия - 9 октября. Виллан как держатель земли феодала платил ему ценз. Крестьянин платил^енз или шампар, а иногда то и другое.

5 Нормандский акр = 12,1 га.

"Однойиз принудительных мер в отношении вилланов была система залогов. ·

7 Средневековые меры сыпучих тел колебались. В XIII в. в одном картье пшеницы было 3 бушеля, в одном сетье - 12 бушелей.

Ну-ка, заставляйте их платить! Полностью должны они рассчитаться! Ступайте, забирайте их лошадей, уводите коров и телят, удерживайте их залоги по всем дворам. Пригоняйте побольше, ничего не оставляйте им в подарок! Потому что все вилланы - вероломные предатели...

Если виллан выдает дочь замуж за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину "кюлаж"". Три су причитается ему в виде брачного, и, сир, я клянусь, что есть за что получать ему эти три су. Ибо в давние времена было так, что виллан вел дочь за руку и предоставлял ее сеньору...

Затем приходит Вербное воскресенье. Богом установленный праздник, когда нужно нести пошлину за овец, так как вилланы по наследству получали эту повинность. Но если они не смогут уплатить в срок, то тем самым они передают себя на милость сеньора.

На Пасху опять повинны барщиной. Когда вилланы вспашут землю, идут они в амбар за зерном, сеют и боронят. Каждый обрабатывает один акр под ячмень.

После этого надо ехать в кузницу подковывать лошадей, потому что пора отправляться за дровами в лес...

Затем следует повозная повинность, называемая соммаж: ведь ежегодно они возили хлеб в Домжан. И тут не мало издевались над ними...

Кроме того, на них лежит мельничный бан 2 . Если виллан не рассчитается с мельником, как ему полагается, то мельник возьмет свое на зерне, отмеряя его таким бушелем, что возместит свой помол; а лопаткой загребет себе муки так, что полной меры останется едва половина, и еще прихватит горсточку...

Затем на них лежит печной бан, и это самое худшее. Когда жена виллана туда отправляется (ее давно туда не посылали) и исправно платит свой форнаж, приносит лепешку и подмогу, то пекарша, надменная и важная, ворчит, а пекарь недоволен и бранится, говоря, что он не получил по своему праву; он клянется господними зубами, что печь будет истоплена плохо и что не придется есть хорошего хлеба - он будет непропеченным.

Сир, да будет вам известно, что под небом нет более подлого народа, чем версонские вилланы; это мы знаем твердо...

Повинности крестьян и выкуп

За свои урезанные наделы крестьяне обязаны были по- прежнему платить помещику оброк или отбывать барщину. Кроме того, была установлена так называемая «градация» оброка, по которой на первую десятину крестьянского надела падала половина всего оброка. Поэтому, чем меньше крестьяне получали земли, тем дороже она им обходилась. Крестьяне, оставшиеся на барщине, ежегодно отрабатывали помещику за каждый душевой надел 40 дней мужских и 30 женских. При этом они были обязаны являться на работу со своим инвентарем. За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали «круговой порукой», то есть всем обществом. Повинности крестьян после реформы мало чем отличались от повинностей крепостных и по-прежнему носили феодальный характер.

Освободиться от повинностей крестьяне могли путем заключения выкупной сделки с помещиком. До перехода на выкуп они считались «временнообязанными». Выкупные сделки заключались только с согласия помещиков. Лишь через 20 лет после реформы, в конце 1881 года, был издан закон о прекращении с 1883 года «временнообязанных» отношений и переходе на выкуп всех крестьян.

С 1863 года было издано особое «Положение», которое распространяло реформу на удельных и дворцовых крестьян, эксплуатировавшихся непосредственно царской фамилией.

В 1866 году реформа была распространена на государственных крестьян. Они сразу же зачислялись в разряд крестьян-собственников. За наделы они платили в казну не выкуп, а оброчную подать, размеры которой повышались. Таким образом, в результате реформы были ограблены все крестьяне.

