Болезни Военный билет Призыв

Сестра себастьяна из шекспировской двенадцатой ночи. Двенадцатая ночь, или что угодно. Романтическая сказка о чудесной стране любви

«В одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый». У него было два сына, Старший двенадцати лет, и Младший - девятилетний. Братья часто ссорились, «как чужие», поэтому лесничий был весел только в лесу. Однажды, 28 декабря, Чернобородый сообщил сыновьям, что новогодней ёлки в этом году у них не будет. Ёлочные украшения надо покупать в далёком городе. Маму одну через лес он не пошлёт, сам лесничий «не умеет по магазинам ходить», а оставить братьев одних нельзя - «старший брат младшего совсем погубит». И тогда Старший поклялся, что не будет обижать Младшего три дня - пока не вернутся родители.

Мама наготовила обедов, а отец принёс дров и дал Старшему коробок спичек. А потом родители уехали. «Первый день прошёл хорошо. Второй - ещё лучше». Беда случилась вечером 31 декабря. Старший читал интересную книгу, а Младшему было скучно, и он приставал к брату. Тогда Старший схватил братишку и с криком «Оставь меня в покое!» выкинул за дверь. На миг ему стало жалко Младшего, ведь на улице было холодно, а малыш - без тёплой одежды. Потом мальчик решил, что за несколько минут ничего с братом не случится. Он хотел прочесть несколько строчек, но зачитался и вспомнил о Младшем, когда на улице уже стемнело. Старший выскочил во двор, но Младшего нигде не было.

В этот момент вернулись родители. Чернобородый узнал, что случилось, и борода его поседела от горя. Он послал Старшего на поиски брата, и велел без Младшего не возвращаться.

Мальчик вышел к горам. До них было семь недель быстрой езды, а Старший добрался за ночь - из-за горя он не замечал проходящего времени. Вдруг он услышал далёкий лёгкий звон, и пошёл на него. Несколько часов спустя Старший очутился в лесу из прозрачных ледяных деревьев с прозрачной ледяной землёй. Ветер раскачивал ледяные сосны, и они тоненько звенели. Это лес был домом Прадедушки Мороза. Дедушка Мороз был его сыном, и старик проклял его за добродушие. Главным для Прадедушки Мороза был покой, поэтому он и решил взять Старшего в ученики. Мороз распорядился, чтобы холод до поры не трогал мальчика и привёл его в свой ледяной дом из 49 комнат. По дороге старик сообщил, что Младший заперт в самой последней комнате. Всё это Мороз говорил бесстрастным голосом, словно читал книгу.

Старик поручил Старшему «успокаивать» лесных птиц и мелких зверюшек. Мороз приносил их из лесу полузамёрзшими, а мальчик должен был вертеть их над чёрным ледяным пламенем, пока они не становились прозрачными. Комнату 49 Старший нашёл сразу, но дверь комнаты была сделана из ледяного дуба, такого твёрдого, что даже топор его не брал.

Много дней Старший думал, как спасти брата, а Прадедушка Мороз хвалил его за спокойствие. Наконец мальчик вспомнил, что в кармане у него остался коробок спичек. Однажды днём, когда старик ушёл за новой порцией зверушек, Старший сбегал за дровами в живой лес и развёл огонь у дверей 49-го зала. К вечеру дверь немного подтаяла, а на следующий день Старший попробовал подержать над тёплым пламенем полузамёрзшую птицу. Птичка ожила. С тех пор Старший каждый день оживлял лесных птиц и зверушек и строил для них снежные домики по углам зала. За этим и застал его Прадедушка Мороз. Он дохнул на пламя, и оно стало чёрным, а дверь снова заледенела.

Старший проплакал целый день, а ночью его разбудили лесные друзья. Они достали из снежной шубы Прадедушки Мороза ключи, и мальчик смог открыть 49-ую дверь. Младший «был весь прозрачный» ледяной, а на щеке его застыла слеза. Старший схватил брата и побежал. Он сумел выбраться из ледяного дома и уже почти добежал до живого леса, когда Прадедушка Мороз кинулся в погоню. Лесные друзья бросились старику в ноги, и он упал. Они делали это снова и снова, пока мальчик не добрался до живого леса.

Старший бежал, неся Младшего осторожно, чтобы не разбить. Он надеялся, что отец вылечит брата. От радости мальчик не заметил, как добрался до знакомых мест. Здесь уже была весна, только кое-где лежали остатки снега. На такой снежной «лепёшке» Старший и поскользнулся, услышав при этом злорадный голосок Прадедушки Мороза. Младший ударился о корень и разбился.

Старший плакал, пока не уснул. Тем временем белки собрали Младшего по кусочкам, склеили берёзовым клеем и положили на солнышко. Когда Старший проснулся, Младший уже ожил и даже слеза на его щеке растаяла. Вместе братья вернулись к родителям. Борода Чернобородого снова почернела от радости. С тех пор братья не ссорились. Иногда Старший просил брата оставить его в покое, но совсем ненадолго, и Младший всегда его слушался.

«Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети…»

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети.

Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие.

И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени.

В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил – братья ссорились каждый день, как чужие.

И вот однажды – было это двадцать восьмого декабря утром – позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать – ее по дороге волки съедят. Самому ехать – он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города.

– Ты даешь мне слово? – спросил отец.

– Даю честное слово, – ответил Старший.

– Хорошо, – сказал отец. – Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в сани, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали.

Первый день прошел хорошо. Второй – еще лучше.

И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Старший Младшего ужином и сел читать книжку «Приключения Синдбада-Морехода». И дошел он до самого интересного места, когда появляется над кораблем птица Рок, огромная, как туча, и несет она в когтях камень величиною с дом.

– Поиграй со мной, пожалуйста.

Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь меня в покое!»

И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» – вытолкал его во двор и запер дверь.

А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал:

– Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!

У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом подумал:

«Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».

Старший вскочил и закричал:

– Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый!

И он бросился во двор.

Стояла темная-темная ночь, и тихо-тихо было вокруг.

Тогда Старший зажег фонарь и с фонарем обыскал все закоулки во дворе.

Брат пропал бесследно.

Свежий снег запорошил землю, и на снегу не было следов Младшего. Он исчез неведомо куда, как будто его унесла птица Рок.

Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощенья.

Но и это не помогло. Младший брат не отзывался.

Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту далеко-далеко в лесу зазвенели бубенчики.

