Болезни Военный билет Призыв

Что такое портфолио ученика. Как делается модельное портфолио. советы моделям. Общая форма - индивидуальное наполнение

С итальянским словом «портфолио» в наше время малыши знакомятся порой еще в детском саду. Ну а в школе практически каждый ребенок сталкивается с необходимостью создать эдакий дневник достижений.

Надо заметить, что предложение ввести обязательное изготовление портфолио для школьника не лишено оснований. Во-первых, такая работа объединяет ребенка и родителей, которые совместными усилиями создают нечто, призванное представлять личность ученика. Во-вторых, развиваются нужно придумать оформление, формулировки, создать красивую композицию из текста и изображений. В-третьих, формируется позитивное восприятие себя, ведь в альбом добавляются разнообразные дипломы, грамоты и другие свидетельства детских достижений.

Как сделать портфолио для школьника за 1 час

Самый простой и быстрый вариант - использовать для создания портфолио школьника шаблоны. Это готовые страницы, в которые можно вклеивать или врезать с помощью нужные фото и фрагменты текста. Можно выбрать из огромного многообразия тем и оформлений то, что будет близко ребенку - любимого мультипликационного героя, например. Школьники постарше оценят дизайн в или клубной темы. Для работы понадобится около часа времени, цветной принтер и фотографии в электронном или печатном виде.

Как сделать портфолио для школьника с нуля

Перед тем для школьника, необходимо обсудить с ним вид будущего альбома, его общую тему и конкретные детали. Также важно набросать примерный план. Ниже приведен удобный алгоритм, которым можно пользоваться, создавая портфолио младшего школьника. Он будет отображаться в виде списка листов, которые должны содержаться в папке, а уж как именно их организовать - вопрос ваших предпочтений и возможностей. С учетом того, что в портфолио должны будут добавляться новые страницы, лучше всего выбрать файловую папку на кольцах с толстой картонной обложкой.

  1. Его центральную часть будет занимать фото ученика, а по периметру можно расположить вырезанные из журналов или открыток изображения его любимых мультгероев, игрушек или других предметов увлечения. Здесь же указываются данные ребенка (ФИО, дата рождения) и учебного заведения, в котором он получает образование.
  2. Карман с открытками и поздравлениями, полученными ко Дню Знаний.
  3. Мое имя. Раздел может включать более одного листа. Школьник расшифровывает значение, рассказывает об истории возникновения своего имени. Повествует о том, кто принимал решение назвать его именно так, чем этот человек руководствовался.
  4. Семья. Можно обильно проиллюстрировать раздел фотографиями. Рассказ о каждом из родственников и в целом о семье, каких-то фамильных традициях и других интересных вещах. Отличный вариант - генеалогическое древо, позволяющее ребенку больше узнать о своих предках.
  5. «Это Я». Автопортрет.
  6. Моя рука в 1 (2,3,4…) классе. Предлагается обвести ладонь по контуру или вымазать ее краской и оставить отпечаток на листе (что гораздо веселее).
  7. Мой режим дня. Описание с иллюстрациями.
  8. Увлечения.
  9. Друзья.
  10. Мой город. Краеведческий экскурс в историю родного города, фотографии достопримечательностей и видов, все, что ребенок хочет поведать о своей малой родине.
  11. Как я хожу в школу. Схема маршрута от дома до школы с обязательными отметками в наиболее опасных фрагментах пути, а еще - домашний адрес вашего школьника.
  12. Моя школа.
  13. Любимые учителя. Фотографии, имена и отчества, а также характеристики педагогов, с которыми ученик регулярно взаимодействует.
  14. Мой класс. Общий снимок класса со списком детей. Друзей можно отметить особо.
  15. Расписание уроков. Лист заменяется каждый год или прикрепляется новый.
  16. Кем я буду, когда подрасту. Описание будущей профессии и обоснование ее выбора.

Далее следуют подразделы «Мои достижения» (грамоты и дипломы за участие и победы в различных конкурсах и соревнованиях, благодарственные письма) и «Копилка творчества» (собрание творческих работ за время обучения: рисунки, стихи, сочинения, фотографии поделок).

Зная о том, как сделать портфолио для школьника, вы будете уверенно чувствовать себя, выполняя это задание, сможете проявить больше фантазии, и ваша работа станет тем, что ребенок теперь с гордостью будет демонстрировать в школе и с удовольствием перелистывать дома.

