Болезни Военный билет Призыв

Районная олимпиада по русскому языку 6

Уроки русского языка помогают учащимся 6 класса получить знания о лингвистике и ее разделах. Ребята узнают о лексике, словообразовании и орфографии, знакомятся с такими частями речи, как имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Чтобы ученики не теряли интерес к изучению родного языка, учителю нужно уделять много внимания различным методам систематизации и контроля знаний. Олимпиады по русскому языку способствуют усилению мотивацию к обучению и дают возможность оценить знания школьников.

Примеры заданий, представленные на этой странице собраны в помощь учителю и родителям, помогающим ребенку готовится к олимпиаде по русскому языку. Ко всем заданиям указаны правильные ответы, поэтому сайтом можно пользоваться и самим школьникам во время самостоятельной подготовки.

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься
Г) ясли
Д) боюсь

2. В каких словах ударение падает на первый слог?
А) Хвоя
Б) сорит
В) досуг
Г) удить
Д) древко

3. Какие слова не являются синонимами?
А) Погасить – потушить
Б) лелеять – нежить
В) бесхитростный – незатейливый
Г) горе –случай
Д) солидный – видный

4.В какой паре слов нет рифмы?
А) документ-инструмент
Б) обидно-завидно
В) алфавит-позвонит
Г) торты-мосты

5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.
А) чешка
Б) полька
В) француженка
Г) финка
Д) голландка

6. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело
Б) длань
В) барщина
Г) ланиты

7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
А) откро..те, пове..ло
Б) отп..реть, задерж..м
В) выж..г, раста..т
Г) выгор..т, расскаж..т

8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
А) прилягте
Б) ехайте
В) повтори́м
Г) хотите

9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
А) камень
Б) разносить
В) разведывать
Г) автомат

10. В каком слове пишется одна буква Н?
А) обществе..ый
Б) страуси..ый
В) стекля..ый
Г) стари..ый

Открытые вопросы

Вопрос 1
Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный
Лень — … — ленивец
Цена — … бесценность

Вопрос 2
Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

Вопрос 3
Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

Вопрос 4
Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

Вопрос 5
Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Творческие задания

Задание 1
ВСоставьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

Задание 2
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

Задание 3
Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое

Задание 4
К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый — …
Сладкий — …
Острый — …
Золотой — …
Свежий — …

Задание 5
Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?
Б) Какие конфеты содержат мел?
В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
Г) Какое животное жить не может без уроков?
Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Д А,Д Г Г В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В Б А Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)
Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)
Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)
Ответ на вопрос 2:
А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе
Ответ на вопрос 3: ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча
Ответ на вопрос 4:
Делу время, а потехе час
Один в поле не воин
Не все то золото, что блестит
Не боги горшки обжигают
Ответ на вопрос 5: рыба-зебра, многочисленным

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
восходящая звезда — угасшее светило
денежный мешок — ни гроша за душой
повесить нос — воспрянуть духом
спустя рукава — до седьмого пота,
как кошка с собакой — не разлей вода
Пример ответа на творческое задание №2 Среда, слово, кайма, насос, спаниель
Пример ответа на творческое задание №3
Выучить стих — ветер стих,
русская печь — печь пироги,
жаркое лето — приготовить жаркое.
Пример ответа на творческое задание №4
Тяжёлый стол — тяжелый туман
Сладкий торт — сладкий сон
Острый нож — острый язык
Золотой кулон — золотой человек
Свежий хлеб — свежий анекдот
Пример ответа на творческое задание №5
А. репа
Б. карамель, мармелад
В. иней
Г. сурок
Д. рис

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Школьный тур

расивее, звонит, искра, баржа, арахис, кулинария, обеспечение, договор.

палитр а ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

р а. Объясните.

3. Сколько звуков [о] в предложении:

Они всё громче звонят во все колокола.

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? Подтвердите свой ответ.

стульчик, перчик, пончик, горошинка, пушинка, речонка, издалека, печёнка

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

(" большой" "), коло ("круг", "окружность "), тук (" "жир ""). с этими корнями?

ЛО.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым мартом.

