Болезни Военный билет Призыв

Журнальный зал. Россия в XIX веке

Многие известные предприятия металлургической отрасли, входя в состав холдинга ОМК, часто были на грани остановки. Они получили «второе дыхание» во многом от того, что с первого дня определяющим для компании оставался принцип «инвестиции в развитие».

 

Справочная информация:

  • Название компании:
  • Правовая форма деятельности: акционерное общество.
  • Вид деятельности: производство металлопродукции (ТБД, ж/д колес, автомобильных рессор, трубной продукции и др.).
  • Выручка за 2016 год: 140 млрд рублей.
  • Бенефициар: Анатолий Седых.
  • Численность персонала: 24274 человека на 31.12.2016.
  • Сайт компании: https://omk.ru/ .

В металлургической промышленности России производство различных видов и типоразмеров труб остается важным направлением. Объединенная металлургическая компания с двумя другими холдингами, и Челябинским трубопрокатным заводом, составляют ядро отечественной трубной промышленности.

ОМК поставляет продукцию для добычи и транспортировки газа и нефти таким потребителям, как «Газпром» и «ЛУКОЙЛ», «Российские железные дороги» и «КамАЗ», и «АК Транснефть», и ExxonMobil, RoyalDutch/Shell и GeneralElectric и другие в 30 странах мира.

«Мы стремимся стать самой эффективной металлургической компанией в мире» (А. Седых, президент холдинга).

История ОМК - это не просто рассказ о становлении компании в сложные годы перемен и экономических реформ. Это история возрождения целой группы предприятий металлургической отрасли.

Как все начиналось…

Год 1992 для Объединенной металлургической компании стал годом создания. А началась она строительством в Подмосковье цеха по производству ферротитана на кредитные средства. На этапе становления компания все свои усилия сконцентрировала на приобретении активов и их модернизации. Она выстраивала производственные цепочки и создавала эффективное управление. Начало оказалось весьма успешным.

Это время для всей страны было непростым и созидательным. И дух его не мог не отразиться на старте молодого предприятия черной металлургии. Уже через год окупились инвестиции. Вся полученная прибыль вкладывалась в развитие бизнеса. Следует отметить, что принцип «инвестиции в развитие» остался для ОМК определяющим по сегодняшний день.

Анатолий Михайлович Седых был среди владельцев с самого начала. С 1999 года он - генеральный директор Объединенной Металлургической Компании, головной офис которой находится в Москве, и одновременно председатель Совета директоров ВМЗ, Выксунского металлургического завода, который в 1999 вошел в состав компании в состоянии, близком к остановке. Модернизация производства с одновременной перестройкой системы управления, которые сразу же начались на предприятии, позволили ВМЗ занять со временем лидерские позиции на российском рынке труб, ж/д колес и стать одним из крупнейших налогоплательщиков в Нижегородской области.

А.М. Седых избирался председателем Совета директоров ОМК, Президентом компании.

Рис. 1. Президент ОМК и главный акционер А. Седых.
Источник: сайт depdela.ru

А Объединенная металлургическая компания продолжала наращивать активы. В 2002 году в ее составе оказался Альметьевский трубный завод, поставляющий продукцию на предприятия ТЭК в Среднем Поволжье.

Многомиллиардные инвестиции позволяют компании заложить основы, чтобы совершить прорыв в трубной отрасли России. Свои предприятия компания оснащает самыми современными технологиями, ее партнерами становятся ведущие предприятия топливно-энергетической и транспортной отраслей. ОМК приступает к выпуску труб для магистральных трубопроводов.

В 2005 году в состав компании входит челябинский завод «Трубодеталь», в то время считавшийся крупнейшим отечественным предприятием, производящим соединительные детали для трубопроводов. Это позволило ОМК развивать комплексное предложение для строительства магистральных трубопроводных сетей и коммуникаций.

На новую ступень развития поднимается и ВМЗ. Здесь освоено производство прямошовных одношовных труб «русского размера» (до 1420 мм в диаметре и с толщиной стенки до 48 мм). Ни одно российское предприятие до этого времени таких труб для магистральных нефте- и газопроводов не производило. А новая автоматическая линия по обработке железнодорожных колес, введенная в эксплуатацию на следующий год, сделала ж/д колеса, выпускаемые на заводе по международным стандартам, конкурентоспособными с аналогичной продукцией европейских и американских производителей.

А компания продолжает наращивать активы, увеличивает производственные мощности своих предприятий, строит новые заводы, реализует успешные инвестиционные проекты, направленные на удовлетворение потребностей российского ТЭК, Российских железных дорог.

Рекорды и успешные проекты


ОМК теперь высокоинтегрированный производитель нефтегазопроводной продукции. А это не просто существенное расширение продуктовой линейки и вхождение в новый сегмент рынка. Это реальная возможность максимально удовлетворить потребности главных клиентов группы - нефтяных и газовых компаний.

Современность Объединенной металлургической компании

АО «ОМК» - в числе крупнейших отечественных производителей металлопродукции для ведущих компаний ТЭК, транспорта и промышленности. Он поставляет продукцию для добычи и транспортировки газа и нефти, выпускает:

  • трубы самого разного назначения;
  • листовой прокат;
  • соединительные детали трубопроводов;
  • трубопроводную арматуру;
  • железнодорожные колеса;
  • автомобильные рессоры.

ОМК - это:

  • 1-е место по производству ТБД в Европе;
  • 49% от общего производства железнодорожных колес и 25% от общего объема производства соединительных деталей трубопроводов в России.

ОМК - это семерка дивизионов:

Источник: сайт компании

Рис. 4. Трубная продукция ВМЗ.
Источник: сайт truba24.ru

Источник: сайт компании


Вклад ОМК в импортозамещение труб большого диаметра для магистральных трубопроводов столь значителен, что сегодня отечественные нефтегазовые компании не закупают их за рубежом.

Рис. 9. Предприятия, которые объединяет ОМК.
Источник: сайт компании (из корпоративной презентации)

Стратегическими партнерами ОМК являются ведущие российские и зарубежные компании нефтегазового комплекса, транспорта и машиностроения. Свою продукцию ОМК поставляет в 30 стран мира, но ключевым рынком остается Россия.