Характер и историческое значение реформы

Падение крепостного права в России было эпизодом смены феодально-крепостнического строя капиталистическим. Историческое значение реформы состояло в том, что она ускорила вступление России в эпоху промышленного капитализма. Наиболее буржуазную сторону реформы составляло личное освобождение крестьян. Крестьянин попал в экономическую зависимость от своего помещика.

Реформа была вынужденной уступкой со стороны царизма и явилась побочным продуктом революционной борьбы, которую вели крестьянские массы и русская революционная демократия. Царизм и помещики смогли добиться обезземеливания крестьян, сохранить многочисленные остатки крепостничества - крупное феодальное землевладение, полуфеодальные методы эксплуатации, царскую монархию, униженность и сословное неполноправие крестьянских масс. Поэтому отмена крепостного права не решила исхода борьбы за тот или иной путь развития капитализма в сельском хозяйстве России.

Барщина (в лат. angaria, в нем. frone, в франц. corvee) – это принудительный труд крепостных крестьян, форма феодальной ренты за пользование земельным наделом, для обеспечения нужд своей семьи. Эту повинность зависимые крестьяне отбывали в виде дарового, обязательного и в основном сельскохозяйственного труда на угодьях и в усадьбе землевладельца.

Для барщинной повинности были характерны принципы:

  1. Рента принималась землевладельцем только в виде труда. Другие повинности крепостных покрывались в виде естественных произведений труда и денег.
  2. Барщина – это обязательный труд, напрямую и юридически установленный сложившимися отношениями между крестьянами и феодалами.
  3. Барщина исполнялась крестьянином в пользу землевладельца (барина от «боярин»). Это отличало барщину от исполнения обязательных работ — натуральных повинностей в пользу государства или общины.
  4. Работы выполняли зависимые (крепостные или временно обязанные) от землевладельца крестьяне.

Способами производства барщинных отработок в основном были:

  1. Пешая – ручная работа крепостного крестьянина.
  2. Конная – исполнение работ на своей лошади, со своей упряжью и инвентарем.

Барщина в средние века была характерна для хозяйственного уклада Франции, Германии, Польши и других европейских государств. Россия тоже имела глубокие традиции барщины, уходящие во времена «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Упоминания о «ролейных закупах» не говорят о полноценной барщине, но создают прямые предпосылки для начала ее формирования и дальнейшего развития.

До XV века барщинные отношения строились на договорной основе, причем крестьянин работал добровольно, без юридического принуждения. В XV, а еще больше в XVI веках устанавливаются фундаментальные принципы, определяющие взаимоотношения крестьян с землевладельцами. Порядные записи подтверждали обязанности земледельцев нести повинности за пользование землями «за кого в крестьянах он живет» (княжечина, монастырщина, боярщина).

На начало XVIII века, точные размеры крестьянского труда на помещичьих землях еще не были определены законодательно. Барщина отрабатывалась двумя способами:

  1. «На одинаковых долях» — крестьянин, поселенный на господской земле обрабатывал такое же количество земли помещика, которое получил от него на крестьянскую выть.
  2. «Сгонная барщина» — массовый выход крепостных на срочные работы (пахота, сенокос, жатва и т.п.).

При Петре I крепостные крестьяне перешли в полную неволю к своим помещиками. Порядок барщины полностью зависел от произвола барина. Крестьяне зачастую отрабатывали повинность, не имея возможности полноценно трудиться на своем наделе. Кроме того, указом от 18 января 1719 года мастеровые и крестьяне окрестных поселений были приписаны к заводам. Так была создана новая разновидность крепостного принуждения и особая форма барщины – приписная (в основном Урал и юг Западной Сибири).

Тяжелая барщинная повинность была несколько облегчена манифестом Павла I от 5 апреля 1797 года. Барщина была ограничена тремя днями в неделю. В последующие до избавления крестьян от крепостной зависимости произошли незначительные изменения.

После Великой крестьянской реформы 1861 года барщина формально видоизменилась в «издольную повинность». С введением в 1882 году обязательного выкупа земли произошла законодательная отмена института барщины. Лишь «отработочная система» еще почти четверть века напоминала о барщине – многовековой тяжелой повинности русских крестьян.