3) Брат одел шапку и вышел на улицу.

Ответы:

1. Расставьте ударение в словах: к раси вее, звони т, и скра, ба ржа, ара хис, кулина рия, обеспе чение, догово р.

Всего - 4 б

2. Из звуков, входящих в слово палитр а ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палит р а.

л апа, п ир, т ир

Объясните. Не совпадают по «мягкости-твердости»

Всего 4б

3. Сколько звуков [о} в предложении:

Они всё гро мче звонят во все колокола. (два звука)

Подчеркните буквы, на месте которых произносится [о].

Всего - 1 б

(0,5 балла за правильный ответ)

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? МОЖЕТ

Подтвердите свой ответ. Ветер дует, воет, свищет. Встретились лиса и заяц. 2б (по 1 баллу за пример с и)

Всего – 3б

5. Разберите слова по составу: стуль-чик, перч-ик, пончик, горош-ин-к-а, пуш-инк-а, реч-онк-а, из-дал-ек-а, печён-к-а

Всего - 4 б

(0,5 балла за правильный ответ)

6. Объясните значение иноязычных элементов:

анти- против; антивозрастной

би- два; биметаллический

гео- земля геодезия

хроно- время хронометр

нео- новый неологизмы

(0,5 балла – объяснение; 0,5 – пример)

Всего – 5б

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

7. Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий (" большой" "), коло ("круг", "окружность "), тук (" "жир ""). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

велий - ВЕЛИКИЙ, коло - КОЛЕСО, тук – ТУЧНЫЙ

Всего – 3б

8. Вы знаете лишь две последние буквы слова: - ЛО. Слова каких частей речи это могут быть? Обоснуйте ответ.

    Стекло, сало – сущ., где Л входит в корень, О – окончание;

    Весело – наречие, где Л входит в корень, О – суффикс;

    Бело – краткое прилагательное среднего рода;

    Мело, дуло – глагол прошедшего времени.

Всего – 4б

(по 1б за каждую часть речи)

9. Найдите и исправьте ошибки.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет с ним в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым марта .

3) Брат надел шапку и вышел на улицу.

Всего – 3б

Олимпиада по русскому языку для 6 класса

Задание 1 . Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале . Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б , ] и т. д.

Задание 2 . Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь .

Задание 3 . Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

Задание 4 . Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.

Задание 5 . Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

Задание 6. Отгадай слова:

1) С буквой «Д» я – время суток,

Не сочтёшь во мне минуток.

Коль на «Т» заменишь «Д»,

Буду я с тобой везде.

Стану шастать по пятам,

По дорожкам и кустам.

Куда ты – туда и я,

Не прогонишь ты меня.

2) Часть первая – согреет дом,

Есть в тепловой машине.

Вторая – на лице мужском.

Всё слово – в море синем…

Хотя простое полотно,

Но судно двигает оно.

3) Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе.

Шофёру каждому в дороге

Могу я пользу принести.

Но поменяй местами слоги-

И буду я в лесу расти.

Задание 7 . Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

Задание 8 . В какой сказке А. С. Пушкин слово « лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

Задание 9 . Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово « язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 11 . Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках .

Ответы на олимпиадные задания для 6 класса

Задание 1 . [в, ф, т, р, м, ч , , с, н, з, б, л , , г] : по 1 баллу за каждые 3 правильно указанных звука из 12 (всего 4 балла).

Задание 2 . Ст а туя, призывн и к, магаз и н, ненав и деть, ср е дства, инструм е нт, килом е тр, стол я р, шоф е р, догов о р, кварт а л, звон и шь: по 0,5 балла за правильное слово (всего 6 баллов).

Задание 3 . Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).

Задание 4 . Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель- □, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово (всего 3 балла).

Задание 5 . Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин): по 0,5 балла за каждое правильно прокомментированное слово (всего 5 баллов).

Задание 6 . 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).

Задание 7 . Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).

Задание 8 . «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»: по 1 баллу за правильный ответ на каждый из 2 вопросов (всего 2 балла).

Задание 9 . По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).

Задание 10 . Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

Задание 11 . Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).

