Болезни Военный билет Призыв

История нижегородского края с древнейших времен. История нижегородской области


В период с 1917 по 1922 гг. на посту председателя губкома и председателя губисполкома сменились 14 человек. В числе руководителей Нижегородской губернии были яркие личности - И Романов (умер в годы гражданской войны), Н.Федоровский (репрессирован в 30-е годы), Л.Каганович, В.Молотов, А.Микоян (впоследствии занимали высокие партийные и государственные посты). Большинство из руководителей того времени не имели нижегородских корней и даже связей с местными парторганизациями и были жесткими исполнителями указаний центра.

В апреле 1918 г. Нижегородской губернской исполнительный комитет утвердил положение о губернском Совете народного хозяйства. В народное хозяйство губернии стало внедряться плановое руководство, началась национализация крупных заводов и фабрик. Одними из первых в июне 1918 г. были национализированы Молитовская текстильная фабрика, Выксунские заводы, затем Сормовский завод. Несколько раньше, 17 декабря 1917 г. была осуществлена национализация частных банков в Нижнем Новгороде. Одним из первых нововведений в Нижегородской области была организация всенародного образования. Создается единая трудовая школа, готовятся новые программы, населению представляется возможность получить бесплатное образование. В 1919 году в Нижегородской губернии открываются 182 новые школы, более 150 детских садов, 46 детдомов, народные читальни и библиотеки , народные дома.

В марте 1918 года губисполком принял решение об открытии Нижегородского государственного университета на базе Варшавского Политехнического института, Нижегородского городского Университета и Высших сельскохозяйственных курсов. В 1920 году создается Высшая политическая школа при губкоме РКП(б).

Крупным событием стало создание в 1918 году (по постановлению СНК, подписанному В.И.Лениным) Нижегородской радиолаборатории. Здесь зародилась и окрепла техника электровакуумного производства, расчета и конструирования электронных ламп различного назначения и мощности. Были разработаны методы радиотелефонирования, построено несколько десятков радиовещательных станций.

После гражданской войны Нижегородская губерния продолжала испытывать на себе ее разрушительные силы. Промышленная продукция в 1920 г. составляла всего 23% по сравнению с 1913 годом. Посевные площади сократились на 29%, поголовье рогатого скота - на 28%. Восстановление народного хозяйства стало главной задачей руководства губернии. Быстро начал расширять производство Сормовский завод, так как страна нуждалась в вагонах, паровозах, речных судах. Реконструируются Кулебакские и Выксунские металлургические заводы, новые предприятия возникают в Арзамасе, Богородске, Павлове-на-Оке, где объединяются мелкие фабрики и полукустарные производства. Введение в строй Балахнинской электростанции дало возможность электрифицировать промышленность губернии. В сельской местности создавались колхозы, число которых к 1926 году достигло 127. Советская власть осуществляла помощь сельскохозяйственным артелям, давая им на льготных условиях машины, орудия, товары. На фабриках и заводах организуется сбор металлолома, создаются бригады из квалифицированных рабочих для ремонта сельско-хозяйственного инвентаря. В результате к 1925-1926 гг. хозяйство губернии достигло довоенных показателей.

Проводилась политика поддержки беднейших слоев крестьянства и подавления хозяйственной деятельности середнячества. Фактически с 1922 года экономические процессы, проходившие в сельской местности, были под контролем Нижегородской губернской контрольной комиссии рабоче-крестьянской инспекции. В ходе кампании по изучению состояния крестьянского хозяйства НижгубРКИ ввела льготы и скидки для маломощного крестьянства по сельзохналогу.

В 1918 г., вследствие введения твердого государственного регулирования экономической жизни России и полного прекращения товарообмена, была закрыта Нижегородская ярмарка. Но уже 1921 год с введением свободы оборота и продовольственного налога, с началом новой экономической политики внес оживление хозяйственной деятельности и перспективы перехода от государственного распределения к товарно-денежным отношениям. На этой волне, в 1922 году Нижегородская ярмарка возобновила работу. Ей удалось вовлечь в торговый оборот различные организации из многих российских регионов. Результатом относительно активной работы ярмарки в 1922 году стало содействие расширению внутреннего рынка, ослаблению сбытового кризиса, оживлению сельскохозяйственного и промышленного производства.