В редаторе релизованы основные страницы (страницы разделители) портфолио ученика начальной школы.

Встроенная коллекция готовых шаблонов поможет в создании необходимых страниц.

В дальнейшем, используя библиотеку клипарта, вы сможете создавать свои неповторимые и уникальные работы, с последующим сохранением на локальный диск.

Файл формата А4 размер 1132х1600 .jpg

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя, отчество, контактная информация и фото ученика.

Раздел «Мой мир»

В раздел помещается любая информация, которая важна и интересна для ребёнка (Страница разделитель)

Моё имя

Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает

Моя семья

Состав семьи. Можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Мой город

Рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы

Мои друзья

Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Мои увлечения

Рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.(Страница разделитель)

Моя школа

Рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах. (Страница разделитель)

Мои любимые предметы

Школьные предметы - заметки о любимых предметах. (Страница разделитель)

Раздел «Моя учёба»

Раздел посвящён школьным предметам (контрольные и проверочные работы, проекты, отзывы о прочитанных книгах, графики роста скорости чтения, творческие работы...) (Страница разделитель)

Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям).(Страница разделитель)

Раздел «Моё творчество»

В этот раздел можно поместить свои творческие работы: рисунки, поделоки, стихи, творческие работы, конкурсы, олимпиады, проекты, награды, занятия в учреждениях дополнительного образования. (Страница разделитель)

Раздел «Мои достижения»

Предметные олимпиады, тестирования по предметам, конкурсы и мероприятия, грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые аттестационные ведомости и т.п.(Страница разделитель)

Раздел «Отзывы и пожелания»

В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. (Страница разделитель)

Раздел «Работы, которыми я горжусь»

В этом разделе ребенок размещает то, что представляет для него наибольшую ценность. (Страница разделитель)

Дополнительные листы

Разлинованный лист

Фото лист (4 вертикальных)

Фото лист (4 горизонтальных)

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

1. «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.

2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)

– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)

– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел 2 – «Мои цели»

Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Раздел 3 – «Социальная практика»

Сведения о поручениях
- Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

Раздел 4 – «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики:

«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 6 – «Рабочие материалы»

(все письменные работы, диагностические работы)

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс

Математика 1 класс

Мир вокруг нас 1 класс

Так я читаю. 1 класс

Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме)

– Учителей

– Родителей

– Педагогов дополнительного образования

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Памятка для ученика по ведению портфолио

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Готовые шаблоны портфолио для школьников. Скачать можно бесплатно, с условием использования только в личных целях. Не допускается публикация листов шаблонов на других сайтах и блогах!

Портфолио ученика в стиле Чемпионата мира по футболу 2018: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон порфолио ученика в морском стиле с 1 по 8 класс: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для 1,2,3,4 классов начальной школы: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио в 1 класс Маша и медведь: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон порфолио ученика начальной школы: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио школьника: 15 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для школы в стиле космос: 12 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в стиле Майнкрафт: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в олимпийском стиле Сочи 2014: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для мальчика "Звездные войны": 18 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон школьного портфолио в стиле Монстер Хай: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в стиле Angry birds: 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио ученика в стиле Спанч Боб (Губка Боб): 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для ученика "Мумми тролли": 16 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для мальчиков "Тачки": 12 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для мальчиков "Человек-паук": 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио ученика в стиле Винни Пух (Дисней): 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для девочек в стиле "Феи": 13 страничек-заготовок в формате ipg.

Шаблон снежного школьного портфолио на Новый год в формате jpg

Шаблон весеннего школьного портфолио в формате jpg

Шаблон портфолио для школы "Золушка": 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для школы Белль из м/ф "Красавица и чудовище": 13 страничек-заготовок в формате ipg. © Мама в сети

Шаблон портфолио для девочек в стиле "Спящая красавица" (Аврора): 13 страничек-заготовок в формате ipg.

Шаблон портфолио в стиле аниме "Мой сосед Тоторо" (Totoro):

12 страничек-заготовок в формате png

Шаблон портфолио ученика старших классов "Из Парижа с любовью": 12 страничек-заготовок в формате jpg

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, - всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио - не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение - создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио - не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио - вот главный актив фотографа.

Базовые знания - объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
  • Вместо заключения

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, - самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио - не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр - уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

Составление

Если у вас нет портфолио - вам нечего продавать.

