Болезни Военный билет Призыв

Снег раскраска для малышей. Раскраска на тему зимняя сказка. Раскраски зимние. Раскраска зима

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.

    Классный час на тему:

    «Имена и люди».

    Цели : вызвать интерес к своему имени и именам своих близких, одноклассников; создать дружескую, тёплую атмосферу в коллективе; развивать желание расширять кругозор.

    Задачи:

    1.Углубить знания детей об именах.

    2.Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами.

    3.Формирование уважения к людям иной культуры, языка, веры.

    Оборудование: презентации, ноутбук.

    Ход урока:

    Классный руководитель: (чтение стихотворения)

    «НАШИ ИМЕНА»

    Ещё с незапамятных давних времён

    Мы носим немало прекрасных имён.

    Всё самое светлое, доброе в них

    Вложил человек, словно в песню и в стих.

    В них - вера, надежда, святая любовь,

    Стучит в них живая истории кровь.

    И нам не даёт она право забыть

    Того, кто мы есть, и того, как нам жить.

    У имени есть и значенье, и цвет,

    Оно и с природою держит совет,

    Симфонией дивных созвучий своих

    Нас имя пленяет, как песня и стих.

    Но в нём есть и тайная сила своя,

    Не помнить об этом нам тоже нельзя.

    А тот, кто сумеет её разгадать,

    Тот сможет и счастье своё отыскать.

    От разных народов, из разных времён

    Пришло к нам немало любимых имён.

    И долг наш - в согласии с именем жить,

    Как честь, его свято беречь и хранить.

    Кл. руков.: Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили след в истории страны, нашего поселка.(слайд №1)

    Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

    Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.).
    Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые, какие имена можно отнести к разряду редких.

    - Ученые утверждают, что называя своего малыша тем или иным именем родители отчасти программируют его судьбу. У каждого имени есть определенные черты и значимые для всех признаки.

    Мне бы хотелось начать с имени, которое знает вся наша страна – Нурсултан. (слайд №2) Нурсултан - Нур в переводе с казахского означает - отражение, сияние, луч света. С арабского султан - титул верхового правителя в мусульманских странах, а также лицо носящее этот титул.

    Характер имени Нурсултан:

    в спорах Нурсултан предпочтет найти компромисс, используя мягкий подход для достижения согласия; если же будет замечено, что спор разгорается, то вовремя уйдет в сторону. Нурсултан обычно имеет много друзей и знакомых, поэтому не страдает от одиночества.

    Вы знаете ребята, что Нурсултан Абишевич Назарбаев образованный, мудрый, коммуникабельный человек. Является Президентом Казахстана с 1990 года.

    Рассказ учащихся о Назарбаеве Н.А.

    Рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

    Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

    Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
    Я хочу рассказать вам еще об одном имени и человеке.

    Имя Анна – (слайд №3) самое распространенное имя в мире. Его носят почти 100 миллионов женщин.

    Имя Анна означает – миловидная, излучающая свет.

    В нашем поселке живет Банникова Анна Александровна (слайд №4).
    Родилась она 14 октября 1919 года в России, в семье простых рабочих. Жила в большой семье (8 человек). Окончила 3 класса, а в 14 лет уже работала на прополке льна. Когда началась ВОВ, ей было 22 года. Во время войны она (очень маленькая и хрупкая) работала в тылу на лесоповале. Проводила мужа на войну. После войны муж вернулся домой и вместе они растили двух детей. С 1958 года Анна Александровна живет в Казахстане, а с 1961 года в нашем поселке. Всю жизнь проработала дояркой. Награждена медалями за добросовестный труд. Имеет 2 внуков, 2 правнуков и 1 правнучку. Это замечательная очень трудолюбивая женщина, в октябре ей исполнилось 96 лет.

    Как много замечательных имен на планете. В нашей школе очень много людей и каждого замечательное имя. Я выполнила подсчет и оказывается (слайд № 5) самыми популярными именами среди учащихся являются: 1)Владислав 5 уч., Максим 5 уч.,

    2)Камилла 4 уч., Никита 4 уч.,

    3)Виктория, Даниил, Кирилл, Александр, Артем, Карина – по 3.

