Болезни Военный билет Призыв

Защита школьного портфолио в начальной школе. Образец портфолио ученика начальных классов: фото с пояснениями. Что такое портфолио

Учитель начальной школы

МАОУ «СОШ № 77» г. Перми

Зайдулина Гузалия Набиуллаевна

ФГОС НОО и портфолио первоклассника

Организация работы учащихся с портфолио в 1 классе.

С чего начать? Попросить родителей закупить папки с определённым количеством файлов или сказать ребятам, чтобы завтра принесли из дома папку? Современные родители не поймут учителя. Поэтому самым важным, на мой взгляд, является на первом этапе ознакомление родителей с «Положением о Портфолио». На родительском собрании рассказываю о целях, задачах, технологи ведения портфолио согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Сообщаю о том, что «Портфолио – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения учеников в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд), также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющие:

    поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

    формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

    формировать умение и навыки учиться – ставить цели, планировать и организовывать, корректировать и рефлексировать собственную учебную деятельность;

    укреплять взаимодействие с семьёй ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребёнка и совместной деятельности с учебным заведением.

Родителям необходимо знать, что ведение портфолио в начальной школе может повысить образовательную активность их детей, уровень осознания ими своих целей, возможностей и проследить индивидуальный прогресс учащегося, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников. В составлении портфолио – важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

На мой взгляд, одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, ребёнком и педагогом, потому что:

    портфолио для родителей – это возможность видеть рост своего ребёнка, развитие в интеллектуальном плане и творчестве;

    портфолио для ребёнка: свидетельство об активности ребёнка в разных видах деятельности в школе и за её пределами; возможность самостоятельно работать с документацией и развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства; инструмент развития самооценки, самоконтроля; умение рефлексировать свои достижения и успехи;

    портфолио для администрации – внутренняя и внешняя проверка достижений учителя и учащихся;

    портфолио для учителя: контроль над развитием и ростом ученика;

инструмент формирования регулятивных и личностных УУД; возможность отслеживать уровень достижения каждого ребёнка; показатель того, что ребёнок серьёзно увлечён движением вперёд, радуется своим победам. Работа по технологии портфолио позволяет учителю: оценить уровень самостоятельности детей; выявить проблемы в формировании у них самооценки; определить преобладающую мотивацию ребёнка; оценить уровень владения умения и навыками.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению. Портфолио представляет собой одновременно форму, организацию, процесс и технологию работы учащихся с продуктами их собственной деятельности (творческой, исследовательской, проектной), предназначенными для анализа, презентации, оценки и осознания ими результатов своей деятельности.

Самым сложным этапом является знакомство детей с лексическим значением слова «Портфолио» и организацией заполнения вкладышей («Титульный лист», «Содержание» и т.д.)

Первый раздел – ознакомительный, в котором ребёнок рассказывает о себе. «Мой портрет», небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Список долгосрочных и краткосрочных планов учёбы. Вложен безопасный маршрут «Дом – школа – дом». На этот раздел уходит не так много времени. В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику оказывают родители. Во время внеурочной деятельности оформляем первый в жизни первоклассника лист – рефлексии с целями и учебными задачами на этот учебный год.

Второй раздел «Портфолио документов и работ» (Официальные документы, творческие работы, памятки, полезная информация). В этом разделе заголовки вкладышей посвящены конкретному школьному предмету. Второй раздел включает в себя достижения и успехи ребёнка за данный год обучения, заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов. В состав портфолио каждого ребёнка могут входить: подборка работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, глубину знаний; материалы стартовой диагностики, результаты тематического и итогового тестирования, результаты комплексных итоговых работ.

Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. По окончании праздников ребята оформляют отзыв о нём, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

В разделе «Мои достижения» размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Всё располагается в хронологическом порядке. В портфолио могут результаты, достигнутые учащимися не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, оздоровительной, трудовой деятельности. Совокупность всех материалов позволяет дать объективное, целостное представление об основных достижениях, продвижении во всех значимых аспектах обучения в начальной школе, характеризовать ребёнка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.

На первых этапах в сентябре, практически без помощи родителей, приходится много сил и времени уделять обучению, алгоритму заполнения портфолио. Когда этот алгоритм освоен всеми (примерно через 1-2 месяца), его использование значительно повышает эффективность работы учеников самостоятельно. Учащимся достаточно несколько минут, чтобы оформить лист – рефлексии для определённой работы, занести её в необходимый файл и поставить отметку в чек – листе.

Портфолио хранится в классе на видном и доступном месте, учащийся в любое свободное время может его взять и заполнить. Пополнять содержимое портфолио и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Я же обучаю порядку пополнения портфолио. Важно, что ученик не просто выбирает какую – то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Так, например, если выполнена объёмная работа (поделка), то учащийся может поместить её фотографию.

Необходимо с самого начала построить работу таким образом, чтобы ребёнок сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно произойдёт осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений (количество работ вложенных учащимися 1 класса должно быть не менее двух по предмету за четверть).

