Болезни Военный билет Призыв

Немецкие подводные асы. Приложение II Прославленные немецкие офицеры-подводники Второй мировой войны. Как же становились асами

Всякая война является ужасным горем для любого народа, который она так или иначе затрагивает. За свою историю человечество познало много войн, две из которых были мировыми. Первая мировая практически полностью разрушила Европу и привела к падению некоторых крупных империй, таких как Российская и Австро-Венгерская. Но еще ужаснее по своим масштабам была Вторая мировая война, в которой были задействованы многие страны практически со всего света. Погибли миллионы людей, еще больше осталось без крыши над головой. Это ужасное событие до сих пор затрагивает так или иначе современного человека. Его отголоски можно найти повсюду в нашей жизни. Эта трагедия оставила после себя очень много загадок, споры из-за которых не утихают на протяжении десятилетий. Тяжелейшую ношу принял на себя в этой битве не на жизнь, а на смерть тогда еще не совсем окрепший от революции и гражданских войн и только наращивавший свою военную и мирную промышленность Советский Союз. В сердцах людей поселилась непримиримая ярость и желание бороться с захватчиками, которые посягнули на территориальную целостность и свободу пролетарского государства. Многие уходили на фронт добровольно. Одновременно происходила реорганизация эвакуированных промышленных мощностей для производства продукции на нужды фронта. Борьба приняла масштаб действительно народной. Именно поэтому она и называется Великой Отечественной войной.

Кто такие асы?

Как немецкая, так и советская армии были прекрасно обучены и укомплектованы техникой, авиацией и другим оружием. Личный состав исчислялся миллионами человек. Столкновение таких двух военных машин породило своих героев и своих предателей. Одними из тех, кого можно по праву считать героями, являются асы Второй мировой войны. Кто же это такие и чем они так известны? Асом можно считать человека, который добился в своей сфере деятельности таких высот, которые мало кому удалось покорить. И даже в таком опасном и ужасном деле, как военное, всегда были свои профессионалы. Как у СССР, так и у союзных сил, и у нацистской Германии были люди, которые показали лучшие результаты по числу уничтоженной техники или живой силы противника. Об этих героях и расскажет эта статья.

Список асов Второй мировой войны обширен и включает в себя много известных своими подвигами личностей. Они были примером для целого народа, их обожали, ими восхищались.

Авиация - без сомнения, один из самых романтичных, но в то же время опасных родов войск. Поскольку любая техника может отказать в любой момент, дело пилота считается очень почетным. Оно требует железной выдержки, дисциплины, умения контролировать себя в любой ситуации. Поэтому и к авиационным асам относились с большим уважением. Ведь уметь проявить хороший результат в таких условиях, когда твоя жизнь зависит не только от техники, но и от тебя самого, - высшая степень военного искусства. Итак, кто же они - летчики-асы Второй мировой войны, и почему их подвиги так знамениты?

Одним из самых результативных советских летчиков-асов был Иван Никитович Кожедуб. Официально он за время своей службы на фронтах Великой Отечественной сбил 62 немецких самолета, а также ему приписывают 2 американских истребителя, которые он уничтожил уже в конце войны. Этот летчик-рекордсмен служил в 176 гвардейском истребительном авиаполку и летал на самолете Ла-7.

Вторым по результативности за время войны стал Александр Иванович Покрышкин (который был трижды удостоен звания Героя Советского Союза). Он воевал на Южной Украине, в Причерноморье, освобождал Европу от фашистов. За время своей службы сбил 59 самолетов врага. Он не прекратил летать даже тогда, когда его назначили командиром 9 гвардейской авиационной дивизии, и одержал некоторые свои воздушные победы уже будучи в этой должности.

Николай Дмитриевич Гулаев - один из самых известных военных летчиков, который поставил рекорд - 4 вылета на один уничтоженный самолет. Всего за свою воинскую службу истребил 57 вражеских самолетов. Удостоен дважды почетного звания Героя Советского Союза.

Также высокий результат был и у Он сбил 55 немецких самолетов. Кожедуб, которому довелось некоторое время служить с Евстигнеевым в одном полку, очень уважительно отзывался об этом летчике.

Но, несмотря на то что танковые войска были одними из самых многочисленных в составе Советской армии, танкисты-асы Второй мировой войны по каким-то причинам у СССР не водились. Почему так - неизвестно. Логично предположить, что многие личные счеты заведомо завышались или занижались, поэтому назвать точное количество побед вышеупомянутых мастеров танкового боя не представляется возможным.

Немецкие танковые асы

Зато германские танковые асы Второй мировой войны имеют намного больший послужной список. Во многом это связано с педантичностью немцев, которые все строго документировали, да и времени повоевать у них было гораздо больше, чем у их советских "коллег". Активные действия немецкая армия начала вести еще в 1939 году.

Немецкий танкист № 1 - это гауптштурмфюрер Михаэль Виттман. Он воевал на многих танках (Stug III, Tiger I) и уничтожил за все время войны 138 машин, а также 132 самоходные артиллерийские установки различных вражеских стран. За свои успехи неоднократно был награжден различными орденами и знаками Третьего Рейха. Погиб в бою в 1944-м во Франции.

Также можно выделить такого танкового аса, как Для тех, кто так или иначе интересуется историей развития танковых войск Третьего Рейха, будет очень полезной книга его мемуаров «Тигры в грязи». За годы войны этот человек уничтожил 150 советских и американских САУ и танков.

Курт Книспель - еще один танкист-рекордсмен. Он подбил за свою воинскую службу 168 танков и САУ врага. Около 30 машин являются неподтвержденными, что не позволяет ему сравняться по результатам с Виттманом. Погиб Книспель в бою возле деревни Востиц в Чехословакии, в 1945 году.

Кроме того, хорошие результаты были и у Карла Броманна - 66 танков и САУ, у Эрнста Баркманна - 66 танков и САУ, у Эриха Маусберга - 53 танка и САУ.

Как можно увидеть из этих результатов, как советские, так и немецкие танковые асы Второй мировой войны умели воевать. Конечно, количество и качество советских боевых машин было на порядок выше, чем у немцев, однако, как показала практика, и те, и другие применялись довольно успешно и стали основой для некоторых послевоенных образцов танков.