«Наши возвращаются, – подумал с тоскою Старший. – Ах, если бы все передвинулось на два часа назад! Я не выгнал бы младшего брата во двор. И теперь мы стояли бы рядом и радовались».

А бубенчики звенели все ближе и ближе; вот стало слышно, как фыркает лошадь, вот заскрипели полозья, и сани въехали во двор. И отец выскочил из саней. Его черная борода на морозе покрылась инеем и теперь была совсем белая.

Вслед за отцом из саней вышла мать с большой корзинкой в руке. И отец и мать были веселы – они не знали, что дома случилось такое несчастье.

– Зачем ты выбежал во двор без пальто? – спросила мать.

– А где Младший? – спросил отец. Старший не ответил ни слова.

– Где твой младший брат? – спросил отец еще раз.

И Старший заплакал. И отец взял его за руку и повел в дом. И мать молча пошла за ними. И Старший все рассказал родителям.

Кончив рассказ, мальчик взглянул на отца. В комнате было тепло, а иней на бороде отца не растаял. И Старший вскрикнул. Он вдруг понял, что теперь борода отца бела не от инея. Отец так огорчился, что даже поседел.

– Одевайся, – сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего младшего брата.

– Что же, мы теперь совсем без детей останемся? – спросила мать плача, но отец ей ничего не ответил.

И Старший оделся, взял фонарь и вышел из дому.

Он шел и звал брата, шел и звал, но никто ему не отвечал. Знакомый лес стеной стоял вокруг, но Старшему казалось, что он теперь один на свете. Деревья, конечно, живые существа, но разговаривать они не умеют и стоят на месте как вкопанные. А кроме того, зимою они спят крепким сном. И мальчику не с кем было поговорить. Он шел по тем местам, где часто бегал с младшим братом. И трудно было ему теперь понять, почему это они всю жизнь ссорились, как чужие. Он вспомнил, какой Младший был худенький, и как на затылке у него прядь волос всегда стояла дыбом, и как он смеялся, когда Старший изредка шутил с ним, и как радовался и старался, когда Старший принимал его в свою игру. И Старший так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты, ни тишины. Только изредка ему становилось очень жутко, и он оглядывался по сторонам, как заяц. Старший, правда, был уже большой мальчик, двенадцати лет, но рядом с огромными деревьями в лесу он казался совсем маленьким. Вот кончился участок отца и начался участок соседнего лесничего, который приезжал в гости каждое воскресенье играть с отцом в шахматы. Кончился и его участок, и мальчик зашагал по участку лесничего, который бывал у них в гостях только раз в месяц. А потом пошли участки лесничих, которых мальчик видел только раз в три месяца, раз в полгода, раз в год. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал, шагал все быстрее и быстрее.

Вот уже кончились участки таких лесничих, о которых Старший только слышал, но не встречал ни разу в жизни. А потом дорожка пошла все вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, все горы и горы, покрытые густыми лесами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети.

Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие.

И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени.

В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил – братья ссорились каждый день, как чужие.

И вот однажды – было это двадцать восьмого декабря утром – позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать – ее по дороге волки съедят. Самому ехать – он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города.

– Ты даешь мне слово? – спросил отец.

– Даю честное слово, – ответил Старший.

– Хорошо, – сказал отец. – Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в сани, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали.

Первый день прошел хорошо. Второй – еще лучше.

И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Старший Младшего ужином и сел читать книжку «Приключения Синдбада-Морехода». И дошел он до самого интересного места, когда появляется над кораблем птица Рок, огромная, как туча, и несет она в когтях камень величиною с дом.

– Поиграй со мной, пожалуйста.

Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь меня в покое!»

И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» – вытолкал его во двор и запер дверь.

А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал:

– Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!

У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом подумал:

«Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».

Старший вскочил и закричал:

– Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый!

И он бросился во двор.

Стояла темная-темная ночь, и тихо-тихо было вокруг.

Тогда Старший зажег фонарь и с фонарем обыскал все закоулки во дворе.

Брат пропал бесследно.

Свежий снег запорошил землю, и на снегу не было следов Младшего. Он исчез неведомо куда, как будто его унесла птица Рок.

Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощенья.

Но и это не помогло. Младший брат не отзывался.

Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту далеко-далеко в лесу зазвенели бубенчики.

«Наши возвращаются, – подумал с тоскою Старший. – Ах, если бы все передвинулось на два часа назад! Я не выгнал бы младшего брата во двор. И теперь мы стояли бы рядом и радовались».

А бубенчики звенели все ближе и ближе; вот стало слышно, как фыркает лошадь, вот заскрипели полозья, и сани въехали во двор. И отец выскочил из саней. Его черная борода на морозе покрылась инеем и теперь была совсем белая.

Вслед за отцом из саней вышла мать с большой корзинкой в руке. И отец и мать были веселы – они не знали, что дома случилось такое несчастье.

– Зачем ты выбежал во двор без пальто? – спросила мать.

– А где Младший? – спросил отец. Старший не ответил ни слова.

– Где твой младший брат? – спросил отец еще раз.

И Старший заплакал. И отец взял его за руку и повел в дом. И мать молча пошла за ними. И Старший все рассказал родителям.

Кончив рассказ, мальчик взглянул на отца. В комнате было тепло, а иней на бороде отца не растаял. И Старший вскрикнул. Он вдруг понял, что теперь борода отца бела не от инея. Отец так огорчился, что даже поседел.

– Одевайся, – сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего младшего брата.

– Что же, мы теперь совсем без детей останемся? – спросила мать плача, но отец ей ничего не ответил.

И Старший оделся, взял фонарь и вышел из дому.

Он шел и звал брата, шел и звал, но никто ему не отвечал. Знакомый лес стеной стоял вокруг, но Старшему казалось, что он теперь один на свете. Деревья, конечно, живые существа, но разговаривать они не умеют и стоят на месте как вкопанные. А кроме того, зимою они спят крепким сном. И мальчику не с кем было поговорить. Он шел по тем местам, где часто бегал с младшим братом. И трудно было ему теперь понять, почему это они всю жизнь ссорились, как чужие. Он вспомнил, какой Младший был худенький, и как на затылке у него прядь волос всегда стояла дыбом, и как он смеялся, когда Старший изредка шутил с ним, и как радовался и старался, когда Старший принимал его в свою игру. И Старший так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты, ни тишины. Только изредка ему становилось очень жутко, и он оглядывался по сторонам, как заяц. Старший, правда, был уже большой мальчик, двенадцати лет, но рядом с огромными деревьями в лесу он казался совсем маленьким. Вот кончился участок отца и начался участок соседнего лесничего, который приезжал в гости каждое воскресенье играть с отцом в шахматы. Кончился и его участок, и мальчик зашагал по участку лесничего, который бывал у них в гостях только раз в месяц. А потом пошли участки лесничих, которых мальчик видел только раз в три месяца, раз в полгода, раз в год. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал, шагал все быстрее и быстрее.