Однако развитию ярмарки мешали преобладание сельскохозяйственного производства над промышленным при значительной разнице цен на фабрично-заводскую продукцию и продукцию села, неустойчивость финансовой системы, недостаточность кредитных средств. Российские предприятия того периода отличало коммерческая косность, неумение переориентироваться и реорганизовать свою деятельность. Многие из них игнорировали возможность участвовать в ярмарочных торгах. Ярмарка не оправдала и надежд на расширение внешнеторгового оборота. Иностранцы не спешили развивать свое торговое присутствие на нижегородской земле. Уже в 1923 году Нижегородская ярмарка прошла менее заметно, нежели годом раньше. Всего же в новых условиях ярмарка проработала 8 лет, до 1929 года.

Современная система образования и воспитания должна быть ориентирована на утверждение в сознании и поведении молодого поколения общечеловеческих нравственно-гуманистических ценностей, принципов толерантного и ненасильственного поведения и патриотизма.

Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, создает благоприятные условия для формирования базовых национальных ценностей, для осознания нашими учениками своей причастности к трудовым и ратным свершениям земляков. Уроки по новому учебному курсу «История Нижегородского края», разработанному ГБОУ ДПО НИРО, при умелом руководстве педагога могут прямо или косвенно оказывать благотворное влияние на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, политико-правовое воспитание учащихся

Актуальные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами , требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории. Региональная история - это история отдельного региона, границы которого, как правило, совпадают с границами исторической области, края (субъекта РФ).

Региональная история обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Известный писатель Леонид Леонов в свое время справедливо заметил, что «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь». Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, создает благоприятные условия для складывания региональной идентичности учащихся (осознание своей причастности к поколениям земляков, к их трудовым и ратными свершениям), что в свою очередь вместе с изучением истории Отечества способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России).Вовлечение учащихся в историческое прошлое родного края, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию базовых национальных ценностей, важных граней личности обучающихся. Уроки с использованием историко-краеведческих материалов региональной и локальной (местной) истории при умелом руководстве педагога могут прямо или косвенно оказывать благотворное влияние на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, политико-правовое воспитание учащихся .

Сегодня имеются необходимые нормативно-правовые основания для изучения региональной истории в школе. В разделе «Общие положения» ФГОС каждого уровня образования сформулирован принцип учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, который раскрывается в положениях данного раздела через конкретизацию целей реализации новых стандартов на каждом уровне общего образования, а также через содержание личностных характеристик обучающихся («портрет выпускника». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России содержит положение о том, что одной из ступеней развития гражданина России является принятие личностью традиций и ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края . Кроме того, согласно Концепции нового УМК по отечественной истории, учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села) .Такой многоуровневый методологический подход в изучении истории определяет региональную и локальную историю в качестве составной и обязательной части современного школьного исторического образования.

В нижегородских школах для изучения региональной истории рекомендуется учебно-методический комплект (УМК) «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». Он разработан в 2013-2015 гг. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО (авторский коллектив: д.и.н. В.К.Романовский, д.и.н. Ф.А.Селезнев, к.и.н. Б.Л.Гинзбург и Э.С.Иткин). В 2015-2016 учебном году УМК был апробирован в 16 нижегородских школах, а по окончании апробации Областной экспертный совет в июне 2016 года рекомендовал его для использования в общеобразовательных организациях Нижегородской области. С 1 сентября 2016 года в нижегородских школах осуществляется введение нового учебного курса «История Нижегородского края» (на основе предварительного решения о его включении в школьную образовательную программу).

В учебно-методический комплект «История Нижегородского края» входят:

  • рабочая программа и учебно-тематическое планирование по учебному курсу,
  • учебные пособия для учащихся 6,7,8,9 и 10 классов,
  • хрестоматия для учителя и учащихся,
  • методическое пособие для учителя,
  • контрольно-измерительные материалы по курсу.

Учебно-методический комплект по региональной истории подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией нового УМК по отечественной истории, базируется на методологии деятельностного подхода в обучении, структурно и содержательно синхронизирован с программой федерального курса «История России». На страницах учебных пособий учащиеся найдут много интересных фактов о родном крае, познакомятся с повседневной жизнью нижегородцев, трудовыми и ратными подвигами, культурными и духовными достижениями великих земляков. Князь Юрий Всеволодович, Кузьма Минин, Иван Кулибин, епископ Дамаскин, Петр Нестеров, Александр Бусыгин, Борис Королев, Ростислав Алексеев – выдающиеся личности земли Нижегородской, деятельность которых может служить гражданским и нравственным ориентиром для юных нижегородцев. В помощь учителю предлагается методическое пособие с темами учебных проектов по всему курсу, методическими советами по использованию разных методик и технологий, сценариями проведения экскурсий, игр и конкурсов. У школьников есть возможность заниматься под руководством учителя проектной, поисково-исследовательской, историко-краеведческой деятельностью, открывать для себя историю своей «малой родины» и развиваться познавательно и духовно, приобщаясь к национальным ценностям, традициям и наследию предков.