Но и на этом список родов войск, в которых отличились свои мастера, не заканчивается. Поговорим немного об асах-подводниках.

Мастера подводной войны

Так же как и в случае с авиацией и танками, самыми успешными являются немецкие моряки. Подводники Кригсмарине за годы своего существования потопили 2603 корабля союзных стран, общее водоизмещение которых достигает показателя 13,5 миллионов тонн. Это действительно впечатляющая цифра. Да и внушительными личными счетами немецкие асы-подводники Второй мировой войны тоже могли похвастаться.

Самый результативный немецкий подводник - Отто Кречмер, на счету которого 44 корабля, в том числе и 1 эсминец. Общее водоизмещение потопленных им суден - 266629 тонн.

На втором месте - Вольфганг Лют, который отправил на дно 43 корабля противника (а по другим данным - 47) общим водоизмещением 225712 тонн.

Также известным морским асом был и который сумел потопить даже британский линкор «Ройял Оук». Это был один из первых офицеров, получивших дубовые листья к Прин уничтожил 30 кораблей. Погиб в 1941 году при атаке британского конвоя. Он был настолько популярен, что его гибель два месяца скрывалась от народа. А в день его похорон был объявлен траур на всю страну.

Такие успехи немецких моряков также вполне объяснимы. Дело в том, что Германия начала морскую войну еще в 1940 году, с блокады Британии, таким образом надеясь подорвать ее морское величие и, воспользовавшись этим, провести удачный захват островов. Однако уже совсем скоро планы гитлеровцев были сорваны, так как в войну вступила Америка с ее большим и мощным флотом.

Самый знаменитый советский моряк подводного флота - Александр Маринеско. Он потопил всего 4 корабля, зато каких! Тяжелый пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», транспорт «Генерал фон Штойбен», а также 2 единицы тяжелой плавбатареи «Хелене» и «Зигфрид». За его подвиги Гитлер внес моряка в список личных врагов. Но судьба Маринеско не сложилась удачно. Он впал в немилость советской власти и умер, а о его подвигах перестали говорить. Награду Героя Советского Союза великий моряк получил лишь посмертно в 1990 году. К сожалению, многие асы СССР Второй мировой войны закончили свою жизнь подобным образом.

Также знаменитыми подводниками Советского Союза являются Иван Травкин - потопил 13 кораблей, Николай Лунин - также 13 кораблей, Валентин Стариков - 14 кораблей. Но Маринеско возглавил список лучших подводников Советского Союза, так как причинил наибольший ущерб немецкому морскому флоту.

Точность и скрытность

Ну и как же не вспомнить таких прославленных бойцов, как снайперы? Здесь Советский Союз забирает заслуженную пальму первенства у Германии. Советские снайперы-асы Второй мировой войны обладали очень высокими послужными счетами. Во многом такие результаты были достигнуты благодаря массовой государственной подготовке гражданского населения по стрельбе из различного оружия. Значком «Ворошиловский стрелок» были награждены около 9 миллионов человек. Итак, какие же снайперы самые известные?

Имя Василия Зайцева пугало немцев и вселяло мужество в советских солдат. Этот обычный парень, охотник, убил из своей винтовки Мосина 225 солдат Вермахта только за месяц боев под Сталинградом. Среди выдающихся снайперских имен - Федор Охлопков, на счету которого (за всю войну) около тысячи гитлеровцев; Семен Номоконов, который убил 368 вражеских солдат. Среди снайперов были и женщины. Тому пример - знаменитая Людмила Павличенко, которая воевала под Одессой и Севастополем.

Немецкие снайперы менее известны, хотя в Германии с 1942 года существовало несколько снайперских школ, которые занимались профессиональной подготовкой кадров. Среди самых результативных немецких стрелков - Маттиас Хетценауэр (345 убитых), (257 уничтоженных), Бруно Суткус (209 застреленных солдат). Также известным снайпером из стран гитлеровского блока является Симо Хайха - этот финн за годы войны убил 504 красноармейца (по неподтвержденным данным).

Таким образом, снайперская подготовка Советского Союза был неизмеримо выше, чем у немецких войск, что и позволило советским бойцам носить гордое звание - асы Второй мировой войны.

Как же становились асами?

Итак, понятие "ас Второй мировой войны" довольно обширное. Как уже было сказано, эти люди добивались в своем деле поистине впечатляющих результатов. Это достигалось не только за счет хорошей армейской подготовки, но и благодаря выдающимся личным качествам. Ведь для летчика, к примеру, очень важна координация и быстрая реакция, для снайпера - умение выждать удобный момент для нанесения порою единственного выстрела.

Соответственно, определить, у кого же были лучшие асы Второй мировой войны, невозможно. Обе стороны совершали беспримерные геройства, которые позволили выделить из общей массы отдельных людей. Но стать мастером можно было, только упорно тренируясь и совершенствуя свои боевые навыки, поскольку война не терпит слабости. Конечно же, сухие строки статистики не смогут донести до современного человека всех тех тягот, невзгод, которые испытывали профессионалы войны во время своего становления на почетный пьедестал.

Нам, поколению, которое живет, не зная таких страшных вещей, не стоит забывать о подвигах наших предшественников. Они могут стать вдохновением, напоминанием, памятью. И мы должны стараться делать все для того, чтобы таких ужасных событий, как минувшие войны, больше не повторялось.

