Болезни Военный билет Призыв

Пример атрибуции. Каузальная атрибуция: что это за феномен и где его применяют. Гипотеза защитной атрибуции

В 2017 году мало кому знакомы понятия гедонист, эпикуреец и сибарит. Если не углубляться в философию и психологию, эти слова так и останутся незнакомыми. Эти понятия уже спокойно считаются архаизмами (устаревшие слова) либо как минимум терминами, к использованию которых прибегают крайне редко. Прочитав статью, вы не только узнаете значение неизвестных слов, но и сможете понять, есть ли у вас что-то общее с этими понятиями.

Значение слова

Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был .

Гедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа - Аристипп и Эпикур.


Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.


Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Чем плох гедонизм

Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.

Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей. Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда. Также большинство людей получают удовольствие от власти, денег и полномочий статуса. Кроме того, у подростков наблюдается игромания, когда компьютерная игра становится смыслом жизни.


Все это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории. Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым. Это ли не гедонизм? Аналогично и с другими случаями, к примеру, случайные сексуальные связи, переедание, превышение полномочий и властность.

В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.

Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.

Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.


Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.


Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.


Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».


Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

Гедонизм – это особый образ жизни, способ существования человека или больших групп людей. Особая экзистенция человека.

Суть гедонизма – в специфической иерархии ценностей. На вершине её находятся удовольствия (всё, что приятно и что можно потреблять без особого труда и усилий), физическое и материальное благополучие и комфорт. Остальные ценности вторичны.

Гедонизм – это ядро Западной культуры. Поскольку она сумела распространить своё влияние на весь мир, то и в масштабе всей Земли сейчас гедонизм – ведущий «бренд»: самый обычный, нормативный способ существования.

Основные черты современного гедонизма:

  1. бесконечное увеличение своего благосостояния как цель,
  2. личная свобода (свобода передвижения, например), понимаемая как основное право человеческой личности,
  3. безопасность и пацифизм, понимаемые как антагонисты опасности (любой) и войны (тоже любой), причём всегда нужно стремиться к миру и безопасности – и всегда избегать любой опасности,
  4. чем легче живётся человеку, чем комфортнее – тем лучше: в этом главное благо человека.

Это черты хорошо осознаваемые. Другой вопрос, а понимают ли современные люди их подлинный смысл – и подлинный смысл самого гедонизма. Если бы понимали, я не стал бы писать этот текст. Но они хорошо знают, что стремятся к миру (хотя и не осознают, почему), любят комфорт и т.п.

Однако есть не менее существенные черты гедонизма, о которых почти никто не догадывается. Пока я их называть не буду.

Большинство жителей т.н. «развитых» стран (имеется в виду экономическое и техническое развитие, отчасти – социальное (развитость основных социальных институтов)) – гедонисты. С их точки зрения, гедонизм – норма, а не патология. Это нечто вполне положительное.

Они понимают гедонизм как позитивную жизнерадостность и человечность. Противоположную мрачной бесчеловечности т.н. «тоталитаризма». Гедонизм, по их мнению, — это совершенно нормальное отношение к жизни образцово нормального развитого человека. Гедонизм очень полезен, способствует прогрессу и пр.

Этот текст – попытка ответить на вопрос, так ли это.

Портрет 1.

Одна моя знакомая – буду называть её Розой – выросла в благополучной современной семье. И отец, и мать хорошо зарабатывали. Роза – единственный их ребёнок.

Однако родители разошлись, когда ей было 14 лет. Т.е. она выросла в семье, где не было подлинной любви и дружбы.

Мама её, чтобы компенсировать ощущение одиночества при живом муже, страшно баловала дочь. Роза привыкла к тому, что мама создаёт для неё особый мирок эйфорических наслаждений и удовольствий. Ей нужно для сохранения этого детского рая только одно: всегда делать то, чего хочет мама.

