Болезни Военный билет Призыв

Психология беременности: материнская доминанта. Негативный материнский комплекс

Архетип матери как фактор, детерминирующий установки на супружеские связи

По Юнгу, архетип матери бесконечно разнообразен в своих проявлениях. Носительницей архетипа в первую очередь является конкретная мать, потому что ребенок поначалу живет с ней в исключительной бессознательной идентичности. Следующими по важности являются бабушка, мачеха, свекровь (теща); далее идет любая женщина, с которой человек состоит в каких-либо отношениях. Множество вариаций архетипа матери обнаруживает мифология: мать, которая является в образе девушки в мифе о Деметре и Kope; мать, которая одновременно является и возлюбленной, как в мифе о Кибеле и Аттисе. Другие символы матери в переносном смысле присутствуют вещах, выражающих цель стремления человека к спасению: рай, царство божье, небесный Иерусалим. Вещи, вызывающие набожность или чувство благоговения также могут быть материнскими символами. Этот архетип часто ассоциируется с местами или вещами, которые символизируют плодородие и изобилие.
Все эти символы могут иметь как позитивное, благоприятное значение, так и негативное, связанное со злом. Эту амбивалентность (двоякость) можно видеть в богинях судьбы Мойра, Граи, Норны. Злыми символами являются ведьма, дракон (любое животное или пресмыкающееся, такое как большая рыба или змея), могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения и домовые. Этот список, конечно, не полон.
С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская забота и сочувствие; магическая власть женщины мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается, добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию.
В негативном плане архетип матери может означать нечто тайное, загадочное, темно; бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее и отравляющее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно, как судьба.

Образ матери мужской психологии по своему характеру полностью отличается от женского. Для женщины мать олицетворяет ее собственную сознательную жизнь, обусловленную полом. Но для мужчины мать олицетворяет нечто чуждое, нечто, что ему все же предстоит испытать и что наполнено образами, скрытыми в бессознательном. По этой причине образ матери у мужчины существенно отличается от образа матери у женщины. Для мужчины мать самого начала имеет явный символический смысл, чем, вероятно, и объясняется проявляющаяся у него сильная тенденция идеализировать ее. Человек идеализирует тогда, когда испытывает тайный страх быть изгнанным. Но то, чего он боится, есть бессознательное с его магическим влиянием.
В то время как для мужчины мать имеет символическое значение, для женщины она становится символом только в ходе ее психологического развития. В мужской психологии господствует такой тип образа матери, как Урания (духовный) тогда как у женщины чаще всего встречается хтонический тип (или Мать-Земля). В отличие от мужчины женщина может идентифицироваться непосредственно с Матерью- Землей.

К.Г. Юнг считал, что архетип матери образует основу так называемого комплекса матери. Юнг считает, что сама мать всегда является активным зачинщиком этих нарушений и в особенности инфантильных неврозов или тех, этиология которых несомненно простирается в раннее детство. Инстинктивная сфера ребенка нарушается, и констелляция архетипов оказываются таковой, что они выступают в качестве чуждого, а зачастую и устрашающего элемента в отношениях между матерью и ребенком. Если, к примеру, ребенок регулярно видит во сне свою сверхзаботливую мать в виде какого-то злого животного или как ведьму, то такое переживание образует в детской душе раскол и тем самым – возможность невроза.
Согласно Юнгу, чтобы стать сознательным, взрослым человеком, мужчина должен изо всех сил бороться со своим материнским комплексом, осознавая, что эта борьба происходит внутри. Иначе он обязательно будет ее проецировать на отношения с женщинами, либо подчиняя себя их желаниям, либо стремясь доминировать над ними,- оба случая свидетельствуют о власти материнского комплекса. В каждом из них у мужчины проявляется его глубинный страх и глубинное стремление «навсегда исчезнуть в материнской утробе».
Ни один мужчина не может стать самим собой, пока не пройдет через конфронтацию со своим материнским комплексом и не привнесет этот опыт вовсе последующие отношения.

Действия материнского комплекса различны в зависимости от того, идет ли речь о сыне или дочери. Типичными воздействиями на сына являются гомосексуальность и донжуанство, а при некоторых обстоятельствах и импотенция (здесь, однако, определяющую роль играет отцовский комплекс.).
При гомосексуальности гетеросексуальные компоненты застревают в бессознательной форме на матери, в случае донжуанства – мужчина бессознательно разыскивает мать «в каждой бабе». Воздействия материнского комплекса на сына выражены в идеологии устроения типа Кибелы-Аттиса: самокастрация, безумие и ранняя кончина.
У сына не бывает комплекса матери в чистом виде, так как всегда существует неравенство полов. Это половое различие составляет основу того, почему в любом комплексе матери у мужчины значительную роль, наряду с архетипом матери, играет также и архетип сексуального партнера, а именно Анимы.
Мать – это самое первое женское существо, с которым сталкивается будущий мужчина. При этом у сына простые отношения идентичности или выделяющего себя противостояния постоянно перекрещиваются с факторами эротического притяжения и отталкивания. Из-за этого формирование комплекса матери чрезвычайно усложняется. В чистом и неусложненном виде комплекс матери имеется только у дочери.

Комплекс матери имеет и его положительное действие: в развитии у мужчин вкуса и эстетического чувства, качеств воспитателя (женская способность вчувствования).
Современный американский психолог Роберт А. Джонсон, исследовавший в рамках юнгианской психологии аспекты феминности в жизни мужчины, отмечает: «В отношении каждого мужчины к женщине и женственности существует шесть основных характерных аспектов. Все шесть для него очень значимы, и каждому из них присуще особенное благородство. Настоящие трудности начинают возникать лишь в том случае, если эти аспекты смешиваются между собой. Такие затруднения составляют самые большие проблемы в жизни мужчины. Ниже я перечислю все шесть составляющих фемининности, с которыми мужчине так или иначе приходится иметь дело:
Его кровная мать. Это земная женщина, которая является его родной матерью со всей ее человеческой уникальностью, с характерными для нее чертами характера и индивидуальными особенностями.
Его материнский комплекс. Он полностью сосредоточен во внутреннем мире мужчины. В нем скрывается регрессивное стремление к тому, чтобы снова стать ребенком и по-прежнему зависеть от матери. В материнском комплексе каждого мужчины можно обнаружить и скрытую надежду на неудачу, и замаскированное желание потерпеть поражение, и подспудное любопытство, возникающее при виде смерти или несчастных случаев, и постоянное и непреклонное требование заботы и ласки. Этот комплекс воистину отравляет всю мужскую психологию.
Его архетип матери. Если для психологии мужчины материнский комплекс — сущий яд, то архетип матери — чистое золото. Это проявление в человеке женской части божественного начала, его доли, поступающей из вселенского рога изобилия. Это бьющая через край и не имеющая границ щедрость, которой мы постоянно пользуемся. Без этой щедрости материнского архетипа мы не сможем прожить ни минуты. Для нас всегда он связан с надежностью, подкреплением и поддержкой.
Его прекрасная дама. Это фемининный компонент психической структуры каждого мужчины, его внутренний партнер и вдохновительница в течение всей его жизни, самое очаровательное и самое чистое создание. Это Белый Цветок, для Дон-Кихота Ламанчского — это Прекрасная Дульсинея Тобосская, Беатриче — для Данте в Божественной Комедии. Именно она придает жизни ощущение красоты и смысла. Юнг назвал эту часть мужской психики анимой, создающей у мужчины ощущение души и всей жизни в целом.
Его жена или подруга. Это женщина из плоти и крови, которая делит с мужчиной жизнь. Она же является для него близким человеком и надежным товарищем.
София, Божественная Премудрость, женская половина Бога, Шехина — в мистике иудаизма. Как правило, мужчина бывает шокирован, когда узнает о том, что Мудрость относится к женскому началу. Но, по крайней мере, так утверждают все мифологические системы».

Все без исключения перечисленные выше аспекты женственности являются для мужчины очень полезными, даже материнский комплекс, с которым ему сложнее всего справиться. Серьезные проблемы могут возникать лишь при смешении и путанице нескольких аспектов, и тогда люди начинают чувствовать себя несчастными.
Если мужчина не отличает реальную мать от материнского комплекса, то вследствие регрессивной природы последнего он будет постоянно осыпать упреками свою собственную мать: в ней он будет видеть ведьму, которая только и делает, что старается его погубить. Ненависть к матери или к женщине, которая ее заменяет, вызванная регрессивным материнским комплексом, — очень характерная черта, присутствующая у многих молодых людей.
Если мужчина смешивает внутренний материнский образ с архетипом матери, он будет видеть в матери богиню, которая его оберегает, и ожидать от нее защиты, ибо именно такой является главная функция материнского архетипа. Он будет предъявлять чрезмерные, доходящие до смешного претензии к материнскому аспекту окружающего его мира и требовать от него обеспечить ему безмятежное существование без малейших собственных усилий.
Если происходит путаница анимы, то есть, прекрасной дамы, с материнским образом, мужчина будет постоянно ожидать от своей внутренней женщины материнского отношения.
Очень часто возникает смешение супружеского и материнского аспектов. В таком случае вместо ожидания, что женщина станет ему партнером и товарищем, мужчина предполагает, что она заменит ему мать. Тогда жена будет слышать его непрекращающиеся требования удовлетворения его потребности в материнской любви и ласке.
Так как в жизни каждого мужчины София проявляет себя не слишком характерно, этот аспект может быть заметен далеко не всем. Если мужчина путает Софию со своей родной матерью, он наделяет ее божественной мудростью, которую ни одна смертная женщина не в состоянии обладать. «Мама лучше знает» и архетип Софии — сочетание не из лучших.
Существуют и другие варианты всевозможных смешений и сочетаний. Все, без исключения, они неблагоприятны. Однако негативным является не женское начало как таковое, а смешение разных его аспектов и уровней осознания.
Если подобные переживания для мальчика слишком сильны, они могут лишить его инициативы делать что-либо в будущем. Для большинства мужчин это настолько сложно, больно и непостижимо, что они немедленно вытесняют все, что с ними происходило и отвечают, что ничего не помнят. Но вытеснить эти переживания в бессознательное, как, впрочем, и любые другие, — не значит от них избавиться. Они будут постоянно о себе заявлять.

Кроме эмоциональной травмы рождения, огромную роль в развитии индивидуальной психологии мужчины играют особые отношения между матерью и ребенком. Чаще всего мужчина испытывает страдания из-за какой-то одной или из-за обеих этих травм. Его ощущение матери будет либо избыточным, либо недостаточным. В первом случае на ребенка неизбежно будут воздействовать потребности матери, ее дезориентированная психология, ее травмы, ее непрожитая жизнь. Ее «избыточность» будет разрушать хрупкие границы его психики и порождать у него чувство бессилия. Это подавление и разрушение будет привнесено во взрослую жизнь, станет проецироваться в основном на женщин и на события в его жизни, и чувство бессилия будет постоянно его преследовать.
Точно так же мужчина может чувствовать, что его мать не в состоянии удовлетворить его потребности, и страдать от ощущения покинутости. Эти страдания неизбежно снижают его внутреннее ощущение состоятельности, что, в свою очередь, порождает общее чувство ненадежности и поиск Ее, вызванный тревожной зависимостью и подпитываемый страхом. Ощущение мужчиной своего Я в значительной степени аффективно окрашено этими травмами: подавленностью или покинутостью или тем и другим вместе.
Пока мужчина не осознает воздействия своего материнского комплекса, он будет страдать из-за невозможности установления гармоничных взаимоотношений с женщинами. Ему придется интериоризировать свою тоску и гнев «за свой счет» или же проецировать их на окружающих «за их счет». Не осознав своей внутренней психической структуры, сформированной его индивидуальной историей, мужчина не станет зрелым. Все потребности внутреннего ребенка все еще проявляют активность, наряду со страхом быть либо подавленным материнской властью, либо брошенным ею на произвол судьбы. Именно поэтому многие мужчины добиваются контроля над своей женой или подругой, ибо чувствуют, что вся власть по-прежнему принадлежит Другому. А так как их глубинное, инфантильное влечение не находит никакого удовлетворения, то они стремятся превратить в мать свою жену или подругу.
Большинство женщин сознательно не хотят исполнять роль матери для близкого мужчины, но все равно оказываются втянутыми в этот сценарий. Нетрудно понять, почему в близких отношениях между взрослыми людьми часто возникают проблемы, а отношения с матерью становятся приоритетными. Если женщина становится мужчине «матерью», это может «дать нужный эффект» — психологически освободить мужчину от его материнского комплекса (при этом не учитываются путы, которыми связывает его сама женщина).
Все неассимилированные потребности, страх и ярость отыгрываются в близких отношениях. Чем ближе эти отношения, тем более они засорены остаточными первичными отношениями мальчика с матерью, которые сохраняются в психике мужчины.

Таким образом, отмечает Д. Холлис, огромнейшая цена, которую приходится платить из-за неосознанного материнского комплекса, заключается не в ущербе, который он наносит внешним отношением, хотя само по себе это ужасно, а в том, что он делает с отношением мужчины к самому себе. Все, что остается бессознательным, никогда не исчезает; оно активно влияет на человеческую душу. Такое самоотчуждение снижает качество жизни и отравляет отношения с окружающими. Чтобы исцелиться, мужчина, прежде всего, должен принять во внимание свои непроработанные интериоризированные отношения с матерью начиная с младенчества, исследовать характер своих индивидуальных и социальных травм и, наконец, понять место, которое занимает его отец в этой эмоциональной констелляции.
Д. Холлис также подчеркивает, что в условиях, когда множество матерей воспитывают ребенка без отца и в условиях падения отцовского авторитета в современном обществе величайшее психологическое воздействие на жизнь мужчины, живущего в нормальных условиях, оказывает его мать. Из-за аномалии этого психологического воздействия, которое в той или иной мере остается для нас бессознательным, у мужчин развивается искаженное отношение к четырем основным видам феминности.

* Во-первых, мужчины слишком поощряют психологическую власть женщин, то есть они проецируют на женщин огромный эмоциональный заряд своего материнского комплекса. Грубо говоря, это можно выразить так: «Раз у тебя есть грудь, значит, ты женщина. Моя мать была женщиной, Поэтому ты должна быть такой же, как она». Поэтому мужчины, боясь власти женщин, будут стремиться ублажить женщину, управлять ею или вообще избегать выяснения отношений с ней. Поскольку они не в состоянии признать проблемы, связанные с материнским комплексом, и справиться с ними, они просто остаются на уровне отношений, построенных на проекции и основанных на стремлении к власти. Такова главная истина, лежащая в основе так называемой войны полов: страх подменяет эрос властью.

* Во-вторых, мужчин приводит в ужас их внутренняя феминность. Они связывают свою чувственную жизнь, свои инстинкты, свою способность проявлять заботу и нежность с характерными качествами женщины и поэтому от нее отстраняются. Одновременно возрастает отстраненность мужчин от своей анимы, что приводит их к глубокому самоотчуждению. По сути, было бы не совсем правильно говорить о феминной составляющей в мужской психике, ибо в действительности анима неотделима от мужской сущности. Мужчины редко раскрывают эту часть своей личности, но они так же, как и женщины, ориентированы и на внешний мир, и на свою внутреннюю жизнь.

* В-третьих, так как мужчины столь неуверенно ощущают свою половую идентичность и закрепленные за ними социально-половые роли, они боятся и отрицают те части своей личности, которые не умещаются в узких рамках социальных ограничений. Видя, как эти аспекты их личности проживают другие, они с яростью их отвергают. Первый пример — гомофобия.

* В-четвертых, ощущение мужчинами власти феминности постепенно превращается в ее переоценку и в страх перед сексуальностью. Ницше как-то заметил, что основной целью брака является беседа98. Цель отношений, основанных на взаимном согласии, примером которых являются супружеские, — не заботиться друг о друге (ибо это приведет к активизации детско-родительских комплексов), а способствовать личностному развитию супруга и развиваться вместе с ним. Эти значит, что отношения между людьми должны быть диалектическими: это откровенное общение, в котором существуют и компромисс, и личностное развитие. Можно с уверенностью сказать, что секс является одной из связующих нитей между полами. Однако мужчины, которые зачастую испытывают дефицит в чувствах, сводят весь процесс к половому акту и излишне на нем концентрируются.

Подчеркивая особую власть материнского комплекса над мужчинами, которые больше всего тоскуют по заботе и безопасности, Д. Холлис говорит о необходимости мужской травмы. «Мужчинам необходимо нанести травму; только тогда они по-настоящему смогут вступить в мир, ускорится процесс осознания ими происходящего, они смогут решить героическую задачу — покинуть мать и стать хозяевами собственной судьбы».

Таким образом, образ матери является одним из основополагающих архетипов человеческой психики и во многом определяет как психосексуальное, так и в целом социальное развитие личности мужчины. Современная психология признает определяющую роль влияния матери на становление личности мужчины и его поведение в рамках супружеских отношений. Прообразом супружеской любви является материнство.

Список литературы

1. Джонсон, Роберт А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. – М., 1998.
2. Холлис Д. «Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление». – М., 2005
3. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. – Киев- М, 1997.
4. Юнг К.Г. Брак как психологическое отношение//Конфликты детской души. – М., 1995.
5. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. – СПб., 2001.

Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты

В Негативный материнский комплекс

У ЖЕНЩИН: "Плохой человек в ужасном мире"

Типичным для негативного материнского комплекса является постоянное ощущение, что за все необходимое в жизни нужно бороться. Вместо поддерживающей любви, покровительства, подпитки, защиты, заинтересованности и внимания, переживаемых при позитивном материнском комплексе, представление о жизни в целом состоит из одиночества, измотанности, самоотдачи больше, чем подпитки, но ее все же хватает, чтобы не умереть. (Чувство, что лучше бы было не родиться, чем так мучиться).
Формирование такого комплекса зависит не столько от взаимодействия конкретного ребенка с конкретной матерью, сколько от характера "материнского окружения" ребенка в целом. Матери, которые не хотели иметь детей, впоследствии почти никогда не могут установить с детьми согласованное взаимодействие.
Атмосфера в семье может ощущаться как тягостная и холодная, как на вокзале, суетная, конфликтная, наполненная раздражением. Материнские послания часто звучат как: Отстань! Оставь меня в покое! Я тебя прибью! Ничего другого от тебя и нельзя было ожидать. Ты как не наша. Тебя что, в роддоме подменили? Такое обращение формирует у ребенка чувство, что он не имеет права существовать, что он изначально виноват и должен как-то оправдать свое существование. Убеждение, что прото так не любят, всегда за что-то и с условиями. (В дальнейшем может выбрать малооплачиваемую и тяжелую "помогающую" профессию).
Перегруженные обязанностями матери, партнеры которых не разделяют с ними тяжесть родительской заботы о детях или бессознательно обесценивают попытки матерей наладить отношения, почти всегда не эмпатичны по отношению к ребенку. Перегруженные матери заняты больше собой, чем ребенком, и им трудно позволить ребенку развиваться по его способностям и склонностям.
Если дочь устанавливает теплые отношения с другой женщиной вне семьи (соседкой, учительницей, тренером), мать может завистливо и ревниво нападать на эти отношения и разрушить их. Сексуальность дочери также вызывает нападки матери, и приписывание дочери в будущем роли шлюхи, проститутки.
Женщины с исходно негативным материнским комплексом, не преодолевшие его хотя бы частично, обычно пытаются проявить подлинную заинтересованность в своих детях, но в их отношениях все время происходят "нестыковки" и "несоответствия". Если такая мать воспитывает ребенка одна, оба попадают в порочный круг, "колею" комплекса, и у обоих все больше развивается "аллергия" друг на друга. Такой женщине крайне трудно найти свою идентичность. Формируется базовое недоверие к людям, подозрительность, напряженная бдительность и ожидание подвоха в любых отношениях, чувство безнадежности и отчужденности, невозможно ни с кем эмоционально соединиться. Напротив, все отношения полны отвержения, борьбы, соперничества.
Психосоматически ребенок реагирует постоянными простудными заболеваниями ("холодная" атмосфера). Позже женщины нередко испытывают проблемы с менструальным циклом, формируют телесный "панцирь". Могут развить такое "холодное" заболевание как рак.
К стратегиям выживания женщин с негативным материнским комплексом относятся: раннее взросление (псевдовзрослая персона), полагаются только на себя, формируют неврозы навязчивости (например, коллекционирование), развивают свои организаторские способности и "героически преодолевают все жизненные трудности". Вкладываются в профессию, чтобы укрепиться в мире и оправдать свое существование. Находят отдушину в музыке, литературе. В общем, предпринимают попытки к бегству на отцовскую территорию.
У МУЖЧИН: "Как мучительно жить!"
Формируют множественные психосоматические реакции - от болей в животе до кардионевроза. Характерно повторяющееся чувство беспомощности, что ничего не удается сделать, за что бы ни взялся, что требуется сделать. Убеждены, что не должны беспокоить других своим существованием. Сколько себя помнят, все время что-то не так с животом. Считают, что миру нельзя доверять, поскольку каждое соприкосновение с ним причиняет боль и страдание. Чувствуют, что виноваты в том, что мать несчастна. Часто такие мужчины хорошо учатся, книгочеи, обладают хорошим пространственным воображением, неспешны, перфекционисты. Отношения с ровесниками затруднены. Часто формируют неврозы навязчивости, педантичность, контролируют все и вся, или развивают фобии. Женятся на женщинах, очень похожих на мать - депрессивных, с заниженной самооценкой и преувеличенным чувством вины. От женщин в целом ничего хорошего не ждут. Труднодоступную Аниму-"звезду" часто проецируют на сестру, родственницу. С этой психодинамикой связаны кардионеврозы, инфаркты.
Ключевыми также являются базовое недоверие, страх сепарации, не умеют переживать потери, утраты. Очень часто при так называемых нарциссических расстройствах личности обнаруживается негативный материнский комплекс.
Чтобы выжить, также самоутверждаются на отцовской территории.

Нескромность как качество личности – склонность проявлять стремление к почестям, иметь обыкновение подчеркивать свои достоинства, хвастаться своими заслугами.

На нескромное предложение парня на счет интима девушка вспыхнула: — Я тебе не уличная девка! Пойдем в подъезд…

В скверике на скамеечке сидит миловидная, аккуратно одетая задумчивая женщина. Внезапно к ней подсаживается бомж - грязный, оборванный, вонючий и нетрезвый, с бутылкой пива в руках. С интересом оглядывает женщину, после чего протягивает ей бутылку. Женщина с недоумением смотрит на пиво: - Нет, спасибо. Бомж, отставив бутылку, достает из-за пазухи надкусанное яблоко и предлагает соседке. Та начинает нервничать: - Спасибо, я не хочу! Бомж на пару минут задумывается. Потом, порывшись в кармане, вытаскивает оттуда старый, замусоленный леденец без фантика, с налипшими волосами и табачными крошками, и снова протягивает женщине. Она выходит из себя: - Послушайте, я же ясно дала понять, что ничего не хочу! Ешьте сами свой леденец и оставьте меня в покое! Бомж послушно убирает леденец. Потом, глядя в пространство и ни к кому определенно не обращаясь, задумчиво произносит: - Нескромный вопрос. Так что, на оральный секс я могу не рассчитывать?

Нескромность – это жгучее желание домогаться почестей и признания. Нескромность – раздутое ложное эго, требующее почестей и признания своей значительности. Человек, хвастающий своей скромностью, по определению нескромен. Дефицит скромности свидетельствует об излишках гордыни и недостачи разума.

Простите за нескромный вопрос, что любит нескромность? Прежде всего, почести, награды, признание своих заслуг и достоинств, она жгуче желает славы, пиара, известности. Её нисколько не смущает выпячиваться, действовать нахрапом, неделикатно, неприлично и бесстыдно. Нескромность в межличностных отношениях ведёт себя фривольно, панибратски и фамильярно.

Находясь под влиянием энергии страсти или невежества, нескромность может проявляться в компании с цинизмом, беззастенчивостью, бестактностью, непристойностью и бессовестностью. Без зазрения совести она нахально и чересчур откровенно излагает то, что пришло ей в голову. Для нескромности обычное дело выложить на всеобщее обозрение пикантности, двусмысленности и скабрезности. Словом, начиная с внешности и заканчивая проявленными качествами личности, нескромность всегда характеризуется беспардонностью, неадекватностью и, главное, неуважением к людям.

Великий философ Платон жил в Олимпии под одним кровом с людьми, которых он не знал и которым был тоже незнаком. За время совместной жизни он столь расположил к себе и очаровал их своим обхождением, что они не могли нарадоваться этой встрече. Опасаясь быть нескромным, философ не упоминал в разговорах ни Академии, ни Сократа, сказал только, что его зовут Платон. Когда эти люди попали в Афины, Платон принял их чрезвычайно гостеприимно, и они попросили его: - Покажи-ка нам своего тёзку, ученика Сократа, сведи нас в Академию и познакомь с ним, чтобы нам его послушать. На это Платон по своей привычке слегка улыбнулся и сказал: - Это же я.

На месте Платона нескромность раструбила бы на всю округу о месте своего пребывания и начала бы кичиться и хвастать перед соседями, как фитиль, упившийся маслом:

Фитиль в светильнике, упившись маслом,
Своим сиянием вдруг начал хвастать.
Но лёгкий ветерок, подув на фитилёк,
Заставил быстренько его погаснуть!