Бесстрастная статистика свидетельствует, что в ходе Второй мировой войны лучшими моряками-подводниками были подводники Германии. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн.тонн. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота. Соотношение потерь и побед, таким образом, составляло 1:4 в пользу германских подводных лодок. Советские подводники, конечно, такими успехами похвастаться не могли, но крупные неприятности врагу они все-таки доставили. Список немецких асов подводной войны, потопивших кораблей общим водоизмещением более 100 тысяч тонн: 1. Отто Кречмер - потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец, — 266629 тонн. 2. Вольфганг Лют - 43 корабля, в том числе 1 подводную лодку, — 225712 тонн (по другим данным, 47 кораблей — 228981 тонна). 3. Эрих Топп - 34 корабля, в том числе 1 американский эсминец, — 193684 тонны. 4. Герберт Шульце - 28 кораблей — 183432 тонны (на его счету первый из всех кораблей, официально потопленных немецкими подводными лодками, — транспорт "Bosnia" - потоплен 5 сентября 1939 года). 5. Генрих Леманн-Вилленброк - 25 кораблей — 183253 тонны. 6. Карл-Фридрих Мертен - 29 кораблей — 180869 тонн. 7. Генрих Либе - 31 корабль — 167886 тонн. 8. Гюнтер Прин - 30 кораблей, в том числе английский линкор "Royal Oak", потопленный им 14 октября 1939 года на рейде в главной военно-морской базе британского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах, — 164953 тонны. Гюнтер Прин стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Погиб выдающийся подводник Третьего Рейха очень рано — 8 марта 1941 года (при атаке конвоя, следовавшего из Ливерпуля в Галифакс). 9. Иоахим Шепке - 39 кораблей — 159130 тонн. 10. Георг Лассен - 26 кораблей — 156082 тонны. 11. Вернер Хенке - 24 корабля — 155714 тонн. 12. Йоган Мор - 27 кораблей, в том числе корвет и крейсер ПВО, — 129292 тонны. 13. Энгельберт Эндрас - 22 корабля, в том числе 2 крейсера, — 128879 тонн. 14. Рейнхардт Хардеген - 23 корабля — 119405 тонн. 15. Вернер Хартманн - 24 корабля — 115616 тонн.

Также достойны упоминания Альбрехт Бранди , потопивший минный заградитель и эсминец; Рейнхардт Зурен (95092 тонны), потопивший корвет; Фриц Южулиус Лемп (68607 тонн), повредивший английский линкор "Barham" и действительно потопивший первый корабль, из всех уничтоженных немецким подводным флотом, — пассажирский лайнер "Athenia" (это произошло 3 сентября 1939 года и не было тогда признано немецкой стороной); Отто Шухарт (80688 тонн), потопивший 17 сентября 1939 года английский авианосец "Courageous"; Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен , потопивший 25 ноября 1941 года английский линкор "Barham".

Только пять лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1 миллион 52 тысячи 710 тонн.

Для сравнения: советский подводный флот имел к 22 июня 1941-го года в боевом составе 212 подводных лодок (к этому нужно прибавить 54 построенные уже в ходе войны подводные лодки). Этими силами (267 ПЛ) было потоплено 157 боевых кораблей и транспортов противника - 462300 тонн (имеются в виду только подтвержденные данные).

Потери советского подводного флота составили 98 лодок (разумеется, без учета 4 подводных лодок, потерянных Тихоокеанским флотом). В 1941 году — 34, в 1942 — 35, в 1943 — 19, в 1944 — 9, в 1945 — 1. Соотношение потерь и побед — 1:1,6 в пользу подводных лодок.

Лучший подводник Cоветского ВМФ Александр Иванович Маринеско потопил 4 пассажирских и торговых транспорта общим водоизмещением 42507 тонн:

30 января 1945 года — пассажирский лайнер "Вильгельм Густлов" - 25484 тонны (на подводной лодке С-13); 10 февраля 1945 года — крупный транспортный корабль "Генерал фон Штойбен" - 14660 тонн (на С-13); 14 августа 1942 года — транспортный корабль "Хелене" - 1800 тонн (на М-96); 9 октября 1944 года — небольшой транспорт "Зигфрид" - 563 тонны (на С-13).

За уничтожение лайнера "Вильгельм Густлов" Александр Маринеско "удостоился чести" попасть в список личных врагов фюрера и Германии.

На затонувшем лайнере погибли 3700 унтер-офицеров — выпускников школы подводного плавания, 100 командиров подводных лодок, окончивших специальный курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров РСХА, батальон вспомогательной службы Данцигского порта из войск СС численностью 300 человек, а всего около 8000 человек (!!!).

Как и после капитуляции 6-й армии генерал-фельмаршала Паулюса в Сталинграде в Германии был объявлен траур, а исполнение планов Гитлера продолжить тотальную подводную войну было серьезно затруднено.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка С-13 - ордена Красного Знамени.

Сам же легендарный подводник, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Вне всякого сомнения, Александр Маринеско заслужил, чтобы ему поставили памятники не только в России, но и в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Его подвиг спас жизни многих тысяч английских и американских моряков и приблизил час Великой Победы.

Капитан 3 ранга Александр Маринеско возглавляет список советских асов-подводников не по числу уничтоженных кораблей противника, а по сумме их водоизмещения и по размерам ущерба, нанесенного военному потенциалу Германии. Вслед за ним идут следующие наиболее удачливые подводники:

2. Валентин Стариков (капитан-лейтенант, командир ПЛ М-171, К-1, Северный флот) — 14 кораблей; 3. Иван Травкин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) — 13 кораблей; 4. Николай Лунин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-421, К-21, Северный флот) — 13 кораблей; 5. Магомед Гаджиев (капитан 2 ранга, командир дивизиона ПЛ, Северный флот) — 10 кораблей; 6. Григорий Щедрин (капитан 2 ранга, командир ПЛ С-56, Северный флот) — 9 кораблей; 7. Самуил Богорад (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-310, Балтийский флот) — 7 кораблей; 8. Михаил Калинин (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-307, Балтийский флот) — 6 кораблей; 9. Николай Мохов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-317, Балтийский флот) — 5 кораблей; 10. Евгений Осипов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-407, Балтийский флот) — 5 кораблей.

В ВМС Соединенных Штатов Америки наибольшего успеха добились экипажи подводной лодки "Тотог" - она потопила 26 боевых кораблей и транспортов противника. По водоизмещению же лучший результат принадлежит экипажу ПЛ "Флэшер" - 100231 тонна. Но самым знаменитым подводником США в годы второй мировой войны стал Джозеф Инрайт .

NewsInfo по материалам сайта "Российский подводный флот"

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие были очень мощными, поскольку лично Адольф Гитлер считал их наиболее важным оружием и уделял немалое внимание развитию этой промышленности, им не удалось нанести противникам урона, который бы значительно повлиял на ход войны. Почему так произошло? Кто стоит у истоков создания подводной армии? Были ли на самом деле германские подводные лодки Второй мировой войны столь непобедимыми? Почему такие предусмотрительные нацисты так и не смогли одолеть Красную армию? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в обзоре.