Лучшие проекты, в реализации которых участвует ОМК

Трубы производства ОМК используются в строительстве самых крупных нефте- и газопроводов:

  • «Сила Сибири» - газопровод общей протяженностью свыше 4000 км и мощностью в 61 млрд куб. м газа в год от месторождений в Иркутской области через Якутию в Хабаровск и Владивосток.
  • Nord Stream - магистральный газопровод по дну Балтийского моря между Россией и Германией, самый длинный маршрут экспорта газа под водой в мире и один из сложнейших трубопроводных проектов в истории.
  • «Джубга-Лазаревское-Сочи» - первый морской газопровод внутри России протяженностью 171,6 км, из которых 90% приходится на дно Черного моря в 4,5 км от берега.
  • «Восточная Сибирь - Тихий Океан» - нефтепровод протяженностью свыше 4000 км и мощностью в 80 млн тонн нефти в год, строящийся АО «НК «Транснефть», соединяющий месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края.
  • «Бованенково-Ухта» - газопровод, протяженность которого 1100 км, а проектная мощность - 140 млрд куб. м газа в год, соединяющий крупные месторождения полуострова Ямал с центром России.
  • Средняя Азия-Китай - газопровод (система из трех параллельных линий) протяженностью 1830 км от г. Гедайм, что на границе Туркменистана и Казахстана, проходящий через эти страны с конечной точкой в Хоргосе, китайском пограничном пункте.
  • «Южный коридор» - и Система газопроводов из центральной России на юг страны через несколько областей транзитом. Общая протяженность - свыше 2500 км.
  • «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» - трасса газопровода в 1350 км и мощностью 6 млрд куб. м газа в год от Сахалина, через пролив Невельского, рядом с городами Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск к Владивостоку.
  • «Балтийская Трубопроводная Система» - система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с портами Приморск и Усть-Луга в Ленинградской области. Проект реализовал АО «НК «Транснефть».
  • «Заполярье-Пурпе» - самая северная в России нефтяная магистраль по территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
  • «Северный поток - 2» - реализован будет на основе уже построенного (первая нитка - в 2011, вторая - в 2012) газопровода «Северный поток» через Балтийское море из России в Германию.

На сегодняшний день у ОМК заключено с Госкорпорацией «Росатом» соглашение о совместной реализации проектов, разработке и внедрении импортозамещающей техники и технологий.

Финансовое состояние компании

ОМК показывает хорошие результаты: прибыль растет, долговая нагрузка снижается. И это несмотря на то, что объемы производства и реализации продукции снизились.

«Сейчас, с финансовой точки зрения, ОМК — прозрачная, стабильная и устойчивая компания. Несмотря на широкий спектр вызовов в экономике, мы уверенно смотрим в будущее и готовы инвестировать в дальнейшее развитие активов» (Ю. Шхиянц, руководитель департамента по экономике и финансам).

ГОД ОБЕЗЬЯНЫ Говорят, рожденным в этот год были свойственны изворотливость. тщеславие, дипломатичность, жадность

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС...

Тяжко заболел и 6 февраля умер РОСТОВЦЕВ. На его место на пост председателя редакционных комиссий назначен граф В. Н. ПАНИН, министр юстиции, решительный консерватор, враг реформы. МИЛЮТИН хотел подать в отставку и удержан от этого лишь увещеваниями великой княгини ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ, которой император сказал, что Панин будет только исполнителем его воли.

10 октября все редакционные комиссии закрыты, выработав проекты 16 различных положений с объяснительными записками, указателями и прочим. Печатные доклады отделений, журналы общего присутствия комиссий, своды проектов губернских комитетов и прочие труды редакционных комиссий составили 18 объемистых томов и сверх того 6 томов статистических сведений о помещичьих имениях выше 100 душ и 3 тома замечаний депутатов губернских комитетов.

В октябре все проекты положений внесены в Главный комитет, председателем которого вместо заболевшего князя ОРЛОВА назначен великий князь КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ. За реформу из 10 членов комитета выступают лишь ЛАНСКОЙ, БЛУДОВ, ЧЕВКИН и сам Константин Николаевич. МУРАВЬЕВ и во всем единомышленный с ним шеф жандармов князь ДОЛГОРУКИЙ требуют возвращения всего дела на места для пересмотра. К ним по многим статьям присоединяется министр двора граф АДЛЕБЕРГ, а по некоторым и министр финансов КНЯЖЕВИЧ. Князь ГАГАРИН и граф ПАНИН предлагают свои проекты.

СОЗДАНИЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Черноморское и часть Линейного войска объединены под именем Кубанского казачьего войска.

УСЛОВИЯ ЧИНОПРОИЗВОДСТВА МЕНЯЮТ ОЧЕНЬ ЧАСТО

Вновь установлено для всех категорий унтер-офицеров производство только на вакансии, кроме выпускников высших и средних учебных заведений и тех, кого производят в офицеры инженерных войск и корпуса топографов.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

По императорскому указу создано «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», призванное вести борьбу с мусульманством.

Существует около 8 тысяч церковноприходских школ с примерно 134 тысячами учащихся.

Книга архимандрита ФЕДОРА БУХАРЕВА «О православии в отношении к современности» вызвала резкий протест сторонников догматизма.

В Петербурге начал выходить ежемесячный «духовный учено-литературный журнал Странник».

БЕЗ ПОДРОБНОСТЕЙ

Открыт Мариинский театр в Петербурге.

В студенческих аудиториях вошли в обычаи рукоплескания, свистки и шиканье.

Приступили к внутренним работам в храме Христа Спасителя.

Учрежден Государственный банк. Он получил возможность проводить некоторые коммерческие операции.

Скачки проходят на ипподромах в девяти городах.

Спущен на воду фрегат балтийского флота «Олег». Водоизмещение 4408 т. Вооружение – 57 орудий. Построен винтовой корвет российского флота «Богатырь». Водоизмещение – 2155 т. Вооружение – 17 орудий.

Во Владимирской губернии в начале марта буря с метелью занесла некоторые селения. Были человеческие жертвы. В Астраханской губернии и Шемахинском уезде от стужи, глубокого снега и метелей погибло много скота.

Отменен акциз на спички, который существовал с 1849 и поступал в доход города. Как же уменьшатся городские бюджеты, кошмар какой!

С этого по 1862 год из России эмигрируют ногайцы.

МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ

Петушиные бои в Москве допускаются открыто во дворе отставного чиновника ИВАНА ОСИПОВИЧА СОКОЛОВА в Домниковском переулке, ведущем от Садовой к дебаркадеру Николаевской железной дороги. Но потом их станет неутомимо преследовать полиция по настоянию Общества покровительства животным, которое признает их безнравственной жестокосердной забавой.

Цена петуха боевой породы – от 3 до 75 рублей. Чем больше петух выигрывает пари, тем он дороже, потому что ценится как лучший производитель. Пари в петушиных боях простираются от 3 до 300 рублей серебром. Нет примера, чтобы кто-то не отдал своего заклада.

Общество петушиных охотников собирается обыкновенно где-нибудь в трактире и ведет нескончаемую беседу о петушиной охоте и боевой птице, попивая кто чаек, а кто водочку. Состав его до крайности разнообразен, в него может входить крестьянин, мещанин, дьячок, чиновник, диакон, квартальный, студент, да и любой жулик.

Немецкий клуб в Москве переехал на Рождественку, где и будет находиться до 1914 года.

НА МИРОВОЙ АРЕНЕ...

ФРАНЦИЯ. В марте присоединены Ницца и Савойя. Начата интервенция в Сирию, она продлится до 1861 года.

ИТАЛИЯ. ФРАНЧЕСКО ДЕ САНКТИС, 1817 г. р., включился в активную литературную и общественную деятельность, для итальянцев он кто-то вроде Белинского. Он умрет в 1883 году, успев побыть министром народного просвещения.

ВЕЛИКООБРИТАНИЯ. В июне образован Лондонский совет тред-юнионов.

США. Президентом от республиканской партии избран Авраам Линкольн (1809–1865). В декабре Южная Каролина заявила о выходе из Союза Штатов.

ДОГОВОРЫ. Франция сильно снизила пошлины и открыла свой рынок для английских товаров. Скоро Англия заключит такие договоры с Бельгией, Италией, Германским таможенным союзом, Австрией и Швейцарией.

Молодой граф Н. П. ИГНАТЬЕВ закрепил действия МУРАВЬЕВА на границе с Китаем. 2 ноября заключен Пекинский русско-китайский трактат, установивший постоянную границу между Россией и Китаем и регламентировавший русско-китайские торговые отношения. К России присоединен Уссурийский край. Создан Приморский край. Основан Владивосток.

РУССКИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ. БУТАКОВ А. И. в январе вызван в Петербург и командирован в Англию и Соединенные Штаты для заказа двух металлических пароходов.

ДОБРОЛЮБОВ Н. А. в связи С обострением туберкулеза уехал за границу.

МЕНДЕЛЕЕВ Д. И., командированный за границу для усовершенствования в науках трудится в лабораториях Гейдельбергского университета.

НАРЫШКИНА Н. Л. (Кнорринг), бывшая возлюбленная П. В. СУХОВО-КОБЫЛИНА, вышла замуж за АЛЕКСАНДРА ДЮМА сына. До этого среди любовниц Дюма была другая великосветская дама – Л. А. НЕССЕЛЬРОДЕ (Закревская).

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...

АНУЧИН Д. Н. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
АННЕНКОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ - Начальник I округа корпуса жандармов.
ВОЕЙКОВ А. И. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.
ЖИРАРДОТ, полковник, вышел в отставку. Ему разрешили остаться проживать на старой холостой квартирой в здании корпуса. Место его в Пажеском корпусе занял капитан Федор Кондратьевич фон Бреверн.
КРОПОТКИНА ПЕТРА за оскорбление инспектора посадили на несколько недель в карцер. В Пажеском корпусе это две совершенно темные комнаты. Заключенным дают кусок черного хлеба и кружку воды. Петр сначала делал гимнастику и пел отрывки из опер, но было так скучно, что он для развелчения стал лаять и выть по-собачьи. Поэтому решили, что он повремдился в уме, и стали водить его каждый день на занятия, а в карцер отправлять только ночевать.
МАКСИМОВИЧ. Маршрут К. И. МАКСИМОВИЧА: Николаевск - Хабаровск - река Уссури - горы Сихотэ-Алинь (Максимович - первый русский натуралист, побывавший в этих горах) - залив Св. Ольги - Тихоокеанское побережье (залив Посьета, бухты Мей, Дондас и др.) - Хакодате.
МИДДЕНДОРФ А. Ф. покинул Петербург и переселился в свое имение в Прибалтике.
ПИСАРЕВ. В литературе появился новый пророк молодого поколения ПИСАРЕВ, который прямо требует, чтобы юношеству предоставили публично говорить, писать и печатать и "встряхивать своим самородным скептицизмом те залежавшиеся вещи, ту обветшалую рухлядь", которые называют "общими авторитетами".
САЛТЫКОВ (ЩЕДРИН) в середине авугста в Твери представлен великому князю КОНСТАНТИНУ НИКОЛАЕВИЧУ.
СЕВЕРЦОВ Н. А. отправился в Прикаспийские степи и низовья Урала как член комитета по устройству Уральского казачьего войска, но заниматься он будет и научной работой. Путешествие продлится до 1862 года.
СЕЧЕНОВ И. М. в марте защитил докторскую диссертацию и стал профессором физиологии Петербургской Медико-хирургической академии.
ТОЛСТОЙ. За границей скончался старший брат Л. Н. ТОЛСТОГО - Николай. Смерть эта произвела огромное впечатление на Толстого ("страшно оторвало меня от жизни это событие...", - пишет он в Дневнике). В "Исповеди", где проблема смерти имеет решающее значение, он напишет: "Николай страдал более года и мучительно умер, но понимая, зачем он жил, и еще менее понимая, зачем он умирает... Никакие теории ничего не могли ответить на эти вопросы ни мне, ни ему во время его медленного мучительного умирания".
ФЕДЧЕНКО А. П. поступил на физико-математический факультет Московского университета.