Всего за работу – 50 баллов.


1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

3. Подберите к словам Грусть , Темнота, доброта, вежливость антонимы.

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст.

5. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман – норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

6. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий – …….. редкостный; 2) Лень – …. ленивец; 3)Цена – …. бесценность.

7. В каждой группе вычеркните “четвертый лишний” фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое.

9. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

10.

Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.

Ответы и критерии оценивания

1. Результат, бассейн, телеграмма, роскошь. (4 балла)

2. ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.(10 баллов)

3. Грусть – радость , Темнота – свет, доброта – злость, вежливость Грубость. (4 балла)

4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец. (5 баллов)

5. Адрес. Волос. Майка. Сосна. Спаниель. (За каждое слово – 1 балл. Всего – 5 баллов)

6. Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный); 2) Лень – ленивый – ленивец

(суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –

Бесценность (суффиксальный). (3 балла)

7. 1. Кот наплакал.

2. Вилами по воде писано.

3. Черепашьим шагом. (3 балла)

8. Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 6 баллов)

10. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.

(По 0,5 баллов за орфограмму. Всего – 7 баллов)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

2.Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Нос Посинел от холода. Посиневшие Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз.

4.Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

6.Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

Рукой подать

Вставлять палки в колёса

Бить баклуши

7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:

Как он Смел ! Как он Смел ? Больной ребёнок. Больной Выздоровел.

8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающий всем.

9. Продолжите пословицы и поговорки: А) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …

10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.

Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса)

1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)

2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)

3.Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)

4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)

5.Трасса – дорога, дискуссия – спор, авеню – улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)

6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово

Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.

С гулькин нос – очень мало

Поднять на смех – осмеять

Рукой подать – очень близко

Вставлять палки в колёса – препятствовать

Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)

7.Как он Смел (краткое прилагательное) ! Как он Смел (глагол) ? Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) Выздоровел. (4 балла)

8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)

9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)

10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.

Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.

Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, имитация, пролог .

3. В каком из предложений слово Пробежала Употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

5.Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

6.Какой частью речи являются выделенные слова? Как называется это явление?

В полях, не кошенных Косой ,

Все утро дождик шел Косой .

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла ,

В ладонь цветка она Стекла . (Л. Кондырев.)

7.Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

8.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых.

9. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.

10.Вставьте пропущенные буквы. С каждым словом составьте словосочетание. Укажите вид связи в составленных словосочетаниях.

В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц, Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны, пр…образовать.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 8 класса)

1.ПонялА, договОр, языковОе явление, принялА, обеспЕчение, дефИс.(3 балла)

2.Актуальный - важный; Антракт - перерыв; Лозунг - призыв; Миссия - представительство, роль; Финал- завершение, конец; Эпилог – заключительная часть; имитация - подражание, подделка; Пролог - вступительная часть. (8 баллов)

3. Во 2-м и 3-м предложениях слово Пробежала употреблено как метафора. (2 балла)

4.Грамм - граммов; Дело – дел; Мандарин - мандаринов; Носки - носков; Помидор - помидоров; Рельсы - рельсов; Чулки - чулок; Яблоки - яблок.(4 балла)

5.Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый. (3 балла)

6.В полях, не кошенных Косой (существительное),

Все утро дождик шел Косой (прилагательное).

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла (существительное),

В ладонь цветка она Стекла (глагол). (Л. Кондырев.)

Языковое явление – омонимы. (6 баллов)

7.Зарубить на носу - запомнить; Мозолить глаза - надоедать; Точить лясы - разговаривать; Клевать носом - дремать. (4 балла)

8.Пять - количественное числительное; Пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; Пятерка - существительное; Пятак - существительное; Впятером - наречие; В-пятых - наречие. (7 баллов)

9. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц,

Жителям пострадавшего от наводнения села была оказана своевременная помощь.

Издалека были видны плывущие по воде бревна.(3 балла)

10. Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, гигантский, колоссальный, современник, привилегированный, чувствовать, эшелоны, преобразовать.(10 баллов: за орфограмму по 0,5 и за словосочетание по 1 баллу)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место