Болезни Военный билет Призыв

А.н.голицын - владелец имения в гаспре. — А сейчас есть шанс собрать всех Голицыных

Старый князь Голицын любил рассказывать о лете, проведенном на вилле под Ниццей, на юге Франции. Он подробно описывал великолепный сад с цитрусовыми деревьями и пышными кустами роз, старинный палаццо, в котором музицировали вечерами его друзья. Здесь собирались певцы и оркестранты, в их кругу можно было столкнуться с выдающимся дирижером, виолончелистом, скрипачом.

А какие были ночи! Шорохи тенистых аллей, шепот глянцевитых листьев магнолии, аромат кипариса…

Князь с герцогом были приглашены на симфонический концерт. В первом отделении слушали "Итальянское каприччио" Чайковского, а во втором - "Балладу" Шопена.

После Ниццы - путешествие по Франции, потом - Швейцария, Цюрих. На водах старался поправить здоровье, лечился. В Польше гостил у Цявловских. Там тоже музицировали. Но молодежь предпочитала оперной музыке цирк. Это не импонировало старому князю-эстету, даже шокировало его.

Возвращение в Россию было ознаменовано турне по Крымскому побережью Черного моря, к целебным источникам. Целое лето - смена впечатлений.

Но тут надвигалось нечто экстраординарное, о чем не хочется даже вспоминать. Уж было не до музицирования, пришлось задуматься об эмиграции.

Все это не раз вспоминал князь Голицын, объясняя, как затем оказался за рубежом, вдали от России, и почему больше не отдыхает на вилле под Ниццей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Приятные воспоминания уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Дмитрий Сергеевич Мережковский работал над романом "Александр I" уже во время восемьдесят третьей годовщины восстания на Сенатской площади. Этот роман - многоплановое произведение. Центр тяжести рассредоточен на нескольких центральных персонажах: сам император; "вольнодумец" и декабрист князь Валерьян Голицын; его любимая, угасающая от чахотки незаконная дочь Александра Софья Нарышкина; несчастная супруга царя Елизавета Алексеевна. Все они действуют на широком историческом фоне - петербургский свет, участники дворянского заговора, тайная жизнь масонских лож
    1. Пользуясь текстом и картами, укажите особенности природы Франции. Как влияет на нее географическое положение? Франция омывается водами Атлантического океана и Средиземного моря. Хорошо увлажненный северо-запад страны с равнинным рельефом обеспечивает население Франции основными продуктами питания и дает возможность экспортировать продукты питания в другие страны. Субтропический средиземноморский климат южных побережий Франции создает уникальные условия для выращивания субтропических культур и различных сортов винограда. Юг Франции представляет собой сплошную рекреационную зону. 2. Пользуясь комплексной
    С недавних пор в России стали отмечать 14 февраля - День святого Валентина. Трудно понять, почему именно его - день казни гонимого в Римской империи христианского священника, в которого, по некоторым легендам, была влюблена слепая дочь тюремщика Астерия. Правда, по одной из версий Валентин, давший обет безбрачия, сам влюбился в девушку и накануне казни написал ей трогательное письмо, а кроме того, по некоторым сведениям, вернул возлюбленной зрение. Бытует и более
    Классицизм (от лат. classicus - образцовый) 1) Литературно-художественное направление (а также эпоха и стиль) XVII- XVIII вв., сформировавшееся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами "подражания природе", соблюдения чувства меры, стремления к гармонии. Литература классицизма выработала свод четких законов и правил, предполагавший разделение жанров, тем и стилей. 2) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII века.
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы - это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части - ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
    Жизненные искания князя Андрея Болконского состоит из многочисленных переломов и потрясений. С первых страниц романа встречаем мы князя Андрея уверенным в себе человеком. В это время он находится под влиянием образа Наполеона. Болконский уверен, что рожден для славы и где-то его ждет свой «Тулон». Он мечтает спасти всю армию императора и, совершив этот подвиг, пройти всю иерархическую лестницу до звания фельдмаршала вместо Кутузова. Андрей Николаевич живет только для карьеры, для «других».
    Роман В. Барки «Желтый князь» - первое в украинской литературе великое прозаическое произведение о голодоморе 1933 года. Василий Барка - украинский писатель. Пережив страшные года голодомора 1933 года, после эмиграции за границу написал роман «Желтый князь» об этих страшных событиях. Название романа символическое: образ «желтого князя» - это образ демона зла, который наносит разрушение и опустошение, смерти. «Желтый князь» В. Барки - откровенный рассказ о трагедии голодомора 1933 года. Трудное
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Потомок одного из самых известных княжеских родов России художник Иван Голицын — о том, как его семье удалось выжить и сохранить историческую память на протяжении многих веков


Поводом встретиться с Иваном Илларионовичем из знаменитого рода Голицыных стала выставка его деда, князя Владимира Михайловича Голицына, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Владимир Голицын иллюстрировал книги и журналы, в том числе знаменитый "Всемирный следопыт", изобретал и сам рисовал детские настольные игры, расписывал шкатулки и пеналы. Он, можно сказать, положил начало династии художников в знаменитой фамилии, хотя среди Голицыных кого только не было — и воеводы, и градоначальники, и воспитатели царей... И как все эти профессии и интересы уживались в одном роду?

С Иваном Илларионовичем мы встретились в знаменитом доме художников — "Красном доме в Новогиреево", и разговор сразу зашел о высоком.

— Давно ли князья Голицыны рисуют?

— У дворян не было принято зарабатывать живописью, актерством или, к примеру, знанием иностранных языков. Думаю, первой в роду живописью заинтересовалась моя прапрабабушка, Софья Николаевна Голицына. Она происходила из семьи Деляновых, ее дед был героем войны 1812 года (его портрет висит в знаменитой военной галерее Эрмитажа), отец — директором Лазаревского института (до революции высшее учебное заведение для армян в Москве.— "О" ), муж, по которому она и стала Голицыной, — городским головой... Софья Николаевна была монархисткой и не признавала либеральных взглядов мужа и сына. А вот во всем, что касается культуры, напротив, была очень продвинутой. Устраивала рисовальные вечера, где бывали Серов, Поленов, Саврасов, Коровин... Брала уроки у Саврасова и сама выступала в качестве модели. Конечно, всерьез о профессии речи не шло — она рисовала акварелью, этакое дамско-натурное рисование. И все же в каком-то смысле Софья Николаевна была первопроходцем среди Голицыных.

— А как получилось, что рисовать начал ваш дед? Гены?

— Возможно. Рисованием он увлекался с детства, сохранились его альбомы с батальными сценами, кавалеристами, пехотинцами — все это так и могло остаться детской забавой. Но в 1917-м все рухнуло, а рисование стало способом выжить. Навыки, полученные в дворянской семье, вообще помогли многим Голицыным: им приходилось зарабатывать репетиторством, актерством, переводами... Но это не значит, что семье легко жилось: понятие "социально чуждого элемента" никто не отменял. Голицыным пришлось бежать из Москвы от голода и арестов в Богородицк, к Бобринским, с которыми они породнились (за одного из них вышла дочь моего прапрадедушки, Владимира Михайловича). Бобринские, напомню,— это потомки Екатерины Великой и ее фаворита Григория Орлова. Когда у них родился сын, его, по легенде, отправили за границу в бобровой шкуре — отсюда и фамилия. Так вот Бобринские тогда жили во флигеле собственного дворца и потеснились, чтобы дать крышу над головой Голицыным.