Нижегородская область – это один из староосвоенных и наиболее экономически развитых индустриальных регионов центра европейской части РФ. Хозяйственное «лицо» области в общероссийском разделении труда определяется развитием перерабатывающих отраслей тяжелой промышленности: машиностроения и металлообработки, передельной металлургии, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесной и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

Среди регионов РФ Нижегородская область по уровню социально-экономического развития находится во второй десятке регионов. Доля Нижегородской области в формировании совокупного валового регионального продукта составляет около 2%. Но по ряду показателей область заметно выделяется среди других территорий. На долю области в последние годы приходится более 60% общероссийского производства автобусов, 55% - грузовых автомобилей, 54% листов из термопластов, 20% стальных труб, 15% - полимерных пленок,14% бумаги, 7% - первичной переработки нефти.

Первоначально осваивалось преимущественно Правобережье, более пригодное для хлебопашества и разведения скота на освобожденных от леса землях. Во владениях феодалов боярина Морозова, графов Шереметьева, Бутурлина, Воротынского, Горбатова-Шуйского и других были построены кузницы, винокурни, будные станы по выварке поташа (калийной соли) и другие промысловые заведения. Феодальные вотчинники вывозили на продажу много зерна, вина и поташа (буды).

Широкомасштабное освоение лесных заволжских территорий началось несколько позднее, во второй половине ХVΙI и было связано с массовым переселением на эти земли раскольников (старообрядцев) и многочисленных беглых крестьян (смердов). Хозяйственная деятельность в Нижегородском крае долгое время была представлена примитивным земледелием, малоземелье и скудность агроклиматических ресурсов вынуждали местных жителей заниматься различными промыслами.

в ХV – ХVΙ веках в Балахне, на основе использования местных соляных рассолов, получил развитие соляной промысел. В поволжских селах издавна занимались строительством деревянных судов. В Павлове-на-Оке сформировался кузнечно-слесарный промысел, в Мурашкине – винокуренный, в Богородске – кожевенный, в Лыскове – мукомольный, в Арзамасе – кошмовальный, в Горбатовском уезде – канатно-веревочный, в Семеновском – рогожный, щепной, посудный, ложкарный и иные ремесла на основе обработки древесины, бересты и лыка и т.п. Великая река Волга дала жизнь многим занятиям нижегородцев, недаром ее называли уважительно: «Волга-матушка», «Кормилица». В ХVΙI и до середины ХΙХ века крупнейшим промыслом в Нижегородской губернии было бурлачество. Свыше пятисот тысяч мужиков ежегодно с ранней весны и до ледостава тянули вверх по Волге на ярмарку и дальше расшивы, груженые солью, зерном и другими товарами.


В ХVΙII веке в Приокских лесах по рекам Железнице и Выксунке на основе местных железных руд братьями Баташовыми были построены металлоделательные заводы и на их базе постепенно сформировалась металлургическая промышленность. Выксункие заводы из-за большого спроса на металл и близости к центральным потребляющим районам быстро развивались и составили заметную конкуренцию уральским и тульским металлургическим заводам.

В начале ХΙХ века на первый план в развитии региона выдвигается влияние торговой ярмарки, возникшей в 1622 году у стен Макарьевского монастыря на Волге и перенесенной в 1817 году, после опустошительного пожара, в Н.Новгород. Торговый обмен произведенными в регионе товарами происходил на ежегодном всероссийском торжище, который постепенно превратился в важный меновой двор Европы с Азией.

В 1849 г. недалеко от ярмарочного комплекса в селе Сормово Балахнинского уезда был построен судостроительный завод, на котором для обеспечения нужд торговых грузопотоков создавались металлические суда и баржи на паровой тяге.