Вот уже кончились участки таких лесничих, о которых Старший только слышал, но не встречал ни разу в жизни. А потом дорожка пошла все вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, все горы и горы, покрытые густыми лесами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Конспект

урока по литературному чтению

Е.Шварц «Два брата»

Провела студентка группы ПНК-31 Иванова А.Ю.

Место проведения: 4 класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»

Дата проведения: 24.02.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Филиппова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ С.В.Демидова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Филиппова /

Тип урока: рефлексия

Цели урока:

Продолжать знакомить с произведение Евгения Шварца «Два брата».

Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

УУД:
Личностные:

1. Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией и духовно-нравственными качествами характера.

3. Способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные:

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре и в группах.

Оборудование:

-Учебник « Литературное чтение»

-карточки

-презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивация к коррекционной деятельности

Здравствуйте ребята!

Меня зовут Анжелла Юрьевна. Этот урок литературного чтения мы проведем вместе.

Ребята, посмотрите на солнышко - оно нам улыбается и желает интересной работы на уроке.

Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, помог вспомнить то, что вы уже знаете и познакомить с новым и интересным.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка то будет или рассказ,

Мы учим их – они учат нас.

Чему нас учат уроки литературного чтения? –

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

2.Актуализация знаний в пробном учебном действии.

Ребята, а вы уже знакомы с биографией писателя Евгения Шварца?

Вспомним с вами вместе.


А еще, ребята, надо сказать, что писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Ганса Христиана. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940

В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон»

Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.

Ответы детей.

(выступления учащихся)

1-й ученик: - Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.

2-й ученик: - После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности.

Приложение (слайды № 5, № 6)

3-й ученик: - В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.

4-й ученик: - В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Ребята, а какие вы знаете произведения Евгения Шварца? «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник» и другие.

Внимание на слайд, определите из какой сказки сюжеты этих картин?

Кто – нибудь уже догадался?

Правильно!

Ребята, как вы думаете какая тема сегоднешнего урока?

Правильно, сегодня мы поговорим о сказки Евгения Шварца «Два брата»

Ответы детей.

Сказка «Два брата»

Е. Шварц сказка «Два брата»

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Вы уже хорошо познакомились с этой сказкой. Ребята, на каникулах кто внимательно прочитал это произведение?

Сейчас, проверим, на сколько, вы хорошо усвоили содержание.

Ребята как называется эта сказка?

C чего начинается сказка?

С каким персонажем сразу знакомимся?

Что о нем говорится?

Что о нем известно?

Почему лесничий всегда был весел в лесу, но дома он часто вздыхал и хмурился?

Как звали сыновей лесничего?

А по сколько им было лет?

А чем же сыновья огорчали своего отца?

Какие были действия старшего брата?

Что спросил отец у Старшего сына?

Что ответил Старший сын?

Ребята, почему отец поверил сыну, когда тот дал ЧЕСТНОЕ СЛОВО?

Отец соглашается. И дает наказ. Что он говорит?

Когда братья остались одни. Как они жили?

А как это произошло?

Старший соглашается на игры?

Как вы думаете он правильно поступил?

А как бы вы поступили на его месте?

Что в это время происходит со Старшим?

Он пустил брата?

Старший брат, как отреагировал на то, что он забыл?

Ребята, как вы думаете, он в душе переживал за то, что он сделал?

Каким действием мы это видим?

Но и это не помогло. Младший брат не отзывался.

Отец так огорчился, что даже его борода поседела.

Что говорит отец Старшему сыну?

Старший в этот раз не ослушался отца?

Как вы думаете, где начинается волшебство?

Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков?

Зачитайте описание ледяного леса. Показ сказочных иллюстраций, отражающих Ледяное царство .

А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса?

Как переплетаются в сказке реальность и фантастика?

Что такое сказка?

Ответы детей.

- «Два брата».

О лесничем

В одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый.

Что он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своём участке знал по имени.

В лесу у него всё шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья.

Старший и младший.

Старшему было 12лет, а младшему 7 лет.

Братья ссорились каждый день как чужие.

Двадцать восьмого декабря утром -позвал лесничий сыновей и сказал, что ёлки к Новому году он им не устроит.

Потому что, за ёлочными украшениями надо ехать в город. Лесничий размышлял: маму послать - её по дороге волки съедят. Самому ехать - он не умеет по магазинам ходить. А вдвоём ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить.

Он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома всё будет в порядке, пока родители не вернутся из города.

Ты даешь мне слово?

Даю честное слово.

Потому, что когда человек так говорит, т.е. дает честное слово, то он принимает на себя ответственность и обязуется выполнить, о чем говорит. Это показывает его совесть, честь, доверие, уважение к людям и себе.

Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

Первый день прошёл хорошо. Второй – ещё лучше. А в третий день они поссорились.

Нет, он терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь.

Ответы детей.

Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал: - Что ты делаешь? Ведь ты мне вместо отца!

У него сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери. Но потом подумал: «Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».

Что же это! Что я наделал! Младший там, на морозе, один, неодетый! И он бросился во двор.

Да. Очень.

Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощения.

Возвращаются родители, Старший рассказал все. И заплакал.

Одевайся, сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.

Нет. Он оделся, взял фонарь и вышел из дома.

Ответы детей

В лес, где все было ледяным. Ледяное царство.

И вот мальчик очутился среди удивительных деревьев – высокие сосны росли вокруг, но они были прозрачные, как стёкла. Верхушки сосен сверкали на солнце так, что больно было смотреть. Сосны раскачивались на ветру, ветки били о ветки и звенели, звенели, звенели.

Ответы детей.

Ответы детей

5.Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.

Из-за какой фразы, которую произнес Старший случилась беда?

Что значит для вас слово покой?

А Евгений Шварц объясняет в сказке, что одни и те же понятия для разных людей могут значить разное. Например, покой в понимании Старшего брата - это возможность быть наедине с самим собой, читать книгу или заниматься своими делами, не отвлекаясь на игры с Младшим, не уделяя ему внимание, не заботясь о нем. Покой же в понимании Мороза - бесчувственность и холод.