В Богородицке дед заведовал плакатной мастерской, работал художником в театре, именно оттуда он поехал на север. Чем он только не занимался! За роспись деревянных шкатулок был удостоен золотой медали на выставке в Париже в 1925 году — тогда искусство новой Советской России произвело настоящий фурор. Потом работал над приключенческим журналом "Всемирный следопыт" — его закрыли за излишний демократизм. Рисовал настольные игры: "Пираты", "Захват колоний", "Юнга"... Четыре раза деда арестовывали. Его вызволяли друзья-художники — Кончаловский, Щусев. Последний арест случился в 1941-м, а два года спустя дед умер в тюрьме, от истощения. В 1990-е, когда открыли архивы КГБ, удалось сделать копию следственного дела и узнать, что донос на него написал сосед. Причем вскоре, отправляясь в эвакуацию, сосед оставил у нас свою больную мать. Как это могло сочетаться, понять трудно.

Знакомые все лица


— Как я понимаю, Голицыны не только рисовали, но и позировали. Что стало с семейными портретами?

— Если вы о самых известных портретах Ивана Алексеевича Голицына и Анастасии Петровны Голицыной (Прозоровской), то с ними, к счастью, все в порядке. Их автор — Андрей Матвеев (один из основателей портретного жанра в русской живописи.— "О" ), самородок, которого заметил и отправил учиться за границу Петр I. Вернувшись в Россию, Матвеев написал всего несколько портретов, в том числе Голицыных. Так вот под этими портретами выросли все — и я, и мой отец, и дед, и прадед, и прапрадед... Когда отца не стало, я отдал их в Третьяковскую галерею, сейчас они висят первыми в зале XVIII века, в Лаврушинском переулке. Но этими картинами семейная портретная галерея, разумеется, не исчерпывается.

— А насколько рискованно в советское время было хранить дома портреты своих предков-князей?

— Да как сказать... В принципе, большевикам было все равно. Вот портрет царя хранить было опасно. Когда наши друзья Бутеневы уезжали за границу, они оставили Голицыным два сундука. В одном из них при обыске нашли императорский портрет — еле отговорились!

А что касается наших портретов, они были без рам и не имели роскошного музейного вида, вот и сохранились. Эти портреты кочевали вместе с семьей. В 1918 году их перевезли в Москву вместе с семейным архивом, спрятали в сарае, закрыв на амбарный замок. Потом они висели в квартире, купленной на полученное наследство, в деревенском доме в Котово, в Дмитрове... Я помню эти портреты с детства, когда к нам приходили гости, отец часто рассказывал, кто на них изображен, и это как-то само собой отложилось в памяти. Мы вообще не скрывали своего дворянского происхождения, да и как тут скрыть — фамилия выдавала.

— С портретами понятно. А как насчет семейных артефактов?

— Многое было продано: когда нечего есть, тут не до артефактов. В 1940-х бабушка, происходившая, кстати, из рода Шереметевых, осталась одна с тремя детьми и стариками — надо было выживать! Продавали картины, какие-то драгоценности... Один из проданных тогда портретов, работы Рокотова, сейчас выставлен в Тверской картинной галерее...

И все же кое-что сохранилось. Например, табакерка, заказанная Петром I — с его портретом работы Шарля Буата. От Петра I она попала к Людовику XV, от Людовика — к Елизавете Петровне, от Елизаветы Петровны — к Шувалову, а уже от него, через племянника, к Голицыным. Однажды во время обыска ее спрятали в лисьей шкуре. Красноармеец, участвовавший в обыске, поднял голову лисы и удивился: "Почему такая тяжелая?" На что сестра деда ответила первое, что пришло в голову: "Зубки, зубки". Красноармеец поверил на слово.

Так вот в какой-то момент эту табакерку хотели продать, отдали антиквару, а тот сказал, что никакой ценности она не представляет — возьму, мол, по цене золота. Голицыны не согласились и правильно сделали, все же такие люди держали ее в руках...

— У вас есть объяснение, как Голицыны выжили в годы революции и Гражданской войны?

— Наверное, мы умели держать удар. Это хорошо видно по моей прабабушке. Только представьте, она выросла при дворе, играла с великими князьями. А после революции, забрав у брата скорняжный набор (он был толстовец, считал, что все нужно уметь делать самому), чинила обувь на всю семью, принимала заказы. Когда не было денег, Голицыны давали уроки танцев, языков, не гнушались любой работы. И потом, мне кажется, у нашего рода очень крепкая подоснова, такую не разрушить. Да и крестьяне любили Голицыных.

Я недавно заезжал в фамильную усадьбу Петровское (в Красногорском районе Московской области.— "О" ) и встретил там семью петербуржцев. Оказалось, их бабушка жила здесь при Голицыных и вспоминала о том времени, как о самом счастливом в своей жизни.

Спасти Николая II


— Как я понимаю, главным либералом в семье был городской голова Москвы, Владимир Михайлович?

— Да, прапрадед на самом деле был человеком либеральных воззрений. На этой почве у него сразу возник конфликт с тогдашним генерал-губернатором, великим князем Сергеем Александровичем. Великий князь снял прапрадеда с должности гражданского губернатора, но москвичи так полюбили Владимира Михайловича, что вскоре избрали его городским головой.

Прапрадед был таким крепким хозяйственником, много занимался городом. Слышали о знаменитой афере Балинского? Этот Балинский предложил построить в Москве метро, но взамен просил на долгие годы весь доход от трамвая. За его предложением, по сути, ничего не стояло, и Владимир Михайлович быстро раскусил аферу, а само предложение отклонил — за одно это ему уже можно сказать "спасибо".

На этой выборной должности — если в современных категориях, это что-то среднее между главой Мосгордумы и мэром — он проработал несколько сроков, был избран почетным гражданином — одним из 12! Уже после революции получил охранную грамоту от Каменева, и та не раз его спасала.

Но это не значит, что все Голицыны приветствовали советскую власть. В большой семье не обойтись без конфликтов. Например, брат прадеда, Александр Владимирович, советскую власть не принял — уехал в Харбин, затем эмигрировал в США, был домашним врачом Стравинского и Рахманинова. Его сын, Александр Александрович, пошел работать в кино, получил три "Оскара" как художник-декоратор фильмов "Убить пересмешника", "Спартак", "Призрак оперы", так что у семьи есть еще и американская ветвь.

Не приняли советскую власть и другие родственники. Брат моей прабабушки, Анны Сергеевны, Михаил, даже хотел спасти императорскую семью. Охраняли царя Николая и его родных плохо, так что шанс был. Михаил ездил в Омск, пытался все организовать: план был в том, чтобы выкрасть их, переодеть и вывезти за границу. Но царя Николая и его родных постоянно перевозили с места на место, и сделать это не удалось. План был раскрыт, все участники арестованы.

Анна Сергеевна ходила просить за брата, добилась аудиенции у Петра Смидовича (председателя Моссовета, дворянина по происхождению.— "О" ) — тогда на большевиков работало много дворян. Прабабушке пообещали, что если брат откажется от борьбы с новой властью, его простят: он этого предложения не принял и был расстрелян. И примерно в то же время Владимир Михайлович (бывший городской голова.— "О" ) писал в своих дневниках, мол, неизвестно, что лучше — старый режим или новая власть, уж очень он не любил последние десятилетия царствования Романовых,— вот такие контрасты в одной семье...