Общая информация

В совокупности вся техника, стоявшая на вооружении Третьего рейха в течение Второй мировой войны, носила название «Кригсмарине», а подводные лодки составляли значительную часть арсенала. В отдельную отрасль подводное оборудование перешло 1 ноября 1934, а расформирован флот был уже после того как война окончилась, т. е. просуществовав менее десятка лет. За столь короткий промежуток времени немецкие подводные лодки Второй мировой войны принесли немало страха в души своих противников, оставив свой огромный след на кровавых страницах истории Третьего рейха. Тысячи погибших, сотки потопленных кораблей, все это осталось на совести выживших нацистов и их подчиненных.

Главнокомандующий Кригсмарине

Во времена Второй мировой войны у руля Кригсмарине стоял один из самых известных нацистов - Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне сыграли, безусловно, важную роль, но без этого человека этого бы не произошло. Он лично занимался созданием планов по атаке противников, участвовал в атаках на множество кораблей и добился успехов на этой стезе, за что и был награжден и - одной из самых значительных наград нацистской Германии. Дениц был почитателем Гитлера и являлся его преемником, что немало ему навредило во время Нюрнбергского процесса, ведь после смерти фюрера он считался главнокомандующим Третьего рейха.

Технические характеристики

Несложно догадаться, что за состояние подводной армии отвечал Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне, фото которых доказывают их мощь, обладали впечатляющими параметрами.

В общем, на вооружении Кригсмарине стоял 21 вид подлодок. Они обладали такими характеристиками:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Это доказывает, что немецкие подводные лодки Второй мировой войны были не просто мощными, они были наиболее мощными среди вооружения стран, воевавших с Германией.

Состав Кригсмарине

К военным лодкам флота Германии относилось 1154 субмарины. Примечательно, что вплоть до сентября 1939 года подводных лодок было всего 57 штук, остальные были построены специально для участия в войне. Некоторые из них являлись трофейными. Так, насчитывалось 5 голландских, 4 итальянских, 2 норвежских и по одной английской и французской субмарин. Все они также находились на вооружении Третьего рейха.

Достижения ВМФ

Кригсмарине на протяжении всей войны наносил немалый ущерб своим противникам. Так, например, наиболее результативный капитан Отто Кречмер потопил почти пятьдесят вражеских судов. Есть свои рекордсмены и среди судов. Например, германская подлодка U-48 потопила 52 судна.

На протяжении всей Второй мировой войны удалось уничтожить 63 миноносца, 9 крейсеров, 7 авианосцев и даже 2 линкора. Самой крупной и примечательной победой для германской армии среди них можно считать затопление линкора «Роял Оук», экипаж которого состоял из тысячи человек, а его водоизмещение составляло 31200 тонн.

План Z

Поскольку Гитлер считал свой флот крайне важным для торжества Германии над другими странами и испытывал к нему исключительно положительные чувства, то он уделял ему немалое внимание и не ограничивал финансирования. В 1939 году был разработан план по развитию Кригсмарине на ближайшие 10 лет, которому, к счастью, так и не удалось воплотиться в жизнь. Согласно этому плану, должны были быть построены еще несколько сотен самых мощных линкоров, крейсеров и подводных лодок.

Мощные немецкие подводные лодки Второй мировой войны

Фото некоторой сохранившейся германской подводной техники дают представление о мощности Третьего рейха, но лишь слабо отражают, насколько сильной была эта армия. Больше всего в немецком флоте было подлодок типа VII, они обладали оптимальными мореходными качествами, имели средние размеры, а главное, их строительство было относительно недорогим, что немаловажно в

Они могли погружаться на глубину до 320 метров при водоизмещении до 769 тонн, экипаж составлял от 42 до 52 служащих. Несмотря на то что «семерки» были довольно качественными лодками, со временем вражеские Германии страны улучшали свое вооружение, поэтому немцам тоже пришлось поработать над модернизацией своего детища. В результате этого у лодки появилось еще несколько модификаций. Наиболее популярной из них была модель VIIC, которая стала не только олицетворением военной мощи Германии во время нападения на Атлантику, но и была значительно более удобной, нежели предыдущие версии. Внушительные габариты позволили установить более мощные дизельные двигатели, а последующие модификации отличались еще и прочными корпусами, что позволяло глубже погружаться.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны подвергались постоянному, как сейчас бы сказали, апгрейду. Одной из наиболее инновационных моделей принято считать тип XXI. В этой подлодке была создана система кондиционирование воздуха и дополнительное оборудование, которое было предназначено для более длительного пребывания команды под водой. Всего было построено 118 лодок этого типа.

Результаты деятельности Кригсмарине

Германии Второй мировой войны, фото которых довольно часто можно встретить в книгах о военном оборудовании, сыграли очень важную роль в наступлении Третьего рейха. Их мощь нельзя недооценивать, но стоит учитывать, что даже при такой протекции со стороны самого кровавого фюрера в мировой истории немецкому флоту так и не удалось приблизить свою державу к победе. Вероятно, недостаточно лишь хорошего оснащения и сильной армии, для победы Германии не хватило той смекалки и храбрости, которой обладали храбрые воины Советского Союза. Всем известно, что нацисты были невероятно кровожадными и на своем пути мало чем гнушались, но не помогла им ни невероятно оснащенная армия, ни отсутствие принципов. Бронированная техника, огромное количество боеприпасов и новейшие разработки не принесли Третьему рейху ожидаемых результатов.

Чем сильнее становится противник – тем сложнее с ним бороться и побеждать, тем сложнее добиваться реальных успехов, а не выдавать желаемое за действительное. Командир немецкой подводной лодки U 515 корветтен-капитан Вернер Хенке был последним подводным асом кригсмарине, чьи заявленные успехи в условиях тотального превосходства союзников на море соответствовали действительности. Судьба Хенке примечательна ещё и тем, что гибель этого подводника стала прямым следствием одного из крупнейших его успехов.

Система награждений, введённая в немецком подводном флоте c началом Второй мировой войны, была эффективна и проста – Рыцарский крест за 100 000 тонн потопленного тоннажа и Дубовые листья к нему за 200 000 тонн. Командиры подлодок были мотивированы на получение награды, которая была признаком подводного аса. Но гонка за заветным крестом имела и отрицательную сторону – так называемый оверклейм. Термин этот, пришедший из англоязычной военно-исторической литературы, можно перевести как «завышение заявленных результатов». Чем эффективней становилась противолодочная оборона союзников, тем больше было расхождение между реальными и мнимыми успехами подводников кригсмарине.