Вспомните, как об этих словах говорил властелин ледяного царства прадедушка Мороз.

Ребята, страшно такое услышать?

Сколько испытаний пришлось Старшему брату испытать, прежде чем он нашел младшего брата?

Опишите то место, где находился Младший брат, когда его увидел Старший

Спас старший младшего брата?

От чего спас?

Ребята, а в реальности бывает, что люди попадают в ледяное царство?

Ребята, Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели.

И еще в это Ледяное царство можно попасть, когда не слушаешься родителей.

Младший был не виноват, но по гордости Старшего, с Младшим случилась беда.

А когда Старший осознал, раскаялся, заплакал, сожалел всем сердцем и душой о своем поступке, о своих словах, то готов был на любые испытания, что бы спасти брата.

Если в сказке финал счастливый, то в реальности может оказаться по-другому. Поэтому всегда надо быть очень внимательными по отношению друг к другу.

Почему, ребята, братья носят такие имена – Младший и Старший?

В семье бывает по- разному, но всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу.

Говорил ли Старший брат Младшему холодные слова –оставь меня в покое? Найдите в тексте.

Ребята, сказка только для братьев, или мы можем эти отношения почувствовать и друзьями, знакомыми?

Оставь меня в покое!

Ответы детей

1. ученик

- Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял?

2 ученик

- Нет, я не ошибся в тебе, мой юный друг. "Оставь меня в покое!" - какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев. "Оставь меня в покое!" Эти. Великие. Слова. Установят. Когда-нибудь. Вечный. Покой. На земле.

Дети отвечают.

Дети читают:

«А на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках - всё было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал:

- Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждёт! Скорее бежим домой!

Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его летели, прыгали, мчались следом .

От холода, от смерти в ледяном царстве.

Да. Когда обижают и жестоки по отношению к другим людям, то в ледяном царстве могут оказаться и те и другие.

Правда, Старший говорил изредка брату:

Оставь меня в покое.

Но сейчас же добавлял:

Ненадолго оставь, минут на десять, пожалуйста. Очень прошу тебя.

И Младший всегда слушался, потому что братья жили теперь дружно.

Да, можем. Мы друг другу все как братья.

6.Обобщение во внешней речи .

А)На доске на магнитиках представлены сюжеты сказки, восстановите последовательность событий прочитанного текста.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Возвращение родителей.

Обещание Старшего.

Поиски брата.

Старший в ледяном лесу.

Б) Внимание на слайд, пред вами представлены изображения, которые пронумерованы, разные действия героев, соотнесите последовательность происходящего в сказке.

1)Семья лесничего.

2)Отъезд родителей в город.

3)Ссора братьев.

4)Брат пропал бесследно.

7)Поиски брата.

8)Старший в ледяном лесу.

9)Обещание Старшего.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, а сейчас я буду задавать вопросы, и вы будите отвечать на них быстро а главное правильно!

    Сколько времени езды было от дома до гор? (семь недель)

    Сколько залов во дворце Прадедушки Мороза? (49)

    Сколько дней не будет родителей дома? (3 дня)

    Какого цвета были башмаки у Младшего? (черного)

    Сколько лет было Старшему сыну? (12)

    Какую книжку читал Старший? («Приключения Синд-бада-Морехода»)

    Почему борода у отца была белая? (Поседел)

    Почему Прадедушка Мороз проклял своего сына? (Он был слишком добродушен)

    В каком зале остановился Прадедушка Мороз с мальчиком? (в 25)

    На какой полке стоял завтрак? (на полке номер 9)

    Какая фраза Старшего понравилась Прадедушке Морозу? («Оставь меня в покое»)

    Что припрятал мальчик в своем рукаве? (маленькую синичку)

    Как звали лесничего? (Чернобородый)

    Чем устлал домики Старший, которые приготовил для оживших животных? (мхом)

    Что стояло в 25 зале? (белая печь)

    Сколько белок бросились к постели Прадедушки Мороза за ключом? (7)

    Обо что ударился Младший, когда выпал из рук Старшего? (о корень дерева)

    Какая была курточка у Младшего? (полосатая)

    Сколько лет было Младшему сыну? (7)

    Каким пламенем горели поленья в печи? (черным)

    Чем склеили Младшего? (березовым клеем)

    Выпишите предложение, в котором заключена одна из главных мыслей сказки. (С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце.)

8.Включение в систему знаний и повторение.

1)Составьте описание реального и ледяного леса зимой.

2)Найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовьте чтение по парам.

3) Придумает свою версию финала сказки.

9. Рефлексия.

Ребята, с каким произведением мы сегодня работали на уроке?

Чему учит эта сказка?

Какие важные мысли мы нашли в сказке Евгения Шварца?

Какие эмоции вы испытали, переживая за героев сказки?

Что нового вы узнали на уроке;

Какой вывод для себя сделали?

Домашнее задание:

    Подобрать пословицы и поговорки о семье.

    Нарисовать понравившийся фрагмент из сказки Е. Шварца «Два брата»

Мне понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

- «Два брата»

Е. Шварц.

Любви, заботе, доброте друга к другу, послушанию родителям, силе духа в преодолении трудностей на пути к совершению добрых дел, помощи другим, чуткости и милосердию.

Евгений Шварц

Два брата

1.Сколько времени езды было от дома до гор? (семь недель)

2.Сколько залов во дворце Прадедушки Мороза? (49)

3.Сколько дней не будет родителей дома? (3 дня)

4.Какого цвета были башмаки у Младшего? (черного)

6.Сколько лет было Старшему сыну? (12)

7.Какую книжку читал Старший? («Приключения Синд-бада-Морехода»)

8.Почему борода у отца была белая? (Поседел)

9.Почему Прадедушка Мороз проклял своего сына? (Он был слишком добродушен)

10.В каком зале остановился Прадедушка Мороз с мальчиком? (в 25)

11.На какой полке стоял завтрак? (на полке номер 9)

12.Какая фраза Старшего понравилась Прадедушке Морозу? («Оставь меня в покое»)

13.Что припрятал мальчик в своем рукаве? (маленькую синичку)

14.Как звали лесничего? (Чернобородый)

16.Чем устлал домики Старший, которые приготовил для оживших животных? (мхом)

17.Что стояло в 25 зале? (белая печь)

18.Сколько белок бросились к постели Прадедушки Мороза за ключом? (7)

19.Обо что ударился Младший, когда выпал из рук Старшего? (о корень дерева)

20.Какая была курточка у Младшего? (полосатая)

21.Сколько лет было Младшему сыну? (7)

22.Каким пламенем горели поленья в печи? (черным)

23.Чем склеили Младшего? (березовым клеем)

24.Выпишите предложение, в котором заключена одна из главных мыслей сказки. (С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце.)