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио - инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом - в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема - они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио - время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки - время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры - желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим - обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи - им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом - составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно - материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество . Стабильность в работах говорит об уровне - первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии - ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество . Оптимальное количество фотографий - 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, - то ничего страшного, оптимальное количество - не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое - в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает - сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» - вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно - компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете - удобно, отпечатки - весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет - сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде - отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема - технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде - свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги - отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект - свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт - отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии - деньги, если не своими руками - немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение - законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, - это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете. Кому интересно, может почитать , и принять окончательное решение.

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, - займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» - фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом - необходим аккаунт. Опубликовать снимки - легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра - невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети - бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой - ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue - нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance - объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение - зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги - не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение - недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту - позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент - общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО - деньги. Бесплатные решения - вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS - время; подобрать программу - снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение - sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио - обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий - равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле - освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном - никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, - наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио - часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении - для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига - изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, - тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок - трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом - заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, - не пережиток прошлого, а скорее наоборот - базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия - снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии - влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту - не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления - 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал - непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия - необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное - еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора - дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги - величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, - элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты - большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига - не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет - снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю - не ясно. Фотокниги - это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка - еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность - раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его - отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига - странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио - качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема - куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы - пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление - паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев - папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное - не забыть, что аляповатое оформление - плохо, и не потому-что вокруг невежды - не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем - ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, - требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах - лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте - что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, - не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио - демонстрация вкуса.

Обновление

Портфолио - не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения - в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» - ошибка. «Дата изготовления» - не критерий отбора; фотограф должен понять - каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений - показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста - увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений - ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио - хорошо; нет - повод трудиться дальше. Снимок в портфолио - не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио - работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, - фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик - нашел себя.
  • Долговечность - основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки - это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше - полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен - публикуйте, нет - в урну его.

Вместо заключения

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

  • Отбор снимков позади, головная боль впереди - где разместить свое портфолио? Фотосайты - первое, что приходит на ум, но большинство из них […]
  • Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]
  • Повод для написания статьи - желание дополнить, существующие в интернете, руководства по созданию сайта для фотографа. Основа […]

Как заполнить странички портфолио для школьника

1 страница - титульный лист
Фото - выбрать вместе с ребенком
Фамилия-
Имя-
Отчество-
класс-
школа-

2 страница - Автобиография -
В этом разделе можно поместить фотографии разных лет ребенка и подписать их.
Или написать вместе с ребенком автобиографию:
1) Начинается автобиография из представления – указания ФИО, даты и места рождения. Например: «Я, Михайлов Сергей Павлович, родился 19 марта 2000 года в г. Чехов Московской области».
2) После этого напишите адрес проживания (фактический и по прописке).
В автобиографии школьника можно написать об окончании детского сада (наименование и год выпуска).
3) Также необходимо указать название, номер школы, год поступления, профиль класса. 4) Желательно написать об основных достижениях в школе: участии в спортивных соревнованиях, олимпиадах, имеющихся дипломах, наградах.
5) Помимо этого, в автобиографии ученика можно рассказать об основных увлечениях, хобби, навыках владения ПК, знании иностранных языков.

ПРИМЕР - АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Кулагин Сергей Максимович, родился 12 апреля 2001 года в г. Чехов Московской области. Проживаю по адресу: г. Москва, пр. Ленина, 45, кв. 49.

С 2003 по 2007 год посещал детский сад «Звездочка» № 5 в городе Чехов. С 2007 по 2009 год обучался в школе № 3 в городе Чехов. В 2009 году, в связи с переездом семьи в город Москва, состоялся мой переход в школу № 19 имени В.Г.Белинского, где я и обучаюсь по настоящий момент в 8-м классе.

В 2011, 2012 годах награждался грамотой за успехи в учебе. На районной олимпиаде по математике в 2012 году занял 3-е место.

Увлекаюсь спортом – посещаю школьную секцию по баскетболу, принимаю участие в школьных и районных соревнованиях.