— В какой мере у Голицыных сохранился дореволюционный уклад жизни?

— Как вам сказать, мы всегда жили как-то в стороне от остальных, вот и все. Отец был художником со свободным графиком, по маме — сплошные геологи. Это были профессии, которые давали свободу и возможность быть подальше от советской действительности. Но никакой оппозиции у нас тоже не было. Во время войны бабушка, Шереметева, шила бушлаты и штаны для фронта. И потом очень этим гордилась. В документах у нее было написано: "Швея, при происхождении дворянском".

Большой сбор семьи начался уже после войны — все, кто выжил, списались, затем съехались. Уже при Хрущеве бабушка ездила в Рим к сестре и матери, жила у них. А в 1969-м впервые поехать во Францию, к родне, смогли родители. Их, разумеется, не пускали, и отец пошел на прием к Фурцевой. Одним из наших французских родственников был Нобелевский лауреат по медицине Андре Львов, это он пригласил родителей погостить. И отец спросил, как объяснить Львову, что их не пускают. Вскоре на поездку дали добро...

— А сейчас есть шанс собрать всех Голицыных?

— Съезд всей семьи был всего один раз, в 2008 году: приехало 75 человек со всего света. Но потомков городского головы я и сам собирал в Историческом музее на выставке, посвященной нашему роду. Так что да, периодически встречаемся.

От Пиковой дамы до Гедимина


— Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу исторической памяти. Не секрет, что среди россиян сейчас настоящий взрыв интереса к семейной истории. Как считаете, нам это нужно?

— Конечно! Вне зависимости от происхождения человек должен помнить своих родных. Иногда у какого-нибудь портного или крестьянина семейная история интересней, чем у дворянина. К тому же изучать предков невероятно увлекательно: к примеру, у нас в роду был крымский винодел Лев Сергеевич Голицын. "Абрау-Дюрсо", "Новый свет" — это все его заводы... А еще один, Борис Алексеевич, был дядькой, или, по-простому, воспитателем Петра Великого. Или генерал-губернатор Москвы Дмитрий Владимирович Голицын (в 1820-1844 годах.— "О" )... Он был сыном Натальи Петровны — прототипа пушкинской Пиковой дамы, знаменитой "усатой княгини", Princesse Moustache.

— А правильно ли я понимаю, что один из ваших предков вообще мог стать русским царем?

— Да, это был Василий Васильевич, он действительно формально претендовал на царство вместе с Романовыми, но в то время был в польском плену и по факту стать царем не мог. Это, правда, боковая ветвь. А вообще, Голицыны, как и Трубецкие, и Хованские, они — Гедиминовичи (от Гедимина — великого князя литовского.— "О" ). Родоначальник, воевода Михаил Иванович (он любил носить железную рукавицу, голицу, лишь на одной руке, отсюда и пошла фамилия) — потомок Гедимина в 8-м поколении. От меня до Гедимина можно проследить по прямой линии, а поскольку Гедиминовичи соединялись с Рюриковичами, то можно добраться и до Рюрика, тоже по прямой.

— Вам, наверное, уже надоели с этим вопросом, но не могу не узнать... Поручик Голицын, который не должен падать духом, он тоже из ваших?

— Из песни слова не выкинешь... Говорят, что текст написан каким-то офицером, кем именно — никто точно не знает, и что якобы он имел в виду конкретного Голицына. Могу сказать: этот Голицын точно не из нашей ветви. Так что это история уже какой-то другой семьи.

Беседовал Кирилл Журенков


"Огонек" продолжает исследовать тему семейной памяти в России XX-XXI веков. Предыдущие публикации: статья "Жить с чистого листа опасно" (N 27 от 10.07.2017), интервью с историком Олегом Будницким ("Эго прошедшей войны", N 24 от 19.06.2017), беседы с праправнучкой Льва Толстого — Феклой ("Деда трижды выводили на расстрел", N 15 от 17.04.2017) и сестрой Андрея Тарковского — Мариной ("Андрея догнала война", N 10 от 14.03.2016)

Тут главное - душевное хамство, - говорила Инга, - понимаете? Это у всех у настоящих описано. Пустота души. Им все равно, кого убивать, кого арестовывать, кого уничтожать. Они не думают, не рассуждают, они только выполняют приказы. Они - пустые. Ну, как это объяснить?

На мгновение лицо ее стало беспомощным, несчастным.

Не понимаете?

Очень понимаю, - сказал товарищ Вицбул, - тут дело не в мундире и не в прическе. Тут дело в этом…

Он хотел сказать «в душе», но постеснялся и лишь постучал указательным пальцем по тому месту, где предполагал у себя сердце.

Это надо понимать, и тогда все будет в порядке, - с облегчением вновь заговорила Инга. - Именно с этим мы сейчас и воюем. Один замечательный писатель описал таких полуживотных - топтышек, это и есть фашизм. Они уже давно не люди, давным-давно. И не только писатели, а те, кто побывал в их лапах, те рассказывают, как, например…

Но она не сказала, кто «например», она назвала Лазарева «один человек». И, бросив курить, сбивчиво, очень волнуясь, стала рассказывать то, что слышала от Лазарева про лагеря, в которых он был. Локотков видел, что Инга дрожит, что ее мучает то, что она рассказывает, но он понимал, что «гестаповцам» нужен ее рассказ, и не прерывал, хоть время было и позднее. А когда они наконец выходили, в темных сенях Инга вдруг шепотом спросила:

Мы за Лазаревым едем?

Ох, девушка, и настырная ты, на мою голову, - сказал Иван Егорович. - Едем для хорошего, а чего случится, я еще и сам не знаю…

Только к утру отряд прибыл на хутор Безымянный, к надежному человеку, который здесь под немцами прикидывался кулаком. Для вида был у него заведен немецкий сепаратор, но в подвале, за бочками с капустой, в норе держал дед новенькие, искусно вычищенные и смазанные ППШ. «До доброго часу, когда сигнал выйдет!» - любил он говорить.

Здесь поджидал Локоткова старик Недоедов - злой, как бес, усохший до костей, прокурившийся весь до желтого цвета.

Аусвайсы тебе принес, на! - сказал старик, когда они заперлись вдвоем. - Бланков тут накрал, сколько мог…

И пошел разоряться насчет «поругания святынь исторических и старого зодчества» в Пскове. Иван Егорович жадно считал бланки со свастиками, а Недоедов все громил фрицев и гансов. В последнее время руки у него стали сильно дрожать, он явно сдавал. И на вопрос о здоровье, сознался:

Жить тошно, Иван Егорович.

Нина как?

На посту, - с усмешкой ответил Недоедов. - В Халаханье корни пустила. Не по своему хотенью, по щучьему веленью.

А щука - это я?

Недоедов печально усмехнулся.

Николай Николаевич как?

Кто знает. Забрали еще под седьмое ноября. Может, и живой, а может, и убили. Ладно, устал я, посплю малость.

Матроса-то видел?

Нынче видел. Пока живой.

Чего говорил?

Говорил немного. Ходит по своей каптерке, стучит деревянной ногой - скурлы-скурлы. Дал понять, что человека некоего он рекомендовал, а за дальнейшее не ручается.