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, но все-таки они жи- вые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие. И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени. В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенад- цать лет, а Младшему - семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил, - братья ссорились каждый день, как чужие. И вот однажды - было это двадцать восьмого декабря, утром, - позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать - ее по дороге волки съедят. Самому ехать - он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит. Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убе- дительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младше- го и что дома все будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города. - Ты даешь мне слово? - спросил отец. - Даю честное слово, - ответил Старший. - Хорошо, - сказал отец. - Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь бу- дешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное - за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же! И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в са- ни, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали. Первый день прошел хорошо. Второй - еще лучше. И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Стар- ший Младшего ужином и сел читать книжку "Приключения Синдбада-Морехода". И дошел он до самого интересного места, когда появляется над кораблем птица Рок, огромная, как туча, и несет она в когтях камень величиной с дом. Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вок- руг, скучает, томится. И стал Младший просить брата: - Поиграй со мной, пожалуйста. Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: "Оставь меня в покое!" И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схва- тил Младшего за шиворот, крикнул: "Оставь меня в покое!" - вытолкнул его во двор и запер дверь. А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал: - Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца! У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом по- думал: "Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится". И он сел в кресло и стал читать - и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь. Старший вскочил и закричал: - Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый! И он бросился во двор. Стояла темная-темная ночь, и тихо-тихо было вокруг. Старший во весь голос позвал Младшего, но никто ему не ответил. Тогда Старший зажег фонарь и с фонарем обыскал все закоулки во дворе. Брат пропал бесследно. Свежий снег запорошил землю, и на снегу не было следов Младшего. Он исчез неведомо куда, как будто его унесла птица Рок. Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощенья. Но и это не помогло. Младший брат не отзывался. Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту далеко-далеко в лесу зазвенели бубенчики. "Наши возвращаются, - подумал с тоскою Старший. - Ах, если бы все пе- редвинулось на два часа назад! Я не выгнал бы младшего брата во двор. И теперь мы стояли бы рядом и радовались". А бубенчики звенели все ближе и ближе; вот стало слышно, как фыркает лошадь, вот заскрипели полозья, и сани въехали во двор. И отец выскочил из саней. Его черная борода на морозе покрылась инеем и теперь была сов- сем белая. Вслед за отцом из саней вышла мать с большими корзинками в руках. И отец и мать были веселы, - они не знали, что дома случилось такое нес- частье. - Зачем ты выбежал во двор без пальто? - спросила мать. - А где Младший? - спросил отец. Старший не ответил ни слова. - Где твой младший брат? - спросил отец еще раз. И Старший заплакал. И отец взял его за руку и повел в дом. И мать молча пошла за ними. И Старший все рассказал родителям. Кончив рассказ, мальчик взглянул на отца. В комнате было тепло, а иней на бороде отца не растаял. И Старший вскрикнул. Он вдруг понял, что теперь борода отца бела не от инея. Отец так огорчился, что даже посе- дел. - Одевайся, - сказал отец тихо. - Одевайся и уходи. И не смей возвра- щаться, пока не разыщешь своего младшего брата. - Что же, мы теперь совсем без детей останемся? - спросила мать пла- ча, но отец ей ничего не ответил. И Старший оделся, взял фонарь и вышел из дому. Он шел и звал брата, шел и звал, но никто ему не отвечал. Знакомый лес стеной стоял вокруг, но Старшему казалось, что он теперь один на свете. Деревья, конечно, живые существа, но разговаривать они не умеют и стоят на месте как вкопанные. А кроме того, зимою они спят крепким сном. И мальчику не с кем было поговорить. Он шел по тем местам, где часто бе- гал с младшим братом. И трудно было ему теперь понять, почему это они всю жизнь ссорились, как чужие. Он вспомнил, какой Младший был ху- денький, и как на затылке у него прядь волос всегда стояла дыбом, и как он смеялся, когда Старший изредка шутил с ним, и как радовался и старал- ся, когда Старший принимал его в свою игру. И Старший жалел, так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты, ни тишины. Только изредка ему становилось очень жутко, и он оглядывался по сторонам, как заяц. Старший, правда, был уже большой мальчик, двенадцати лет, но рядом с ог- ромными деревьями в огромном лесу он казался совсем маленьким. Вот кончился участок отца, и начался участок соседнего лесничего, ко- торый приезжал в гости каждое воскресенье играть с отцом в шахматы. Кон- чился и его участок, и мальчик зашагал по участку лесничего, который бы- вал у них в гостях только раз в месяц. А потом пошли участки лесничих, которых мальчик видел только раз в три месяца, раз в полгода, раз в год. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал, шагал все быстрее и быстрее. Вот уже кончились участки таких лесничих, о которых Старший только слышал, но не встречал ни разу в жизни. А потом дорожка пошла все вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: крутом, куда ни глянешь, все горы и горы, покрытые густыми лесами. Старший остановился. Он знал, что от их дома до гор семь недель езды. Как же он добрался сюда за одну только ночь? И вдруг мальчик услышал где-то далеко-далеко легкий звон. Сначала ему показалось, что это звенит у него в ушах. Потом он задрожал от радости: не бубенчики ли это? Может быть, младший брат нашелся и отец гонится за Старшим в санях, чтобы отвезти его домой. Но звон не приближался, и никогда бубенчики не звенели так тонко и так ровно. - Пойду и узнаю, что там за звон, - сказал Старший. Он шел час, и два, и три. Звон становился все громче и громче. И вот мальчик очутился среди удивительных деревьев - высокие сосны росли вок- руг, но они были прозрачные как стекла. Верхушки сосен сверкали на солн- це так, что больно было смотреть. Сосны раскачивались на ветру, ветки били о ветки и звенели, звенели, звенели. Мальчик пошел дальше и увидел прозрачные елки, прозрачные березы, прозрачные клены. Огромный прозрачный дуб стоял среди поляны и звенел басом, как шмель. Мальчик поскользнулся и посмотрел под ноги. Что это? И земля в этом лесу прозрачная! А в земле темнеют и переплетаются как змеи, и уходят в глубину прозрачные корни деревьев. Мальчик подошел к березе и отломил веточку. И, пока он ее разгляды- вал, веточка растаяла, как ледяная сосулька. И Старший понял: лес, промерзший насквозь, превратившийся в лед, сто- ит вокруг. И растет этот лес на ледяной земле, и корни деревьев тоже ле- дяные. - Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно? - спросил Старший. - Я распорядился, чтобы холод не причинил тебе до поры до времени ни- какого вреда, - ответил кто-то тоненьким звонким голосом. Мальчик оглянулся. Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пу- шистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце. А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал: - Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до време- ни. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я? - Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик. - Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной. И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белос- нежными валенками. Вскоре они остановились у высокого крутого холма. Прадедушка Мороз порылся в снегу, из которого была сделана его шуба, и вытащил огромный ледяной ключ. Щелкнул замок, и тяжелые ледяные ворота открылись в холме. - Следуй за мной, - повторил старик. - Но ведь мне нужно искать брата! - воскликнул мальчик. - Твой брат здесь, - сказал Прадедушка Мороз спокойно. - Следуй за мной. И они вошли в холм, и ворота со звоном захлопнулись, и Старший ока- зался в огромном, пустом ледяном зале. Сквозь открытые настежь высокие двери виден был следующий зал, за ним еще и еще. Казалось, что нет конца этим просторным, пустынным комнатам. На стенах горели холодным белым светом круглые ледяные фонари. Над дверью в соседний зал, на ледяной табличке, была вырезана цифра "2". - В моем дворце сорок девять таких залов. Следуй за мной, - приказал Прадедушка Мороз. Ледяной пол был такой скользкий, что мальчик упал два раза, но старик даже не обернулся. Он мерно шагал вперед и остановился только в двадцать пятом зале ледяного дворца. Посреди этого зала стояла высокая белая печь. Мальчик обрадовался. Ему так хотелось погреться. Но в печке этой ледяные поленья горели черным пламенем. Черные отб- лески прыгали по полу. Из печной дверцы тянуло леденящим холодом. И Прадедушка Мороз опустился на ледяную скамейку у ледяной печки и протянул свои ледяные пальцы к ледяному пламени. - Садись рядом, померзнем, - предложил он мальчику. Мальчик ничего не ответил. А старик уселся поудобнее и мерз, мерз, мерз, пока ледяные поленья не превратились в ледяные угольки. Тогда Прадушка Мороз заново набил печь ледяными дровами и разжег их ледяными спичками. - Ну, а теперь я некоторое время посвящу беседе с тобою, - сказал он мальчику. - Ты. Должен. Слушать. Меня. Внимательно. Понял? Мальчик кивнул головой. И Прадедушка Мороз продолжал отчетливо и гладко: - Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял? - Но ведь нас дома ждут! - воскликнул Старший жалобно. - Ты. Останешься. Здесь. Навеки, - повторил Прадедушка Мороз. Он подошел к печке, потряс полами своей снежной шубы, и мальчик вскрикнул горестно. Из снега на ледяной пол посыпались птицы. Синицы, поползни, дятлы, маленькие лесные зверюшки, взъерошенные и окоченевшие, горкой легли на полу. - Эти суетливые существа даже зимой не оставляют лес в покое, - ска- зал старик. - Они мертвые? - спросил мальчик. - Я успокоил их, но не совсем, - ответил Прадедушка Мороз. - Их сле- дует вертеть перед печкой, пока они не станут совсем прозрачными и ледя- ными. Займись. Немедленно. Этим. Полезным. Делом. - Я убегу! - крикнул мальчик. - Ты никуда не убежишь! - ответил Прадедушка Мороз твердо. - Брат твой заперт в сорок девятом зале. Пока что - он удержит тебя здесь, а вспоследствии ты привыкнешь ко мне. Принимайся за работу. И мальчик уселся перед открытой дверцей печки. Он поднял с полу дят- ла, и руки у него задрожали. Ему казалось, что птица еще дышит. Но ста- рик не мигая смотрел на мальчика, и мальчик угрюмо протянул дятла к ле- дяному пламени. И перья несчастной птицы сначала побелели как снег. Потом вся она стала твердой как камень. А когда она сделалась прозрачной как стекло, старик сказал: - Готово! Принимайся за следующую. До поздней ночи работал мальчик, а Прадедушка Мороз неподвижно стоял возле. Потом он осторожно уложил ледяных птиц в мешок и спросил мальчи- ка: - Руки у тебя не замерзли? - Нет, - ответил он. - Это я распорядился, чтобы холод не причинил тебе до поры до времени никакого вреда, - сказал старик. - Но помни! Если. Ты. Ослушаешься. Ме- ня. То я. Тебя. Заморожу. Сиди здесь и жди. Я скоро вернусь. И Прадедушка Мороз, взяв мешок, ушел в глубину дворца, и мальчик ос- тался один. Где-то далеко-далеко захлопнулась со звоном дверь, и эхо перекатилось по всем залам. И Прадедушка Мороз вернулся с пустым мешком. - Пришло время удалиться ко сну, - сказал Прадедушка Мороз. И он указал мальчику на ледяную кровать, которая стояла в углу. Сам он занял такую же кровать в противоположном конце зала. Прошло две-три минуты, и мальчику показалось, что кто-то заводит кар- манные часы. Но он понял вскоре, что это тихонько храпит во сне Праде- душка Мороз. Утром старик разбудил его. - Отправляйся в кладовую, - сказал он. - Двери в ней находятся в ле- вом углу зала. Принеси завтрак номер один. Он стоит на полке номер де- вять. И мальчик пошел в кладовую. Она была большая, как зал. Замороженная еда стояла на полках. И Старший принес на блюде завтрак номер один.