Коварный ветер там нежданно веет,
Где радоваться скромно не умеют

Нескромность легко диагностируется: начните человека хвалить, и он не сдержит довольную улыбку. Истинно скромный человек равнодушен к похвалам и почестям. Нескромность, напротив, акцентирует внимание на себе, манерно себя ведет, громко разговаривает, с пафосом и командными нотками в голосе, броско одета, проявляет зависть и пр.

Нескромность – дочь гордыни. Когда узнаёшь семейство гордыни, сразу пыл сходит с лица. Здесь и тщеславие, и высокомерие, и ханжество, и чванливость, и чрезмерное честолюбие, словом, гордыня плодовита на пороки. Нескромность, делегированная гордыней, постоянно вступает в антагонизм с окружающими, а это ведет к страданию и боли.

Нескромность – это демонстративно выраженное неуважение к людям. Естественно, что она вызывает реакцию отторжения, противостояния, конфликта. Нескромность возбуждает в людях их ложное эго. Когда человек разговаривает не искренне, с пафосом, ложное эго людей сознательно или бессознательно противится его нескромности. Возрастает риск конфликта, а это боль и страдания. Эго нескромности наталкивается на массовое эго окружающих.

В отличие от нескромности скромность проявляется в условиях спящего ложного эго окружающих. Людям нечего волноваться, когда рядом истинная скромность. Они ощущают исходящий от неё дух умиротворённости, довольства и безмятежности. То есть, в отличие от беспокойной, конфликтной нескромности скромность находится в спокойном состоянии ума.

Д. Аддисон в контексте этой мысли пишет: «Нескромный человек часто опасней, чем злой, ибо последний нападает только на своих врагов, тогда как первый причиняет вред врагам и своим друзьям».

Нескромность, удалённая от почестей, исходит злобой и завистью и пойдёт на всё, лишь бы прорваться в бомонд. Нескромность не стабильна, без вознаграждения, привилегий и почестей она неработоспособна. Иными словами, с нескромным человеком возникает масса проблем: работает он не стабильно, конфликтует с людьми, его не уважают. Если коллектив был здоров, то с появлением нескромности его будет разъедать зависть.

Петр Ковалев

"Начнем с описания ведьмы. Я уже отмечала, что этот образ был хорошо известен в фольклоре XV в. Ведьма хорошо известна и сегодня, но именуется по-другому; теперь ее называют стервой, мегерой, властной матерью . а юнгианские психологи — женщиной, одержимой аниму-сом . По-видимому, за прошедшие века характер ведьмы ничуть не изменился", она все та же — злая, назойливая, толстая (обладает крупным телосложением, но даже при отсутствии такового, в силу своей назойливости заполняет собой все психологическое пространство), имеет магическую власть и ненасытную потребность пожирать детей и мужчин. Как и известная по современной психотерапевтической литературе доминирующая и гиперопекающая мать, ведьма растворена в своих детях и НИКОМУ не позволяет взять власть в семье.
Женщина, которая находится под воздействием негативного материнского комплекса и регулярно отыгрывает роль ведьмы, ощущает горечь и боль, имея твердую уверенность в том, что является более безобразной, ничтожной и злой, чем обычная женщина. Ощущение своей никчемности и уродства дает ей повод чувствовать себя человеком второго сорта, или «недочеловеком», а по силе своего эмоционального воздействия она вполне может чувствовать себя сверхчеловеком. Женщина может вообще не отделять себя от ведьмы, будучи уверенной в том, что она никому не нужна.