3 страница - Моя семья.
Здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье
Для заполнения шаблона пишем состав семьи, можно сделать одну общую фотографию + общий рассказ о семье
или семейное дерево + фото каждого на отдельной странице + небольшой рассказ о каждом члене семьи (пишем вместе с ребенком - например папа со мной ходит на рыбалку, мама вкусно готовит и делает со мной уроки, сестра - играет)

ПРИМЕР 1: с одной общей фотографией:

Семья важна для каждого человека. Всем членам семьи
нужно проявлять тепло друг к другу, уважать родных и
близких. Нужно научиться жить с близкими - будешь
жить в мире и с другими людьми. Недаром русская
пословица гласит: «Лучший клад, когда в семье лад».
Мой папа- Кулагин Максим Иванович, преподаватель математики в школе № 19 имени В.Г.Белинского, 1975 года рождения.
Моя мама- Кулагина Лариса Сергеевна, бухгалтер ООО «Хлебодар», 1976 года рождения.

В моей семье есть бабушка – Владимирова Екатерина
Ивановна.
В нашей семье есть любимые праздники – это встреча
Нового года, Пасха, дни рожденья членов нашей семьи.
Я люблю с мамой лепить пельмени, заниматься уборкой.
Я люблю с папой рыбачить, купаться, но больше всего
я люблю ему помогать во дворе.
Наше любимое блюдо треугольники и
пельмени.

ПРИМЕР 2: каждый член семьи со своей фотографией-
Состав семьи:
Отец – Кулагин Максим Иванович, преподаватель математики в школе № 19 имени В.Г.Белинского, 1975 года рождения.
Мать – Кулагина Лариса Сергеевна, бухгалтер ООО «Хлебодар», 1976 года рождения.
Сестра – Кулагина Инна Максимовна, ученица 10-го класса школы № 19 имени В.Г.Белинского, 1997 года рождения.

4 страница - значение моего имени.
Может быть он назван в честь родственника, это можно указать.
В интернете можно найти значение имени.
Например:
Имя – это личное название человека, которое ему дают при рождении. У каждого имени есть своё толкование. Вот, что означает моё имя:
Марк произошло от греческого имени Маркос, которое в свою очередь произошло от латинского слова «маркус» - молот. Также есть вторая версия происхождения данного имени, что оно происходит от бога войны Марса. Сокращенные варианты: Маркуша, Марик, Маркуся, Мася.

Отчество на Руси появилось не сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый и даётся оно по личному имени отца.
Моё отчество Андреевич

Фамилии долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была «недоступной роскошью». Фамилия человека – это наследуемое семейное наименование.
Моя фамилия----

5 страница - Мои друзья -
фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
Фотография общая с друзьями или каждого отдельно с рассказом.

Примеры:
Это Коля. Я с ним подружился когда ходил в бассейн. Он переехал на нашу улицу недавно. Мы с ним играем и дружим.

Это Алеша. Я с ним подружился когда ходил в детский сад. Он живёт на соседней улице. Мы с ним очень хорошо дружим.

Это Миша. Я с ним дружу с детства. Он приходит к своей бабушке и мы там играем.

Это Андрей. Я с ним дружу очень давно. Мы любим играть в футбол.

6 страница - Мой город (или моя маленькая родина- для частного дома)
Фотография города и несколько строк напишите вместе с ребенком, чем примечателен ваш город.

Пример для \"моя маленькая родина\" + фотография дома:
Родина – это страна, в которой человек
родился, с которой связана жизнь его семьи и жизнь всего
народа, к которому он принадлежит. Существует два
понятия – «большая» и «малая» Родина. Большая родина –
это наша огромная страна с гордым названием Россия.
Малая Родина – это место, где ты родился, это дом,
в котором ты живешь. Недаром русская пословица гласит:
«Человек без Родины, что соловей без песни»

7 страница - Мои увлечения
(в каких секциях или кружках занимается)
Например: фото - ребенок рисует, играет в компьютер, занимается спортом, собирает лего и т.п.
Фото + подпись (я люблю рисовать, играть, заниматься спортом)

8 страница - «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

9 страница - Мои достижения
Этот раздел может включать рубрики:

«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),
«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности

10 страница – Общественная работа (Социальная практика)

Сведения о поручениях
- Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

11 страница - Моя первая учительница
Фото + вместе с ребенком написать несколько предложений о своей учительнице (как зовут, за что любим, строгая, добрая)
12 страница - МОЯ ШКОЛА
Фото школы + текст: номер школы и вместе с ребенком написать: почему ему нравится учиться в школе