Забравшись на печь, Недоедов уснул. Опять, под стук немецких ходиков, потекло время, невыносимо медленное время.

Когда же? - спросила Локоткова Инга в кухне.

Что «когда же»? - рассердился Иван Егорович.

Она промолчала.

Тридцать первого, с рассвета, Иван Егорович, запершись с будущими «гестаповцами» в чистой половине дома, занялся их одеванием. Работа эта была нелегкая, Иван Егорович даже пыхтел, укорачивая брючины на товарище Вицбуле, которому загодя он присобачил два Железных креста и начищенную медаль «За зимовку в России». Латыш остался собой недоволен, даже закурив сигару.

Какой-то опереточный фашист! - сказал он.

А я лучше не могу, - обиделся Локотков. - Я и так голову с этим делом потерял. Сострой рожу зверскую, и вопрос исчерпан. Или пустоту сострой, как вас наша девушка учила по книгам.

Товарищ Вицбул заскрипел перед зеркалом зубами, но лицо у него осталось усталым и добрым. И пустота тоже не получилась, неизвестно было, чем ее обозначить.

Глазами работай, - велел Иван Егорович, - показывай глазами, что ты начальник. Зверствуй!

Я солдат, а не артист, - обиделся товарищ Вицбул, - я могу убивать этих пьяных шимпанзе, но не могу их представлять…

И зазря выкурил одну из двух трофейных сигар, так тщательно сберегаемых Иваном Егоровичем для самого спектакля, а вовсе не для репетиций.

Виллем и Иоханн оказались ребятами посговорчивее, особенно Виллем, который, как выяснилось, даже был в мирное время участником самодеятельности и очень правдиво играл некоего мистера Джофферси в пьесе из жизни империалистов.

Я буду такой же, но только немец, - сказал Виллем, - я буду молодой миллионер, фат. Да. Но мне нужен портсигар. Без портсигар я не найду правду образа. Вы не думайте, нас учили по систем Станиславский, Константин Сергеевич. Мне обязательно, непременно нужно портсигар и чтобы щелкал. Иначе я буду вне образ.

Не было у бабы хлопот, так купила порося, - вздохнул Иван Егорович. - Где я тебе, друг добрый, портсигар возьму?

Виллем пожал плечами.

Иоханну Виллем придумал стек. Локотков запер своих «гестаповцев» на ключ в чистой половине избы от любопытствующих партизан и вырезал в лесу палку. Остальное доделал мастер на все руки товарищ Вицбул. Потом завязалась мелкая склока из-за орденов, Иоханн и Виллем считали, что по одному Железному кресту и по одной медали «За зимовку в России» им мало. Хоть они и были лейтенантами, но, по их представлению, уже узнали, что такое «млеко, курка и шпик». И вообще, гестаповцы куда чаще получали гитлеровские награды, чем простые армейцы.

Да что мне, ребята, жалко, что ли, - вконец рассердился Локотков. - Нету больше. Еще два было, осколком погнутые, курям на смех такие нацеплять. Пенсне есть, это пожалуйста, кто желает, может сунуть в глаз.

То, что Локотков назвал пенсне, было на самом деле моноклем. Виллем очень обрадовался: монокль, по его словам, вполне заменял ему портсигар, с моноклем он возвращался «в образ».

А носовые платки? - вдруг вспомнил Иоханн. - Все гестаповцы, да, да, имеют платки. Я должен иметь платок, чтобы приложить его к нос. Или сморкаться.

Иван Егорович заскреб голову. К счастью, платки нашлись у старухи в сундуке.

Заимообразно! - сказал Иван Егорович.

Старик усмехнулся.

Эх, начальник, - сказал он, - для чего чепуху мелешь? Двух парней моих немцы убили, что мне со старухой теперь надо? Платочки - слезы утирать?

Старуха вдруг взвыла, пошатнулась, Иван Егорович придержал ее, чтобы не упала. Потом долго она в голос плакала под окнами, а старик помаленьку пригублял самогонку из зеленого стаканчика, потчевал Недоедова, Локоткова, разговаривал сам с собой:

Слышно, кто под немцем пребывает, тому доверия потом не будет. Или это ихняя агитация, они на выдумки горазды. Но только зачем недоверие?

Старый Недоедов вдруг захмелел, запел тоненько:

Москва моя, страна моя,

Ты самая любимая…

Вновь спустилась ночь, последняя ночь перед операцией, которую Локотков нынче в уме окрестил вдруг операция «С Новым годом!». В сущности, все было сделано, решительно все. Больше ничего нельзя было предусмотреть. «Гестаповцы» уже досыта нахлебались куриной лапши и согласно медицинской науке дремали на перинах в жарко натопленной, чистой избе. Группа прикрытия, группа, остающаяся в засаде, группа разведчиков - все решительно, кроме выставленных часовых, отдыхали по приказанию Локоткова, ожидая его команды. Только связная Е., принесшая записку Лазарева насчет пароля, плакала возле печки: обморозила ноги.

Локотков курил на крыльце.

«Что ж, - рассуждал он, - Если Сашка продаст и мы услышим стрельбу, попробуем отбить наших „гестаповцев“. Мне, во всяком случае, живым с этого дела уходить нельзя. Никак нельзя. Впрочем, так думать тоже нельзя. Невозможно так думать!»

В одиннадцать десять с хутора Безымянного вышла группа разведчиков. До Вафеншуле было не более тридцати минут ходу. В одиннадцать сорок пять трое «гестаповцев» в лихо посаженных фуражках с высокими тульями и длинными козырьками сели в парные сани. Застоявшиеся сытые кони с места взяли наметом. Кучер - чекист Игорь - в тулупчике дурным голосом крикнул: «Эх, милые-разлюбезные!» - и полоснул обоих коней кнутом по крутым крупам. Иван Егорович со своей группой прикрытия видел, как фасонные, с гнутыми оглобельками коренного, сани помчались к мерцающим огням школы. Локотков засек время на своих трофейных, с фосфором часах: одиннадцать пятьдесят три.

Операция «С Новым годом!» началась.

Теперь Ивану Егоровичу оставалось только ждать.

Инга стояла рядом с ним. Автомат Лазарева висел у нее на шее. И она ждала. Только ждала. Ждала, застыв совершенно неподвижно, будто неживая. Так ждала, что Иван Егорович даже ее окликнул:

Ты как там, друг-товарищ?

Нормально, - ответила она.

И вновь они замолчали.

Глава одиннадцатая

Гурьянов-Лашков хотел было встречать Новый год с преподавателями школы, как было условлено с утра, но часам к десяти уже изрядно напился и совершенно забыл о том, какое нынче число и какой день. В половине одиннадцатого к нему пришел парикмахер, и Лашков с ним тоже выпил, но бриться не пожелал, потому что «все ни к чему». А минут за двадцать до Нового года исполняющий обязанности начальника разведывательно-диверсионной школы в Печках обершарфюрер СС Гурьянов повалился на койку и заснул мертвецким сном пропойцы.

Дверь Саше Лазареву-Лизареву отворил вестовой Гурьянова и приставленный к нему шпион из «Цеппелина», уголовник, по кличке Малохольный. Еще звали Малохольного за его длинную шею и тонкий голос Цыпа. Услышав деревянный, остуженный на морозе голос Лизарева: «Открывай, из гестапо», Малохольный подумал, что это сработали его доносы на пьянство Гурьянова, и угодливо настежь распахнул дверь в тамбур коттеджа. Три гестаповца, обдав Цыпу запахом сигары, топая подкованными сапогами и ведомые Лизаревым, прошагали в спальню обершарфюрера. Метнувшийся за ними Малохольный быстро схлопотал по уху и замер по стойке «смирно».

Стоять здесь, падло! - крикнул ему командир взвода охраны, не оборачиваясь.

Гурьянов храпел с повизгиваниями. Цыпе было видно в дверь, как старший гестаповский офицер сорвал со стены автомат, разрядил его и бросил на диван, в то время как Лизарев выдернул из-под подушки храпящего Гурьянова пистолет и сунул себе в карман.

«Тоже гестаповец!» - удивился про себя Цыпа и приметил, что Лизарев нынче без своих бакенбардов и без усов.

Другой гестаповец сильно затряс Гурьянова. При этом стеклышко из глаза гестаповца выскочило и, играя отраженным светом, закачалось на шнурочке. Гестаповец вновь вправил его и опять дернул Гурьянова за руку.

Вон, сволочь, пшел! - забормотал обершарфюрер.

В кабинете коттеджа зазвонил телефон, старший гестаповец медленно подошел к аппарату, снял трубку, послушал и сказал что-то по-немецки, чего Малохольный не понял. Зажглась синяя лампочка: школа под током, смертельно! Гурьянов-Лашков опять заругался. Тогда тот, что был со стеком, взял с тумбочки графин и вылил всю воду на голову обершарфюрера.

Гурьянов сел.

Пьяные его глаза тупо смотрели на немецких офицеров, которые уже успели снять шинели и держались в коттедже хозяевами.

Гурьянов спустил ноги в трикотажных кальсонах с кровати. Самый молодой из гестаповцев швырнул ему штаны, предварительно обыскав карманы. Старший, майор, сел в кресло и зачмокал сигарой. На лице у него была написана скука, и было видно, что он никуда не торопится. «Пустые» глаза на этот раз удались.

Серые щеки Гурьянова дрожали. Только натянув брюки, он начал соображать, что происходит. Цыпе было слышно, как он провякал какие-то немецкие слова, после которых старший гестаповец вынул из кармана бумагу и показал ее начальнику школы из своих рук. Гурьянов прочитал, тогда Малохольный увидел, до чего Сашка Лизарев главный среди гестаповцев: он по-русски спросил обершарфюрера:

Понял теперь, свинячья морда, изменник проклятый?

Конечно, всю кашу заварил этот недавно прибывший сюда Лизарев. Он выследил Гурьянова, который, оказывается, работал на Советы и на коммунистов. Так что очень даже правильно поступил Цыпа, отправляя свои доносы в Ригу, в гестапо. Но в то время, когда подвыпивший Цыпа так себя хвалил, Лизарев вдруг заметил его глаза, поблескивающие из темной передней, и велел ему войти в комнату.

Цыпа, изображая всем своим поведением величайшее послушание и преданность, вошел почему-то на цыпочках. Губы он сложил бантиком и шею вытянул, словно тугоухий, в ожидании следующих распоряжений.

Залазь в шкаф, - велел Лизарев.

Это как? - не понял Малохольный.

Сюда, в стенной шкаф! Живо!

И Лизарев распахнул перед Цыпой дверь большого стенного шкафа, в котором висел парадный мундир обершарфюрера. И еще что-то штатское здесь висело, Малохольный вспомнил, пожива с еврейчиков, когда их угоняли из Эстонии - сжигать.

И чтобы тихо было! - рявкнул Лизарев, запирая шкаф на ключ.

Цыпа не сопротивлялся. Слишком страшен был сейчас бывший командир взвода охраны школы. Такие, случается, стреляют не предупредив, а Малохольный не желал зазря расставаться с жизнью.

Заперев шкаф и положив ключ себе в карман, Лизарев негромко по-русски сказал старшему офицеру, который занимался своей сигарой:

Предполагаю возможным начать погрузку документов?

Я! - по-немецки ответил майор.

Его сигара лопнула в середине, и он старательно заклеивал ее большим красным языком.

Ключ От коттеджа Хорвата у тебя, рыло? - спросил Лизарев Гурьянова.

Здесь, - похлопывая себя по карманам френча, тухлым голосом ответил Гурьянов. - При мне.

Ключ от сейфа?

Здесь же!

Шинели мы оставим тут, - сказал Лизарев «гестаповцам». Гурьянов не видел, что он им подмигнул. - Пошли?

Было всего двенадцать минут первого, когда они впятером вышли из гурьяновского дома. В здании школы с грохотом плясали курсанты, оттуда доносились ноющие звуки радиолы. С неба светили, мигали морозные звезды, снег под сапогами «гестаповцев» сердито скрипел. Гурьянов шагал словно бы в оцепенении, морозный ветер шевелил редкие его волосы.

Шнелль, шнелль, - подстегнул его самый главный и, видимо, самый раздраженный, майор, - шнелль!

И вдруг навстречу им из-за угла приземистого вещевого склада вынырнули все преподаватели Вафеншуле, все вместе, и очень навеселе: и пузатый коротышка Гессе, и огромный Штримутка, и князь Голицын, приплясывающий на ходу, и приехавший в гости инспектор Розенкампф в своей дорогой шубе. Они шагали в ряд, забавляясь тем, что Штримутка показывал им настоящую старую прусскую выучку, и очухались только тогда, когда Саша Лизарев высоким, не своим голосом крикнул им в их пьяные, разгоряченные лица:

А ну с дороги! Не видите, господа из СС?

Конечно, они увидели, и их прусский строй словно перерезало ножом, а старый князь Голицын даже очутился в сугробе. Они отдали честь - господа преподаватели Вафеншуле, а «гестаповцы» небрежно им козырнули - два пальца к длинным козырькам и какое-то урчание, его издал на всякий случай товарищ Вицбул. А обер-лейтенант посмотрел в лицо Штримутке «пустым» взглядом, как учила их товарищ Шанина, изучившая Лиона Фейхтвангера. Штримутка козырнул еще раз, уже вслед высоким гостям. А князь Голицын сказал по-русски:

Пожалуй, дело дрянь, господа!

Когда вошли в коттедж, то прежде всего Гурьянову предложили открыть сейф. Он сделал три условных поворота, набрал пальцем шифр и еще раз повернул ключ. Лицо его совсем посерело. Майор вновь развалился в кабинете Хорвата, как сидел прежде у Гурьянова. Лизарев притащил из кладовки кожаные чемоданы. Офицер со стеком в три приема очистил сейф и вывалил все его содержимое в один чемодан. Другой офицер, у которого все вываливался монокль, носил папки с полок, те самые досье, которые так интересовали доктора Грейфе. Лизарев с трудом застегнул один чемодан, другой тоже быстро наполнялся. Дело шло быстро.

Овощи идут - тары нету, - со смешком сказал Лизарев и нажал коленом на крышку другого чемодана. Молодой лейтенантик подтянул ремни. Другой все еще носил папки.

Много там еще? - спросил Лизарев.

Найн, - сказал лейтенант. И поправился: - Колоссаль!

Майор наконец сладил со своей сигарой и принялся ее раскуривать. Лизарев понес чемодан к саням, хлопнула одна дверь, потом другая. Гурьянов сидел не двигаясь на краю дивана, голова его кружилась, он сжимал виски ладонями. Конечно, ему следовало уничтожить те самые главные бумаги, которые были в его кармане, - список агентуры, засланной на длительное оседание. Несомненно Грейфе подглядел, когда слушал речь Геббельса. Этот обыск и арест - дело рук Грейфе, но как уничтожишь, когда проклятый майор не отводит от тебя своих сонных глаз?

Беда с этой тарой, - деловито сказал Лизарев, возвращаясь с корзиной в руке. - Придется сюда складывать…

Гурьянов услужливо сказал, что в его коттедже есть еще чемоданы, но Лизарев оставил эти слова без внимания. Он вообще словно не замечал обершарфюрера, перед которым еще три часа тому назад тянулся и весело скалил зубы.

Тогда Гурьянов покашлял в кулак и вежливо по-немецки объяснил майору, что-де за кухней, в чуланчике, хранится архив - документация позапрошлого года. И тут произошло нечто странное: майор не понял обершарфюрера. Впрочем, все тут же разъяснилось.

Ты говори по-русски, - велел Лизарев, - господин штурмбанфюрер твоего вонючего кваканья не понимает. Он сам… - Лизарев словно бы подумал и наконец вспомнил: - Он сам голландский…

За спиной Гурьянова послышалось странное шипение, он оглянулся и увидел, что лейтенант с моноклем то ли кашляет, то ли плачет.

Все трое - Лизарев и два офицера помоложе - ушли в кладовку, Гурьянов остался наедине с майором. Штурмбанфюрер зевнул с воем. Гурьянов тихо спросил:

За что меня, господин майор? Я…

Замолшать! - рявкнул штурмбанфюрер.

И так как делать ему больше было решительно нечего, то он вынул из кармана пачку действительно голландских сигарет «Фифти-Фифти». Гурьянов, чуть-чуть осмелев, попросил закурить и показал на пальцах - одну, но гестаповец не дал. Он долго что-то вспоминал, потом показал на Лашкова и сказал громко:

Гурьянов втянул лысеющую голову в плечи, лысеющую, хоть и длинноволосую. Товарищу Вицбулу было видно теперь, какие ухищрения производил этот тип со своей башкой, чтобы не выглядеть плешивым.

Майор взглянул на часы и вздохнул.

Лейтенанты с Лизаревым пронесли архив в ящиках от консервов. Потом они вскрыли письменный стол Хорвата и обыскали весь дом - с чердака до погреба. Часы на руке Гурьянова показывали без пяти два, когда Лизарев закрыл на ключ хорватовский коттедж.

Все? - спросил с козел Игорь.

Померзни еще, парень, - сказал ему комвзвода. - Тут дело такое, аккуратно надо. За нами езжай к тому дому…

Гурьянова вели «гестаповцы». Но у крыльца гурьяновского коттеджа лопотал свой пьяный вздор князь Голицын. Наверное, его послал Розенкампф - разнюхать, в чем дело.

Пойдем в хату, - быстро распорядился Саша, - пойдем, господин князь, погреетесь маленько.

И, увидев страх в стариковских глазах, слегка только повысил голос:

Ну? Не понимаете? Быстренько, на полусогнутых, эти гости шутить не любят.

Пока обыскивали коттедж Гурьянова, старый князь несколько раз перекрестился. Дело действительно пахло керосином. Обыск был длинный, но пуще всего пьяного старика пугали звуки из шкафа: там чесался и чихал запертый на замок Цыпа-Малохольный.

Ночь, исполненная мистики, - сказал старый князь.

Вас ист дас? - осведомился майор.

Мистика, - с усердием повторил Голицын. И, приподнявшись, представился: - Князь Александр Сергеевич Голицын.

Они голландец, - разъяснил Лашков князю. - Но понимают по-русски.

Майор с двумя Железными крестами на груди сердито зевнул, потом спросил громко, вытаращив на Голицына глаза:

Вы… князь?

Так точно, - ответил Голицын.

Зачем? - осведомился гестаповец.

То есть как зачем? - несколько смешался розовощекий и упитанный старичок, сидевший перед штурмбанфюрером. - Я рожден князем, и этот титул…

Можно молчать! - сказал голландец. - Уже все!

Он раскурил свой сигарный окурок. Было видно, что он хочет спать. Потом он слегка склонил голову на грудь, и тогда Гурьянов ловким и быстрым движением достал свои давешние записки из бокового кармана, чтобы передать их князю. Тот вряд ли бы взял, тогда Лашков-Гурьянов закинул бы их за диван. Но проклятый голландец не спал и не дремал даже. Он просто так сидел и вдруг вскинул голову, когда бумаги уже были в руке Гурьянова.

Дать сюда! - не поднимаясь с места, довольно вялым голосом сказал голландец. И тотчас же Гурьянов увидел перед собой ствол пистолета, ствол «вальтера», направленный ему в грудь.

Именно это я и хотел, - произнес услужливым, паточным голосом Гурьянов. - Именно это. Случайно вспомнил, здесь, в нагрудном кармане…

Можно молчать! - опять распорядился голландец. - Иначе - фаер!

Пистолет все еще был в его большой руке.

А князю голландец сказал совсем загадочные слова:

Вы не есть больше князь. Никогда.

Как это не есть? - обиделся Голицын.

Так. Был и нет.

Как был и нет? - опять не понял старичок.

Я забрал, - произнес товарищ Вицбул, пряча «вальтер» в кобуру. - Финиш. И можно молчать!

Ровно в четыре часа пополуночи Лизарев снял трубку и сказал:

Господину Гурьянову не звонить, они отдыхают! Связь с Псковом будет восстановлена, когда рассветет. Кто говорит? Командир взвода охраны Лизарев говорит, лично.

«Гестаповцы» снимали с вешалки шинели, бывший князь Голицын, разжалованный нынче товарищем Вицбулом, тоже поднялся.

А вы, дедуля, не торопитесь, - посоветовал ему Лизарев, - над вами не каплет. Вы посидите здесь, отдохните. А если до утра кто узнает, что тут случилось, вас эти гости тоже увезут. Понятно - куда?

И, обернувшись к Гурьянову, велел:

Одевайся. Отдельное приглашение требуется?

Сани дожидались у крыльца. Игорь делал вид, что дремлет. Впятером они едва взгромоздились на чемоданы и ящики с документами разведывательно-диверсионной школы. Ворота Лизарев отворил сам и сам их аккуратно заложил бревном и запер на замок. Своему заместителю он сказал деловито:

Довезу до шоссе, пересядут в свою машину, и вернусь мигом. Шнапс наш не выпил? Береги, жди!

Немца качало спросонья и от выпитого шнапса. Он тотчас же вновь завалился на нары. Лизарев-Лазарев крепко обнял Гурьянова за талию, Игорь сильно полоснул коней, мимо помчались ели и сосны в снегу.

Операция «С Новым годом!» закончилась.

Но все еще молчали.

Первым заговорил Лазарев. Эти строчки он слышал от Инги, и они вдруг вспомнились ему на свистящем, морозном ветру:

Как дело измены, как совесть тирана,

Осенняя ночка темна…

Как? - спросил «майор СС» товарищ Вицбул.

Товарищ Вицбул Сашиных слов не расслышал. Кони внезапно остановились, к саням бежали люди в полушубках, в ушанках, с автоматами.