В конце года обучения производится анализ личных достижений обучающегося во время трёхсторонней конференции. К данному мероприятию готовимся заранее. Учимся с детьми презентовать своё Портфолио, отвечать на вопросы. Готовимся и с родителями к данному образовательному событию. На собрании информирую их как всё, будет происходить, в чём заключается их функция (активного слушателя, который интересуется всем и задаёт вопросы)

Критерии оценки портфолио определяются индивидуально: творчество; факторы, отражающие развитие ребёнка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материал. Важно напоминать учащимся девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио как инновационный продукт носит системный характер!

Как составить Портфолио ученика?


Портфолио для школьника .

    папка-регистратор,

    файлы… нет, не правильно, мно-о-о-го файлов,

    бумага А4,

    цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком),

    принтер,

    ну и, конечно же, терпение и время.

Задача родителей - помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:



    Титульный лист портфолио ученика

На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.

    Содержание – на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

    Раздел - Мой мир :

В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:

Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.

Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.

Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.

Мой город (Я живу) - в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.

Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.

Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.

Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.


    Раздел - Моя школа :

Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.

Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.

Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).

Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.

Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.

Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.


    Раздел - Мои успехи :

Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы - самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.

Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).

Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.

Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.

Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок

Табель успеваемости за учебный год


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Портфолио ученика 2 «А» класса школы №1003 г. Москвы Молотова Егора Авторы: Храброва Юлия Николаевна – классный руководитель, Молотов Егор Вадимович – ученик 2 «А» класса. 2013 г.

Здравствуйте, это я – Молотов Егор. С помощью своего портфолио я хочу рассказать всем о своих достижениях, увлечениях, жизненных целях и многом другом.

1 сентября 2012 года я пошел в первый класс. У меня появилось 27 новых знакомых. Это мои одноклассники

А это мой классный руководитель – Юлия Николаевна.

В ходе выполнения разных заданий, участвуя в коллективной интересной работе, я приобрел самых близких друзей.

Кайнаров Фахриддин Николенко Андрей Тарлев Тудор Мадунцева Линда

Общаясь ежедневно с ними, я понял: чтобы было много друзей, нужно быть внимательнее к ним, уступать и уметь договариваться.

Мои любимые учебные предметы: окружающий мир, физкультура, ИЗО, технология.

Несмотря на то, что среди любимых предметов нет русского языка, математики, литературного чтения, я имею по ним хорошие результаты. ФИО ученика Мат. 22.10. Мат. 4.12. Мат. 25.12. Русск. яз. 22.10. Русск. яз. 28.11. Русск. яз. 25.12. Молотов Егор Вадимович 90 84 86 90 77 90 Процент выполненных заданий в проверочных работах по русскому языку и математике Количество прочитанных слов в минуту

За время учебы я поучаствовал во многих конкурсах, олимпиадах, праздничных концертах, экскурсиях. Н а праздниках я читаю стихи и мне нравится это делать Не меньше мне нравится чаепитие И дискотека!!!

Люблю посещать экскурсии, а потом узнавать самостоятельно или с помощью родителей дополнительную информацию из энциклопедии и интернета. Эта экскурсия посвящена войне 1812 года.

Люблю участвовать в исследовательской работе Проект «Создание и исследование игрушки-балансира и игрушки-вертушки» Проект «Зимующие птицы школьного двора»

Вот моя первая грамота. Я стал лауреатом окружного конкурса «Мир моих увлечений» .

Также за участие в школьных конкурсах я имею грамоту

Работы, которыми я горжусь.

Эта награда за успехи в творческих конкурсах всероссийского значения.

Имеется у меня два диплома победителя викторины и олимпиады.

И вот я уже во 2-ом классе. Мои цели на будущее: учиться на «хорошо» и «отлично»; добиваться успехов в своем творчестве.

Пожелания моих друзей Учитель: «Егор, будь увереннее в себе, не нужно бояться ошибок». Одноклассники: «Егор, учись только на пятерки!»

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений обучающегося: оно представляет собой комплект документов, демонстрирующий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, позволяет учитывать результаты, достигнутых в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, спортивной) и является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания , но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио, благодаря своим особенностям, может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования: предметных, метапредметных и личностных. Однако использование портфолио в этих целях возможно только при соблюдении ряда условий.

Первым из важнейших условий является необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального образования:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

На сегодняшний день четких требований к видам портфолио, структуре портфолио и его материалам по ФГОС НОО нет.

Несмотря на данное утверждение, «Портфолио» должно содержат систематизированные материалы для наблюдений за процессом формирования у учеников универсальных учебных действий. Оценка учебных достижений ученика построена на основе стандартов второго поколения. В портфолио также могут быть представлены материалы для осуществления школьниками самодиагностики в области развития собственной личности, что способствует формированию у них основ самопознания и самовоспитания, развитию личностной культуры.

Особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей по формированию у младших школьников положительного эмоционального отношения к окружающему миру.

При использовании технологии портфолио следует иметь в виду, что формировать портфель индивидуальных достижений должны не учителя, а сами дети.

Портфолио в начальной школе носит обучающий характер и предназначено для формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.