Хотя внешне её мама, вроде бы, ведёт себя по отношению к дочери крайне самоотверженно и альтруистично, на самом деле она стремится полностью подчинить дочь себе: она деспотка и эгоистка в отношениях с ней. Ласка и забота даются не даром – а в обмен на полное подчинение.

В подростковом возрасте Роза стала красивой, у них с мамой постоянно начали вспыхивать скандалы. Когда Розе исполнилось 20 лет, её полюбил молодой человек, очень умный, интересный, из хорошей семьи. Он сделал предложение и повторял его неоднократно, но Роза говорила, что ей «рано выходить замуж»: она хочет ещё погулять на свободе.

Но в какой-то момент – совершенно неожиданно – согласилась. Они поженились. Мама Розы роскошно обставила их новую квартиру. Однако через 4 месяца после свадьбы Роза – тоже совершенно неожиданно – убежала от мужа к маме. Причину никто не мог понять.

Причина на самом деле была в том, что мама – сначала, устав от скандалов (характерных для зависимых инфантильных подростков), захотела отдохнуть от дочери, пожить одной, — и дочь, почувствовав это, как всегда сделала то, что хотела мама. Т.е. она «вышла замуж» не для того, чтобы создать свою семью, а чтобы угодить маме и дать той отдохнуть от себя. Сама она этого не осознавала, но это неважно. Таков был её подлинный главный мотив. Но потом мама отдохнула, и ей захотелось, чтобы дочь вернулась, т.к. тетешкать её, баловать и умиляться ей составляло одно из главных удовольствий в жизни. И дочь тут же вернулась к маме.

Ничего не понимая, её муж сходил с ума. В конце концов, это кончилось большим скандалом и разводом.

К 30 годам Роза ещё раз побывала замужем – и через год развелась. От этого второго брака (жениха нашла ей мама) у неё родился сын.

Мама в детстве всячески поощряла любовь Розы к книгам и «творческим занятиям» (маме льстило, что Роза такая талантливая), её учили играть на пианино, она даже сочиняла музыку. Профессию она выбрала весьма творческую, интересную, но трудную.

Однако в 28 лет, недолго поработав по специальности, она бросила свою профессию – и с тех пор работает в банке. Это не было связано с материальными трудностями. Это не было связано с тем, что у Розы что-то не получалось. Она способная, ей нравилась работа. Просто мама решила, что дочери мало платят.

Они с мамой построили роскошный дом в богатом квартале большого города, где они живут.

Сейчас Розе почти 50 лет. Работа у неё – мышиная возня. Она отнимает почти всё её время в будние дни. Но эта работа — денежная и лёгкая. Мужа у неё нет, семьи нет. Сына она растит так, как её растила мама. Она была игрушкой-развлекушкой для своей мамы – и ей тоже полагается биологически живая игрушка-развлекушка. Сейчас её сыну уже почти 20 лет. Разумеется, это глубоко инфантильный человек, не знавший подлинной любви и настоящих человеческих отношений, но вполне благополучный.

Роза довольна своей жизнью. Её соседом в богатом квартале случайно стал известный шахматист. В её представлении, это означает, что её жизненные достижения вполне сопоставимы с его жизненными достижениями, т.к. в её системе ценностей недвижимость – это мерило жизненного успеха.

У неё есть всё, что полагается иметь благополучному современному человеку: хорошая (т.е. лёгкая и высокооплачиваемая) работа, сын, дом, солидное положение (она не рядовой сотрудник банка), деньги.

На самом же деле Роза отказалась от всего, что придаёт смысл жизни и делает её счастливой. От любимого человека. От возможности иметь семью. От возможности иметь детей (а детей можно иметь только от любимого человека). От любимого дела. От права самостоятельно строить свою жизнь (фактически её построила за неё мама) и взрослеть (в 50 лет Роза более инфантильна, чем в 18).

Её жизнь совершенно пуста. Невозможно без ужаса думать о том, что она сделала со своей жизнью. Это духовное самоубийство. Но сама Роза, вполне успешно гедонизируя, считает свою жизнь успешной. Она ездит на знаменитые курорты. Она водит дорогую машину. Она довольна.

Именно тогда, когда человек умирает духовно (с Розой это случилось примерно к 30 годам), он начинает хорошо функционировать в современном обществе.

Кстати, все знакомые Розы, её подруги (хотя у неё нет настоящих подруг, но есть несколько более близкие знакомые) считает её совершенно нормальной и достойной женщиной.

Портрет 2.

Этого человека я буду называть настоящим именем.

Игорь Шпилёнок – известный фотограф дикой природы и экозащитник. Он снимает диких животных и пейзажи. Работает инспектором – простым, рядовым инспектором – в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Это одно из самых диких мест на нашей планете.

Игорь Шпилёнок женат на любимой женщине, она, как и он, экозащитник, но не из России, а из США. Зовут её Лора Уильямс. Она давно живёт в России, в крошечной деревушке Чухраи, в заповеднике «Брянский лес», основанном её мужем. Игорь Шпилёнок был первым директором этого заповедника, в 27 лет. Сейчас ему 54 года, и он простой инспектор.

Почему? Он влюбился в Камчатку. Это была его мечта – работать там.

Живёт он в избушке, похожей на сарай. Там нет никаких удобств. Нужно топить печку, но вода в чайнике зимой всё равно к утру замерзает. Спать приходится в спальном мешке (такие спальные мешки туристы используют, когда спят на снегу). Воду он носит из реки: она недалеко – километрах в 5-ти от дома. Вокруг – ни живой души. Зато полно непуганых бурых медведей: самых опасных наземных хищников на нашей планете. Ежегодно на Камчатке от медведей гибнет немало людей. Даже в нужник (он, понятно, во дворе) Игорь Петрович не выходит без ружья. Не раз бывал на грани гибели.

На Камчатке он сделал множество великолепных снимков. Игорь Шпилёнок также и пишет. Его рассказы о дикой природе – не выдумка, а быль. Текст сопровождает снимки (именно так: не снимки иллюстрируют текст – а наоборот).

Он издал несколько книг: они, в основном, состоят из фотографий, но и рассказы его очень интересны.

Климат на Камчатке жуткий. Лета в иные годы нет вовсе. Постоянные метели зимой. Игорь Шпилёнок снимает в любую погоду.

Он счастливый человек. Хотя месяцами не видит жену и сыновей (их четверо, и все пошли по его стопам). Хотя живёт в кошмарных бытовых условиях. Но он каждый день занят любимым делом, в котором видит смысл, которому отдаёт себя.

Это странный образ жизни для современного человека. Известный, даже знаменитый человек (Живой журнал Игоря Шпилёнка имеет 200 000 подписчиков: ), он мог бы жить в любой столице мира. А живёт — в полуразвалившейся избушке, кое-как им самим починенной, и таскает воду из реки. А ему 54 года!

Но он не мазохист. Он очень жизнерадостный, весёлый и счастливый человек.

Портреты нужны, чтобы понятна была разница между гедонистом (это, разумеется, Роза) и нормальным человеком.

Гедонист никогда добровольно не станет жить в худших бытовых условиях, имея возможность выбрать лучшие. Он никогда не станет жить трудно, среди опасностей, имея возможность жить легко и безопасно.

Почему? Очень просто. ЖИЗНЬ ГЕДОНИСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ПУСТА И БЕССМЫСЛЕННА. Поэтому он, подобно нищему, у которого только и есть один медный грошик, ни за что не отдаст никому этот драгоценный грошик.

Именно в этом – суть гедонизма, его причина.

Гедонизм — это РАЗНОВИДНОСТЬ КОМПЕНСАТОРНОГО ПОВЕДЕНИЯ . Гедонист пытается удовольствиями и комфортом компенсировать, заглушить отсутствие смысла и человеческого счастья в своей жизни.