Гвардейский порядок, - ответил Саша. - Здесь он, сука, вот - обнимаю его, живой-здоровенький. Все тихо сделано, можете не сомневаться…

Но Локоткова он не нашел, выпрыгнув из саней. Он столкнулся с Ингой и не сразу понял, что это она: никогда не видел в полушубке.

Они оба дрожали, и он, и она, он - потому, что позабыл одеться, уезжая из Вафеншуле, был только в кительке, она - потому, что увидела его, и, наверное, еще потому, что страшилась не увидеть никогда.

Ой! - воскликнула Инга. - Вы же без шинели…

Ничего, - сказал он, - теперь ничего. Теперь хорошо.

Группа прикрытия зажала их, и они шли быстро в теплой, шумной толпе партизан. Кто-то накинул на Лазарева одеяло, или попону, или плащ-палатку - он не разобрал, кто-то сказал: «Ну, чистый депутат Балтики сзаду, как твой Черкасов» - он не услышал; холодная, бессильная рука Инги была в его руке, вот это он и понимал и слышал. Теперь ее никогда, никто не попрекнет им.

Гурьянов один ехал в санях.

Как покойника везете, - глухо сказала Инга.

А он и есть покойник, - ответил Лазарев. - Труп.

Только в избе Локотков подошел к Лазареву. Сердце Ивана Егоровича билось глухо, толчками с того самого мгновения, когда он услышал голос Лазарева. Но он не подошел к нему, потому что всей своей сутью понимал: помешает. А сейчас положил обе руки ему на плечи и, едва справляясь с волнением, глухим со стужи голосом, но громко, словно бы перед строем, произнес:

Здравствуй, товарищ лейтенант!

С Новым тебя годом, Александр Иванович, с Новым, счастливым годом! И спасибо тебе, что ты так… короче… доверие оправдал…

В первый раз за все эти жестокие времена Локоткова вдруг прошибла слеза, но он поморгал, покашлял и распорядился:

Теперь водки, хлопцы, у меня есть заначка, отметим это дело по-быстрому. Лазареву почет и место. Товарища Шанину - рядом. Вокруг - «господ гестаповцев», пусть в своем виде с нами посидят. Игоря не забудьте…

Для вас шампанское есть, - сказал Саша Инге и выскочил к консервным ящикам. Там, среди бумаг Вафеншуле, имелась и его заначка - две бутылки французского шампанского, найденного при обыске. Он и их на стол поставил.

Однако ты парень проворный! - удивился Локотков.

«С Новым годом» Советский писатель; Ленинград; 1954 Юрий Герман ОПЕРАЦИЯ «С НОВЫМ ГОДОМ» Чекисту... одиннадцать пятьдесят три. Операция «С Новым годом!» началась. Теперь Ивану...

  • Юрий богданов это было строго секретно для всех нас часть вторая 16 следственные дела 1938 года

    Документ

    ... Юра , папа [П.4, п.3]. К началу 1953 года состав заместителей министра внутренних дел пополнился тремя новыми ... ОПЕРАЦИЯ ПРИКРЫТИЯ После победоносного завершения войны с фашистской Германией ... . Работавшие с Лаврентием Павловичем сотрудники отмечали, что...

  • ГОД ВЫПУСКА 2004 СТРАНИЦ

    Документ

    Первый космонавт мира Юрий Гагарин. Чтобы предупреждать... Павловича Чкалова при испытании нового самолета 15 декабря сего года» ... . 28 августа 1988 года , Германия . Три реактивных самолета... участником осуществленной в 1981 году операции ВВС Израиля по...

  • Юрий Игнатьевич Мухин Три еврея или Как хорошо быть инженером Аннотация

    Документ

    Свободную и цивилизованную Германию . Андрей – инженер... и Николая Павловича обуял припадок товарищеского... о своей рацухе. Юрий Яковлевич, соответственно, вспомнил... Проблема: с нового года экспортная продукция завода... торговой операции , но эта операция могла...

  • Ocr свечников александр saranakan @ gmail com г чита театр «лик» статьи письма речи беседы

    Документ

    Английский король - 2: 99. Герман Юрий Павлович (1910 - 1967), писатель, драматург... . Л а ч и н о в Владимир Павлович , ли­тератор - 1: 168, 263. Лебединский Лев... см. в кн.: Юрий Герман , Операция «С новым годом!» , М., Издательство политической...

  • Лето в Бучалках (Воспоминания о детстве)

    Публикация М. С. и Г. С. Голицыных, Е. М. Перцовой

    В пятидесятых годах в нашем доме оказалась книга "Хочу быть топографом", которую мой отец, человек увлекающийся, демонстрировал всем знакомым, обязательно поясняя:

    Вот как надо писать для детей!

    Возможно поэтому вскоре у нас появился и ее автор, Сергей Михайлович Голицын, высокий, худощавый, с темными вьющимися волосами и длинным с горбинкой носом. Говорил он монотонным, тихим, слегка гнусавым голосом, комкая слова, склонив голову вниз, отводя взгляд куда-то в сторону.

    А жили мы тогда на втором этаже в обширной коммунальной квартире в районе Арбата на Большой Молчановке, в доме, перестроенном в советские годы из городской усадьбы Глебовых-Стрешневых.

    Я сфокусировал сознание на так называемом нижнем зале - загаженном, застроенном в двадцатые годы темном пространстве, которое мы вынуждены были миновать по дороге к себе на второй этаж, однако представил его ослепительно светлым, заполненным дамами и кавалерами в офицерской форме (возможно, в этом повинен был Толстой, которого как раз "проходили" в школе). Среди публики я увидел юного темноволосого длинного и гибкого нашего гостя в эполетах, опустошившего бокал искристого вина и небрежно бросающего его через плечо.

    Позже, когда мой отец и князь подружились, я узнал, что видения эти ложны: в 1914 году ему, пятилетнему, позволено было, вероятно, лишь пригубить коварного напитка на детском празднике у Глебовых.

    Относился Сергей Михайлович Голицын к сломанному поколению русской аристократии, многие из которых стали "талантливыми дилетантами", людьми, не имеющими специальных знаний (власть Советов, как правило, не давала им возможности совершенствоваться в высших школах), однако за счет накопленного веками генетического капитала, способными взяться и с достоинством выполнить практически любую работу.

    В "Записках уцелевшего" Голицын сознается, что главной мечтой его жизни с юности было желание состояться писателем. Трудно однозначно ответить сейчас, что он имел в виду: потребность писать, быть признанным или необходимость донести до потомков тот ужас, который пришлось пережить. Скорее всего - все вместе. В первом ему не откажешь: только опубликованная часть "Записок уцелевшего" содержит более сорока авторских листов. А относительно признания вспоминаю такой факт: в конце шестидесятых годов князь заглянул на Молчановку пригласить родителей в Дом литераторов на юбилейный вечер. Узкие его губы непривычно растянулись в мстительную улыбку и, как всегда глядя в сторону, он сообщил:

    Меня, князя Голицына, будет чествовать Союз советских писателей!

    При наших встречах и даже в последний раз, буквально за неделю до кончины, Сергей Михайлович повторял:

    Вы должны вступить в Союз писателей, и я вам буду помогать, - всегда при этом добавляя: - в память дорогого Александра Сергеевича.

    Так звали моего отца.