    Самыми популярными именами среди работников школы являются:

      Елена 4чел.,

      Наталья 3 чел,

      Мария 2 чел.

    Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
    Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

    В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

    В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

    Интересные факты:

    (Слайд №6) -На Гавайских островах в одну из школ города Гонолулу поступила младшая дочь владельца одного из местных ресторанов. Ее имя и фамилия состоят из 102 букв. На русском языке её имя означает: "Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и ширину своим благоуханием". Ее так и не смогли внести в классный журнал

    (слайд №7) в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

    (слайд №8) До сих пор в России есть люди с именами: Урюрвкос – "Ура, Юра в космосе!" Кукуцаполь ("Кукуруза – царица полей"). Много интересных имен: Октябрина,Юргаг, Царица, Рябина, Салат Латук, Океан, Льга, Россия, Принц, Дарёна, Искра, Алмаз, Герб, Кукуцапль, Точка, Успепя.

    Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.
    Викторина

    Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

    1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка)

    2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

    3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек)

    4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. (Алиса)

    5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

    6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

    8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

    9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

    10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

    11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?(Василиса)

    12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

    13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? (Федор)

    14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

    (Карлсон)

    15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

    Подведение итогов.

    Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

    Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

    Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

    С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

    Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

    Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

    Давайте мы с вами соберем сад имен нашего класса. Найдите яблоко со своим именем, прочитайте, что оно обозначает.

    ГУ «Институтская средняя школа»

    отдел образования Шортандинского района

    Открытый классный час на тему:

    «Имена и люди»

    Подготовила: Кравчук Е.А.

    п. Научный 2015- 2016 уч. год

    Тема: «Наши имена»

    Познакомить учащихся с историей появления имен на земле;
    Воспитывать интерес к истории своего имени, позитивного отношения к своему имени и имени окружающих.

    Способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков.

    Ход классного часа

    Орг. момент.

    Добрый день. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Слайд 2

    Утром ранним кто-то странный
    Заглянул в мое окно,
    На ладони появилось
    Ярко рыжее пятно.
    Это солнце заглянуло,
    Будто руку протянуло,
    Тонкий лучик золотой.
    И как с первым лучшим другом,
    Поздоровалось со мной!

    Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего кл. часа.

    Собери пословицу и поговорку. (Работа в парах)

    Живут на свете имена,
    Большая сила им дана.

    Не имя красит человека,
    а человек имя.

    О чем пословицы?

    Отгадайте загадку.

    « И у мамы есть,

    И у папы есть,

    И у дочки есть,

    И у внучки есть,

    И у всех есть,

    Чтобы его узнать,

    Надо вслух назвать» (имя)

    Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор?

    Тема классного часа: «Наши имена». Познакомимся с историей возникновения имен, узнаем, что означают ваши имена. Слайд 3

    Актуализация знаний.

    Когда человеку дается имя?

    Кто дает ему это имя? слайд 4

    Каждая семья должна

    Выбрать крохам имена.

    Среди сотен самых разных

    Удивительных, прекрасных.

    В каждом имени есть свет

    В каждом - солнышка привет.

    С милым, нежным малышом

    Свет любви приходит в дом.

    Саши, Игорьки, Иваны,

    Ксюши, Кати и Татьяны

    Взрослым дарят море света

    Этим светом все согрето.

    Слайд Семейный кодекс Статья 58 . Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Слайд 5

    Что такое имя? (ответы детей)

    Имя - это слово, которое дается человеку при рождении.

    Зачем человеку дается имя? (Имена даются для того, чтобы мы могли различать людей друг от друга. Как бы мы стали обращаться друг к другу, не зная имени)

    Задание. Распределить имена для девочек и мальчиков. Работа в группах.

    Володя, Саша, Валя, Даша, Женя, Сережа, Ирина, Андрей, Лиза.

    Какие бывают имена?

    Были ли у вас затруднения при выполнении работы?

    Кому вы дали имена Саша, Валя, Женя?

    Некоторые имена могут носить как девочки, так и мальчики.

