Болезни Военный билет Призыв

Основатель третьяковской галереи диктант по русскому языку. Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Фонд оценочных работ по русскому языку

СЛЕДЫ ВОЙНЫ 1963-65 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ОБЛАКА 45-го ГОДА 1980-85 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

СТАРЫЕ РАНЫ 1967 г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

В ДНИ ВОЙНЫ 1952-54 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ЖИВОЙ ЗАСЛОН 2001-04 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПРОВОДЫ 1967 г

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПАМЯТЬ ПАВШИХ 1993-95 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

33 шедевра мировой живописи - Креативный обзор!

Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее

По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».

Михаил Врубель «Демон сидящий»
1890, холст, масло. 114×211 см
Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

0 0 0

Самые странные картины!

Марк Шагал «Прогулка»
1917, холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Скульптура 18 века Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос, автор Козловский Михаил Иванович, датируется 1780 годом, недавно приобретеена Третьяковской галереей, но суть не в этом. Эта скульптура из светлой терракоты - барельеф, она "утоплена" в стене. Кстати, противоположность барельефу - контррельеф, когда скульпутру будто отпечатали в стене, затем вынули и мы любуемся на следы ее там пребывания, но для 18 века такой вид не характерен.

картины художника герасимова очень красивы. Картина, которую Вы видите, принесла художнику на выставке в Париже гран - при. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Там же можно посмотреть и другие работы автора.


http://sokhovich.livejournal.com/73440.html

В ледовой скульптуре нередко изображают героев мультфильмов и произведений классики, животных, персонажей Библии. (

Контрольный диктант.

I вариант

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

(По В. Пескову.)

II вариант

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» 1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)

Контрольный диктант.

Андрей Рублев

В продолжении долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.



Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От этого далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)

(По В. Прибыткову.)

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которого является этот нежный цветок.

Контрольный диктант.

Основатель Третьяковской галереи

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он.– - Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово.)

(По В. Порудоминскому.)

Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.

По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по – видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.

Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.

С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звездное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года. (154 слова.)

(«Народный месяцеслов»)

Итоговый контрольный диктант.

Старый музыкант

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)

(По А. Платонову.)

Утро в тайге

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг.

Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно – льдистую голубизну, в которой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнем.

Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов.)

Цели урока:

  • cовершенствование навыков работы с текстом на основе анализа текстов единой тематики: определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов;
  • развитие устной и письменной речи, умения связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос;
  • развитие умения сравнивать, выделять главное;
  • эстетическое воспитание учащихся через произведения русской живописи;
  • гражданское воспитание учащихся через осмысление портретного очерка П.М.Третьякова.

Оборудование: компьютерная презентация репродукций картин русских художников, находящихся в Третьяковской галерее.

Предварительное домашнее задание: прочитать тексты № 11, 35, 36 (“Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку” - автор – составитель Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова), определить тему, идею каждого текста, озаглавить их, выделить ключевые слова в каждом тексте.

Индивидуальные задания:

  1. Текст № 11- выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.
  2. Текст № 35- составить план текста в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.
  3. Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”
  4. Рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.
  5. Подготовить сжатый пересказ текста № 36.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Оформление записей в тетради.

Сегодня мы проводим очередной урок подготовки к экзаменационному изложению. Однако это не просто урок, а урок – путешествие в Третьяковскую галерею (слайд № 1).

2. Выполнение индивидуальных заданий у доски.

А) Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов графически.

Бес корыст ная любовь
Не швырял деньги по- княжески
Анти купеческие достоинства
Выбир ать для гал ереи
Музей национального искусс тва
При ез жавших в Москву

Б) Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях (текст дается без знаков препинания).

П. М. Третьяков – основатель музея национального искусства в Москве.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, посвятившего всю свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности и удивительной требовательности к себе. Жизнь П.М.Третьякова – настоящий гражданский подвиг, потому что он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

3. Класс. Словарная работа.

Начнем урок со словарного диктанта с последующей самопроверкой (в ходе работы деется толкование лексического значения трудных слов).

Русская живопись
Огромная коллекция

Третьяковская галерея
Историческая картина
Неожиданные ассоциации (ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.)
Светотень и колорит
Масляные краски
Приготовил этюдник

(Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для живописи, рисования и местом для помещения этюда. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения.)

Как вы думаете, почему мы сегодня написали именно эти слова?

Ответ: Эти словосочетания из текстов, с которыми мы знакомились дома. Они являются ключевыми и объединяют все эти тексты.

Какая тема объединяет тексты № 11,35,36?

Ответ: Все эти тексы связаны тематикой, в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее.