    К нему Сергей Михайлович относился весьма трогательно, называл своим ближайшим другом, и лишь позже, прочтя "Записки", я понял почему: отец напоминал князю арестованного и погибшего в сороковых годах старшего брата Владимира, которого он боготворил. В книге "Сказание о белых камнях", которую Голицын с отцом делали вместе (Сергей Михайлович писал, а отец фотографировал), князь, рассказывая о том, как готовилось издание, не раз упоминает об их внешнем сходстве, близости мыслей и увлечений, культуре.

    Не могу при этом не отметить, что меня всегда поражала разность воспитания представителей двух дворянских семей. Отец, старше Сергея Михайловича всего на семь лет, страдал болезненным пристрастием к канонам поведения (помню, как он сбежал из санатория, потому что человек, сидевший с ним за столом, не умел держать вилку), князь же многих правил не придерживался да, видимо, их просто и не знал.

    Пробелы в воспитании князя отец прощал и объяснял тем, что до революции получить его он не успел, а позже родители Сергея Михайловича сознательно внедряли дома стиль поведения рабоче-крестьянского типа. По всей видимости, чтобы не выделяться из общей среды. (В известной мере, Голицыну еще повезло - один мой добрый знакомый, нынешний Предводитель Санкт-Петербургского дворянства князь Андрей Гагарин почти четверть века вообще вынужден был жить под чужой фамилией.)

    Невзирая на некоторую парадоксальность суждений, Сергей Михайлович Голицын являл собой пример последовательного русского патриота в традициях русского дворянства, которое, по словам Петра, "ради службы благородно и от подлости отлично". Результатом его неутомимого интереса к исследованию русской культуры, в частности белокаменной архитектуры, древней живописи и народных промыслов, оказались популярные книги, выдержавшие несколько переизданий, множество статей и выступлений для разных аудиторий.

    А основной своей аудиторией князь считал подростков, которым посвятил книги "Полотняный городок", "За березовыми книгами", "Страшный крокозавр и его дети", "Тайна Старого Радуля" и целый ряд других. Рассказчик Сергей Михайлович был немного утомительный, возможно, из-за монотонной, в нос, манеры говорить, но его детские книги отличаются живостью и юмором. Библиотекари утверждают, что книги Голицына дети зачитывают "до дыр".

    При том, что Сергей Михайлович печатался в советских издательствах и состоял в Союзе советских писателей, он оставался убежденным монархистом. Вспоминаю, как во время грустной встречи друзей, связанной с первой годовщиной смерти отца, одна из присутствующих дам сообщила:

    А я никогда не уважала Николашку!

    Князь встал и с трудом (у него болела тогда нога) стал пробираться к выходу.

    Я не желаю, чтобы при мне его так называли, - сообщил он твердо, - я же не зову так вашего Ленина!

    Дама пыталась что-то объяснить в оправдание, однако князь, гремя тяжелой палкой, отбыл. Вскоре моя мать получила письмо, где Голицын извинялся за свою несдержанность.

    "С того времени я как бы зажил двойной жизнью, - писал князь в "Записках уцелевшего" о трагических событиях 1918 года. - Ничего тут нет удивительного, таков весь строй в нашей стране - все мы живем двойной жизнью". И в этой жизни в одном человеке вполне могли ужиться монархист и советский писатель.

    В шестидесятом князь приобрел дом в селе Любец на берегу Клязьмы под Ковровом во Владимирской области. Как-то, путешествуя на байдарках в майские праздники по Клязьме, мы с друзьями оказались в Любце. На берегу появился человек из другого времени в старом тяжелом черном пальто - это был С.М.Голицын. Он показал нам дом, свой рабочий кабинет "Парнас" - отдельную избушку, фронтон которой был расписан его племянником, художником Илларионом Голицыным. Потом мы осматривали старинную церковь Любца, реставрированную хлопотами неутомимого князя, белокаменные резные надгробия сельского кладбища. Перед сном была банька и чтение последних написанных глав "Записок уцелевшего".

    Голицын считал, что оставляет наследство, которое может быть опубликовано (в лучшем случае!) лишь в XXI веке. Вышла книга через год после его смерти. Создается впечатление, что ради нее Голицын и собирался стать писателем, остальное казалось разминкой.

    Поразительно, что умер князь 7 ноября, в годовщину события, которое сломало его жизнь. А впрочем, не будь той революции, знали бы мы писателя Сергея Голицына? Он попал как раз в ту редкую временную нишу, где писатель, соблюдая принцип "двоемыслия", мог успешно жить литературным трудом.

    Владимир Потресов

    По замыслу С. М. Голицына (1909-1989) его роман "Записки уцелевшего", написанный в жанре семейной хроники, должен был начинаться с "поклона предкам", то есть с исторического экскурса, упоминания наиболее выдающихся представителей рода, а затем - рассказа о его прямых предках по линии отца и матери. Число предков с каждым поколением удваивалось, включались новые имена, у которых были свои родственники, и возникала целая панорама общества в контексте истории России.

    Однако эта часть "Записок" осталась неопубликованной: изданный текст (М.: Орбита, 1990) начинался с главы "Восемнадцатый год". Понять же, как в условиях преследований, отказов в приеме на работу, выселений, арестов и гибели, в ожидании, что все это вот-вот случится (а это, собственно, и составляет сюжет хроники после 1918 года), герои романа Голицына сохранили чувство собственного достоинства, отзывчивость и доброжелательность, воспитывали детей в духе любви к Отечеству, - можно, только зная, какую роль играли в их семьях традиции, веками воспитываемые понятия о долге, чести и ответственности.

    ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

    Старый князь Голицын любил рассказывать о лете, прове­денном на вилле под Ниццей, на юге Франции. Он подробно описывал великолепный сад с цитрусовыми деревьями и пыш­ными кустами роз, старинный палаццо, в котором музициро­вали вечерами его друзья. Здесь собирались певцы и оркест­ранты, в их кругу можно было столкнуться с выдающимся дирижером, виолончелистом, скрипачом.

    А какие были ночи! Шорохи тенистых аллей, шепот глян­цевитых листьев магнолии, аромат кипариса…

    Князь с герцогом были приглашены на симфонический кон­церт. В первом отделении слушали «Итальянское каприччио» Чайковского, а во втором — «Балладу» Шопена.

    После Ниццы — путешествие по Франции, потом — Швей­цария, Цюрих. На водах старался поправить здоровье, лечил­ся. В Польше гостил у Цявловских. Там тоже музицировали. Но молодежь предпочитала оперной музыке цирк. Это не им­понировало старому князю-эстету, даже шокировало его.

    Возвращение в Россию было ознаменовано турне по Крым­скому побережью Черного моря, к целебным источникам. Це­лое лето — смена впечатлений.

    Но тут надвигалось нечто экстраординарное, о чем не хочет­ся даже вспоминать. Уж было не до музицирования, пришлось задуматься об эмиграции.

    Все это не раз вспоминал князь Голицын, объясняя, как за­тем оказался за рубежом, вдали от России, и почему больше не отдыхает на вилле под Ниццей.

    Сочинение на тему: ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ


    На этой странице искали:

    • воспоминания сочинение
    • сочинение на тему мои детские воспоминания
    • Старый князь голицын любил рассказывать о лете
    • детские воспоминания сочинение
    • сочинение на тему детские воспоминания