Время от времени каждая женщина отыгрывает роль ведьмы. Это происходит, когда мы, женщины, чувствуем, что нас недооценивают и не понимают, когда ощущаем перенапряжение и усталость. Постепенно боль превращается в обиду, отчуждение, холодность, и мы в отчаянии разрываем отношения с близкими нам людьми. Будучи ведьмами, мы живем «в дремучем лесу» и не чувствуем себя достойными и равноправными членами семьи. В лесной чаще обычно живет только ведьма: ни один нормальный человек не захочет одиноко жить в глуши. Таким образом, одиночество ведьмы становится для нее тяжелым бременем, и со временем женщина впадает в панику. Женщина паникует от того, что никто не может ее спасти, ибо не способен понять ее чувства и реакции. Такая женщина отказывается от объяснений: она уже не пытается выразить свои чувства , потому что слышала от других — да и сама в это поверила, — что она не в состоянии вразумительно изложить свои мысли. Она может лишь вкратце описать свое состояние, но в основном будет просто скрывать свои чувства, пытаясь управлять другими людьми, осуждать их, досаждая кому-нибудь или стараясь услужить.
Несколько слов о том, как мы вместе с котерапевтом научились распознавать ведьму в отношениях супружеской пары или семьи. Самая характерная черта ведьмы — ее ненависть к самой себе . Она считает себя отвратительной — неимоверно толстой, безобразной, глупой и непривлекательной. При этом ведьма ощущает свою силу и влияние и всегда старается найти себе оправдание. Так, например, она может сказать: «Я чувствую, что, ворча на детей, я отравляю им жизнь, но почему-то никак не могу остановиться». Она чувствует себя виноватой в том, что в семье случаются конфликты и прочие неурядицы, но не может понять, в чем заключается ее вина. Часто вслух она называет себя стервой или мегерой, и ее партнер охотно соглашается, еще больше подкрепляя ее ненависть к себе.
Женщина, идентифицирующая себя с ведьмой, давно махнула рукой на свой внешний вид. Отличительной личностной чертой всех ведьм, с которыми мы встречались на сеансах психотерапии, является избыточный вес. Вне зависимости от того, действительно ли женщина имеет избыточный вес или он соответствует норме, ведьма чувствует себя толстой. А если женщина находится под влиянием социально-культурных стандартов, определяющих объем талии и бедер, то она воспринимает эти стандарты как приговор своей фигуре. Наши современники восхищаются худыми женщинами, и эта идеализация худосочности является симптоматичной в контексте наших общих проблем, связанных с негативным материнским комплексом. Вот что пишет о воздействии полноты на женскую идентичность Дженин Росс, которая работает с женщинами, страдающими булимией:
Полнота и ее ощущение обычно различаются у женщин и мужчин. Мужчина может есть часто и много, иметь избыточный вес, не любить свое тело и все же считаться (и считать себя) привлекательным... А для женщины внешность является ключевым фактором при оценке человеческих качеств; женщина ощущает себя такой, какой она выглядит. Она может быть необыкновенно умной, быть восприимчивой и компетентной, но если она полная, то должна изо всех сил доказывать свои достоинства... Мне встречалось множество мужчин, которые любили свое тело и при этом даже не думали о нем, но я никогда не встречала женщину, которая бы любила свое тело и о нем не заботилась.
Женщина, идентифицирующаяся с ведьмой, обычно выносит приговор своему телу, фактически обрекая себя на одиночество, и крайне неохотно «отдается» в моменты сексуальной близости, беспокоясь о своей отвратительной внешности. Естественно, отчужденность и скованность женщины воспринимается партнером как желание им управлять , что в дальнейшем может привести к возникновению ответной негативной реакции у мужчины. Еще один способ распознать ведьму, кроме выявления ее ненависти к себе,—узнать, каково отношение членов семьи к женщине как к жене и матери. В одном случае ее поведение героически терпит «Гавейн-муж», который время от времени спрашивает, чего именно супруга хочет, и никак не может понять ее ответ. Дети и муж научились ходить рядом с такой женщиной на цыпочках, словно боясь, что она может их проглотить . Они никогда не смотрят ведьме прямо в глаза. Когда она говорит: «Посмотри на меня» — они пугаются, падают духом и ведут себя так, словно она способна вытянуть из них всю душу. Сама женщина также может научиться отводить взгляд, смотреть в пол или в окно и тяжело вздыхать.
Всем своим поведением она демонстрирует огорчение оттого, что никто не в состоянии ее понять. Она права — ее никто не понимает, во всяком случае, в ее собственной семье. Может быть, отчасти это и правда, так как все, что она говорит, «не имеет смысла». Она совершенно не беспокоится о том, чтобы логично построить свое высказывание или разобраться в своих чувствах, хотя и может сделать это в отсутствие своих домочадцев. Члены семьи, прежде всего дети, будут служить ей аудиторией, либо пытаясь перевести ее невербальное поведение в слова, либо реагируя отвлекающим поведением в ответ на материнское отчуждение и гнев.
Если в одной семье домочадцы стоически терпят ведьму, то в другой к ней могут и не проявлять такого терпения. Супругом может оказаться мужчина, имеющий психологическое сходство с сэром Громером,— агрессивный и оказывающий постоянное давление на жену и детей. Он требует внимания, любви, проявления нежности и заботы о нем и полного подчинения. Он идентифицирует себя с мачо и, ведя себя агрессивно, наводит страх своей физической силой и эмоциональным напором. «Сэр Громер» заявляет жене, что с ней (и с ее матерью) «просто невозможно жить». Он не выпускает ведьму из лесной чащи, а потом с удивлением и страхом узнает, что сын его в школе проявляет неуважение к учителям-женщинам, что на спортивной площадке его мальчик «превращается в быка» или становится юным правонарушителем, наносящим ущерб чужой собственности, или пристает с домогательствами к молодым женщинам. «Сэр Громер» никогда не придет на прием к терапевту по своей воле. Как правило, прийти на терапию его вынуждают дети, которые бессознательно защищают и спасают ведьму.
В семьях обоих типов почти всегда проявляется особенность, характерная для негативного материнского комплекса: никого из членов семьи не трогают слезы матери. Слезы вызывают не жалость, а лишь презрение и раздражение. В конечном счете, как нам известно, слезы ведьмы — не настоящие. За этими слезами скрываются злоба и стремление к власти . Когда мы думаем, что женщина-ведьма плачет, мы ошибаемся: она смеется, и смех ее звучит презрительно и зловеще. Домочадцы, видя привычные материнские слезы, испытывают презрение , реагируя на иррациональное значение негативного материнского комплекса."
Полии Янг - Айзендрат " Ведьмы и герои

Если проблемы бесплодия у вас не было или она благополучно разрешилась, зачатие произошло. Вы могли по достоинству оценить прихотливость и тонкость механизмов, обеспечивающих слияние мужской и женской половых клеток, путешествие оплодотворенной, делящейся на ходу клетки в матку и закрепление ее там. В этой статье поговорим о том, что такое материнская доминанта.

Что такое материнская доминанта?

