Внеклассное мероприятие в начальной школе "кубань моя, степная дочь россии". «Храни меня, родная Кубань!». Ход проведения внеклассного мероприятия
КАРТОТЕКА СТИХОВ, ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ О КУБАНИ
СТИХИ
ЖАТВА
Жесткая щетинка, пяток не коли,
Что осталось в поле - подбери с земли,
Каждый спелый колос, каждое зерно,
Чтоб душистым хлебом стало и оно.
Б. Токмакова
КОЛОС
Золотое поле, спелый колосок
Не роняй ты зёрен на сухой песок.
Беспокойным ветрам не давай зерна,
Каждая пригоршня Родине нужна.
Е. Трутнева
ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ
Хлеб-батюшка, вода-матушка.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб всему голова.
Потрудиться - так и хлеба поесть.
ЗАГАДКИ
Весною - травкой шелковистой,
Летом - нивой золотой,
Ну а зимнею порою -
Аппликацией, игрою,
Сухая очень, ломкая,
Зовут её ...
(Соломка)
Не море, а волнуется.
(Поле)
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
(Колосок)
Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,
Льют зарю, к порогу подойдя.
Варвара Бардарым.
Г.Краснодар
БОГАТА ВЕСНА ЦВЕТАМИ, ТРАВАМИ.
ВЕСНОЙ
На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет
Т. Голуб
ОДУВАНЧИКИ
Я бегу, а у дороги
Одуванчики стоят.
Ну такие недотроги:
Дунь - и к небу полетят.
В. Бардадым
ПОДСОЛНУХИ
Это не зонтики ,
Это не солнышки,
Это на ножках зелёных
Подсолнушки.
Греют на солнце
Подсолнухи спины,
Осенью зёрен
Подарят корзины.
Т. Голуб
ОДУВАНЧИК
Одуванчик золотистый
Превратился в шар
Пушистый.
Ветерок слегка
Подул,
Пух куда-то
Упорхнул!
Где пушинка
Упадёт,
Там на следующий Год
Одуванчик расцветёт!
Т. Голуб
***
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом - тысяча светил,
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил...
И. Варавва
***
Высокие травы-муравы,
растёте вы, травы, на славу!
Зелёные скинув рубашки,
белеют-желтеют ромашки,
Краснеют нарядные маки,
как в новых одеждах казаки.
И словно разливы реки,
небесная синь - васильки...
В. Бакалдин
ЛУЧШАЯ ПОРА НА КУБАНИ-ЛЕТО!
***
У лета в корзине
Арбузы и дыни,
Черешни и сливы,
Подсолнух - на диво!
В лесу на опушке
Кукуют кукушки,
Кукуют кукушки
На весь белый свет.
И кажется, это
От щедрого лета,
От доброго лета
Сердечный привет
Т. Голуб
***
На Кубани много лета, много хлеба.
Словно дыня, закатилось солнце в небо.
И клюют его, клюют со всех боков,
Как гусыни стаи белых облаков.
К.Обойщиков.
В зной, в ненастье вырастал,
Только слабым он не стал,
Силу, вкус и запах хлеба
Без него б я не узнал.
В. Нестеренко
***
А над Кубанью тополя,
И вётлы в три обхвата,
И всё поля, поля, поля
До самого заката.
Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъём
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке - поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом - щедрая земля
С восхода до заката.
Т. Голуб
***
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах...
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Т. Голуб
КОЛОСОК
Наступил уборки срок,
Строен, крепок, невысок
В золотом пшеничном поле
Каждый колосок.
В зной, в ненастье вырастал,
Только слабым он не стал,
Силу, вкус и запах хлеба
Без него б я не узнал.
В. Нестеренко
***
А над Кубанью тополя,
И вётлы в три обхвата,
И всё поля, поля, поля
До самого заката.
…Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъём
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке – поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом- щедрая земля
С восхода да заката.
Т.Голуб
ОСЕНЬ
Осень, осень... Огненная птица.
Лист багряный в воздухе кружится.
Падая у ног моих, шуршит.
Словно шепчет мне он: «Не спеши.
Посмотри вокруг, как все прекрасно:
Россыпь трав и щебетанье птиц.
Радости как будто нет границ!..»
К. Обойщиков
***
В небесах высоких тает
Одинокий тонкий луч,
Улетают птичьи стаи,
Прилетают стаи туч.
В. Нестеренко
СЕНОКОС
Здравствуй, сенъ-сенокос
Что с собою ты принёс?
Жаркий труд людей умелых,
Разговоры острых кос.