И котлеты, и чай, и хлеб - все было ледяное, и все это надо было грызть или сосать, как леденцы. - Я удалюсь на промысел, - сказал Прадедушка Мороз, окончив завтрак. - Можешь бродить по всем комнатам и даже выходить из дворца. До сви- данья, мой юный ученик. И Прадедушка Мороз удалился, неслышно ступая своими белоснежными ва- ленками, а мальчик бросился в сорок девятый зал. Он бежал, и падал, и звал брата во весь голос, но только эхо отвечало ему. И вот он добрался, наконец, до сорок девятого зала и остановился как вкопанный. Все двери были открыты настежь, кроме одной, последней, над которой стояла цифра "49". Последний зал был заперт наглухо. - Младший! - крикнул старший брат. - Я пришел за тобой. Ты здесь? - Ты здесь? - повторило эхо. Дверь была вырезана из цельного промерзшего ледяного дуба. Мальчик уцепился ногтями за ледяную дубовую кору, но пальцы его скользили и сры- вались. Тогда он стал колотить в дверь кулаками, плечом, ногами, пока совсем не выбился из сил. И хоть бы ледяная щепочка откололась от ледя- ного дуба. И мальчик тихо вернулся обратно, и почти тотчас же в зал вошел Праде- душка Мороз. И после ледяного обеда до поздней ночи мальчик вертел перед ледяным огнем несчастных замерзших птиц, белок и зайцев. Так и пошли дни за днями. И все эти дни Старший думал, и думал, и думал только об одном: чем бы разбить ему ледяную дубовую дверь. Он обыскал всю кладовую. Он ворочал мешки с замороженной капустой, с замороженным зерном, с замороженными орехами, надеясь найти топор. И он нашел его, наконец, но и топор отска- кивал от ледяного дуба, как от камня. И Старший думал, думал и наяву и во сне, об одном, все об одном. А старик хвалил мальчика за спокойствие. Стоя у печки неподвижно как столб, глядя, как превращаются в лед птицы, зайцы, белки, Прадедушка Мо- роз говорил: - Нет, я не ошибся в тебе, мой юный друг. "Оставь меня в покое!" - какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев. "Оставь меня в покое!" Эти. Великие. Слова. Установят. Когдани- будь. Вечный. Покой. На земле. И отец, и мать, и бедный младший брат, и все знакомые лесничие гово- рили просто, а Прадедушка Мороз как будто читал по книжке, и разговор его наводил такую же тоску, как огромные пронумерованные залы. Старик любил вспоминать о древних-древних временах, когда ледники покрывали почти всю землю. - Ах, как тихо, как прекрасно было тогда жить на белом холодном све- те! - рассказывал он, и его ледяные усы и борода звенели тихонько. - Я был тогда молод и полон сил. Куда исчезли мои дорогие друзья - спокой- ные, солидные, гигантские мамонты! Как я любил беседовать с ними! Прав- да, язык мамонтов труден. У этих огромных животных и слова были огром- ные, необычайно длинные. Чтобы произнести одно только слово на языке ма- монтов, нужно было потратить двое, а иногда и трое суток. Но. Нам. Неку- да. Было. Спешить. И вот однажды, слушая рассказы Прадедушки Мороза, мальчик вскочил и запрыгал на месте как бешеный. - Что значит твое нелепое поведение? - спросил старик сухо. Мальчик не ответил ни слова, но сердце его так и стучало от радости. Когда думаешь все об одном и об одном, то непременно в конце концов придумаешь, что делать. Спички! Мальчик вспомнил, что у него в кармане лежат те самые спички, которые ему дал отец, уезжая в город. И на другое же утро, едва Прадедушка Мороз отправился на промысел, мальчик взял из кладовой топор и веревку и выбежал из дворца. Старик пошел налево, а мальчик побежал направо, к живому лесу, кото- рый темнел за прозрачными стволами ледяных деревьев. На самой опушке жи- вого леса лежала в снегу огромная сосна. И топор застучал, и мальчик вернулся во дворец с большой вязанкой дров. У ледяной дубовой двери в сорок девятый зал мальчик разложил высокий костер. Вспыхнула спичка, затрещали щепки, загорелись дрова, запрыгало настоящее пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся. Дубовая дверь сначала только блестела и сверкала так, что больно было смотреть, но вот, наконец, вся она покрылась мелкими водяными капелька- ми. И когда костер погас, мальчик увидел: дверь чуть-чуть подтаяла. - Ага! - сказал он и ударил по двери топором. Но ледяной дуб по-преж- нему был тверд как камень. - Ладно! - сказал мальчик. - Завтра начнем сначала. Вечером, сидя у ледяной печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Прадедушка Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда костер разгорелся, мальчик протянул птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика. - Здравствуй! - сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. - Пого- ди, Прадедушка Мороз! Мы еще поживем! И каждый день теперь отогревал мальчик птиц, белок и зайцев. Он уст- роил своим новым друзьям снеговые домики в уголках зала, где было потем- нее. Домики эти он устлал мхом, который набрал в живом лесу. Конечно, по ночам было холодно, но зато потом, у костра, и птицы, и белки, и зайцы запасались теплом до завтрашнего утра. Мешки с капустой, зерном и орехами теперь пошли в дело. Мальчик кор- мил своих друзей до отвала. А потом он играл с ними у огня или рассказы- вал о своем брате, который спрятан там, за дверью. И ему казалось, что и птицы, и белки, и зайцы понимают его. И вот однажды мальчик, как всегда, принес вязанку дров, развел костер и уселся у огня. Но никто из его друзей не вышел из своих снеговых домиков. Мальчик хотел спросить: "Где же вы?" - но тяжелая ледяная рука с си- лой оттолкнула его от огня. Это Прадедушка Мороз подкрался к нему, неслышно ступая своими белос- нежными валенками. Он дунул на костер, и поленья стали прозрачными, а пламя черным. И когда ледяные дрова догорели, дубовая дверь стала такою, как много дней назад. - Еще. Раз. Попадешься. Заморожу! - сказал Прадедушка Мороз холодно. И он поднял с пола топор и запрятал его глубоко в снегу своей шубы. Целый день плакал мальчик. И ночью с горя заснул как убитый. И вдруг он услышал сквозь сон: кто-то осторожно мягкими лапками барабанит по его щеке. Мальчик открыл глаза. Заяц стоял возле. И все его друзья собрались вокруг ледяной постели. Утром они не вышли из своих домиков, потому что почуяли опасность. Но теперь, когда Прадедушка Мороз уснул, они пришли на выручку к своему другу. Когда мальчик проснулся, семь белок бросились к ледяной постели ста- рика. Они нырнули в снег шубы Прадедушки Мороза и долго рылись там. И вдруг чтото зазвенело тихонечко. - Оставьте меня в покое, - пробормотал во сне старик. И белки спрыгнули на пол и подбежали к мальчику. И он увидел: они принесли в зубах большую связку ледяных ключей. И мальчик все понял. С ключами в руках бросился он к сорок девятому залу. Друзья его лете- ли, прыгали, бежали