    Как давно появились имена?- задают себе этот вопрос люди.

    Имена появились настолько давно, что нельзя с точностью назвать времени их появления. Считается, что они существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.

    История возникновения имен на Руси. Слайд 6.

    Древние славяне называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое - по достижению совершеннолетия.

    Существовала такая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, - его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти.

    По черте человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Горд, Молчун, Плакса, Будилка

    По месту в семье: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Большак

    По профессии: Кожемяка, Селянин, Воин, Муковоз, Рыбак

    Знатные или княжеские имена: Братислав, Володимир,

    По времени и месту появления (Суббота, Зимой, Дорога)

    По явлениям природы (Метелица, Снегурочка)

    По внешности: Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Крепыш

    Были даже самые необычные имена: Немил, Ненаш,

    Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

    По каким признакам детям давались имена?

    Б) Позднее вопрос об имени ребенка решался просто.

    Видео «Крещение младенца» слайд 7.

    Какой обряд вы посмотрели?

    Какие чувства вы испытали при просмотре видеоролика?

    Кто из вас крещен?

    А кто видел обряд крещения и присутствовал на нем?

    При обряде крещения церковнослужителем давалось ребенку имя.

    Имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал его покровительство.

    При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

    Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

    Кто давал ребенку имя?

    Как давались имена?

    Что надевали при крещении?

    Что еще празднует человек кроме дня рождения? (день ангела или именины)

    Господь в момент крещения дает каждому из нас двух ангелов. Слайд 8. Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Один из них - Ангел-хранитель (вестник). Он хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро. Ангелы заботятся, утешают, поучают людей, открывают будущее, удерживают от греха и наказывают грешников.

    Слайд 9. Учащиеся по картинкам составляют предложения об ангелах.

    И другой Ангел - святой покровитель, имя которого мы носим. У каждого из них есть в Церкви особый день празднования, который именуется днем памяти святого. Это и есть день Ангела или именины.

    Многие имена, которые мы считаем исконно русскими, на самом деле пришли к нам из других языков. И каждое имя что-то означает. Большая часть имён, своими корнями, уходят в Древнюю Грецию, есть имена латинские, а есть имена исконно русские, славянские.

    Имена «растут» вместе с человеком. Пока человек маленький, его зовут Митенькой, в школе Митя, в институте - Дмитрий, а после института - Дмитрий Платонович.

    Имена могут иметь сокращённую или полную форму.

    Игра « Не ошибись!».

    Я называю полное имя - вы произносите его сокращённый вариант, и наоборот:

    Василий - Вася

    Николай - Коля,

    Юра - Юрий,

    Виктор - Витя,

    Мария - Маша и т.д.

    5. Значение имен

    Имя - это волшебное зеркало, которое может нам рассказать о человеке. Раскроем смысл наших имен через их значение

    Дети выходят и рассказывают на тему: «Значение моего имени». Слайд 10.

    О детях, кто не подготовил сообщение о своем имени, учитель рассказывает сам о значении имени.

    Александр - защитник людей

    Илья - крепость господня

    Никита - победитель

    Павел - малый

    Чингиз — монг., великий, сильный

    Максим - величайший, значительный.

    Владислав - владеющий славой.

    Дарья - сильная, побеждающая.

    Виктория - победная

    Игровые моменты:

    Даже в литературных сказках и мультфильмах все герои имеют имена.

    Задание: Почему их так назвали?

    Золушка слайд 11.

    Лунтик слайд 12.

    Незнайка слайд 13.

    Айболит слайд 14

    «Ромашка»

    Как ласково называют вас ваши родные? (написать на лепестках)

    Н-р: Ксюша, Ксюшенька, Ксения, Ксюня….

    Итог.

    Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым.

    Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, пусть оно приносит только удачу

    Песня «Позови меня тихо по имени»

    Рефлексия. Слайд 15.

    Дополнительная информация.

    На протяжении нескольких последних лет самым популярным именем в России был Александр. Лидер в 2012 году не изменился. За ним идут Артем, Максим, Иван, Дмитрий.

    Даниил, Кирилл, Никита . Среди самых популярных имена Ярослав и Денис.

    Единственная тенденция в именовании детей, которая уже несколько лет остается неизменной для России — старые имена. Очень популярны такие имена как Богдан, Матвей, Тимофей, Захар, Глеб. Все больше родителей называют своих детей более редкими старыми именами - Аким, Нил, Лука.

    На протяжении нескольких последних лет самыми популярными именами в России являются Анастасия и Мария . Но в прошлом и в этом году в лидеры вышла - Софья (мудрая в переводе).

    В первую десятку традиционно входят также Алиса, Варвара, Дарья, Полина и Елизавета. Среди самых популярных также Анна и Ксения . Рядом с лидерами находятся Екатерина, Арина, Виктория.

    Единственная тенденция в именовании детей, которая уже несколько лет остается неизменной для России - старые имена. Причем именно русские имена, которых не так много - Вера, Надежда, Любовь. В этом году распространены имена западного происхождения Арина, Варвара, Ульяна, Василиса. Более редкие старые имена - Аксинья, Авдотья, Пелагея тоже обретают все большую популярность.

    Классный час "Значение твоего имени"

    Цели:

    Познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

    Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность. Расширять кругозор ребят.

    Оборудование: презентация «Значение твоего имени», ромашка со значениями имен.

    Учитель: Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

    Учащиеся: Имя.

    Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего классного часа. (Ответы учащихся.)

    Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

    По имени можно многое узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени?

    Учащийся: Мальчик или девочка носит имя.

    Учащийся: Если человек взрослый, то добавляют отчество, по которому можно узнать, как зовут его папу

    Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

    В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена - клички. Как правило, такие имена отражали какое - то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь – это все древнерусские имена и т. д. Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

    Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

    Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.

    По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка.

    Именная викторина “Кого как зовут?”

      Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

      Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

      Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

      Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

      Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

      Она попала в страну чудес. (Алиса )

      У нее голубые волосы. (Мальвина )

      Он попадал в снежное царство. (Кай )

      Он ездил на печке. (Емеля ).

      Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена ).

      Имя самого сильного богатыря. (Илья )

      Имя царевича в сказке. (Иван )

    После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20 - х и 30 - х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

    У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки. Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что - то обозначает.

    Блиц турнир

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1. Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    6. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    7. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    8. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    9. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл.

    Из года в год встречаются родители, которые хотят, чтобы их наследники носили такое имя, которого уж точно не будет ни у кого. Список самых оригинальных имен составила «Российская газета».

    В Москве мальчиков называли Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Граф, Дар, Иван-Коловрат, Меркурий, Кантогор-Егор, Март, Христамрирадос, Князь, Принц, Космос, Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, Каспер Ненаглядный, Лука-Счастье, Саммерсет Оушен, Мононо Никита, Огнеслав, Господин, Мир.

    Девочкам давали следующие необычные имена: Услада, Полина-Полина, Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса Даниэлла, Росияна, Россия, Заря-Заряница, Луна, Ляля, Ангел Мария, Луналика, Принцесса Анжелина, Алеша-Каприна, Океана, Радость, Алена-Цветочек, Дельфина, Лиса, Радостина, София-Солнышко.

    В российских ЗАГСах в последние три года были зарегистрированы такие имена, как Жужа, Тюльпан, Салат Латук, Миллионера, Авиадиспетчер.

    По данным Американского пенсионного фонда, каждый год в США регистрируются сотни и тысячи детей с необычными именами: Харизма, Ланцелот, Лексус и Фантазия.

    В семье футболиста Дэвида Бэкхема один из детей получил имя Бруклин в честь района Нью-Йорка. Американский рок-музыкант Фрэнк Заппа назвал свою дочь Лунный Спутник. Дочь знаменитой киноактрисы Гвинет Пелтроу получила незамысловатое имя Яблоко, а Дэвид Боуи окрестил своего сына Зоуи: певцу это показалось удачным созвучием - Зоуи Боуи. Кстати, сын так и не оценил буйной творческой фантазии своего родителя. Повзрослев, он сменил Зоуи на нейтральное Джо, чем, говорят, очень огорчил отца.

    Другие голливудские знаменитости оказались не менее оригинальными. Сегодня среди звездных детей встречаются такие имена, как Данделайон (Одуванчик), Питчес (Персик), Пикси (Фея) и даже Фифи Триксибель - сочетание звуков, не поддающееся переводу.

    Самое длинное имя в мире носит индиец по фамилии Брахматра. Оно состоит из 1478 букв, представляющих собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и т.д. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут.

    По сравнению с ним полное имя мисс С.Эллен Джорджиане Сер-Леккен из штата Монтана в США - сущие пустяки, всего 598 букв.

    Пышный набор имен не редкость и в Испании. Знаменитого художника Пабло Пикассо полностью звали Пабло Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима Тринидад Руиз и Пикассо.

    А во Франции жила семья, лишенная фамилии. Вместо нее она носила набор цифр - 1792. А четыре сына в этой семье носили имена месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода господин Март 1792 умер в сентябре 1904-го года.

    Вопросы викторины.

    Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т.д.)

    А теперь попробуйте отгадать загадку .

    Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

    Захотели сладкого сахарного пряничка.

    Бабушка по улице старенькая шла,

    Девочкам по денежке бабушка дала.

    Марьюшке – копеечку,

    Марусеньке – копеечку,

    Машеньке – копеечку,

    Манечке – копеечку.

    Вот какая добрая бабушка была!

    Марьюшка, Марусенька

    Машенька и Манечка

    Побежали в лавочку и купили пряничка.

    И Иван задумался, глядя из угла:

    Много ли копеечек бабушка дала?

    Ответы детей.

    Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы переделывать их на русские.

    Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван;

    Николас, Николя – (дети) Николай;

    Серж – (дети) Сергей;

    Энн, Анита – (дети) Анна;

    Теодор – (дети) Фёдор;

    Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор;

    Мэтью – (дети) Матвей;

    Энтони – (дети) – Антон;

    Заккари – (дети) Захар;

    Джейкоб – (дети) Яков;

    Элизабет – (дети) Елизавета.

    ,

    Ответы детей.

    Дети рассказывают о своем имени. «Ромашка»

    Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова

    «…Дорожите именем своим.

    Имена даются не случайно...

    В них простая маленькая тайна.

    Дорожите именем своим!»

    «Про значение имён, что пришли с седых времён». Цель. Познакомить детей со значением популярных русских имён. Задачи. Знакомство детей с русскими традициями; развитие творческого и интеллектуального потенциала.

    Ход мероприятия. Вступительная беседа. Имена – удивительный дар, преподнесённый людям. В каждом из них скрыта мудрость многих поколений. Каждое имя имеет свою историю.

    Имена, имена, имена –
    В этой жизни звучат не случайно.
    Как загадочна наша страна,
    Так и имя - загадка и тайна.

    С. Я. Маршак

    Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. В далёком прошлом истинные имена людей держали в секрете. Только самые близкие люди знали настоящее имя того или другого человека. А всем остальным было известно лишь выдуманное прозвище. Люди верили, что таким образом они получат защиту от тёмных сил и им удастся избежать, например, порчи. Во все времена люди обращали внимание на значение имени. Обладая этой информацией заранее, можно как бы наделить человека теми или иными свойствами, а, может даже предопределить его судьбу. Ведь тайна имени раскрывает особенности характера, секреты успешного выбора профессии или счастливой личной жизни. Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак. Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник. Имя даётся человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Во многом от того, как назвали ребёнка родители, зависит то, каким будет маленький человек с самого детства – озорным, непоседой или тихоней. Будет ли хватать всё на лету или основательно изучать всё новое и непонятное; каким он вырастит и что совершит.

    Есть имена, которые изменяются до 100 раз. Например, древнейшее имя Мария.

    Вопросы викторины. 1.Ребята, как ещё можно назвать девочку, которая носит это имя? Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т.д.) 2. Ведущий. А теперь попробуйте отгадать загадку. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла, Девочкам по денежке бабушка дала. Марьюшке – копеечку, Марусеньке – копеечку, Машеньке – копеечку,

    Манечке – копеечку. Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Побежали в лавочку и купили пряничка.