Расскажи-ка, сенокос,
Что ещё с собой принёс?
Ароматы трав сушеных
И сверканье звонких рос!
Сено-сено-сенокос!
А хорош ли твой укос?
Накосил бурёнкам сено -
Вот какой огромный воз!
В. Нестеренко
***
Зима пришла непрошено,
Наутро запорошила
Все улицы снежком.
Привет, пора весёлая!
Готовь быстрей коньки,
А рядом с нашим садиком,
Растут снеговики.
В. Нестеренко
***
Снег блестящий,
Снег хрустящий
Заметает наш порог,
И зовёт гулять звенящий,
В степь летящий ветерок!
Т. Голуб
ЗИМА
Опять деревья побелели
И ветер с севера подул.
Опять поют в полях метели...
Устав от лета, пруд уснул.
Сады покрылись сединою,
Снежок рассыпчатый хрустит.
Сосульки виснут бахромою,
И солнце льдинкою блестит...
Т. Голуб
ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ
Будет дождик или нет -
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки у
Значит, дождь пойдёт опять
Нужно зонт с собою взять.
***
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок -
Тут никто не ошибётся,
Будет солнечный денёк.
Оксана Петрова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах » Цель : приобщать детей к миру поэзии Кубанских писателей, прививать любовь к малой Родине.
Задачи :
-развивать познавательный интерес, инициативу и любознательность;
Помочь детям понять содержание и смысл стихотворения ;
Побуждать детей использовать модельную схему при заучивании стихотворения ;
Способствовать запоминанию слов;
Совершенствовать интонационную выразительность речи ;
Воспитывать любовь к поэзии о Родном крае.
Методы и приёмы :
Практические - игра «Передай волшебную палочку» , Динамическая пауза «Урожай» , упражнение «Повтори без слов» , «Построй сюжет»
Наглядные – презентация к занятию «Главный запах » .
Словесные - проблемная ситуация, беседа, рассказывание стихотворения по модельной схеме .
Материалы и оборудование : презентация «Главный запах » , волшебная палочка, 1. Организационный момент
Приветствие гостей
Звучит Гимн Кубани
Ребята, какое произведения сейчас прозвучало. (Гимн Краснодарского края)
Как называется человек, который пишет слова к песне или стихи ? (поэт)
Как называется человек который пишет музыку (композитор)
Кто написал музыку к нашему гимну? (музыка народная в обработке Виктора Гавриловича Захарченко)
2. Проблемная ситуация «Поэты Кубани»
Ребята, посмотрите перед вами портреты кубанских поэтов.
О чем пишут поэты в своих стихах ?
А скажите, пожалуйста, знают ли ваши родители стихи кубанских поэтов ?
Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяны Дмитриевны Голубь «Главный запах » И расскажем это красивое стихотворение дома своим родителям, чтобы наши родители знали, что у нас на Кубани есть поэты, которые пишут красивые стихи о нашей Родине .
Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяна Дмитриевна Голубь «Главный запах »
Татьяна Дмитриевна Голубь родилась в 1944 году в Оренбургской области. Переехали в город Славинск – на- Кубани в 1949 году. За школьной партой Таня не сидела. Она тяжело болела, была прикована к постели, ходить не могла, но её мужество, стремление к творчеству сделали её известной поэтессой. Её стихи о природе Кубани , о детях, о труде. На её стихи написаны песни .
Слайд№ 5. Чтени стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах »
Как называется стихотворение ? (Главный запах )
Кто написал это стихотворение ? (Татьяна Дмитриевна Голубь )
О чем рассказывает нам стихотворение ? (о том, чем пахнет лето)
С чем сравнивают запах лета ? (с сочной клубникой, огурцами, ежевикой, разогретой лебедой, мятой, резедой, дождиком грибным, молодым укропом, грушами, солнышко пшеницей)
С чем прилетел запах лета ? (с ветром с моря)
Чем пахнет солнышко летом на Кубани? (пшеницей)
Где пахнет лето сочной, сладкою клубникой? (на Кубани)
Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились (Словарная работа)
Резедой – резеда – цветок с ароматным запахом .
Накрапах – накрап – природные пятна на груше.
Воспитатель повторно читает стихотворение .
Упражнение «Повтори без слов»
4. Динамическая пауза «Урожай»
В огород мы пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идем вперед
Здесь клубнику, ежевику наклоны вперед
Ароматную сорвем.
И огурчиков хрустящих, приседаем 2р.
На салат мы соберем.