Тогда как нормальный человек (тот, который нашёл себя, занят любимым творческим делом, которому отдаёт всего себя; который создал настоящую семью, где царят любовь, дружба, сотрудничество и понимание) не боится никаких испытаний и комфорт для него не является никакой ценностью.

Нормальный человек не избегает опасностей всегда. И даже войны – не боится. Это не значит, что он милитарист. Но он не трус. А современные гедонисты стали пацифистами – из трусости. Если нужно, нормальный человек готов и воевать.

Игорь Шпилёнок, например, основав заповедник «Брянский лес» и став его директором, обрёк себя на многолетнюю войну с браконьерами. В него много раз стреляли.

Как видите, этот человек – пацифист в каком-то совершенно другом значении этого слова.

Безудержное стремление быть всё богаче, только усиливающееся с ростом материального благосостояния, – это тоже следствие пустоты и бессмысленности жизни. Так духовно разрушивший себя человек пытается компенсировать пустоту и бесцельность своего существования.

Теперь можно назвать неосознаваемые современными людьми особенности гедонизма.

  1. Он приводит к хронической фрустрации всех основных духовных потребностей подавляющего большинства людей, живущих в т.н. «развитых» странах. В США половина населения страдает депрессиями и неврозами. Благополучнейшая Швейцария – мировой лидер по самоубийствам среди молодёжи.
  2. Он приводит к разрушению человека: человеческие массы становятся инфантильными и ничтожными, беспомощными, несамостоятельными, не способными обходиться в жизни собственными силами.
  3. Работа отчуждается от человека (об этом писал ещё К.Маркс: это основная тема его размышлений), становится бессмысленной для него. Почти для всех людей в т.н. «благополучных» странах часы их работы – это время, вычеркнутое из жизни. Они работают, только чтобы поддержать своё существование.
  4. Люди совершенно перестали влиять на общественные процессы. Элиты управляют социумом с помощью психологического манипулирования и экономическими методами, без грубого насилия, но степень несвободы при этом только растёт.
  5. «Развитием» стало считаться развитие машин, некоторых прикладных наук, производства, финансовых и социальных институтов и экономики. Машины развиваются, денег всё больше – а люди деградируют. Это считается «прогрессом».
  6. Уничтожаются все творческие профессии. Подлинное искусство уже не нужно в этом обществе. Нужно только то, что можно продать. Но «продажное искусство» — это не искусство. Все искусства фальсифицируются, чтобы легко и выгодно можно было продавать бездарнейшие поделки, выдаваемые за шедевры.
  7. Вообще всё подлинное заменяется фальсификатами. Даже еда. Помню, как я был поражён, впервые попробовав кашу, приготовленную на открытом огне (на дровяной плите). Как удивился, когда в деревне меня угостили домашним творогом. То, что едят сейчас люди, даже нельзя назвать помоями: это хуже помоев. И так – во всём, во всех сферах жизни. Полноценное общение заменяют социальные сети и скайп. Книги подменяются телевизором и интернетом. Всё мельчает и разрушается.
  8. Рвутся человеческие связи, семьи становятся крошечными и постоянно распадаются. Люди бесконечно одиноки.

Гедонизм – это ГЛУБОЧАЙШАЯ ПАТОЛОГИЯ человека.

Нормальному же человеку свойственны:

— самоограничение: стремление подчинить свою жизнь Высокой Цели и готовность ради неё мириться со многими лишениями и трудностями,

— жажда не потреблять, а отдавать,

— потребность в Служении (Богу, Делу или людям),

— готовность идти на опасные и трудные дела,

— отношение к материальной стороне жизни как к средству, а не цели.

Такое отношение к жизни – естественно для человека.

Гедонизм же – это нечто искусственное.

Гедонизм взлелеян безумным Обществом Потребления для достижения своих специфических целей.

Гедонисты стремятся покупать-покупать-покупать – до бесконечности. Есть одна яхта – надо купить другую: дороже, роскошней. Есть один автомобиль – нужен другой: более дорогой. Есть дом – построю-ка ещё один, побольше.

Растёт потребление – растёт производство. Растёт прибыль.

Без безудержного потребления это общество не может существовать. Поэтому нужно свести людей с ума, лишить их жизнь всякого смысла – чтобы они компенсировали внутреннюю пустоту бессмысленным и безостановочным потреблением.

Человек, с его духовными потребностями: жаждой найти себя, своё предназначение, делать любимое дело и общаться с любимыми людьми, расти и развиваться, быть самостоятельным и взрослым — приносится в жертву.

Именно духовно мёртвый человек – это нормативный тип личности в современном обществе.

Бывали, конечно, времена и пострашней нынешнего. Эпидемии чумы, чудовищные войны, сопровождавшиеся массовым истреблением людей. Много чего плохого было прежде.

Нынешнее время – сравнительно вегетарианское.

Но настолько ничтожным – человечество никогда ещё не было. Никогда ещё жизнь людей не была настолько благополучной. Но и настолько пустой и бессмысленной она тоже ещё не была никогда.

Обычный первобытный человек в гораздо большей степени жил духовной жизнью, чем современной «офисный планктон».

Преступление против человечности, совершаемое ежедневно заправилами Общества Потребления, — не самое кровавое. Но по своим последствиям – самое страшное.

Я не знаю, проснутся ли когда-нибудь люди. Захотят ли жить по-человечески.

Но если это всё-таки случится, Общество Потребления будет восприниматься как кошмарный сон – сон разума, который рождает чудовищ.

Гедонизм – это безумие. Но сумасшедший – потому и безумен, что уверен в своей рациональности.

Он поймёт, что был сумасшедшим, только тогда, когда выздоровеет.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Современный мир представляет собой невероятное изобилие приятных вещей и развлечений. В таких условиях сложно опираться на и оставаться аскетом.

Но возведение наслаждения в апогей практиковали ещё задолго до появления дорогих машин, блюд со всего мира в одном ресторане и вещей на любой вкус. Возможно, что гедонизм – это естественное состояние для человечества, которое всегда было в нашей природе? Или нет? Давайте разбираться.

Экскурс в историю

Аристипп – это древнегреческий философ и отец такого учения, как гедонизм . В своей концепции он считал, что существует только два состояния для человека, которые являются диаметрально противоположными по своей сути. Это наслаждение и боль.

То, какое именно это удовольствие и каким образом достигнуто – не имеет значения. Поскольку это всё равно приносит высокий уровень наслаждения, в котором нет места страданиям. Смысл жизни у Аристиппа трактовался именно как физическое наслаждение .

В XVIII веке во времена абсолютизма данное течение было очень распространённым. Особенно на территории Франции во время Людовика XV. Но эту философию неправильно позиционировали, в результате чего «гедонисты» занимались удовлетворением желаний, которые были аморальными, вели себя превратно и распутно.

Гедонизм стали рассматривать через более серьёзную и значимую для социума призму только после еремия Бентама. Британский философ написал несколько трудов, в которых изложил свою точку зрения по поводу утилитаризма . Это направление основано на достижении удовольствия, только в рамках общественных установок.

Бентама описал правила и законы, в которых нужно формировать социум и страну, чтобы все стремились к удовлетворению общественного наслаждения. Но такие люди должны отказаться от достижения личного счастья. В этом и заключается разница между классическим гедонизмом.

Гедонисты – что это за люди?

Гедонист – это человек, который придерживается ценностей и принципов, заложенных в эту философию из Древней Греции. Цель в жизни – это наслаждение каждой секундой . Представители этого течения могут переступить через , мораль, законы, чтобы достичь удовольствия.