В ЭТОМ ГОДУ ПОЯВЯТСЯ НА СВЕТ:

БИРЮКОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ, будущий издатель и общественный деятель, биограф Л. Н. Толстого. Он умрет в 1931 г.;
ГОЛИЦЫН ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ, князь. Он будет беллетристом с псевдонимом Муравлин, а потом станет видным чиновником. Умрет он в 1917 году;
ЛЕВИТАН ИСААК ИЛЬИЧ, будущий художник. Он умрет в 1900 году;
СРЕДИН ЛЕОНИД ВАЛЕНТИНОВИЧ, будущий врач. Он умрет в 1909 году;
ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ. Он умрет в 1904 году;
ЯКУБОВИЧ ПЕТР ФИЛЛИПОВИЧ в сельце Исаеве, Валдайского уезда, Новгородской губернии, в семье обедневшего дворянина, будущий поэт, публицист и литературный критик (литературные псевдонимы Л. Мельшин, П. Я.). Он умрет в 1911 году.

В ЭТОМ ГОДУ УМРУТ:

АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ, 1817 г. р., славянофил. Его жизнь и творчество принадлежат "золотому веку" дворянской культуры, "золотой осени крепостного права". Основной путь развития русского крестьянства Аксаков видел через общины;
БАНТЫШЕВ АЛЕКСАНДР ОЛИМПИЕВИЧ, 1804 г. р., оперный певец, прославившийся исполнением роли Торопки в "Аскольдовой могиле";
РОСТОВЦЕВ ЯКОВ ИВАНОВИЧ, 1803/4 г. р., после трехмесячной тяжелой болезни, развившейся на почве переутомления и чрезмерного нервного напряжения, граф, член Северного общества, впоследствии государственный деятель, генерал, один из руководителей подготовки крестьянской реформы;
ТОЛСТОЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, на руках Льва Николаевича Толстого его любимый брат;
ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ, 1790 г. р., князь, полковник, один из руководителей "Северного общества". Был осужден и приговорен к каторжным работам навечно, срок сокращен сначала до 15, а затем до 13 лет. После амнистии в 1856 году жил в Москве на Большой Никитской, где и умер. Гроб с его телом студенты несли на руках до кладбища Новодевичьего монастыря;
ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ, 1804 г. р., известный писатель, участник русско-турецкой войны 1828 г. Его богословские сочинения разрешены в России только в 1879 году. Вместе с братьями И. В. и П. В. Киреевскими, И. С. и К. С. Аксаковыми и Ю. Ф. Самариным возглавлял славянофилов. Для него все добродетели заключены только в русской народности. Самодержавие - наименьшее из зол, ибо освобождает народ от мерзости политики.

мы говорили о том, что мода из знаково-кастовой системы, отделяющей знать и крупную и буржуазию от представителей остального общества, превратилась в индустрию - отныне все дамы, будь то работницы или принцессы, носят кринолины, корсеты, шляпки, а фрак театрального суфлёра - на первый взгляд - почти ничем не отличается от фрака богатейшего господина в ложе. Разница отныне - в тканях, в именах знаменитых портных, в тщательности кроя и пошива. Теперь актуально говорить: «Платье пошито у Ворта». Именно у него или у другого популярного создателя модных нарядов.

Вместе с тем, моду продолжают диктовать дворы Европы, в частности, французский двор Наполеона III и его жены - Евгении Монтихо. В Части II шла речь о силуэтах эпохи, о тех изменениях, которым подвергся кринолин за годы своего «триумфа» - округлые, расширяющие формы 1850-х годов сменились почти графичным, строгим силуэтом 1860-х. Теперь пришла пора вспомнить о конкретных фасонах и, разумеется, почитать журналы мод 1850-1860-х годов, посмотреть, что же предлагалось прекрасным дамам в эпоху кринолина.

Мы уже видели эти платья, но теперь посмотрим на них с иной стороны!
Нарядное платье «в три юбки» и рядом - изысканно-скромное визитное (?).

Платья.

Все модные обзоры тех лет начинались с подробного рассказа о новейших бальных туалетах . В 1850-х гг. в моду вошли платья «в две или в три юбки» . Как это выглядело? Журнал «Мода. Журнал для светских людей» в 1857 году писал: «Мы заметили много платьев с двумя юбками. Некоторые были тюлевые на атласе или тафте, другие тарлатановые, креповые или газовые. На платье из двух юбок верхняя обыкновенно придерживается гирляндой из цветов или из лент, а последняя кончается бантом с длинными концами. Верхняя иногда бывает другого цвета, нежели нижняя».

Эта пышная мода держалась несколько сезонов подряд. Так, в следующем, 1858 году, всё тот же дамский журнал давал описание бального наряда: «Белое платье в две юбки, причём нижняя отделана несколькими рядами бульоне́» . Бульоне́ - так называлась полоса небольших по размеру буфов из легкой ткани, например, из газа. Однако две юбки - это вовсе не предел. В том же номере можно было прочесть, что весьма актуален «…тюлевый белый наряд в три или даже в четыре юбки. Корсаж и рукава украшены голубыми бантами».



На уже знакомых иллюстрациях мы видим актуальные платья в «три и...более юбкок».


Как вы уже заметили, бальные платья 1850-х - начала 1860-х гг. поражают своей вычурностью и перегруженностью деталями. Вот, например, наряд для молодой девушки из вышеозначенного журнала за 1858 год: «Из светло-голубого тарлатана, вышитое белым шёлком. На юбке 4 волана, на лифе 3 ряда гарнировки. Рукава состоят тоже из 3-х рядов подобной же гарнировки» . В пышном платье из розового крепа, которое предлагается тут же и которое «…отделано рюшем, вырезанным фестонами» очаровательная дама была похожа не то на клумбу, не то на праздничный торт.

Тоненькая талия и маленькая, украшенная цветами головка самым восхитительным образом контрастировали с широкой «гарнированной» юбкой. Или вот платье «Эсмеральда». «Самого чистого светло-голубого цвета, с затканными, в ширину юбки, белыми гирляндами». Напомню, что Эсмеральда - это популярная героиня романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831 г.), вернее в данном случае, героиня одноимённого балета Ц.Пуни. Разумеется, шикарный бальный туалет не имел ничего общего с бедным платьицем романной героини.



Берта - это отделка дамского платья, окаймляющая вырез, декольте.

В дамских журналах и художественной литературе тех лет часто встречается наименование «берта» . Вот, к примеру, описание из модного журнала за 1857 год: «Платье из белого муара, с двумя юбками. Верхняя юбка - приподнята гирляндой из цветов и листьев олеандра, берта кружевная, рукава широкие». В другой статье можно встретить такое описание: «Роскошная кружевная берта с несколькими бантами из лент на груди и плечах» . Что же это за берта? Читаем словарь. Берта (от фр. ‘berthe’ - пелеринка, широкий круглый воротник) - это отделка дамского платья, окаймляющая вырез, декольте. Для посещения театра журнал мод предлагает «…розовый гроденаплевый [наряд] с воланами. Берта обшита рюшем в два ряда». Напомню, что гроденапль - плотная, чрезвычайно дорогая шёлковая материя.

В журналах мод прочно утвердилось наименование «городской наряд» - так назывались прогулочные туалеты, в которых было дамы фланировали по улицам, посещали магазины и наносили незапланированные, срочные визиты. Например, с целью рассказать о новых шляпках, завезённых только вчера из Парижа в магазин NN. Очень часто иллюстрации журналов мод изображали такой незапланированный визит - одна дама бывала одета в домашний наряд: «платье голубое поплиновое с гроденаплевыми лентами и кружевами point d`Alenşon» , а её гостья - в городское платье: «…чёрное, муар, рукава широкие» .

1850-е годы: визитное платье в «три юбки».
Лиф - закрытый, как обозначено правилами хорошего тона.

В модном обозрении предлагается пошить «…для города - гроденаплевый чёрный [наряд] с воротником á la mousquetaire» . Вообще, городские платья не отличались богатой палитрой и дорогими тканями - они, как правило, они были чёрными, коричневыми, тёмно-синими, тёмно-вишнёвыми. Журнал мод поучал: «На улицах женщины хорошего общества одеваются очень просто, чтобы резко не выделяться из толпы». Персонаж эпохи - Миша Бальзаминов, выглянув окно, видит даму: «Какая едет-то! Вся бархатная!» Женщина, которая в те годы ехала - напоказ - «вся бархатная» ни за что не могла бы оказаться аристократкой. Это была или молодая купчиха, или жена модного адвоката, или даже - куртизанка.

Для запланированных визитов существовали соответствующие визитные туалеты . Журналы мод утверждали, что визитные платья должны иметь закрытый лиф, а главное требование, которому они обязаны отвечать - это умеренность. Подобной же сдержанностью должны были отличаться и костюмы хозяев: «Лиф гладкий, закрытый. Перед корсажа украшен небольшими бантами из лент» . Правила хорошего тона запрещали надевать чересчур нарядные платья, чтобы не ранить самолюбие подруг, которые могли не иметь столь пышных нарядов. Дома полагалось одеваться изящно и скромно . С утра полагались светлые и лёгкие наряды, как бы символизирующие утреннюю свежесть и молодость дня. Так, Зина Москалёва - героиня повести «Дядюшкин сон» (1859 г.) одета в простое белое кисейное платье, а журнал мод утверждает, что «утром хороша кисея». Тургеневская госпожа Одинцова также встречает гостей «в простом утреннем платье».

Дама в светлом утреннем домашнем платье принимает даму в визитном (закрытый лиф!).

Уже в первой половине 1860-х начинается постепенный отказ от чрезмерно вычурных гарнировок - я имею в виду именно бальные и вечерние наряды, которые, как уже упоминалось, отличались пышностью и чрезмерностью. «Отделка платья начинает упрощаться; на дорогих материях многие вовсе её не употребляют», - писал в 1864 году журнал «Модный магазин». То есть, если материя - дорогая, то любая гарнировка считается излишней. В следующем номере можно было прочесть, что «Одноцветные фуляровые платья в большой моде». Фуляр - мягкая и лёгкая шёлковая ткань.

Модный обозреватель, радуясь тому, что бессмысленная роскошь выходит моды, писал: «Отделки занимают пространство внизу юбки от 2-х до 6 вершков» . Всё. Напомню также, что в 1860-х изменяется форма кринолина - он становится овальной формы, сам же силуэт дамского платья приобретает более сухие, строгие формы. Здесь мы видим типичную для истории моды ситуацию - усталость от чрезмерной пышности порождает моду на простоту (в случае с эпохой кринолина - на относительную простоту).
Правда, к концу 1860-х гг. возникла мода на драпированные юбки - у платья «в две юбки» верхняя - из более лёгкого и более изысканного материала - красиво драпировалась.

У дамы справа - типичная для 1860-х драпировка «верхней» юбки.

Среди верхней одежды лидируют бурнусы - плащ-накидки, позаимствованные из «гардероба» кочевников-бедуинов. Журнал «Мода. Журнал для светских людей» писал в 1858 году: «Бурнусы нынешних фасонов должны быть широки и в полном смысле слова, комфортабельны» . Наиболее модны (если судить по публикациям журнала «Мода») были бархатные бурнусы, хотя такие накидки считались слишком вычурными - основная же масса их шилась также из сукна, плотных сортов шёлка и так далее. В том же номере журнала «Мода» можно было прочесть, что нынче в большой моде «московская пелеринка». «Она грациозна, удобна. Потому что подходит под горло и кончается сзади и спереди углом» . Кстати №1 за 1858 год оказался посвящён именно верхней одежде.

«Парижские дамы с удовольствием ухватились за шубы, покрываемые большей частью блестящим атласом» , - утверждал обозреватель и далее продолжал, - «Самые модные муфты делаются из куниц. Соболей и горностая, и должны быть средней величины». Важной деталью дамского туалета были накидки - сорти-де-баль (от фр. ‘sortie’ - выход, уход). Её было положено носить поверх бальных туалетов - именно в сорти-де-баль дамы выходили из дома и садились в экипаж. Журналы мод предлагали «сорти де баль из белого кашемира» или «сорти де баль - бархатные, отделанные шёлковым и золотым жгутом и роскошными кистями» . Помимо вышеуказанных, существовал и другой вид накидок, повседневный - пардессю (фр. ‘рar-dessus’ - поверх всего). Журналы мод предлагали пардессю «Мария - Антуанетта», «Помпадур», «Нинон» (в честь куртизанки Нинон де Ланкло, жившей в XVII века), «Дюбарри» и так далее.

Вариант верхней одежды.
Силуэт 1860-х годов с овальным кринолином.

Важным элементом гардероба была ротонда - верхняя теплая одежда в виде длинной накидки без рукавов. «Ротонды делаются из лёгкого сукна, кашемира, отделки одноцветные с материей или несколько потемнее, но не чёрные, как было в прошлом году», - писал «Модный магазин» в 1863 году. Хороши и белые кашемировые ротонды на фуляровой подкладке. Обозреватель констатирует, что нынче ротонды могут быть либо круглыми, либо - «с тупыми углами сзади и спереди». В другом номере дама читала, что «самую главную новость составляют клетчатые ротонды» - чёрно-белые, чёрно-красные и сине-селёные.

Головные уборы, причёски.

Головные уборы рассматриваемой эпохи отличались большим разнообразием. Шляпки были небольшими по размеру, но невероятно живописными. «Весенняя гроденаплевая шляпка цвета бенгальской розы с блондовым рюшем сверх полей, с розовыми бантиками тоже на полях и одним бантом на баволетке, с розовыми маргаритками под полями» - это описание дано в журнале «Мода» за 1858 год. Кстати, баволетки - это оборки, которые нашивали внутрь шляпки с тем расчётом, чтобы они эффектно выглядывали наружу. «Летом будут носить множество цветов на шляпках», - обещает обозреватель журнала мод.


Маленькие, украшенные шляпки эпохи кринолина.

«Визитные шляпки - из бархата velours royal с перьями и цветами смородины», - предлагается в этом же номере. Актуальны были небольшие перья - они украшали небольшие по размеру шляпки. Вот, например, «Бархатная шляпа Clarissa Harlow каштанового цвета с пером и тафтяными лентами» или «Шляпа ‘Louis XV’, украшенная перьями». Постоянное обращение к историческим аналогам (вернее, названиям) носило почти курьёзный характер. «Шляпка «Фонтанж», названная так в честь фаворитки Людовика XIV - Анжелика де Фонтанж. Однако эта шляпа - круглая, чёрная и бархатная не шла ни в какое сравнение с известным сооружением «а-ля Фонтанж», который носили дамы в конце XVII - в начале XVIII вв. Подобных «исторических» наименований, не имевших совершенно ничего общего со своими прототипами, было в ту пору весьма много. Именем Помпадур могли назвать и сорти-де-баль, и чепец, и сумочку, которых в XVIII веке, в принципе, быть не могло!

«Нет возможности наряжаться в платье Помпадур и в куафюру времён Марии Стюарт», - пишет журнал мод, причём при ближайшем рассмотрении и платье, и куафюра оказываются весьма далеки от заявленных исторических «аналогий». Очень модной в середине 1860-х была шляпка со смешным названием «би-би» (или «биби»), что означало - малышка, крохотулька (bébé). Обозреватель журнала «Модный магазин», однако, ругает этот фасон, говоря о том, что «шляпа би-би уродлива». Мол, это не головной убор, а какое-то недоразумение - би-би была очень мала по размеру. Карикатуристы обыгрывали малые размеры би-би самыми разными способами. К примеру, рисовали даму...без шляпки, которая хвасталась всем, что её новая «би-би» просто очень маленького и самого что ни на есть модного размера.

Вечерняя причёска.

Причёски этого периода невелики по размеру и очень изящны. Маленькая головка контрастирует с широкими юбками. Недаром в одном из журналов было сказано, что дамы стали напоминать колокольчики. Внешняя скромность самих причёсок, однако, с лихвой искупается украшениями и гарнировками. Журнал мод писал в 1865 году: «Ещё носят теперь в куафюрах и на платьях много виноградных ветвей с листками. Кроме того, многим нравятся лилии белые и жёлтые, туберозы». Помимо цветов и листьев, актуальны были бусы, перья, банты, кружевные наколочки. «Куафюра состоит из двух рядов белых бус, которые должны лежать на передней части головы, а сзади у косы прикалывается голубые или розовые перья марабу» .

Разумеется, и тут не обошлось без исторических наименований: Куафюра «Мария - Антуанетта» совершенно открывает лицо, возвышаясь взбитыми волнами» . Однако ж имитация мод ушедших эпох не мешала франтихам всего мира подражать своему кумиру - императрице Евгении. Существовала скромная, изящная причёска «бандо Евгения» - волосы разделялись на прямой пробор и, закрывая уши, убирались назад. Кстати именно тогда возникла мода на блондинок! Считается, что французская императрица первая испробовала на себе химический состав, позволявший быстро и качественно осветлять волосы. Эффект был столь ошеломляющим, что многие дамы решили испробовать перекись водорода на себе.

На этой, уже знакомой картине Франца Ксавиера Винтерхальтера мы видим императрицу Евгению в образе...крашеной блондинки.

Обувь, аксессуары.

Теперь сто́ит вспомнить о дамской обуви. В моду снова вернулись каблуки! И это после полувекового засилья плоских подошв! Правда, всё это трактовалось, как подражание модам ушедшего века. «Каблуки времён Людовика XV» - такую формулировку можно было прочесть в журнале. «Чёрные атласные ботики, отделанные кружевом и стеклярусом» , башмаки из муар-антик с бантом из кружев, для бального наряда - так выглядела реклама модных дамских туфелек.

Из дамских аксессуаров эпохи особого внимания заслуживают веера . Во-первых, они увеличились в размерах - длина веерных пластин могла достигать 30 см.! Почему это произошло? Дело в том, что величина веера напрямую зависит от высоты дамского каблука и - причёски. Чем выше рост, создаваемый обувью, головным убором, причёской, тем крупнее веер. Как уже упоминалось, дама эпохи кринолина снова встала на каблуки, а причёски, хотя и были сами по себе невелики по размеру, всё же украшались с небывалой фантазией и большим количеством деталей. Отсюда - увеличение веера, дабы он «не потерялся» на фоне всего этого роскошества. В следующие десятилетия - я эпоху турнюров - веера ещё больше увеличилсь в размерах.


Франц Ксавиер Винтерхальтер.
Фрагменты портретов Татьяны Юсуповой и Варвары Мусиной-Пушкиной.

Во-вторых, веер сделался внесословной «модной игрушкой» - отныне можно было приобрести дешёвое картонное опахало, расписанное, тем не менее, с великим тщанием. Точно такое, но шёлковое, всего неделю назад видели у графини N! Дамы богатые и пресыщенные заказывали себе веера с лицевыми пластинами из слоновой кости, с золотым орнаментом и с экраном из алансонского кружева. Девушки-работницы покупали в магазине точно такой же, но сделанный из самых дешёвых материалов. Среди сюжетов, которые использовались для росписи веерных экранов, лидировали рокайльные сюжеты в духе Галантного Века - пасторальные сцены, цветочные композиции на нежно-голубом фоне, амуры среди облаков и так далее.

И, расставаясь с эпохой пышных юбок, хочется вспомнить знаковых персонажей из стихотворения Некрасова:

«Столичный франт со стеклышком в глазу
И барыня в широком кринолине!».

Иванкина Галина. (с). 2012.

1. Кирсанова Р. «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века». 1997.
2. Каталог выставки «Императорские веера из Эрмитажа». 1997.
3. Материалы интернет-сообщества antique-fashion .

«Сегодня трудно составить целостную картину движения политической мысли России, выявить соотношение сил, которые оказывали влияние на принятие тех или иных государственных решений.

Императорский двор был главным, но не единственным центром власти. Действовали великосветские салоны, где кипели страсти и вынашивались планы тем или иным образом повлиять на императора.

Общественное мнение выражала обретающая вес и силу петербургская и московская печать. Диссиденты во главе с Герценом и редактируемыми им «Полярной звездой» и «Колоколом» будоражили самосознание разночинной интеллигенции. Наибольший вес в общественном мнении той поры имели публицисты И.С. Аксаков, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, Ю. Ф. Самарин, М.П. Погодин, К.Н. Леонтьев, .А. Данилевский, а литературными вершинами являлись.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, вступавшие - каждый по-своему и своё время - в полемику с властью и открыто высказывавшие свое мнение, в том числе и на страницах периодической печати.

В России наступал настоящий информационный бум, вызывавший всеобщее брожение умов.

В обществе царили новые идеи, ценности, представления о необходимости внутреннего реформирования страны, но общественная мысль, получившая право на самовыражение, не терпела застоя там, где социальное зло продолжало существовать в своих явных, неприкрытых формах. Прорыв в деле свободы мысли и слова сопровождался и не самыми конструктивными выступлениями. «Пылкое своеволие литературы» нередко оборачивалось претензией на истину в последней инстанции и принимало антиправительственную окраску. Годы с 1857-го по 1864-й, по образному выражению публициста, стали «эпохой обличительного жара».

«Никогда ни до, ни после того печать не была так либеральна и смела, никогда ей так много не допускалось, никогда не имела она такого решающего, почти господствующего голоса в русской жизни». (Жирков Г.В., История цензуры в России. XIX-XX века, М., «Аспект Пресс», 2001 г., 102).

Стремление высказаться - зачастую впопыхах, обо всем и сразу - порождало крайности, излишества. Современник, поэт Василий Курочкин отозвался на атмосферу тех лет ироническим четверостишием:

Эпоха гласности настала,
Во всём прогресс - но между тем
Блажен, кто рассуждает мало
И кто не думает совсем.

Представители всех сословий, приверженцы нового и последователи старого, создатели разных социально-философских течений и общественных движений торопились предложить свою концепцию преобразования России.

Постепенно происходила поляризация, размежевание, прежде всего в рядах тех, кто пытался взять на себя лидерство, стать во главе общественных процессов. Выдающиеся славянофилы-мыслители проповедовали националистические взгляды. Европейский Запад виделся им носителем всех зол, «смердящим трупом», способным заразить своими недугами российскую патриархальность. Чем чудовищнее были подобные заблуждения, тем в большей степени они находили отклик в малообразованной разночинной среде, для которой весьма убедительным и даже желанным выглядел образ врага подобного типа. В своих философско-этических построениях славянофилы договаривались до того, что и реформы Петра I - незаживающая рана на теле разрушенной, но не исчезнувшей греко-славянской цивилизации. Именно здесь кроются и подлинные причины противопоставления двух столиц - Москвы и Петербурга. По мнению славянофила К.С. Аксакова , Пётр I построил столицу, «не имеющую ничего общего с Россией, не обретшую никаких русских воспоминаний». Петербургский этап ложен и антинационален, Москва же, священная своей историей,- символ духовного единения, источник самобытности русского народа.

В ходе нарастающей полемики эта часть элиты всё в большей степени защищала славянофильскую доктрину национальной самобытности; другие же проповедовали идею превосходства европейской культуры и европейских порядков и идеалов. И то и другое направления, доведённые до крайности, с николаевских времен конфликтовали с официальной властью. Мировоззренческий сумбур к началу шестидесятых годов принял ещё более стихийные формы.

Натурфилософия, идеалистическая философия, философия романтизма, исторический материализм занимали умы несозревших новоиспеченных оракулов, пытавшихся насаждать в России свои умозрительные идеи. Заимствуя взгляды у представителей немецкого естественно-научного материализма и позитивизма, Чернышевский, Писарев, Добролюбов и их последователи стремились стать новыми лидерами множащегося племени российских нигилистов. Их было не так уж много, но дело разрушения российской государственности они делали, уводя своих адептов в мир несбыточных социальных фантазий и антиобщественных поступков.

В пору, когда европейская экономика стремительно продвигалась вперёд, наши «ученики» европейских философов предлагали соотечественникам погружаться в сны Веры Павловны или, располагаясь на торчащих из досок гвоздях, закалять тело и волю по-рахметовски, готовя себя к неким деяниям.

На совести нигилистов расшатывание устоев государства, внесение смятения в умы людей, пропаганда неповиновения. И власть, выполнявшая трудную реформаторскую работу, не могла позволить себе мириться с таким положением дел, поэтому ей приходилось принимать жесткие меры. Материалист и позитивист Чернышевский был подвернут гражданской казни и отправлен на каторгу, а затем в ссылку.

Нигилизм стал заразительным недугом, истинным бедствием для России, разлагающе влияя на её общественную жизнь. Отрицание всего и вся сказывалось на умонастроениях наиболее деятельной части общества, погружая его во мрак пессимизма, идейных блужданий, противоречивых общественных течений. Здравый смысл терялся в бесконечных схоластических дискуссиях.

Идеологи нигилизма умели убеждать, однако не могли прозорливо мыслить, зорко смотреть в будущее.