Корветтен-капитан Вернер Хенке, 13.05.1909–15.06.1944

Это привело к тому, что сейчас, после получения свободного доступа к документам военного времени, подводных асов Дёница (впрочем, как и любых других асов, будь то лётчики, моряки или танкисты любой воюющей армии) можно разделить на две категории: реальные и дутые. К первой можно отнести тех командиров лодок, которые воевали в Атлантике в 1939–1943 гг. и действительно добивались больших успехов. Ко второй категории относились командиры, воевавшие в период 1944–1945 гг. и зачастую на второстепенных театрах военных действий. При этом основное количество случаев завышения результатов, связанное с применением самонаводящихся и маневрировавших торпед и принципом «слышал взрыв – значит, попал» относится именно к последнему периоду подводной войны.

Вернер Хенке и злополучный «Керамик»

Личность корветтен-капитана Вернера Хенке (Werner Henke) интересна, прежде всего, тем, что он был одним из последних настоящих асов, воевавших в Атлантике. Хенке получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Это были последние Дубовые листья, полученные в подводном флоте за реальную результативность – хотя в один день с Хенке был награждён и Карл Эммерман (Carl Emmermann), он был представлен к этой награде во время своего последнего похода и больше в море не выходил. Хенке же продолжал воевать и топить.

После Хенке и Эммермана Дубовые листья получили всего три человека: Вернер Хартман (Werner Hartmann), Ганс-Гюнтер Ланге (Hans-Günther Lange) и Рольф Томсен (Rolf Thomsen). Однако знаменитый Хартман, бывший командир U 37 и один из результативных асов начала войны, был удостоен награды как командующий подлодками на Средиземноморье. Двое последних, командиры лодок U 711 и U 1202, были награждены в один день, 29 апреля 1945 года, и получили высокую награду за абсолютный оверклейм в атаках. Впрочем, возможно, их награждение носило сугубо пропагандистский характер.


Немецкая подводная лодка U 124, известная своей эмблемой - цветком эдельвейса. Именно на ней Вернер Хенке служил под началом подводных асов Георга-Вильгельма Шульца и Йоханна Мора. Получив под начало собственную лодку U 515, Хенке сделал эдельвейс и её эмблемой. Позднее к ней добавилась вторая эмблема - молоток

Но вернёмся к Вернеру Хенке. В командира лодки он вырос под началом таких знаменитых асов, как Георг-Вильгельм Шульц (Georg-Wilhelm Schulz) и Йоханн Мор (Johann Mohr), у которых он прослужил вахтенным офицером на U 124 чуть больше года. Карьеру командира субмарины Хенке начал в феврале 1942 года. Он не успел поучаствовать в событиях, происходивших у берегов США и в Карибском бассейне в первом полугодии 1942 года, так как принял под командование новую большую подлодку U 515 (тип IXC) и в течение этого времени занимался её испытаниями и тренировкой экипажа. Однако, выйдя в свой первый боевой поход из Киля 12 августа 1942 года, Хенке начал резко навёрстывать упущенные возможности.

За время совершённых им походов, без учёта четвёртого, когда лодка была повреждена самолётами и кораблями ПЛО союзников и вернулась на базу, и последнего, в котором она была потоплена, он практически никогда не возвращался на базу без вымпелов на перископе, символизировавших потопленные суда и корабли.

По немецкой версии военного времени считалось, что на счету Хенке было 28 судов на 177 000 брт. Согласно послевоенным исследованиям, командир U 515 потопил 22 торговых судна на 140 196 брт и плавбазу британских эсминцев «Гекла» (HMS Hecla, 10 850 тонн). Кроме того, за ним числятся торпедированными два судна (на 10 720 брт), а также эсминец и шлюп (3270 тонн), которым U 515 нанесла повреждения различной степени тяжести. Если просуммировать эти цифры, становится видно, что заявленный тоннаж практически соответствует реально потопленному.



Вверху плавбаза эсминцев «Гекла», внизу - эсминец «Марн» (HMS Marne). Ночью 12 ноября 1942 года западнее Гибралтара Хенке атаковал и потопил «Геклу». Эсминец начал подбирать выживших, однако получил торпеду, разворотившую ему корму. К счастью, корабль остался на плаву и в январе 1944 года вернулся в строй. На «Гекле» погибло 279 человек из 847, ещё 13 моряков погибло на «Марне»

Одним из наиболее известных эпизодов, связанных с боевой деятельностью Хенке, является потопление лайнера «Керамик» (SS Ceramic), использовавшегося британским Адмиралтейством как войсковой транспорт, совершавший плавания между Европой и Австралией. Этот пароход неоднократно становился мишенью для немецких торпед ещё с Первой мировой войны, однако судьба благоволила «Керамику», его экипажу и пассажирам до 7 декабря 1942 года. В ту роковую ночь к северо-западу от Азорских островов лайнер подстерегла U 515. Хенке преследовал судно несколько часов, после чего, заняв удобную позицию для стрельбы, точно определил скорость жертвы (17 узлов) и выпустил две торпеды, добившись одного попадания. Так началась одна из самых страшных трагедий подводной войны.

Взрыв торпеды пришёлся на машинное отделение, поэтому судно лишилось хода и электроэнергии. Среди пассажиров паники не наблюдалось, и экипажу удалось спустить шлюпки на воду, несмотря на волнение моря и полную темноту. После этого в течение часа U 515 выпустила в лайнер ещё три торпеды. Последняя из них разломила судно на две части, после чего оно быстро затонуло. Спасшимся не повезло – погода испортилась, пошёл дождь и начался сильный шторм. Шлюпки затапливало, переворачивало, и люди плавали рядом с ними, удерживаемые на воде спасательными жилетами.

Хенке сообщил в штаб о потоплении «Керамика» и получил в ответ приказ вернуться на место атаки и взять на борт капитана, чтобы выяснить маршрут и груз его парохода. Как писал командир U 515 в журнале боевых действий: «На месте гибели судна большое количество трупов солдат и военных моряков, приблизительно 60 спасательных плотов и много лодок, части от самолёта». Позже члены экипажа U 515 вспоминали, что Хенке был очень расстроен открывшейся перед ним картиной.