Среди основных источников наслаждений:

  1. секс;
  2. хобби;
  3. употребление пищи;
  4. признание;
  5. алкоголь;
  6. друзья;
  7. семья;
  8. достижение высокого уровня развития (как процесс, так и результат).

То, от чего человек будет получать наслаждение, зависит от его личности и уровня развития. Например, он может радоваться каждому заходу солнца, купленной книге, путешествиям или помощи нуждающимся.

Отвечая на вопрос: «кто есть такой гедонист», стоит помнить, что каждый представитель этого учения (мировоззрения, ) сам выбирает сферу и планку . Для кого-то это жареная картошка от любимой жены, для другого – изысканное блюдо в ресторане каждый раз с новой девушкой.

Настоящие гедонисты, которые несут в себе такую философию жизни, склонны к саморазвитию (в отличие от ). Поскольку безмерное употребление алкоголя и наркотиков — удел зависимых людей.

А они должны возбуждать в себе все новые и все более изысканные желания (хотелки), чтобы всегда иметь возможность получать полное наслаждение и чтобы это не надоедало (не приедалось).

Такие люди не терпят чувство долга. Если им сказать, что они кому-то чем-то обязаны, то это их приводит в расстроенные чувства и появляется недоброжелательность к собеседнику. Любые обязанности противоречат их легкому жизненному настрою. Но при этом гедонисты могут быть ответственными и сами контролировать ситуацию.

Является ли гедонизм синонимом к эгоцентризму? Только в стремлении познать свою личность, чтобы удовлетворить свои желания, а не навязанные кем-то. Также его цель может состоять в принесении счастья другим, а .

Гедонизм в современном мире

Из-за темпа современной жизни, человек несет на себе очень много обязанностей и рутинных дел, которые он должен выполнять для выживания в социуме. Большой информационный поток утомляет нас, и от этого мы становимся хронически недовольными.

Поэтому всё больше людей присоединяются к течению гедонизма, чтобы получить наслаждение уже сейчас . А не работать с раннего утра и до позднего вечера, чтобы где-то потом приобрести на старость квартиру.

Изобилие приятных вещей и разнообразных развлечений позволяет достигать удовольствия прямо сейчас. Гедонисты стремятся к тому, чтобы приобрести самое лучшее, поскольку часто считают, что именно оно может принести счастье. Например, дорогие алкогольные напитки, кожаный диван.

В социуме начали различать здоровый и нездоровый гедонизм . К первому относят удовлетворение своих желаний, не принося вред окружающим людям и среде. Ко второму – противоположная позиция. Когда человек для получения наслаждения готов пренебрежительно отнестись к чувствам других или морали, законам.

Примеры чрезмерного гедонизма

Существует много примеров в истории, когда гедонизм вышел за допустимые рамки и оставил негативный отпечаток для общества:

  1. Во времена золотой лихорадки в Калифорнии люди кинулись искать драгоценный металл, чтобы быстро разбогатеть. Они покинули свои дома и жили в специальных лагерях. Туда привозился опиум, и люди, желая получить хотя бы иллюзорное удовольствие, становились наркоманами и не могли ничего уже добыть.
  2. После революции во Франции, гашиш был распространенным способом достижения удовольствия. Почти все высокоинтеллектуальные люди того времени променяли свои высокие идеалы на удовольствия такого сомнительного рода.
  3. Во время сухого закона запретили еще один способ наслаждения – алкоголь. Однако в подпольных клубах его разливали всем желающим и способным заплатить. Даже те, кто не имел пристрастия к спиртному раньше, теперь хотели получить то, что запретили во всей Америке (запретное удовольствие).
  4. Эпоха хиппи. Они принимали психоделические вещества, а также выступали за , выключая и половые связи. Находили счастье в свободе и фенечках на руках. В итоге их субкультура затерялась среди сотен других.