«Печальник народа» Некрасов наблюдал этих «фанатиков народных, начитанных глупцов, лакеев мыслей благородных». Достоевский также разглядел этих «сумасшедших поэтов и прозаиков 60-х -70-х, которые прерывают всякое сношение с действительностью». Осознав собственные заблуждения петрашевского периода, писатель пришел к мысли, что народ осудил бы их за так называемые революционно-гуманистические идеалы. В этой связи не мешает вспомнить, что составляло идейную платформу петрашевцев, поплатившихся годами каторги за свои невинные увлечения заемными теориями. На обеде в честь дня рождения французского философа-утописта Фурье , устроенном в 1849 году, один из активных петрашевцев - Д. Д. Ахшарумов - провозглашал:

«Разрушить столицы, города и все материалы, их употребить для других зданий, и всю эту жизнь мучений, бедствий, нищеты, стыда, cрама превратить в жизнь роскошную, стройную, веселья, богатства, счастья, и всю землю нищую покрыть дворцами, плодами и разукрасить цветах, - вот цель наша... (Дело петрашевцев в 3-х томах, М.- Л., Том 3, Изд-во Академии наук СССР 1951 г., с. 113).

Всё это разноголосье вело к усилению общественной нестабильности. Набиравшая силу модная тенденция непременно оппонировать власти начинала вступать в противоречие с самим процессом реформирования российского общества. Страхи и предостережения, обвинения и мрачные предсказания прессы отвлекали правительство от позитивной работы по преодолению трудностей, неизбежно возникавших на этом пути.

Между тем институты управления обществом, как никогда прежде, нуждались в поддержке. Сила публицистической мысли, её направленность делали власть зависимой от умонастроений владельцев печатных изданий и влиятельных журналистов, заставляя её все чаще защищаться от нападок критики, которая становилась все менее и менее конструктивной.

Органы печати, принадлежавшие различным политическим силам, в свою очередь, не способствовали тому, чтобы неподготовленный обыватель оказался в состоянии вывести общий знаменатель, определить вектор движения. Правительству не хватало интеллектуальных средств, чтобы гармонизировать отношения с новой публицистикой.

Реальный ход реформ не давал повода писать о них в пафосном тоне, на что, безусловно, всегда рассчитывает власть.

Серьёзные противоречия обнаруживались и в способах проведения преобразований, и в глубине самих этих преобразований. Умалчивать, не писать об этом было невозможно. С другой стороны, все более завладевавший умами людей радикализм самого разного толка требовал политических перемен во всем и сразу. Общество бурлило, власти не знали, что делать. Постепенно вопрос о способности государства защитить себя от радикальной публицистики (например, в виде ужесточения цензуры – Прим. И.Л. Викентьева) обретал всё большую актуальность, а стабильность социума подвергалась всё большей угрозе».

Лопатников В.А., Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова, СПб, «Логос», 2008 г., с. 303-307.

"Накануне".

(по юлианскому календарю - 19 февраля) В 6-ю годовщину своего восшествия на престол Александр II подписывает Манифест О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта . Затем последовала серия законодательных актов, важнейшим из которых стало Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости . (См. также О выкупе крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости... ) Подавление войсками бунта крестьян с. Бездна Казанской губернии (см. рапорт Апраксина ), требовавших "полной воли" и немедленного предоставления земли. В последующие месяцы растет разочарование непоследовательностью реформы: появляются статьи А. Герцена и Н. Огарева в «Колоколе» , Н. Чернышевского в "Современнике" . Происходит быстрое распространение революционных ("нигилистических") настроений среди молодежи. Этому способствуют статьи Д. Писарева и Н. Добролюбова , а также призывы к бунту в прокламациях Н. Шелгунова и М. Михайлова ("К молодому поколению") и П. Заичневского ("Молодая Россия"). (по юлианскому календарю - 10 января) Начало Польского восстания 1863-1864 гг. - одновременное нападение на все русские гарнизоны, создание Временного национального правительства, провозглашение национальной независимости Польши , бегствовеликого князя Константина Николаевича из Варшавы Восстание распространяется на Литву, часть Белоруссии и Правобережную Украину, но силы повстанцев явно недостаточны, ослаблены разногласиями между "красными" и "белыми" и лишены поддержки крестьян. Восстание резко враждебно воспринято русским общественным мнением - приветствовавшие его А. Герцен и М. Бакунин сами подверглись общественному остракизму. (по юлианскому календарю - 1 января) Земская реформа в России - Положение о губернских и уездных земельных учреждениях . Органы местного самоуправления - уездные земские собрания избираются на 3 года тремя куриями избирателей (уездными землевладельцами, городскими избирателями и выборными от сельских обществ) и избирают из своей среды губернское земское собрание. В компетенцию земств входят заведование (под опекой администрации) здравоохранением, народным образованием, местными путями сообщения и содействие экономическому развитию. Земства введены только в 34 губерниях. (по юлианскому календарю - 4 апреля) Первое (из восьми) покушение на жизнь Александра II , прогуливавшегося по Летнему саду. Революционер-террорист Д.В. Каракозов , входивший в тайное общество "Ад" во главе с Н. Ишутиным , примыкавшее к "Земле и воле", у Летнего сада стрелял в императора, но промахнулся. Вмешательство крестьянина О. Комиссарова спасло жизнь царя. Благодарственные молебны по всей стране, патриотическая манифестация на Дворцовой площади в Петербурге, аресты всех причастных к покушению. Закрытие журналов "Современник" и "Русское слово". Начало отхода от политики реформ: важные правительственные посты замещаются консерваторами, министром народного просвещения назначен граф Д. Толстой, с 1865 г. - обер-прокурор Священного Синода. Покушавшийся был тут же арестован и помещен в Алексеевский равелин. Студенческие волнения в Петербурге. Арест большинства членов нелегальной группы С. Нечаева и П. Ткачева . Бегство С. Нечаева за границу, встреча в Женеве с идеологом анархизма М. Бакуниным. По возвращении в Россию С. Нечаев создает в Москве тайное общество "Народная расправа" и убивает одного из его участников, студента И. Иванова, по подозрению в предательстве ("нечаевское дело", потрясшее Россию и послужившее сюжетной основой романа Ф.М. Достоевского "Бесы", 1871-1872). После убийства снова бежит за границу. Выдан швейцарским правительством России. Умер в 1882 г. в Петропавловской крепости.

Примечания

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.