Еще более сложными представляются механизмы, определяющие развитие эмбриона, плода, побуждающие организм женщины к изменениям, способствующим этому процессу. Углубляясь в их изучение, поражаешься изобретательности и точности природы, создавшей совершенный, четкий, подробнейший план, предусматривающий порядок изменений активности и специфику работы различных систем и органов женщины, их взаимодействие друг с другом и развивающимся организмом на разных этапах созревания будущего ребенка.

История открытия материнской доминанты

Еще в 1930-е годы замечательный русский ученый, академик А. А. Ухтомский сформулировал один из основных принципов деятельности центральной нервной системы, который назвал "принципом доминантности". Согласно этому принципу, под влиянием возбуждения, вызванного как раздражителями внешней среды, так и в результате раздражителей внутренних, формируется очаг господствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении и способный оказывать тормозящее влияние на работу других нервных центров, препятствующих этому.

В 1960-х годах И. А. Аршавский применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной. Выживание и развитие оплодотворенной яйцеклетки, эмбриона, плода, младенца зависят от сформированности у его матери доминанты, обеспечивающей способность направлять в нужное русло физиологические и нервно-психические процессы. Именно Аршавским предложен термин «материнская доминанта». Она включает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты беременности, родов и вскармливания.

Психологический компонент доминанты беременной, подготавливающий физиологию будущей матери к зачатию, возникает еще до оплодотворения и характеризуется так называемыми доминирующими идеями беременности, то есть острым желанием женщины иметь ребенка.

При нечаянной, незапланированной беременности психологический компонент доминанты формируется вслед за физиологическим. Такая беременность может застать организм не в лучшей его форме, врасплох.

Развитие материнской доминанты

Исследования показали, что выраженная материнская доминанта беременности растет пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних. Объясняется это, по-видимому, тем, что именно в этот период многие женщины обоснованно считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. Кроме того, к двадцати пяти - тридцати годам большинство женщин уже заканчивают свое обучение, приобретают профессию, устойчивое материальное и семейное положение, то есть лучше социально адаптированы. Короче - уже пора!

Материнская доминанта и ее компоненты

Интересно, что не всегда высокий показатель доминанты беременности является благоприятным фактором для ее течения и успешного родоразрешения. Многое зависит от качественных особенностей психологического компонента доминанты беременности. Можно выделить несколько основных его типов: игнорирующий, беспечный, тревожный, депрессивный и адекватный.

Игнорирующий тип

Игнорирующий тип материнской доминанты часто встречается при нежеланной беременности и обычно сочетается с низким количественным показателем доминанты беременности. До того момента, когда не считаться с изменениями организма женщина уже не может, она старается совсем не менять ритм жизни, привычки, не думает о будущем ребенке. Она напоминает страуса, который в случае какой-либо опасности, неприятности прячет голову в песок, чтобы не замечать их. Обычно такие женщины испытывают сильную тревогу, но стараются скрывать ее от окружающих, игнорировать ее. Фон настроения при этом часто понижен, хотя возможны и его беспричинные колебания. Чем больше срок беременности, тем выраженнее состояние психологического дискомфорта.

Беспечный тип

Этот тип материнской доминанты характеризуется преобладанием повышенного настроения, уверенностью в благополучном родоразрешении, легковесностью и непониманием своей новой роли сейчас и в ближайшем будущем, предстоящих обязанностей. Беременность обычно очень желанная, однако, убедившись, что зачатие произошло, беспечная женщина считает, что все от нее зависящее она уже сделала, а остальное получится само. На учет в женскую консультацию представительницы этого типа встают поздно, посещают ее нерегулярно. Если возникают какие-то осложнения беременности, то они застают женщин врасплох, воспринимаются иногда как гром среди ясного неба, их тяжесть преувеличивается. Трудности, связанные с родами, послеродовым периодом, заботы о малыше также оказываются неожиданными и удручают.

Тревожный тип

При тревожном типе (название говорит само за себя) причины повышенной тревожности, которая определяет все поведение женщины, могут быть вполне объективными, связанными с семейными неурядицами, состоянием здоровья, бытовыми трудностями и т.д. В то же время встречаются беременные, неспособные объяснить свое состояние или чрезмерно преувеличивающие настоящие и предстоящие трудности. У беременных с такой материнской доминантой сравнительно чаще отмечаются токсикозы, различные невротические расстройства (нарушения сна, страхи, повышенная мнительность, обидчивость и др.)

Депрессивный тип

При депрессивном типе беременность протекает на фоне резко сниженного настроения. Женщина, мечтавшая о ребенке, может заявлять, что теперь не хочет его, не верит в свои силы, начинает хуже относиться к мужу и другим близким, часто без особой на то причины плачет. Отношения с родственниками, не понимающими, что происходит, часто портятся. Это в свою очередь еще больше усугубляет тяжесть ситуации. Очень важно вовремя разглядеть эти симптомы и срочно обратиться к врачу. К счастью, такой тип доминанты беременности относительно редок.

Часто встречаются и смешанные типы.

Выяснив, к какому из перечисленных типов доминанты беременности относится ее собственная, женщина и ее близкие должны попытаться выработать другое отношение к происходящим в организме изменениям, к вынашиванию ребенка и предстоящим родам. Наиболее благоприятным для становления физиологического компонента доминанты беременности и родовой доминанты является адекватный тип.