Груши с дерева сорвем показать руками «рвут»
Желтые и сочные, правая рука вперед, левая рука вперед
Очень, очень вкусные. кистями круговые движения
И вернемся по дорожке. поворачиваемся вокруг себя
С урожаем мы в лукошке. шагом возвращаемся на места
5. Повторное чтение по модельной схеме. Упражнение «Построй сюжет»
Ребята нам с вами пришло письмо в нем с помощью картинок зашифровано наше стихотворении , давайте с вами расшифруем его. Кто запомнил строки из стихотворения и хочет расшифровать его.
6. Игра «Передай волшебную палочку»
Для того чтобы нам было интереснее и легче запомнить стихотворение , предлагаю вам поиграть в игру «Передай волшебную палочку» . Мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу, и произносить по строчке стихотворения .
7. Рассказывание стихотворения детьми по модельной схеме.
8. Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение , которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Все молодцы, успешно справились с заданием!
Слайд№7Сейчас вы с помощью солнышка, тучки с солнышком и тучки с дождиком покажите своё отношение к услышанному сегодня.
Солнышко означает - я много узнал нового, мне было, интересно.
Тучка с солнышком - я много узнал нового, но мне было не очень интересно.
Тучка с дождиком - я ничего не узнал нового, мне было не интересно.
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения И. Василевского «Снег» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема Заучивание стихотворения И. Василевского «Снегопад».
Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вкус, запах» Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ Детский сад «Колосок» Образовательная область «Познание» Тема:.
Конспект занятия. Литературный калейдоскоп «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Интеграция.
Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе заучивание стихотворения «Оленёнок» Ю. Кушака Программное содержание: 1. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение 2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.
Времена года глазами кубанских поэтов
Цели:1) познакомить с особенностями времён года на
Кубани, народными приметами, показать красоту
родного края;
2) развивать наблюдательность;
3) воспитывать интерес к творчеству кубанских поэтов.
Даль степей сквозная,
гор простор орлиный –
сторона родная,
край наш тополиный! Виктор ПодкопаевПрекрасна природа Кубани! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно - и вы увидите настоящее чудо…
Высокие травы-муравы,
растёте вы,
травы,
на славу!
Зелёные скинув рубашки,
белеют-желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки,
как в новых бешметах казаки.
И, словно разливы реки,
небесная синь –
васильки…
Виталий Бакалдин(Бешмет – верхняя одежда у татар, кавказских народов, казаков)
Густой туман плывёт низиной.
Покоем полнится земля.
И держат небо, как корзину,
Над хуторами
тополя.
Кронид Обойщиков
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом - тысяча светил.
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил...
Иван Варавва
На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет...
Татьяна ГолубЭто фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
(Фрагмент - отрывок текста, художественного или музыкального произведения.)
- Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?
- Выполните иллюстрацию к одному из отрывков.
- А умеете ли вы определять погоду по народным приметам?
Если нет, внимательно послушайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.
Приметы
Будет дождик или нет -
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки,
Значит, дождь пойдёт опять –
Нужно зонт с собою взять.
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок –
Тут никто не ошибётся:
Будет солнечный денёк.
А вот отрывок из стихотворения «Толи снег, то ли дождик» Кронида Обойщикова:
…Если пахнуть сильно стала
Под твоим окном сирень,
Кошка стенку искромсала,
Петухи орут весь день,
Если ласточки летают
Низко-низко над землёй,
Я теперь уж точно знаю:
Хлынет дождик ливневой…
В народе известны и другие приметы дождя:
«Вода на реке пенится - завтра пойдёт дождь ».
« Воробьи в пыли купаются - к дождю»,
« Вечером небо бледно-жёлтое - к дождю. »- Расспросите старших - родственников, знакомых - о том, какие народные приматы им известны. Запишите в тетради известные вам приметы дождя, ветреной или солнечной погоды. Нарисуйте иллюстрации. А чтобы получился настоящий календарь, вы можете сделать в нём главы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Зима.
Кубанская зима редко дарит нам сугробы, снегопады, сосульки... Не успеет выпасть снежок - и тут же растает. Но зато, когда зимушка-зима решит погостить у нас подольше, сколько же радости приносит она ребятам!
Зима приходит на Азово-Кубанскую равнину с севера. Дуют северные и северо - восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Смешиваясь с местным теплым воздухом, холодный воздух еще более нагревается, поэтому зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго-западные ветры со стороны Черного моря приносят дожди вперемежку со снегом, и возвращается дождливая осенняя погода. Иногда бывают грозы.
Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба:
Как хорошо под снегопадом!
Какая свежесть и тепло!
В лесу, высоком и косматом,
Как в сказке бабушки, светло…
Снежная баба
Бабу снежную вчера
Мы слепили у двора.
До чего ж она была
Симпатична и бела!
Мы приладили ей чёлку,
В руки сунули метёлку,
Улыбалась всем она
Аж до самого темна.
А сегодня за окном
Потекли ручьи кругом,
И от бабы - вот так да!-
Не осталось и следа!
Татьяна Голуб Первый лёд
От январской первой стужи
Поутру замёрзли лужи.
Возле школы есть одна –
Всем понравилась она.
Быстро очередь растёт –
Все хотят проверить лёд.
А я плохо прокатился -
На спине вдруг очутился.
А за мною мчится Женя:
«Не задерживай движенье!»
«Поднимайся,-крикнул Вова,-
Я хочу проехать снова!»
Это место обойти
Никто и не пытается,
Даже строгий завуч наш
Тоже тут катается.
Кронид Обойщиков
- А в какие зимние игры играете вы со своими друзьями?
- Объясните пословицу:
« Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.»Весна.
Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица!
И, конечно, поэты не жалеют красок, чтобы описать всю её неповторимую прелесть.
В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее» она только приближается:
...На первый взгляд невзрачные,
сады ещё прозрачные,
ещё не в яркой зелени,
ещё не зацвели...
В полях ещё томление
распаханной земли.
А в стихотворении Вадима Неподобы «Вербное утро» весна уже вступает в свои права:
"Гам, где обрывы тенистые
Солнечным бликам родня,
Вербные дети пушистые
Разом увидят меня...
У Ивана Вараввы («Утро после дождя») кубанская весна предстаёт во всей своей красе:
Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны.
Льют зарю, к порогу подойдя...
Весна в крае начинается рано: в феврале уже чувствуется ее приближение. Однако первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 6 градусов, а иногда температура воздуха падает до 10-13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в приречных лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.
В апреле обычно устанавливается теплая погода. В конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам. В начале мая цветет белая акация.
С приходом весны на гнездовья прилетают многочисленные пернатые друзья: скворцы, ласточки. На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.
- Объясните пословицу:
« Весна – утро года. »Лето.
Все времена года хороши и красивы по-своему.
Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!
На Кубани много лета,
много хлеба,
Словно дыня,
закатилось солнце в небо.
И клюют его, клюют со всех боков,
Как гусыни,
стаи белых облаков.
Кронид Обойщиков
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром.
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах...
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Татьяна ГолубА над Кубанью тополя
И вётлы в три обхвата.
И всё поля, поля, поля.
До самого заката.
…Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъем
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке - поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом – щедрая земля
С восхода до заката.
Антонина Баева
Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 9 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Конечно, вы помните, что самый длинный день - 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди идут редко, они кратковременны, иногда сопровождаются грозами. Вслед за ними быстро наступает ясная погода.
В сухую и жаркую погоду, которую приносят восточные и северо-
-восточные ветры, вы, наверное, любите купаться в речке или море. Особенно в июле, ведь он самый жаркий месяц. Температура воздуха поднимается до 30-35 градусов, а иногда бывает и выше.
На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком (бризом), дующим с моря.
Лето - не только самая красивая и благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб - общая забота кубанцев. И жители станиц, и горожане -все стремятся помочь хлеборобам вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска...
Осень.
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба...
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!..
Иван Варавва
В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая: деревья долго сохраняют свой зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни - в ноябре.
Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце поднимается не так высоко и меньше нагревает землю. Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.
Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые. С высоких гор дикие животные спускаются в широколиственные леса, где усеивают землю осыпавшиеся дикие груши, яблоки, орехи, каштаны, желуди. Эти плоды поедают медведи, кабаны, барсуки и другие животные. Они готовятся к зиме.
Итог занятия.
Конкурс на лучшее сочинение о красоте природы родного края.
Выставка рисунков, фотографий о природе Кубани.
Выставка книг кубанских поэтов.
Цели:
- Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.
- Воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
- Расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса.
Ход проведения внеклассного мероприятия
Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга России. А в 2014 году Кубань будет принимать Олимпийские игры в городе Сочи.
…И всё это только штрихи к жизни огромного южного края, жители которого своей работой, творчеством, оптимизмом делают его неповторимым. Краснодарский край самый южный регион России. Он занимает площадь 76 тысяч кв. км. С юго-запада наш край омывается Чёрным морем, с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, имеет внутренние границы с республикой Адыгея. Край делится рекой Кубань на две части: северную – равнинную (2/3 территории) и южную – горную (1/3 территории). “Кубань – моя, степная дочь России” именно так обозначена тема нашего первого урока в наступившем учебном году, а любое начало доброго дела на Кубани стало традицией открывать гимном нашего края. Гимном Краснодарского края стали стихи полкового священника Константина Образцова, положенные на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко.
(Звучит гимн Краснодарского края, дети исполняют гимн под фонограмму)
Кубань земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Казачка огневая
Красива, молода,
Кубань - земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!
Нынешний год юбилейный, в 2007 году отмечается 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель.
Человек начал осваивать эту территорию почти миллион лет назад. С тех пор за право владеть на редкость щедрым уголком земли спорили греки и скифы, меоты и хазары, генуэзцы и половцы. Они оставили после себя уникальнейшие археологические и исторические памятники мирового значения – половецкие каменные изваяния, античный город Горгиппию, шедевры Боспорского царства, загадочные дольмены (слайд 2,3).
Более двух веков назад на Таманский полуостров высадились черноморские казаки, и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. Давайте вместе вспомним эту дату. Каждый самостоятельно на предложенных вам карточках запишите её, а проверим мы это задание, ответив на следующие вопросы. (слайд 4) (Приложение 1)
- Назовите наименьшее число в натуральном ряду чисел.
- Назовите количество дней в неделе.
- Если к этому числу прибавить единицу, то получится круглый десяток.
- Эта цифра похожа на букву русского алфавита, которой предшествует буква Ж, а последующей является буква И.
А теперь закройте свои глазки и давайте перенесёмся на главную улицу нашего города к уже известному нам памятнику (слайд 5).
Во время экскурсии по городу мы наблюдали смену почётного караула у памятника, который создал дедушка нашего одноклассника Васи Аполлонова – выдающийся скульптор А.А.Аполлонов.
Пока жива людская память
И каждый день прошедший свят -
Жива история Кубани!
Кубань - цветущий вечно сад!
И предлагаю оглянуться,
Всмотреться в дым и пыль веков –
И перед нами развернутся
Полки отважных казаков!
Литературный монтаж
1-й ученик
Аромат степей бескрайних,
Шелест стройных тополей,
Звоны жаворонков ранних-
Звуки Родины моей (слайд 6).
2-й ученик
Всюду вольные станицы,
Свежесть бархатной земли,
Хлеб душистый колосится,
Песня слышится вдали.
(Вокальная группа исполняет песню о Кубани)
3-й ученик
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?
Ребята, подумайте и ответьте, почему пшеничный запах автор прозвучавших строк, кубанская поэтесса Т.Голуб назвала главным запахом Кубани? По сей день край остаётся главной житницей России. Кубань занимает первое место в России по сбору зерна и производству мяса, ведущее место по производству молока и яиц. Этот год выдался сложным для земледельцев, засуха не дала в полной мере “налиться” колосу и только героическими усилиями хлеборобов удалось собрать урожай в 6,9 млн. тонн кубанского зерна, это на 400 тысяч тонн больше, чем в предыдущем году. Это самый высокий результат в нашей стране.
Кто же они - герои жатвы? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:
Утром в жёлтый океан
Выплывает великан.
Он безделья не выносит –
День и ночь пшеницу косит.
От мальчишек нету тайн -
Все зовут его…комбайн (слайд 7)
Но комбайн – это машина, а главным всё же является человек. Это – комбайнёр.
4-й ученик
За околицей станичной,
Между рощей и рекой,
Начинается пшеничный
Ярко-бронзовый прибой.
5-й ученик
С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди
Сколько зёрен крутобоких
В каждом колосе – гляди!
6-й ученик
Полюбуйся полем этим -
Щедрым будет урожай,
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.
Отгадайте, ребята, ещё одну загадку:
Будет щедрый урожай
Будет вкусный … (каравай)
Физминутка
Разминка проходится по правилам детской игры “Море волнуется…” тему предлагают сами ребята.
Кубань – самый плодородный регион России. Перечислите дары щедрой кубанской земли (слайд 8).
7-й ученик: | 8-й ученик |
|
В.Бардадым |
На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.
И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут. Кубанский поэт и прозаик Евгений Александров писал:
Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей (слайд 9).
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (слайд 10)
9-й ученик
Сквозь лунный свет и шелест тополей
Я слышу песню области моей.
Через Кубань несётся, через бор
Я слышу:
То поёт станичный хор (слайд 11).