Выгоды географического положения Н.Новгорода ещё более укрепились благодаря пуску в 1862 г. железной дороги Москва – Н.Новгород, а позднее, в начале ХХ века, - от Н.Новгорода на юг к «хлебным» губерниям России. Хлеб и металл в те годы были важнейшими товарами Нижегородской ярмарки. Это обстоятельство способствовало развитию мукомольной промышленности на Оке, так в селе Кунавино были построены мельницы купцом Башкировым, близ станции Сейма стояли мельницы купца Бугрова, а в Н.Новгороде был построен завод мельничного оборудования. Таким образом, развитие капитализма в Нижегородской губернии имело особенность в том, что в промышленности большую роль играл торговый капитал. Мастеровые рабочие руки, удобные и развитые внешние связи вместе с торговым капиталом способствовали тому, что на нижегородской земле сформировался один из ведущих центров обрабатывающей промышленности России с такими производствами, как черная металлургия, судостроение и металлообработка, мукомольная промышленность, деревообработка, кожевенно-меховое, канатное и некоторые другие иды промышленной деятельности.

Влияние Нижегородского края на экономику России постепенно становится столь значимым, что было принято решение о проведении в Н.Новгороде в мае-октябре 1896 года ХVI Всероссийской промышленно-художественной выставки, честь проведения которой до этого принадлежала лишь столице государства.

Таким образом, Нижегородская губерния постепенно превращается в крупный торгово-промышленный район, это позволило в 1914 году разместить здесь целый ряд промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовой Риги, таких как металлообрабатывающие заводы «Новая Этна», «Фельзер» («Двигатель Революции», а сейчас «РУМО»), завод напильников и ремесленных инструментов акционерного общества «Отто Эрбе» (металлургический), телефонный завод фирмы «Сименс и Гальске» (НИТЕЛ), военномундирную и обувную фабрики. Два завода по производству взрывчатки и пороха были размещены на железнодорожной станции Растяпино (современные химические заводы Дзержинской промзоны), три кожевенных завода разместились в Богородске. Всё это значительно усилило производственный потенциал Нижегородской губернии и в совокупности с благоприятным соседским и транспортно-географическим положением и наличием квалифицированных трудовых кадров определило индустриальный характер развития региона.

В годы первых пятилеток советского этапа истории развития страны в регионе начался бурный рост тяжелой промышленности. Центральное положение, значительный экономический и трудовой потенциал способствовали гигантскому размаху здесь нового промышленного строительства, потребовавшего создания собственной энергетической базы. В 1925 году в рамках плана электрификации России (ГОЭЛРО) на основе запасов балахнинских торфяников была построена и пущена в эксплуатацию одна из первых и крупнейших в СССР Нижегородская ГРЭС в Балахне, мощностью 200 тыс. кВт. Затем были построены на угольном топливе Игумновская (Дзержинск) и Автозаводская ТЭЦ.

В 1927 г. начала действовать железная дорога Н.Новгород – Котельнич, давшая возможность развития экономики заволжской части области за счет освоения лесных ресурсов. Напротив Н.Новгорода на левом берегу Волги начал формироваться г. Бор как центр судостроения, судоремонта и стекольной промышленности. Была построена ветка железной дороги от Н.Новгорода до Балахнинской ГРЭС. 2 мая 1930 г. близ деревни Монастырка на левом берегу Оки (чуть выше Н.Новгорода) был заложен первый камень в фундамент Горьковского автомобильного завода – первенца отечественного автомобилестроения, а 29 января 1932 г. с его главного конвейера уже сошел первый грузовой автомобиль. В этот период в регионе был также построен целый ряд других промышленных предприятий: завод фрезерных станков, машиностроительный, авиационный заводы в Н.Новгороде, завод автотракторного инструмента в Павлове, завод коммунального машиностроения в Арзамасе и т.п. В 1952 г. в г. Павлово на базе предприятия «Автоинструмент» был создан автобусный завод.

Машиностроение постепенно становится главной отраслью экономики региона. Вместе с тем формируются и другие отрасли специализации. К западу от Н.Новгорода на месте железнодорожной станции Растяпино на базе пороховых заводов создаются химические производства и научно-исследовательские институты, и возникает новый город химиков – Дзержинск с огромной промышленной зоной вдоль железной дороги в сторону Н.Новгорода. На севере области на основе местных лесных ресурсов и благодаря наличию железной дороги формируется лесная и деревообрабатывающая промышленность и возникают деревообрабатывающие и лесохимические заводы в поселках Сява, Вахтан, Ветлужский, Урень и др. Рядом с Балахной на берегу Волги был построен Правдинский целлюлозно-бумажный комбинат, который стал основным производителем газетной бумаги в России (ОАО «Волга») и картонная фабрика. В 1946 г. на юге области в Мордовских лесах был основан федеральный ядерный центр и сопутствующие ему производственные и научно-технические учреждения, в результате чего вырос закрытый атомград, носивший в разные годы названия Арзамас–16, Кремлёв, Саров.

Росла индустриальная мощь края и вновь остро встала проблема нехватки электрической энергии. Для преодоления энергетического голода в 1956 году у г. Городца на Волге строится гидроэлектростанция мощностью 520 тыс. кВт. После завершения работ по строительству напорной плотины, шлюзов и ГЭС в освободившихся помещениях были размещены производственные мощности заводов – смежников ГАЗа – завода автомобильных моторов и завода гусеничных тягачей. Часть рабочих – строителей ГЭС осталась работать на новых предприятиях, и поселок гидростроителей постепенно вырос в город Заволжье. В конце 50-х годов была построена ветка железной дороги от Н.Новгорода до Балахнинской ГРЭС и далее до Заволжья. В Горьком в это время строят Новосормовскую ТЭЦ, но потребность в электроэнергии не обеспечивается за счет своих ресурсов и проблему область решает за счет включения в единую энергосистему европейской части страны, электроэнергия поступает по линиям высокого напряжения с Костромской и Заинской (Татарстан) ГРЭС, Куйбышевской и Чебоксарской ГЭС.

Для обеспечения сырьем химических предприятий г. Дзержинска и улучшения снабжения области автомобильным горючим и смазочными материалами в 1957 году в месте пересечения Волги с крупным нефтепроводом из Татарстана близ села Кстово был построен Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод – дин из крупнейших в стране. Возле этого комбината сформировался комплекс сопутствующих производств: Новогорьковская ТЭЦ, шиноремонтный завод, комбинат белково-витаминных концентратов, завод минеральной ваты. В результате возник город нефтехимиков – Кстово.

Таким образом, современный территориально-производственный комплекс Нижегородской области сформировался уже в середине ХХ века, ведущие отрасли промышленности работают на привозном сырье и топливе. В экономике области доминируют обрабатывающие отрасли производства («верхние этажи»). Особенностью развития хозяйства области в советский период была высокая доля предприятий военно-промышленного комплекса, на их долю в 1990 г. приходилось 26,4% основных производственных фондов, 26,5% объема выпускаемой промышленной продукции и почти 1/3 часть занятых в промышленности. При переходе к рыночным условиям хозяйствования и после распада СССР предприятия оборонных отраслей в результате сокращения государственного заказа на производство военной техники и оборудования оказались в тяжелой экономической ситуации и вынуждены были переключаться на выпуск товаров народного потребления (конверсия).

История Нижегородского края 7 класс.

Обобщение по разделу 3 «Нижегородский край при первых Романовых»

    Большая засечная черта для защиты русских земель от набегов крымских татар и ногайцев была построена в:

    XIV XV вв. 3. XVI-XVII вв.

    XV - XVI вв. 4. XVII-XVIII вв.

    В Нижнем Новгороде в 1622-1682 годах проживало:

    10-15 тыс. чел. 3. 20-35 тыс. чел.

    15-25 тыс. чел. 4. 25-50 тыс. чел.

    Первый в России военно-морской корабль «Фридрих» был построен в:

    1616 г. 3. 1666 г.

    1636 г. 4. 1682 г.

    Ведущее место в этом городе Нижегородского края отводилось соляному промыслу:

    Заволжье 3. Лысково

    Арзамас 4. Балахна

5. Монах Авраамий начал возрождать Макарьевский монастырь в:

1. 1618 г. 3. 1640 г.

2. 1620 г. 4. 1641 г.

6. Освященный Собор избрал митрополита Никона на патриарший престол в:

    1646 г. 3. 1658 г.

    1652 г. 4. 1666 г.

7. Восстание Степана Разина достигло Нижегородских земель в:

1. 1669 г. 3. 1671 г.

2. 1670 г. 4. 1672 г.

8. Источники XVII века, по которым мы узнаем о вооружении Нижегородского кремля, городских храмах, имена нижегородцев тех давних времен, их занятия и служившие основным документом для установления податного обложения, назывались __________________________________.