Если прислушиваться к своим желаниям и при этом стремиться к саморазвитию , а не получать удовольствия за счёт других, то гедонизм как течение и философия жизни нормально сосуществует с другими жизненными позициями. Во всяком случае, так было до сегодняшнего дня.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое месть - ее психология, негативный фактор для мстителя и как избавиться от желания мстить Что такое жизнь - определение и 4 главных этапа жизни человека Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Социопатия - что это такое и кто такие социопаты Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости

Появление гедонизма, как этико-психологического учения, берёт своё начало ещё в Древней Греции. Считается, что родоначальником гедонизма был древнегреческий философ Аристипп (435 – 355 гг. до н. э.). Что же подразумевает данное понятие и кого можно назвать гедонистом?

Что такое гедонизм?

Значение определений из различных научных источников сводится к понятию гедонизма как этического учения, согласно которому смысл жизни человека заключается в постоянном стремлении получать наслаждение и всевозможные удовольствия буквально от всего, что его окружает.

Это учение рассматривает чувственную радость, удовольствие, наслаждение как главную цель, мотивацию к жизни, или доказательство нравственности.

Гедонистический образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое направлено на получение наслаждения , причём наслаждения как на физическом (от приёма вкусной пищи, интимной близости с партнёром, проживании в комфортных условиях, ношения удобной и качественной одежды и т. п.), так и на духовном уровне (от чтения книг, посещения театров, прослушивания музыки и т. п.).

Чаще всего представитель гедонизма – гедонист – стремится получать больше удовольствия от физических вещей и занятий.

Гедонизм в философии

Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер : с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.

Говоря об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур , который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм , в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.

Высочайшее наслаждение, как утверждал Эпикур, заключается в полном избавлении от боли и страдания. Следовательно, состояния счастья можно достичь, просто освободившись от боли и беспокойства и через умеренное пользование земными благами – атараксии.

В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).

Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама . Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:

  1. получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
  2. полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
  3. главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
  4. постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.

Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.

Кто такие гедонисты?

Это люди, которые на протяжении своей жизни придерживаются принципов гедонизма. Первичной целью для них является получение всевозможных удовольствий и наслаждений; они всячески стремятся к уменьшению страданий.

Все старания гедонистов направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Полноценная жизнь, по мнению гедониста, есть совокупность приятных ощущений.

Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это является несомненным поводом для того, чтобы уделить этому занятию всё своё внимание и свободное время до тех пор, пока новое увлечение не сменит старое. Это тот, кто с большим интересом заводит новые знакомства для дружбы или любви, но как только их новизна блёкнет, он тут же находит себе новые привязанности. Поскольку для гедониста ценно только то, что происходит с ним в настоящий момент , он ради минутного удовольствия готов совершать такие поступки, которые могут впоследствии принести ему немало печали.

Безусловно, ещё одна отличительная черта гедонистов – это чрезмерная демонстративность их поведения и стремление находиться в центре внимания . И это тому доказательство:

  1. Они придают чрезмерно большое значение собственной внешности, без их пристального внимания не останется ни одна модная тенденция, причём не только актуальная, но и в перспективе;
  2. Несомненно, им может быть отведена роль законодателей моды;
  3. Они – первооткрыватели новых, экстраординарных, почти неизвестных широкому кругу людей марок.
  4. Они экспериментируют с огромным наслаждением: надевают одежду креативных оттенков, обожают смешивать разные стили.

Для них характерно импульсивное поведение, и покупки очень часто совершаются быстро; этот человек берёт с витрины магазина первую понравившуюся самую яркую вещь и даже не раздумывает над её приобретением. Одежда, как и образ гедониста в целом, должны быть выражением их жизненного кредо: «Я уникален и достоин только вашего восхищения!». Кроме того, для гедонистов важно ощущение своей обезоруживающей привлекательности, поэтому они, несомненно, остановят свой выбор на той одежде, что подчёркивает их исключительность и красоту.