Пассажирский пароход «Керамик» был построен ещё в 1913 году и успел поучаствовать в Первой мировой. Он входит в 20 самых крупных по тоннажу жертв подводников кригсмарине

Верхняя вахта заметила шлюпку с людьми. В ней были видны женщины и дети, которые махали руками субмарине, но в это время начался сильнейший шторм, и Хенке приказал подобрать из воды первого попавшегося человека. Этим счастливчиком стал британский сапёр Эрик Мандей (Eric Munday), который рассказал немцам, что на судне находилось 45 офицеров и около 1000 рядовых солдат. В действительности, на «Керамике» было 655 человек: 264 члена экипажа, 14 артиллеристов обслуги орудий лайнера, 244 военных, включая 30 женщин из Имперской военной службы медсестёр королевы Александры, а также, согласно купленным билетам, 133 пассажира, включая 12 детей. Все они, кроме Мандея, погибли.

Выжить в шторм, который даже бывалые моряки назвали одним из сильнейших в той области океана, шансов у них не было. Как вспоминал бывший штурман U 515 Вилли Кляйн (Wilhem Klein): «Не было абсолютно никакой возможности спасения кого-либо ещё – это была ещё та погода. Волны были огромные. Я служил на подлодках много лет, и я никогда не видел таких волн». У командира U 515 не было иллюзий на счёт судьбы людей в шлюпках: он понимал, что его торпеды стали причиной смерти множества людей, и впоследствии это стало для него роковым обстоятельством, приведшим Хенке к гибели.

Другой известный случай, связанный с Хенке, произошёл в ночь на 1 мая 1943 года. Тогда U 515 совершила одну из самых удачных индивидуальных атак конвоев за всю войну. Жертвами её нападения стали семь из 18 судов конвоя TS-37, следовавшего из Такоради (Гана) во Фритаун (Сьерра-Леоне) под охраной одного корвета и трёх противолодочных траулеров. По мнению британского историка Стивена Роскилла, командир эскорта конвоя затянул с отправкой сообщения о присутствии в районе немецкой подлодки после перехвата радиограммы с неё, и в результате штаб был извещён только после того, как конвой подвергся нападению. Три эсминца, высланные для усиления эскорта, подоспели «к шапочному разбору». Стоит также отметить, что в этом же походе U 515 сумела потопить ещё три судна, и он вошёл в десятку самых результативных походов, совершённых немецкими подлодками за всю войну – всего на дно пошли 10 судов на 58 456 брт.


Последние мгновения подводной лодки U 515. Снимок тонущей субмарины сделан с борта одного из потопивших её американских кораблей

Вернер Хенке был на особом счету у гросс-адмирала Дёница, о чём говорит очень любопытный инцидент, произошедший между подводным асом и спецслужбами Третьего рейха. 24 июня 1943 года U 515 вернулась в Лориан из 124-дневного похода, третьего по счёту для лодки. Хенке стремительно превращался в «звезду» немецкого подплава, и его успешность была на руку пропаганде. В первом походе он доложил о 10 потопленных судах на 54 000 брт (в реальности – девять на 46 782 брт и одно повреждённое), во втором заявил об уничтожении крейсера типа «Бирмингем» (на самом деле это была упомянутая выше плавбаза «Гекла»), эсминца и лайнера «Керамик» (18 173 брт). За это Хенке был представлен к Рыцарскому кресту и назван самым успешным командиром 10-й флотилии. Третий поход оказался самым успешным: Хенке доложил о 72 000 брт потопленного тоннажа (в реальности 58 456 брт).

Вернер Хенке и гестапо

За свои достижения весь экипаж получил Железные кресты разных степеней, а Хенке полетел 4 июля в ставку Гитлера, где тот вручил ему Дубовые листья. Экипаж U 515 получил отпуск, а его командир поехал отдыхать на горнолыжный курорт Инсбрук в австрийском Тироле, где его ждала жена.

Подводный ас был весьма самолюбив и амбициозен, а награждение лично фюрером, вероятно, придало ему ещё больше самоуверенности. В результате, когда ас узнал о преследовании гестапо одной знакомой ему семьи из Инсбрука, по его мнению, невиновной, он устроил скандал в приёмной гауляйтера австрийского Тироля Франца Хоффера (Franz Hofer ), где отругал секретаря гауляйтера за арест своих знакомых. Однако подчинённых Генриха Мюллера такое заступничество не напугало, и на Хенке завели дело, которое начало расти, как снежный ком.

В результате, когда подробности инцидента стали известны начальству Хенке, главком ВМС Дёниц и командующий подводным флотом фон Фридебург лично нанесли Гиммлеру визит, чтобы заступиться за «государственного преступника». В письме к Гиммлеру фон Фридебург принёс извинения за действия подчинённого, написав, что поведение Хенке является следствием стресса, полученного в ходе подводной войны, которая держит нервы подводников на пределе. Адмиралы уверяли, что поведение своего офицера не оправдывают и уже получили от него полное раскаяние и сожаление о случившемся. Всесильный рейхсфюрер извинения принял и приказал гестапо следствие по делу Хенке прекратить.


Лётчики палубной эскадрильи VC-58 c авианосца «Гуадалканал» позируют на фоне одного из своих «Уайлдкэтов». Именно лётчики «Эвенджеров» и «Уайлдкэтов» из VC-58 совместно с эсминцами «Поуп» (USS Pope), «Пиллсбери» (USS Pillsbury), «Шателейн» (USS Chatelain) и «Флаерти» (USS Flaherty) 9 апреля 1944 года севернее Мадейры потопили U 515 - погибло 16 немецких подводников, ещё 44 попало в плен

Стоит отметить, что подводники действительно периодически имели конфликты с гестаповцами. Так, попавшие в плен члены экипажа потопленной в октябре 1941 года лодки U 111 на допросе рассказали англичанам любопытную историю:

«Согласно рассказу одного из военнопленных, экипаж одной подводной лодки подрался с агентами гестапо рядом с кафе в Данциге. Агенты гестапо грубо толкнули человека в гражданской одежде, который проходил мимо кафе. Как впоследствии оказалось, этим человеком был офицер-подводник, который, недолго думая, в ответ дал в глаз одному из обидчиков, поставив тому бланш. На беду гестаповцам, неподалёку отдыхали матросы с лодки, где служил этот офицер, которые бросились к нему на выручку. Завязалась драка, которая закончилась после того, как гестаповцы выхватили пистолеты. Все моряки были арестованы и доставлены в ближайший полицейский участок для разбирательства. После выяснений обстоятельств конфликта полицейские попросили офицера извиниться, чем конфликт был бы исчерпан. Однако тот отказался. Дело дошло до следствия, которое, правда, было вскоре прекращено. Военнопленный заявил, что если бы кто-нибудь из гестаповцев во время потасовки выстрелил бы в моряков, то он (гестаповец) был бы покойником».