следом. Вот и дубовая дверь. Мальчик нашел ключ с цифрой "49". Но где замочная скважина? Он искал, искал, искал, но напрасно. Тогда поползень подлетел к двери. Цепляясь лапками за дубовую кору, поползень принялся ползать по двери вниз головою. И вот он нашел что-то. И чирикнул негромко. И семь дятлов слетелись к тому месту двери, на ко- торое указал поползень. И дятлы терпеливо застучали своими твердыми клювами по льду. Они сту- чали, стучали, стучали, и вдруг четырехугольная ледяная дощечка сорва- лась с двери, упала на пол и разбилась. А за дощечкой мальчик увидел большую замочную скважину. И он вставил ключ и повернул его, и замок щелкнул, и упрямая дверь открылась, наконец, со звоном. И мальчик, дрожа, вошел в последний зал ледяного дворца. На полу гру- дами лежали прозрачные ледяные птицы и ледяные звери. И на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках - все было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал: - Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждет! Скорее бежим домой! Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его ле- тели, прыгали, мчались следом. Прадедушка Мороз по-прежнему крепко спал. И они благополучно выбра- лись из дворца. Солнце только что встало. Ледяные деревья сверкали так, что больно было смотреть. Старший побежал к живому лесу осторожно, боясь спотк- нуться и уронить Младшего. И вдруг громкий крик раздался позади. Прадедушка Мороз кричал тонким голосом так громко, что дрожали ледя- ные деревья: - Мальчик! Мальчик! Мальчик! Сразу стало страшно холодно. Старший почувствовал, что у него холоде- ют ноги, леденеют и отнимаются руки. А Младший печально глядел прямо пе- ред собой, и застывшие слезы его блестели на солнце. - Остановись! - приказал старик. Старший остановился. И вдруг все птицы прижались к мальчику близкоблизко, как будто покры- ли его живой теплой шубой. И Старший ожил и побежал вперед, осторожно глядя под ноги, изо всех сил оберегая младшего брата. Старик приближался, а мальчик не смел бежать быстрее: ледяная земля была такая скользкая. И вот, когда он уже думал, что погиб, зайцы вдруг бросились кубарем под ноги злому старику. И Прадедушка Мороз упал, а когда поднялся, то зайцы еще раз и еще раз свалили его на землю. Они де- лали это дрожа от страха, но надо же было спасти лучшего своего друга. И когда Прадедушка Мороз поднялся в последний раз, то мальчик, крепко дер- жа в руках своего брата, уже был далеко внизу, в живом лесу. И Прадедуш- ка Мороз заплакал от злости. И когда он заплакал, сразу стало теплее. И Старший увидел, что снег быстро тает вокруг и ручьи бегут по овра- гам. А внизу, у подножия гор, почки набухли на деревьях. - Смотри - подснежник! - крикнул Старший радостно. Но Младший не ответил ни слова. Он по-прежнему был неподвижен, как кукла, и печально глядел прямо перед собой. - Ничего. Отец все умеет делать! - сказал Старший Младшему. - Он ожи- вит тебя. Наверное оживит! И мальчик побежал со всех ног, крепко держа в руках брата. До гор Старший добрался так быстро с горя, а теперь он мчался, как вихрь, от радости. Ведь все-таки брата он нашел. Вот кончились участки лесничих, о которых мальчик только слышал, и замелькали участки знакомых, которых мальчик видел раз в год, раз в пол- года, раз в три месяца. И чем ближе было к дому, тем теплее становилось вокруг. Друзья-зайцы кувыркались от радости, друзья-белки прыгали с вет- ки на ветку, друзья-птицы свистели и пели. Деревья разговаривать не уме- ют, но и они шумели радостно: ведь листья распустились, весна пришла. И вдруг старший брат поскользнулся. На дне ямки, под старым кленом, куда не заглядывало солнце, лежал подтаявший темный снег. И Старший упал. И бедный Младший ударился о корень дерева. И с жалобным звоном он разбился на мелкие кусочки. Сразу тихо-тихо стало в лесу. И из снега вдруг негромко раздался знакомый тоненький голос: - Конечно! От меня. Так. Легко. Не уйдешь! И Старший упал на землю и заплакал так горько, как не плакал еще ни разу в жизни. Нет, ему нечем было утешиться, не на чем было успокоиться. Он плакал и плакал, пока не уснул с горя как убитый. А птицы собрали Младшего по кусочкам, и белки сложили кусочек с ку- сочком своими цепкими лапками и склеили березовым клеем. И потом все они тесно окружили Младшего как бы живой теплой шубкой. А когда взошло солн- це, то все они отлетели прочь. Младший лежал на весеннем солнышке, и оно осторожно, тихонечко согревало его. И вот слезы на лице у Младшего вы- сохли. И глаза спокойно закрылись. И руки стали теплыми. И курточка ста- ла полосатой. И башмаки стали черными. И прядь волос на затылке стала мягкой. И мальчик вздохнул раз и другой и стал дышать ровно и спокойно, как всегда дышал во сне. И когда Старший проснулся, брат его, целый и невредимый, спал на хол- мике. Старший стоял и хлопал глазами, ничего не понимая, а птицы свисте- ли, лес шумел, и громко журчали ручьи в канавах. Но вот Старший опомнился, бросился к Младшему и схватил его за руку. А тот открыл глаза и спросил как ни в чем не бывало: - А, это ты? Который час? И Старший обнял его и помог ему встать, и оба брата помчались домой. Мать и отец сидели радом у открытого окна и молчали. И лицо у отца было такое же строгое и суровое, как в тот вечер, когда он приказал Старшему идти на поиски брата. - Как птицы громко кричат сегодня, - сказала мать. - Обрадовались теплу, - ответил отец. - Белки прыгают с ветки на ветку, - сказала мать. - И они тоже рады весне, - ответил отец. - Слышишь?! - вдруг крикнула мать. - Нет, - ответил отец. - А что случилось? - Кто-то бежит сюда! - Нет! - повторил отец печально. - Мне тоже всю зиму чудилось, что снег скрипит под ногами. Никто к нам не прибежит. Но мать была уже во дворе и звала: - Дети, дети! И отец вышел за нею. И оба они увидели: по лесу бегут Старший и Млад- ший, взявшись за руки. Родители бросились к ним навстречу. И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления. Седая борода отца темнела на глазах, и вот она стала совсем черной, как прежде. И отец помолодел от этого лет на десять. С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает оченьочень редко, но все-таки бывает. И с тех пор они жили счастливо. Правда, Старший говорил изредка брату: - Оставь меня в покое. Но сейчас же добавлял: - Ненадолго оставь, минут на десять, пожалуйста. Очень прошу тебя. И Младший всегда слушался, потому что братья жили теперь дружно.