Какие материалы могут храниться в папке для портфолио?

1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

2. Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.), которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), другие учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и прочие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов и с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

Сам портфолио заполняется учащимися на уроках, классных часах, занятиях, отведенных под внеурочную деятельность, дома. Портфолио не является учебником и имеет структуру, которая предполагает систематическую работу в течение всего учебного года.

Структура портфолио ученика начальной школы по ФГОС.

Портфолио может состоять из следующих разделов:

    Титульный лист портфолио содержит основную информацию (фамилию, имя, отчество ученика, учебное заведение, класс).

    Раздел «знакомьтесь, это я» - это начало работы с портфолио, где ребенок получает представление о том, что такое портфолио, как и зачем нужно его вести. В этом разделе может быть тема «Моя семья. Под крышей дома моего. Моя родословная. Мои родственники по линии мамы/папы».

    Это тема предназначена для совместной работы родителей и детей. Планировать эту работу необходимо заранее, желательно предварительно подготовить к работе с этой стемой и родителей, и детей. Для этого можно провести один-два классных часа, совместное коллективное творческое дело «Родители + дети» или родительское собрание с участием детей.

    Раздел портфолио «моя школа» в этот раздел могут войти темы по здоровьюсбережению. Сюда входят такие понятия, как: распорядок дня, зарядка, информация о здоровом питании, а также правила безопасности.

    Раздел «мой класс» в данном разделе рассматриваются темы: «Законы школьной жизни» и «Традиции моего класса».

    Раздел «мои учебные достижения» - самый большой раздел, потому что именно за счет основных компонентов образовательного процесса (учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана) обеспечивается достижение метапредметных результатов. Основным объектом оценки этих результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

    Страницы этого раздела помогут учителю сформировать у ребят умения:

    • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
    • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
    • искать средства для ее осуществления.

    Работа с этим разделом идет весь учебный год на уроках, классных часах, на внеклассных мероприятиях по предмету.

    Раздел «мои достижения» в этом разделе рекомендуется отмечать, когда и в каком мероприятии школьник принимал участие. Для оценки достижений учащегося не обязательно смотреть все работы в папке. Об активности школьника может рассказать информация данного раздела.

    Раздел «мои проектные и исследовательские работы» проектная и исследовательская деятельность в начальной школе позволяет учителю не только формировать, но и развивать уже сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. В данном разделе могут быть описаны участие и сами проекты и исследования школьника.

    Раздел «пожелания и отзывы» в данном разделе могут быть оставлены пожелания учителя, родителей, одноклассников и их отзывы о портфолио школьника.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при 5. Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся. 6. Структура и содержание «портфолио».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель портфолио ученика начальной школы

в условиях введения нового ФГОС.

Положение о «портфолио» обучающегося.

  1. Общие положения.
  2. Цель и задачи «портфолио».
  3. Оформление « портфолио».
  4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося.
  5. Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся.
  6. Структура и содержание «портфолио».

1. Общие положения

  1. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы.
  2. Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и
  3. позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
  4. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

2. Цель и задачи «портфолио»

Цель «портфолио» :

  1. представить отчёт по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом,
  2. обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте,
  3. продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Задачи:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  1. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио. а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" .

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

3. Оформление « портфолио».

  1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой в ОУ
  2. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

Систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;

Достоверность сведений, представленных в портфолио;

Аккуратность и эстетичность оформления;

Разборчивость при ведении записей;

Целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

Наглядность;

Сохранность портфолио (по усмотрению ОУ).

  1. Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
  2. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося.

В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.

При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

  1. обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
  2. заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
  3. классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
  4. учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
  5. педагог-психолог, проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

5. Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся.

Учёт результатов позволяет сделать выводы:

  1. о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  2. о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач;

Портфолио учитывается:

  1. при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников;
  2. при проведении внутришкольного контроля;
  3. в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).

6. Структура и содержание «портфолио».

«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим .

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.

"Мой характер" - рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».

Раздел посвящён школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.

РАЗДЕЛ «МНЕ ИНТЕРЕСНО».

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Сюда же можно включить рассказ ребёнка о своём хобби.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно!!! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.

Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.

Этот раздел включает в себя:

*исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

*проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);

*работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);

*другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);

*занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);

*иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские

способности обучающихся.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».

Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Этот раздел включает в себя:

*предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

*мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;

*тестирования по предметам;

*конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;

*документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

В Портфолио ученика начальной школы главным является подраздел «Моё творчество», а не «Мои достижения». Именно ему следует уделять больше внимания и постоянно заполнять новыми материалами.
И не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учёба для вашего ребенка не превратилась в гонку за отличными отметками, грамотами и дипломами.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ».

В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Раздел включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме и проч.

Раздел включает в себя характеристики отношения учащихся к людям и различным видам деятельности. Отзыв преподавателя. Краткая характеристика ученика, которая описывает его участие в учебной деятельности. Заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие данный школьник. Рецензия на статью, проект, исследовательскую работу.

Благодарственные письма из различных органов и организаций.

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей