Болезни Военный билет Призыв

Перинатальная психология. Перинатальный психолог – кто такой? чем занимается? Перинатальная психология: основные положения

В древние времена беременность считалась неким чудесным, особенным состоянием, даром божиим, а роды – чем-то таинственным и священным. До сих пор существуют племена, почитающие беременную женщину как богиню. В нашем цивилизованном обществе мы уже не так благоговейно относимся к беременным, но по-прежнему мало что знаем о жизни человека в лоне матери. Мы плохо представляем, что он чувствует и как. Приоткрывает эту тайну перинатальная психология.
Перинатальная психология появилась не так давно, неполных сорок лет назад. Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери (плода) или только что появившегося на свет (новорожденного), его связи с матерью, влияния ее психологического состояния на ребенка.
Ученые утверждают, что у плода есть психическая жизнь и долговременная память.
Оказывается, перинатальный период оказывает огромное влияние на будущее человека. В подсознании человека откладывается то, что происходило с ним в утробе, во время и после родов. В дальнейшем эти события влияют на то, как он будет вести себя в определенных ситуациях, каким станет.
Перинатальные события можно разделить на следующие этапы: беременность, роды и послеродовой период.

Беременность

На этом этапе формируется жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться к различным условиям. Мамочки, учитесь любить ребенка в своем животике, даже если его появление стало для вас не очень приятным сюрпризом!
Многие ученые утверждают, что базовый психический и физический потенциал желанного ребенка гораздо выше. Дети же, которых не желали, плохо спят, легко расстраиваются и долго не могут успокоиться. Они, как правило, физически слабее желанных детишек.
Вы когда-нибудь задумывались, почему беременных просят не волноваться и избегать стрессовых ситуаций? Дело в том, что ребенок, находящийся в животике матери, очень чувствителен к ее настроению. Он видит, слышит, чувствует вкус и прикосновения. Ребенок видит «большой мир» глазами мамы, воспринимает его через призму её эмоций.
Как ему это удается? Частично – при помощи гормонов, которые поступают к ребенку через плаценту. Частично – при помощи электромагнитного поля мамы.
Ученые полагают, что мама и ребенок общаются друг с другом при помощи электромагнитных волн миллиметрового диапазона.
Вероятно, какая-то часть информации передаётся через водную среду организма матери. Однако малыш уже в утробе может проявлять самостоятельность. У него есть осязание (примерно с десятой недели плод чувствует прикосновения). С восемнадцатой недели беременности ребенок начинает пить околоплодные воды и различать вкус. Внимательно следите за своим меню. Вы можете научить своего будущего ребенка кушать «не то».
Слуховой аппарат формируется примерно к двадцать второй неделе, но внешние шумы дети слышат плохо. Им мешает шум работы внутренних органов матери. Зато саму маму они слышат просто отлично. Так что рекомендуем будущим мамам читать вслух, напевать песни и просто разговаривать со своим малышом. Этим лучше заниматься, когда малыш бодрствует. Периоды его бодрствования определить несложно. Как правило, в это время ребенок активно шевелится. Будет просто замечательно, если ежедневно в один из периодов бодрствования малыша вы пообщаетесь с ним таким образом: прикоснетесь к какой-нибудь точке на вашем животе и что-нибудь ему скажете, например: «Здравствуй, малыш». Постепенно ваши разговоры станут длиннее, а на прикосновения малыш будет отвечать своими толчками. К этой игре можно привлечь папу и старших детей. Только учтите, что у каждого должна быть «своя» часть живота для прикосновений и «свой звуковой код». Такая игра, во-первых, развивает осязание и слух малыша, а во-вторых, благоприятно воздействует на его эмоциональное развитие. Еще не родившись, он знает, что его любят.
К двадцать четвертой неделе зрачки ребенка начинают реагировать на свет. Одни ученые считают, что в матку попадает красная часть спектра, другие думают, что там царит полная темнота. А вот запахи ваш малыш научится различать лишь, когда родится. В утробе он будет доверять вашему обонянию.

Роды

Этот перинатальный период определяет, кем станет ребенок в «большой» жизни (будет он жертвой или победителем), как будет бороться за место под солнцем (активно двигаясь к намеченной цели, или, ожидая у моря погоды).
Ученые считают, что естественные роды как нельзя лучше влияют на будущее вашего малыша во внешнем мире. Многое в этом процессе зависит от умения мамы интуитивно понимать что, когда и как делать, умения чувствовать своего ребенка. Стимуляция родов разрывает взаимодействие матери и плода, ускоряя процесс помимо их воли, заставляя ребенка чувствовать себя жертвой, поэтому прибегать к ней стоит только по медицинским показаниям. При плановом кесаревом сечении всё происходит безболезненно для малыша, он не ощущает страха. Однако многие ученые считают, что борцом ваше дитя в этом случае, скорее всего, не будет, и не рекомендуют прибегать к кесареву сечению без необходимости.
Хотите, чтобы ваш ребенок был борцом? Правильно ведите себя при потугах, и тогда малыш будет в своей жизни более напористым в выполнении поставленных задач, объективно воспринимать и соответствующе поступать в различных ситуациях.
Вести себя при схватках и потугах нужным образом поможет дыхание. С его помощью можно уменьшить боль. Правильно дышать при родах можно научиться самостоятельно (сейчас есть огромное количество литературы, посвященной этому вопросу) или на курсах для беременных. Во время родов постарайтесь внимательно слушать, что говорит вам акушерка, и по возможности точно выполнять ее команды. Огромную помощь и поддержку во время родов может оказать муж (или другой родственник, например, мама). Совместные роды имеют множество плюсов. Во-первых, во время схваток вы не будете находиться один на один с болью. Рядом с вами будет близкий человек, который сможет отвлечь, поддержать добрым словом и помочь контролировать ситуацию. Во-вторых, не секрет, что близкого человека легче воспринимать, чем незнакомого, особенно в стрессовой ситуации, а роды – это все-таки стресс, и слова акушерки, повторенные вашим мужем, дойдут быстрее до вашего сознания. Главное, чтобы человек, которого вы берете с собой в роды, был действительно надежным.

Послеродовой период

На этом этапе, по словам ученых, формируется отношение человека к свободе, своим силам и возможностям. Именно поэтому при естественных родах ребеночка сразу же кладут на живот матери. Он видит свою маму, чувствует её тепло. Одним словом, малыш чувствует себя защищенным и привыкает к свободе постепенно. Она его не пугает. Сразу после рождения, ещё не взяв грудь, малыш разглядывает мамино лицо широко распахнутыми глазами. Он как бы заново знакомится с ней. Этот процесс называется бондинг. Психологи утверждают, что именно во время этого разглядывания формируется устойчивая эмоциональная связь между матерью и ребенком. Просто замечательно, если рядом с новорожденным в этот момент окажется и папа, которого малыш раньше только слышал, – он тоже будет вовлечен в процесс бондинга – установления первого эмоционального контакта. Пусть папочка возьмет новорожденного на руки, прижмет к себе (лучше всего, если это будет контакт «кожа к коже»), поговорит с ним. Особенно большое значение присутствие отца имеет в случае кесарева сечения. Пока врачи «колдуют» над мамой, ребенок будет находиться на попечении папы.
Если так сложатся обстоятельства, что дитя в течение длительного промежутка после родов не сможет быть со своей матерью, то в дальнейшем любая самостоятельность для него может быть оказаться в тягость. Однако такое положение дел можно исправить грудным вскармливанием до года, хорошим уходом, нежностью и любовью.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание – очень важный момент, который влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Для грудничка нет ничего полезнее и питательнее маминого молочка. Ни одна, даже самая лучшая смесь не сможет полностью обеспечить его потребности в полезных веществах. Грудное молоко – самая лучшая профилактика различных заболеваний.
Состав молока индивидуален и идеально подходит только одному малышу. Состав этот меняется в течение суток и дней жизни новорожденного.
С точки зрения эмоций – это ниточка, которая связывает мать и дитя. Они по-прежнему составляют единое целое, но не в физическом, а в психоэмоциональном плане. Новорожденный очень чутко чувствует настроение матери. Зачастую, когда мама чем-то расстроена, малыш тоже ведет себя беспокойно, кричит, капризничает. Постарайтесь, быть как можно спокойнее. Избежать перепадов настроения, возможно, не удастся, но смягчить их поможет аутотренинг, забота и помощь близких (особенно мужа).
Ещё одним очень важным фактором, влияющим на эмоциональное развитие ребенка, является внимательное, чуткое отношение его родителей к нему и друг к другу. Проводите как можно больше времени все вместе, улыбайтесь своему крохе, чаще держите его на руках. Новорожденный испытывает так называемый «тактильный голод», поэтому постарайтесь. Ваши прикосновения для него жизненно необходимы.
Ученые доказали, что ребенок развивается быстрее, если с самого рождения достаточно много контактирует с родителями, происходит общение через прикосновения. Т.е. касания при каждом переодевании, купании, кормлении, ношении на руках, массаже, упражнениях имеют огромное значение.
Возможно, некоторые гипотезы перинатальной психологии кажутся сомнительными. Однако эта наука заставляет основательно задуматься о том, что внутри беременной женщины находится не просто плод, а развивающаяся личность. Ребенок внутри утробы – это не просто физиологическое нечто, это человек, обладающий своей психической жизнью, и от вас, милые женщины, от того, как вы вели себя во время беременности, родов и первые часы после них, во многом зависит его будущее.

Учебное пособие дает основное представление о перинатальном периоде, об адаптации новорожденного; формировании психологической симбиотической связи в диаде «мать – плод», «мать – новорожденный», представляет психологические аспекты перинатальной помощи и пренатальной педагогики. Пособие ориентировано на студентов психологических вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перинатальная психология (Г. Н. Чумакова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1. Методологические основы, история развития перинатальной психологии

1.1. Методологические принципы и концепции в перинатальной психологии

Определение науки

Перинатология первоначально возникла как наука, которую Г. Крайг определил как раздел медицины, изучающий здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, пренатальный период, роды и первые месяцы постнатального периода. Наш соотечественник, психотерапевт И. В. Добряков сделал акцент на перинатальной психологии – области психологической науки, изучающей психические и психологические процессы, происходящие в системе «мать – дитя» и связанные с зачатием, беременностью, родами и развитием ребенка до трехлетнего возраста.

Сегодня ученые склонны к следующему определению: перинатальная психология (ПП) – новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах жизни. Выделяют три фазы перинатального периода:

Пренатальная (антенатальная, т. е. внутриутробная) – с 22-й недели внутриутробного развития до момента начала родовой деятельности;

Интранатальная – с начала родовой деятельности до ее окончания;

Постнатальная (ранняя неонатальная) первая неделя жизни ребенка.

Поздняя фаза неонатального периода (периода новорожденности) с 7-го по 28-й день жизни не входит в современное определение перинатальной психологии, как и постнеонатальный период, или грудной, который продолжается с окончания неонатального периода по 365-й день.

Истоки науки

Перинатальная психология как наука берет свое начало в житейской и научной психологии. В целом современная пренатальная практика, обеспечивающая оптимальные условия внутриутробного развития ребенка, опирается на спонтанное мировоззрение; обобщения, автономно возникающие в самой пренатальной практике; теории беременности и внутриутробного развития человека, основанные на фактологии эмпирико-аналитических наук; феноменологию беременности, полученную средствами гуманитарных наук (Шмурак Ю. И., 1997).

Народные традиции

Истоки перинатальной психологии уходят в глубину веков. Народные традиции разных стран с особым вниманием относились к положению женщины, ожидавшей рождения ребенка. В этих традициях заложены глубокие знания житейской психологии. Пренатальный период воспринимался как база формирования будущей личности, на которой создается идеал человека для конкретного общества. Во всех народных культурах зарождение новой жизни было великим таинством, поэтому период беременности имел много предписаний и запретов.

Существовала своеобразная «эмбриональная педагогика», которая была направлена на установление прочных основ материнско-детской привязанности и воспитание здорового поколения. У всех народов нормальное воспроизводство связывалось с требованиями внимательного и бережного отношения к рождению, сохранению и воспитанию нового поколения. Издревле существовали определенные рациональные и иррациональные элементы, составлявшие строгую систему требований поведения беременной женщины в обществе и бытовой жизни, которая передавалась из поколения в поколение. Запреты, установленные на время беременности, были направлены на создание благоприятных условий физического и психического состояния женщины. Так, во время посевных работ беременная не принимала в них участия из-за приметы, связанной с плохим урожаем, тем самым освобождаясь от тяжелой физической работы, которая могла повредить ей и ребенку. Беременным запрещали присутствовать на пожаре, похоронах, при ссорах и брани, не поощрялась их раздражительность, злобливость, взбалмошность, скандальность и упрямство – то, что ставило под угрозу благополучие будущего ребенка. Традиционные правила для беременной свидетельствовали о заботе формирования психического и физического здоровья будущего ребенка, о развитии у него необходимых положительных черт характера. Поэтому поощрялось то, что благоприятно действует на здоровье и настроение беременной – созерцание прекрасных видов, пейзажей, маленьких детей.

Беременная женщина, как правило, скрывала факт своей беременности, так как считалось, что лучше всего дитя развивается тогда, когда об этом никто, кроме матери, не знает. Запрещалось открыто интересоваться положением женщины в связи с беременностью, считалось, что этим можно навести на беременную и будущего младенца порчу. Поэтому окружающие таких расспросов избегали, опасаясь подозрений в злом умысле. Все родственники, которые жили одной семьей в пределах дома, и соседи подыгрывали ей и не задавали прямых вопросов о беременности и сроке родов. Спросить женщину об этом могли только муж, ее собственная мать и свекровь, когда были уже уверены, что беременность состоялась.

На Русском Севере с древности существовало представление о том, что ребенок зарождается в три дня. Женщина тщательно скрывала от всех зарождение ребенка. Когда же она чувствовала, что ребенок шевелится, то с этого дня начинала читать каждую ночь молитву: «Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостливая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам».

Когда домашние догадывались, что женщина беременна, они начинали проявлять к ней повышенную заботу и чуткость, не упрекали, если она хотела отдохнуть, старались ее не расстраивать, не бранить, берегли от тяжелых работ. Особенно следили, чтобы она «не встряхнулась» и «не была зашиблена». Если беременная, несмотря на уговоры, по-прежнему продолжала работать, то домашние находили предлог, чтобы поручить ей другое дело, где бы она не так сильно утомлялась. Забота родственников возрастала по мере приближения родов и достигала наивысшей точки непосредственно перед ними. Ей не позволяли выполнять работы, связанные с поднятием тяжестей, требующие напряжения и больших физических усилий. Помимо мужа и родственников на такие тяжелые работы приглашали даже соседей.

Народная культура предписывала беременной соблюдать нравственную чистоту, т. е. жить праведно, не произносить «черных слов», не обижать скотину и домашних животных, не красть и т. д. Женщины знали, что их неблаговидные поступки могут отразиться на судьбе и здоровье будущего младенца.

Бездетные женщины и молодухи первого года замужества приходили к ней с богатыми подарками, чтобы почерпнуть от нее силы плодородия.

Образ беременной в русской народной культуре связан с представлениями о добре и благополучии. До сих пор повсеместно считается, что встреча с беременной предвещает удачу. Хорошей приметой считается, если в доме переночует беременная – в нем не будут переводиться деньги или в семье произойдет приятное событие. Это же поверье распространяется и на молодоженов. Пожилые люди, знающие его, стараются оставить на ночлег гостей-молодоженов или беременную женщину. Если женщине снится во сне, что она беременна, то это к успеху.

Все желания беременной выполнялись, так как считалось, что этого требует ее будущий ребенок.

Существовали всеми признанные правила:

– нельзя отказывать беременной в просьбе что бы то ни было купить;

– нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли в гости в дом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок;

– нельзя оскорблять и ругать беременную даже за глаза, устраивать в ее присутствии скандалы или ссоры, браниться и выяснять отношения и тем более драться, чтобы не испортить характер ребенка;

– нельзя таить на беременную обиду. Если она просила прощения, было грехом не извинить ее. Однако всегда старались предупредить эту ситуацию и спешили сами уладить отношения. Существовал обычай «прощеных дней», когда все родственники за 1–2 мес. до родов приходили просить прощения у беременной, а она в свою очередь просила прощения у них. Такие обряды, когда прощались все вольные и невольные обиды, могли повторяться буквально каждую неделю, поскольку считалось, что не прощенная, не снятая с души обида могла «связать» роды и привести к несчастью;

– необходимо кормить беременную лучшими продуктами, удовлетворять все ее желания и прихоти в еде. Отказ в этом считался непростительным грехом;

– оберегать беременную от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, чтобы ей не попадалось на глаза что-либо некрасивое или уродливое;

– необходимо ограждать беременную от тяжелых работ, а если этого невозможно избежать совсем, то обязательно нужно ей помогать. Беременная никогда не выполняла работы, связанные с подъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания и все то, что могло навредить будущему ребенку. Также ее берегли от падений и ушибов, поскольку это могло привести к травме или гибели внутриутробного плода, вызвать преждевременные роды. Но двигательная активность беременной не ограничивалась полностью. Ей необходимы физические нагрузки определенного характера, такие как ходьба, наклоны, повороты, которые помогают благополучно разродиться;

– необходимо было окружать беременную атмосферой доброжелательности и чуткости; проявлять по отношению к ней заботу и ласку, так как полагали, что их отсутствие портит характер младенца; следовало прощать беременной все ее странности и потакать всем ее фантазиям. Считалось, что таким образом в ней говорит душа ребенка (Цареградская Ж. В., 2002).

Таким образом, старые традиции включали рациональный подход к природе человека, умелое использование в повседневной бытовой жизни знаний о бессознательных механизмах работы его психики. Знакомство с народными традициями помогает понять, что формирование характера человека начинается еще в утробе матери.

Научные традиции

Перинатальная психология первоначально появилась в рамках психоаналитических моделей Г. Х. Грабера – ученика З. Фрейда, в рамках психологии развития Р. Шиндлера и эмбриологии Э. Блехшмидта. В начале XX в. З. Фрейд обращал внимание на события периода пренатального онтогенеза, которые накладывают глубокий отпечаток на всю последующую жизнь человека. Большой вклад в развитие перинатальной психологии также внесли исследования лаборатории профессора Петера Федор-Фрейберга по психонейроэндокринологии беременности и родов, соединив психологию и медицину.

Особое значение в развитии перинатальной психологии имеет теоретическая база одного из основателей трансперсональной психологии С. Грофа. Выведенная им теория базовых перинатальных матриц (БПМ) позволила рассмотреть весь процесс переживания беременности, родов и послеродового периода с позиции ощущений и переживаний ребенка. Перинатальный процесс тесно связан с биологическим рождением, но также включает в себя важные психологические, философские и духовные измерения. Эти матрицы имеют фиксированные связи с определенными группами воспоминаний из жизни человека и представляют собой динамические управляющие системы, несущие собственное специфическое содержание биологического и духовного характера. Биологический аспект перинатальной памяти состоит из конкретных и довольно реалистических переживаний, связанных с индивидуальными стадиями родовой деятельности. Кроме того, в каждом шаге биологического рождения присутствует специфическая духовная составляющая (см. рисунок).

Первая перинатальная матрица – безмятежное внутриутробное существование. Это переживание космического единства, происходящее в «Матрице наивности», в которой формируется жизненный потенциал человека, его способности и возможности к адаптации в послеродовой период. Желанные дети имеют высокий базовый психический потенциал.

Вторая перинатальная матрица – начало родов. Оно адекватно переживанию чувства всеобъемлющего поглощения, имеет название «Матрица жертвы». Формируется с первого периода родов: сжатие в закрытой маточной системе соответствует переживанию «нет выхода» или аду; продолжается матрица до момента раскрытия шейки матки. Ребенок регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери. Родостимуляция, к которой персонал в отдельных случаях прибегает в родовом зале, формирует патологическую направленность в «Матрице жертв».

Третья перинатальная матрица включает проталкивание через родовой канал во второй период родов и имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением. Она имеет название «Матрица борьбы» и характеризует активность человека в те жизненные моменты, когда от его активности или выжидательности ничего не зависит.

Четвертая перинатальная матрица, «Матрица свободы», метафизическим эквивалентом имеет завершение родового процесса и извлечение плода, когда происходит переживание смерти Эго и повторного рождения. Матрица начинается с момента рождения, а завершиться может в разные сроки у разных людей: после семи дней жизни, в первый месяц жизни или в течение всей жизни. Причем если ребенка разлучают с матерью сразу после рождения, то свободу и независимость он может воспринимать как обузу.

В основу философских взглядов выделенных перинатальных матриц положены представления о непрерывности человеческой жизни, взаимозависимости всех стадий развития и неотделимости части от целого, единстве всех уровней организма – биологического, психологического, социального.

Отечественная наука поддерживала идею о единстве психики и сомы (тела). И. П. Павлов писал, что невозможно отделить в инстинктах (безусловных сложных рефлексах) физиологическое, соматическое и психическое, то есть переживание определенных эмоций, например гнев, голод или половое влечение.

Отечественный психолог Б. Г. Ананьев обосновал методологию, раскрывающую комплексный подход к развитию человека и его изучению. Б. Г. Ананьев объединил раздробленные науки о человеке и создал системную модель человекознания, в которой обобщил исследования о человеке как личности и индивидуальности. Он подчеркивал необходимость философского обобщения знаний о человеке. В каждом из четырех предложенных разделов нового синтетического человекознания есть место перинатальной психологии:

– человек как биологический вид;

– онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

– изучение человека как личности;

– проблема человечества.

Так как существует множество характеристик и их взаимосвязей, то невозможно изучить человека в отсутствие исследования его внутриутробного существования, что позволяет сделать перинатальная психология.

В 90-е гг. XX в. перинатальная психология активно развивается в России. Объединяются усилия психологов, медиков различных специальностей: акушеров-гинекологов, акушерок, педиатров, неонатологов, нейрофизиологов, генетиков, психотерапевтов; специалистов других профессий: экономистов, музыкантов, валеологов, философов, педагогов, представителей общественности. Главными приоритетами в развитии отечественной перинатальной психологии являются взаимозависимость «соматического» и «психического», составляющая единую энергоинформационную систему. Важным аспектом является положение о непрерывности человеческой жизни, где все стадии развития являются важными, взаимозависимыми и неотделимыми от целого, представленного неразделимым организмом со всеми функциями и уровнями: биологическим, психологическим и социальным, а физиологические, биохимические, эндокринные, психологические процессы составляют единое целое. В то же время человеческое развитие начинается с принятия решения сделать рождение началом новой жизни, что накладывает особую ответственность на родителей. Улучшение качества новой жизни зависит от качества проявляемой заботы и внимания до, во время и после рождения ребенка не только со стороны матери, но со стороны отца и всей семьи, окружающей социальной среды, общественных организаций.

Перинатальная психология как наука сумела доказать, что пренатальная стадия жизни является первой экологической позицией человеческого существования, поэтому на мать возлагается особая миссия, так как качество и ценность ее жизни отражаются на ребенке.

Связь перинатальной психологии с другими науками

Перинатальная психология находится на стыке различных областей науки, прежде всего психологии и медицины.

Медицина. При стрессе надпочечники матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка.

Акушерство и неонатология: обоснование и разработка технологии по дородовой охране матери и ребенка с биологической, психологической и социальной точек зрения для организации первичной профилактики психических и/или соматических расстройств и заболеваний.

Перинатальная психология является одной из составляющих общей науки психологии, опирается на знания других психологических наук.

Общая психология. Психическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка во время беременности и родов объясняют тонкими механизмами психической жизни человека на первых этапах его развития: пути получения и процесс восприятия информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка, наличие и проявление чувств, разнообразных эмоций, их длительность и интенсивность, характер и содержание, соотношение психического и соматического у неродившегося.

Психология эмоций. Состояние хронического психоэмоционального стресса негативным образом воздействует на состояние здоровья родителей, их репродуктивную систему, отражается на развитии последующего поколения людей.

Психология здоровья: рождение здоровых психически и физически, воспитанных на философии ненасилия, умных и уверенных в себе, наполненных любовью к окружающим, легко адаптирующихся в социальной среде и бережно относящихся к природе.

Педагогика. Беременность влияет на формирование личности, которая, как писал В. Н. Мясищев (1995), является динамичным, подверженным многочисленным внешним социальным воздействиям, изменяющимся формированием. Ожидание ребенка является субъективно значимой ситуацией для семьи (положительной или отрицательной), вносит в ее жизнь много изменений.

Таким образом, современные достижения в области медицины дают возможность изучать условия жизни в матке и реакции плода на различные стимулы. Современная перинатальная психология позволяет исследовать глубинные области человеческой психики и проследить возникновение человеческой личности на самом раннем развитии, еще до рождения. Пренатальная стадия жизни является первой экологической позицией человеческого бытия, где ребенок находится в плодотворном диалоге со своей матерью и ее биологическим и психологическим окружением.

1.2. История развития перинатальной психологии

Официальная история перинатальной психологии началась в 1971 г., когда в Вене впервые было организовано Общество пре– и перинатальной психологии. Инициатором его создания стал Густав Ханс Грабер (ученик З. Фрейда), который сформировал исследовательскую группу по пренатальной психологии. Впоследствии в 1982 г. во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP), ставшая основой для создания подобных организаций в других странах мира, позднее объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования. Толчком к этому в 1983 г. стал первый Американский конгресс по пренатальному воспитанию, проходивший в г. Торонто.

В 1986 г. в Австрии (г. Бодгайстен) состоялся первый Международный конгресс под девизом содействия перинатальной психологии и профилактической медицине и была создана Международная ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine – ISPPM), первым президентом был избран швейцарский профессор Густав Ханс Грабер. На конгрессе были рассмотрены вопросы профилактической психологии и профилактические аспекты социально ориентированных профессий. С 1989 г. издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, выходящий четыре раза в год на английском и немецком языках.

Последующие конгрессы ISPPM проходили каждые три года: в г. Иерусалиме (Израиль) под девизом «Неожиданная встреча с неродившимся ребенком» (1989), в г. Кракове (Польша) «Неродившийся ребенок в семье» (1992), в г. Гейдельберге (Германия) – «Время, чтобы родиться» (1995).

Президентами в разное время избирались такие ученые, как Густав Ханс Грабер (Швейцария), Роберт Шиндлер (Австрия), Петр Федор-Фрейберг (Швеция), Рудольф Клаймек (Польша), Людвиг Янус (Германия).

С 1989 г. издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, который основал П. Федор-Фрейберг. Объем журнала более 500 страниц, выходит 4 раза в год на двух языках – английском и немецком.

В России официальная история перинатальной психологии началась с первой конференции по перинатальной психологии в акушерстве, которая была проведена весной 1994 г. в роддоме № 12 Санкт-Петербурга (Е. Л. Лукина, Н. П. Коваленко). А первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в г. Иванове в 1994 г.

В 1998 г. в структуре Международного института психологии и управления (МИПУ) была учреждена Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины (руководитель – Н. П. Коваленко). При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. 2004 г. считается годом рождения ежеквартального научно-практического журнала «Перинатальная психология и психология родительства», издаваемого в Москве.

Рост интереса к проблемам перинатальной психологии усматривается в том, что в 1996 г. состоялись четыре международные конференции по перинатологии: январь – г. Монако, май – г. Страсбург, июнь – г. Тампере, сентябрь – г. Санкт-Петербург.

Сегодня в России в направлениях перинатальной психологии активно развиваются концепции психофизиологии материнской доминанты (А. С. Батуев, В. В. Васильева), перинатальной психотерапии (И. В. Добряков), психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Г. Г. Филиппова), девиантного материнства (В. И. Брутман), трансперсонального направления перинатальной психологии (Г. И. Брехман, Ш. С. Ташаев), практическое приложение перинатальной психологии и коррекции беременности (Н. П. Коваленко), подготовки к родительству (М. Е. Ланцбург).

1.3. Связь перинатальной психологии и перинатальной психотерапии

Перинатальная психология, как уже говорилось, изучает развитие психики на ранних этапах онтогенеза, до рождения ребенка; структуру и содержание репродуктивной сферы родителей в онтогенезе, являющиеся условиями развития ребенка; а также влияние раннего опыта на психику человека после прекращения диадической и симбиотической связи с матерью.

Проблема деятельности психолога-перинатолога на сегодня находится на стадии научной разработки. В родовспомогательных учреждениях России должность психолога-перинатолога только вводится и служит для организации помощи беременным в познании материнства (Суркова Л. М., 2004). Психолог-перинатолог работает с женщинами в период беременности и новорожденности ребенка.

Л. М. Суркова обосновала в своем исследовании введение должности психолога-перинатолога. В функциональных обязанностях этого специалиста выделяются несколько блоков, в том числе организационный уровень, который требует самоорганизации психолога в медицинском учреждении из-за отсутствия четкого определения сфер приложения работы психолога у руководителей. Личностный уровень требует от психолога-перинатолога особых качеств – эмпатии, стрессоустойчивости, наличия высокого интеллекта и широкого кругозора, необходимости личного опыта рождения детей. Психолог-перинатолог должен работать с семьей, рассматривать деторождение в свете психического здоровья матери и ребенка. В отдельных случаях проводит работу не только с семьей, но и с ближним окружением беременной. Главный этический принцип в работе с беременными и их семьями – «Не навреди!».

Выделяют пять разделов перинатальной психологии и перинатальной психотерапии:

1) психология и психотерапия раннего развития человека;

2) психология и психотерапия родительства и репродуктивной сферы в целом;

3) системная семейная психология и психотерапия, ориентированная на проблемы репродукции, ожидания и раннего развития ребенка;

4) психосоматика и прсихофизиология раннего развития ребенка и репродуктивной сферы родителей;

5) изучение влияния пре– и перинатального опыта на психику взрослого человека и психопрофилактическая и психокоррекционная работа с возникающими проблемами пре– и перинатального периодов.

Перинатальная психотерапия как практическое приложение перинатальной психологии осуществляет свое воздействие на жизнь человека с целью оптимизации и коррекции условий развития личности на разных этапах онтогенеза, актуализации в психике взрослого человека неадекватных перинатальных и диадических интроектов. Основная цель перинатальной психотерапии – оптимизация базовых личностных образований, таких как внутренняя модель «Я – Мир», субъектно-объектные отношения, качества привязанности, содержание репродуктивной сферы, формирующейся с раннего возраста через отношения в диаде «мать – дитя» и системе «диада – отец». В коррекции и терапии нарушенных диадических отношений выделен важный подготовительный этап до зачатия и постдиадический период развития личности.

В перинатальной психотерапии изучаются условия и механизмы психотерапевтического воздействия и разрабатываются методики и техники практической работы.

Предметом перинатальной психологии и перинатальной психотерапии определено развитие психики от зачатия до окончания диадических отношений «мать – дитя» (до возраста трех лет).

Объект изучения и воздействия перинатальной психологии и перинатальной психотерапии – диада (система «мать – дитя»), а в постдиадическом возрасте объектом являются диадические интроекты в психике человека.

В перинатальной психотерапии активно применяются приемы когнитивной и эмоционально-рациональной психотерапии, арт-терапии и музыкальной терапии.

Методы перинатальной психотерапии опираются на то, что во второй половине XX в. утвердились представления о влиянии родового процесса и внутриутробного опыта на формирование различных психических свойств человека и проявление их во взрослой жизни. Актуальны стали понятия «перинатальный опыт», «перинатальный след», «перинатальные травмы». Но эти понятия относятся уже ко взрослому человеку, поэтому используемые методы основаны на введении пациента в измененные состояния сознания через трансовые, медитативные и релаксационные приемы.

Отечественная перинатальная психотерапия использует синтез зарубежных и отечественных теорий психологии: западные теории привязанности (Дж. Боулби), детский психоанализ (З. Фрейд и Анна Фрейд) и отечественный деятельностный подход к онтогенезу психики (например, концепция развития общения М. И. Лисиной); анализ диадических отношений в зарубежной когнитивной психологии и отечественная психофизиология и психология раннего когнитивного развития; теория объектных отношений (Д. Винникотт, М. Кляйн, Д. Пайнз) и отечественная младенческая психиатрия, детская и взрослая психосоматика. Методологической основой перинатальной психотерапии являются диадический подход и интегративная психотерапия.

Перинатальная психотерапия в России имеет три направления: клиническое, психологическое и консультационное.

Клиническое направление предполагает работу с нарушениями в развитии ребенка на всех этапах диадических отношений; с нарушениями репродуктивной сферы обоих полов; работу с пре– и перинатальными и диадическими проблемами, ведущими к психосоматическим нарушениям, а также с личностными нарушениями у взрослого. Решение поставленных проблем происходит с помощью психодиагностики психологической составляющей и психотерапии нарушений репродуктивной сферы у обоих полов; диагностики, психотерапии и психокоррекции нарушения диадических отношений как среды развития ребенка (программы раннего вмешательства, стандартизированные методы диагностики и воздействия); диагностики и психотерапии перинатальных и диадических проблем взрослого вследствие психосоматических и личностных нарушений.

Психологическое направление включает работу с проблемами репродуктивной системы, особенностями развития ребенка младенческого и раннего возраста, детско-родительскими отношениями, ранними супружескими и партнерскими отношениями, психосоматическими и личностными проблемами взрослого человека. Основные виды работы – системная семейная и клиент-центрированная психотерапия, позитивная, когнитивная и эмоционально-образная психотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, психодрама, поведенческая терапия, групповая терапия, тренинги. Работа направлена на мотивационную сферу клиента, ценностно-смысловые образования личности, репродуктивные установки, супружеские и родительские позиции, диадические интроекты, семейные сценарии, культуральные модели.

Консультационное направление включает подготовку к родительству, зачатию, беременности, родам, семейным отношениям после появления ребенка в семье, формирование родительской компетентности, рассказ о жизни диады и развитии отношений в ней, работу с медицинским персоналом по психологическому просвещению. Основные виды работы сосредоточены на консультировании, сопровождении, тренингах, реабилитационной работе, включают профилактику синдрома эмоционального выгорания, повышение эффективности командной работы, подготовку к родительству, формирование у персонала родильного отделения профессионально важных качеств, реабилитацию профессиональных стрессов.

В соответствии с вышеперечисленным можно сформулировать четыре основных направления перинатальной психотерапии по целям, объекту воздействия и специфике используемых средств воздействия:

– психодиагностика;

– работа с проблемами репродуктивного здоровья представителей обоих полов;

– работа с диадой;

– работа с перинатальными проблемами взрослого человека.

Перинатальная психология и перинатальная психотерапия связаны с другими дисциплинами: акушерством, гинекологией, андрологией, репродуктологией, перинатологией, педиатрией, взрослой и детской психиатрией.

Перинатальный психолог и перинатальный психотерапевт взаимодействуют со специалистами других областей медицины: лечащим врачом, психотерапевтами, клиническими психологами, участвуют в консилиумах.

Места работы перинатальных психологов и перинатальных психотерапевтов с клиентами – это женские консультации, родильные дома, центры репродукции и планирования семьи, перинатальные центры, гинекологические клиники, детские больницы, центры по выхаживанию новорожденных, клиники и центры по работе с нарушениями репродуктивной сферы родителей и раннего развития ребенка. Клинические базы соответствующих лечебных учреждений, специальные государственные и частные психологические, медико-психологические, социальные центры.

Принципы интегративной психотерапии и консультирования как основного метода в работе перинатального психотерапевта

Основными методами работы перинатального психотерапевта являются интегративная психотерапия и консультирование. При использовании этих методов необходимо учитывать следующие принципы:

– представление о человеке как системном образовании, имеющем три подсистемы – физиологию, сому, психику;

– существование в психике клиента раннего опыта и преобразование этого опыта в последующем в жизни;

– ориентация на диадические проблемы клиента через закон дифференциации – основной закон развития системы, согласно которому на ранних этапах онтогенеза структура системы, еще не являясь дифференцированной, позволяет ребенку проявлять себя интегрально, реагируя на любое физическое и психическое воздействие среды всем организмом – целостно;

– выделение ряда сензитивных периодов в диадических отношениях;

– состояние и особенности развития ребенка на ранних этапах не дифференцированы от системы или диады «мать – дитя» и прямо зависят от психофизического состояния матери;

– формирование эго и супер-эго ребенка в процессе диадических отношений, нарушение которых ведет к созданию особенностей индивидуального психотипа, включающего психосоматический, психотелесный, эмоциональный, личностный компоненты;

– необходимость работы специалиста с учетом вертикальных (филогенетических, культурно-исторических и семейно-ролевых) и горизонтальных (конкретно-культурных, социальных и внутрисемейных компонентов структуры клиента) систем.

Особенности применения перинатальной психотерапии

В применении перинатальной психотерапии существуют некоторые ограничения, связанные с применением суггестивных, психодраматических и глубинных техник в работе с диадой. Особенной осторожности требуют техники, работающиес дородовым формированием диады.

Отмечаются затруднения в работе с клиентами, имеющими проблемы с репродуктивной сферой, родительскими позициями, ярко выраженными психологическими защитами по типу отрицания или реактивного образования. К этим затруднениям относятся проявления замещающей деятельности, игнорирующие стили переживания беременности, эмоционально-отстраненная родительская позиция.

Ребенок рассматривается как клиент и участник психотерапевтического процесса при работе с диадой, и для его благополучия психолог должен продиагностировать возможности матери обеспечить необходимые условия для развития психики ребенка, дать прогноз формирования базовых психических структур у ребенка и при необходимости спроектировать и осуществить коррекцию и терапию выявленных проблем.

Методы перинатальной психотерапии

На разных этапах существования диады «мать – плод – дитя» применяются разные психотерапевтические методы, основной целью которых является оптимизация среды развития ребенка.

Для достижения этой цели решаются задачи с помощью психодиагностики качеств матери, мотивационной и операциональной готовности выполнять материнские функции. На этапе беременности рекомендуется использовать тест И. В. Добрякова на выявление психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). На этом этапе рекомендованы упражнения по созданию образов себя как родителей, полоролевая идентификация, обсуждение хода родов для предупреждения негативных переживаний родовых сценариев; обсуждение онтогенеза репродуктивной сферы, повышение ценности ребенка и родительства.

Важным моментом в период беременности становятся обсуждение материнских функций, стили переживания беременности (Филиппова Г. Г., 2002), проявление материнской компетентности и позиции. Важен диалог и контакт женщины с ребенком, находящимся внутри утробы, осмысление беременной своих привязанностей, изменение супружеских позиций с целью готовности к родам и появлению в семье нового члена. Вся работа перинатальной психотерапии направлена на оптимизацию психологического компонента беременности и коррекцию мотивационного компонента родительской сферы. Для этого используются техники позитивной и ресурсной психотерапии, консультирования, системной семейной психотерапии, симптоматическая работа с состояниями тревоги и страха. Перинатальный психолог и перинатальный психотерапевт вместе с акушером-гинекологом выявляют риск нарушений систем психической адаптации ребенка, при необходимости корригируют психическое состояние матери для оптимизации условий формирования нервно-психических механизмов адаптации ребенка.

Следующий этап работы – подготовка к родам. На этом этапе диагностируются психическая и физическая готовность к родам с помощью проективных методов. Анализируются семейные сценарии, собственный перинатальный опыт супругов, будущих родителей. Особого внимания требует подготовка к партнерским родам (когда муж присутствует при родах). В этом случае диагностируется представление о родах, готовность к конструктивному поведению во время родов через формирование необходимых навыков поведения с помощью работы с телом и взаимодействие с участниками процесса родов (родильница, супруг, медперсонал).

После рождения проводится работа с диадой «мать – дитя» и триадой «мать – дитя – отец». Диагностируется состояние актуальных для данного периода развития ребенка качеств родителей, при необходимости проводится психокоррекционная и формирующая работа с родителями. Психотерапевтическая и психологическая работа направлена на мотивационную сферу личности матери (отца), преобразование диадических интроектов, коррекцию архетипических и семейных моделей и сценариев с использованием психосоматического, эмоционально-образного и психодраматического подходов. Снижение эффективности воздействия происходит в случае отсутствия возможности работать с семейной системой (члены семьи, проживающие вместе и контактирующие после рождения ребенка).

Следует помнить, что в ряде случаев необходима психотерапевтическая, психологическая и консультативная работа с перинатальными проблемами взрослых людей. Это работа с личными проблемами, в основе которых лежат осложнения развития базовых психических образований пре– и перинатального периода онтогенеза и нарушения диадических отношений, нарушение базовой позиции «Я – Мир», наличие психосоматических проблем, а также проблем супружеских, партнерских и детско-родительских отношений. Применяются групповые формы работы с семьей, диагностика перинатальных и диадических проблем с помощью проективных вербальных и невербальных методов для выявления конфликтов и их содержания. Затем с помощью психодинамического подхода анализируются трансформации этих переживаний, их влияние на актуальные состояния личности. При работе с перечисленными проблемами используются методы психоанализа, экзистенциальной и эмоционально-образной терапии, психодрама, символдрама и сказкотерапия. В психологическом консультировании применяются клиент-центрированный подход, позитивная и ресурсная терапия с опорой на когнитивные и эмоциональные приемы воздействия. Перинатальная психотерапия работает с беременной женщиной для коррекции течения беременности, устранения психосоматических и психотелесных ощущений; с семьей беременной для налаживания семейных отношений; с диадой для оптимизации формирования адекватной среды развития ребенка. При помощи перинатальной психотерапии осуществляется профилактика и коррекция внутриутробного и постнатального развития базовых личностных структур, изменение диадических интроектов родителей, а также коррекция родительской позиции и компетентности.

Важное значение имеет психотерапевтическая работа с проблемами репродуктивной сферы для формирования адекватной мотивации рождения детей, коррекции психосоматических нарушений репродуктивной сферы и оптимизации лечебного процесса у представителей обоих полов. Психокоррекционная работа с проблемами репродуктивной системы необходима для формирования ее у будущего потомства.

Психотерапевтическая работа необходима и с диадическими проблемами уже взрослого клиента для изменения позиции «Я – Мир», коррекции невротических и психосоматических нарушений, возникших в детско-родительских отношениях, но проявившихся у взрослых людей.

Положительным результатом применения перинатальной психологии и перинатальной психотерапии является то, что обсуждаемые идеи о влиянии дородового периода на формирование физического и психического состояния человека, о роли родов в этом формировании повлияли на изменения в практике родовспоможения, которая стала более гуманной. Появились альтернативные формы сопровождения и ведения родов, изменяется позиция родителей к своим еще не рожденным детям, отношение к развитию ребенка становится более ответственным. Появились союзы специалистов, объединивших акушеров, гинекологов, неонатологов, психологов и психотерапевтов для работы с женщиной и ее ребенком.

Вопросы для самоконтроля

11. Что изучают перинатология и перинатальная психология?

12. Назовите истоки перинатальной психологии.

13. Что является предметом и объектом изучения перинатальной психологии?

14. Опишите вклад С. Грофа в развитие перинатальной психологии.

15. Кто из отечественных психологов внес вклад в развитие перинатальной психологии? Приведите примеры.

16. Опишите историю развития перинатальной психологии.

17. В чем прослеживается связь перинатальной психологии с другими науками?

18. Назовите отечественных психологов, активно занимающихся развитием перинатальной психологии в наше время.

19. В чем заключается методология Б. Г. Ананьева в изучении и развитии человека?

10. Опишите деятельность психолога-перинатолога.

11. Раскройте суть связи перинатальной психологии и перинатальной психотерапии.

12. Перечислите методы перинатальной психотерапии, средства воздействия на клиента.

Литература

Абрамченко В. В. Беременность и роды высокого риска: руководство для врачей. – М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2004. – 400 с.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Воронеж: Институт практической психологии: НПО МОДЕК, 1996. – 384 с.

Батуев А. С. Возникновение психики в дородовый период // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 6. – С. 51–56.

Батуев А. С. Протекание беременности и первый год жизни ребенка // Сенситивные и критические периоды в онтогенезе человек: материалы XVI съезда физиологов России. – Ростов н/Д, 1998.

Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Детский стресс – мозг и поведение: тезисы докладов научно-практической конференции. – СПб.: Международный фонд «Культурная инициатива»: СПбГУ: РАО, 1996. – С. 3–4.

Батуев А. С., Соколова Л. В. Биологическое и социальное в природе человека // Биосоциальная природа материнства и раннего детства. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

Блэхшмидт Э. Сохранение индивидуальности. Человек – личность с самого начала. Данные эмбриологии человека. – Львов: Изд-во УКУ, 2003.

Боулби Д. Материнская забота и психическое здоровье // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 246–251.

Брехман Г. И. Механизмы и пути «трансляции» и «ретрансляции» информации о насилии через мать к неродившемуся ребенку / под ред. Г. И. Брехмана и П. Г. Федор-Фрайберга // Феномен насилия (от домашнего до глобального): взгляд с позиции пренатальной и перинатальной психологии и медицины. – СПб., 2005.

Брехман Г. И. Перинатальная психология // Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. – 1998. – № 4. – С. 49–52.

Брехман Г. И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов межрегиональной конференции. – СПб.: Глория, 1997.

Брехман Г. И., Федор-Фрайберг П. Г. Феномен насилия. – СПб.: Деметра, 2005. – 349 с.

Брутман В. И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 2. – С. 79–87.

Динамика психологического состояния женщин во время беременности // Мать, ребенок, семья. Современные проблемы: сб. материалов конференции. – СПб., 2000. – С. 28.

Брутман В. И. Личностные и психические нарушения у женщин, отказавшихся от новорожденных // Российский психиатрический журнал. – 2000. – № 5. – С. 10–15.

Брутман В. И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Семейная психология и семейная психотерапия. – 1999. – № 3. – С. 14–35.

Брутман В. И., Родионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 38–48.

Брутман В. И., Родионова М. С . Привязанность матери к ребенку в период беременности // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 75–88.

Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 59–68.

Васильева В. В., Орлов В. И., Сагамонова К. Ю., Черноситов А. В. Психологические особенности женщин с бесплодием // Вопросы психологии. 2003. – № 6. – С. 93–97.

Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода: учеб. пособие / сост. А. Н. Васина. – М., 2005. – С. 266–272.

Гроф С. За пределами мозга. – М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. – 504 с.

Добряков И. В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 93-102.

Добряков И. В. Теория и практика перинатальной психологии // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25–28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – Т. 3 – С. 113–116.

Коваленко Н. П. Перинатальные матрицы с точки зрения перинатальной психологии // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 108–122.

Коваленко Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.01. – СПб., 1998. – 90 с.

Коваленко Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. – СПб.: Ювента, 2002. – 318 с.

Коваленко-Маджуга Н. П. Перинатальная психология. – СПб.: БИС, 2001. – 214 с.

Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н., Ганошенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. – М., 1996.

Ланцбург М. Е ., Годлевская О. В., Коева Н. Ю. Подготовка к родам и основы ухода за младенцем. – М.: Родительский дом, 2006. – 78 с.

Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Воронеж: Институт практической психологии: НПО МОДЕК, 1995. – 356 с.

Прихожан А. М ., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.

Ранк О . Травма рождения и ее значение для психоанализа. – М.: Когито-Центр, 2009. – 239 с.

Суркова Л. М. Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога // Прикладная психология и психоанализ. – 2004. – С. 4-19.

Ташаев Ш. С., Аджиев Р. Ш. Заметки к освоению опыта надличностных уровней переживаний, возникающих в виде «базовых перинатальных матриц» по классификации С. Грофа // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода: учеб. пособие / сост. А. Н. Васина. – М., 2005. – С. 154–165.

Федор-Фрайберг П. Г. Пренатальная и перинатальная психология и медицина: новая междисциплинарная наука в меняющемся мире // Феномен насилия (от домашнего до глобального): взгляд с позиции пренатальной и перинатальной психологии и медицины / под ред. Г. И. Брехмана, П. Г. Федор-Фрайберга. – СПб., 2005.

Филиппова Г. Г. Перинатальная психология: история, современное состояние и перспективы развития // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: материалы международной конференции по истории психологии «IV Московские встречи», 26–29 июня 2006 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. – С. 346–352.

Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 234 с.

Фрейд А . Введение в детский психоанализ: пер. с нем. – М.: Детский психоанализ, 1991.

Фрейд З . Конечный и бесконечный анализ: Психоанализ в развитии: сб. переводов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 176 с.

Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М.: Наука, 1989. – 456 с.

Цареградская Ж. В . Ребенок от зачатия до года. – М.: АСТ, 2002. – 281 с.

Шмурак Ю. И. Воспитание до рождения. Перинатальная психология. Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов конференции. – СПб., 1997.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

Schindler R. Dynamische Prozesse in der Gruppenpsychotherapie (Динамические процессы в групповой психотерапии) / Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik. – 1968. – 9-20.

Stern D. N. The first relationship: Mother and infant. Cambridge: Harvard Univ. Press // Affect attunement // Frontiers of infant psychiatry. – New York: Basic Books, 1984. – V. 2. – P. 74–85.

О психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь ; один из разделов перинатологии .

История

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка .

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик З. Фрейда), который в1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году , организованного доктором Т. Верни (психиатром) .

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга . Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем - Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства» .

Структура

Выделяют три фазы:

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

Концепция

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб. : Спецлит, 2015. - ISBN 5457892042 .
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. - СПб. : Ювента, 2000. -

Перинатальная психология — это раздел психологии, который занимается изучением условий становления и развития психики ребенка, находящегося в материнской утробе или недавно родившегося.

Перинатальная психология — модное и новое направление в психологии, существующее около 30 лет и интенсивно развивающее в цивилизованных странах.

Перинатальный период жизни ребенка, согласно медицинской науке, охватывает время внутриутробной жизни с 22 недель беременности и 28 дней после рождения.

Слово «перинатальный» переводится с латинского следующим образом: peri — вокруг, около, natalis — относящийся к рождению.

Таким образом, перинатальную психологию можно обозначить как науку о психической жизни нерожденного малыша и недавно родившегося. Например, в Японии и Китае началом жизни ребенка считается не время его рождения, а момент зачатия. И в этом есть глубинный сакральный смысл.

Издавна беременные женщины обращали внимание на тот факт, что их ребенок реагирует на их настроение, чувства и мысли. Изменяет свое поведение в животике, темп и характер движений, начинает пинаться. Сейчас учеными доказана связь между малышом и его мамой, начиная с периода внутриутробной жизни.

То есть вся информация, которую черпает малыш, находясь в животике мамы, а также во время своего рождения и непосредственно после родов, глубинно оседает в закоулках его памяти. Плюсуясь с генетической, эта информация оказывает влияние на формирование поведенческих и психологических характеристик взрослого человека, накладывая сильный отпечаток на его судьбу.

Основы перинатальной психологии

В основе перинатальной психологии 2 базовых постулата:
1. У ребенка в утробе матери (плода) уже есть психическая жизнь!
2. У плода и новорожденного существуют механизмы долговременной памяти. Напомним, что плодом называют ребенка в течение 4 недель после его рождения.

Перинатальная психология занимается изучением психической жизни ребенка в период его внутриутробной жизни, в момент родов и сразу после рождения, а также (что немаловажно) ее влиянием на формирование малыша как личности.

Это раздел психологии, предмет которой — тесная взаимосвязь между плодом и новорожденным с психическим состоянием его матери, а также влияние психической жизни мамы на ее малыша.

Изучением этой сферы занимаются целый ряд специалистов из разных областей медицины: педиатры, акушеры, педагоги, психотерапевты и, конечно, психологи.

Психология перинатального развития ребенка

Считается, что малыш сохраняет в долговременной памяти все ситуации, события, которые происходят с ним и с его мамой в период беременности, во время родов и сразу непосредственно после рождения. Эти события записываются в подсознание малыша, участвуют в его формировании и влияют на закладку его психических и поведенческих особенностей как взрослого человека.

Научно доказано, что главное свое влияние события перинатальной жизни ребенка оказывают на:
1. характер поведения человека в экстремальные и критические периоды его жизни: сильный стресс, брак, развод, серьезное заболевание, смерть близких и т.д.
2. на стремление человека к острым ощущениям, экстремальным видам спорта, к азартным играм, отношение к службе в вооруженных силах, отношение с сексу.

Перинатальная психология: матрицы

Основателем перинатальной психологии считается Станислав Гроф, который предложил теорию перинатальных матриц. И по сей день его теория активно изучается и пересматривается учеными и его последователями.

Согласно теории Грофа, все события перинатальной жизни ребенка записываются в подсознании в виде клише. Эти клише он назвал матрицами. Матрицы соответствуют периоду беременности (внутриутробная жизнь плода), моменту родов и периоду непосредственно после рождения.

Первая матрица — Матрица наивности. Она соответствует временному интервалу беременности до начала самих родов. Моментом ее формирования одни исследователи считают образование корковых структур мозга плода (это 22-24 неделя беременности), другие — момент самого зачатия.

Матрица наивности определяет потенциал человека, который он может реализовать в своей жизни, и его способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни (то есть способность к адаптации). Давно замечено, что при здоровом протекании беременности и у желанных доношенных детей этот жизненный потенциал больше (его еще называют базовым психическим потенциалом).

Вторая базовая матрица — Матрица Жертвы образуется со времени начала родов до момента раскрытия шейки матки. В этот период малыш ощущает схватки, но «выход» для него еще закрыт. Частично регуляция частоты схваток и самих родов осуществляется самим ребенком, точнее, выбросом его собственных гормонов в кровеносную систему мамы через сосуды плаценты.

Если возникает угроза появления гипоксии в родах, ребенок способен при помощи гормональной регуляции притормозить частоту схваток и приостановить на время сам процесс родов. Это позволит ему «набраться сил» или, как говорят медики, перейти в состояние компенсации.

Поэтому с точки зрения перинатальной психологии, родовая стимуляция грубо вмешивается в процесс родов, который должен регулироваться гормональной системой матери и ребенка. Происходит искажение естественного взаимодействия мамы и малыша и образуется матрица Жертвы.

Кроме того, страх матери перед самим процессом родов приводит к выбросу в ее кровоток стрессовых гормонов, что вызывает сужение сосудов плаценты и приводит к кислородному голоданию плода. И также формируется патологическая матрица Жертвы. Подобный процесс происходит и при экстренном оперативном вмешательстве в родах — кесаревом сечении.

Третья матрица — Матрица борьбы образуется в конце раскрытия шейки матки и до момента самого появления малыша на свет. Эта матрица оказывает влияние на дальнейшее поведение человека в плане принятия решений. Какую позицию он займет, активную, или будет выжидать. От его решения в этот момент будет зависеть очень многое, такой результат он и получит в жизни.

В этом периоде родов очень многое зависит от правильного поведения мамы. Если мама активно помогала себе и малышу появиться на свет, активно принимала участие в потужном периоде, ребенок ощущает ее Любовь, Заботу, Участие.

И в дальнейшем по жизни, будучи взрослым человеком, он будет адекватно реагировать на все происходящие с ним события, будет использовать предоставленные возможности, вовремя принимать нужные и правильные решения. Он не станет пассивным наблюдателем своей жизни.

Поэтому, вероятно, при кесаревом сечении, когда малыша извлекают из родовых путей женщины врачи, матрица Борьбы не формируется.

Четвертая базовая матрица — матрица Свободы. Сроки ее появления спорны. Считается, что она формируется в момент появления малыша на свет, а заканчивается ее образование по одним данным — после первых 7 дней жизни, по другим — после первого месяца жизни. Либо она формируется и переоценивается человеком на протяжении всей его жизни.

То есть человек периодически изменяет свое мнение о свободе, пересматривает его, переоценивает свои собственные силы, свой жизненный потенциал, учитывая способ своего появления на свет.

Если ребенка отнимают от матери в первые часы-дни после его появления на свет, то во взрослой жизни он может рассматривать свободу и независимость как тяжкую ношу, будет мечтать о возвращении в матрицу наивности, к материнскую утробу.

Существует мнение, что грудное вскармливание малыша до года, полноценный уход, материнская Любовь, тепло и забота могут значительно нивелировать влияние патологических матриц на жизнь человека и его Судьбу.

Поэтому, будущие мамочки, помните одну простую истину: Судьба вашего малыша закладывается еще в вашей утробе. И только вам делать выбор, как провести свою беременности, какие эмоции испытывать, какие событие привлекать и как на них реагировать.

Под редакцией Марины Белой.

Перинатальная психология (или пренатальная психология) - это практическая отрасль психологии, внимание которой сосредоточено на функционировании психики беременной женщины, ребенка в утробе и сразу после рождения, а также взаимодействии матери и ребенка в период раннего младенчества. Различные школы перинатальной психологии неодинаково оценивают период жизни младенца, входящий в сферу их интересов. Некоторые говорят только о периоде беременности, некоторые захватывают также первые месяцы после рождения, а некоторые психологи включают в свою работу возраст ребенка до 3 лет, руководствуясь общими особенностями психики детей раннего детства.

Перинатальная психология в качестве основной своей идеи руководствуется мыслью о том, что на процесс жизни человека влияют не только события, происходящие с ним в течение жизни, но и до ее фактического начала. Например, Э. Берн вводит в психологию понятие «родовых сценариев», говоря о том, что на жизнь будущего ребенка влияет процесс родов, процесс беременности, и даже сам процесс зачатия ребенка.

В практике перинатального психолога, как правило, подобные вопросы не рассматриваются столь глубоко - матрицы рождения являются скорее областью трансперсональной психологии. Типичные задачи перинатального психолога можно разделить на три группы:

  • работа с психикой матери;
  • работа с психикой пренатального ребенка;
  • работа с психикой младенца.

Эти категории включают в себя помощь при таких проблемах, как психологическое бесплодие (бесплодие неясного генеза, психосоматическое бесплодие), страхи при беременности, послеродовая депрессия, подготовка партнеров к будущей роли родителей, психологические страхи в ситуации нежеланных детей, абортов или потери ребенка. Перинатальный психолог - это одновременно и , т. к. помимо работы с матерью, работа производится также и с отцом ребенка при его наличии, а также с самим ребенком (устранение последствий родовых травм и т. д.).

Что такое психологическое бесплодие?

Самым актуальным вопросом, с которым обращаются к перинатальному психологу, - это «не могу забеременеть». Виновником этой проблемы подозревают психологическое бесплодие, однако говорить об этом феномене следует с большой осторожностью.

По статистике, около 12% женщин имеют «бесплодие неясного генеза», которое и принято приписывать к психологическим проблемам. Речь идет о ситуации, когда все физиологические причины невозможности забеременеть исключены, но успешного зачатия так и не происходит. Перинатальный психолог перед началом работы обязательно должен поинтересоваться, какие обследования были пройдены до визита к нему.

В перинатальной психологии считается возможным излечение от такого бесплодия путем разрешения внутренних психологических проблем. Причины могут быть самыми различными - от травм, перенесенных в детстве, до расстройства внутренней идентичности. Больше всего распространены случаи, которые укладываются в две категории:

  • Бесплодие наступает из-за сильного желания иметь ребенка. Как бы ни парадоксально это звучало, при активном желании материнства репродуктивные органы начинают испытывать «перегрузки», из-за чего успешное зачатие не может наступить. Такая ситуация может сложиться, например, из-за того, что женщина стремится получить вторичную выгоду от своего материнства, или оттого, что в детстве она получила установку о том, что без ребенка она не является женщиной.
  • Бесплодие из-за страха или неприятия роли матери. Женщина в сознательной части психики может очень сильно хотеть забеременеть, но ее бессознательная часть при этом препятствует зачатию. Например, руководить этим процессом может страх перед беспомощностью, перед развитием негативного сценария дальнейшего брака и т. д.

Задачей перинатальной психологии является выявление подобных проблем, их проработка совместно с клиентом, а также выработка оптимального сценария для дальнейшей жизни. Например, если женщина приходит к психологу с жалобой на бесплодие, следует поинтересоваться, почему проблема стоит так остро, необходимо именно сейчас. Если за этим стоит прямая выгода, то клиентке предстоит переосмыслить свое решение воспользоваться ребенком как инструментом для извлечения собственной пользы.

Зачем нужен психолог во время беременности?

Беременность - это важный и довольно трудный период для женщины. В этот период не только происходят различные физиологические изменения, но и изменения на психическом уровне. Женщина готовится принять на себя ответственность быть матерью, и это проявляется уже в период вынашивания ребенка: нужно беречь себя от болезней, внимательно относиться к рациону, прислушиваться к своим ощущениям, вовремя проходить обследования и т. д.

Не все вступают в период беременности по собственному желанию, будучи подготовленными к будущей роли. Для многих предстоящее материнство становится внезапным известием, к мысли о котором предстоит привыкнуть, а к событию - подготовиться. Пренатальный психолог необходим женщине, если она испытывает трудности с принятием собственных решений, находится под давлением родственников или мужа, или просто пребывает в угнетенном состоянии духа из-за предстоящего материнства.

На протяжении периода вынашивания ребенка из-за перемен в гормональном фоне женщина может испытывать сильнейший эмоциональный стресс. , с родственниками, нередко тяжело переживается уход с работы. Жизнь матери перестраивается под ее грядущую роль.

Еще тяжелее дела обстоят с женщинами, которые находятся в тяжелой социальной ситуации, без мужа и т. д. Перинатальная психология в этом случае позволяет женщине осознать ее собственные возможности, ресурсы и сделать выбор касательно судьбы ее ребенка. Задачи перинатальной психологии в том числе лежат и в русле работы с женщинами, планирующими или совершившими аборт.

Основными задачами перинатальной психологии является устранение тревоги перед состоянием беременности, снятие страха родов, а также обучение будущей матери принятию ее роли, базовые знания по взаимодействию с ребенком и т. д. Работа также производится и с будущим отцом, которому трудно порой воспринимать свою жену во время беременности, сложно с ней взаимодействовать. Будущие отцы порой не знают, как себя вести во время родов, сразу после них, как ухаживать за новорожденным ребенком и т. д.

Зачем нужен психолог после родов?

В круг интересов перинатальной психологии входит возраст ребенка от момента зачатия до 3 лет. Если в этом возрасте очевидна становится задержка или аномальное развитие психических функций, то, помимо врача, обратиться нужно к перинатальному психологу. Даже если аномалий нет, но роды или беременность были трудными, перинатальный психолог при своевременном обращении может нивелировать полученные в дородовой период и родовой процесс травмы, чтобы сформировать здоровую и гармоничную личность ребенка.

Помимо этого, в перинатальной психологии широко распространена проблема послеродовой депрессии. Это патологическое состояние обрушивается на женщину внезапно, сразу же после рождения ребенка или немного позднее. Перинатальная психология это состояние рассматривает как разрыв ожиданий и реальности, конфликт между внутренними составляющими личностями матери, у которой с физическим отделением ребенка теряет целостность и собственная идентичность.

Интенсивность угнетенного безрадостного состояния при послеродовой депрессии может быть столь велика, что женщина может совершить даже самоубийство или убийство собственного ребенка. Специалисты в перинатальной психологии в таких случаях оказывают экстренную антисуицидальную помощь с учетом специфики состояния женщины.

В случаях нормального состояния матери и ребенка, перинатальный психолог занимается вопросами раннего развития и помогает родителям, и подсказывая формы поведения с малышом для его наилучшего и наиболее гармоничного развития. Многие родители совершают ошибку, нагружая психику ребенка всем «развивающим» и «обучающим» буквально с первых дней жизни. Многие даже верят в программы внутриутробного развития. Перинатальный психолог объяснит родителям, чего делать не стоит и как развивать гармоничную и успешную личность в опоре на реальные возможности и особенности детской психики.

У многих родителей также возникают вопросы по поводу адекватности поведения ребенка. Не все имели опыт воспитания младших братьев и сестер, поэтому, став родителем, не все могут наверняка сказать, нормально ли поведение ребенка, как с ним взаимодействовать и как решать возникающие проблемы. В разъяснении спорных моментов также помогает консультация перинатального психолога.

Женщине, которая становится матерью, важно отойти от роли «девочки», «принцессы», «жертвы», чтобы не переложить пагубные моменты на воспитание ребенка. Мать должна уметь принимать собственные решения, отдавать отчет своим поступкам и нести за них ответственность, слушать собственную интуицию и принимать себя, ребенка и его отца в естестве, со всеми достоинствами и недостатками, не пытаясь перекраивать и перестраивать себя и окружающих. Именно в становлении такой зрелой, полноценной личности, в личностном росте и принятии и помогает перинатальный психолог.

Если же, после рождения ребенка, депрессия преследует вас ежедневно, а порой и с приступами панических атак — срочно к специалисту, например к психологу-гипнологу