Кроме этого возникает ещё один любопытный нюанс – история Хенке перекликается с рассказом Герберта Вернера (Herbert Werner) в его «Стальных гробах» о подобном случае, где автор мемуаров рассказывает, как он ходил в гестапо освобождать своего отца:

«Я немедленно отправился в отделение гестапо на Линденштрассе, находившееся недалеко от нашего дома. Морская форма и награды позволили мне пройти мимо охраны без лишних вопросов. Когда я вошёл в просторный зал, секретарша за столом у входа поинтересовалась, чем могла быть полезной.

Я полагал, что ему редко приходилось видеть офицеров-подводников, да ещё таких, чьи отцы сидят за решёткой.

Мне пришлось ждать встречи с оберштурмбанфюрером довольно долго. Времени было достаточно, чтобы обдумать план беседы. Затем секретарша провела меня в отлично меблированный кабинет и представила шефу СС в городе. Итак, передо мной был могущественный человек, которому стоило пошевелить пальцем, чтобы решить чью-либо судьбу. Этот офицер средних лет в серой полевой форме СС больше напоминал вальяжного бизнесмена, чем хладнокровного карателя. Приветствие фон Молитора было столь же необычным, сколь его внешний вид.

– Приятно увидеть для разнообразия флотского офицера. – сказал он. – Я знаю, что вы служите в подводном флоте. Весьма интересная и увлекательная служба, не правда ли? Что я могу для вас сделать, лейтенант?

Я ответил ему ледяным тоном:

– Герр оберштурмбанфюрер, в вашей тюрьме содержится мой отец. Без всяких оснований. Я требую его немедленного освобождения.

Дружелюбную улыбку на его полном лице сменило выражение беспокойства. Он бросил взгляд на мою визитную карточку, снова прочёл мое имя и затем произнёс, запинаясь:

– Мне не сообщали об аресте отца отличившегося моряка. К сожалению, лейтенант, должно быть, произошла ошибка. Я немедленно разберусь в этом деле.

Он что-то написал на листе бумаги и нажал кнопку вызова. Из другой двери вошёл ещё один секретарь и взял у шефа листок.

– Понимаете, лейтенант, меня не информируют по каждому конкретному случаю ареста. Но полагаю, вы пришли к нам только по делу своего отца?

– Разумеется. И я считаю причину его ареста…

Прежде чем я мог совершить большой промах, высказавшись резко, снова вошла секретарша и вручила фон Молитору другой лист бумаги.

Некоторое время он внимательно изучал его, затем сказал примирительным тоном:

– Лейтенант, теперь я в курсе дела. Вечером отец будет с вами. Уверен, что три месяца в заключении послужат ему уроком. Сожалею, что всё так произошло. Но ваш отец не должен винить никого, кроме себя самого. Рад, что смог оказать вам услугу. Надеюсь, что ваш отпуск ничто больше не омрачит. Прощайте. Хайль Гитлер!

Быстро поднявшись, я коротко поблагодарил его. Конечно, никакой услуги шеф СС мне не оказывал, вряд ли он смог бы проигнорировать мое требование освободить отца».

Если сравнить рассказ Вернера с инцидентом между Хенке и гестапо, то создаётся впечатление, что Вернер сильно приукрашивает своё влияние на гестаповца, особенно говоря о том, что последний не мог проигнорировать требование об освобождении. Вряд ли оберштурмбанфюрер был столь смущён визитом офицера-подводника, что начал запинаться и лебезить. Поэтому придётся оставить этот рассказ на совести автора «Стальных гробов», отнеся его к списку небылиц, которые опубликовал Вернер в своей книге.

Вернер Хенке и смерть в плену

Возвращаясь к дальнейшей судьбе Вернера Хенке, нельзя не отметить тот факт, что ему не удалось избежать участи многих других своих коллег-командиров подлодок. 9 апреля 1944 года U 515 была потоплена севернее острова Мадейра. Хенке попал в плен к американцам вместе с большей частью своего экипажа. Командиру американского эскортного авианосца «Гуадалканал» (USS Guadalcanal) Даниэлю Гэллери (Daniel Vincent Gallery), который командовал противолодочной группой, потопившей лодку, удалось хитростью склонить немецкого аса и других членов его экипажа к сотрудничеству.


Кэптэн Гэллери и его старший помощник коммандер Джонсон на мостике «Гуадалканала». Немецкие флажки обозначают атаки на лодки U 544, U 68, U 170 (повреждена), U 505 и U 515

Гэллери тонко сыграл на опасениях немцев попасть в руки англичан, так как они считали, что их ждёт трибунал за потопление «Керамика». Как писал в своих мемуарах командир «Гуадалканала», Хенке в разговоре с одним из охранников поведал, что незадолго до выхода U 515 из Лориана радиостанция Би-Би-Си передала пропагандистское сообщение на все базы немецких подлодок. В нём было сказано, что англичане выяснили: после потопления «Керамика» U 515 всплыла и расстреляла из пулемёта людей в шлюпках. Поэтому, как говорилось далее в передаче, в случае попадания кого-либо из экипажа U 515 в плен к британцам, он будет предан суду за убийство и повешен, если будет признан виновным.

На Хенке и его людей радиопередача произвела тяжёлое впечатление. Несмотря на то, что никакой стрельбы по шлюпкам не было, экипаж U 515 вовсе не горел желанием оказаться в руках британцев и пойти под суд за вымышленное убийство. Узнав об этом от старшины, кэптэн Гэллери решил воспользоваться информацией:

«Само собой, он [Хенке] полностью отрицал расстрел шлюпок, и, вполне возможно, рассказал эту историю, чтобы выставить англичан в неприглядном свете. Теперь англичане утверждают, что никогда не давали такого в эфир, но не могут объяснить, зачем Хенке было выдумывать такую историю в 1944 году. Лично я совершенно не верю в расстрел шлюпок, но в то же время мне кажется, что англичане вполне могли дать в эфир подобное. В любом случае, эта рассказанная мне история дала пищу для размышлений. Я уже понял, что Хенке не горит желанием попасть в Англию. Мне стало интересно, как далеко я смогу зайти с идеей о гипотетической отправке его туда. Взвесив все «за» и «против», я решил попробовать один трюк. Я подделал радиосообщение для «Гуадалканала», т.е. сам написал выдуманный текст, якобы исходящий от Главкома Атлантического флота на официальном бланке. Текст гласил: «Британское Адмиралтейство просит, чтобы вы передали им экипаж U 515 во время дозаправки в Гибралтаре. Учитывая переполненность людьми вашего корабля, разрешаю действовать по своему усмотрению».

Когда Хенке был вызван к командиру «Гуадалканала» и ознакомлен с этой «радиограммой», он помертвел в лице. Как писал Гэллери, подводный ас был храбрым и жёстким, но его удалось загнать в «адскую ситуацию». Гэллери предложил Хенке сделку – немецкие подводники дают расписку о сотрудничестве, и остаются в руках американцев. В результате 15 апреля Хенке, а затем и другие члены экипажа U 515 подписали заранее подготовленный документ, в котором обещали сотрудничать с американцами в обмен на невыдачу их британцам:

«Я, капитан-лейтенант Хенке, клянусь своей честью офицера, в случае, если меня и мою команду поместят военнопленными в Соединённых Штатах, а не в Англии, говорить на допросах только правду».

Неизвестно, насколько кривил душой адмирал Гэллери, написав о том, что англичане отрицали сам факт выхода в эфир такой передачи. Американский историк Тимоти Маллиган позже писал, что после возвращения U 515 во Францию немецкие журналисты взяли у Хенке и спасенного им Мандея интервью о «Керамике», использовав фрагменты из него в пропагандистской передаче по радио, где сообщалось об успехе немецких подводников, потопивших лайнер. Как удалось установить Маллигану, ответ на неё не заставил себя долго ждать:

«Союзники ответили в марте 1943, выпустив в эфир свою пропагандистскую передачу от имени вымышленного персонажа «коммандера Роберта Ли Нордена» (под этим псевдонимом по радио выступал лейтенант-коммандер ВМС США Ральф Г. Альбрехт). Вещая на частоте немецких флотских приёмников, «Норден» обвинил Хенке в расстреле как минимум 264 выживших с «Керамика» и назвал командира U 515 «военным преступником №1», пообещав ему трибунал. Тот факт, что эта радиопередача была фальшивкой, был подтверждён шифровкой в мае 1944 года от высокопоставленного офицера разведки ВМС США своему канадскому коллеге: «Вообще-то, вся эта история является выдумкой, и, насколько мы знаем, он [Хенке] при потоплении «Керамика» действовал вполне законно».

Стоит отметить, что, оправившись от первого удара, Хенке пришёл в себя и впоследствии отказался сотрудничать и соблюдать подписанное им соглашение. Это представляло для американцев серьёзную проблему. Во-первых, Хенке был не простой подводник, и его заслуги и характер могли сделать его лидером среди немецких пленных в руках американцев. Во-вторых, он был вторым подводным асом с Дубовыми листьями, попавшим в плен. Первым был знаменитый Отто Кречмер, который попал в руки англичан и стал для них большой головной болью. Он организовал суд над офицерами U 570, которые сдали свой корабль врагу. Он активно готовил побеги из лагерей военнопленных и установил кодированную связь с Дёницем в письмах, пересылаемых через Красный крест. Намучившись с непокорным подводным асом, англичане перевезли его в Канаду, но Кречмер отличился и там, устроив массовую рукопашную схватку между пленными и охранниками, вошедшую в историю как «Битва в Бауменвилле».

Американцы понимали, что Хенке вполне может стать такой же причиной неприятностей для них, какой был Кречмер для англичан. Поэтому после отказа командира U 515 от своей расписки допрашивающие немецкого офицера следователи решили припугнуть непокорного аса выдачей его британцам, объявив, что уже назначен день его отправки в Канаду. Это привело к катастрофическим последствиям: Хенке решил избежать английского трибунала, покончив с собой. Способ расстаться с жизнью он выбрал довольно необычный.


Только что выловленный из воды Вернер Хенке в окружении американских моряков на палубе эсминца «Шателейн». Жить ему оставалось чуть более двух месяцев

Днём 15 июня 1944 года Хенке на глазах охраны лагеря для военнопленных (форт Хант, штат Вирджиния) бросился к проволочной ограде и полез на неё, не реагируя на предупреждающие окрики часовых. Когда офицер-подводник находился уже на самом верху ограды, один из охранников выстрелил. Хенке был тяжело ранен. Американцы пытались спасти его жизнь, но подводный ас скончался в машине по дороге в госпиталь.

Командир U 515 умер, находясь в неведении, что противник пытался использовать его заблуждения насчёт потопленного лайнера. Даже попади он в руки британцев, вряд ли последние сумели бы на законных основаниях предъявить ему обвинения в военном преступлении, несмотря на большие человеческие жертвы. «Керамик» был законной целью для подлодки, и с неё не стреляли по шлюпкам из пулемётов. Но знавшие Хенке люди описывали его как человека гордого и решительного, и, видимо, он решил не допускать для себя бесчестья быть повешенным. Так нелепо завершилась жизнь одного из последних реальных немецких подводных асов, которого его биограф Тимоти Маллиган назвал «Одиноким Волком».

Литература :

  1. Hardy C. SS Ceramic: The Untold Story: Includes the Rescue of Sole – Central Publishing Ltd, 2006
  2. Gallery D. V. Twenty Million Tons Under the Sea – Henry Regnery Company, Chicago 1956
  3. Busch R., Roll H. J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 9. Norderstedt
  5. Вернер Г. Стальные Гробы – М.: Центрполиграф, 2001
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  7. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  8. http://historisches-marinearchiv.de
  9. http://www.uboat.net
  10. http://uboatarchive.net
  11. http://www.stengerhistorica.com

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.