Итак, сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в Третьяковскую галерею. (слайд №1)

4. Основная часть урока.

1. Определите тему текста 11.

Тема: рассказ о Павле Михайловиче Третьякове – основателе музея национального искусства в Москве, который носит его имя Третьяковская галерея, или Третьяковка. (слайд №2 – И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883)

2. Определите стиль, тип речи и жанр данного текста.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи – повествование, жанр – портретный очерк.

3. Кто является героем портретного очерка?

Конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами или недостатками.

4. Как строится портретный очерк? Есть ли какой-то определенный план?

Автор может рассказать о своем герое через создание внешнего и внутреннего портрета.
Каким образом Л.Волынский, автор текста, раскрывает перед нами личность Третьякова? (через поступки, отношение к искусству, к художникам)

5. Проверка индивидуального домашнего задания: выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.

Вельможные меценаты

  • вельможа – знатный,
  • богатый меценат – богатый покровитель наук и искусств

Бескорыстная любовь

  • бескорыстный – чуждый корысти
  • корысть – выгода, материальная польза

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию

Тщеславный – любящий славу, выставляющий свои достоинства напоказ

Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

Передвижники – передовой, демократически настроенный художник – реалист второй половины 19 века, участник передвижных выставок

Место паломничества

  • паломничество – путешествие с целью ознакомления
  • с какими – нибудь достопримечательностями

шедевры живописи

  • шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.

6. Проверка индивидуального задания А.

Объяснить правописание слов.

Бескорыстная любовь
Не швырял деньги по-княжески
Антикупеческие достоинства
Выбирать для галереи
Музей национального искусства
Приезжавших в Москву

Какие черты характера Третьякова поразили вас?

Задание классу: найти в тексте и зачитать предложения, в которых употреблены данные слова и словосочетания.

7. Определите идею данного текста.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, человека, который всю свою жизнь посвятил созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности, удивительной требовательности к себе. Он совершил настоящий гражданский подвиг – передав в дар Москве галерею, а значит и всей России, он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

Хочется привести высказывание художника М.Нестерова: “..не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех, больших и малых, картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг..”

(просмотр слайдов № 3, 4, 5 – залы Третьяковской галереи; слайды № 6, 7, 8. 9, 10 - некоторые картины, находящиеся в ней:

Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898
В.М.Васнецов. Аленушка,1881
И.И.Левитан. Март, 1895)

Проверка индивидуального задания Б – пунктуационный разбор предложений.

8. Как вы озаглавили текст?

Создатель Третьяковской галереи.
Дело всей жизни.
Жизнь, посвященная искусству.
Великий гражданский подвиг.

9. Текст № 35.

А) О чем рассказывается в этом тексте? (о истории создания картины “Боярыня Морозова” художником Суриковым) (слайд № 11 - В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887)

Б) Для того, чтобы понять содержание картины, нам необходимо обратиться к исторической справке. Кто такая боярыня Морозова?

Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня (год рождения неизвестен, год смерти – 1672), она является одним из крупнейших деятелей раскола, или старообрядчества. Старообрядчество – религиозное движение, направленное против церковных реформ патриарха Никона, который приступил к изменению богослужебных книг, церковных обрядов. Старообрядцы – это приверженцы старой веры, противники церковных нововведений. На уроках литературы мы говорили о протопопе Аввакуме – вожде старообрядцев.

По указу царя Алексея Михайловича, богатейшие имения и все имущество Морозовой было конфисковано, а сама она была сослана в Боровский Пафнутьев монастырь и заключена в острог, где и умерла. На картине Сурикова изображен тот момент, когда боярыню Морозову отправляют из Москвы в ссылку.

В) Проверка индивидуального домашнего задания: составить план текста № 35 в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.

Как Суриков работал над картиной? (слайды № 12, 13 – В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, 1886. Этюд для картины “Боярыня Морозова”; В.И.Суриков. Боярышня в синей шубке, 1887. Этюд для картины “Боярыня Морозова”).

Г) Проверка индивидуального домашнего задания.

Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”

10. Текст № 36.

А) Какая картина была написана А.К.Саврасовым в селе Молвитине?

Ответ: Саврасов написал картину “Грачи прилетели” и произошло это более 130 лет назад. Сейчас это село называется поселок Сусаннино (Костромская область). Жители этого поселка очень гордятся этим событием. Однако теперь грачи не гнездятся около церкви, так как прежних березок уже нет, их пришлось спилить из-за старости, а новые как-то не удосужились люди посадить. Однако все-таки в поселок грачи прилетают.

А.К.Саврасову очень хорошо удалось передать на картине ощущение прихода весны, радость обновления природы. Неслучайно художник после названия картины поставил не точку, а восклицательный знак.

(показ слайдов № 14 – А.К.Саврасов. Грачи прилетели, 1871, слайды № 15,16 А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Фрагмент, 1871)

Б) Проверка домашнего задания: сжатый пересказ текста № 36.

В) Задания к тексту №11 и № 36 перекликаются.

№11 Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи.

№ 36 Какая картина была создана художником в селе Молвитине? Напишите о своем отношении к ней.

Проверка индивидуального домашнего задания:

рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.

Алексей Кондратьевич Саврасов – один из известных русских пейзажистов. В течение 1871 года Саврасов с воодушевлением работал над своим главным произведением – “Грачи прилетели”. Первый этюд к нему художник написал в марте в селе Молвитино, потом началась долгая кропотливая работа над композицией картины. Его картина “Грачи прилетели” знакома нам с детства. Перед нами предстает неброский пейзаж обычного русского села. Серенький весенний день. Мы видим старую церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов; на переднем плане несколько неказистых тонких берез. На них вьют гнезда прилетевшие грачи. Здесь все просто и знакомо. По-весеннему чист и прозрачен воздух. Снег стал совсем рыхлым, появились проталины. Художник не использует ярких красок. Саврасов удивительно точно передал наступление весну, ее не только видишь, но и слышишь и чувствуешь. Саврасов говорил: “Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего не будет и в живописи…Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам”.

5. Итог урока.

Что узнал нового на уроке? Чему научился? Помог ли данный урок лучше понять тексты?

6. Домашнее задание: сочинение на выбор по темам “Экскурсия в Третьяковскую галерею”, “Я хочу рассказать о картине…”.

Ребковец Ольга Александровна

Директор фонда «Тотальный диктант»

ВИДЕО

    Название:

    Основатели. Выпуск 24. Тотальный диктант

    Описание:

    Быть грамотным и быть модным. Услышать новые произведения Стругацкого, Прилепина и других современных писателей в авторском исполнении и... записать их под диктовку. Все это - Тотальный Диктант. Несколько стран, десятки городов и 50 тысяч добровольцев. Как развлечение студентов-филологов стало крупной международной акцией? Из-за чего ее сравнивают с флеш-мобом? И почему некоторые участники гордятся собой, даже если написали диктант на двойку?

    Дата публикации:

    28.04.2014 12:18:00

    Название:

    Тотальный диктант в НГУ. 12.04.2014

    Описание:

    Ежегодно ширится география "Тотального диктанта". Проект приобрел вселенский масштаб, его пишут в 45 странах мира. В этом году к участникам диктанта присоединится борт-инженер 39-ой космической экспедиции космонавт Олег Артемьев, который находится сейчас на МКС. Самый северный населенный пункт, в котором пишут диктант - это поселок Диксон на Таймыре, самый южный - Антарктическая станция "Восток". Самая западная площадка находится в Калифорнии, а самая восточная - в Новой Зеландии.

    Дата публикации:

    12.04.2014 12:26:00

    Название:

    Захар Прилепин читает «Тотальный диктант»-2012 в НГУ

    Описание:

    Сочетание экзамена и праздника - два в одном, в ажиотаже и оживлении людей это чувствуется, особенно, когда диктант читает сам автор. Люди приходят писать диктант по разным причинам: кто-то вместе со своими детьми хочет проверить уровень грамотности, кто-то хочет почувствовать себя участником масштабного проекта.

Для обучающихся 9-го класса предлагаются контрольные диктанты на два полугодия и конец учебного года. Можно запланировать контроль в рабочей программе с опорой на выбранные из материала тексты. К некоторым диктантам даны дополнительные задания по синтаксису сложного предложения. Обучающиеся овладевают умениями составлять схемы предложений с разными видами связи, давать характеристику.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Воспитанные люди

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. 4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли. 4 (По А. Чехову.)

(152 слова.)

Грамматическое задание

Орлиное гнездо

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов. 4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. 4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Рифы

Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылаю-щим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то неж-ных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и об-нажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волни-стой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океан-ские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход ри-фа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глу-бине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами за-ходящего солнца красно-золотистым блеском своих выгляды-вающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город - столица королев-ства на островах. (176 слов.)

Дом в саду

Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.

А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.

И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены - всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели раз-нообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)

Ночь

Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.

Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (По И. Бильфельду.)

Звуки рожка

В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.

Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (По И. Шмелёву.)

(172 слова.)

Михайловский дом

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.

Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!

И вот как-то мне представилось: ещё там, на юге, Пушкин заставил героев своего «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось теперь самому жить в Михайловском. Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад... (С. Гейченко.)

Контрольный диктант по итогам 2 полугодия

Сетон-Томпсон

В тридцатых годах на поросших можжевельником и соснами холмах, по соседству с индийскими хижинами, прославленный человек - писатель, художник, натуралист - строил себе жилище. Сам начертил план постройки, сам выбирал брёвна и камни, наравне с плотниками не выпускал из рук топора. Диковатое, неуютное место он выбрал, чтобы остаток дней прожить в природе, ещё не растоптанной человеком…

Дом вышел довольно обширный, похожий на азиатский - с плоской крышей и длинным, из необтёсанных брёвен крыльцом на сваях. Всё привнесено сюда вкусом и образом жизни хозяина. Окно большое и рядом совсем крошечное, глядящее из каменной кладки, как амбразура. Крыльцо заставлено деревянными, индейской работы фигурками каких-то божков, пучеглазых людей и ярко-красных сердитых медведей.

Вот большая комната, полная книг и картин. Кресло возле стола с резным приветствием: «Добро пожаловать, мои друзья!» В этом кресле сидели гости: художники, писатели, учёные, приезжавшие сюда. Но чаще в креслах сидели индейцы. Они жили тут на холмах, и двери дома были для них открыты в любые часы.

Письма индейцам и друзьям на Восток Сетон-Томпсон иногда не подписывал, а рисовал след волка - это и означало подпись. (По В. Пескову.)

(172 слова.)

Как работал Чехов

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.

Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.

Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.

Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (По А. Раскину.)

Около дома

Если утром вы проснётесь от странного стука в стекло и, приподнявшись, увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь - из леса пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы (а это самый лучший из будильников), положите кусочек сала (обязательно несолёного) — постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена.

Это соседство людям совсем не в тягость. Человеку легче живётся в холода и в ненастье, если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. Всякое проявление жизни рядом питает душу...

Осенью около дома собирается немало живности. Ласточки перед отлётом, скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают гнездо или родную скворечню — сидят, посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. И на земле приглядитесь: явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день на виду. Услышишь их — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься. (По В. Пескову.)

Итоговый контрольный диктант за учебный год

Опасный путь

Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, всё же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе. 4

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошёл ещё километр. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги и вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. 4 В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две чёрные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось, перейти шоссе незамеченными нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалёкий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.

Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалёкому уже кустарнику. (165 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Лесное озеро

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В. Солоухину.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Михайловский парк

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, созданный для одиночества и размышлений, где трудно веселиться. 4 Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны... Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. 4

А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Тёплый вечер

Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом. А кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы...

Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. 4

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. 4 (По А. Куприну.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Мир природы

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на всё живое и неживое, не наделённое его, человеческим, разумом. 4 Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать. 4

Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (По И. Акимушкину.)

(169 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Родное, заветное

Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга. 4

Для меня с детства несёт она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово - от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье - побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. 4 Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

Зима

1)Итак, она пришла − долгожданная зима! 2)Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! 3)Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты горящим снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. 4)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. 5)Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли, вокруг себя посмотришь − везде всё то же: снег, снег, снег…

6)Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! 7)Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе! 8)Как ни колюч морозец, он тоже приятен. 9)Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.

10)Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. 11)Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься, и хочется сказать по-дружески этому чудному зимнему утру:

− 12)Здравствуй, зима долгожданная, бодрая! (143 слова.)

Грамматическое задание

1. Из предложений 3-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложения 7 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе управления.

Выпишите грамматические основы предложения № 8.

Выпишите грамматические основы предложения № 10.

Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Из предложения № 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Среди предложений 8-11 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 6-7 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.

Назовите способ образования слов по-дружески, наглухо.

Отец

1)Когда я вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние. 2)Кажется, недостаточно ценил его и любил. 3)Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь. 4)Не заботился узнавать её, когда можно было! 5)Стараюсь и не могу понять, что он был за человек.

6)А он был удивительный какой-то чудесной талантливостью своей натуры.

7)В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. 8)Ещё только расцвели, невзирая ни на что, мои молодые силы. 9)А у него вся жизнь была позади. 10)И никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, не чувствовал соединения в ней скорби и молодости.

11)Был солнечный день, и освещённый снегом двор ласково глядел в окно кабинета.

12)Отец взял гитару и стал играть что-то своё любимое и родное. 13)Взгляд его стал твёрд и весел в лад нежному веселью гитары, с грустной усмешкой бормотавшей о чём-то дорогом и утраченном, о том, что всё в жизни проходит и не стоит слёз. (По И. Бунину.)

(152 слова.)

Задание

Из предложений 8-10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложений 11-13 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе согласования.

Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы предложения № 4.

Выпишите грамматические основы предложения № 13.

Какой частью речи является слова всякий и какой-то? Назовите их разряды.

Среди предложений 11-13 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-4 укажите номер СПП с придаточным определительным.

Среди предложений 6-10 укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.

Назовите способ образования слов талантливостью и недостаточно.

Фрам и цапля

1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый, как шило, клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм и он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и так же медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она взмахнула широкими крыльями и скоро исчезла.

13)Я тогда понял, что всё живое требует заботы. (По И. Соколову-Микитову.)

(164 слова.)

Задание

Из предложений 2-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы предложения № 5.

Выпишите грамматические основы предложения № 7.

Из предложения № 2 выпишите обособленное обстоятельство.

Из предложения № 10 выпишите обособленное обстоятельство.

Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Выпишите из текста вводное слово.

Выпишите из текста сравнительный оборот.

Назовите способ образования слов обгладывать и медленно.

Трава любка

1)В полдень я очутился в редкоствольном сосняке, где стояла тишина, сгущаемая сумерками.

2)Я поднялся на перевал. 3)Скоро появились ветвистые папоротники, при виде которых как всегда что-то сдвинется в сердце. 4)Оно не то чтобы обмирает, но трепетно ждёт каких-то чудес. 5)Так в детстве сжималось оно, когда рассказчик сказывал страшную сказку.

6)Солнце рассыпалось навстречу мне жёлтым снопом. 7)Я приоткрыл глаза: впереди виднелись кроны растущих в расщелинах сосен. 8)Ребро хребта было в царапинах. 9)Поверху и понизу всё гудело от пчелиных и осиных крыл. 10)Забытыми кострами догорали дикие пионы. 11)Среди лесной всячины сверкнула слюдяными лепестками любка, почти не замечаемая ребятишками.

12)Я собирал бы эту траву по всем лесам и болотам, настаивал бы её корешки и поил бы людей, чтоб преисполнились уважением друг к другу и поняли бы, что любить − это и есть человеческое назначение, веленье божеское. (По В. Астафьеву.)

(132 слова.)

Задание

Выпишите из предложения № 5 все слова с долгими твердыми звуками.

Выпишите из предложения № 6 все слова с несовпадением количества звуков и букв.

Назовите способ словообразования слов всячина и преисполнились. Запишите слово, от которого они образованы. Назовите способ словообразования этих слов.

Какой частью речи являются слова поверху, понизу, навстречу? Какой частью речи в другом контексте они могут быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 1 и № 11.

Из предложений 4-5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 7-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 4), построенное на основе примыкания.

Выпишите словосочетание (предложение № 3), построенное на основе согласования.

Найдите в тексте сложноподчинённое с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Найдите в тексте сложноподчинённые с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Рождение дня

1)Самое лучшее в мире − смотреть, как нарождается день! 2)Вот вспыхнул первый луч солнца. 3)Ночная тень тихонько прячется в ущельях гор, а их вершины улыбаются ласковой улыбкой.

4)Волны моря высоко поднимают белые головы и кланяются восходящему солнцу. 5)«Добрый день!» − говорит солнце, поднимаясь над морем.

6)Отягощенные росою шаловливо покачиваются цветы. 7)Они тянутся к солнцу, а лучи его горят в каплях росы, осыпают лепестки и листья блеском бриллиантов.

8)Над ними кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сладкий мёд, и в воздухе льётся их густая песня.

9)Проснулись красногрудые малиновки, первыми встречая солнце. 10)В кустах прыгают чижи, гоняются за мошками ласточки.

11)Пробуждаются люди и идут на поля к своему труду. 12)Солнце смотрит на них и улыбается. 13)Оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. 14)Оно когда-то видело её пустыней, а ныне земля покрыта великой работой людей. (По М. Горькому.)

Задание

Сколько твердых звуков в слове солнцу в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Сколько мягких звуков в слове отягощенные в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Назовите способ словообразования слова тихонько в предложении № 3. Запишите слово, от которого оно образовано.

Назовите способ словообразования слова когда-то в предложении № 14. Запишите слово, от которого оно образовано.

Какой частью речи являются слово лучше в предложении № 13? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Какой частью речи являются слово шаловливо в предложении № 6? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 7 и № 8.

Из предложений 6-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 1-4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 1), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 14), построенное на основе согласования.

Найдите в предложениях 1−5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Найдите в предложениях 9−14 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.