    И Иван задумался, глядя из угла: Много ли копеечек бабушка дала? Ответы детей. 3.Ведущий. А вот имя Иван было самым распространённым на Руси. А пришло оно к нам из Древней Палестины, переводится как «Божья благодать» и звучит очень ласково – Иванушка, Иванко, Ванечка. Ребята, а вспомните, в каких сказках встречается имя Иван. Ответы детей.

    4. Ведущий. Из Греции к нам пришли имена Александр и Андрей. Александр значило «защитник людей», Андрей – «мужественный, храбрый».Валентина по – латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Попробуйте переделать эти имена на иностранный лад. Ответы детей.

    5.Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы – русские.

    Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван; Николас, Николя – (дети) Николай; Серж – (дети) Сергей; Энн, Анита – (дети) Анна; Теодор – (дети) Фёдор; Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор; Мэтью – (дети) Матвей; Энтони – (дети) – Антон; Заккари – (дети) Захар; Джейкоб – (дети) Яков; Элизабет – (дети) Елизавета.

    6. Ребята, а каких людей вы знаете с именами Илья (от древнееврейского имени Илия, означающего «сила божья»), Юрий(славянская форма греческого имени Георгий, означает "земледелец"), Пётр (происходит от древнегреческого слова "петра" - камень, скала, утес, каменная глыба), Александр? Ответы детей. Илья Муромец – русский богатырь, Юрий Гагарин – первый космонавт, Пётр- I – русский царь, Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

    Ведущий. А есть ли среди вас девочки, которые носят имена Лариса, Марина, Карина, Маргарита? Почему я назвала эти имена вместе? Да потому, что все они связаны с морем. Лариса в переводе с греческого – чайка, Марина с латинского – море, Маргарита – жемчужина, Карина – киль корабля.

    Девочки, чьи имена начинаются с букв Р, Г, М, Л, прошу вас поучаствовать в конкурсе «Цветок и имя». 7. Нужно вспомнить цветок, название которого начинается на букву вашего имени. Ответы детей. (Роза, ромашка, георгин, гвоздика, гладиолус, герань, мимоза, маргаритка, ландыш, лилия, лютик)

    Ведущий.

    Игра «Пять шагов – пять имён». А теперь конкурс для мальчиков. Я даю вам мячик. Вы идёте вперёд. На каждый шаг вы ударяете мячом об пол и называете имя на букву своего имени. Пять шагов – пять имён. Дети играют

    Ведущий. Вы знаете, ребята, сейчас очень распространёнными становятся старославянские имена, состоящие из двух слов, и переводятся они очень просто. Например, Вячеслав – «вяче» - больше, «слав» - слава, Бажена (Божена)посвященная богам, Вадислав предводитель, Любава любящая, любимая, Глеб - милый, ласковый, Вадим - званный, приглашенный, Игорь – воинственный.

    Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребёнка в словах, звуках и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах. Так рождались дразнилки

    Ведущий. Ребята, а вы знаете, что у каждого из нас кроме дня рождения есть ещё праздник.

    Ведущий. Это день твоего ангела. В христианской традиции святой, в честь которого тебя нарекли, и есть твой ангел – хранитель. День рожденья и именины часто не совпадают. Почему? Согласно русскому обычаю имя ребенку выбирал священник при крещении.

    В этот день он открывает святцы и смотрит, у каких святых сегодня праздник. А святых может быть много. Берет он одно имя и дает ребенку. А вдруг родителям имя не понравится? Тогда предлагаю другое. Раньше люди так чтили день именин, что забывали день своего рождения. Сейчас – наоборот: мы очень хорошо помним день своего рождения. Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что мы весело и с пользой провели время. Мне хочется предложить вам небольшие задания. Соберите информацию о значении своего имени и отобразите её в рисунке.

    Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова: «…Дорожите именем своим. Имена даются не случайно... В них простая маленькая тайна. Дорожите именем своим!»