И слёзы на глаза от чистоты
И радость от казачьей простоты.
Гуляй, да пой кубанская душа,
Казачья песня, до чего ж ты хороша!
(Звучит запись песни в исполнении Кубанского казачьего хора)
2007 год ознаменован ещё одной круглой датой – 70-летием образования Краснодарского края это произошло в 1937 году.
В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов, из них 15 – краевого и 11 – районного подчинения, 21 посёлок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населённых пунктов. (Приложение 2)
Какой же город является административным центром Кубани?
Учащиеся:
Краснодар - столица Кубани. Это сердце нашего края.
(Показ административной карты Краснодарского края) (слайд 12)
Учитель:
Кубань – многонациональный регион, который населяют представители более 100 национальностей. Кто же является руководителем нашего Краснодарского края?
Учащиеся:
Губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв (слайд 13).
Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это вместила Кубань.
10-й ученик
Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн,
Огни городские, гудки заводские –
Всё это вместила Кубань.
Сегодня в Краснодарском крае открыто более 60 видов полезных ископаемых – это газ, мрамор, мергель, каменная соль, марганцевая руда и другие, а добыча нефти ведётся уже более полутора веков.
11-й ученик
Дары свои щедро открыли нам недра.
Осталась в былом глухомань.
Здесь труд величавый сроднился со славой,
И всё это наша Кубань.
12-й ученик
Растёт год от года богатство народа,
И всё здесь, на что ты не глянь,
Мы создали сами – своими руками,
Чтоб стала счастливой Кубань.
13-й ученик
По песням и танцам узнаешь кубанцев,
Светла их большая судьба.
И нету красивее края России,
Чем наша родная Кубань.
Подошёл к концу наш классный час. Какие же основные даты в истории нашего края вам необходимо запомнить?
Чем славится наша родная Кубань?
Каким вам запомнилось кубанское лето? Давайте, отобразим свои воспоминания в рисунках и поделках, и это будет первая выставка ваших творческих работ в новом учебном году. Удачи вам друзья!
(Задание может быть выполнено дома или на уроках изобразительного искусства и трудового обучения)
«Энергия ветра» - Данные наблюдений (МВтч). Фото: Nordex AG. Вопросы? Ресурс энергии ветра. Электроэнергия (кВт). Что обеспечивают системы с использованием энергии ветра? Фото: Danmarks Tekniske Universitet. Рассчитать кривую распределения энергии. Рассчитать действительное энергопроизводство. Фундамент (вид сбоку). График мощности турбины на 1 МВт.
«Ветер в феврале» - В поле за ветром не угоняешься. Выяснить, почему февраль считается самым ветреным месяцем. Цель работы: В рукавицу ветра не изловишь. Руками ветра не поймаешь. Январю –батюшке -морозы, февралю -метели. Научит по небу летать И облака там задевать. Ветер не дует, так и осока не шумит. Диаграмма количества ветреных дней за три месяца.
«Моря России» - Реки России. Озеро Копытко – излюбленное место отдыха жителей и гостей нашего города. Моря Атлантического океана. Балтийское море Черное море. Берингово море Охотское море Японское море. Моря Тихого океана. Озера России. Каспийское озеро-море Байкал Ладожское Онежское. Реки Усть – Лабинска – Кубань и Лаба.
«Моря в России» - Японское море. Владивосток. Закрепление изученного материала. В Каспийском. Мурманск. Какое море является морем мертвых глубин? Петропавловск - Камчатский. Балтийское, Чёрное, Азовское моря. Берингово море. Впадение крупных рек, которые опресняют воду. Восточно-Сибирское море. Чукотский п -в. Начиная со 125 – 200 м. вода отравлена сероводородом.
«Состояние Аральского моря» - Актуальность. Определение скорости ветра. Проведение экологического мониторинга Аральского моря. Пути улучшения экологического состояния Аральского моря. Лишь адыраспан, да ветер одинокий, Да стонущие жёлтые пески. Продолжится и общее восстановление водоема. Ход исследования. Цель работы. С распадом СССР в 1991 г.
«Урок Ветер» - Ветер – перемещение воздуха в вертикальном направлении. Ветер изменяет формы рельефа. Засвистит- по речке дрожь. Местный ветер. Приборы. Характеристика ветра. «Женатый» -на оз. Бриз. Муссон образуется на побережье морей. Озорник, а не уймёшь. Анемометр –прибор для определения силы ветра. Ветер дует из области с низким давлением, в область с высоким атмосферным давлением.