9. Новые поселения, создаваемые в XVII веке русскими в лесном Заволжье, назывались __________________________.

10. Известного Нижегородского предпринимателя XVII века, занимавшегося производством мыла, звали ________________________.

11. Боярина, наладившего в Нижегородском крае производство поташа, звали _____________________________________.

12. Крепость с банями со стражей, следившей за порядком. В проездных башнях ее располагались сборщики таможенной пошлины. Внутри крепости размещались двухэтажные торговые ряды. На первом этаже – торговые лавки, на втором – жилые помещения для торговцев. Эта крепость называлась ________________________________.

13. «Рождение же мое в Нижегородских пределех, за Кудмою-рекою, в селе Григорове». Так писал о себе ___________________________.

14. Восставшие под руководством С. Разина рассылали воззвания, адресованные крестьянам, с целью привлечь на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Эти воззвания назывались _________________________________.

15. Соотнесите названия должностных лиц и их функции:

16. Соотнесите социальные группы с их статусом и обязанностями:

17. Соотнесите имена и фамилии известных промышленников и предпринимателей с направлениями их деятельности:

18. Соотнесите исторические понятия и их определения:

19. Соотнесите страну происхождения и товары на Макарьевской ярмарке:

20. Соотнесите исторические персоналии и некоторые факты их биографий:

21. Соотнесите исторические персоналии и некоторые факты их биографий:

3. Илья Пономарев

В. Руководство отрядом повстанцев под Арзамасом

4.Юрий Долгоруков

Г. Послан Разиным для взятия Нижнего Новгорода

22. Расположите территории в последовательности их административного подчинения в XVI - XVII веках:

1. Волость 3. Уезд

2. Стан 4. Слобода

23. Выберите из приведенного ниже списка народностей три, связанных с Нижегородским краем, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1. Марийцы 4. Вепсы

2. Татары 5. Мордва

3. Башкиры 6. Пермяки

24. Выберите из приведенного ниже списка три вида товаров, которые благодаря торговле поступали в нижний Новгород из низовий Волги, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1. Рыба белуга 4. Шелковые ткани

2. Железо 5. Хлеб

3. Кожа 6. Соль

25. Расположите города Нижегородского края по времени их основания (в хронологической последовательности):

1. Павлово 3. Городец

2. Лысково 4. Балахна

26. Расположите постройки Макарьевского монастыря в зависимости от времени их строительства:

1. Деревянный Троицкий собор

2. Каменные крепостные стены

3. Каменная трапезная палата с храмом Успения Божией Матери и колокольней

4. Каменная церковь в честь святого преподобного Макария Желтоводского

27. Расположите события в хронологической последовательности:

1. Казнь Аввакума

2. Рождение Никона

3. Рождение Аввакума

4. Кончина Никона

28. Расположите события в хронологической последовательности:

1. Восстание в Поветлужье

2. Взятие разинцами Макарьевского монастыря

3. Разгром повстанцев под Мурашкиным

4. Прибытие к границам Нижегородской земли отряда казаков во главе с атаманом

Максимом Осиповым

Ключ

    Писцовые книги

    Починки

    Афанасий Олисов

    Морозов

    Гостиный двор

    Аввакум

    Прелестные письма

    1Б, 2В, 3Г, 4А

    1В, 2А, 3Г, 4Б

    1Г, 2Б, 3В, 4Г

    1Б, 2В, 3А, 4Г

    1В, 2Г, 3Б,4А

    1Б, 2Г, 3А, 4В

    1Г, 2В, 3А, 4Б

    3 2 1 4

    1 2 5

    1 4 6

    3 2 4 1

    1 4 3 2

    2 3 4 1

    4 2 3 1

«Утверждаю»

Директор _______

Д.А.Золин

Приказ №______

От__________

«___»_______20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР_______________

Н.А.Заволжскова

«___»_______20___г.

«Рассмотрено»

На методическом совете

Руководитель________

Протокол №____от____

«___»_______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

МБОУ Летневская средняя общеобразовательная школа

наименование ОУ

Васютина Елена Александровна

по__историческому кравевдению

6-10 классы

2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету

«История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» (6-10)

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года, на основе Основной образовательной программы МБОУ «Школа №171» г. Нижний Новгород и авторской программы курса истории Нижегородского края с древнейших времен до наших днейдля 6-10 классов общеобразовательных организаций авторов В.К. Романовского, Ф.А. Слезнева. Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин (НИРО, 2016).

Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» предназначен для учащихся 6-10 классов общеобразовательных организация и рассчитан на 170 часов учебного времени (1 час в неделю).

Цель учебного курса – формирование систематических знаний по нижегородской истории как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.

Основные задачи учебного курса:

- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;

Способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;

Показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;

Способствовать осмыслению роли Нижегородского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Нижегородчины;

Содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;

Помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;

Создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности школьных музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах;

Содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.

Планируемые результаты

Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

Указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий нижегородской истории;

Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

Характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;

Группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.

Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д.):

Искать необходимую информацию в разных источниках;

Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Описание (реконструкция):

Рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических, социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;

Характеризовать исторических события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности;

На основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

Различать факт и его описание;

Соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;

Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;

Раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;

Излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.

Работа с версиями, оценками:

Приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;

Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям нижегородской истории.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

Применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;

Использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду;

Способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.

Содержание учебного курса «История Нижегородского края»

6 класс

Часть 1

Введение

Нижегородская земля в первобытную эпоху. Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли.

XII – начале XIII века

Городец на Волге в конце XII – начале XIII века

XIII – начале XV века

XIII – первой половине XIV века

XIV – первая половина XV века)

XV – начало XVI )

XIII XV веках

Малая родина в XIII XV веках

7 класс

Часть 2

Введение

Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства ( XVI век)

Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века

Нижегородский край в системе обороны Русского государства

Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века

Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.)

Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.)

Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.)

Патриоты земли русской – Минин и Пожарский

Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде

Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых

Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими

Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края

Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода

Промышленно-торговые центры Нижегородского края

Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки

Нижегородский край и церковный раскол

Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг.

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI - XVII веках

Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке

Распространение грамотности и письменности в крае

Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке

Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке

История «малой родины» в XVI - XVII веках

8 класс

Часть 3

Введение

Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I

Петр I и Нижегородский край

Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии

Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края

Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов

Нижегородский край в 1725-1741 гг.

Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761гг.)

Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века

II

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева и Нижегородский край Губернская реформа Екатерины II

XVIII века

XVIII веке

XVIII столетие

XVIII веке

XVIII веке

9 класс

Часть 4

Введение

Раздел 1. Нижегородская губерния в первой четверти XIX века

Территориально-административное устройство и состав населения Нижегородской губернии в первой четверти XIX века

Отечественная война 1812 года и Нижегородский край

Декабристы-Нижегородцы

Нижний Новгород – «карман России»

Раздел 2. Нижегородский край во второй четверти XIX века

Градостроительные преобразования в Нижнем Новгороде в 1830-1840-х годах

Начало промышленного переворота и развитие капиталистической промышленности в Нижегородском крае

Раздел 3. Просвещение и культура Нижегородской земли в первой половине XIX века

Развитие системы образования в губернии

Нижегородский край и выдающиеся деятели культуры России

Просветительство и просветители

Изменение облика Нижнего Новгорода и его архитектуры в первой половине XIX века. Нижегородский театр

Нижегородские народные промыслы

Раздел 4. Нижегородский край в эпоху великих реформ в пореформенный период

Крестьянская реформа 1861 года в губернии и развитие нижегородской деревни

Реформы и контрреформы в региональном измерении

Нижний Новгород – волжская столица транспортных магистралей

Развитие банковской системы в Нижегородской губернии

Промышленный подъем в Нижегородской губернии в пореформенный период

Нижегородские купцы-благотворители

Развитие Нижегородской ярмарки и проведение в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки

Раздел 5. Образование и культура Нижегородского края во второй половине XIX века

Развитие просвещения

Театр. Нижегородская архитектура и мастера-фотографы

Выдающиеся деятели науки, просветительства, культуры

Раздел 6. Нижегородская губерния в конце XIX - начале XX века

Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже веков

Экономическое развитие Нижегородской губернии

Общественно-политическая жизнь края

Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода и губернии в начале XX века

Из истории малой родины в XIX – начале XX века

10 класс

Часть 5

Введение

Раздел 1. Нижегородский край в годы великий потрясений (1914-1921 гг.)

Первая мировая война и Нижегородский край

1917 год в Нижегородской губернии

Первые преобразования советской власти на Нижегородской земле (1917-1918гг.)

Нижегородская губерния в годы Гражданской войны (1918-1920гг.)

Раздел 2. Нижегородский край в 1920-1930-е годы

Нижегородская губерния в эпоху нэпа: 1920-е годы

XX – начале XXI века

XXI века

XX - начало XXI

Тематическое планирование

6 класс (34 часа) . История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века.

Кол-во

часов

Дата

Кор

ректировка

Введение

Школьное краеведение, его основные предметные области

Легенды родного края как исторический источник

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края

Нижегородская земля в первобытную эпоху

Исследование древней истории малой родины местными краеведами

Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края

Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли

8,9

8,9

Обобщение по разделу 1

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском

Городец на Волге в конце XII –начале XIII века

Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

Александр Невский в истории Нижегородского края

15, 16

6,7

Обобщение по разделам 2,3

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века

17,18

1,2

Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIV века

19,20

3,4

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.)

21,22

5,6

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV –первая половина XV века)

23,24

7,8

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI )

25,26

9,10

Уроки обобщения по разделу 4

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII XV веках

27,28

1,2

Духовная культура Нижегородского Поволжья

29,30

3,4

Материальная культура Нижегородской земли

Урок обобщения по разделу 5

Малая родина в XIII XV веках

32,33

6,7

Уроки по локальной истории

Урок обобщения курса 6 класса

7 класс (34 часа) XVI - XVII века.

Уроки по локальной истории.

«Малая родина» в XVI - XVII веках

Обобщение по курсу 7 класса

8 класс (34 часа) . История Нижегородского края XVIII века.

XVIII века

14,5

5,6

Нижегородский край в начале правления Екатерины II

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева и Нижегородский край

17,18

1,2

Губернская реформа Екатерины II и образование Нижегородского наместничества

19,20

3,4

Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века

Баташовы – создатели нижегородской металлургии

Обобщение по разделу 3

Раздел 4.Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке

23,24

7,8

Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела

1

25

9

Нижегородский изобретатель И.П. Кулибин

1

26

10

Архитектура Нижегородского края в XVIII столетие

1

27

1

У истоков литературной и театральной жизни

1

28,29

2,3

Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке

2

30

4

Обобщение по разделу 4

1

Страницы истории «малой родины» в XVIII веке

31,32,33

5,6,7

Основные события на территории моего района, города в XVIII веке

3

34

8

Обобщение по курсу 8 класса

1

9 класс (33 часа) . История Нижегородского края XIX - начало XX века.

10 класс (34 часа) . История Нижегородского края XX – начала XXI века.

1

8,9

8,9

Развитие промышленности и сельского хозяйства Нижегородского-Горьковского края в период социалистической модернизации

1

10

1

«Культурная революция» в Нижегородском крае: образование и наука

1

11

2

«Культурная революция» в Нижегородском крае: литература, музыка, живопись, театр

1

12

3

Обобщение по разделу 2

1

Раздел 3. Горьковская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

13

4

«Все - для фронта, все – для победы!»

1

14

5

Горьковчане на фронтах Великой Отечественной войны

1

15

6

Город Горький и Горьковская область в годы войны: жизнь, быт, культура

1

16

7

Обобщение по разделу 3

1

Раздел 4. Город Горький и Горьковская область во второй половине 1940-х – начале 1960-х гг.

17

1

Развитие промышленности и сельского хозяйства области

1

18

2

Политическая жизнь и общественные настроения

1

19

3

Социальное положение населения области. Достижения в науке. Культуре и спорте

1

Раздел 5. Горьковская область во второй половине 1960-х – середине 1980-х годов

20

4

Основные тенденции социально-экономического развития Горьковской области

1

21

5

Противоречия общественно-политической и социальной жизни

1

22

6

Образование и наука. Культурная жизнь горьковчан

1

23

7

Обобщение по разделам 4,5

1

Раздел 6. Горьковская – Нижегородская область в конце XX –начале XXI века

24

8

Горьковская-Нижегородская область в годы перестройки (1985-1991гг.)

1

25,26

9,10

Нижегородская область в период радикальных либеральных реформ 1990-х гг.

1

27,28

1,2

Нижегородская область в начале XXI века

2

29,30

3,4

Обобщение по разделу 5, 6

2

XX - начало XXI века в истории «малой родины»

31,32,33

5,6,7

XX - начало XXI века в истории «малой родины»

3

34

8

Обобщение курса 10 класса

1